Страница 1 из 8

Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 28-11-2010 15:23:57
Наёмник
На мой взгляд брусчатка является памятником архитектуры и нуждается в гос. охране. Сегодня, к примеру, на ул. Кирова брусчатка снимается и вывозится, в том числе и на строительство 2-й эстакады. Этот случай не единичен. На очереди брусчатка с ул. ул. Пролетарской и Тельмана, которую ПОКА удаётся отстаивать.
брусчатка.jpg
Так ещё недавно выглядела ул.Кирова. Фото Виктора Гусейнова
брусчатка.jpg (39.63 КБ) Просмотров: 31313

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 28-11-2010 15:51:34
logo
Открыли тему - объясните подробней о какой брусчатке (какие типы бывают и т.д.) идет речь? :roll:
Многие участники форума живут далеко от Пруссии и необходимы пояснения :wink:

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 28-11-2010 19:03:32
Наёмник
Хм... Брусчатка-это брусчатые мостовые в городе. Для этого и не надо жить в Пруссии. К примеру Москва славится брусчаткой на Красной Площади. Или и это не известно всем жителям России? :shock:

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 28-11-2010 21:23:01
panart
Интересная, на мой взгляд, статья о тильзитских мостовых, которую можно
в полной мере отнести и к другим населенным пунктам Восточной Пруссии, а также
рассматривать в качестве вводной в "мир брусчатки".


Прогулка по тильзитским мостовым

Мир велик, городов много, и в каждом можно найти свою изюминку. Гулять по Тильзиту, омытым тёплыми летними дождиками или затяжными осенними ливнями – весьма увлекательное занятие: ходишь, смотришь себе под ноги.

Дождевая вода быстро убегает в гулкие и добротные ливневые стоки, и город рисует свою карту улиц – иди, и смотри – увидишь особый узор улиц и тротуаров. Вот выгнул спину крутобокий булыжник с окрестностей. Булыжник – вечный камень. Он многое помнит. По булыжной мостовой тащились тяжёлые рыцари.

Во времена гужевого транспорта грохочущие булыжные мостовые были понижены в ранге. Они потеснились, уступив место брусчатке. Брусчатка – это благородная старина. Брусчатка аристократичная. По ней неслись кареты. Тильзитская брусчатка – родом из богемскосилезских каменоломен. Её ломали кирками и тесовиками, или выпиливали стальными пилами из разного сорта гранита, и поэтому цвет её серый, или отливающей синевой, со всполохами разноцветных прожилок. Шлифовали абразивным инструментом. Потом её везли на баржах вниз по Эльбе или Висле, выходили в залив и поднимали по Мемелю до Тильзита.

Брусчатку экономили: ею закрывали середину улицы, а боковины мостовой заполняли булыжником.

big1.jpeg
фото1


На Гейнрихсвальдерштрассе (ныне Рабочая) видно, как булыжник присоседился к неподкупной брусчатке. (Фото №1). На Соммерштрассе (ныне Тургенева) безупречная брусчатка смилостливилась с дурнушками-сколами. (Фото №2).

big2.jpeg
фото2

Большую площадь перед Ратушей грандиозно «обманули», устроив брусчатые дорожки, которые обхватили квадраты булыжников. (Фото №3).

big3.jpeg
фото3


Тильзитские тротуары – это поэма в камне. Тротуарные плитки обкладывали небольшими шашечками чёрных камней, и не важно, было ли это у здания Земельного суда (ныне Дом культуры ЦБК) (фото №4),

big4.jpeg
фото4


или у дома для среднего класса на Арндштрассе (улица Матросова) (фото №5).

big5.jpeg
фото5


Особо в почёте была укладка плитки ромбами. Все тротуары одинаково чётко обрамляли серой строчкой гранитного бордюра. Черный камень – базальт. Он – дитя бурной вулканической деятельности земли, происходившей многие миллионы лет тому назад, когда исходила она горячими лавовыми потоками. Базальт – это магма со грандиозным стажем остывания, с высокой твёрдостью и прочностью, отлично поддается шлифовке, почти не крошится. Базальт был любимым материалом мастеровскульпторов Древнего Египта, Ассирии, Древнего Рима, а в Тильзите этот посланец античного мира запросто «брошен» прохожим к ногам.

