Городские водонапорные башни
Добавлено: 19-10-2011 22:15:34
Предлагаю обсудить тему водонапорных башен как сохранившехся, так и ушедших.
Водонапорные башни
Сейчас на территории области сохранились около 50 водонапорных башен довоенной постройки.
В связи с техническим прогрессом последних десятилетий большинство из них потеряли жизненную перспективу. Сооружения постепенно ветшают. Наряду с этим, многие из башен, как оригинальные высотные архитектурные постройки, стали украшением городов области. Пришло время вдохнуть в старые башни новую жизнь.
Появление первых водонапорных башен на севере Восточной Пруссии связано со строительством Восточной железной дороги в 1852-1860 годы.
Из ныне существующих, самыми старинными являются прямоугольные башни на вокзалах Зеленоградск, Полесск, Мозырь, построенные до конца 80-х годов XIX века.
Башни следующего поколения (конец 80-х годов - начало XX века) - восьмиугольное кирпичное основание с зашитой деревом емкостью, можно увидеть в Железнодорожном, Приморске, на станции в Светлое. Когда-то такие башни использовались только на прусских государственных линиях. С 1900 года до начала I Мировой войны строились башни с цилиндрическим верхом на коническом круглом цоколе. Такие сооружения стоят сейчас на вокзалах в Балтийске, Знаменске, Железнодорожном, Гусеве. Все эти типы железнодорожных башен имели высоту 12-18 метров и емкости 50-100 м3.
Более крупные башни строились с 1916 до 1938 года. Их высота достигала 30 метров, а емкости - 200 м3. Такие башни до сих пор возвышаются над путями в Нестерове, Советске, Багратионовске, Чистых Прудах.
В городах и на крупных предприятиях водонапорные башни стали строиться примерно на 30 лет позднее железнодорожных. С самого начала это были сооружения значительных размеров (до 50 метров в высоту и емкостью до 1000 м3). Первая такая башня была сооружена в Кёнигсберге на территории ныне действующей Центральной водопроводной станции на Советском проспекте.
Большинство городских и заводских башен построены в начале XX века, до I Мировой войны. Это было связано, прежде всего, с бурным развитием водопровода.
Водонапорные башни в городах-курортах имели дополнительные емкости: в Светлогорске - для морской воды, в Отрадном - для горячей. Башни Светлогорска, Отрадного и Балтийска были оборудованы смотровыми площадками для отдыхающих. Интересно, что самая современная (1927 год) башня в Балтийске сооружалась по проекту известного кёнигсбергского архитектора Ганса Хоппа и считалась одной из лучших в Германии.
http://milovsky-gallery.ru/index_r.phtml?chnum=15
По ссылочке также фотографии сохранившехся башен. Жаль, что проект формата web 1.0
Начну пожалуй с водонапорных башен Балтийска. Мне известо о 2-х
Еще в начале XX века жители Пиллау использовали для набора питьевой воды колодцы. Их и сегодня можно увидеть вблизи старых пиллауских домов. И только в курортном местечке Нойхойзер (ныне — поселок Мечниково) имелся водопровод, построенный на деньги кенигсбергских промышленников и купцов, отдыхавших здесь в летнее время. Пользоваться им могли и гости многочисленных пансионатов, отелей и домов отдыха, открытых на модном европейском курорте. Около двадцати лет служащие пиллауского магистрата убеждали руководителей Восточной Пруссии в необходимости городского водопровода и канализации.
Решение о строительстве подобного хозяйственного сооружения в Пиллау приняли после окончания Первой мировой войны. И уже в конце 20-х годов минувшего века состоялась торжественная церемония передачи водопровода магистрату города.
Вода из подземных скважин поступала в водонапорные башни и оттуда, под давлением, в городскую сеть. Такие башни были сооружены на территории пехотных казарм, на Русской набережной и недалеко от железнодорожного вокзала. Немецкие инженеры подсчитали, что было проложено более двадцати трех километров труб.
Одним из символов города стала 32-метровая водонапорная и наблюдательная башня, расположенная восточнее Рейхштрассе 131 (рядом с многоэтажным домом №62 по проспекту Ленина). Емкость ее резервуара — 300 куб.м. Построенная в 1927 году, она одновременно служила водным резервуаром и наблюдательной вышкой военному гарнизону. Ее верхняя часть, развернутая в сторону Балтийского моря, напоминает боевую рубку военного корабля. Плоская крыша и ленточные окна, несущие опоры создают элегантный образ башни, близкий к совершенной скульптурной форме. Она отличается простотой линий и отсутствием каких-либо излишеств. В этом сооружении были воплощены идеи, отвечавшие эстетике эпохи бурного развития технического прогресса. В первой четверти XX века этот архитектурный стиль, получивший название экспрессионизма, широко распространился в странах Европы.
Автор проекта Густав Карл Ханс Хопп (1890—1971) принадлежал к числу людей, определивших развитие архитектуры двадцатого века. Он родился в семье столяра в старом ганзейском городе Любеке. Получив звание дипломированного инженера после окончания учебы в Карлсруэ и Мюнхене, Хопп прибыл в Кенигсберг, где стал одним из ведущих архитекторов столицы Восточной Пруссии. Работа в управлении городским строительством Кенигсберга позволила ему реализовать творческие замыслы в целом ряде возведенных жилых и административных зданий. В числе немногих авторских работ, сохранившихся на территории Калининградской области,— водонапорная и наблюдательная башня в Балтийске.
Примечательно, что башня одновременно служила и наблюдательной вышкой военному гарнизону. Говорят, во время штурма Пиллау на ней была огневая точка фашистских снайперов. После войны же ее приспособили под пункт приема стеклотары.
Местные краеведы давно предлагали разместить в башне что-нибудь более благородное. Например, музей истории города.
Но для этого нужны деньги, а с этим у краеведов, как вы понимаете, туго. Пару лет назад в прессе промелькнуло сообщение, что башней заинтересовался какой-то региональный общественный фонд, который вроде как хотел взять достопримечательность в аренду. Однако балтийские власти не пришли от этой идеи в восторг, и дело заглохло. Потом ходили слухи, что она выставлялась на аукцион, но никто ей не заинтересовался. В настоящее время башня заброшена и постепенно руинируется.
http://russian-west.narod.ru/gorod/inte ... rim-15.htm
На октябрь 2011 года состояние объекта весьма плохое, хотя внешне презентабельно
Внутри имеется один подземный уровень для насосов
Он подтоплен
Шикарная немецкая винтовая лесница в аварийном состоянии. Передвигатся с особой осторожностью
В некоторых местах отсутствуют ступеньки
Но если ты смелый, ловкий, умелый - замечателные виды города твои.
Тут когда то был бак для воды
Моря к сожалению не видно из - за высоток
Водонапорные башни
Сейчас на территории области сохранились около 50 водонапорных башен довоенной постройки.
В связи с техническим прогрессом последних десятилетий большинство из них потеряли жизненную перспективу. Сооружения постепенно ветшают. Наряду с этим, многие из башен, как оригинальные высотные архитектурные постройки, стали украшением городов области. Пришло время вдохнуть в старые башни новую жизнь.
Появление первых водонапорных башен на севере Восточной Пруссии связано со строительством Восточной железной дороги в 1852-1860 годы.
Из ныне существующих, самыми старинными являются прямоугольные башни на вокзалах Зеленоградск, Полесск, Мозырь, построенные до конца 80-х годов XIX века.
Башни следующего поколения (конец 80-х годов - начало XX века) - восьмиугольное кирпичное основание с зашитой деревом емкостью, можно увидеть в Железнодорожном, Приморске, на станции в Светлое. Когда-то такие башни использовались только на прусских государственных линиях. С 1900 года до начала I Мировой войны строились башни с цилиндрическим верхом на коническом круглом цоколе. Такие сооружения стоят сейчас на вокзалах в Балтийске, Знаменске, Железнодорожном, Гусеве. Все эти типы железнодорожных башен имели высоту 12-18 метров и емкости 50-100 м3.
Более крупные башни строились с 1916 до 1938 года. Их высота достигала 30 метров, а емкости - 200 м3. Такие башни до сих пор возвышаются над путями в Нестерове, Советске, Багратионовске, Чистых Прудах.
В городах и на крупных предприятиях водонапорные башни стали строиться примерно на 30 лет позднее железнодорожных. С самого начала это были сооружения значительных размеров (до 50 метров в высоту и емкостью до 1000 м3). Первая такая башня была сооружена в Кёнигсберге на территории ныне действующей Центральной водопроводной станции на Советском проспекте.
Большинство городских и заводских башен построены в начале XX века, до I Мировой войны. Это было связано, прежде всего, с бурным развитием водопровода.
Водонапорные башни в городах-курортах имели дополнительные емкости: в Светлогорске - для морской воды, в Отрадном - для горячей. Башни Светлогорска, Отрадного и Балтийска были оборудованы смотровыми площадками для отдыхающих. Интересно, что самая современная (1927 год) башня в Балтийске сооружалась по проекту известного кёнигсбергского архитектора Ганса Хоппа и считалась одной из лучших в Германии.
http://milovsky-gallery.ru/index_r.phtml?chnum=15
По ссылочке также фотографии сохранившехся башен. Жаль, что проект формата web 1.0
Начну пожалуй с водонапорных башен Балтийска. Мне известо о 2-х
Еще в начале XX века жители Пиллау использовали для набора питьевой воды колодцы. Их и сегодня можно увидеть вблизи старых пиллауских домов. И только в курортном местечке Нойхойзер (ныне — поселок Мечниково) имелся водопровод, построенный на деньги кенигсбергских промышленников и купцов, отдыхавших здесь в летнее время. Пользоваться им могли и гости многочисленных пансионатов, отелей и домов отдыха, открытых на модном европейском курорте. Около двадцати лет служащие пиллауского магистрата убеждали руководителей Восточной Пруссии в необходимости городского водопровода и канализации.
Решение о строительстве подобного хозяйственного сооружения в Пиллау приняли после окончания Первой мировой войны. И уже в конце 20-х годов минувшего века состоялась торжественная церемония передачи водопровода магистрату города.
Вода из подземных скважин поступала в водонапорные башни и оттуда, под давлением, в городскую сеть. Такие башни были сооружены на территории пехотных казарм, на Русской набережной и недалеко от железнодорожного вокзала. Немецкие инженеры подсчитали, что было проложено более двадцати трех километров труб.
Одним из символов города стала 32-метровая водонапорная и наблюдательная башня, расположенная восточнее Рейхштрассе 131 (рядом с многоэтажным домом №62 по проспекту Ленина). Емкость ее резервуара — 300 куб.м. Построенная в 1927 году, она одновременно служила водным резервуаром и наблюдательной вышкой военному гарнизону. Ее верхняя часть, развернутая в сторону Балтийского моря, напоминает боевую рубку военного корабля. Плоская крыша и ленточные окна, несущие опоры создают элегантный образ башни, близкий к совершенной скульптурной форме. Она отличается простотой линий и отсутствием каких-либо излишеств. В этом сооружении были воплощены идеи, отвечавшие эстетике эпохи бурного развития технического прогресса. В первой четверти XX века этот архитектурный стиль, получивший название экспрессионизма, широко распространился в странах Европы.
Автор проекта Густав Карл Ханс Хопп (1890—1971) принадлежал к числу людей, определивших развитие архитектуры двадцатого века. Он родился в семье столяра в старом ганзейском городе Любеке. Получив звание дипломированного инженера после окончания учебы в Карлсруэ и Мюнхене, Хопп прибыл в Кенигсберг, где стал одним из ведущих архитекторов столицы Восточной Пруссии. Работа в управлении городским строительством Кенигсберга позволила ему реализовать творческие замыслы в целом ряде возведенных жилых и административных зданий. В числе немногих авторских работ, сохранившихся на территории Калининградской области,— водонапорная и наблюдательная башня в Балтийске.
Примечательно, что башня одновременно служила и наблюдательной вышкой военному гарнизону. Говорят, во время штурма Пиллау на ней была огневая точка фашистских снайперов. После войны же ее приспособили под пункт приема стеклотары.
Местные краеведы давно предлагали разместить в башне что-нибудь более благородное. Например, музей истории города.
Но для этого нужны деньги, а с этим у краеведов, как вы понимаете, туго. Пару лет назад в прессе промелькнуло сообщение, что башней заинтересовался какой-то региональный общественный фонд, который вроде как хотел взять достопримечательность в аренду. Однако балтийские власти не пришли от этой идеи в восторг, и дело заглохло. Потом ходили слухи, что она выставлялась на аукцион, но никто ей не заинтересовался. В настоящее время башня заброшена и постепенно руинируется.
http://russian-west.narod.ru/gorod/inte ... rim-15.htm
На октябрь 2011 года состояние объекта весьма плохое, хотя внешне презентабельно
Внутри имеется один подземный уровень для насосов
Он подтоплен
Шикарная немецкая винтовая лесница в аварийном состоянии. Передвигатся с особой осторожностью
В некоторых местах отсутствуют ступеньки
Но если ты смелый, ловкий, умелый - замечателные виды города твои.
Тут когда то был бак для воды
Моря к сожалению не видно из - за высоток