Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастрофах

История, памятники, памятные места.

Re: Калининградская область и ее жители в трагедиях и катаст

Сообщение Бородач » 01-03-2012 20:04:33

sveko писал(а):http://eastblackangel.livejournal.com/252416.html
16_05_72.jpg
05_01_01.jpg

Вот интересно,как сложилась жизнь у Ирины Голушко?
Может кто< что знает?
Панять и пхастить!!!
бегу вперёд-волосы назад
Аватара пользователя
Бородач
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 21-12-2011 12:29:51
Благодарил (а): 74 раз.
Поблагодарили: 1 раз.


Re: Калининградская область и ее жители в трагедиях и катаст

Сообщение lena » 03-03-2012 21:41:08

Бородач писал(а):
sveko писал(а):http://eastblackangel.livejournal.com/252416.html
16_05_72.jpg
05_01_01.jpg

Вот интересно,как сложилась жизнь у Ирины Голушко?
Может кто< что знает?

В прессе писали, что она до сих пор живет в Светлогорске, работает в поликлинике врачом-педиатром. Более подробно мне о ее жизни неизвестно.
Аватара пользователя
lena
Читатель
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 09-04-2011 22:45:39
Откуда: Зеленоградск (Cranz)
Благодарил (а): 92 раз.
Поблагодарили: 59 раз.

Re: Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастроф

Сообщение topor&payse » 07-03-2012 18:57:18

Поздравляю с праздником ВСЕХ женщин !!!
Но, извините пайзовца . Кто Галушко ?
" Ложь - это часть войны".
Милтон Бирден.
Аватара пользователя
topor&payse
Читатель
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 28-03-2011 15:29:44
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Re: Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастроф

Сообщение lena » 07-03-2012 21:07:13

topor&payse писал(а):Поздравляю с праздником ВСЕХ женщин !!!
Но, извините пайзовца . Кто Галушко ?

Спасибо за поздравление!
Вы что-нибудь слышали о катастрофе в Светлогорске 16 мая 1972 года? На этом форуме о ней рассказывается и здесь же есть ссылка на эту тему, зайдите по ней и все поймете.
Аватара пользователя
lena
Читатель
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 09-04-2011 22:45:39
Откуда: Зеленоградск (Cranz)
Благодарил (а): 92 раз.
Поблагодарили: 59 раз.

Re: Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастроф

Сообщение Undropoff » 21-09-2013 08:36:00

Увидел копию документа решил выложить-если не по теме админы перенесите пож.
Вложения
21.09.jpg
Jedem das Seine
Аватара пользователя
Undropoff
Интересующийся
 
Сообщения: 299
Зарегистрирован: 31-03-2009 21:10:45
Откуда: Kenigsberg-Калиниград
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 85 раз.

Re: Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастроф

Сообщение петр » 21-09-2013 12:24:54

Undropoff писал(а):Увидел копию документа решил выложить-если не по теме админы перенесите пож.


Итоги катастрофической зимы с 1946-го на 1947-й год. То, что в городе и области были случаи каннибализма было известно всем уже тогда, несмотря на всю секретность.
Аватара пользователя
петр
Краевед
 
Сообщения: 1027
Зарегистрирован: 26-08-2011 20:32:50
Откуда: калининград
Благодарил (а): 347 раз.
Поблагодарили: 572 раз.

Re: Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастроф

Сообщение motorman » 30-10-2015 20:52:54

Калинградская база тралового флота.Зима 1983.Северная Атлантика.Пожар на БМРТ"Хрусталь".1 погибший,1 пропавший без вести...
0_48147_f5b75138_orig-БМРТ-Хрусталь1963-пр_394-тип-Маяковский-сгорел-в-1983.jpg
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1802
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1488 раз.
Поблагодарили: 796 раз.

