ПБОРФ - история и география.

История, памятники, памятные места.

ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 01-02-2012 12:45:07

Были в Пионерской БОРФ и хорошие суда,удачные в плане заработка рейсы,но везло конечно не всем.Моряки имевшие связи в руководстве базы в лице родственников или друзей,держались "зубами"за такие рейсы,делали "спарки"(рейс 5 месяцев-две недели дома-опять рейс 5 месяцев,назывался "спаренный рейс"),после чего можно было купить например автомобиль,так как заработки на некоторых судах были очень приличными тогда...Иногда везло и молодым,в такой экипаж "блатных"попадал молодой механик или штурман,вместо матерого "морского волчары"))мореманевшего на должности молодого специалиста ,несмотря на солидный возраст!))Мне вот так "подфартило" и я был направлен на ТСТ(Тунцелов).Обычно так бывало,если "блатной товарищ" вдруг заболел или не захотел идти по каким-то причинам в рейс...
Где-только не ходили суда Пионерской БОРФ...Прилетели помню в Мурманск,на СРТМ-К"Василий Владысев"(бортовой КИ-8063),приняли судно у РПК(рем.подм.команда),рейс планировался в Баренцево море,на креветку идущую на экспорт норвегам.Все,вышли,пришли на промысел,начали тралить,все хорошо-ловится,план выполняем.Рядом остров Ян-Майен-ледяная глыба,море суровое:северная красота!Все была "идиотская надежда",зацепим сейчас тралом субмарину какую-нибудь немецкую,старую!)),поднимем что-нибудь интересное!))...
Потом уже забились почти под завязку,штормить начало(осень была уже),да и топливо уже на исходе.Приходит приказ из базы,следовать к Шетландским островам,в Леруик,для сдачи продукции и бункеровки топливом.Пришли,сдали креветку,приняли солярку,приходит радиограмма:идти в район Западной Сахары,на лов хека...Опять Африка...Начался долгий переход в район промысла,из рундуков начали доставать у кого была,тропическую форму(легкие рубашки и шорты),а утепленные штаны,телогрейки и шапки-ушанки,убирать или просто выкидывать за борт,за ненадобностью...Хотя,те кто не выкинул,успешно обменяли вискарь,сигареты и прочее барахло,неграм,в Африке(для чего неграм шапка-ушанка?!до сих пор не могу понять)).
Начали ловить хека,потом опять радиограмма-следуйте в район промысла в Сьерра-Леоне,еще южнее!Потом отменили все-таки,доработали в прежнем районе,после пришли в Дакар(Сенегал)на подмену.Получили валюту,сходили в город,накупили барахла и аппаратуры,"Сhangeнули"половину судового имущества местным аборигенам и улетели в USSR...И так было почти в каждом рейсе...
Image%20(24).jpg
СТМ.Новейший тип траулера в середине 80-х,приходившие из Штральзунда(ГДР)в Пионерскую БОРФ
Image%20(1).jpg
Полный трал!
Image%20(4).jpg
Канарские острова.Лас-Пальмас.(Вдали виден парусник)
Image%20(16).jpg
Советские парни в экваториальной Африке.
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.


Re: Злачные места Пионерска

Сообщение Наёмник » 01-02-2012 13:54:03

motorman писал(а):Опять Африка...Начался долгий переход в район промысла,из рундуков начали доставать у кого была,тропическую форму(легкие рубашки и шорты),а утепленные штаны,телогрейки и шапки-ушанки,убирать или просто выкидывать за борт,за ненадобностью...Хотя,те кто не выкинул,успешно обменяли вискарь,сигареты и прочее барахло,неграм,в Африке(для чего неграм шапка-ушанка?!до сих пор не могу понять)).
Начали ловить хека,потом опять радиограмма-следуйте в район промысла в Сьерра-Леоне,еще южнее!Потом отменили все-таки,доработали в прежнем районе,после пришли в Дакар(Сенегал)на подмену.Получили валюту,сходили в город,накупили барахла и аппаратуры,"Сhangeнули"половину судового имущества местным аборигенам и улетели в USSR...И так было почти в каждом рейсе...
Image%20(24).jpg
Image%20(1).jpg
Image%20(4).jpg
Image%20(16).jpg

Ага, я на "Владысев" в Дакар на своём горбу тащил 4 ящика лампочек, т.к. электрон предыдущий сказал, что лампочек на судне нет)), впрочем там много чего не было, в т.ч. эл. двигателя на пожарник и эл. двигателя на технологический насос, но это так по мелочи :D . В Дакаре негры всех называли "Санями", кричали: "Саня, тапка, шапка". В ходу у них были и шапки ушанки и валенки, ну и сандалии, впрочем в ходу у них всё было, в основном меняли на парфюм. Но видеть в тропиках негра, рассекающего по пирсу в шапке-ушанке с опущенными ушами и в валенках - это что-то :D
Парусник 4-х матчтовый: или барк "Седов" (больше похоже, т.к. корпус светлый) или "Крузенштерн".
не плюй в колодец
Аватара пользователя
Наёмник
Краевед
 
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 737 раз.
Поблагодарили: 465 раз.

Re: Злачные места Пионерска

Сообщение motorman » 01-02-2012 14:35:19

Да да,Евгений!"Саня"-прозвище всех советских моряков в Дакаре!)) :D В Конакри меня местные "малядой"звали или:"маллядой матармен")),хрен скопируешь их выговор!А парусник этот сфотографирован в январе 1987,мы из Пальмаса на тунцелове на промысел уходили,а друган мой на СТМе,еще оставался в порту,он и сфоткал.По моему парусник иностранный был...Столько лет прошло :)
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: Злачные места Пионерска

Сообщение Наёмник » 01-02-2012 15:09:26

"Крузенштерн" частенько на Канары заходил и по силуэту похож на наши барки, а они самые крупные в мире. По-моему в мире больше нет 4-х мачтовых парусников, я имею ввиду, чтобы 3 первые мачты (Фок, 1-й Грот, 2-й Грот) несли прямые паруса, а 4-я последняя (Бизань) - косые.
не плюй в колодец
Аватара пользователя
Наёмник
Краевед
 
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 737 раз.
Поблагодарили: 465 раз.

