Дорога времени

История, памятники, памятные места, личности

Модератор: Serg_08

Ответить
Влад
Читатель
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 08-07-2005 09:16:57

Дорога времени

Сообщение Влад »

Дорога времени
На первый взгляд – обыкновенная заштатная железная дорога. Ответвившись в посёлке Луговое Гурьевского округа от магистрального пути Калининград-Москва, она ведёт в пограничный институт. Пользуются ею редко. Рельсы совсем ржавые…
Только внешность их обманчива. Рельсы непростые. Нет, не золотые. Раритетные.
Ну-ка, что тут сбоку за буквы-цифры? «THYSSEN 1936». Кто бы мог подумать! Рельс такой с виду «наш» – а оказывается, «немец». Да старый какой, ровесник Сталинской конституции.
Ого, да тот рельс ещё ничего, мальчик. Рядом – «KRUPP 1915»! В Первую мировую, стало быть, свет увидел.
На третьем рельсе: «UNION 1904». Здесь что, железнодорожный музей под открытым небом?! Может, и постарше экспонаты есть?
Пожалуйста. Соседний был сделан в 1899-м. Ну, вот мы и в XIX веке. Следующий!
Следующий – 1894 года выпуска. Александр III умер, Николай II взошёл на престол. До каких же глубин мы по этой дороге времени доберёмся?
Самым «пожилым» оказался «UNION 1891». Помнится, Мосин в том году знаменитую винтовку придумал. Булгаков родился. А ещё – Сибирскую железную дорогу строить начали.
Но этому рельсу выпала другая судьба. Не в стратегическую магистраль лечь довелось, а во второстепенную колею на окраине Кёнигсберга. Впрочем, потому он, наверное, и уцелел до наших дней. Да не просто уцелел, всё ещё «в строю». И сосед его – советский рельс образца семидесятых. А поезда по нему ходят уже и вовсе – российские…
P. S. На вопрос «Много ли у нас ещё немецких рельсов «на ходу»?» пресс-служба Калининградской железной дороги ответила: вообще таких не осталось. Ну, не знают они сами своего хозяйства – бог с ними. Но может, кто-то из читающих эти строки знает другие подобные «дороги времени» в нашей области?
Аватара пользователя
Ulrich Schulz
Интересующийся
Сообщения: 198
Зарегистрирован: 01-12-2004 22:30:00
Откуда: Koenigsberg Pr.
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 113 раз
Контактная информация:

Сообщение Ulrich Schulz »

Влад

Огромное спасибо за проведенные исследования и представленную информацию! Действительно, не только занимательно, но и очень познавательно, думаю, что не каждый может похвастаться такой наблюдательностью. На мой взгляд, следует обратиться в управление Калининградской железной дороги с предложением внести данные раритеты в фонд музея железной дороги в г. Калининграде, для большей убедительности можно попробовать подключить местных краеведов или иных людей, связанных с изучением истории края, и к мнению которых могут прислушаться чиновники на постах.

К сожалению сам не могу представить столь широкий материал, но из того, что знаю это: рельс, вкопанный в землю, находящийся во внутреннем дворике Фридландских ворот рядом с разрушенным мостом. Видимо он должен был быть использован как опора для заграждения, которое бы перекрывало доступ к воротам для наступающей армии в апреле 1945г. Обидно, но время не пощадило надписи на этом экземпляре и сейчас проглядывают лишь отдельные буквы. Также видел фотографию немецкого рельса находящегося в прекраснейшем состоянии, рядом расположено устройство механизма для стрелок. Все это великолепие находилось на территории завода Янтарь, а фото датировано ориентировочно началом 90-х.
SI VIS PACEM, PARA BELLUM
Аватара пользователя
production
Санта
Сообщения: 896
Зарегистрирован: 13-04-2004 23:00:00
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 102 раза
Поблагодарили: 69 раз

Сообщение production »

Надо у Миловского этот вопрос прояснить - он всю область вдоль и поперек прошел.
http://www.milovsky-gallery.albertina.r ... l?chnum=17

Изображение
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Сообщение uran238 »

Получается у немцев система железныхъ дорог была более разветвленной чем у нас.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Влад
Читатель
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 08-07-2005 09:16:57

Сообщение Влад »

Всем - большое спасибо!

Обязательно свяжусь с Миловским. И на КЖД с таким предложением выйду. Вдруг в самом деле что-нибудь из этого получится.

О результатах сообщу дополнительно.
kenig88
Интересующийся
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 15-01-2005 01:34:12
Откуда: Спб-Балтийск
Контактная информация:

Сообщение kenig88 »

uran238 писал(а):Получается у немцев система железныхъ дорог была более разветвленной чем у нас.
Да у них септь железных доорг всегда была очень обширная и обладала большей пропускной способностью, чем наша.
И Восточная Прусиия в этом отношении была далеко не на последнем месте
Там где мы, там-победа...
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Сообщение uran238 »

Вспоминается Брусиловский прорыв - именно благодаря сети ж.д. немцы смогли противостоят нашим и перебрасывать войска в нужное место оперативно
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
kenig88
Интересующийся
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 15-01-2005 01:34:12
Откуда: Спб-Балтийск
Контактная информация:

Сообщение kenig88 »

Ага, да и не только тогда... Когда ещё не была объявлена война они нас в напряжении держали-ведь мобилизацию так быстро как они мы не могли провести именно из-за того, что сеть наших ж/д была хуже
Там где мы, там-победа...
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Сообщение МёбиуС »

Интересна ветка идущая от Нестерова до Краснолесья - по ней кайзер на охоту в Роминтенскую пущу ездил. Вдоль неё места обалденные, практически все вокзалы сохранились.
У нас с шефом давняя идея - пустить по ней паровоз и возить туристов. :)
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Сообщение uran238 »

А колея там какая????
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
kenig88
Интересующийся
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 15-01-2005 01:34:12
Откуда: Спб-Балтийск
Контактная информация:

Сообщение kenig88 »

Ширококолейка наверно
Там где мы, там-победа...
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Сообщение МёбиуС »

Конечно широкая, по карте же видно, у нас в области, по-моему, действующих узкоколеек нет.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Сообщение uran238 »

Если немецкая - то сто процентов узкоколейка.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
kenig88
Интересующийся
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 15-01-2005 01:34:12
Откуда: Спб-Балтийск
Контактная информация:

Сообщение kenig88 »

Почему? были же у немцев и ширококолейки
Там где мы, там-победа...
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Сообщение МёбиуС »

Не, нормальная ж/дорога, ветка идёт от вокзала Нестерова, они там все одинаковые. Завтра буду на работе - скину фотки. Там мост ещё высокий, арочный. Вот его фото.
Изображение

А вот эта линия на карте
Изображение
Тут не видно, но на крупной карте видно что дальше до границы идёт её калея, уходящая в Гольдап. Можно будет сорганизоваться и прогуляться по ней.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Сообщение uran238 »

Есть дорого на две колеи просто - два в одном как говорится
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Влад
Читатель
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 08-07-2005 09:16:57

Сообщение Влад »

to МёбиуС777

А эта ветка - Нестеров-Краснолесье - действующая? Признаться, никогда в том районе не был.
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Сообщение МёбиуС »

Действовала, но давно, рельсы дюже ржавые. Хотя семафоры стоят. Этим летом собираюсь в поход по Роминтенской пуще, заодно осмотрю и все ж/д пути. Ведь шла ещё одна ветка из Гумбинена через Житкеймы в Голдап. Но после войны её разобрали, а руины вокзалов в лесу остались.
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Сообщение МёбиуС »

Железная дорога Гумбиннен - Голдап.
Строительство ж/д линии началось в 1907 г. на участке Гумбиннен - Житкеймы. 15 августа 1908 г. стальной путь, окружающий Роминтенскую Пущу с севера, соединил Житкеймы с Гумбинненом. В 1912 г. приступили к строительству линии, соединяющей Житкеймы и Голдап. В итоге получилась одна большая линия локального значения, пробегающая по многочисленным возвышенностям, пересечёнными глубокими реками. Были возведены впечатляющие мосты.
Прервала строительство Первая мировая война. Строительство возобновили в 1923 г., тогда же приняли решение строить два пути.
И с 1 октября 1927 г. поезда курсировали в оба конца на всей протяжённости трассы. Проезд по всей трассе занимал около 3-х часов.
Во время Второй мировой войны линия имела большое значение. По ней шёл военный транспорт на восточный фронт, по ней везли ледниковые валуны для строительства оборонных укреплений.
Часто проезжал по этой трассе Герман Геринг, имеющий в своём распоряжении поезд "Азия". Железной дорогой он доезжал до Тольмингкемен (Чистые Пруды) или Гросс Роминтен (Краснолесье) и оттуда отправлялся в свою охотничью резиденцию в Роминте.
После окончания Второй мировой войны линию посчитали ненужной, утратившей своё значение (вследствие раздела земель) и в 1945-1946 гг. линию разобрали.
Влад
Читатель
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 08-07-2005 09:16:57

Сообщение Влад »

Спасибо за информацию. Любопытно было бы там побывать.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Сообщение uran238 »

Кто то помнится в Роминту приглашал))))))))))
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Сообщение МёбиуС »