Re: Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастроф

Сообщение TOR » 31-10-2015 09:14:19

Здесь немного подробней:
http://samlib.ru/m/morozow_w/gibelxdocx.shtml
БМРТ КБ-0363 "Хрусталь".
16.04.1983 г. Норвежское море

На борту БМРТ КБ-0363 "Хрусталь" (капитан Уточкин П.А.) во время промысла в Норвежском море из-за нарушения Правил технической эксплуатации произошел пожар. Судовыми силами и средствами остановить пожар не удалось. Помощь других судов также оказалась неэффективной. Выгорело машинное отделение, трюмы. Экипаж был снят на работавшие рядом промысловые суда. При эвакуации людей опрокинулась шлюпка. Погиб один матрос, второй умер от переохлаждения, 2 механик умер от ожогов.
Пожар нанес БМРТ "Хрусталь" такие повреждения, что ремонтировать его было нецелесообразно. Судно конструктивно погибло. Выгоревшее судно было отбуксировано в п/п Светлый и в дальнейшем уведено на судоразделку.
Аватара пользователя
TOR
Архивариус
 
Сообщения: 1645
Зарегистрирован: 06-06-2012 19:46:59
Откуда: Neue Dammgasse
Благодарил (а): 158 раз.
Поблагодарили: 364 раз.

Re: Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастроф

Сообщение motorman » 01-11-2015 20:35:13

TOR писал(а):Здесь немного подробней:
http://samlib.ru/m/morozow_w/gibelxdocx.shtml
БМРТ КБ-0363 "Хрусталь".
16.04.1983 г. Норвежское море

На борту БМРТ КБ-0363 "Хрусталь" (капитан Уточкин П.А.) во время промысла в Норвежском море из-за нарушения Правил технической эксплуатации произошел пожар. Судовыми силами и средствами остановить пожар не удалось. Помощь других судов также оказалась неэффективной. Выгорело машинное отделение, трюмы. Экипаж был снят на работавшие рядом промысловые суда. При эвакуации людей опрокинулась шлюпка. Погиб один матрос, второй умер от переохлаждения, 2 механик умер от ожогов.
Пожар нанес БМРТ "Хрусталь" такие повреждения, что ремонтировать его было нецелесообразно. Судно конструктивно погибло. Выгоревшее судно было отбуксировано в п/п Светлый и в дальнейшем уведено на судоразделку.

Спасибо,это более точная информация.Ребята ,после окончания КМУ,делавшие первый рейс на "Хрустале"попали в эту "переделку"...Некоторые после этого распрощались с профессией моряка...
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1802
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1488 раз.
Поблагодарили: 796 раз.

Re: Трагедии и катастрофы в Калининградской области

Сообщение ХОХЛИТОВ » 02-04-2016 19:50:56

Наёмник писал(а):В 1989 г.финский танкер "Tebostar" столкнулся с МРТР - 261 "Ладушкин" и подмял его под корпус, после чего "Ладушкин" не всплывая, затонул. В соответствии с одной из версий капитан "Тебостара" заблаговременно засек на радаре российское судно, но выполнил маневр поворота на опасной близости от него. Однако он заявил, что толчок был незначительный (и это подтверждено объективно), и если бы российское судно шло с закрытыми иллюминаторами, и грузовой люк был закрыт надлежащим образом, то оно не затонуло бы. Кроме того, обращалось внимание на то обстоятельство, что «Ладушкин» - судно изношенное. Таким образом, делался акцент на том, что если бы судно было в нормальном состоянии, то все обошлось бы благополучно, без жертв. В результате погибло 14 человек, весь экипаж. Прощание с экипажем было в ДКР, похоронены на старом кладбище на проспекте Мира. Помню эти похороны, народу было много, но поменьше, чем при прощании с экипажем "Тукана". По-моему удалось найти тела 8-х, лица их были синими.

Используя архив "Калининградской правды" , попытаюсь собрать воедино хронологию событий, произошедших в сентябре 1989 года в Балтийском море. Для начала хочу напомнить "будущим поколениям", что в отличие от интернет- изданий, которые могут доводить новости до аудитории практически мгновенно, ежедневные газеты печатали накануне, то есть номер подписывался в печать вечером предыдущего дня приблизительно в промежутке от 21:00 до 22:00 часов.
Поэтому информационное сообщение о гибели траулера "Ладушкин" (МРТР-261), опубликованное в газете 07 сентября 1989 года, фактически было сверстано в типографии вечером 06 сентября. Такая оперативность является максимально быстрой для ежедневной газеты:
ч1.JPG
Калининградская Правда , 07 сентября 1989 года.
В ТАСС-овском сообщении название финского траулера дано в русской транскрипции -"Тебо стар".Обращаю внимание, что действительно погиб весь экипаж "Ладушкина" -15 человек, а не 14 , как указывал Наемник, но путаница объяснима: из воды был спасен 1 человек ( радист), который быстро умер, а тела 14 оставшихся членов экипажа доставали позднее. Катастрофа на тот 1989 год названа в статье крупнейшей на Балтийском море за последние 25 лет.
ч2 9 сентября 1989 г.JPG
Калининградская Правда , 09 сентября 1989 г
Если вы внимательно прочитали статью выше, то оказывается , что "Ладушкин" шел под тралом в близнецевом варианте совместно с МРТР "Матросово", то есть они вместе тащили один трал на двоих. Для сухопутных коллег поясню, что после постановки трала скорость и управляемость судна по понятным причинам резко падает, а в близнецовом варианте возможностей для резкого маневра у экипажа практически нет.
За скобками статьи остается одна деталь, о которой тоже стоит упомянуть.
В обязательном порядке в момент лова рыбы на промысловом судне зажигается специальный набор ярких огней ( в простонаречии "ЕЛКА" или «гирлянда») , предупреждающий все окружающие корабли и пароходы о своем особом положении, переводя на язык автолюбителя такой набор огней соответствует синим (даже не оранжевым) проблесковым маячкам на спецтранспорте. При ясной погоде, которая была в ту ночь на Балтике не заметить танкеру сразу два идущих МРТР-а с зажженными "ЁЛКАМИ" , которые видно за 4-5 километров , явное преступление.
Экипаж "Матросово" сообщил , что финский танкер после удара , срочно стал сдавать назад. По-моему, это говорит о том , что вахта "Тебо стара" проморгала наши суда и после столкновения панически стала сдавать назад, возможно решив, что налетела на мель, по крайней мере на море принято совершать маневр уклонения от препятствия путем ухода вправо или влево, а не использовать задний ход судна. Даже если эта была попытка оказать помощь, действие экипажа танкера не адекватны. Я хочу сказать, что и
траулер "Матросово" в этой ситуации тоже мог не вернуться домой. Выше написано, что вахта «Матросово» вначале почувствовал рывок и повернув голову в сторону «Ладушкино» уже не обнаружила его на поверхности, а рывок означал обрыв трала от тонущего траулера.
А открытый иллюминатор, изношенность судна или не закрытый должным образом грузовой люк , на которые ссылались финны действительно могли привести в определенных условиях к более быстрому затоплению "Ладушкина", но в нашем случае речь идет о практически мгновенном уходе под воду судна при таране финского танкера. Это все равно, что сказать, что причиной аварии был неисправный амортизатор на "Жигулях", когда его переехал "БелАЗ", внезапно выехавший на красный свет.
Далее еще несколько заметок из архивов «Калининградской правды»:
ч3.JPG
Сообщения от 12, 16 и 20 сентября
1-список экипажа был опубликован в газете12 сентября 1989 года
2- соболезнования от экипажей судов напечатаны 16 сентября 1989 года
3- 20 сентября 1989 года вышло постановление облисполкома о дне траура на территории Калининградской области в связи с гибелью траулера «Ладушкин», который был назначен на день похорон 21 сентября 1989 года.

21 августа 1989 года. Траурная церемония прошла с воинским почестями, что в нашей стране означает самый высокий ранг по отношению к погибшим.
ч4.JPG
Калининградская правда , 22 сентября 1989 года
ч5.JPG
ч6.JPG
С вашего позволения я перепечатываю список экипажа РТРМ «Ладушкин» :
1.Долгалев Алексей Павлович – капитан,
2.Сенчило Василий Дмитриевич – старший помощник капитана,
3.Яцков Сергей Николаевич –второй помощник капитана,
4.Холодков Александр Сергеевич – третий помощник капитана,
5.Осадченко Олег Иванович-начальник радиостанции,
6.Гадзин Александр Петрович- старший механик,
7. Кочергин Юрий Александрович – второй механик,
8.Иванов Игорь Егорович – третий механик,
9.Ходченков Анатолий Константинович –старший мастер добычи,
10.Палагин Петр Васильевич- мастер добычи,
11.Суконкин Владимир Никитович – боцман,
12.Курмаз Эдуард Алексеевич –мастер обработки,
13.Великанов Александр Михайлович – матрос,
14.Борисов Евгений Аркадьевич – повар,
15.Азаренко Геннадий Николаевич – моторист.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ !

Некоторое время спустя после похорон в газете опубликовали подробности подъема тел экипажа «Ладушкина», которые были проведены в короткие сроки ( менее двух недель !) военными водолазами Балтийского флота.
Обратите внимание, что в левом борту траулера было обнаружено сразу две больших
пробоины 2 на 3 метра и 2,5 на 3 метра. Конечно столкновение двух тел с многотонными массами – это сложный динамический процесс, но у меня ощущение , что вторая пробоина могла образоваться в результате попытки финского танкера быстро дать задний ход, почувствовав толчок.
ч7.JPG
И вот спустя почти год 21 августа 1990 года в Калининградской правде было опубликовано сообщение ТАСС ( дата катастрофы стоит 05 сентября , но это смотря по какому времени брать , если Московское –то 6 сентября, если среднеевропейское – то 5 сентября):
ч8  21 августа 1990 г.JPG
Калининградская Правда, 21 августа 1990 года
ХОХЛИТОВ
Интересующийся
 
Сообщения: 269
Зарегистрирован: 09-03-2011 10:20:02
Благодарил (а): 396 раз.
Поблагодарили: 331 раз.

Re: Трагедии и катастрофы в Калининградской области

Сообщение Наёмник » 02-04-2016 21:35:00

ХОХЛИТОВ писал(а):Используя архив "Калининградской правды" , попытаюсь собрать воедино хронологию событий, произошедших в сентябре 1989 года в Балтийском море.

Спасибо за дополнения и уточнения.
не плюй в колодец
Аватара пользователя
Наёмник
Краевед
 
Сообщения: 972
Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 737 раз.
Поблагодарили: 462 раз.

Re: Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастроф

Сообщение motorman » 04-04-2016 19:15:56

Да,спасибо за подробный рассказ,Евгений.Правильно,что вспомнили погибших моряков.С Сашей Холодковым учились на параллельных курсах в КМУ.Он на судоводительском отделении учился.После выпуска много наших КМУшников было направлено на работу в Пионерскую БОРФ в 1986году.Родом он был из Московской области...Эдуард Курмаз-балагур и весельчак,пересекались в компаниях после рейса(пивали вместе пивка в барах города))
Я о трагедии уже дома узнал,был в отпуске(дочь родилась),открыл газету"Собеседник",а там со страниц ребята знакомые смотрят...Ну потом друзья-однокурсники позвонили,рассказали как все произошло...
Светлая память...
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1802
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1488 раз.
Поблагодарили: 796 раз.

Re: Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастроф

Сообщение motorman » 04-04-2016 21:00:23

Немного дополню.К тому времени,по разным причинам,некоторые моряки перевелись из Пионерской БОРФ в другие "конторы"..
На момент трагедии МРТР"ЛАДУШКИН" принадлежал рыбколхозу...
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1802
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1488 раз.
Поблагодарили: 796 раз.

Re: Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастроф

Сообщение Наёмник » 12-06-2016 12:40:12

Роковая экспедиция: О погибших в Атлантике калининградских рыбаках забыли на полвека.
В истории калининградского рыбодобывающего флота было несколько трагедий. Погибли траулеры «Тукан», «Чернышевский», «Моршанское». О том, что произошло 28 августа 1952 года за полярным кругом в Северной Атлантике с траулерами «Ракета» и «Гонг» до сих пор известно немногим - история долгое время упорно замалчивалась.

Вторая сельдяная

В середине прошлого столетия промысел в районе Исландии вел весь рыболовный флот северо-запада СССР. Рыбаки из Калининграда, Клайпеды, Мурманска традиционно брали хороший улов жирной сельди, которая тогда была самым популярным блюдом на столе каждой советской семьи.

- Мой друг Владимир Касаткин юнгой ходил в море на СРТ-103 «Ракета» в составе первой сельдяной экспедиции в 1951 году. В июле 52-го, считая себя уже опытным мореходом, он отправился в тот самый рейс, - рассказывает ветеран рыбной промышленности нашей области Рудольф Алексанян. – Володя рассказывал, что работал на выборке сетей, стоял по пояс в «живом серебре». Рыбаки были мокрые до трусов, но никто не жаловался, не ныл. Знали, сделаем план, будет хороший заработок. В августе в Заполярье начало зимы, пурга и шторма. До конца промысла оставался месяц. Работали в прежнем темпе, даже палуба была заставлена бочками с рыбой.
В тот день «Ракета» и «Гонг» подошли к плавбазе «Тунгус», чтобы разгрузиться, когда поступило штормовое предупреждение. Суда поставили носом на волну. Темнело. Боцман Леонид Крюков дал всем команду спуститься в кубрик, а сам принялся закреплять груз и мотопомпу на палубе.

Скорость поднявшегося ветра достигла 35 метров в секунду. Под ударами обрушившихся на траулеры огромных волн бочки с сельдью съехали с места. Образовался крен. Одной из волн Леонида Крюкова смыло за борт, вытащить его не удалось. Моряки боролись до последнего, но сделать ничего не могли. Первым вместе со всем экипажем ушел под воду СРТ-142 "Гонг", капитаном которого был Василий Лагаев. Из тех, кто был на борту «Ракеты», многих удалось спасти. Всего стихия унесла жизни более тридцати калининградских рыбаков.

Долг перед товарищами

- В Калининграде бытует мнение, что памятник морякам судна «Тукан» на Старом кладбище и есть тот монумент погибшим рыбакам второй сельдяной экспедиции. Уже третий десяток бьюсь за правду, доказываю очевидное, нашим властям, - говорит Рудольф Алексанян. - На строительство памятника были выделены деньги - полтора миллиона рублей, но средства «растворились» на другие цели. Я предлагал и настаиваю на том, чтобы поставить памятник рядом с братской могилой советских солдат, недалеко от военного госпиталя Балтийского флота в Калининграде. Здесь лежат однополчане погибших рыбаков. Они вместе сражались. Это было бы символично.

Товарищ Рудольфа Алексаняна Владимир Касаткин был капитаном транспортных рефрижераторов «Днестровский лиман», «Солнечный берег», «Золотые дюны», «Сырве», «Прибой», «Лазурный берег», НИС «Академик Курчатов». В 2000 году ушел из компании «Рефтрансфлот» на заслуженный отдых.

- Володя, 39 лет отдав морю, получил пенсию, которой не хватало на лекарства. В 2002 году эмигрировал в США, сейчас с ним общаемся по скайпу, вспоминаем нашу молодость. Обещаю ему, что памятник первым рыбаками и первым переселенцам в этот край, поставим. Он плачет! - рассказывает Рудольф Погосович.

"Это был героический труд"

Сам Рудольф Алексанян ходил в моря вместе с первыми переселенцами, с теми, кто прошел всю Великую Отечественную и затем строил на территории бывшей Восточной Пруссии новую жизнь. Рыбная промышленность стала основой развития экономики региона, развивалось судостроение, судоремонт, рос промысловый флот, открывались новые рыбоконсервные заводы, для моря работала наука.
- Подумайте сами, месяца не прошло после Дня Победы, как был образован в Калининграде рыбный трест. Уже в 1946 году в заливах наши ребята выловили в заливах и прибрежных водах Балтики 2 тысячи 760 тонн рыбы. А в 1947 году калининградские рыбаки вышли в океан, на небольших судах с ограниченной автономностью плавания – сначала в Северо-Восточную, затем в Северо-Западную Атлантику. В 1965 году мы добывали в Атлантике 630 тысяч тонн морепродуктов. Прибыль получали от 70 до 90 миллионов рублей ежегодно, - говорит Алексанян. - Это был тяжелейший, героический и опасный труд. Экипажи судов были в основном из фронтовиков, тех, кто штурмовал крепость Кенигсберг. Представляете, они прошли всю войну и остались живы. Сменили военную форму на рыбацкие бушлаты, отправились на промысел, добывать средства, для того чтобы этот город восстановить. На маленьких СРТ они выходили в океан, понимая, что только рыба спасет голодный Калининград. Надо было кормить людей и зарабатывать, чтобы строить дома, школы и заводы. И рыбаки отдали жизнь за этот город, и лежат на дне холодной Атлантики. А на берегу нет даже камня с их именами, негде поклониться их светлой памяти. Это моя боль и боль моих товарищей ветеранов моряков. О том времени, мы написали книгу «Обрученные с морем». Пока это все, что сделано, чтобы увековечить светлую память.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Официально главными причинами гибели траулеров "Гонг" и "Ракета" назвали ошибки и неподготовленность экипажа. На "Гонге" были плохо закреплены орудия лова (сети), которые вскоре намотались на винт и судно осталось без движения. Из-за недостатка опыта рыбаки не смогли провести разгерметизацию и раскрепить грузы. На "Ракете" было обнаружено скрытое повреждение корпуса, полученное от контакта с плавбазой. Однако есть и другая версия произошедшего, согласно которой обоим траулерам в тот ненастный день просто не дали разгрузиться на плавбазе, экипаж которой уже бурно отмечал выполнение годового плана. Так "Ракета" и "Гонг" с полными трюмами и попали под удар стихии. Судебное разбирательство все же состоялось. Начальник сельдяной экспедиции Соболев был осужден на 25 лет. Роковые ошибки учли при организации и подготовке экспедиций 1953 года - появились приказы, определяющие плановую нагрузку на каждое судно, назначение ответственного за подготовку, снаряжение и отправку экспедиций.

http://www.kaliningrad.kp.ru/daily/26540.4/3557013/
не плюй в колодец
Аватара пользователя
Наёмник
Краевед
 
Сообщения: 972
Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 737 раз.
Поблагодарили: 462 раз.

Re: Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастроф

Сообщение Наёмник » 01-03-2017 20:30:32

Del
не плюй в колодец
Аватара пользователя
Наёмник
Краевед
 
Сообщения: 972
Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 737 раз.
Поблагодарили: 462 раз.

Re: Калининградская обл. и ее жители в трагедиях и катастроф

Сообщение Наёмник » 01-03-2017 20:30:33

"Тукан". 50 лет прошло с момента трагедии.

Тайна гибели «Тукана»: Девятый вал, оружие на борту или ошибки в конструкции судна?
Полвека назад в Северном море затонул траулер, на борту которого находились 79 калининградцев
Всеобщий траур
Кораблекрушение в проливе Скагеррак произошло в ночь с 27 на 28 февраля 1967 года. Катастрофа унесла жизни 57 человек. Хоронили погибших 5 марта на Старом кладбище Калининграда. Проститься пришел весь город… Во Дворце культуры рыбаков ранее состоялась траурная церемония. Десятки гробов, тысячи людей, море цветов. Рыбаков хоронили за счет государства, дети и вдовы получили пенсии по потери кормильцев. Год спустя на братской могиле появился монумент. Память жива до сих пор.
Супруга старшего механика Юрия Кузуба Валентина Геннадьевна стала вдовой в двадцать лет, но и сейчас ей некуда прийти на могилу. Юрий Иванович лежит на дне холодного моря - его так и не подняли, как и девять его товарищей.
- Страшная весть пришла только не следующие сутки. Знаете, я была в шоке, не могла осознать. Говорили, что ведутся спасательные работы, но кто жив или нет, непонятно, что подняли 26 человек. Моего мужа в списках не значилось, - вспоминает Валентина Геннадьевна.
– Кто-то успел спрыгнуть с корабля, а мой Юра ушел на дно вместе с капитаном. Потом в Калининграде был создан женсовет «Тукана». Мне сказали, что ты пойдешь на похороны, если твоего мужа там нет?! Я ничего не понимала…
- Папу я совсем не помню. На тот момент мне было всего год и два месяца, - говорит дочь Юрия Кузуба Светлана.
– Как рассказывает мама, отец окончил высшую морскую школу в Мурманске. Был опытным мореходом. Ходил в море старшим механиком, ему было всего 32 года. Смотрю на папины фотографии, молодой красивый мужчина, жить бы да жить. Больно...
Последний ремонт В истории калининградского рыбодобывающего флота было несколько трагедий. Погибли БМРТ «Чернышевский», траулеры «Моршанское», «Ракета» и «Гонг». О них замалчивали, но произошедшее с «Туканом» скрыть не удалось. Отметим, что траулер был построен в 1962 году на верфи «Фольксверфь» в ГДР. Назвали его по созвездию Южного полушария. «Тукан» имел неограниченный район плавания при автономности 60 суток. Семь водонепроницаемых переборок делили судно на 8 отсеков, в которых располагались машинное отделение, производственные помещения, грузовые трюмы. В сентябре 1962 года судно было принято на баланс Калининградской базы тралового флота, сделало пять промысловых рейсов. А с июня 1966 года по февраль 1967 года находилось в плановом текущем ремонте, доковые работы проводились на судоремонтном заводе «Преголь». Ремонт производился под наблюдением Регистра СССР. По окончании прошли ходовые испытания в море, показавшие удовлетворительные результаты. Никаких официальных данных по претензиям к качеству выполнения ремонта, как в целом по судну, так и по отдельным работам, не установлено. Отремонтированный «Тукан» был предъявлен для освидетельствования инспекторам Регистра СССР. По всем актам освидетельствования состояние корпуса, устройств, механизмов, судовых систем, электрооборудования и радиооборудования признано хорошим. Командный состав «Тукана» был укомплектован специалистами с дипломами на морские звания в соответствии с требованиями «Кодекса торгового мореплавания СССР» и практический опыт работы на судах флота рыбной промышленности. Младшие специалисты и рядовой состав траулера прошли подготовку по специальности, получили квалификационные свидетельства и большинство из них имело практический опыт работы на судах флота рыбной промышленности.
За семью печатями
В свой последний промысловый рейс «Тукан» вышел 25 февраля 1967 года. Экипажу под руководством 32-летнего капитана Юрия Храмцова предстояло выдвинуться в район Джорджес-банки, а затем переместиться в центральную Атлантику. 27 февраля траулер достиг датских проливов и попал в шторм. Еще накануне, 25 и 26 февраля, боцман раздал членам экипажа спасательные нагрудники. Как выяснилось, 10 человек отказались от жилетов, «мотивируя это отсутствием места в каюте для хранения».
- Дело даже не в жилетах, но они должны быть у каждого члена экипажа, - считает ветеран рыбной промышленности Калининградской области Рудольф Алексанян.
- Суда типа «Тропик» имели конструктивные недостатки в проектировании, например, тринадцатый танк, из-за которого и произошла эта авария. Основные факторы катастрофы – это неправильное распределение балласта и шторм. Экипаж боролся за живучесть судна, но не смог избежать трагедии, потому что необходимую подготовку с людьми не проводили. Судно перевернулось и пошло на дно. И сейчас очень важно об этом помнить. Специальность морского рыбака – очень опасна. Я сам должен был идти в рейс на «Тукане», но не получилось в последний момент.
Власти не опровергали ни одной версии, даже самой абсурдной, например, о перевозке оружия на Кубу. С результатами расследования смог ознакомиться бывший капитан калининградского морского рыбного порта Вячеслав Морозов.
- Судовые документы погибли во время катастрофы, - сообщает он.
- Расследование обстоятельств производилось на основе изучения отчетной технической документации судов этой серии, документов по ремонту судна и документов Регистра СССР, характеризующих техническое состояние траулера. Комиссией также были изучены показания спасенных членов экипажа и использованы сведения, полученные из бесед членов комиссии с капитанами и старшими механиками судов типа «Тропик», стоявших в порту, с работниками судоремонтных заводов. Официальная версия Комиссия пришла к выводу, что командование судна еще не осознало степень грозящей судну опасности и поэтому его действия не отвечали требованиям момента. Однако, самая важная особенность выявилась в результате проведенного 11 марта 1967 года на однотипном траулере «Козерог» следственного эксперимента. Он показал, что из-за особенностей конструкции сточной системы производственных помещений, при поступлении в них воды затапливаются сразу оба отсека - и отсек рыбцеха, и отсек рыбомучной установки со смежными помещениями. Комиссия не нашла объяснения причинам, по которым капитан Храмцов, в нарушение указаний Устава службы, не подал вовремя сигнал бедствия. Капитан также не дал распоряжения о подготовке всех спасательных средств к немедленному использованию, когда судно уже фактически погибало. Вот уже полвека траулер «Тукан» лежит на 37-метровой глубине с останками десяти калининградцев...
ХРОНИКА "КП"
Как развивались события в роковую ночь 27 февраля
23.30. Ветер заметно усилился, усилилась килевая качка.
23.50. На "Тукане" получили по радио прогноз погоды: ожидался 10-бальный шторм с юго-запада.
28 февраля
Около 02.30 ночи на судне ощутили сильный удар (как предполагали спасенные члены экипажа - от огромной волны). Машинная вахта обнаружила поступление воды в туннель гребного вала. Для осмотра был послан моторист, но из-за большой волны, заходящей на палубу, добраться до места ему не удалось. Старший помощник Сафонов собрал группу из наиболее опытных моряков и повел их на кормовую палубу. Волны уже гуляли по промысловой палубе, помещение рыбомучной установки было затоплено водой.
Примерно в 3 часа по неизвестной причине сработала аварийная сигнализация. Члены экипажа покинули каюты и обнаружили поступление воды в помещение рыбцеха. Несмотря на дальнейшие меры, вода продолжала прибывать и была уже по пояс. Судно стало крениться на левый борт.
В 03.20 капитан Храмцов отдал приказание перекачивать топливо из танков левого борта в танки правого для уменьшения крена. Но судно продолжало крениться на левую сторону.
Около 4 часов капитан приказал откачивать топливо из танка № 23 левого борта за борт. К этому времени ветер достиг силы 9 баллов, волнение моря - 7 баллов. Попытка дать малый ход, для смягчения ударов волн и уменьшения заливания кормовой палубы, привела к потере управляемости - ход снова увеличили до среднего.
В 04.10 вахтенный матрос доложил, что прямо по курсу видит судно - это была плавбаза «Вилис Лацис» Рижской базы рыбопромыслового флота. Просить помощи калининградцы не стали, капитан дал команду разойтись левыми бортами.
В 04.20 после расхождения со встречным судном капитан, старший и первый помощники зашли в штурманскую рубку. По трансляции было отдано распоряжение: «Всем подняться, надеть спасательные нагрудники и выйти на верхнюю палубу».
В 04.30 почти весь экипаж уже находился в районе шлюпок. По команде капитана судно начало медленно поворачивать влево.
В 04.35 старший механик Кузуб приказал всем находившимся в машинном отделении выйти на верхнюю палубу. Сам он остался в машинном отделении и с тех пор никто из оставшихся в живых членов экипажа его больше не видел.
В 04.42-43 "Тукан" начал подавать сигнал SOS. Он был принят одновременно береговыми станциями и находившимися в районе аварии судами. Бельгийская и немецкая станции после приема сигнала вызвали РТМ «Тукан» и попросили повторить координаты. Ефимов успел повторить только широту. Вслед за этим судовые двигатели заглохли, и подача электроэнергии прекратилась. Штурманская вахта, первый помощник капитана и гидроакустик оставили рулевую рубку. Капитан Храмцов мостика не покинул - больше его никто не видел. Попытка спустить шлюпку левого борта не удалась. Она была сорвана с кильблоков, висела на носовых талях и ее сильно било о борт. Шлюпку правого борта спустить оказалось невозможно из-за большого крена на левый борт. Многие члены экипажа стали прыгать в воду, остававшихся на палубе смывали волны. Судно продолжало погружаться в воду кормой.
Примерно в 04.50 под водой скрылась носовая часть "Тукана". Оказавшихся в воде моряков разбросало на большой акватории. Одиннадцать человек смогли забраться в один их трех плотов.
В 05.10 в район аварии направилась плавбаза «Вилис Лацис».
В 06.00 началось спасение людей. К 8 часам на борт плавбазы были подняты 11 человек со спасательного плота. Последний человек был поднят в 09.06.

http://www.kaliningrad.kp.ru/daily/26648/3668481/
не плюй в колодец
Аватара пользователя
Наёмник
Краевед
 
Сообщения: 972
Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 737 раз.
Поблагодарили: 462 раз.

Пред.

Вернуться в Прошлое, настоящее, будущее

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1



При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

ООО "Портал" - создание и продвижение сайтов.