Страница 1 из 8

Мосты Кенигсберга

СообщениеДобавлено: 18-09-2008 11:37:39
Panel
Изображение

Вроде это Reichsbahnbrucke. Фотография в оригинале называлась "Neue_Drehbruecke_ueber_den_Pregel.jpg". Элементы ограды совпадают с сегодняшним, панорама похожа. Если это он, то оказывается на нём было три или более ж/д пути.

МОСТЫ

СообщениеДобавлено: 20-09-2008 01:36:15
Panel
Согласен, весьма резонное замечание.
Но, немного почесав репу, высказываю предположения (именно предположения):
Старый железнодорожный мост мост был поворотным, то есть современных башен не увидим:
Изображение - это вид со стороны острова, единственное, что мне удалось по быстрому найти.
После (правильнее сказать до) "нового двухъярусного моста" река делает поворот. Покопался в своих фотографиях (в августе этого года посетил свою "историческую родину"), вот здесь это видно (со стороны порта):
Изображение
Изначальная фотография скорей всего сделана из сохранившейся кирпичной башенки (разумеется тогда опор "избушки" не существовало).
Элементы ограды моста довольно таки "эксклюзивные", как и на старой фотографии:
Изображение
Ну и вот собственно фотография приблизительно из той же точки, только на нижнем ярусе (наверх мне вряд ли позволили б забраться):
Изображение
Как видно, башни "старого железнодорожного моста" находятся за поворотом реки.

Не могу претендовать на точность моих размышлений. Окончательный вердикт за сообществом.

Меня в этой фотографии "задело" то, что снят именно верхний ярус где количество путей больше двух. Это объясняет казавшуюся мне ещё в детстве несуразность ширины подъёмной части моста. Она уже "неподъёмной". Ещё "неправильно выглядят" опоры моста над набережными. А эта фотография всё объясняет.
Кстати, сколько путей было на самом деле? В свой приезд в августе залез на место перронов бывшей станции Holländerbaum (сразу за мостом). Обнаружил там гастарбайтеров в оранжевых жилетах и охранника в чёрной униформе (ему б ещё автомат, и что-то мне это напомнило..). Вобщем на меня посмотрели весьма подозрительно, фотографировать не стал. Заметил, что перроны отсутствуют, отстались только заброшенные выходы из подперонного тоннеля, торчащие по краям насыпи. Та вот, между ними помещаются только двое путей. Опять непонятки... Проясните, кто знает.

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 21-09-2008 16:13:57
serg
Все это из-за разности ширины европейской (1435 мм) и русской (1520 мм) ж/д колеи. Европейская уже. Возможно, через мост проходила еще и узкоколейка (900 мм).

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 16-10-2008 15:19:11
panart
А вот это описание, помоему, исчерпывает все вопросы.
Из Б.Кёстера (глава Железнодорожный мост):
...Строительство железнодорожного моста, вызванного в связи с новой организацией всех железных дорог “Райхсбаннбрюкке”, было тогда с инженерной точки зрения шедевром, который выполнил 4 задачи. С одной стороны, после консервации старого, расположенного в центре города железнодорожного моста для “райхсбанна” потребовалось создание новой связи юга с севером через Прегель (расширенной до 4 путей). Вовторых, для автомобильного движения в этом месте была создана абсолютно новая возможность пересечения Прегеля (включая трамвай). В-третьих, оба транспортных пути должны были быть расположены в двух плоскостях, чтобы не мешать друг другу. В-четвёртых, и этот мост должен был быть проходным, чтобы морские суда могли попасть, как и прежде, в так называемую внешнюю гавань.
... Мостовая часть длиной в 200 м делится на три отрезка. На северном и южном берегах стоят по одному наземному одноэтажному мосту. На севере с тремя и на юге с четырьмя пролётами. Третий средний отрезок образует сам речной мост длиной в 100 м и высотой в два этажа.

...Наземные мосты с четырьмя железнодорожными путями (которые выходят на уровень речного моста) служат в качестве железнодорожных мостов над улицами, идущими вдоль обоих берегов. От улиц на нижний уровень моста выходят по две полосы автомобильного движения и рельсы трамвая.


Так у них там, оказывается на первом этаже еще и трамваи ходили ... :) ...