Re: Злачные места Пионерска

Сообщение Наёмник » 01-02-2012 15:22:23

Ну, коль пошли воспоминания про ПБОРФ, наверное, прийдётся тему немного подправить, что-нибудь типа "История ПБОРФ". Как, камрады, смотрите на это?
В ПБОРФ с начала основания базы было много типов судов. Начну с самых последних, которые появились в ПБОРФ. Это ТСМ (траулер-сейнер морозильщик), но в ПБОРФ они назывались СТМ (сейнер-траулер морозильщик). В ПБОРФ СТМ-ы были типа "Орлёнок", т.е. "Орлёнок" был 1-м в этой серии. Итак:

ТСМ типа "Орленок"

Материал взят с информационного портала http://www.fishportal.ru
Назначение:
лов рыбы донным или пелагическим тралами по кормовой схеме траления, а также кошельковым неводом
производство обезглавленной и потрошеной рыбы и филе с последующей заморозкой и транспортированием в грузовом трюме
производство рыбной муки, технического рыбьего жира и полуфабриката медицинского жира из печени

Длина наибольшая, м: 62,22

Длина между перпендикулярами, м: 55

Ширина наибольшая, м: 13,82

Высота борта до верхней палубы, м: 9,2

Осадка средняя в грузу, м: 5,21

Водоизмещение наибольшее, т: 2467

Дедвейт, т: 663

Грузоподъемность, т: 230

Температура в трюмах, С: -28

Скорость, уз: 13,07

Автономность плаванья по запасам топлива, сут: 34

Количество коечных мест: 40

Район плаванья: неограниченный

Энергетическая установка: дизель-редукторная

Мощность главного двигателя, кВт(л.с.): 2х880 (1200)

Энерговооруженность, кВт (л.с.): 3080 (4200)

Производительность технологических линий:
неразделанной мороженой продукции с возможностью выпуска потрошеной б/г и филе: 30 т/сут
кормовой рыбьей муки и технического жира (по сырью): 10-12 т/сут; полуфабриката медицинского жира (по сырью): 4,8 т/сут

Количество построенных единиц: 84

Год начала постройки судов данного типа: 1981

Год окончания постройки судов данного типа: 1985

Место постройки: Фольксверфь, г. Штральзунд, ГДР
Вложения
Орлёнок.jpg
ТСМ "Орлёнок"
не плюй в колодец
Аватара пользователя
Наёмник
Краевед
 
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 737 раз.
Поблагодарили: 465 раз.

Re: Злачные места Пионерска

Сообщение Наёмник » 01-02-2012 15:59:00

Пионерская база океанического рыболовного флота

/Ф. Р-57/



Во исполнение постановления Совета министров СССР от 21 июля 1947 г. № 2614 и приказа Министерства рыбной промышленности Западных районов СССР от 30 июля 1947 г. № 222 приказом Балтгосрыбтреста от 18 августа 1947 г. № 114 из состава Пионерского рыбообрабатывающего завода (существующего с 14 июля 1945 г.) было выделено и организовано Управление тралового флота (УТФ) на положении самостоятельного хозрасчетного предприятия с непосредственным подчинением Балтийскому Государственному рыбопромышленному тресту с местонахождением в Пионерске Калининградской области. Начальником созданного управления был назначен К.Соболев.[i]

На основании приказа Балтгосрыбтреста от 6 января 1954 г. № 54 с 1 января 1954 г. произошло слияние Управления тралового флота с Пионерским рыбообрабатывающим заводом и Пионерским морским рыбным портом. Все функции Пионерского рыбзавода были переданы Управлению тралового флота.

На основании постановления Совета министров РСФСР от 12 июня 1957 г. № 595, в связи с упразднением Министерства рыбной промышленности РСФСР, Балтгосрыбтрест с входящими в его состав предприятиями и организациями, находящимися на территории Калининградской области, был передан в подчинение Совета народного хозяйства Калининградского экономического административного района.

Во исполнение постановлений Совета министров СССР от 2 июля 1962 г. № 583 и Совета министров РСФСР от 27 сентября 1962 г. № 1254 постановлением Совета народного хозяйства Калининградского экономического административного района от 27 октября 1962 г. № 225 в связи с его упразднением Балтгосрыбтрест и его подведомственные предприятия были исключены из состава Калининградского совнархоза и переданы в подчинение Главному Управлению рыбной промышленности Западного бассейна «Запрыба» Совета министров Латвийской ССР.

В соответствии с приказом Главного Управления рыбной промышленности Западного бассейна «Запрыба» от 3 октября 1962 г. № 11 Управление тралового флота перешло в непосредственное подчинение Калининградского производственного Управления рыбной промышленности Главного Управления рыбной промышленности Западного бассейна «Запрыба».

Основной задачей УТФ являлась добыча рыбы-сырца и сельди в водах Северной и Южной Атлантики, в Северном и Норвежском морях, прием рыбы от рыболовецких колхозов, обработка, копчение рыбы, реализация рыбопродукции.

В состав управления входили рыбопромысловые суда и производственные цеха по обработке рыбы.

Во исполнение приказа Главного Управления рыбной промышленности Западного бассейна «Запрыба» от 7 июля 1963 г. № 342 и на основании приказа Калининградского производственного управления рыбной промышленности от 5 июля 1963 г. № 203 Управление тралового флота с 1 августа 1963 г. переименовано в Пионерскую базу океанического рыболовного флота (ПБОРФ) с непосредственным подчинением Калининградскому производственному управлению рыбной промышленности.

