Сопутствующая информация.
Полковник Эрих Домменгет (Erich Dommenget) 24.05.1884-14.07.65. Участник 1-й Мировой войны. С 1.01.36 полковник. С 1.08.43 – генерал-майор. 31.08.43 вышел в отставку (59 лет).
В период 21.04.42-19.02.43 начальник командования 3-го района авиационного базирования 1-й авиационной области/Восточная Пруссия (Flughafen-Bereichs-Kommando 3/I). В состав 3-го РАО входили комендатуры аэродромов севернее Прегеля: Брюстерорт, Галлгарбен, Девау, Зеераппен, Нойкурен, Нойхаузен, Повунден, Провехрен, Эйхвальде.
Среди прочего в обязанности командования районов авиационного базирования входили организация ложных ночных аэродромов (Schein-Hafen, сокращенно S-Hafen) и разбирательство на "подведомственной территории" со всеми событиями, связанными с авиацией.
Запись в рабочем журнале.
Воскресенье 30.08.42, аэродром Нойхаузен.
События в ночь с 29 на 30 августа:
С 20.44 до 21.30 несколько эшелонов вражеских самолетов (около 75) двигались с востока в направлении Восточной Пруссии.
В 21:58 в Нойхаузене объявлена воздушная тревога. В поселке Кляйнхайде (теперь северная окраина Гурьевска) около Нойхаузена упало 3 бомбы (в основном 50 кг). Потери: нет. Материальный ущерб: незначительные повреждения нескольких домов.
Кроме того, 8 бомб (в том числе 1 тяжелая) сброшено на поселок Schmeckenkrug/Шмекенкруг недалеко от Нойхаузена (сейчас район станции Гурьевск-Новый). Потери: нет. Материальный ущерб: убиты 1 лошадь и 1 корова, ранены 3 головы крупного рогатого скота. Небольшие повреждения построек.
Сброшено 4 зажигательные бомбы в непосредственной близости от аэродрома Нойхаузен, повреждений нет.
По сообщению комендатуры Шауляя, на их район сброшено 26 фугасных и зажигательных бомб. Людские потери: нет.
Активность ночных ложных аэродромов (S-Hafen): только возле пригородного аэродрома (кодовое обозначение) "Генуя" противник сбросил 12 бомб, не нанёсших урона. На остальные объекты сбрасывались только осветительные бомбы.
В 2.50 окончание воздушной тревоги.
В лесу Пликер (недалеко от дороги Лабиау – Хохенбрух) из-за отказа двигателя совершила аварийную посадку машина противника. О захвате экипажа сообщается в прилагаемом отчете командира района аэродромного базирования полковника Домменгета.
Отчет явно был рукописным, но для "Дела" его копию напечатали на машинке.
Касается (суть дела):
Захват экипажа аварийно приземлившегося русского дальнего бомбардировщика ТБ-7 в лесу Вильгельмсбрух, 6 км севернее Либенфельде.
После оповещения или уведомления всех компетентных органов к моему приезду на место аварийной посадки русского самолета – 1 км северо-восточнее лесничества Пликен (на дороге Либенфельде - Хохенбрух) я нашел следующие подразделения, прибывшие к 13:15.
1.) Штурмовая группа с аэродрома Нойхаузен в составе 3 унтер-офицеров и 27 рядовых под командованием лейтенанта Пич (Pietsch).
2.) Жандармерия крайс (районов) Эльхнидерунг и Лабиау.
3.) Ландвахт ("Земельная стража" - отряды самообороны, параллельно выполнявшие функции экстренных служб в сельской местности) крайс Лабиау
4.) Участковый лесничий района Пликен/Plicken.
Чуть позже подтянулись:
4.) Штурмовая группа из 4-й роты 213-го ландверного учебного? батальона Лабиау (4./213 Ld. Sch/Batl. 213 Labiau) под командованием обер-лейтенанта Повилса (Powils) – примерно 20 человек.
5.) Штурмовая группа из 312-го запасного пехотного батальона в Тильзите под командованием лейтенанта Оберайгнера – 20 человек.
Я решил прочесать лес севернее лесничества Пликен двумя цепями в виде уступа, для чего подчинил подразделения 1, 3, 5 и 6 лейтенанту Пичу и приказал ему выстроиться в линию с правым флангом на Парве, а левым – на дороге лесничество Пликен – Хохенбрух. Жандармерия, прибывшая на велосипедах и Pkw (легковой машине/машинах), действовала в центре и на флангах. Участковый лесничий, которому мы обязаны своевременным обнаружением самолета, был взят мной в качестве проводника.
В ходе операции
а) сначала были найдены грязный русский воротник (ветошь?) и русская жестяная консервная банка.
b) 9 человек из русского экипажа взяты в плен, 10-й оказал сопротивление, а затем пытался бежать, и был убит выстрелом в голову ефрейтором 4-й роты 213-го батальона Лабиау. Сам захват провела штурмовая группа этого батальона в рамках общих действий.
До моего приезда на место падения самолета со мной связался капитан Каммерер со штурмовым отрядом запасного противотанкового батальона 4/13 в Инстербурге (Panzerjäger-Ers. Batl. 4/13 Инстербург). Ему подчинили оставшиеся силы жандармерии и "Земельной стражи" крайс Эльхнидерунг с задачей прочесать районы Waidstuck I, II и III. Это частичное мероприятие было мной отменено, поскольку русские были захвачены в плен на участке b).
Во время этих действий отряд "Земельной стражи" крайс Эльхнидерунг № 18 (Landwacht 18) под командованием обер-лейтенанта полиции Винтера по собственной инициативе прочесывал район, двигаясь с северо-северо-запада Хохенбруха в юго-восточном направлении по краю заболоченного района Grossen Moosbruch, двигаясь на восток через лес.
После захвата летчиков операция была временно прекращена, поскольку командир русского самолета на ломаном немецком языке сказал мне, что в экипаже было 10 голов (Kopfe) и его заявление казалось похожим на правду.
Рискну предположить, что уже не молодой полковник, вынужденный после бессонной ночи кормить комаров по лесам-болотам, да ещё и в воскресенье, сам в глубине души хотел побыстрее закончить с этим делом.
При повторном тщательном осмотре самолета и специальной одежды летного состава (видимо летные комбинезоны и парашюты) выяснилось, что в экипаже находился еще один человек, что и было подтверждено повторным допросом русского командира.
Поэтому я попросил майора жандармерии Рудата, который тем временем прибыл в правительство Кенигсберга по телефону 34071, помочь найти сбежавшего одиннадцатого члена экипажа с привлечением сил жандармерии, "Земельной стражи", лесничих и местного населения, что мне и было обещано.
Для охраны самолета оставлены 10 человек с аэродрома Нойхаузен с приказом не допускать людей в радиусе 150 метров от места посадки.
Данные самолета, как уже сообщалось, следующие:
ТБ-7 № 42018
4-х моторный бомбардировщик
4 х АМ-35 А
12-цилиндровый V-образный двигатель
Мощность, взлетный режим – 1350 л. с.
Мощность, крейсерский режим – 1000 л. с.
В кабине спаренный пулемет калибра 7,62 мм, на двух ближайших к фюзеляжу двигателях гондолы с пулеметами 12,7 мм, за кабиной пилотов и в хвостовой части по 1 пушке 20 мм.
Кроме того, встроенное устройство для разрушения (самоликвидатор?)
Согласно полетной карте, самолет взлетел в районе Москвы с заданием на Берлин.
11-й Mann (мужчина или солдат) застрелен в 7.00 6.09.42 около границы в районе Ширвинд (Schirwind) сотрудником таможни после оказанного сопротивления. (Информация от капитана Веннигера из отдела Ic/разведка/ Абвера).
gez. (gezeichnet) подписал Dommenget
F. d. R (für die Richtigkeit/с подлинным верно)
Капитан ---
- Ориентировочное место событий
Окончание следует