Очень близка к базальту порода габро или его разновидность габродиабаз. Это горная порода из Тюрингии. В ней отсутствует кварц, она хорошо полируетсяи долго сохраняет блеск. (Фото №6)

big6.jpeg
фото6


Кстати, щебёнкой из этого супертвёрдого камня диабаза посыпают самые важные просёлочные дороги. Второе место в этом ряду занимает гранитный щебень и щебень из валунов и гравия. А уж доломитовая щебёнка плетётся в самом хвосте.

В России, в Питере и Одессе когда то было много диабазных мостовых. Потом их заменили асфальтом, оставив некоторые доживать между трамвайными рельсами. Сейчас трамваев осталось мало, а с ними и диабаза. Самая известная диабазовая мостовая находится у Летнего сада. Её пестуют, за последнее время перекладывали раз пять. Беда в том, что во всём Питере, говорят, осталось всего несколько мастеров по укладке диабаза.

Мостовая и тротуар считались прелюдией жилого дома. Тильзитские домовладельцы были щепетильны ввыборе материала. Личные вкусы формировались эстетикой времени. Поэтому променад изысканной Линденштрассе (ныне Ломоносова) расстилается плиточками жёлтого гранита (Фото №7),

big7.jpeg
фото 7


а тротуар вдоль здания ложи Трёх патриархов на Фабрик штрассе (ныне Искры) спорит с ним настоящей ковровой дорожкой, где жёлтая плитка, сложенная в ёлочку, обрамлена базальтовым кантом.

В устройстве мостовых и тротуаров немаловажны функциональные приоритеты. Мелко размерные элементы дорог более устойчивы к интенсивным нагрузкам, а диабазовые тротуары легче убирать от мусора и снега. Не верите – возьмите в руки метлу, и проверьте сами.

Жизнь слишком короткая штука, а мостовые живут долго. Но и им необходимо поддерживать форму: поэтому, например, перед войной, летом 1939 года Дойчештрассе (ныне Гагарина) получила «новое лицо», выложенное в проезжей части маленьким мостовым камнем и достигла ширины 26м, была там устроена и велосипедная дорожка, тротуар облицован унифицированной плиткой, поставлено новое уличное освещение. Затем «под нож» легла улица Кайзеренштрассе (ныне Талаха), и вскоре уже щеголяла выпрямленной мостовой и ровнёхонькими тротуарами.

Уже с 1910 года город расчищал подзапущенный свой внешний вид, боролся с засильем реклам – и не забывал «о красе ногтей», о малых деталях, в том числе и о рисунке мостовых.

Порядок был приобретён ценою многих поколений, а также долгим воспитанием. И хозяева были такие, каких уже никогда не будет на этой земле, но есть чему поучиться у них. Тильзит оставил нам в наследство много-много базальтовых и диабазовых тротуаров и мостовых. Считают, что диабаз обладает свойством успокаивать нервную систему, снимать стрессы, усмирять гнев и раздражение и выбрасывать всякие астральные шлаки.

Идёшь по мостовым и думаешь, как же там складывалась жизнь, в этом, в меру богатом, удобном, размеренном и чопорном городе, с вычищенными садиками, где тротуары мыли щётками, а перины выбивали каждый день, и даже мухи, в парк Якоба, наверное, летали в кружевных чепчиках.

Дмитрий СУХИН, Светлана БЕЛШЕВИЦ
http://zurbu.net/-/feed/page:7

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 28-11-2010 22:21:01
panart
О том, что судьба старых мостовых, как и судьба города, небезразлична многим калининградцам
может свидетельствовать и такой штрих.

Брусчатка

Веками дороги мостили
С огромной любовью, трудом.
Из Швеции камень возили,
В пути защищая мечом.

Взгляните, ведь это же песня -
Стык в стык, по линейке рядки.
Лежат, словно кубики, тесно,
Все также надежны, крепки.

Ведь если ухаживать нежно,
Прослужит брусчатка века.
И колорит сохранится,
И будет дорога легка.

Её бесконечно латают,
Ломают, корёжат и бьют.
Чтоб не мешала в сторонку сгребают,
Поштучно потом продают.

Расходится камень по дачам,
По частным элитным домам.
Заборы глухие, ворота литые,
И совесть глуха - пусто там.


Автор Олег Туренко
http://users.livejournal.com/_gothy_/220427.html

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 29-11-2010 02:32:44
Наёмник
С калининградских улиц исчезает брусчатка
09.11 10:04 (56)

Очень скоро наш город может лишиться исторической "изюминки"

Туристы из "большой" России, впервые приезжающие в Калининград, первым делом обращают внимание на калининградские дороги — асфальтированные, неоднократно залатанные "ямочным ремонтом", и мостовые, выложенные еще немецкой брусчаткой. И если первые повергают гостей города в грустное недоумение, вторые – вызывают настоящее восхищение.

- Ваши дороги напоминают мне улицы, по которым ездил Штирлиц, видела такие только в Европе, - призналась гостья из Владивостока Светлана, прогулявшись по улочкам в окрестностях ул. Тельмана. – Хотела бы я прокатиться по этим дорогам в кабриолете с открытым верхом!

Любопытные наблюдения: под ямами на некоторых заасфальтированных в постсоветские времена калининградских дорогах обнажается брусчатка, выложенная вручную еще в немецкие времена. То, что брусчатая дорога держится веками – доказано в Калининграде. Однако постепенно брусчатка с калининградских дорог исчезает. В прошлом году ее неожиданно лишилась ул. Озерная в районе БГА.

- Дорога действительно была неровной, брусчатка кое-где встала колом, но нас никто не спрашивал, сохранять ее или нет, - рассказал "Комсомолке" житель близлежащего дома с перекрестка улиц Озерной и Островского Александр. - Но в один прекрасный день приехали дорожные рабочие, выкорчевали аккуратно отесанные камни и увезли их в неизвестном направлении.

После того как часть Озерной "закатали" в асфальт, ситуация на время стала вроде как улучшилось – машины стали ездить с приличной скоростью. Однако сезон дождей развеял все иллюзии.

- Оказалось, что новая дорога - неровная, ее "закатали" под наклоном, ливневка не работает, и во время дождей на одной полосе дороги скапливаются целые озера воды, - рассказал Александр. – В итоге автомобилисты едут по той стороне дороги, где мельче лужа - ближе к тротуару, либо вовсе по тротуару.

Мужчина полагает, что брусчатку убрали зря – она придавала улице своеобразный колорит, да и не было раньше на Озерной такого потопа.

- Я слышал, что булыжники – наше историческое достояние – пускают на продажу, - говорит молодой человек. – Говорят, на "черном рынке" она продается чуть ли ни по 1 евро за камень! Наверное, поэтому брусчатку и убрали?

На очереди - Тургенева и Парковая аллея

На прошлой неделе дорожники пришли на Парковую аллею. Половина моста, который идет по этой улице вдоль ботанического сада, буквально за один день лишилась вековой брусчатки. Водители глазам своим не поверили!

- Еще вчера проезжала, мостовая была на месте, а теперь – трактор да ямы, - поделилась с "Комсомолкой" автомобилистка Елена. – Брусчатка лежала век, а теперь вместо нее появится асфальт, который в нашем городе живет, от силы пару лет?

