Сведения о присутствии евреев в Восточной Пруссии в Орденский период достаточно скудны. Монах-францисканец Симон Грунау, собирая в начале XVI века законы, изданные магистром Зигфридом фон Фейхтвангеном, описал среди прочего закон, касающийся присутствия в стране лиц иудейского вероисповедания. Найденный им закон относится к 1309 г. и имеет следующее содержание: "Евреи и маги не должны терпеться в стране, а кто это допускает, должен с этими же нечистыми претерпеть наказание". Очевидно, что этот указ исполнялся законопослушными гражданами Орденского государства, хотя Грунау упоминает о евреях, живших в Пруссии во времена магистра Людольфа Кёнига фон Вейцау (1341-1345 гг.). Евреи занимались по своему обыкновению торговлей и жили спокойно до тех пор, пока один из них не "склонил к чародейству бедного рыбака". После этого они были изгнаны из государства.
Гонения на евреев в средневековой Европе достигли своего апогея в середине XIV века. В 1348 г. в восточной части Европы была грандиозная по масштабам эпидемия чумы, известная в то время под названием "чёрная смерть". Вымирали целые города и области. Как часто бывает в подобных случаях, умами овладели суеверия и предрассудки, был пущен слух, что зараза нарочно распространяется евреями с целью уничтожения всех христиан. Начались массовые гонения на евреев. В годы жесточайших репрессий многие евреи выехали из Пруссии в Польшу, где правил король Казимир Великий, благосклонно относившийся к евреям. Очевидно, не случайно евреи считали, что название Польша (Полин) происходит от фразы "по лин", что на иврите означает "живи здесь".
В 1422 г. после окончания очередной войны между Орденом и Польшей был заключён мир в Мельдензе (вновь подтверждённый 31 декабря 1435 г.). В условиях этого мирного договора была установлена свобода перемещения торговых представителей подписавшихся государств по их территории. Введение новых пошлин и каких-либо ограничений было запрещено. Однако к 1435 г. Пруссия стала испытывать неудобства от свободной торговли с Польшей и Литвой. Недовольство прусских торговых слоёв выплеснулось на евреев, игравших не последнюю роль во внешней торговле Польши. 6 декабря 1435 г. прусские сословия потребовали, "чтобы ни один еврей не появлялся в стране Пруссия, чтобы торговать здесь по старой привычке". Аналогичные требования были выдвинуты и в 1438 г. Ситуация изменилась с окончанием господства Ордена в Пруссии.
Принятие лютеранства в 1525 г. и превращение государства Ордена в светское герцогство повлияли и на отношение к евреям. Известно, что сам Лютер в начале своей реформаторской деятельности лояльно относился к евреям. В 1523 г. он писал: "...Евреи – наши кровные родственники и братья нашего Господа... К ним надо применять закон не папской, а христианской любви, принимать их дружелюбно, давать им возможность работать и промышлять рядом с нами".
Великий магистр Альбрехт Гогенцоллерн разделял подобные воззрения немецкого реформатора, и именно он официально пригласил в Кёнигсберг первых евреев. Наряду с евреями-торговцами в Пруссию приезжали и евреи-врачи. Несмотря на то, что уже 3 апреля 1530 г. герцог выдал братьям-врачам Александру и Мойзесу грамоты на въезд в Кёнигсберг, общепринятой точкой отсчёта в истории евреев Кёнигсберга полагается считать приглашение в город врачей Исаака Мая (1538) и Михеля Абрахама (1541). Однако разница в отношении к врачам-евреям и купцам-евреям существовала долгое время. Сословия Пруссии активно противились проникновению евреев-торговцев в своё государство.
В октябре 1566 г. ландтаг городов Кёнигсберга принял решение запретить евреям долговременное хранение товаров на территории городов и установил для них пошлину за пребывание в Пруссии. К концу жизни герцога Альбрехта, когда и Лютер изменил своё отношение к евреям и призывал либо их поголовно крестить, либо изгонять из государства, евреи Пруссии испытали ещё один удар со стороны ландтага. 14 июля 1567 г. им было приказано в течение четырёх недель покинуть пределы Пруссии. Однако евреи, жившие в Литве и Польше, пользовавшиеся правом свободной торговли наравне с христианами воспротивились этому решению и, вероятно, под этим давлением в 1569 г. им был разрешён проезд через Пруссию.
Промежуток более чем в сто лет, с 1569 по 1671 гг. остаётся белым пятном в истории евреев Восточной Пруссии. Возможно, что и в этот период иудеи появлялись в стране, но достоверных источников, подтверждающих их присутствие в Восточной Пруссии нет.
В 1671 г. была образована еврейская община Кёнигсберга. В этом году великий курфюрст Фридрих Вильгельм I (1620-1688 гг.), известный своей толерантностью по отношению к иным религиозным конфессиям, допустил в Бранденбург-Пруссию евреев, бежавших из Вены от гнева австрийского императора Леопольда I.
Соображения, которыми руководствовался великий курфюрст, разрешая евреям селиться в своём государстве, были сугубо практическими. Страна переживала последствия Тридцатилетней войны и остро нуждалась в новых людях, способных возродить экономику, и в деньгах, которых было достаточно у венских евреев. В сентябре 1671 г. был издан специальный указ, по которому предпочтение отдавалось иммигрантам с хорошим материальным положением.
Евреи в государстве Фридриха Вильгельма I были защищены специальным указом от 3 января 1676 г., по которому следовало "не тревожить евреев, не ограничивать их в правах и привилегиях и надлежащим образом защищать от нарушения этих прав". Однако уже в 1685 г. великий курфюрст обязал всех приезжающих евреев вносить залог в 1000 талеров. Приехавшие в Кёнигсберг евреи должны были селиться в Трагхайме, северо-восточнее замка. Эта часть города находились под непосредственным покровительством великого курфюрста. На Кервидергассе (позднее – Театрштрассе, ныне район гостиницы "Калининград") в 1680 г. им было позволено построить синагогу. Однако умерших родственников евреи Кёнигсберга долгое время не могли хоронить в Пруссии, кладбище находилось в тридцати милях от прусско-польской границы.
Маркус Илтен, кёнигсбергский бухгалтер берлинского придворного ювелира Исаака Либмана добился от сына великого курфюрста, первого прусского короля Фридриха I (1657-1713 гг.), разрешения на покупку в Кёнигсберге места около бывшей пороховой мельницы в Трагхайме (ныне район отделения ГАИ на ул. Черняховского) для устройства здесь еврейского кладбища. Это разрешение было подтверждено в рескрипте от 25 октября 1703 г. Первым евреем, захороненным в Кёнигсберге, был сам Маркус Илтен, умерший в декабре 1704 г. С его смертью связано и основание в Кёнигсберге 12 декабря 1704 г. "Хевра кадиша" (похоронное общество, действующее и как благотворительная организация).
Благодаря деятельности "Хевра кадиша" в городе сложилась крепкая еврейская организация, в задачу которой входило оказание услуг больным и помощь в отправлении похоронных обрядов. Но создание похоронного общества еще не означало образование полноценной общины. Помимо городских евреев синагогу в Трагхайме посещали евреи из Польши и Литвы, что вызывало постоянные проблемы.
Задачу наведения порядка в среде евреев Кёнигсберга взял на себя приехавший из Берлина Бендикс Еремиас, отец которого был главой берлинской еврейской общины. Охранным письмом в 1710 г. Еремиасу было дано право остаться в Кёнигсберге с женой и детьми. Подобные охранные письма получали не все евреи, проживающие в городе. Получивший такое письмо еврей назывался "ординарным". Он должен был заплатить в казну единовременный взнос и платить ежегодно определённую сумму охранных денег. За это еврей освобождался от обременительного налога, которым обкладывались все проезжие евреи. "Ординарный" еврей, кроме того, мог забивать скот для своих потребностей и свободно жить по своим иудейским законам. Право "ординарного" еврея переходило по наследству от отца к старшему сыну. Желавший передать это право второму и третьему сыновьям должен был выплатить в казну короля от 40 до 100 талеров. Еврей, вынужденный каждый раз платить налог за право временного проживания в городе назывался "экстраординарным".