Восстановленый послевоенный вариант моста был уже двухпутный. На приложенной фотке хорошо видны две токонесущих шины, расположенные над соответствующими ж\д колеями двухпутного полотна( на 3-й и 4-й фотках это тоже видно. но не так явно)

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 22-10-2008 21:38:13
uran238
Если не увидел у кого - сорри, но немецкий мост был именно ПОВОРОТНЫМ, а не подьемным........Скорость разведения и сведения моста для того времени и инженерного решения были просто коллосальными...Не более 15 минут вроде.....Точно уже не помню.

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 23-10-2008 08:28:26
panart
Бери выше ... :D
Скорость разведения более чем 1000 тонной махины поворотного пролета моста была 2,25 МИНУТЫ ... :roll:
Вот некоторые интересные технические подробности конструкции моста и его послевоенной истории.
Двухэтажный речной мост состоит из жёсткой части с длиной опор в 42,5 м двухплечной поворотной части длиной 57,4 м. В открытом состоянии для судов имеются два фарватера шириной по 17,5 м. Железнодорожные пути лежат над верхними лентами моста. Дорожное полотно и трамвайные рельсы расположены на нижних лентах. На этом уровне сбоку на консоли расположен тротуар.
... Поворотная часть моста покоится на мощном цоколе, подошва которого заложена в 27 м под поверхностью воды. Гигантский вес в 1225 тонн покоится в закрытом состоянии, с одной стороны, посередине (под центром тяжести) на вращающейся цапфе, так называемом королевском стуле, и, с другой стороны, по 4 внешним углам на 4 подъёмных подшипниках.
... Для поворота моста служили два электрических механизма поворота по 43 л.с., установленные в ниже лежащих подвалах поворотной опоры и передававшие момент вращения наверх посредством лебёдок, а далее через связанный с мостом зубчатый венец. Открытие или закрытие длилось (не считая освобождения дорожного полотна) ВСЕГО 2,25 МИНУТЫ. В крайнем случае, операция могла быть выполнена вручную, правда, это требовало значительно больше времени.
... Незадолго до конца войны мост был взорван немецкими войсками. К началу восстановления сохранились в той или иной степени отдельные конструкции частей моста. Сложный механизм вращения был полностью разрушен. Отдельные части моста были реконструированы, а вот подвижная центральная часть перестроена под подъёмный мост. Две мощные высокие башни из открытых стальных конструкций несут наверху по одному машинному зданию. Мост может быть поднят прямо под эти здания. В такой конструкции баланс удаётся поддерживать с помощью мощных противовесов (видных на иллюстрации вверху под машинными зданиями). За счёт устранения широкой средней опоры посередине удалось, конечно, расширить фарватер. Из двух башен из красного клинкера (по которым безошибочно распознавался “Райхсбаннбрюкке”) сохранилась только южная. Её крыша была изменена, став более плоской и не такой элегантно изогнутой.

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 23-10-2008 11:39:24
logo
Согласен - конструкция впечатляет, на мой взгляд, мосты являются одним из удивительных
инженерных сооружений области.
Не только эстакадный и Пальмбургский, в области на Мазурском канале и других местах
есть шедевры инженерной архитектуры... :roll:
Опись необходима, чтобы для истории сохранить... :wink:
Предлагаю майский выход 2015... :lol:

Интересные фотографии (двухярусный мост)

СообщениеДобавлено: 25-10-2008 14:35:54
Panel
Если ещё не достал всех с Reichsbahnbrucke, то вот что откопал, хоть и современное:
Изображение

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 27-10-2008 11:26:17
panart
Panel писал(а):Мне ещё рядом с Reichsbahnbrucke нравятся "антикварные" опоры ЛЭП (на всех старых фотографиях они присутствуют). Северную я всю обфотографировал, к южной добраться не удалось.

За счёт устранения широкой средней опоры посередине удалось, конечно, расширить фарватер.

Никто эту опору не трогал. На ней стоит северная "избушка".


Позволю не согласиться с вами. Здесь речь идет о средней опоре, на которой смонтирован был поворотный пролет моста. Ее хорошо видно на приведенном довоенном снимке (1939г.). На вашем первом снимке (из первого поста) эта опора также видна слева в кадре. Опора была расположена примерно пасредине между двумя "избушками" и представляла собой мощное сооружение, уходящее под воду на глубину 27 метров.
Естественно, что это одно из самых уязвимых мест всего сооружения и чтобы надолго вывести его из строя,
надо было в первую очередь разрушить эту часть. Что и было сделано немецкими саперами в 45г. При отступлении
был взорван и полностью уничтожен поворотный механизм моста, разрушена и его опора. Как можно заметить на современном снимке этой опоры уже нет, да и северной "избушки" тоже.
Год спустя после войны мост восстановили, провда только в ж\д варианте и неразводным.
Второй этап восстановления начался в 1959 году. Разрушенную во время войны речную опору решили не восстанавливать, и вместо бывших двух пролетов соорудили один вертикально подъемный.
Таким образом, стал вновь возможен проход морских судов по Преголе, и, наконец, снова открылось пешеходное и автодвижение по нижнему ярусу.
В таком виде мост существует и поныне, и является ярким памятников истории техники и архитектуры Калининграда. Из двух "избушек" (башен из красного клинкера) сохранилась только южная. Её крыша была изменена, став более плоской.

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 27-10-2008 13:54:29
logo
Спасибо, очень понятно и доходчиво.
Немцы в плане модификации моста участие принимали? :roll:

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 27-10-2008 16:42:28
panart
Саша, этого мне не известно.
Первый вариант восстановления был, так сказать, пожарный - побыстрей и подешевше. Наверное сами
справлялись.
А второй этап предусматривал уже восстановление по полной программе: двухярусный, разводной (подъемный)
мост. Поэтому и длился дольше с 59 по 65гг. Опять же насчет привлечения "родных" спецов ничего сказать не могу. В принципе, из ГДР могли кого-то привлечь.

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 31-10-2008 15:05:36
panart
Ну и "на закуску" общий вид сверху, где видно все сразу:
реликтовые опоры ЛЭП, рельсы в два ряда, избушка и т.д. ...

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 18-05-2009 22:12:58
gsm_689
uran238 писал(а):Если не увидел у кого - сорри, но немецкий мост был именно ПОВОРОТНЫМ, а не подьемным........Скорость разведения и сведения моста для того времени и инженерного решения были просто коллосальными...Не более 15 минут вроде.....Точно уже не помню.


Вот нашел какие фотки. Правда разрешения слабенького.
Но процесс впечатляет
Изображение
Изображение

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 18-05-2009 23:49:04
preussen
зачётнейшие фотки!!!
Вот тоже по этой теме: торжественное открытие моста.
Зимняя любительская фотка, снято со второго яруса.

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 19-05-2009 08:10:37
panart
Фотки просто класс, особенно первая пара!
Спасибо!
А фотка открытие моста это только первого яруса?
Второй ярус получается позже открыли?

Re: Интересные фотографии

СообщениеДобавлено: 19-05-2009 20:32:51
gsm_689
И еще одно фото
Изображение

Re: МОСТЫ

СообщениеДобавлено: 20-05-2009 11:07:50
panart
Ну, так и эта отличная фотка!
А что там за крыша третьей избушки просматривается, вроде на берегу?

Re: МОСТЫ

СообщениеДобавлено: 20-05-2009 12:26:29
gsm_689
panart писал(а):А что там за крыша третьей избушки просматривается, вроде на берегу?

Да это что-то вроде остановочного пункта. Если от моста ехать по улице Железнодорожной, то его отлично видно с правой стороны :wink:

Re: МОСТЫ

СообщениеДобавлено: 20-05-2009 14:11:59
Panel
Фотографии Reichsbahnbrucke меня очень впечатлили, особенно первая. Виден перрон станции, трамвай.. Первый раз увидел эту местность с такого ракурса. Спасибо.

Re: МОСТЫ

СообщениеДобавлено: 20-05-2009 20:03:06
Panel
gsm_689 писал(а):
panart писал(а):А что там за крыша третьей избушки просматривается, вроде на берегу?

Да это что-то вроде остановочного пункта. Если от моста ехать по улице Железнодорожной, то его отлично видно с правой стороны :wink:


Может это просто стрелочный пост+пост сигнализации (видны мачты с семафорами)? На станции Holländerbaum стрелочного поста не видно, пути после моста попарно сразу идут к двум островным платформам, одна в сторону Rathshof, а другая в сторону Nordbahnhof. А с южной стороны моста пути разветляются к Hauptbahnhof и к Verschiebebahnhof (типа разъезд). Железнодорожники, поправьте меня, если ошибаюсь.

Re: МОСТЫ

СообщениеДобавлено: 21-05-2009 09:26:32
preussen
еще фотки по двухъярусному:
процесс монтажа.
открытый.
Общая длина моста - 200 м, длина среднего пролета - 100 м.
Ширина вверху - 15,88 м, внизу - 14,8 м

Re: МОСТЫ

СообщениеДобавлено: 22-05-2009 14:51:44
panart
Еще такой вид Reichsbahnbrucke .
Въезд на первый ярус с южного берега.
На противоположном берегу - вокзал Холлендербаум.

Re: Мосты, мосточки и мостища

СообщениеДобавлено: 16-06-2009 10:19:13
serg
Современный вид на мост с запада:
IMG_3389_2.JPG
Вид на двухярусный мост с запада

Re: Мосты, мосточки и мостища

СообщениеДобавлено: 21-06-2009 22:07:36
gsm_689
panart писал(а):В качестве иллюстраций к сообщению позволю добавить еще
несколько снимков

Хорошие фотки!!!
Вот еще одна фотка Reichsbahnbrucke в Кёнигсберге

Re: Мосты, мосточки и мостища

СообщениеДобавлено: 23-06-2009 14:22:59
МёбиуС
А такая фотка была?

Re: Мосты, мосточки и мостища

СообщениеДобавлено: 24-06-2009 14:38:31
panart
Eisenbahnbrücke

Кроме Reichsbahnbrucke в Кёнигсберге был еще один железнодорожный мост через Прегель, построенный гораздо раньше.
Первый железнодорожный мост через Прегель был построен в 1863/65 гг. Одновременно это был первый стальной мост в Кёнигсберге, а также первый поворотный мост в городе. Вращающаяся часть была 15 м длиной с пешеходным трапом по обеим сторонам.
Мост был предназначен сначала только для частной колеи от Восточного вокзала до Пиллауского вокзала, дальше продолжавшейся через сохранившиеся железнодорожные ворота на западе, пересекая вальное кольцо и уходя дальше на Пиллау. И только в 1929 г. была построена отходящая ветка, в то время далеко к западу от города, обходившая Амалиенау на северо-востоке. Теперь имелась возможность ехать с Восточного вокзала прямо на Лабиау и Тильзит.
После ввода в строй нового двухярусного железнодорожного моста старый мост стал лишним. Но он был оставлен на экстренные случаи. Поворотный пролет мост располагался отведённым у южной берегового опоры. Жёсткая фахверковая несущая часть была снята и лежала размонтированной на северном берегу.

Re: Мосты, мосточки и мостища

СообщениеДобавлено: 24-06-2009 14:52:53
preussen
panart писал(а):Eisenbahnbrücke
Жёсткая фахверковая несущая часть была снята и лежала размонтированной на северном берегу.


думаю термин "фахверк" не подходит для мостов, только здания и только деревянные балки :wink:

Re: Мосты, мосточки и мостища

СообщениеДобавлено: 24-06-2009 14:55:25
uran238
Это получается что мост был на месте моста, который находится около музея Мирового океана (точнее его опоры).

Re: Мосты, мосточки и мостища

СообщениеДобавлено: 24-06-2009 15:04:08
panart
Продолжение "Железнодорожного моста"

После войны российской стороной на месте Reichsbahnbrucke был построен новый мост, ставший, как и двухярусный, подъёмным по своей конструкции, но более скромных габаритов.
Хозяин моста, имя которого "Прегельский", – Калининградская железная дорога.
Летом 1995 года тогдашний губернатор области распорядился «аккуратно и на время» снять средний пролет моста для того, чтобы дать возможность военным кораблям и парусникам подойти к спорткомплексу «Юность» и принять участие в праздновании 300-летия Российского флота. Так он и лежит до сих пор на северном береговом пролете.

Re: Мосты, мосточки и мостища

СообщениеДобавлено: 24-06-2009 15:12:40
panart
preussen писал(а):
panart писал(а):Eisenbahnbrücke
Жёсткая фахверковая несущая часть была снята и лежала размонтированной на северном берегу.


думаю термин "фахверк" не подходит для мостов, только здания и только деревянные балки :wink:


Ну, я собственно позаимствовал это у Балдур Кёстера в его книге «КЁНИГСБЕРГ. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени», а как правильней, честно говоря, не знаю ... :wink: