Второе вальное укрепление
- Наёмник
- Краевед
- Сообщения: 1086
- Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 880 раз
- Поблагодарили: 422 раза
Re: 2-oe валовое укрепление
Смотрим здесь и сравниваем: https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f= ... %BD#p43195
не плюй в колодец
- zehlau
- Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
- Сообщения: 1107
- Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
- Благодарил (а): 835 раз
- Поблагодарили: 1227 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Не уверен, что на форуме этой карты 1758 года не было.
И, может быть, она в этой ветке не в тему
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b5 ... erg.langEN
И, может быть, она в этой ветке не в тему
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b5 ... erg.langEN
- Сидор Матрасов
- Исследователь
- Сообщения: 515
- Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
- Откуда: Родом из Трагхайма
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 410 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Хотелось бы в теме вернуться к устройству вального обвода в целом.
Даже беглое исследование схемы и остатков укреплений говорит, что мы имеем дело с большим разнообразием укреплений. Попробую их слегка систематизировать:
I. Бастионы
1. Бастионы полномасштабные: Обертайх, Грольман, Купфертайх, Литва, Прегель, Бранденбург, Штернварте, Краузенек, Трагхайм. Эти бастионы имели выраженное пятиугольное начертание с фасами и фланками, редюиты или редюиты-капониры (по этому признаку их, кстати, тоже можно делить на две группы)
2. "Бастионы-недомерки": Хаберберг, Альтер Гартен, Лаак, Бутерберг. Здесь редюитов нет, пятиугольное начертание выражено слабее, кмк они выполняли роль усиленного кавальера с возможностью фланкирования фасов соседнего бастиона.
II. Равелины
1. Классический равелин между бастионами: Закхайм.
2. Равелины, выполняющие самостоятельную роль форпостов, фактически подменяющие бастионы: Хаберберг и Фридланд.
III. Башни: Врангель и Дона.
IV. Кавальеры: I, II, III, IV, V, Хаберберг, Фридланд.
V. Ворота (перечислять не буду, сами наизусть знаете)
VI. Укрепление 2-го эшелона (позволяющие вести ярусный огонь): оборонительная казарма "Кронпринц" и (спорно) форт Фридрихсбург.
VII. Крепостная ограда двух типов:
1. Главный вал с валгангом ( к примеру фронт от обертайха до баст. Литва)
2. Казематированные батареи (как у рынка или от Фридландских ворот до равелина Хаберберг)
VIII. Визен-люнет
IX. Капониры (точнее что-то среднее между казематированным реданом и капониром) в р-не Литовского вала.
X. Изломы вала с фланкирующими казематированными батареями.
К чему все это написано. Во-первых возникает вопрос: а зачем такое нагромождение стилей? По логике все фронты можно было сделать по подобию сохранившегося участка Литовского вала. Ну исключая разве что оборону Верхнего озера. На деле же мы имеем смесь сразу трех крепостных систем: бастионной, полигональной и капонирной (ну, Астеру-то спасибо, конечно, за разнообразие), причем и внутри них нет какой-то единой модели построения обороны. К примеру опять-таки неясно, почему вместе двух равелинов на юге (которые как правило являются вспомогательными сооружениями) не построить нормальные бастионы?
Кроме этого бросается в глаза, неравнозначность оборонительной мощи крепости с разных направлений, что в общем-то не есть гут.
Даже беглое исследование схемы и остатков укреплений говорит, что мы имеем дело с большим разнообразием укреплений. Попробую их слегка систематизировать:
I. Бастионы
1. Бастионы полномасштабные: Обертайх, Грольман, Купфертайх, Литва, Прегель, Бранденбург, Штернварте, Краузенек, Трагхайм. Эти бастионы имели выраженное пятиугольное начертание с фасами и фланками, редюиты или редюиты-капониры (по этому признаку их, кстати, тоже можно делить на две группы)
2. "Бастионы-недомерки": Хаберберг, Альтер Гартен, Лаак, Бутерберг. Здесь редюитов нет, пятиугольное начертание выражено слабее, кмк они выполняли роль усиленного кавальера с возможностью фланкирования фасов соседнего бастиона.
II. Равелины
1. Классический равелин между бастионами: Закхайм.
2. Равелины, выполняющие самостоятельную роль форпостов, фактически подменяющие бастионы: Хаберберг и Фридланд.
III. Башни: Врангель и Дона.
IV. Кавальеры: I, II, III, IV, V, Хаберберг, Фридланд.
V. Ворота (перечислять не буду, сами наизусть знаете)
VI. Укрепление 2-го эшелона (позволяющие вести ярусный огонь): оборонительная казарма "Кронпринц" и (спорно) форт Фридрихсбург.
VII. Крепостная ограда двух типов:
1. Главный вал с валгангом ( к примеру фронт от обертайха до баст. Литва)
2. Казематированные батареи (как у рынка или от Фридландских ворот до равелина Хаберберг)
VIII. Визен-люнет
IX. Капониры (точнее что-то среднее между казематированным реданом и капониром) в р-не Литовского вала.
X. Изломы вала с фланкирующими казематированными батареями.
К чему все это написано. Во-первых возникает вопрос: а зачем такое нагромождение стилей? По логике все фронты можно было сделать по подобию сохранившегося участка Литовского вала. Ну исключая разве что оборону Верхнего озера. На деле же мы имеем смесь сразу трех крепостных систем: бастионной, полигональной и капонирной (ну, Астеру-то спасибо, конечно, за разнообразие), причем и внутри них нет какой-то единой модели построения обороны. К примеру опять-таки неясно, почему вместе двух равелинов на юге (которые как правило являются вспомогательными сооружениями) не построить нормальные бастионы?