Сказано - сделано. :)
http://kenig.org/digger/forum/viewtopic.php?p=4186#4186
Или выслать -письменное приглашение :)
Аватара пользователя
executioner
Александр Конопляник (15.10.1969 - 05.05.2012)
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 21-12-2005 13:16:55
Откуда: Insterburg
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 6 раз

Сообщение executioner »

А у нас в Инстербурге был первый в германии троллейбус.А еще город освещался газовыми фонарями,газ производился на газгольдере из канализационных отходов.Еще,узкоколейка соединяла многие крупные поселки района с городом.Все уже в прошлом,но столбы от троллинии еще стоят коегде,а пара рельс с узкоколейки поддерживают крышу у меня в сарае.Кстати,мост на фото у Мебиуса очень красив,его фотки есть(довоенные),сбоку и чуть дальше - красота!
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Сообщение uran238 »

Саш - я бы и от личного не отказался бы.

И еще - а что такое газгольдер - все никак узнать не могу.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Сообщение МёбиуС »

Был я тут на днях в Краснолесье по работе, ну и заодно сделал несколько интересных фоток. Вот выкладываю имеющие отношение к ж/д.
Узнал также у шефа, что половина рельс - немецкие, дорога давно не использовалась, это и видно - рельсы все ржавые. Хотя раньше, опять же со слов шефа, по ней возили из карьера под Краснолесьем песок и щебень. А семафоры горят красным светом и стрелки рабочие по сей день.
При подходе к посёлку полотно разделяется на три пути, идущие параллельно друг другу (на фото видно).
Изображение
Изображение
Мосты
Изображение
Изображение
Здание вокзала
Изображение
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Сообщение uran238 »

Нда - вокзал будем брать штурмом.

Саш - одна просьба - ты бы фоты рамзмером поменьше вешал...... Ато прям картины репина
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Сообщение МёбиуС »

Хорошо, сам грузить задолбался, скорость то низкая. Чего-то они большие получились, обычно до 750 кг, а тут больше.
Аватара пользователя
executioner
Александр Конопляник (15.10.1969 - 05.05.2012)
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 21-12-2005 13:16:55
Откуда: Insterburg
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 6 раз

Сообщение executioner »

Газгольдер - газовый генератор.Примитивное устройство:бак с дерьмом накрыт другим баком,дерьмо бродит,выделяет газ,газ(отфильтрованый там или очищеный)через соответствующие установки куда хошь...
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Сообщение uran238 »

Но я так понимаю что в основном на освещение газ шел.

По поводу железок
поселке Борисово исчез мост
Накануне жители окраины Калининграда, поселка Борисово, выйдя на улицу утром, не обнаружили моста. Он служил своего рода пешеходным переходом от авторынка к жилым домам. Мост, построенный еще до войны, немцами использовался как железнодорожный, затем свою функцию он утратил. Уже в наше время под мостом неоднократно застревали фуры. От дороги он находится на высоте всего двух с половиной метров. Возможно, это и стало причиной его демонтажа.
Валентина Бубнова: «Ребятишки по этому мосту все время ходят в школу. Через мост, мимо рыночка, заправки».
Обходной путь находится неподалеку. Но этот был безопаснее – не нужно было пересекать оживленную трассу. Как нам заявили в администрации Московского района, о том, что моста теперь нет, здесь даже не знали. Кто его разрезал, пока остается загадкой. Следов так называемых охотников за металлом нет. Весь лом аккуратно лежит в сторонке.

Взято отсюда http://www.kaliningrad.ru/news/others/k141081.html
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Сообщение МёбиуС »

Расея, никто ничего не знает, у нас так поисковый отряд в районе работал, ещё при совке.
Влад
Читатель
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 08-07-2005 09:16:57

Сообщение Влад »

Этот мост был непрост…

Ушёл в историю путепровод, «сыгравший» в легендарном фильме «Судьба человека»

– Не понял?!
Мужчина замер на полушаге, глаза выпучены, рот открыт. Впрочем, реакция адекватна увиденному. Много лет он ходил этой дорогой. И вдруг – ограждение. А за ним – провал. И там, внизу, проносятся машины…
Тут гражданин замечает меня.
– Слушай, а где мост?!
– Ушёл в историю…
Этот путепровод в посёлке Борисово, что на окраине Калининграда, построили немцы, по нему проходила железнодорожная ветка на аэродром. После войны ветку разобрали. Тем не менее мост остался. И в 1958 году настал его звёздный час.
…Со стороны города мчится чёрный «Мерседес» времён Третьего рейха. У перекинутого через дорогу путепровода он тормозит. Из автомобиля, озираясь, выбирается мужчина в немецкой форме.
– Смотри, это же «Отелло»! Ну, Сергей Бондарчук!..
В тот далёкий промозглый день сюда сбежались окрестные жители, желая поглазеть на съёмки. Чтобы народ не мешал творческому процессу, вокруг выставили оцепление из курсантов инженерного училища (теперь его сменил пограничный институт). Одним из находившихся в оцеплении был старший сержант Авенир Овсянов, ныне – начальник отдела по поиску культурных ценностей в областном научно-производственном центре по охране памятников.
– Я стоял удачно, прямо над местом, где останавливалась машина, видел всё отлично, – вспоминает Авенир Петрович. – Киношники долго готовились, а потом быстро сделали пять или шесть дублей. То «Мерседес» не там остановился, то Бондарчук не так вышел.
Вопреки известной «блинной» поговорке, первый фильм Бондарчука-режиссёра оказался шедевром. По всему миру зрители плакали, сопереживая происходящему на экране. Ну а в Калининградской области люди смотрели «Судьбу человека» с особым интересом. Ещё бы, чуть ли не всю картину сняли у нас. Сцена же у борисовского моста, как оказалось, – одна из кульминационных.
Но мировая слава не принесла ему дивидендов. Шли годы, он ветшал. Правда, в 1993-м в Борисово открылся авторынок. Старый объект по соседству подремонтировали, по нему пролегла главная дорога на рынок.
Увы, тот всплеск оказался последним. Вскоре попасть на рынок появилась возможность по другому, более короткому пути. Путепровод забросили, настил из досок разрушался на глазах.
О демонтаже заговорили весной 2005 года. Однако собрались лишь на прошлой неделе. Произошло это в ночь с 30 на 31 августа.
– Мост находился в аварийном состоянии, – пояснили в муниципальном предприятии «Эдис». – Кроме того, он был расположен слишком низко над дорогой и мешал движению большегрузного транспорта.
Эх, а я-то думал, что его, наоборот, отремонтируют и табличку на нём повесят: «Здесь в 1958 году Сергей Фёдорович Бондарчук…»
Впрочем, табличку ещё можно повесить. Опоры путепровода никуда не делись.
И, кстати, почему бы не перекинуть новый пролёт? Лёгкий, который уже не мешал бы фурам. Что бы там ни говорили должностные лица о «незначительной функциональной нагрузке», мостом этим пользовались многие. Теперь же дорогу приходится пересекать в другом месте. Далеко, неудобно. Но главное – опасно. Движение там напряжённое.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Сообщение uran238 »

Спасибо за инфу.

Вот только Авенир Петрович КАК ВСЕГДА оказался в нужном месте))))

Не умаляя никапельки ео достоинство, хочется сказать., какой он у нас вездесущий.)))
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Сообщение МёбиуС »

Создал новый фотоальбом "Ж/д в ВП"
http://kenig.org/plug.php?e=usergal&s=viewfol&fid=31
У кого есть фотографии по теме - присылайте или выкладывайте тут, с вашего разрешения выложу в своём фотоальбоме.
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Сообщение МёбиуС »

Вот такой сайт нашёл, не знаю может где уже и мелькал - Прусская железная дорога
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Сообщение МёбиуС »

Фото ржавого немецкого паровозега...
Изображение
Аватара пользователя
logo
ebay-копипастер
Сообщения: 5831
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН
Благодарил (а): 1407 раз
Поблагодарили: 1307 раз

Сообщение logo »

Хорошее фото, сохран жесть......настоящщий трофей.... :wink:
Аватара пользователя
executioner
Александр Конопляник (15.10.1969 - 05.05.2012)
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 21-12-2005 13:16:55
Откуда: Insterburg
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 6 раз

Сообщение executioner »

Он там не один,штуки четыре.Еще один поставили у вокзала в Черняховске,на постамент.Историю эксплуатации написали.Что-то типа:"Эксплуатировался с 1945 года на такой-то дороге.С такого-то года эксплуатировался на КЖД на колее 1,,,мм ,на линии ....Списан в 19.."
Добрая жена, да жирные щи - другого счастья не исчи. (Гена Букин)
Аватара пользователя
executioner
Александр Конопляник (15.10.1969 - 05.05.2012)
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 21-12-2005 13:16:55
Откуда: Insterburg
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 6 раз

Сообщение executioner »

Я их помню,рядом с озером в городе стояли.Мы туда пос.ать бегали.Накупаешься и вперед ,в паровозы,в мазуте пачкаца.За тем опять в озеро - отмываться песком.Романтика!!!
Добрая жена, да жирные щи - другого счастья не исчи. (Гена Букин)
Ответить

Вернуться в «Восточная Пруссия - Калининградская область»