Между тем число евреев в государстве стало ограничиваться правительством. Практика жёсткого ограничения числа евреев в курфюршестве, а затем в королевстве отразилась в постановлении Фридриха I от 1700 г., по которому число евреев во всём государстве не должно было превышать 50 семей. Однако уже в 1706 г. в одном только Кёнигсберге проживало 10 семей, а в 1713 г. их было уже 36 в самом городе и 98 в остальных городах Пруссии. Кроме Кёнигсберга относительно много евреев было в Мемеле и Тильзите. Всего же по численности лиц иудейского вероисповедания Кёнигсберг в королевстве Фридриха I был вторым после Берлина, где уже в 1730 г. еврейских семей было около 180.
Возвращаясь к Бендиксу Еремиасу укажем, что уже в 1711 г. он получил права руководства проезжими и осёдлыми евреями Кёнигсберга. Теперь проезжие евреи должны были платить налог не писарю, стоявшему на воротах города, а непосредственно самому Еремиасу, который выдавал бумаги, дающие право посещения города. Хотя Еремиас и признавался первым лидером общины Кёнигсберга, официальный закон, по которому община обрела силу, вышел лишь после его смерти, в 1722 г. С этого момента община должна была руководствоваться президиумом, который избирался на три года. Первым раввином общины стал Соломон Фюрст (1707-1722 гг.). Он известен как автор каббалистических сочинений и молитвенников на еврейском и немецком языках. Фюрст посещал университет и состоял на службе в королевской библиотеке.
С появлением общины жизнь евреев в городе стала более упорядоченной, но имелись и свои сложности. К середине XVIII века в Кёнигсберге была лишь одна синагога, в то время как еврейское население постоянно увеличивалось. К 1756 г. здесь проживало 307 евреев. Одна синагога не могла вместить всех верующих, и иудеи справляли службу в частных молельнях. Это наносило урон королевской казне, которая получала с синагоги определённые взносы, кроме того, король опасался распространения в частных молельнях каббалистических знаний. Возможно, именно этими причинами объясняется выход 1 ноября 1713 г. рескрипта, запрещающего евреям проводить службу где-либо кроме единственной синагоги. Однако, после ряда прошений, поданных евреями Кёнигсберга королю, Фридрих II (1740-1786 гг.) повелел построить на общинные деньги ещё одну синагогу. 23 сентября 1756 г. была освящена новая синагога на Шнюлингбаум, но во время большого пожара 14 июня 1811 г. эта синагога сгорела, и служба вновь проводилась в снятых помещениях. Наконец, 19 апреля 1815 г. была построена новая синагога на Синагогенштрассе.
Правовое и социальное положение евреев в течении XVIII века продолжало оставаться тяжёлым. Реформация изменила положение евреев в том смысле, что теперь их более притесняли светские власти, чем духовные. Евреи находились в состоянии постоянного конфликта с городскими властями, хотя в Кёнигсберге никогда не отмечалось погромов. Они вынуждены были селиться не на территории трёх городов, а за их пределами, в Трагхайме. В Кёнигсберге никогда не было гетто, однако, купеческое и ремесленное сословия Кёнигсберга стремились всячески оградить себя от конкуренции со стороны инородцев, каковыми считали евреев. Правительство шло навстречу таким устремлениям своих подданных. Генеральными привилегиями 1730 г. были ограничены социальные права еврейского населения: затруднялось получение ими разрешения на брак, ограничивались занятия домашними промыслами. Евреи активно вытеснялись в сферу наименее прибыльных отраслей торговли.
Благодаря этим запретным мерам значительная часть евреев вынуждена была заниматься продажей подержанных вещей и комиссионной торговлей. Кроме того, им запрещалось торговать перед воротами города. Так же они не имели право скупать зерно в деревнях. Привилегиями неограниченной коммерческой деятельности обладали лишь члены городской купеческой гильдии, куда евреев, разумеется, не допускали. Однако евреи, поставленные в тяжёлые условия, всё же находили способы обойти закон. Нередко им в этом помогали сами члены купеческой гильдии, заинтересованные в торговых связях и опыте еврейских купцов.
Еврейские маклеры объезжали деревни и договаривались о покупке зерна по тайному поручению кёнигсбергской фирмы. Несмотря на крупные штрафы, такая практика получила широкое распространение, что содействовало упадку гильдии солодовников и тех слоёв, которые были носителями старого городского устава. Постепенно появлялись крупные еврейские торговые фирмы. Одной из первых была основанная в 1764 г. оптовая торговая фирма "Иоахим Мозес Фридлендер и Сыновья". К началу ХIХ века процент зажиточных евреев в Кёнигсберге был выше, чем число состоятельных граждан города. Однако подавляющее большинство евреев имели средний достаток.
В культурной жизни города евреи долгое время играли незначительную роль. Сказывалось отчуждение от немцев и в религии и в быту. Молодые люди с детства занимались в основном талмудической наукой и чтением нравоучительных книг. Получали распространение книги, написанные на разговорном немецко-еврейском наречии идише. Кёнигсберг никогда не был культурным центром иудаизма, но это был один из торговых центров, где пересекались пути евреев из России, Польши и Германии. Складывающаяся прослойка состоятельных евреев и их тесные экономические связи с немецким населением постепенно стирали грань между некоторыми евреями и немцами. К концу XVIII века всё больше евреев добровольно принимали крещение. Это давало право войти в высший свет городского общества, стать преподавателем в университете, заниматься свободной коммерческой деятельностью.
Много студентов-евреев обучались в Кёнигсбергском университете. Большинство из них изучали медицину, так как евреям были недоступны профессии, связанные с государственной службой или цеховой принадлежностью.
Нередки были и антисемитские выпады со стороны правителей Пруссии. Так король Фридрих Вильгельм I (1713-1740 гг.) не любил евреев за то, что они "не могут уживаться на одном месте и всюду учат дурному". По его приказу было объявлено, что "всякому, кто схватит одного из таких евреев, должна быть сейчас же выдаваема большая награда ".
Постоянное давление со стороны внешних сил постепенно приводило к появлению в среде евреев Кёнигсберга (как и во всей Германии) двух основных течений, которые начали проявляться уже в конце XVIII века. Одни евреи, имеющие, как правило, тесные деловые контакты с немецким населением, проявляли тенденцию к ассимиляции. Они принимали крещение, часто забывали родной язык, теряли связи с общиной. Другие наоборот замыкались в общине, строго следовали религиозным правилам и старались оградить себя от общения с немецким населением. Размежевание евреев Кёнигсберга происходило ещё и по признаку происхождения. Существовали группы восточных и западных евреев, которые зачастую обособлялись и даже проводили отдельно службы. Так польские евреи некоторое время проводили службы в гостинице "Пальмбаум". Эта молельня не относилась к общине Кёнигсберга и существовала до начала XIX века. Русские же евреи имели свою синагогу, одну из пяти, принадлежавших городской общине.
В конце XVIII века, в Пруссии в среде образованного еврейства возникли идеи культурного возрождения евреев, так называемой, еврейской реформации. Созидателем и духовным отцом нового направления был берлинский писатель и философ Мозес Мендельсон. Его перевод Пятикнижия на немецкий язык, сделанный в 1778 г., положил начало реформистскому течению в еврейской среде. Реформа делала упор на интеграцию евреев в национальную немецкую культуру и на приспосабливание религиозной жизни к современным условиям через преобразование богослужения, преподавания Закона Божьего и смягчение строгих традиционных правил на основе исторически-рационального толкования письменного и устного учения.
Только так, полагал Мендельсон, можно сохранить иудаизм в современных условиях и идейно противостоять тем, кто был склонен к выходу из иудейского вероисповедания. Идеи Мендельсона получили широкое распространение в Кёнигсберге. Именно там с 1783 г. стал издаваться журнал "Ha-Meassef", оказавший огромное влияние на культурное развитие еврейского народа.
Борьба, которую вели деятели еврейской Реформации за культурное освобождение, была сопряжена с борьбой за правовую и социальную эмансипацию еврейского народа. Новый прусский король Фридрих-Вильгельм III (1797-1840 гг.) был настроен враждебно по отношению к евреям.
Ситуация изменилась после поражения прусских войск в битве при Йене (1806 г.) от армии Наполеона. Назрела острая необходимость сплочения всех сил государства. В Пруссии наступила полоса реформ, которая коснулась и евреев, им были даны некоторые права и одновременно их призывали к участию в борьбе с грозным врагом. Следует отметить, что благодаря усилиям Мендельсона и его учеников отношение к евреям в обществе изменилось. Многие жители Пруссии спокойно воспринимали послабления власти в отношении евреев. К началу XIX века, несмотря на отсутствие равных прав, евреи Пруссии сами рассматривали себя как часть немецкой общности, в окружении которой они жили.
В 1809 г. была сформирована особая комиссия под председательством министра Шрёттера, которая выработала проект улучшения положения евреев, но вопросы, касающиеся принципов религиозной организации евреев, так и остались неразрешенными. Однако в целом деятельность комиссии свидетельствовала о готовности правительства идти по пути эмансипации. В частности был принят королевский указ об уравнивании прав еврейских купцов Кёнигсберга с христианскими, и о внесении их в купеческую гильдию. Значительно продвинул дело освобождения евреев новый канцлер Карл Август Гарденберг. Он активно защищал принцип полной веротерпимости и гуманного отношения ко всем подданным. Именно его заслугой принято считать издание эдикта "Относительно евреев в Прусском государстве", чаще называемого просто "Юденэдикт". Этот документ появился 11 марта 1812 г. Отныне евреи не были "инородцами" в среде остального населения Пруссии, не обязаны были платить особые подати за то, что их "терпят" в стране. Отныне они становились такими же гражданами государства, как и христиане.
Теперь евреям позволялось приобретать любое имущество, становиться учителями, профессорами. Евреи должны были отбывать воинскую повинность и приносить присягу королю. Лишь административные и судейские должности были ещё закрыты для евреев. В целом это было радикальное решение. Для государства это был важный шаг на пути гуманизации общества который, правда, был сделан на двадцать один год позже, чем во Франции, где 28 сентября 1791 г. был провозглашён первый в Европе указ об эмансипации евреев, но и на сто пять лет раньше, чем это было сделано в России в феврале 1917 г.
Начало XIX века явило собой важный рубеж в истории прусского еврейства. Эдикт об эмансипации, пусть временно, но снял основные ограничения для евреев. Освободительные войны против Наполеона привели к тому, что космополитические взгляды первых ассимилированных евреев уступали место патриотическим устремлениям, которыми наряду с представителями немецкого народа заражались и евреи, живущие в государстве. Еврейские юноши сотнями вступали в ряды защитников отечества. Чувствуя себя сынами Родины они ощущали себя частью немецкой нации, ибо слова нация и государство рассматривались в то время как синонимы. Одна пятая часть всех способных к ношению оружия евреев Пруссии приняли участие в войнах с Наполеоном. Богатые евреи жертвовали огромные суммы на дело освободительной войны.
В начале XIX века более 150 евреев Кёнигсберга приняли христианство. Эта тенденция сохранялась на протяжении всего века. Стремление к ассимиляции подводило многих евреев к отказу от родного языка. Однако правительство Фридриха-Вильгельма III не рассматривало усиливающуюся ассимиляцию евреев как положительный момент в жизни государства, и сразу после разгрома Наполеона начался обратный процесс. То есть постепенное возвращение к довоенному положению в отношении к евреям.
Венский конгресс, на котором решались судьбы послевоенной Европы, определил свою позицию в отношении еврейского вопроса в духе традиционной юдофобской политики лидеров победивших стран. Несмотря на протесты Гарденберга и Меттерниха верховные правители Австрии, Пруссии и России решили вопрос о положении евреев в пользу установления донаполеоновского "статус-кво". Начался период реакции. К этому времени относится формирование первых теорий о чистом тевтонизме, как основе здорового государства, элементами которого могут быть лишь чистокровные пруссаки.
Конечно, этим теориям было далеко до расовых теорий начала ХХ века, националистические движения этого периода находились ещё в русле устоявшейся средневековой идеологии, проповедующей превосходство христианской веры над другими. Победы над Наполеоном усилили национальную сплочённость немцев, а решения Венского конгресса, направленные на возрождение роли религиозного начала в светской жизни общества породили извращённое восприятие нации как обязательно христианской. Вкусив ощущение ненадолго дарованного равноправия, евреи теперь почувствовали себя ещё более униженными. Они считали себя достойными гражданами своего отечества, а с ними вновь обращались как с чужаками.
В период реакции был проведён ряд мероприятий касающихся положения евреев в государстве. В числе этих мероприятий был запрет на посещение христианским детям еврейских училищ, эдикт о недопущении иудеев к заниманию общественных должностей и другие. Тем временем государство поощряло переход евреев в христианство. С этой целью было создано специальное миссионерское общество, находившееся под покровительством короля. Это подчёркивает важность религиозного аспекта при проведении правительством антиеврейской политики в годы реакции.
После июльской революции 1830 г. евреи Пруссии возобновили борьбу за свои права. На их стороне выступили и некоторые либеральные элементы, в особенности организация Молодая Германия, во главе которой стояли крещёные евреи Гейне и Берне. Правительство почувствовало необходимость новых изменений законодательства в отношении евреев и пошло на издание 1 июня 1833 г. особого положения, в силу которого право гражданства получали лишь образованные и состоятельные евреи, остальные же продолжали оставаться бесправными.
Результатом обсуждения в Прусском ландтаге вопроса о положении еврейского населения явилось принятие закона о гражданских правах евреев (23 июля 1847 г.). Согласно этому закону евреи были значительно урезаны в своих политических правах в сравнении с эдиктом 1812 г., но это был шаг вперёд, если сравнить его с положением евреев, начиная с 1814 г.
Революция 1848 г. принесла евреям политическое равноправие. Кёнигсберг в 1848 г. являлся одним из форпостов либеральной общественной мысли. Среди буржуазных либералов Кёнигсберга было немало евреев. 6 апреля 1848 г. было издано распоряжение, подготовленное Франкфуртским предпарламентом, согласно которому все граждане Пруссии, без различия вероисповедания, могли принимать участие в выборах в Учредительное собрание. По стране прошли митинги, требовавшие полной эмансипации евреев и всеобщие выборы, на которых впервые принимали участие и евреи. 18 мая 1848 г. во Франкфурте открылось общенемецкое Национальное собрание. Франкфуртский парламент в выработанных им "правах человека" подтвердил за евреями равенство в правах. Однако после революции вновь наступила полоса реакции, и новое улучшение положения евреев произошло уже в 60-е годы.
Во многом это была заслуга Отто фон Бисмарка, премьер-министра Пруссии с 1862 г. Он смотрел на евреев как на людей способных увеличить национальные богатства Германии и защищал их полную эмансипацию. Конституция объединённой Германии 1871 г. окончательно закрепила права евреев, и с этого времени евреи Пруссии, становясь гражданами единой Германии получали юридически полное равноправие. Крещёный еврей из кёнигсбергской еврейской семьи Эдуард Симсон стал первым председателем немецкого рейхстага. Однако фактическое равноправие для евреев в объединённой Германии так и не было установлено. И в Пруссии – в наиболее реакционной части империи к евреям относились так же враждебно как и раньше. Евреям был закрыт доступ к высоким государственным постам, в офицерский корпус. Особенно пристрастным было отношение к евреям, приезжающим из-за рубежа.
Между тем, число евреев Кёнигсберга неуклонно увеличивалось, так в 1817 г. в городе проживало 1.027 евреев, в 1864 г. – 3.024, а в 1880 г. – 5.000 человек. Подобный рост наблюдался по всей Германии, однако, после объединения страны в 1871 г. началась широкая внутренняя миграция еврейского населения. Многие евреи покидали консервативную Пруссию и переселялись на Юг и Запад в крупные города Германии. В целом по Пруссии число евреев уменьшилось с 1871 по 1905 гг. на 16 тыс. В Кёнигсберге еврейское население к 1905 г. так же уменьшилось и составило 4.415 человек.
К концу XIX века в Кёнигсберге существовала крепкая еврейская община. Однако ортодоксальные иудеи стремились выделиться из отличавшейся либерализмом городской общины. Поводом для разделения общины послужила установка органа в главной синагоге города в 1870 г. Ортодоксы образовали отдельную общину "Адат Израэль". В Кёнигсберге действовало шесть синагог. Крупнейшая из них – Новая синагога – располагалась на улице Линденштрассе, напротив Кафедрального собора. Эта синагога достигала в высоту 46 метров и была одной из красивейших в Германии. Синогога была построена в 1893 г., к ней примыкал детский приют – здание сохранившееся до сих пор на ул.Октябрьской. На ул.Синагогенштрассе располагались сразу две синагоги: Старая синагога, о которой уже было сказано и синагога ортодоксальной общины "Адат Израэль", построенная в 1893 г. Кроме вышеперечисленных в городе располагались хасидская синагога на Фуерштрассе, и синагога "Полнише шул" по адресу Вордере Ворштадт, 71 а, построенная в 1855 и реконструированная в 1910 г. Шестая синагога, принадлежавшая кёнигсбергским евреям находилась в курортном городке Кранц, часто посещаемом в период летних отпусков. Эта синагога была построена в 1921 г., её фундамент и сейчас можно видеть в г. Зеленоградске.
В основной массе евреи жили в трёх районах города. Восточные евреи и иудеи ортодоксального толка селились в нижнем городе (в окрестностях вокзала до реки Прегель, где находилось пять синагог). Старые осёдлые еврейские семьи жили в Трагхайме и его окрестностях. Состоятельные и уже ассимилировавшиеся евреи проживали в пригородах Хуфене и Амалиенау. Существовала естественная текучесть населения. Особенно после первой мировой войны значительная часть еврейского населения города стала концентрироваться в вышеупомянутых предместьях.
Заметным было участие евреев в финансовых структурах города. Банки Кёнигсберга, находившиеся в XIX веке большей частью в еврейских руках, становились государственными учреждениями и входили в систему Дойчебанка. Наиболее крупными из них были: "Северогерманское кредитное общество", находившееся во владении и управлении Георга Маркса, ортодоксального толка еврея, имевшего большое влияние на жизнь общины. Наряду с "Северогерманским кредитным обществом" существовали частный банк "Вдова Йозефа Симона и Сыновья", находившийся во владении семейства Симон, а так же нееврейский банкирский дом Якоби.
Все вышеназванные банки влияли на развитие торговли и промышленности города. Кроме того, банк семьи Симон активно содействовал развитию в городе науки, искусства и спорта. Именем Вальтера Симона был назван и крупнейший в городе стадион (ныне стадион "Балтика").Специфичной отраслью экономики Восточной Пруссии являлась добыча янтаря. Единственная в своём роде янтарная мануфактура с рудником в Палмникене была основана в 1872 г. евреем Моритцем Беккером. После продажи своего предприятия государству Беккер стал одним из богатейших граждан города.
В 1914 г. крупнейшим кёнигсбергским пароходом "Остпройсен" водоизмещением 4000 тонн владело пароходство "Маркус Кон и Сын", которое занималось торговым мореплаванием в Балтийском и Северном морях. Еврейские фирмы принимали участие в торговле строительными материалами, а так же в розничной торговле продукцией текстильной промышленности. Евреи были держателями большей части универсальных магазинов города.
Относительно небольшим оставалось число еврейских ремесленников – это были портные, мясники, часовщики, пекари и стекольщики. В городе существовал еврейский союз ремесленников, в котором состояли около сорока человек. Резко увеличилось число евреев в так называемых свободных профессиях. Высокий процент евреев был среди врачей, аптекарей, адвокатов, журналистов, деятелей искусств и маклеров. Яркими личностями культурной элиты города были: городской школьный советник Штеттинер и журналист Людвиг Гольдштайн. Пауля Штеттинера называли в городе "кёнигсбергским министром культуры". Он был тесно связан с общественной жизнью образованных слоёв населения города и с их объединениями, поддерживал личные контакты со многими деятелями культуры, писателями и журналистами, был инициатором создания ряда культурных учреждений. Особой его заботой пользовались городские театры.
Большим влиянием в городе пользовалась газета "Хартунгше Цайтунг", в которой работал журналист Людвиг Гольштайн. Помимо литературной деятельности он являлся основателем и руководителем кёнигсбергского "Союза Гёте", который развернул обширную культурную деятельность. Из родившихся в Кёнигсберге еврейских писателей здесь жил и создавал свои произведения лишь Вальтер Хайманн, погибший в первую мировую войну во Франции. В театральной жизни города евреи играли важную роль, но в первую очередь в качестве меценатов и покровителей театрального искусства.
Среди преподавателей университета фактически не было некрещёных евреев. Редкое исключение составлял почётный профессор Альбертины раввин доктор Феликс Перлес. Однако преподавательские должности занимали достаточно большое число евреев. Среди них врач-терапевт Людвиг Лихтхайм, юрист Фриц Литтен, физиолог Людемар Херрманн, астроном Фриц Кон, ориенталист Феликс Эрнст Пайзер, египтолог Вальтер Врежински и др.
Выше уже отмечалось, что община Кёнигсберга отличалась либерализмом. Либерализм евреев Кёнигсберга зашёл столь далеко, что в традиционных религиозных песнопениях стали участвовать и женщины, что было совершенно невозможно для ортодоксальных общин. Выдающимся автором и исполнителем еврейской религиозной музыки был композитор Эдуард Бирнбаум, который стремился видоизменить традиционные мелодии, придав им большую величественность при помощи органа, сделав их более доступными для евреев испытавших сильное онемечивание.
Политическая деятельность евреев Кёнигсберга была не значительной ни на всегерманском, ни на местном уровне. Местные еврейские политики были либо либералами, либо социалистами. Единственным видным среди политиков был социал-демократ Хуго Хаазе, выступавший защитником на процессе против Либкнехта в 1907 г. В 1912 г. он был избран в Рейхстаг от округа Кёнигсберг.
Трагичной, как и везде в Германии, была судьба евреев Кёнигсберга после прихода к власти нацистов. После 1933 г. число евреев в городе неуклонно сокращалось. Если в 1931г. евреев было более 4 тыс., то уже к 1939 г. их оставалось чуть более полутора тыс. Из всех городских синагог "Хрустальную ночь" с 9 на 10 ноября 1938 г. пережила только одна – синагога ортодоксальной общины. Сотни евреев в этот день были арестованы, еврейский приют был разгромлен, а дети выгнаны на улицу. Службы в единственной уцелевшей синагоге проводились и в 1942 г. для тех немногих, кто остался в городе. Многие эмигрировали, а кто не успел – отправлялись товарными составами в концентрационные лагеря. К 1942 г. около 1000 евреев из Кёнигсберга погибли в лагере Терезиенштадт. Вместе с людьми исчезали с карты древнего города и места, так или иначе связанные с присутствием здесь евреев. Стадион "Вальтер Симон плац" был переименован в "Эрих Кох плац". Дом, некогда бывший приютом, был отдан под здание гестапо. На месте Новой синагоги были построены бараки, в которых работали на гестапо евреи, привезённые из гетто в Польше. В июле 1944 г. через Кёнигсберг переправляли на баржах евреев из Вильнюсского гетто. Оставшиеся представители еврейской общины города собрали среди горожан большую повозку с продуктами для этих людей. К 1944 г. в Кёнигсберге осталось лишь несколько десятков, которые каждый день ожидали отправки в лагерь. В августе того же года город испытал массированный налёт британской авиации в ходе которого был разрушен весь центр Кёнигсберга. Была уничтожена и последняя синагога.
Страшный эпизод в истории Восточной Пруссии произошёл в конце января 1945 г. в районе посёлка Палмникен (ныне посёлок Янтарный). Там, на побережье Балтики, нацисты расстреляли и сбросили в море более десяти тысяч евреев, в основном женщин, пригнанных из лагерей Штутгоффа через Кёнигсберг. К сожалению, до сих пор на этом месте не установлено никакого мемориального знака.
Очень немногие евреи города дожили до прихода Красной Армии. Однако и при новой власти они не обрели покоя. Одновременно с остававшимся немецким населением они подлежали депортации. В 1948 г. последние немецкие евреи были изгнаны из Кёнигсберга, ставшего уже к тому времени Калининградом. Некоторые из них и ныне проживают в городах Израиля, Германии, США. Среди них Иозеф Цви Дуннер, занявший пост главного раввина Восточной Пруссии в 1936 г. Ныне этот, последний раввин Восточной Пруссии, испытавший ужас "Хрустальной ночи" в Кёнигсберге, занимает пост главы европейского объединения ортодоксальных общин. Главный раввин Великобритании, занимавший этот пост с 1967 по 1991 гг., лорд Иммануэль Джакобовиц так же родом из Кёнигсберга. В Кёнигсберге родилась и проживала до войны Лея Шлоссберг – будущая супруга премьер-министра Израиля Ицхака Рабина.
После войны в числе советских переселенцев на эту землю прибыло и много евреев. И сейчас, после нескольких волн еврейской эмиграции их число в Калининграде составляет чуть более двух тысяч человек.