Тревогу забили и жители близлежащей улицы Тургенева – они обратились в калининградские СМИ с просьбой помочь отстоять им брусчастку на своей улочке. По словам местных жительниц, к самой дороге у них нареканий не было – движение по ул. Тургенева не такое интенсивное, мостовая держалась неплохо. А вот тротуары, заасфальтированные в советские времена, не выдерживали никакой критики. Однако дорожные рабочие взялись именно за мостовую, а не за тротуары. Калининградцы с ул. Тургенева рассказали про своих коллег по несчастью с ул. Ладожской. Оказалось, что и там дорожные рабочие покушались на мощеную дорогу, но благодаря активной позиции местных жильцов дорогу удалось отстоять, сейчас там дорожные рабочие заново перекладывают брусчатку.

Не за горами – ремонт улицы Тельмана. Если верить проектам городской администрации, про которые власти говорили на правительственных оперативках весной этого года, с этой улицы могут убрать не только брусчатку, но и трамвайные пути. Власти утверждали, что реконструкция трамвайного полотна – очень дорогое удовольствие, обойдется бюджету в 1,5 млрд. рублей, и таких денег в бюджете в ближайшее время не предвидится. Ну и выкладывать брусчатку – тоже невыгодно – ведь это более дорогостоящая работа, чем просто закатать улицу в асфальт.

"За" и "против"

Дорожный строитель Валерий Бугров, имеющий опыт строительства дорог по немецким технологиями, считает, что брусчатка изжила свое на трассах с интенсивным движением.

- Дороги, покрытые брусчаткой, дают сильный шум, на них плохое сцепление колеса с дорогой, машины плохо тормозят, - поделился опытом эксперт. – Наши дороги, построенные в довоенные времена, либо немецкими военнопленными после войны, уже не выдерживают нагрузки из-за большого потока автомобилей.

По словам Валерия Бугрова, из-за большого веса машин на дорогах происходит "опускание" полотна, появляются неровности и выбоины. На мостовых требуется менять основание дороги, заново перекладывать камни, заливать щели между ними битумом, чтобы не просачивалась влага.

- Технология укладки брусчатки простая, но очень дорогая, потому что это – ручной труд, - рассказал эксперт. – На мой взгляд, в Калининграде целесообразно убирать брусчатку с оживленных магистралей, выкладывать ее в пешеходных и парковых зонах, как это делается в Европе.

Архитектор Александр Башин категорически против ликвидации брусчатых мостовых.

- Конечно, их нужно оставлять, ведь они придают своеобразие Калининграду! – уверен архитектор. – Просто нужно научиться правильно ее класть –утрамбовывать основание, и чтобы люди были с руками!

Александр Башин напомнил, что часть обновленной площади Победы в Калининграде заново выложена брусчаткой.

- Там, где выложена плитка, уже пошли трещины, начал теряться вид, а брусчатка держится замечательно! – высказался архитектор.
"Klops.ru"

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 29-11-2010 02:59:00
Наёмник
С улицы Кирова в Калининграде снята половина брусчатки
22.11 13:50 (76)

Дорожные работы в этом районе идут в авральном режиме

С субботы на участке ул. Кирова от Советского проспекта до ул. Брамса начались работы по снятию брусчатки.

"Чем быстрее ее снимем, тем лучше, - рассказал "Клопс.Ru" прораб участка Дмитрий. – Потому что следом нам надо класть асфальт, это надо сделать до осадков. На следующей неделе уже прогнозируют снег".

Брусчатку рабочие планируют снять за две недели. Половина улицы уже "вскрыта".

"Да что вы прицепились? Снимал на других улицах брусчатку – ко мне постоянно подходят с таким вопросом! - Возмущенно отреагировал прораб на вопрос "Вам не жалко брусчатку?". – Мне все равно на нее".

По словам местных жителей, работы по снятию брусчатки продолжаются до позднего вечера. "Заканчивают поздно вечером, грохочут постоянно, да и жалко, конечно, камни", - говорят люди.

По словам прораба, снятую брусчатку отвозят на специальный склад.

Напомним, по сообщению пресс-службы администрации города, "капитальный ремонт дорожного покрытия" будет проводится с 13 ноября по 25 декабря. Закрывается движение транспорта по улице Ярославской, переулку Майскому и участку улицы Кирова - от Советского проспекта до ул. Брамса.

"Клопс.Ru" приглашает калининградцев фотографировать улицы, где еще сохранилась брусчатка и присылать снимки на адрес news@klops.ru. Фото, уже присланные читателями, смотрите здесь.

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 29-11-2010 09:12:52
Sergey A Skokov
А на Вагнера поснимали гранитные плиты тротуара и фиг знает куда увезли...

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 29-11-2010 10:30:39
sveko
А как Вам нравится вот это фото?
DSC05165.JPG

Это поселок Богатово (Rositten), район Долгорукова, а это новые домики.
DSC05163.JPG

Очевидно недостатка в строительном материале нет.

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 29-11-2010 10:52:13
sveko
А это Климовка, когда-то здесь была усадьба и большое хозяйство. Дорога ведет в никуда, обрывается в поле.
DSC09766.JPG
DSC09771.JPG

Довоенное фото Кенигсберга.
24.png

А это Нестеров
Ebenrode-Schulstrasse-Pflasterarbeiten.jpg

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 29-11-2010 14:13:52
panart
Укладка брусчатки на Штайндамме.
Steindamm2.jpg


Немецкие мостовые и дороги в наши дни.

near_insterburg.jpeg

Отличное состояние брусчатого покрытия дорог в районе Черняховска.

0_30480_2a4700c9_XL.jpeg


Брусчатая мостовая в Большаково (Skaisgirren) с остатками колеи УЖД.
Bolschakowo Bus Station,Sept 2003 Skaisgirren.jpg


Сельская булыжная дорога в районе Приморска.
primorsk.jpeg


Красивая дорога в Краснолесье
133 Kaiserl. Romnten - Zufahrt von Norden.jpg

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 29-11-2010 16:52:18
uran238
В описании мостовых, которые вымощены искуственным камнем, можно выделить два основных типа - булыжная мостовая и брусчатка. Автовладельцы согласятьтся, что ездить про булыжной мостовой - удовольствие ниже среднего - она должна быть предназначена только для пешеходной ходьбы.
Что касается ПРАВИЛЬНО уложенной и сохраняемой брусчатки - то данное дорожное полотно дает фору многим асфальтовым. Но есть одно но - в мокрую погоду, мороз и гололед - это дорожное покрытие становится очень коварным для водителей.

На переферии области брусчатку в заброшенных поселках уже давно разбирают на камень с целью продажи - и дороги, уходящие в никуда и резко обрывающиеся - уже не удивляют.

Что же касается города - то мифические склады для брусчатки лично у меня вызывают интерес - все о них говорят, но почему то никто не знает где они находятся и никто не видел. Ответ же, на мой взгляд, частично можной найти в районах престижных особняков, где брусчатка превратилась в престижные заборы.

Как итог, могу сказать, что согласен с автором темы и брусчатку нужно сохранять как часть исторического ландшафта и причислить ее к памятникам архитектуры. Но опять же, нужно подходить взвешенно - есть места, где все таки логичнее положить асфальт, а полученную брусчатку уложить в другом месте, а не продавать.

К сожалению взвешанный подход и наша страна в последнее время - понятия несовместимые :(

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 02-12-2010 01:10:13
Наёмник
г.Гвардейск. Район пл.Победы. 2009 г.
0.jpg
0.jpg (73.69 КБ) Просмотров: 31121

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 02-12-2010 11:26:20
panart
Еще нескролько кадров замечательных образцов "брусчатой" архитектуры ВП.

Хорошо известная "Y"-образная развилка в Большаково (Гросс Скайсгиррен, Кройцинген) с
рельсами узкоколейки. Ночной и дневной снимок.