На момент переименования в состав Пионерской базы океанического рыболовного флота входили:

- Промысловый флот в составе 75 судов, районами рыбодобычи которого являлись: Северо-Восточная Атлантика (Норвежское и Северное моря), Западная Атлантика (большая Ньюфаундлендская банка и банка Джорджес, Мексиканский залив, Карибское и Балтийское моря).

- Основное производство, включающее цех обработки рыбы, имеющий в свою очередь в своем составе: участки дообработки соленой рыбы, копчения, утильзавод, бондарно-тарный участок, лабораторию, льдозавод.

- Подсобно-вспомогательное производство, состоящее из судоремонтных мастерских и автомобильного, паросилового хозяйств, водонасосных станций, электрохозяйства, складов, нефтебазы, ремонтно-строительной службы.

Улов ПБОРФ в 1963 г. составил 613 тыс. ц в год. Численность работников - 1787 человек (для сравнения: в 1947 г. – 181 человек).

По состоянию на 1 января 1966 г. флот состоял из СРТ (108 единиц) и РР (13 единиц).

Используя и внедряя технические достижения в оснащении флота, новые технологии добычи и обработки рыбы ПБОРФ успешно развивалась.

К своему сорокалетию база превратилась в крупное рыбодобывающее и рыбоперерабатывающее предприятие не только Калининградской области, но и всего Западного бассейна, в который входили Ленинградская область, Литва, Латвия, Эстония.

В 1987 г. ПБОРФ владела рыболовным флотом в 90 единиц, трудовой коллектив состоял из 5413 человек, объем добычи рыбы составлял 184 тыс. тонн в год, производство рыбопродукции – 123530 тонн.

В 1990-е гг. предприятие акционировалось, получив название - АО Пионерская база «Океанрыбфлота».

К 2000 г. предприятие распалось на ряд мелких организаций с негосударственной формой собственности, в т.ч. выделилось в отдельную производственно-хозяйственную структурную единицу - ОАО Пионерская база «Океанрыбфлота». На базе же отдела добычи бывшей Пионерской базы океанического рыболовного флота было основано предприятие «Фишеринг-сервис», развивающееся в области производства и поставок промвооружения, орудий лова, общесудового снабжения.

http://gako.name/mainsite/edition/uchre ... 7-11-29-59
не плюй в колодец
Аватара пользователя
Наёмник
Краевед
 
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 737 раз.
Поблагодарили: 465 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 14-02-2012 17:26:33

Многие суда Пионерской базы работали в "экономических зонах". Это когда советский траулер приходит например к берегам Гвинеии,получает лицензию,вывешивает на мачте рядом с советским,гвинейский флаг и начинает ловить рыбу.Местные власти иногда контролировали вылов, их военные подходили к нашим судам на катере с крупнокалиберным пулеметом,деловито осматривали трал,собирали в качестве даров морские деликатесы и улыбаясь отваливали дальше...Часто присылали "практикантов":пару местных негров,которые выполняли всю черновую работу на судне,ругались матом по круче нашего и без конца спорили с рыб. или тралмастером, из-за каких-нибудь креветок или лангустов,за что пару раз как-бы случайно были заперты в морозильном трюме...
Если заходили на выгрузку или пополнить запасы воды в порт,к судну сразу "слетались"местные:вояки,полиция,дружбаны и родня "практикантов"или просто жулики,мечтающие что-нибудь утащить с борта.Пока стояли на рейде,подходили разноцветные"средневековые"пироги местных аборигенов в боевой раскраске,но с моторами "Johnson" или "Mercury",местная"братва":кто в набедренной повязке,кто в фирменном финском плаще с чужого плеча(украденным или на каком-нибудь судне), надетым на голое тело...Все хотели рыбы,креветок,омаров или лангустов.Сразу шел "натуральный обмен":фрукты,сигареты,парфюм,какие-то тряпки на вкусный прилов,судовое имущество,солярку и маш.масло или на свое личное барахло...Помню у 2 механика,пока он был на вахте ,сперли сандали,которые он оставил переодевшись в рабочую обувь,а также пропала старая телогрейка о которую вытирали ноги, выходя из "машины")))...Наши такое не могли сделать,понятно,что это дело рук практикантов или их друзей... Каюты и иллюминаторы стали задраивать наглухо!)Все равно лезли,воровали, их отлавливали,пинком или за шкирку вышвыривали с судна,потом просто стали включать технологический насос и струей забортной воды "смывать" с судна или сдавать полиции...
Местные неплохо разговаривали по русски и по английски,во всяком случае-понимали что нужно друг от друга.Иногда "аборигены"расплачивались местной валютой,на которую можно было например в тихаря выпить пива или купить какой-нибудь сувенир на память.С алкоголем было строго на судне:во первых соблюдали "указ партиии и правительства о борьбе с пьянством и алкоголизмом",во вторых:на африканской жаре просто не хотелось что-либо пить,в третьих:просто боялись брать местное пойло.Все помнили случаи,когда наши моряки становились калеками или умирали,после возлияния местного самогона.Об этом постоянно напоминали при заходе в африканские порты.Советских моряков уважало местное население,не припомню случаев агрессии по отношению к нам,ну а "жулье"-не в счет!))Местные жители постоянно толпились у борта,полиция иногда дубинками отгоняла зевак от судна,что было для нас в диковинку(в СССР милиция была еще без дубинок),также иногда дубасила этими дубинками худых хрюшек,которые как бродячие собаки гуляли по порту.Экипаж подкармливал местную детвору: щуплых,худых негритят,которые просто иногда просили что-нибудь поесть...Помню во время выгрузки мороженной рыбы,уронили пару коробов(специально),которые вместо того чтобы упасть на причал,ударившись о борт,разорвавшись упали в воду...Подростки просто прыгнули между причалом и судном,в грязные,замазученные воды порта...Достали и растащили по домам все,что упало в воду.Как никто из них не погиб,просто удивляюсь...
Много необычного и интересного довелось увидеть в портах Гвинеи,Сьерра-Леоне,Сенегала калининградским рыбакам,где какие-то достижения цивилизации еще "граничили"с первобытным строем...
Несколько фото по теме.Некоторые найдены на "просторах" интернета,снятыми советскими людьми в разное время,кое-какие фото мои.Все очень похоже.
Надеюсь,что они прекрасно дополнят мой рассказ о нелегкой и интересной профессии моряка Пионерской базы"Океанрыбфлот"...
0_c63_28643529_XL.jpg
Средний рыболовный траулер морозильный с кормовым тралением(СРТМ-К),в 80-е года "ударная сила" Пионерской БОРФ
0_141c_4063a74a_XL.jpg
Рыбацкие будни в сотрудничестве с представителями развивающихся стран...
0_d35_6b3ed8fd_XL.jpg
Ходовую вахту в "машине"иногда приходилось нести в одних трусах...
0_1d3e_2767e08b_XL.jpg
а вот и "друзья"нами заинтересовались,завидя советский траулер...
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 14-02-2012 17:32:40