Кроме этого бросается в глаза, неравнозначность оборонительной мощи крепости с разных направлений, что в общем-то не есть гут.
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!
Фотоальбом здесь!
- ssn
- Читатель
- Сообщения: 149
- Зарегистрирован: 29-07-2012 20:13:31
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 67 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Хочется добавить, что "капониры" являются редюит-блокгаузом! Находились они на всех фронтах. На данный момент сохранилось четыре ( перед бастионом Литва, перед бастионом Грольман, у Росгартенских и Фридландских ворот).
Некоторые редюиты, как перед Грольманом, имели минные штольни, а в блокгауз у бастиона Купфертайх шел подземный ход из бастиона через батардо.
Также в выше изложенный перечень можно добавить батареи под 15 и 21см Ринг-Каноне на примыкающем фронте у форта фридрихсбург.
Все это разнообразие вызвано нежеланием приучать противника штурмовать одинаковые укрепления. И за этот "ассортимент" нужно сказать спасибо не только Астеру, но и другим талантливым архитекторам, которые входили в состав его инженерного корпуса, таким как Brese-Winiary, Friedrich August Stuler и др, несколькими годами ранее возводившие крепость Познань. Поэтому проявляется схожесть укреплений двух крепостей (наш Кронпринц и их форт Виняры, наш Бастион Грольман и их Грольман итд....
Некоторые редюиты, как перед Грольманом, имели минные штольни, а в блокгауз у бастиона Купфертайх шел подземный ход из бастиона через батардо.
Также в выше изложенный перечень можно добавить батареи под 15 и 21см Ринг-Каноне на примыкающем фронте у форта фридрихсбург.
Все это разнообразие вызвано нежеланием приучать противника штурмовать одинаковые укрепления. И за этот "ассортимент" нужно сказать спасибо не только Астеру, но и другим талантливым архитекторам, которые входили в состав его инженерного корпуса, таким как Brese-Winiary, Friedrich August Stuler и др, несколькими годами ранее возводившие крепость Познань. Поэтому проявляется схожесть укреплений двух крепостей (наш Кронпринц и их форт Виняры, наш Бастион Грольман и их Грольман итд....
Делай что должен и будь что будет
- Сидор Матрасов
- Исследователь
- Сообщения: 515
- Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
- Откуда: Родом из Трагхайма
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 410 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Что касается неравнозначности оборонительной мощи фронтов бастионного кольца, то здесь, КМК, причина проста: начали за здравие, а потом стали считать деньги. Как известно, 2-й вальный обвод начался со строительства Кронпринца. Если посмотреть на схемы, то именно фронт от Обертайха до Литвы выглядит наиболее законченным и эшелонированным. Все бастионы здесь имеют редюиты, фронт от правого фланка Обертайха до левого Купфертайха поддерживается ярусным огнем с казармы, вал между Купфертайхом и Литвой прикрывает равелин. Ров фланкирован сразу несколькими способами. И как сказал коллега постом ранее, везде имеются вынесенные вперед блокгаузы. Этот участок обороны строился в 1843-52. И именно на 1852 год эта система укреплений была едва ли не последним словом крепостной фортификации. Примерно к этому же времени были построены схожие бастионы на севере крепости: Трагхайм, Краузенек и Штернварте.
Далее (опять же, это личное суждение) на характер строительства повлияли два обстоятельства: деньги и развитие артиллерии. С одной стороны, стало ясно, насколько строительство дорого, с другой нарисовалась перспектива строительства вынесенных вперед верков, т.к. бастионное кольцо все меньше гарантировало защиту городских районов от артиллерии. Позже это выльется в два вынесенных люнета, Железнодорожный форт и эспаланды, где люнеты так и не были построены. Потому-то и строившийся несколько позже южный участок бастионного кольца был поскромнее - тратить большие деньги на устаревающие укрепления не хотелось. Вспомним, что подобная история повторилась и с фортами - первый из них - форт №3 был построен наиболее мощным, потом масштабы фортов становились все меньшими. Средства, как известно, не безграничны.
Далее (опять же, это личное суждение) на характер строительства повлияли два обстоятельства: деньги и развитие артиллерии. С одной стороны, стало ясно, насколько строительство дорого, с другой нарисовалась перспектива строительства вынесенных вперед верков, т.к. бастионное кольцо все меньше гарантировало защиту городских районов от артиллерии. Позже это выльется в два вынесенных люнета, Железнодорожный форт и эспаланды, где люнеты так и не были построены. Потому-то и строившийся несколько позже южный участок бастионного кольца был поскромнее - тратить большие деньги на устаревающие укрепления не хотелось. Вспомним, что подобная история повторилась и с фортами - первый из них - форт №3 был построен наиболее мощным, потом масштабы фортов становились все меньшими. Средства, как известно, не безграничны.
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!
Фотоальбом здесь!