рельсы узкоколейной железной дороги в Большаково .jpg

800px-bolsakovo_train_road_08.jpg


Дорога на Голдап.
на Голдап, вот она брусчатка.jpg


Сельская дорога в области. Как минимум 70 лет без ремонта и до сих пор в полной боевой ...
gamta2.jpg


Образец веерной кладки брусчатки на одной из дорог в Калининграде

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 02-12-2010 11:29:15
МёбиуС
panart писал(а):Еще нескролько кадров замечательных образцов "брусчатой" архитектуры ВП.

Дорога на Голдап.
на Голдап, вот она брусчатка.jpg




А где это, конкретней можно? Просто что-то не припомню такого.

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 02-12-2010 12:03:06
panart
МёбиуС писал(а):
panart писал(а):Еще нескролько кадров замечательных образцов "брусчатой" архитектуры ВП.

Дорога на Голдап.
на Голдап, вот она брусчатка.jpg




А где это, конкретней можно? Просто что-то не припомню такого.

Саша, более подробных данных по этому фото у меня нет - снимок не мой ... :(
Могу только указать источник. Позаимствовол у рыбачков с их форума,
http://www.brik.org/24/showthread.php?t=1713

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 02-12-2010 12:05:26
МёбиуС
Ладна, поисчем на месте. )))

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 02-12-2010 16:34:34
Наёмник
Булыжная мостовая, ведущая в замок Гердауэн. апрель 2005 г.

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 02-12-2010 18:12:05
Наёмник
Брусчатка в Озёрске. Вид на администрацию. апрель 2005

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 02-12-2010 20:50:47
Konig
Немного нашлось

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 02-12-2010 23:34:28
Наёмник
Красная Поляна (Тракенен), Нестеровский р-н. Октябрь 2004

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 03-12-2010 16:49:02
uran238
Можно делать каталог брусчатки из городов области)

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 04-12-2010 13:58:45
Konig
Еще добавлю из 2006 года.
По дороге из Пионерского в Янтарный.
Не вспомню, скорее всего Сальское. Может кто поправит.

DSC05924.JPG



Железнодорожный.

DSC05824.JPG

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 04-12-2010 18:26:13
Наёмник
1-е фото однозначно Сальское

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 06-12-2010 00:10:04
Rich
Это место называется Грузовой двор КЖД (примерно под автомобильным мостом на Железнодорожной)

Изображение

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 06-12-2010 13:28:37
МёбиуС
panart писал(а):
МёбиуС писал(а):
panart писал(а):Еще нескролько кадров замечательных образцов "брусчатой" архитектуры ВП.

Дорога на Голдап.
на Голдап, вот она брусчатка.jpg




А где это, конкретней можно? Просто что-то не припомню такого.

Саша, более подробных данных по этому фото у меня нет - снимок не мой ... :(
Могу только указать источник. Позаимствовол у рыбачков с их форума,
http://www.brik.org/24/showthread.php?t=1713


Спасибо за ссылку!
Выяснил - сие учаток дороги Гусев-Голдап, перед Ольховаткой, где как раз было имение Перкален и остались лишь ворота.

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 07-12-2010 13:05:55
CHERNAYA
Добавлю еще фото...пос. Большаково...

Изображение

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 08-12-2010 11:21:59
logo
Район Балтийска
Велосипедная дорожка - обратите внимание :wink:

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 08-12-2010 11:26:47
МёбиуС
Саш, велосипедной дорожкой и не пахнет. Просто по обочине едут.
Да и на район Балтийска не особо похоже!

Re: Брусчатка Кёнигсберга и городов Восточной Пруссии

СообщениеДобавлено: 24-12-2010 22:52:06
Nil_Sparoff
Интересное сочетание "бессистемного" неформованного булыжника и вполне по науке уложенной брусчатки - вероятно, последствие каких-то дорожных работ.

Изображение