Страница 1 из 1

Новая статья...

Добавлено: 24-09-2007 11:02:42
logo
Рейх в головах

Олег Одноколенко, Андрей Замахин (фото)

Калининград и его жители грезят блистательным кенигсбергским прошлым. Как себя ощущает среднестатистическая российская душа в цитадели прусского духа?

На книжных развалах столицы появилась книга немецкой писательницы Аннемарии Штилер. Название повергает в шок: "Повесть об Адольфе Гитлере". Написанная почти 70 лет тому назад, она была рассчитана на малолетних граждан Третьего рейха. О русском переводе позаботились некто Алексей Сагань и издательство "Плацъ". Тираж небольшой - всего три тысячи экземпляров - был сметен в мгновение ока. Что происходит с головами наших сограждан? Как в стране, потерявшей миллионы жизней в войне с нацизмом, может происходить подобное. Чтобы отыскать корни этого явления, корреспонденты "Итогов" отправились в бывшую столицу Восточной Пруссии, ныне известную как Калининград. Тут эксперимент можно осуществить в чистом виде: чуть ли не на каждом углу красуются осколки Третьего рейха - от безобидных чашек-ложек до артефактов, украшенных нацистской свастикой. Поразительно, но сами горожане и власти относятся к происходящему спокойно. Дескать, ни о какой "фашизации" общества речи не идет. По словам местных краеведов, правильнее говорить о стихийной германизации региона - культивировании всего того, что связано с немецкой историей, в том числе и ее "коричневым" периодом. То бишь никакой политики - сплошная культурология. Что ж, если вдуматься, то никакой другой истории, кроме немецкой, у самого западного региона России пока что нет. И это - одна из проблем.

От-кутюр

Скрипучий трамвай, украшенный транспарантом "Мы не островок России, мы - единая Россия!", с горем пополам докатил нас с бывшей Гитлерплац до Центрального рынка, за постройками которого скрывалась жемчужина прусского военного зодчества башня "Врангель". Судя по отметинам, в апреле 1945-го здесь насмерть стояли защитники фатерлянда. Потом был какой-то военный склад, в наследство от которого остались ворота с закрашенной звездой - символом нашей победы. Новые владельцы не стали "переписывать" историю, а просто закрыли казематные проемы стеклопакетами. В результате получились экзотический ресторан с бойницами вместо окон, антикварный салон и уютный дворик в прусском стиле.


По нему металась стайка туристов из Германии с фотоаппаратами в руках. В ресторане, стены которого были украшены ржавыми карабинами, подавали баварское пиво, а в антикварном салоне несла торговую вахту девушка по имени Светлана.

- Что покупают?

- Да так... В основном пятикопеечные открытки с видами современного Кенигсберга. То есть Калининграда.

Хотя в наличии был и другой товар. Из имеющихся артефактов можно было легко обеспечить наградами, а также знаками различия целое подразделение вермахта. Кое-что подыскали бы для себя и ветераны войск СС. Но вершиной коллекции, безусловно, был новенький, с иголочки, мундир рядового дивизии "Великая Германия".

Перехваченный на выходе немец шарахнулся от вопроса насчет атрибутики Третьего рейха: "Майн готт! У нас в Германии фашистская символика запрещена. У нас это невозможно". Кстати, в России нацистская символика тоже под запретом. Правда, интерпретируют букву закона по-разному. Скажем, распространение вышеупомянутой книги о Гитлере пытались пресечь. В то же время торговля антикварными железными крестами ни у кого озабоченности не вызывает. Тем более в Калининграде. В другой местной антикварной лавчонке за десять тысяч рублей нам пытались впарить бронзовый бюстик фюрера. Или на худой конец прикупить кожаную куртку подводника из "волчьей стаи" гросс-адмирала Деница. Качество, несмотря на то что она провисела более полувека в кладовке, отменное.

- А что вы удивляетесь! - разводит руками один из поставщиков антикварных салонов. - Форму для Третьего рейха сшил сам Хуго Босс.

Кто сегодня примеряет творения знаменитого кутюрье? Игорь Шлыков, возглавляющий управление по делам молодежи мэрии Калининграда, свел нас с военно-историческим клубом, члены которого "реставрируют" события Второй мировой. Как выяснилось, в войну играют совсем не мальчишки. В час назначенный к форту № 3 приехали две машины, а один из участников инсценировки прибыл своим ходом. В руках у него был завернутый в холстину автомат, а из-под цивильной куртки выглядывали петлицы солдата вермахта.