- Сидор Матрасов
- Исследователь
- Сообщения: 515
- Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
- Откуда: Родом из Трагхайма
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 410 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Но если вернуться к моменту проектирования и строительства, то здесь перед Астером и компанией можно снимать шляпу. Если прогуляться по тому же Литовскому Валу и представить штурм крепостных сооружений противником, то легко понять, насколько крепким орешком стала новая крепость. Фортификаторы буквально вдохнули новую жизнь в бастионное начертание (вспомним, что у Яковлева бастионная крепость признана устаревшей еще в середине 17 в., а к концу 18-го - бесперспективной в принципе). Но в Кенигсберге мы имеем начертание как бы бастионное, а оборону верков (и прежде всего фланкирование) - комбинированное. Даже сейчас на сохранившихся участках можно изучать в натуре историю фортификации. Потому что выполнено как по учебнику - прикрытые ходы и плацдармы перед глассисом, сам глассис, четко закрывающий облицованную часть вала, отличные позиции у фланкирующих батарей... В общем, впечатляет и замысел, и исполнение.
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!
Фотоальбом здесь!
- ssn
- Читатель
- Сообщения: 149
- Зарегистрирован: 29-07-2012 20:13:31
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 67 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Хочется немного по дескутировать...
По моему мнению южный фронт "ослаблен" равелинами канечно же из-за экономических соображений, но удачно использовав местность! И на том участке фронта нет дорог ведущих в город... Фридландские ворота надежно прикрыты бастионом Прегель, а Бранденбургские одноименным бастионом.
И хочется немного добавить по восточному фронту... Конечно же "врага", а точнее Русских ждали с востока и по этому создали наиболее сильный участок обороны. И Литовский вал не просто наглядное пособие по фортификации, но и по усовершенствованию крепости... Так Кронпринц на момент его создания еще не имел возможности поражать врага наступавшего с поля, так как его высота с напольной стороны состояла всего из трех этажей (с подвальным) и по некоторым данным в 1887, а по некоторым в 20веке были надстроены еще два этажа... Так и с бастионом Грольман. Кавальер I так-же усовершенствовался, изначально имея только открытые площадки на валу и казематированные 6 орудийные батареи по флангам в которые можно было попасть через потерны-пороховые погреба, а в 1873г появилось помещение казармы и сборочной лаборатории для боеприпасов, на боевом валу появились казематированные траверзы.
По моему мнению южный фронт "ослаблен" равелинами канечно же из-за экономических соображений, но удачно использовав местность! И на том участке фронта нет дорог ведущих в город... Фридландские ворота надежно прикрыты бастионом Прегель, а Бранденбургские одноименным бастионом.
И хочется немного добавить по восточному фронту... Конечно же "врага", а точнее Русских ждали с востока и по этому создали наиболее сильный участок обороны. И Литовский вал не просто наглядное пособие по фортификации, но и по усовершенствованию крепости... Так Кронпринц на момент его создания еще не имел возможности поражать врага наступавшего с поля, так как его высота с напольной стороны состояла всего из трех этажей (с подвальным) и по некоторым данным в 1887, а по некоторым в 20веке были надстроены еще два этажа... Так и с бастионом Грольман. Кавальер I так-же усовершенствовался, изначально имея только открытые площадки на валу и казематированные 6 орудийные батареи по флангам в которые можно было попасть через потерны-пороховые погреба, а в 1873г появилось помещение казармы и сборочной лаборатории для боеприпасов, на боевом валу появились казематированные траверзы.
Делай что должен и будь что будет
- Сидор Матрасов
- Исследователь
- Сообщения: 515
- Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
- Откуда: Родом из Трагхайма
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 410 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Да-да... думаю, дискуссия здесь весьма уместна.
Безусловно, на системе фортификации сказалось два момента:
1. Генералы всегда готовятся к прошедшей войне.
Объективно, крепость была "заточена" под события 1807-12 гг. Что французская, что русская армия просто входили в Кенигсберг (французы правда за день до этого провели унылую артподготовку). Вспоминаем и т.н. "позор прусских крепостей" и получаем объективную необходимость кардинальной перестройки укреплений. Вот только анализ кмк был сделан именно на основе коалиционных войн с неким учетом развития средств поражения.
2. Пруссия более всего готовилась к войне именно с Россией. Здесь вы безусловно правы. Но к середине 19 в. (и большей частью в этом заслуга Наполеона) отмечены существенными изменениями в принципах войны. Массовое применение артиллерии, армии в несколько сотен тысяч солдат, рассыпной бой и самое главное - маневр теперь осуществлялся не единой компактной армией - армия делилась на фланговые ударные группировки, появилась возможность организации ударов с нескольких направлений, охватов, "клещей" и т.д. Все это упраздняло необходимость создавать наиболее укрепленное направление обороны. Враг мог атаковать с любой из сторон.
Между тем, подспудно в сознании (или даже в подсознании) фортификаторов образ России как источника угрозы мог привести к тому, что обращенная к потенциальному неприятелю часть городской обваловки была в проектах мощнее, чем противоположная.
Безусловно, на системе фортификации сказалось два момента:
1. Генералы всегда готовятся к прошедшей войне.
Объективно, крепость была "заточена" под события 1807-12 гг. Что французская, что русская армия просто входили в Кенигсберг (французы правда за день до этого провели унылую артподготовку). Вспоминаем и т.н. "позор прусских крепостей" и получаем объективную необходимость кардинальной перестройки укреплений. Вот только анализ кмк был сделан именно на основе коалиционных войн с неким учетом развития средств поражения.
2. Пруссия более всего готовилась к войне именно с Россией. Здесь вы безусловно правы. Но к середине 19 в. (и большей частью в этом заслуга Наполеона) отмечены существенными изменениями в принципах войны. Массовое применение артиллерии, армии в несколько сотен тысяч солдат, рассыпной бой и самое главное - маневр теперь осуществлялся не единой компактной армией - армия делилась на фланговые ударные группировки, появилась возможность организации ударов с нескольких направлений, охватов, "клещей" и т.д. Все это упраздняло необходимость создавать наиболее укрепленное направление обороны. Враг мог атаковать с любой из сторон.
Между тем, подспудно в сознании (или даже в подсознании) фортификаторов образ России как источника угрозы мог привести к тому, что обращенная к потенциальному неприятелю часть городской обваловки была в проектах мощнее, чем противоположная.
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!
Фотоальбом здесь!
-
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6116
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Благодарил (а): 3402 раза
- Поблагодарили: 2054 раза
Re: 2-oe валовое укрепление
Фото из ФБ.
Пишуть что
Пишуть что
Проход за городскую стену в Хабербергском бастионе.
- uran238
- физик-ядерщик
- Сообщения: 7046
- Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 3353 раза
- Поблагодарили: 481 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Правы, потому как шпиль Лютер-кирхи виднеется. Да и в настоящее время очень похоже (фотки под рукой нет((()
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
-
- Интересующийся
- Сообщения: 251
- Зарегистрирован: 15-09-2011 11:15:04
- Откуда: Regiomonte
- Благодарил (а): 85 раз
- Поблагодарили: 229 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Это Хабербергский равелин.МёбиуС писал(а):обновление с бильды - Ravelin Haberberg oder Ravelin Friedland
Мир через культуру
-
- Интересующийся
- Сообщения: 251
- Зарегистрирован: 15-09-2011 11:15:04
- Откуда: Regiomonte
- Благодарил (а): 85 раз
- Поблагодарили: 229 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
На самом деле это Фридландский равелин. Мост через ров был спилен в начале 2000-х годов.МёбиуС писал(а):Фото из ФБ.
Пишуть чтоПроход за городскую стену в Хабербергском бастионе.
Мир через культуру
-
- Сусанин
- Сообщения: 3055
- Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
- Благодарил (а): 954 раза
- Поблагодарили: 1647 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
1966 год :
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
-
- Сусанин
- Сообщения: 3055
- Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
- Благодарил (а): 954 раза
- Поблагодарили: 1647 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Саш, мне кажется, или над кирхой вместо креста - полумесяц ????
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
- Valentin
- Краевед
- Сообщения: 849
- Зарегистрирован: 26-10-2010 20:24:31
- Откуда: Metgethen (Лесное, поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 1154 раза
- Поблагодарили: 435 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
На открытке Новая Росгартенская кирха, а там что-то вроде петуха (не могу разглядеть )Serg_08 писал(а):Саш, мне кажется, или над кирхой вместо креста - полумесяц ????
- Valentin
- Краевед
- Сообщения: 849
- Зарегистрирован: 26-10-2010 20:24:31
- Откуда: Metgethen (Лесное, поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 1154 раза
- Поблагодарили: 435 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Хоть и не в тему и администраторы будут ругаться. Вообще этот вопрос меня заинтересовал. Вот у А.Б. Губина и И.Ф. Автухова - "Шпиль покрыли медью, на шпиле помещены крест и корона — герб Альтштадта". На цветном фото это хорошо видно, а вот на имеющихся ч\б (с которых видимо и делалась открытка) почему то видится иное
-
- Исследователь
- Сообщения: 697
- Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
- Благодарил (а): 71 раз
- Поблагодарили: 657 раз
- Контактная информация:
Re: 2-oe валовое укрепление
Нашёл годную статью от 1989 года
Городские ворота
Подобно большинству средневековых городов, старый Кенигсберг был обнесен защитной стеной. От самых первых стен и ворот теперь не осталось никаких следов и находились они совсем не там, где нынешние. Поэтому не будем о них вспоминать, а начнем сразу с 1626 года, когда вокруг Кенигсберга началась деятельная работа по сооружению оборонительных укреплений. Поводом для такого строительства послужила угроза со стороны Швеции и захват ею крепости Пиллау. Строительство сооружений продолжалось около десяти лет и, по-видимому, не было излишним, учитывая, что шведские войска все же появились под Кенигсбергом в 1655 году в районе Юдиттен. Оборонительная линия XVII века была построена примерно на линии современного кольца укреплений и существовала до середины XIX века.
В период наполеоновских войн эти укрепления показали свою полную несостоятельность, так как нисколько не препятствовали захвату французами Кенигсберга в 1807 году. Поэтому вскоре после окончания войны стали разрабатываться планы строительства нового кольца укреплений. Строительство началось в 1843 году и продолжалось 15—20 лет. Тогда же были построены новые городские ворота. Сейчас мы и поговорим о воротах города, хотя они теперь, за единственным исключением. в качестве ворот уже не служат.
ЗАКХАЙМСКИЕ ВОРОТА. Находятся на пересечении Литовского вала с Московским проспектом. Построены на месте старых ворот. Свое название получили от близлежащего района Закхайм. На воротах были помещены изображения генералов Йорка (1759 —1830) и Бюлова (1755— 1816), — активных участников наполеоновских войн. Изображения генералов до наших дней не сохранились. В воротах долгое время находился спортзал, а сейчас они переданы в аренду обществу охотников и рыболовов. Но если внешнее состояние ворот пока довольно сносное, то находящийся перед воротами пруд Купфер находится в самом критическом состоянии. Это небольшое озерцо вот уже много лет отчаянно сопротивляется непрекращающимся попыткам превратить его в сточную канаву. А ведь он знавал и лучшие времена, о чем может свидетельствовать водноспортивная вышка, сиротливо возвышающаяся на середине озера. Но рискнет ли кто сейчас нырнуть с этой вышки в непроницаемо черные воды? Вернется ли к озеру былая чистота? Можно ли отыскать загрязнителей?
КОРОЛЕВСКИЕ ВОРОТА. Находятся на пересечении Литовского вала с улицей Фрунзе. Эти ворота были построены рядом со старыми, носившими до 1811 года название «Гумбинненские». На воротах установили фигуры (слева направо): чешского короля Отто-кара-Пржемысла II, одного из основателей Кенигсберга, жившего в 1230—1278 годах; первого прусского короля Фридриха-1 (1657— 1713); Альбрехта Бранденбургского (1490—1568) — первого герцога Пруссии. Нынешнее внешнее состояние Королевских ворот с разбитыми фигурами коронованных особ наводит на грустные мысли. На столь же грустные мысли наводит и состояние территории вокруг ворот. Дорога перед воротами — начало улицы Гагарина — похоже, не чистилась десятки лет. На мостике через ручеек нет даже пешеходных тротуаров, точнее сказать, они скрыты под слоем земли. За мостиком находится автоколонна № 1114, которая, казалось бы, должна демонстрировать нам эталон образцового содержания подъездных путей, но на деле являет совершенно противоположное. И вообще неясно, кто дозволил сооружать автоколонну в парковой зоне? А коли дозволил, то почему не надзирает за ней? К слову сказать, критику в адрес подъездных путей можно адресовать и расположившемуся неподалеку таксомоторному парку. Попробуйте-ка пройтись пешочком в ненастный день мимо таксопарка, не выпачкавшись! А в ясный летний день — не запылившись. Ну, а прощаясь с Королевскими воротами, отметим, что внутри расположилось уютное кафе с античным названием «Артетемида».
РОСГАРТЕНСКИЕ ВОРОТА расположились на площади Маршала Василевского. Они сооружены на месте старых ворот и получили свое название от городского района Росгартен, что в переводе с немецкого означает «Конный сад». На воротах в медальонах установлены бюсты: слева генерала Шарнхорста (1755 —1813), справа — генерала Гнейзенау (1755—1813). Оба генерала — активные участники наполеоновских войн и авторы прогрессивных, военных реформ. Сейчас в воротах находится кафе «Солнечный камень», а на воротах — прекрасная смотровая площадка.
АУСФАЛЬСКИЕ ВОРОТА Собственно, это не ворота, а туннель под Гвардейским проспектом напротив Астрономической башни. Туннель был сооружен на месте старых Аусфальских ворот, что в переводе значит: «Пропускные ворота». Сейчас туннель заделан наглухо и прохода нет.
БРАНДЕНБУРГСКИЕ ВОРОТА находятся возле привокзальной площади на улице Багратиона и построены на месте старых ворот. Свое название они получили от крепости Бранденбург (ныне пос. Ушаково), куда вела дорога из города. С левой стороны на воротах в медальоне установлен бюст генерала Бонена (1771—1848) — автора военных реформ и военного министра Пруссии. С правой стороны находится бюст генерала Астера (1778—1855) — одного из авторов системы укреплений вокруг Кенигсберга. Эти ворота — единственные из современных городских ворот, которые продолжают в какой-то мере выполнять свою прямую функцию: через них проходит линия трамвая и движется городской транспорт. Но на ночь эти ворота не закрываются, да и какой смысл, если их можно без труда обойти с любой стороны? Если в них что и закрывается на ночь, так это расположившийся внутри пивной бар, в который зачастую попасть так же трудно, как в Золотую комнату Ленинградского Эрмитажа.
ФРИДЛАНДСКИЕ ВОРОТА стоят на пересечении проспекта Калинина с улицей Дзержинского. Эти ворота построены на месте старых, а свое название получили от города Фридланда (ныне г. Правдинск). На внутренней стене ворот была установлена скульптура комтура Цоллерна — участника Грюнвальдского сражения 1410 года, но она не сохранилась. С внешней стороны на воротах стоит фигура Зигфрида фон Фейхтвангена, который был гроссмейстером Тевтонского ордена в 1302—1309 годах и известен тем, что перенес свою резиденцию в город Мариенбург (ныне г. Мальборг, Польша). Фигура гроссмейстера и поныне стоит на воротах, только — увы! — без головы.
Автор скульптурных изображений на всех городских воротах Людвиг Штюрмер (1812—1864). Фридландские ворота несколько лет использовались под склады, а теперь переданы парку 40-летия ВЛКСМ. В начале лета возле ворот отмечалась некоторая суета, но пока все же мусора вокруг больше, чем порядка.
Перечисляя ворота, я умышленно пропустил ТРАГХАЙМСКИЕ и ШТАЙНДАММСКИЕ ВОРОТА, которые были снесены в начале нашего века и сейчас не представляют для нас интереса. Не сказал я ничего и о ФРИДРИХСБУРГСКИХ ВОРОТАХ, но по другой причине. Дело в том, что Фридрихсбургские ворота — это остаток старой Фридрихсбургской крепости, которая была построена в 1657 году во времена правления Великого курфюрста Фридриха Вильгельма. Ворота сейчас находятся в районе товарной станции на улице Портовой. Этот несколько обособленный форт, окруженный рвом с водой, имел даже собственную небольшую церковь, которая до 1816 года служила гарнизонной кирхой. В 1843 году крепость была включена в систему вальных укреплений вокруг Кенигсберга. Со временем сооружение постепенно утрачивало свое военное назначение, рвы были засыпаны, и крепость вначале использовалась как тюрьма, а потом как склады. В наши дни в крепости расположилось автотранспортное предприятие. Фридрихсбургскую крепость посещал русский царь Петр Первый, и только за это она достойна сохранения. Но пока нельзя сказать ничего определенного о будущем этой старой цитадели... Четыре башни над воротами носили звучные названия драгоценных камней: Смарагд, Жемчуг, Рубин и Алмаз. Теперь из четырех башен осталось только три. И мне кажется, что вокруг Фридрихсбургских ворот идет больше разговоров и обещаний, чем конкретных дел. Автопредприятие продолжает хозяйничать в воротах, а уверения кооператива «Вектор» о наведении порядка, похоже, остаются пустыми словами...
Вот почему мне и хочется еще раз обратить внимание общественности на то, что арендаторы городских ворот, как правило, не очень-то заботятся об их сохранности, о поддержании приличного внешнего вида и о благоустройстве прилегающей территории. Ведь если ворота когда-то и находились на окраинах Кенигсберга, то теперь они оказались в центральных районах города. Эти ворота являются одной из заметных достопримечательностей, и порой бывает очень стыдно за их запущенность и неухоженность. Так что же требуется для того, чтобы ворота стали не позором, а украшением города? Много денег? Думаю, что нет. Требуется добропорядочность арендаторов и сила власти.
А. ГУБИН, член общества охраны памятников.
Калининградский Комсомолец, 8 июля 1989 г № 27 (6162)
Городские ворота
Подобно большинству средневековых городов, старый Кенигсберг был обнесен защитной стеной. От самых первых стен и ворот теперь не осталось никаких следов и находились они совсем не там, где нынешние. Поэтому не будем о них вспоминать, а начнем сразу с 1626 года, когда вокруг Кенигсберга началась деятельная работа по сооружению оборонительных укреплений. Поводом для такого строительства послужила угроза со стороны Швеции и захват ею крепости Пиллау. Строительство сооружений продолжалось около десяти лет и, по-видимому, не было излишним, учитывая, что шведские войска все же появились под Кенигсбергом в 1655 году в районе Юдиттен. Оборонительная линия XVII века была построена примерно на линии современного кольца укреплений и существовала до середины XIX века.
В период наполеоновских войн эти укрепления показали свою полную несостоятельность, так как нисколько не препятствовали захвату французами Кенигсберга в 1807 году. Поэтому вскоре после окончания войны стали разрабатываться планы строительства нового кольца укреплений. Строительство началось в 1843 году и продолжалось 15—20 лет. Тогда же были построены новые городские ворота. Сейчас мы и поговорим о воротах города, хотя они теперь, за единственным исключением. в качестве ворот уже не служат.
ЗАКХАЙМСКИЕ ВОРОТА. Находятся на пересечении Литовского вала с Московским проспектом. Построены на месте старых ворот. Свое название получили от близлежащего района Закхайм. На воротах были помещены изображения генералов Йорка (1759 —1830) и Бюлова (1755— 1816), — активных участников наполеоновских войн. Изображения генералов до наших дней не сохранились. В воротах долгое время находился спортзал, а сейчас они переданы в аренду обществу охотников и рыболовов. Но если внешнее состояние ворот пока довольно сносное, то находящийся перед воротами пруд Купфер находится в самом критическом состоянии. Это небольшое озерцо вот уже много лет отчаянно сопротивляется непрекращающимся попыткам превратить его в сточную канаву. А ведь он знавал и лучшие времена, о чем может свидетельствовать водноспортивная вышка, сиротливо возвышающаяся на середине озера. Но рискнет ли кто сейчас нырнуть с этой вышки в непроницаемо черные воды? Вернется ли к озеру былая чистота? Можно ли отыскать загрязнителей?
КОРОЛЕВСКИЕ ВОРОТА. Находятся на пересечении Литовского вала с улицей Фрунзе. Эти ворота были построены рядом со старыми, носившими до 1811 года название «Гумбинненские». На воротах установили фигуры (слева направо): чешского короля Отто-кара-Пржемысла II, одного из основателей Кенигсберга, жившего в 1230—1278 годах; первого прусского короля Фридриха-1 (1657— 1713); Альбрехта Бранденбургского (1490—1568) — первого герцога Пруссии. Нынешнее внешнее состояние Королевских ворот с разбитыми фигурами коронованных особ наводит на грустные мысли. На столь же грустные мысли наводит и состояние территории вокруг ворот. Дорога перед воротами — начало улицы Гагарина — похоже, не чистилась десятки лет. На мостике через ручеек нет даже пешеходных тротуаров, точнее сказать, они скрыты под слоем земли. За мостиком находится автоколонна № 1114, которая, казалось бы, должна демонстрировать нам эталон образцового содержания подъездных путей, но на деле являет совершенно противоположное. И вообще неясно, кто дозволил сооружать автоколонну в парковой зоне? А коли дозволил, то почему не надзирает за ней? К слову сказать, критику в адрес подъездных путей можно адресовать и расположившемуся неподалеку таксомоторному парку. Попробуйте-ка пройтись пешочком в ненастный день мимо таксопарка, не выпачкавшись! А в ясный летний день — не запылившись. Ну, а прощаясь с Королевскими воротами, отметим, что внутри расположилось уютное кафе с античным названием «Артетемида».