Продолжение:
0_10b5_45fe9691_XL.jpg
"Саня!Тапка-шапка!Чейндж!"
bs1984_001.jpg
"Моряк ребенка не обидит!"Советские военные моряки в порту Гвинеи...
2489365.jpg
Улицы Конакри
ФЯЧ 001.jpg
Валюта:Гвинеи,Сьерра-Леоне,Мадагаскара...
МИТ 001.jpg
ЪЯФ 001.jpg
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение ХОХЛИТОВ » 02-03-2012 10:00:29

Начну с самых последних, которые появились в ПБОРФ. Это ТСМ (траулер-сейнер морозильщик), но в ПБОРФ они назывались СТМ (сейнер-траулер морозильщик). В ПБОРФ СТМ-ы были типа "Орлёнок", т.е. "Орлёнок" был 1-м в этой серии.

Небольшое уточнение : Название всех ТСМ-ов (или СТМ-ов) Пионерской базы начинались с буквы "О" ( "Орленок", "Охотино","Олекма" и так далее). Исключение составляли "Атлантида", принадлежавший АтлантНИРО и еще один какой-то СТМ .Все без исключения номера СТМ-ов были четырехзначными и начинались с цифр 83..
Image0590.JPG
Справка о плавании, выдана Пионерской базой .
СТМ "Охотино" ( бортовой номер 8373)
Image0591.JPG

В газетах "Маяке" и "Калининградке" печатали даты выхода судов в море и прихода в порты и среди множества названий всяких "Берегов" и БАТМов легко можно было понять , что судно ,начинающееся на "О...." принадлежит Пионерской базе .

Расскажу один случай , который был с нашим "Охотино" в конце 1990-1991 года в Центрально-Восточной Атлантике .
Мы стали к греческому транспорту под перегруз в море. Понимающий человек сразу поймет ,что речь идет о хорошем заработке для всей команды (которая в целом как бы неплохо зарабатывала) .Если идет перегруз с советского судна на западное , то валюта за это полагалась сразу всем на месте, плюс командному составу с рыбмастером свои премиальные.Это ,так скажем, гарантированный "левачок" с неучтенкой для всей команды и Пионерской базы .
Греческий транспорт имел экипаж из не менее 30 негроидов и 3 белых (капитан ,стармех и боцман).Набивать трюмы вручную при качке за такие маленькие деньги негры отказались ( они уже тогда были членами профсоюза и свою минималку знали четко), но для советских рыбаков речь шла о солидной сумме 300-400 баксов каждому за сутки .Команда разделилась попалам. Нас перекинули в клетушке на греческий борт .Работали то-ли четыре часа через два, то-ли два часа через один , без остановок в авральном режиме . В воздухе пахло шухером и мы все время друг друга подгоняли .Из нашей команды не работали только капитан и радист .Переброс продукции шел штатными лебедками , но от горловины трюма растаскивали ящики с рыбой вручную ,высота его была около 5 метров и делали из рыбы такие ступеньки ,чтобы забивать трюма под завязку. Вокруг горловины все это время крутились негры и с интересом разглядывали странных белых людей ,которые за такие смешные деньги карячатся. Итак тяжко работать ,а тут на тебя сверху вниз какие-то негритосы пялятся. Мы их сразу за это любопытство невзлюбили и все время отгоняли от горловины, цирк тут вам что ли ?
Да и технику безопасности никто не отменял .
Погода была ясная , но волнение было достаточно сильное ,с такими редкими ,но высокими волнами .
Где-то на 10 часу работы перегруза ветер еще усилился и таскать рыбу стало в немоготу , особенно когда ящик над головой поднимаешь, а он раза в два вдруг под качку тяжелее становится .Устали и оба штатные лебедчика (они все это время без перерыва стояли, один на греке,второй у нас "Охотино").
Одного из них поменяли на матроса ,который лебедчиком не был ,но вроде как разбирался в этом деле (Его особо и не уговаривали .Баксы Н-Н-Н-адо !!!). Ну и буквально через двадцать минут сильная волна ударила в борт ,наш СТМ навалился на кранцы грека ,а потом отпрянул в противоположную сторону.
Тросы ,соединяющие лебедки на судах сначала резко ослабли ,а потом натянулись.На греке наш лебедчик успел дать слабину , а тот матрос нет ,просто опыта не хватило . Раздался гулкий удар ,свистанул лопнувший трос, в трюм посыпались короба с рыбой ,а в гущу любопытствующих негров улетел оторвавшийся с балки блок .Они убежали с обезьянним визгом и хохотом .Народ воспринял все равнодушно ,просто залегли в трюме на отдых.Пока будут менять трос , есть время перекурить .Минут через 5 прибежали негры , стали верещать . Явно с кем-то из них проблемы .Слово «доктор» понятно без перевода . Кричим на «Охотино» -вызывайте медика !( А «Пионерка» в том районе была представлена целым отрядом судов.) Стали вызванивать врача , тот спрашивает по радио : «Какой характер травмы?» Говорим черепно-мозговая .
Проходит минут 20, появляется спасательный мотобот .Врач молодой парень с чемоданчиком , весело так говорит : «Где тут у вас негров убивают?».
Повели его на корму , а там негр , которому по голове блоком попало, жив-здоров и сам все вокруг лежащего товарища бегает . Прямо на палубе лежит раненый .Голова у него в порядке , а вот на животе в районе солнечного сплетения маленькая горизонтальная царапина сантиметр длинной, да вот только изо рта пена хлещет и летит дальше , чем его ноги .Это тросом его так хлестануло . Лежит, бьется в конвульсиях и все время бормочет. Африканцы говорят , не знаем как перевести , считайте , что Санта Марию зовет .
Мы ушли , надо же новый трос натягивать , блок вешать. Минут через 20 приходит с кормы доктор .Негр умер. Мотобот с врачом сразу ушел . Мы продолжили перегруз, настроение ни к черту .
Вдруг гаснет свет в трюме. Останавливаются и лебедки. Поднимаемся на палубу –а там африканское восстание. Сбились в стаю, вопят, галдят, вожак вскочил на закрытую крышку соседнего трюма и по-английски орет что-то недоброе своим корешам (я так думаю то ли они из разных стран были, то ли чтобы мы поняли о чем разговор). Кроме «fucking life» и «bull sheet» я правда ничего не разобрал . Потом они приволокли буквально за шкирку своего грека-капитана .Оказывается они требуют прекратить перегруз , срочно отвезти труп к берегу . По законам веры его нужно похоронить до захода солнца .Капитан только успел сказать , что до берега три дня пути и не успеть во время, как его грубо толкнули к нам до кучи , затем привели боцмана и стармеха.
Среди нас был здоровый четвертый механик и один матрос , остальные пять человек обычного роста и еще трое пожилых греков не в счет .Силы неравные . Негров было около трех десятков , дубинки и трубы они заготовили заранее .Африканцы шустро нас оттеснили к баку ( это только в фильмах кирпичи и ломики у главного героя всегда под рукой). Ребята они крепкие , без лишнего веса ,палубная команда одним словом .
На «Охотино» все высыпали вдоль борта , но помочь быстро ничем не могут . Нам успели в суматохе перекинуть пару «шхерочных» ножей и сказали в случае чего прыгать за борт не между судами , а в сторону океана и стали готовить к спуску шлюпку , с того борта , который был невиден мятежникам . Пульс у меня в тот момент был под двести в минуту .Непонятная ситуация, в непонятном месте, с непонятными людьми.
И тут на сцене появляется уставший и не выспавшийся трал-мастер Бахтадзе (фамилия настоящая , а имя ,правда, не помню). Он когда увидел всю эту ситуацию , как пошел по матушке негров материть , какой там девятиэтажным , там небоскребным матом так прошелся по ним – у них аж кудряшки на головах выпрямились .
Бахтадзе поорал минут пять , сам шепчет: «Тащи парусника из заначки!»( это такая рыба классная, кто не знает в интернете потом посмотрите). Кричал он только на русском и матном , но негры опешили и стоят в нерешительности . С ноги на ногу переминаются. Тут из трюма появляется громадная рыбина .
О-о-о ! Африканцы понимают , что если они не включат электричество , то рыба к ним не попадет . Sheet ( ну в смысле дилемма) ! Большие деньги можно срубить за нее …
Через минуту работа закипела как ни в чем не бывало .Перегруз завершили через три часа . Пару раз еще все-таки электричество отрубалось и Бахтадзе вновь вызывался на «бис» на верхнюю палубу , но рыбу выдавали без его ярких монологов .
В конце правда появилась поющая и молящаяся толпа негров . Они переоделись , нацепили красные повязки на лоб и плечи ( скорее всего траурные цвета) и таскали мимо нас мертвое тело на вытянутых к небу руках . Жуткое зрелище , как из кинохроники . Голова и руки несчастного мотались из стороны в сторону , а они с ним с пением побегали по кругу и спрятали потом его тело в один из трюмов .
Когда вернулись все на пароход , то произошедшее от усталости никто между собой не обсуждал. Только второй электромеханик сказал , что ему жалко было негра . Мы на него посмотрели с тупым непониманием и улеглись спать .
Дальше рейс продолжался практически без приключений .
ХОХЛИТОВ
Интересующийся
 
Сообщения: 269
Зарегистрирован: 09-03-2011 10:20:02
Благодарил (а): 396 раз.
Поблагодарили: 331 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 02-03-2012 18:47:18

Вот такой он-чудо-рыба "Парусник"...
STR.jpg
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 04-04-2012 13:02:47

Прошло лет 25 с тех времен,когда суда Пионерской БОРФ бороздили воды мирового океана...В очередной раз приехав в Пионерск,конечно же пришел взглянуть на порт,вернее на то,что от него осталось...
Если в прошлые года,пройти на территорию порта было проблематично(все-таки какое-никакое предприятие и как- бы погранзона),но в этот раз спокойно прошел через магазин,что на проходной...(любезно пропустил меня местный грузчик,предупредив об осторожности...)Походил,посмотрел,повспоминал...Ощущение такое,что как-будто и небыло того,о чем рассказано мною и другими выше...
Смотрите сами...
IMG_0406.JPG
IMG_0407.JPG
IMG_0408.JPG
IMG_0409.JPG
IMG_0410.JPG
IMG_0411.JPG
IMG_0412.JPG
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 04-04-2012 13:12:48

Утром на одном из рыболовецких судов,экипаж готовился к выходу в море...
Вечером, ребята из этого экипажа торговали свежей треской около универсама в Пионерском.Треска оказалась очень вкусной... :)
На другом судне,парни сидели за столиком на палубе и пили водку...В море они в этот день не выходили...
IMG_0413.JPG
IMG_0414.JPG
IMG_0415.JPG
IMG_0416.JPG
IMG_0417.JPG
IMG_0418.JPG
IMG_0420.JPG
IMG_0423.JPG
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение Наёмник » 04-04-2012 14:50:58

Напомнили мне эти фотографии африканские развалки Луанды. Печаль.
не плюй в колодец
Аватара пользователя
Наёмник
Краевед
 
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 737 раз.
Поблагодарили: 465 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 08-02-2013 15:33:20

Наверно пришло время вспомнить о "золотых временах" Пионерской БОРФ,когда многие страны мира охотно пускали советские суда в свои воды...
Для начала вот такие списки зарубежных и эмигрантских рок-групп,запрещенных ввозу в нашу страну.Тогда это было актуально,для нас молодых,все что любили слушать,советская цензура расценивала,как:"насилие,антисоветчина,мракобесия и секс"...
Если честно,английским языком в совершенстве владели из нас не многие и поэтому тексты мало кого волновали(скорее всего английские слова были просто гармоничным добавлением к "забойному музону"))).Позже,лично у меня появился интерес к текстам,засев за словари(интернета небыло еще и в помине),перевел кое-что...Коммунисты оказались правы... :)
_1_~3.JPG
Господи!Чем Хулио Иглесис-то неугодил тогдашним цензорам?!
-1_1_~1.JPG
А группа"Браво" оказывается пропагандировала "чуждые нам идеалы"))
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение ХОХЛИТОВ » 08-02-2013 15:53:51

Может все-таки сделать новую ветку форума ( допустим "Морские традиции Калининграда") ?
Я думаю у форумчан найдется много материала , не попадающего под тему Пионерской базы ,
но связанного со славным прошлым нашего края до 1991 года .
Только на вскидку тут и КВИМУ, КТИ , КМШ ,КМУ ,
Рефтрансфлот , Западное речное пароходство и прочее,прочее .
ХОХЛИТОВ
Интересующийся
 
Сообщения: 269
Зарегистрирован: 09-03-2011 10:20:02
Благодарил (а): 396 раз.
Поблагодарили: 331 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение Родион » 08-02-2013 20:32:34

motorman писал(а):Господи!Чем Хулио Иглесис-то неугодил тогдашним цензорам?!

Я думаю - именем. :)
Аватара пользователя
Родион
Интересующийся
 
Сообщения: 287
Зарегистрирован: 17-11-2010 21:40:52
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 374 раз.
Поблагодарили: 317 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение МёбиуС » 08-02-2013 21:24:24

ХОХЛИТОВ писал(а):Может все-таки сделать новую ветку форума ( допустим "Морские традиции Калининграда") ?

именно ветку?
я щетаю можно и темой обойтись, тем паче что у нас история ВП преимущественно рассматривается
пыщ-пыщ трололо, я тут быдло и фуйло!
Аватара пользователя
МёбиуС
Дитя Роминты
 
Сообщения: 6222
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Откуда: Gumbinnen, Ostpreussen
Благодарил (а): 3496 раз.
Поблагодарили: 2055 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 09-02-2013 16:00:00

МёбиуС писал(а):
ХОХЛИТОВ писал(а):Может все-таки сделать новую ветку форума ( допустим "Морские традиции Калининграда") ?

именно ветку?
я щетаю можно и темой обойтись, тем паче что у нас история ВП преимущественно рассматривается

Саша,конечно же небольшой "темы"будет достаточно.Ведь действительно в Калининграде при СССР было много морских контор,судов,учебных заведений,возможно у форумчан будет интерес и дополнения к этой теме.
Может камарад Хохлитов начнет эту тему,как он предлогал,кое-что добавим,а дальше как пойдет... :roll:
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение МёбиуС » 09-02-2013 20:33:34

Ну тада создавайте тему, что надо будет - перенесём
пыщ-пыщ трололо, я тут быдло и фуйло!
Аватара пользователя
МёбиуС
Дитя Роминты
 
Сообщения: 6222
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Откуда: Gumbinnen, Ostpreussen
Благодарил (а): 3496 раз.
Поблагодарили: 2055 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 15-02-2013 19:27:49

Поддержу тему предложеную камарадом Хохлитовым и продолжу.
В 70-80е года прошлого века,калиниградские моряки-рыбаки были частыми гостями в иностранных портах.Советские суда заходили туда для отдыха и смены экипажа,ремонта,для бункеровки топливом и пресной водой.В некоторых портах были ремонтно-подменные команды(РПК)из наших моряков,которые занимались ремонтов судов,пока старый экипаж менялся на новый.Такие команды были в портах Лас-Пальмас и Санта-Круз(Канарские острова),в порту Дакар(Сенегал),Луанда,Кабинда(Ангола),в Буэнос-Айресе(Аргентина),Кальяо(Перу),а также в Гаване(Куба)и Сингапуре.Я говорю не только про Пионерскую БОРФ,но и про другие морские конторы и агентства Калининграда.
Соответственно,во многих инпортах были созданы условия для отдыха и отоварки советских моряков.Это были большие и маленькие магазины,лавки и т.п.Были так называемые "шипшандеры",которые занимались снабжением судов всем необходимым и отоваркой экипажа,"маклаки",которые держали лавки,в которых отоваривались моряки-рыбаки из соц.стран...
По приходу советского судна к примеру в Копенгаген,после выдачи наличной местной валюты,к трапу подавался комфортабельный автобус.После небольшой обзорной экскурсии по городу и рассказов о местных достопримечательностях,моряков привозили в какой-нибудь крупный магазин,типа "Montana",где было все: от зажигалки до аппаратуры HI-FI...Отоварившись, моряки отправлялись гулять по городу,а купленные вещи доставлялись на судно вечером,в отдельных для каждого запечатанных коробках.Иногда в коробки фирмачи в качестве презента клали кому-нибудь бутылку вискаря,блок жвачки или еще кое-что))(помполиту помнится сунули порножурнал,который в последствии был прилюдно сожжен)))...Отоваривались в этих магазинах только экипажи советских,болгарских,польских,румынских,кубинских или ГДРских судов.Моряки из капстран в такие магазины не ходили,все больше по "злачным местам",куда нам вход был запрещен(закрытие визы,аморалка,исключение из рядов КПСС...),но разве советскому человеку можно что-нибудь запретить?Ходили,хоть одним глазком взглянуть на все -то,что запрещали))...Магазинчики и лавочки носили русскоязычные названия,раздавались рекламные проспекты,чтобы быстрее найти тот или иной магазин.Конечно было гораздо интереснее зайти в настоящий"капиталистический"магазин ,с полным изобилием товаров и продуктов.Помнится в обычной копенгагенской лавке был стенд с печатной продукцией,где в перемежку с журналами порносодержания,имела место быть книга известного деятеля"Майн кампф"в соответствующем оформлении....Или магазин антиквариата,где на витрине красовалась каска вермахта,пикельхаубе,кинжалы с нацистской символикой и мушкеты древние какие-то...Свободная страна,свободные нравы...Все было конечно в диковинку.
На Канарских островах советских моряков ждали как "родных".Торговцы уже знали на что будет спрос.Семейные мореманы покупали все,что нужно для достатка советской семьи:ковры,хрусталь,аппаратуру или какие-нибудь свечи для автомобиля.Молодежь:джинсу,кожу,магнитолы,"пласты"и кассеты,подарки подругам в виде кофточки с люрексом или модных колготок или косметичек...
Помнится ремонтируясь в порту Санта-Круз целый месяц, облазили все достопримечательности городка и магазины,загорали на пляже,заигрывая с девушками,даже где-то на скале оставили автограф:"здесь были ребята из Калининграда"...
Имея тогдшнее увлечение виниловыми дисками(CDюки тогда только-только начали появляться),каждый раз заходили с другом в магазин грампластинок,где можно было послушать через стереонаушники или так,только что вышедшие и старые альбомы любых рок-групп.Хозяйкой магазина была миловидная испанка средних лет,которая нас всегда приветливо встречала.Пока наши дядьки в магазине "Совиспан"покупали очередной ковер или сервиз,мы "с друганом "балдели",слушая только что вышедший диск "EUROPE"или "SCORPIONS"при этом любезно общаясь с хозяйкой...Да,молодость!....))Конечно кое-что покупали,что можно было провести,а что запрещено,надежно прятали))).Под конец наших визитов к "милой испанке",мадам одарила нас постерами и кассетами,пригласив в свой магазин еще раз,по приходу в порт Санта-Круз...Долго в нашей каюте нам и гостям на радость,играла музыка,а на переборке висели постеры: грудастой Саманты Фокс и группы "IRON MAIDEN",(последнего очень пугался помполит,когда заглядывал к нам) ...
В Лиссабоне,после хождений по городу за покупками,сидели вечером в баре и на последние деньги пили пиво.Познакомились с барменом(что конечно не одобрялось тогдашними правилами поведения советского моряка за границей,впрочем знакомились мы тогда со многими),долго объясняли откуда мы,а парень так и не понял что такое "Калиниград"или"Кенигсберг",но главное он понял,что мы из USSR...Потом в тихаря показал нам свою"ксиву"о принадлежности к португальской компартии,мы конечно одобрили,за что были угощены пивом и горячими бутербродами за счет заведения!))) Конечно было приятно,когда местные с искренней симпатией относились к нам.Гуляя по причалу семьями,многие приветливо улыбались и с уважением смотрели на "серп и молот",что красовался на дымовых трубах нашего траулера и на какую-то замысловатую надпись"Калининград"рядом с названием судна...
Сохранилось дома несколько "раритетов"из тех времен:посадочные талоны на самолет,когда летели в рейс или из рейса,чеки капиталистических магазинов,рекламные проспекты,разные фото из тех времен(не только мои) со всеми искушениями "капиталистического рая"...
рол 001.jpg
1986 год.Авиарейс Москва-Лас Пальмас
олд 001.jpg
1987 год.Авиарейс Москва-Мадрид-Лас Пальмас.Испанская авиакомпания "Иберия"
ншг 001.jpg
Посадочный талон
арп 001.jpg
Бирка с багажа авиарейса из Дакара.
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 15-02-2013 19:41:43

Ну и магазины...
sovispan0001.jpg
Самый известный магазин для советских моряков на Канарских островах...
sovispan0002.jpg
sovispan0006.jpg
_1_~4.JPG
Наши с коврами.При прибытии на судно,некоторых моряков просили развернуть ковер на предмет обнаружения спиртного....
19.jpg
"Мечта"советского моряка...Авто из-за границы!(Жигули)
уке 001.jpg
Рекламный проспект магазина
эъх 001.jpg
astr_b_4758.jpg
Самые ходовые джинсы привозимые советскими моряками...
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 15-02-2013 19:51:03

Продолжу:
-1_1_~2.JPG
"Миша Сундер"известный "маклак"на Канарах в 70-80е года
Foto1_0016.jpg
Калининградцы...
_1887F~1.JPG
Бар прямо на причале.(Фидель Кастро что-ли зашел пива выпить?)
_1937E~1.JPG
Если не ошибаюсь,то Канары....
--_1_~1.JPG
Рекламный листок магазина
_1_~3 (2).JPG
То же самое...
Вложения
нзщ 001.jpg
Чеки из магазинов Лиссабона.1986 год
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 15-02-2013 19:54:35

Капиталистическое изобилие....
1985_1~2.JPG
_1989_~2.JPG
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение МАСЛОПУП » 19-02-2013 23:42:39

Прочитал с интересом...Сам отработал в ПБОРФ 18 лет,от 3-го до стармеха.Вторым был один раз,когда на комиссии разжаловали во вторые на один рейс....за то,что выменяли пару бочек масла на 5 ящиков лангустов,а по приходу кто-то стуканул...Будурацкий все удивлялся,типа все масло продают,а вы наоборот покупаете...а что делать,если второй в Кабинде приходит и говорит мне - завтра масло кончится...а до Луанды сутки ходу.?Короче партком...хотя я в КПСС не состоял...Да....много чего было...мемуары писать можно...А как в плену 40 суток в 1991 на "МКТМ"Бакурус" в Либерии сидели - это отдельная песня...Посмотрел Ваши фото здесь-знакомых лиц не увидел...хоть и в одном департаменте у Пьяных (уже и отчества не помню) были...
Аватара пользователя
МАСЛОПУП
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 09-12-2010 19:30:55
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 34 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 20-02-2013 17:20:56

МАСЛОПУП писал(а):Прочитал с интересом...Сам отработал в ПБОРФ 18 лет,от 3-го до стармеха.Вторым был один раз,когда на комиссии разжаловали во вторые на один рейс....за то,что выменяли пару бочек масла на 5 ящиков лангустов,а по приходу кто-то стуканул...Будурацкий все удивлялся,типа все масло продают,а вы наоборот покупаете...а что делать,если второй в Кабинде приходит и говорит мне - завтра масло кончится...а до Луанды сутки ходу.?Короче партком...хотя я в КПСС не состоял...Да....много чего было...мемуары писать можно...А как в плену 40 суток в 1991 на "МКТМ"Бакурус" в Либерии сидели - это отдельная песня...Посмотрел Ваши фото здесь-знакомых лиц не увидел...хоть и в одном департаменте у Пьяных (уже и отчества не помню) были...

Ну,18 лет солидный срок!Бывало за один рейс столько всего происходило,а за такой период-вообще целая эпоха!Конечно Вам есть,что рассказать.Я про "плен"тоже слыхивал(сам слава Богу не был!)от старших товарищей,некоторым пришлось посидеть в африканских застенках...Фамилии "до боли"знакомые:Будурацкий,Пьяных!Последний помнится любил срывать с одежды у молодых моряков всякие "идеологические вредные штучки"(американские флаги,нашивки в виде орлов и т.д),просто так,бесцеремонно подходил и срывал с "аляски"лейбак"MONTANA"...Последнее время говорят в религии вдарился(грехи чтоль замаливал?) :)
Да,много интересного было."Парткомиссии" и "перевизировки"для моряков,иногда доходило до откровенного маразма))) :D
Может тоже расскажите чего?С интересом почитаем,добавим...
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение motorman » 09-03-2013 12:42:57

Пара фото в тему:
SCAN0004.JPG
Дружба народов:3-й помощник капитана (Пионерская БОРФ)и матросы Испанских ВМС
IMG_0399.JPG
Нагрудный знак "Капитан дальнего плавания"
P1050362.jpg
Нагрудный знак старшего механика
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1817
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 802 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение spylook » 18-03-2013 20:09:12

как-то так :(
Вложения
пборф.jpg
GRUSS AUS NEUKUHREN
КУПЛЮ предметы с надписью NEUKUHREN
spylook
Читатель
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 12-11-2006 16:37:52
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 32 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение Наёмник » 19-03-2013 01:13:30

spylook писал(а):как-то так :(

Да уж, так я эти акции и не увидел и приватизационный чек там канул в Лету.
не плюй в колодец
Аватара пользователя
Наёмник
Краевед
 
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 737 раз.
Поблагодарили: 465 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение се-рг-ей » 15-07-2013 21:34:04

У меня отец 40 лет в моря отходил.Начинал в УЭЛ(Управление Экспедиционного Лова),на Иване Федорове-кочегаром,именно кочегаром,потому-что это был пароход,дизель только на электричество,потом УЭЛ или переименовали или расформировали(не помню),попал в ПБОРФ,там и остался,в Риге окончил техникум,ходил рефмехаником на СРТМ
40.jpg
,пока его не продали кому-то из Мурманска.С рейса приходил тоже много рассказывал,про негров,про жизнь заграничную,тогда это все в диковинку было.Когда молодой кто-нибудь первый раз экватор пересекал всегда Нептун с помощниками нам судне появлялся
41.jpg
,обязательно диплом вручали,интересно сейчас есть эта традиция?
Аватара пользователя
се-рг-ей
Интересующийся
 
Сообщения: 198
Зарегистрирован: 07-05-2013 19:51:24
Откуда: абориген o.Lomze
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 33 раз.

Re: ПБОРФ - история и география.

Сообщение се-рг-ей » 20-04-2014 20:13:53

На сегодняшний день все так-же ТИХО и ПУСТО.
28.jpg
29.jpg
Аватара пользователя
се-рг-ей
Интересующийся
 
Сообщения: 198
Зарегистрирован: 07-05-2013 19:51:24
Откуда: абориген o.Lomze
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 33 раз.

След.

Вернуться в Прошлое, настоящее, будущее

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron


При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

ООО "Портал" - создание и продвижение сайтов.