- Ты так и ехал по городу? - спросил руководитель, возможно, фельдфебель.

- Натюрлих!..

Поинтересовались, откуда берется такая роскошная, с иголочки, униформа. Оказывается, мундиры поставляются прямиком из Германии. Триста евро - и вы получаете продукт из лицензионного сукна по оригинальным лекалам Босса. Производство прочей атрибутики поставлено на поток в Китае, а реализация ее налажена в специализированных европейских магазинах. Так что ностальгирующим туристам из Германии нет никакого резона ездить в Калининград за прошлым. А местный товар предназначается исключительно для внутреннего потребления: как утверждают калининградские антиквары, артефакты периода Второй мировой оптом и в розницу скупают гости из Москвы и других российских городов.


Печально, но факт: несмотря на законодательные препоны, в современной России хватает организаций, идейная платформа которых, по сути, дублирует идеологию обыкновенного фашизма, а их повышенный интерес к атрибутике Третьего рейха не имеет ничего общего с безобидным коллекционированием. Хватает отморозков и в Калининграде, но свою "германскую грусть" они обычно объясняют географическим фактором. Дескать, такой уж тут исторический климат. Мощных группировок скинхедов в отличие от многих других российских городов здесь нет. Зато увлечение нацистской историей носит поистине массовый характер, судя по обилию соответствующих клубов, магазинчиков и музыкальных киосков, где можно приобрести СD с бравурными маршами. Как говорят местные эксперты, "германофилия" в Калининграде в корне отличается от обычного российского национализма. Можно говорить скорее о подспудном сепаратизме, связанном с геополитическим и социокультурным положением российского эксклава в сердце Европы.

Немецкое качество

Примечательно, что местных чиновников выставленные в витринах раритеты Третьего рейха не слишком смущают. "Для нас это - история, а не идеология!" - в один голос говорят представители власти. Возможно, где-нибудь в Урюпинске местные скинхеды и сгорают от желания раздобыть каску или кортик с нацистской символикой. В Калининграде такое добро в буквальном смысле лежит прямо под ногами. Копнул где надо - железный крест. Копнул еще раз - значок НСДАП... И поскольку к артефактам Третьего рейха калининградцы привыкают с раннего детства, такого уж восхищения эстетикой символов национал-социализма здесь не наблюдается.

Другое дело, что в силу географического положения Калининградская область стала основным поставщиком нацистской атрибутики для всего постсоветского пространства, но, как заверили корреспондентов "Итогов" в областной администрации, этот вопрос тоже не идеологический, а чисто коммерческий. Есть спрос - вот и копают.

С нордическим спокойствием отреагировал на наши речи насчет норм закона о борьбе с экстремизмом бывший полковник Советской армии Авенир Овсянов, который написал целую библиотеку трудов по истории Восточной Пруссии, а сейчас возглавляет в областном Минкультуры отдел по поиску культурных ценностей. В свободное от розысков Янтарной комнаты время известный краевед сам принимает активное участие в реконструкции исторических событий в качестве диктора - то есть комментирует происходящее, за что и получил прозвище Левитан. Так вот, Авенир Петрович также считает, что в специфическом увлечении местного населения германистикой периода Второй мировой войны нет идеологической составляющей. А вот интерес к немецкой материальной культуре присутствует, и тут, по его словам, удивляться нечему.

По случаю корреспонденты "Итогов" стали участниками международного семинара, на котором обсуждалась концепция реконструкции центра Калининграда. Проектов много, но лейтмотив один: лучше, чем было при немцах, не придумаешь. Главной городской доминантой должен стать восстановленный Королевский замок, который снесли в семидесятые годы прошлого века как символ германского милитаризма. Большинство калининградцев ничего против архитектурного возрождения Кенигсберга не имеют. Решительное недовольство высказывают только ветераны, которым непонятно, почему, например, не нашлось средств на реставрацию монумента советским морякам-катерникам, зато хватило денег и энтузиазма на строительство с нуля так называемого восточно-прусского Диснейленда - воссозданного уголка старинного Кенигсберга под названием "Рыбная деревня".

"Вы что же, хотите, чтобы мы здесь срубов понаставили?" - разъяснил градостроительную политику министр культуры области Михаил Андреев. Спорить с министром мы не стали. Он вырос в том же районе, где когда-то стоял дом немецкого сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана, и, по-видимому, лучше знал, что для родного города хорошо.

Кстати, в начале девяностых, когда регионом никто не занимался и в воздухе витала идея превращения Калининграда - Кенигсберга в вольный город (еще один вариант - возвращение области в лоно Германии), немцы самым активным образом участвовали в восстановлении памятников местной культуры. С нашей стороны эту идею всячески поддерживала БРП - Балтийская республиканская партия, запрещенная за пропаганду сепаратизма. Когда же у области появились деньги и была разработана собственная программа сохранения культурных ценностей, геополитический интерес несколько поубавился. Тем не менее генеральная линия на готику не изменилась: настрой отцов города таков, что призрак старого Кенигсберга пробивается через безликость областного центра.

Немногочисленные местные ветераны негодуют и называют все происходящее идейно-культурным аншлюсом. По их словам, сепаратизм никуда не делся. Он-де лишь передислоцировался из политической сферы в культурологическую. Старики уверены, что восстановленный по старонемецкой модели город непременно приведет его прямиком в объятия Германии.

Drang nach Osten

Поразительная вещь - история! В прошлом веке между Россией и Германией - две кровопролитные войны, но в начале XXI века все повернулось так, что русские и немцы сейчас быстрее находят общий язык друг с другом, чем, например, с прибалтами или поляками. Именно с обсуждения этого парадокса началась наша беседа с директором калининградского Немецко-русского дома (НРД) Петером Вуншем.

Кое-кто называет это учреждение, финансируемое правительством Германии, центром ползучей германизации. Герр Вунш с таким определением решительно не согласен и утверждает, что НРД - это мирная организация, призванная оказывать "компетентную помощь российским гражданам немецкой национальности, а также всем заинтересованным калининградцам, жителям области и гостям" и, безусловно, содействовать развитию связей между Россией и Германией.

Символом этих намерений стал шутливый памятник у входа в НРД, запечатлевший подвыпивших немца с аккордеоном и русского с балалайкой. Официально монумент называется "Памятник русско-немецкой дружбе", но в широких кругах его прозвали иначе: "Водка без пива - деньги на ветер". Петеру Вуншу второе название, похоже, нравится больше. Но когда мы задали вопрос, почему в Германии атрибутику Третьего рейха днем с огнем не найти, а в России она спокойно продается, директор НРД отставил шутки в сторону: "Потому что у нас это запрещено законом, а у вас нет". На замечание же о том, что распространение нацистской символики запрещено и в России, директор НРД только разводит руками: дескать, национальная специфика.

Расхаживать в фашистской амуниции по самой Германии закон действительно не велит, но запрета на изготовление и поставку "материальных ценностей" Третьего рейха потребителям из других стран там не существует. Что же, получается, тот же Drang nach Osten, только вид с боку?

Неужели пресловутый "прусский заговор" по ползучей германизации русского духа существует? Все наши собеседники лишь разводят руками. Полноте, дескать... Секрет тут скорее всего в другом: для многих наших соотечественников нынешняя Германия является неким позитивным символом, примером для подражания. Ведь, по сути, ФРГ - это та страна, которая вчера успешно прошла по тому пути, который сегодня пытаемся осилить мы сами. От национального унижения, краха экономики и государственных институтов до возрождения и расцвета. И поскольку Россия переживает сегодня нечто подобное, отношение к пресловутому немецкому фактору в российском обществе уже не такое, как прежде. Недавно об этом говорил и президент Владимир Путин, напомнивший международным экспертам из клуба "Валдай", что отношения России и Германии в последние годы кардинально изменились. К примеру, по его словам, совсем недавно нельзя было представить себе немецких военных кладбищ на территории России. Сегодня официальных захоронений бойцов вермахта существует уже несколько десятков. Точно так же раньше не могло быть и речи о переселении советских немцев в Калининградскую область. Сегодня двери открыты для всех желающих.

- Да пусть приезжают все, кто хочет и может, - считает Авенир Овсянов. - Такие земли пустуют в самом центре Европы! Самим нам их не поднять.

Специальной программы переселения этнических немцев в Калининградскую область не существует. Приехать может любой, кто имеет виды на житье-бытье в самом западном российском регионе. Но поскольку не знать язык Гете здесь становится все более неприличным, при НРД открыты специальные языковые курсы. Пропускная способность - 1000 человек в год. А вот еще такой штрих: в Калининграде распространяется газета прусского землячества на немецком языке, в которой город называется не иначе как Кенигсбергом, а регион - Кенигсбергской областью. Это, так сказать, информация к размышлению...

Под конец командировки у нас состоялся разговор с одним из бывших советских идеологических работников, который убежден, что рано или поздно Германия возьмет реванш за поражение во Второй мировой войне. Но не на полях сражений, а на экономическом фронте:

- Четвертого Рима теперь, может быть, и не будет. А вот "четвертый" рейх уже существует.

Сказал и укатил на своем BMW...

Насчет "четвертого" рейха он, конечно, погорячился. Но то, что две крупные страны тяготеют друг к другу по множеству причин, - и по геополитическим, и по историческим, и по экономическим, и по культурным, - непреложный факт. Калининград обречен стать точкой пересечения немецко-российских интересов. И здесь, как говорится, стоит отделять мух от котлет. Изображение "железного креста" на памятнике погибшим солдатам вермахта где-нибудь на Смоленщине совсем не то же самое, что свастика на пропагандистском листке какой-нибудь экстремистской группы в российской глубинке. Наше совместное с Европой прошлое разделено незримой чертой. По одну сторону - вскинутые в нацистском приветствии руки, пасторальные книжки о Гитлере, марши эсэсовцев в Прибалтике. По другую - страшная по своим масштабам трагедия народов. И историческая память. У каждого - своя...

Калининград - Москва.
"Итоги", 24 сентября 2007
Оригинал статьи здесь: http://www.itogi.ru/Paper2007.nsf/Artic ... _2845.html

Добавлено: 24-09-2007 18:16:53
МёбиуС
Мля, песец, такая лажа!
Тут копнул - ЖК, там - партийный знак НСДАП - где ж так копают?

Добавлено: 25-09-2007 08:58:50
production
Хм, занятно. Взгляд москвича на Кёниг :)

Добавлено: 25-09-2007 12:18:17
DOROSCH
Символом этих намерений стал шутливый памятник у входа в НРД, запечатлевший подвыпивших немца с аккордеоном и русского с балалайкой. Официально монумент называется "Памятник русско-немецкой дружбе", но в широких кругах его прозвали иначе: "Водка без пива - деньги на ветер". Петеру Вуншу второе название, похоже, нравится больше.
Вообще памятник шуточный и называется он "Песня".

Добавлено: 25-09-2007 12:42:30
uran238
Ай. Даже говорить ничего не хочу.
Явно заказная статья. И по воле писавших они бы нашу область вообще колючей проволкой огородили бы.

Добавлено: 25-09-2007 12:49:18
logo
Автор нверняка член партии и сильно нуждается в деньгах..... :roll:

Добавлено: 25-09-2007 23:23:05
serg
Да!.. Взгляд однобокий получился... А ведь не пишет, что раньше всех в России в 90-х у нас появился в области закон, по которому вывески магазинов и др. заведений нужно было писать СНАЧАЛА БОЛЬШИМИ БУКВАМИ ПО-РУССКИ, а уж потом на иноземном языке. А это говорит о многом.
И о том, что только после визита Хрущева город восстанавливать стали... вот и почва для того, чтобы взглянуть "как у них там хорошо".
Вот так всегда: приехали москвичи, написали статью про то, как у нас все плохо, и уехали. А потом удивляются: "Почему это в Калининград инвестиции тяжело загнать?"

Накипело...

Встречаю периодически командировочных по работе. Чтобы немного познакомить (с ориентировать) с городом, показываю достопримечательности и тому подобное. Бывают люди и из России и из Германии. Россияне приходят в восторг от города, несмотря на хрущевки и другие серые здания. Немцы (были восточно германские) сначала скептически мол: "такой город развалили". После рассказа про историю города и про то, кто на самом деле разволил большую частьгорода (имею ввиду британсую авиацию), начинают признаваться, что и у них и в восточной и в западной Германии есть куча несуразных и некрасивых домов эпохи 70-х годов. Радуются, что потихоньку город восстанавливает довоенный облик. И к концу командировки они совсем всободно общаются на любые темы, в том числе и по Второй мировой войне...

Добавлено: 01-10-2007 07:48:05
uran238
Мнение участников форума ясно. Тему закрываю.