РОСГАРТЕНСКИЕ ВОРОТА расположились на площади Маршала Василевского. Они сооружены на месте старых ворот и получили свое название от городского района Росгартен, что в переводе с немецкого означает «Конный сад». На воротах в медальонах установлены бюсты: слева генерала Шарнхорста (1755 —1813), справа — генерала Гнейзенау (1755—1813). Оба генерала — активные участники наполеоновских войн и авторы прогрессивных, военных реформ. Сейчас в воротах находится кафе «Солнечный камень», а на воротах — прекрасная смотровая площадка.
АУСФАЛЬСКИЕ ВОРОТА Собственно, это не ворота, а туннель под Гвардейским проспектом напротив Астрономической башни. Туннель был сооружен на месте старых Аусфальских ворот, что в переводе значит: «Пропускные ворота». Сейчас туннель заделан наглухо и прохода нет.
БРАНДЕНБУРГСКИЕ ВОРОТА находятся возле привокзальной площади на улице Багратиона и построены на месте старых ворот. Свое название они получили от крепости Бранденбург (ныне пос. Ушаково), куда вела дорога из города. С левой стороны на воротах в медальоне установлен бюст генерала Бонена (1771—1848) — автора военных реформ и военного министра Пруссии. С правой стороны находится бюст генерала Астера (1778—1855) — одного из авторов системы укреплений вокруг Кенигсберга. Эти ворота — единственные из современных городских ворот, которые продолжают в какой-то мере выполнять свою прямую функцию: через них проходит линия трамвая и движется городской транспорт. Но на ночь эти ворота не закрываются, да и какой смысл, если их можно без труда обойти с любой стороны? Если в них что и закрывается на ночь, так это расположившийся внутри пивной бар, в который зачастую попасть так же трудно, как в Золотую комнату Ленинградского Эрмитажа.
ФРИДЛАНДСКИЕ ВОРОТА стоят на пересечении проспекта Калинина с улицей Дзержинского. Эти ворота построены на месте старых, а свое название получили от города Фридланда (ныне г. Правдинск). На внутренней стене ворот была установлена скульптура комтура Цоллерна — участника Грюнвальдского сражения 1410 года, но она не сохранилась. С внешней стороны на воротах стоит фигура Зигфрида фон Фейхтвангена, который был гроссмейстером Тевтонского ордена в 1302—1309 годах и известен тем, что перенес свою резиденцию в город Мариенбург (ныне г. Мальборг, Польша). Фигура гроссмейстера и поныне стоит на воротах, только — увы! — без головы.
Автор скульптурных изображений на всех городских воротах Людвиг Штюрмер (1812—1864). Фридландские ворота несколько лет использовались под склады, а теперь переданы парку 40-летия ВЛКСМ. В начале лета возле ворот отмечалась некоторая суета, но пока все же мусора вокруг больше, чем порядка.
Перечисляя ворота, я умышленно пропустил ТРАГХАЙМСКИЕ и ШТАЙНДАММСКИЕ ВОРОТА, которые были снесены в начале нашего века и сейчас не представляют для нас интереса. Не сказал я ничего и о ФРИДРИХСБУРГСКИХ ВОРОТАХ, но по другой причине. Дело в том, что Фридрихсбургские ворота — это остаток старой Фридрихсбургской крепости, которая была построена в 1657 году во времена правления Великого курфюрста Фридриха Вильгельма. Ворота сейчас находятся в районе товарной станции на улице Портовой. Этот несколько обособленный форт, окруженный рвом с водой, имел даже собственную небольшую церковь, которая до 1816 года служила гарнизонной кирхой. В 1843 году крепость была включена в систему вальных укреплений вокруг Кенигсберга. Со временем сооружение постепенно утрачивало свое военное назначение, рвы были засыпаны, и крепость вначале использовалась как тюрьма, а потом как склады. В наши дни в крепости расположилось автотранспортное предприятие. Фридрихсбургскую крепость посещал русский царь Петр Первый, и только за это она достойна сохранения. Но пока нельзя сказать ничего определенного о будущем этой старой цитадели... Четыре башни над воротами носили звучные названия драгоценных камней: Смарагд, Жемчуг, Рубин и Алмаз. Теперь из четырех башен осталось только три. И мне кажется, что вокруг Фридрихсбургских ворот идет больше разговоров и обещаний, чем конкретных дел. Автопредприятие продолжает хозяйничать в воротах, а уверения кооператива «Вектор» о наведении порядка, похоже, остаются пустыми словами...
Вот почему мне и хочется еще раз обратить внимание общественности на то, что арендаторы городских ворот, как правило, не очень-то заботятся об их сохранности, о поддержании приличного внешнего вида и о благоустройстве прилегающей территории. Ведь если ворота когда-то и находились на окраинах Кенигсберга, то теперь они оказались в центральных районах города. Эти ворота являются одной из заметных достопримечательностей, и порой бывает очень стыдно за их запущенность и неухоженность. Так что же требуется для того, чтобы ворота стали не позором, а украшением города? Много денег? Думаю, что нет. Требуется добропорядочность арендаторов и сила власти.
А. ГУБИН, член общества охраны памятников.
Калининградский Комсомолец, 8 июля 1989 г № 27 (6162)
- wrangel str.
- Исследователь
- Сообщения: 736
- Зарегистрирован: 29-10-2009 06:13:41
- Благодарил (а): 643 раза
- Поблагодарили: 590 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Помню эту статью, для 1989 года - вполне годная, мало тогда информации было!
- Ценный
- Интересующийся
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: 14-07-2009 11:56:56
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 142 раза
Re: 2-oe валовое укрепление
Эскарповая стена с бойницами шла от Россгартенских до Королевских ворот - в этом сомнений нет. Между стеной и валом проходил дозорный путь (Rondengang), его часть сохранилась возле Россгартенских ворот. Остальные участки стены разобрали, когда устраивали прогулочную зону, оставили только каменный цоколь. Кое-где в цоколе остались дренажные трубы - они собирали воду с вала и выводили за эскарповую стену.
На Литовском валу между Россгартенскими и Королевскими воротами всего 2 плотины - одна на выступающем углу кавальера между бастионами Обертайх и Грольман, другая возле бастиона Грольман, где сквозь вал проходит потерна. Я раньше думал, что на заднем плане фотографии с парой и плотиной - бастион Обертайх. Но редюит бастиона Обертайх имел всего 6 артиллерийских амбразур в ряд, и не имел бойниц для стрелкового оружия.
Значит, фотография с парой и плотиной - вообще не Литовский вал. Поскольку уровень воды до плотины выше, чем после плотины, значит, Верхний пруд выше плотины. Скорее всего, фотографию нужно отзеркалить. Прямо должен быть бастион Трагхайм. Справа - кавальер между бастионом Трагхайм и Штандаммскими воротами, он имел плотину на выступающем углу. За спиной фотографа - мост Штайндаммских ворот. Предполагаемую точку съёмки пометил на схеме.
-
- Интересующийся
- Сообщения: 157
- Зарегистрирован: 01-03-2011 18:24:36
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 65 раз
Re: 2-oe валовое укрепление
Довольно похоже на правду. Плотина тоже говорит не в пользу Литовского вала: камни на ней уложены по-другому.
И ещё фото в тему. Я раньше связывал его с тем, т.к. предполагал, что это тот же самый мужчина и оба снимка сделаны при прогулке вдоль Литовского вала. Теперь уже нет такой уверенности. Хотя сходство всё же имеется.
- preussen
- Краевед
- Сообщения: 1169
- Зарегистрирован: 15-11-2005 12:28:59
- Откуда: Koenigsberg
- Благодарил (а): 345 раз
- Поблагодарили: 904 раза
Re: Второе вальное укрепление
Вид на башню "Дона" со стороны Грольманского фронта, мостик - Кранцер-аллее
Источник: ebay.de"Калининград - это продолжение города другими средствами" (Карл Шлёгель)
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5642
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2661 раз
- Поблагодарили: 4413 раз
Re: Второе вальное укрепление
заря строительства сабжа
Deutsche allgemeine Zeitung. 27.09.1849 Кёнигсберг, 22 сентября 1849
Этим летом в строительстве крепости был достигнут немалый прогресс. Старый земляной вал, состоящий из девяти бастионов (строительство которого было начато в 1626 году), был полностью срыт. На его месте теперь находятся семь бастионов и различные другие сооружения, четыре из которых укреплены и частично построены из каменной кладки. Большая казарма на Герцогс-аккер с четырьмя угловыми башнями, центральным редюитом и бастионом Грольман будет завершена в этом году, и в следующем году там смогут разместиться несколько батальонов.
В настоящее время своды казарм и редюита покрыты земляным покрытием, устойчивым к бомбам, высотой около 7 футов. Кирпичная кладка крепостного рва возведена частично, гласис выровнен, а насыпи покрыты дерном.
Deutsche allgemeine Zeitung. 27.09.1849 Кёнигсберг, 22 сентября 1849
Этим летом в строительстве крепости был достигнут немалый прогресс. Старый земляной вал, состоящий из девяти бастионов (строительство которого было начато в 1626 году), был полностью срыт. На его месте теперь находятся семь бастионов и различные другие сооружения, четыре из которых укреплены и частично построены из каменной кладки. Большая казарма на Герцогс-аккер с четырьмя угловыми башнями, центральным редюитом и бастионом Грольман будет завершена в этом году, и в следующем году там смогут разместиться несколько батальонов.
В настоящее время своды казарм и редюита покрыты земляным покрытием, устойчивым к бомбам, высотой около 7 футов. Кирпичная кладка крепостного рва возведена частично, гласис выровнен, а насыпи покрыты дерном.
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5642
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2661 раз
- Поблагодарили: 4413 раз
Re: Второе вальное укрепление
дестрой ворот восточно-прусской южной ЖД http://www.etomesto.ru/map-kaliningrad_ ... =54.697824
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект