В память о "Вильгельме Густлоффе"

Боевые действия на территории Восточной Пруссии, рассказы, исследования, фото

В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение preussen » 30-01-2010 12:38:49

Сегодня 65-я годовщина крупнейшей морской трагедии всех времен.
Много уже понаписано, много сказано... Даже в литературе это событие заняло место в виде книги Гюнтера Грасса "Траектория краба".
Некого тут винить, это война.
Но у нас, к сожалению, только один взгляд на это...см. статью ниже.

Взято отсюда:
http://news.mail.ru/society/3314514/
"Калининград - это продолжение города другими средствами" (Карл Шлёгель)
Аватара пользователя
preussen
Краевед
 
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 15-11-2005 12:28:59
Откуда: Koenigsberg
Благодарил (а): 122 раз.
Поблагодарили: 393 раз.


Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение preussen » 30-01-2010 12:40:13

Текст решил привести тут...

В Калининграде отмечают годовщину «атаки века»
05:32 «Вести.Ru»

В Калининграде в субботу, 30 января, отмечают 65-ю годовщину «атаки века» легендарной советской подводной лодкой С-13 под командованием капитана третьего ранга Александра Маринеско.

30 января 1945 года в результате беспримерной торпедной атаки на Балтике, в Данцигской бухте, экипаж С-13 уничтожил тысячи элитных гитлеровских офицеров-подводников. На борту торпедированного и затопленного в тот день германского суперлайнера «Вильгельм Густлов», плавучей учебной базы немецких подводников водоизмещением почти 25,5 тысячи тонн, находилось более 10 тысяч человек, в том числе около 3600 обученных моряков-подводников, или 70 экипажей подводных лодок. С их помощью гитлеровская Германия планировала установить морскую блокаду Великобритании.

Адольф Гитлер, не желавший мириться с потерями, которые нанес советский подводник, объявил Александра Маринеско своим личным врагом номер один. А всего через десять дней, в том же походе, подлодка С-13 потопила в Балтийском море еще и крейсер «Генерал фон Штойбен», на борту которого было около трех тысяч фашистских солдат и офицеров.

Подвиги прославленного экипажа подводной лодки С-13 и ее командира, «атака века», проведенная вопреки всем хрестоматийным канонам военной науки, значение тех событий десятилетиями замалчивались. Благодаря настойчивости общественной организации «Комитет Маринеско», ветеранов флота, поддержки командования Балтийского флота заслуги Александра Маринеско перед Родиной и его подвиги получили достойную оценку. В 1990 году, уже после его смерти, легендарному подводнику было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как сообщил помощник командующего Балтийским флотом России капитан первого ранга Юрий Куроедов, сегодня ветераны-подводники, офицеры Балтийского флота, преподаватели и курсанты Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, жители города по традиции придут на Набережную имени Маринеско. Они возложат цветы к подножию памятника знаменитому подводнику, установленному здесь в 2001 году. Командир С-13 словно замер у перископа своей субмарины, вглядываясь в морскую даль.

В Калининграде в ознаменование памятной даты состоится митинг, в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота пройдет научная конференция, посвященная 65-й годовщине подвига экипажа С-13. Жителей и гостей города ждут также на борту музейной подводной лодки Б-413, ошвартованной у набережной реки Преголи, рядом с Музеем Мирового океана, где развернута экспозиция, посвященная мужеству и героизму экипажа подводной лодки С-13 и ее командира Александра Маринеско, сообщает ИТАР-ТАСС.
"Калининград - это продолжение города другими средствами" (Карл Шлёгель)
Аватара пользователя
preussen
Краевед
 
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 15-11-2005 12:28:59
Откуда: Koenigsberg
Благодарил (а): 122 раз.
Поблагодарили: 393 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение gsm_689 » 30-01-2010 22:45:34

ИМХО, напоминает гибель "Лузитании". Как-то так.
Ну а это ваще ни в какие ворота не лезет.
preussen писал(а):С их помощью гитлеровская Германия планировала установить морскую блокаду Великобритании.

И это в 1945г.
Не делайте мне смешно ©

Интересные факты: среди спасенных с "Густлова" был и небезызвестный Гейнц Шон
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
 
Сообщения: 4358
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 1691 раз.
Поблагодарили: 2541 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение glik12 » 31-01-2010 10:01:11

ВСЕГО БЫЛО СПАСЕНО 1 239 ЧЕЛОВЕК. Торпедный катер Т-36 спас 564 человека, катер LЖwe спас 472, тральщик M387 - 98 человек, тральщик М375 спас 43, тральщик M341 - 37, трампер Gotland спас 2, сторожевик V-1703 спас годовалого ребенка.

Морские легенды говорят нам, что настоящие капитаны имеют дурную привычку тонуть вместе со своими судами, но в нашем случае все четыре сварливых капитана-спорщика остались в живых. Причем как вы уже знаете из воспоминаний спасенных, некоторые из них даже не замочили свою форму.

ИЗ 10 582 НАХОДИВШИХСЯ НА БОРТУ "ГУСТЛОФФА" - ПОГИБЛО 9 343 ЧЕЛОВЕКА.
Как там писал товарищ Непомнящий: "Большая группа фашистов, подготовленных к войне, была уничтожена!"?

Чтобы прочувствовать очевидность данного тезиса приведем небольшую статистику по типам спасенных.
Из общего количества людей находившихся на лайнере в ту ночь, примерно 20 процентов составляли взрослые мужчины. Среди спасенных их число немного превышало 40 процентов (Это я к тому, что на шлюпки попадали только женщины с детьми -- Авт.).
Почти все спасенные были моложе 40 лет. Старики, пожилые люди и маленькие дети были предоставлены сами себе, то есть смерти.

Всего погибло:
- из 918 матросов и офицеров 2-ой учебной дивизии подводных сил - 406 человек (44%),
- из 173 членов экипажа - 90 (52%),
- из 162 тяжелораненых - 162 (100%)
- из 373 женщин-военнослужащих -250 (67%),
- из 8956 беженцев - 8435 (94%). В последнюю цифру вошло почти 5000 детей в возрасте до 16 лет.

Хотя многие из подобранных пассажиров и умерли из-за переохлаждения, среди спасшихся было несколько беременных женщин. Той же ночью даже родилось три ребенка (два мальчика и девочка), которых приняли военные медики и матросы, превратившиеся в импровизированных акушерок. Это эпизод послужил лауреату Нобелевской премии Гюнтеру Грассу (Guenter Grass) в качестве основы для сюжета его последней книги Im Krebsgang (Поступь краба).
"После взрыва третьей торпеды воздух сильным порывом заполнил проходы. Погас свет. Первая торпеда разорвалась в носовой части, вторая в опорожненном бассейне, где размещались девушки из вспомогательного корпуса Военно-морских сил - почти все они погибли, третья в машинном отделении. ...В огромной панике и давке, в кромешной тьме массы людей пытались выбраться по коридорам на верхнею палубу... Не было чиновников, командиров, женщин, мужчин и детей - была только безликая в своем страхе и жажде жизни толпа, давящая всех и все... Из перемешанных тел, еще живых и уже мертвых, затоптанных в давке пытающимися выбраться наверх, образовался почти метровый толщины ковер... В ход были пущены не только кулаки и тяжесть собственного тела, но даже пистолеты... Самой трагичной была судьба тяжело раненых солдат, не способных передвигаться своими силами. У них просто не было шансов. Сотням людей все же удалось выбраться на верхнюю палубу, но там было ветрено и холодно. Но люди, в борьбе за очередь на спасательные шлюпки, не замечали этого..."
"Я видела, как "Вильгельм Gustloff" лег на борт, и стал носом уходить под воду. Надстройки "Густлоффа" казалось, шевелятся от облепившей их черной людской массы. Одни как горох сыпались в воду, другие старались перебраться на блестящий от воды правый борт. Все эти тысячи людей кричали, молили о помощи и плакали одновременно. Я сразу же стала грести прочь от огромного лайнера. В воде тоже было очень много кричащих людей. Было очень много мертвых детских тел в спасательных жилетах"...
Замятин Сергей Семенович "Фарватер смерти".

http://zhurnal.lib.ru/z/zamjatin_s_s/farwater.shtml
Аватара пользователя
glik12
Интересующийся
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 03-12-2006 03:07:50
Откуда: Cranz - Жуковский
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 20 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение chen du hvan » 01-02-2010 00:46:00

ВСЕГО БЫЛО СПАСЕНО 1 239 ЧЕЛОВЕК. Торпедный катер Т-36 спас 564 человека, катер LЖwe спас 472, тральщик M387 - 98 человек, тральщик М375 спас 43, тральщик M341 - 37, трампер Gotland спас 2, сторожевик V-1703 спас годовалого ребенка.

служил на флоте , первый год- на самотопе длинной 25 метров. Торпедный катер - машина специфичная... как туда запихать 564 или 472 человека? это 564*80 кг - 451 20 кг!!! 45 тонн .... при водоизмещении 115( это ни разу не грузоподъемность)
википедия
Немецкий торпедный катер типа S-100Германия. торпедные катера назывались нем. Schnellboot или нем. S-Boot. (Союзники их обозначали e-boat.) Тип S-26 имел следующие характеристики: водоизмещение 115 т, длина 34,95 м, скорость до 40 уз, вооружение два 533-мм торпедных аппарата (с двумя запасными торпедами) и два 20-мм зенитных автомата.[19]
chen du hvan
Интересующийся
 
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 14-02-2009 20:18:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение Михаил 22 » 01-02-2010 07:57:24

Если жить охота то влезли все, может он сделал несколько рейсов.
Михаил 22
Интересующийся
 
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 01-05-2009 11:30:34
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 43 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение glik12 » 01-02-2010 15:25:22

Спасенных с Т-36 перегружали на борт датского плавучего госпиталя Prinz Olaf, который стоял там на якоре.

Ну и "торпедный катер" Т-36 это совсем не "шнельбот". Его водоизмещение 1780 т. Входил в конвой "Адмирал Хиппера" Новый (1939 г проект), красивый корабль!

Изображение

Был потоплен 4 мая 1945 г. Ил-2 7-го гвардейского шап КБФ на выходе из Свинемюнде.
Аватара пользователя
glik12
Интересующийся
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 03-12-2006 03:07:50
Откуда: Cranz - Жуковский
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 20 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение chen du hvan » 02-02-2010 19:20:47

Это - стопудово не ТК.
в своем предыдущем посте его так здорово "уменьшили" - ВСЕГО БЫЛО СПАСЕНО 1 239 ЧЕЛОВЕК. Торпедный катер Т-36 спас 564 человека,...........потому и резануло глаза.
chen du hvan
Интересующийся
 
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 14-02-2009 20:18:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение glik12 » 02-02-2010 19:52:37

Конечно этот корабль в СССР назвали бы миноносцем.Тут, как часто бывает, "трудности перевода" проявились, по немецки миноносец - "Torpedoboot " (отсюда литера "Т").
Аватара пользователя
glik12
Интересующийся
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 03-12-2006 03:07:50
Откуда: Cranz - Жуковский
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 20 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение Privatier » 03-02-2010 14:08:11

Юридическая оценка потопления дана давно, и даже приведена в статье о лайнере:
В некоторых немецких публикациях в годы холодной войны, потопление «Густлоффа» называется преступлением против мирного населения, таким же, как бомбардировка Дрездена союзниками. Однако исследователь катастрофы Гейнц Шён[8] заключает, что лайнер представлял собой военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как: суда, предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками — красным крестом, не могли носить камуфляжную окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. На их борту не могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства.[9]

«Вильгельм Густлофф» был боевым кораблём, на который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь, с того момента как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота. Таким образом, «Густлофф» являлся законной военной целью советских подводников, ввиду следующих фактов:

«Вильгельм Густлофф» не являлся безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника;
«Вильгельм Густлофф» являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии;
«Вильгельм Густлофф» шёл в сопровождении боевого корабля флота Германии (миноносец «Лев»);
Советские транспорты с беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для германских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году в Чёрном море, вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, «Армения», как и «Вильгельм Густлофф», нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью).[4]
Взято отсюда (камни не бросать!):http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC_%D0%93%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%BE%D1%84%D1%84_(%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE)
Волк - это ушедшая в партизаны собака...

Up your eyes, and look at north...
Аватара пользователя
Privatier
Military Police
 
Сообщения: 550
Зарегистрирован: 02-04-2009 07:47:05
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 40 раз.
Поблагодарили: 112 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение Frey Fox » 04-02-2010 07:16:25

Все это давно уже известно, хотя до сих пор имеются мнения, что это "преступлени"е и тд. Но как
правило все подобные рассуждения большей частью не столько "историчны", сколько "политичны".
Искренне жаль всех этих людей, которые погибли на судне, но тут же идет мысль о том, на что
расчитывалоь вышестоящее командование, отправляя в опаснейшее плавание раненых и беженцев,
в том числе огромное количество детей на судне, которое совершенно не соответсвовало "санитарным"
и "мирным" стандартам, а прямо и грубо их нарушало. Только и остается опустить очи долу и сказать -
война... :(
月月火水木金金
Аватара пользователя
Frey Fox
Исследователь
 
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 21-11-2006 08:17:43
Откуда: Камчатка
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 131 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение uran238 » 04-02-2010 10:49:10

Не сочтите за парною.... Но как то напрашивается мысль о еще одной провокации со следующей логикой - получится вывезти людей - хорошо. Нет - ну тогда русские снова варвары и бездушные сволочи.....ещзе раз - просто навеяло предыдущим постом.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 2016 раз.
Поблагодарили: 760 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение logo » 04-02-2010 14:01:26

согласен - выбор был не велик, и Шон об этом неоднократно говорил..
кроме того, о каком выборе можно говорить во время такого противостояния?
кто мог позволить себе выбирать? золотые фазаны? :roll:
все погибшие - жертвы времени и страшных военных событий...
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5573
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН
Благодарил (а): 837 раз.
Поблагодарили: 1051 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение МёбиуС » 31-01-2011 12:50:40

фото в тему
Вложения
ПЛ С13.JPG
пыщ-пыщ трололо, я тут быдло и фуйло!
Аватара пользователя
МёбиуС
Дитя Роминты
 
Сообщения: 6224
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Откуда: Gumbinnen, Ostpreussen
Благодарил (а): 3498 раз.
Поблагодарили: 2056 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение Кальтер » 01-02-2011 13:11:38

Странно, почему цифры потерь на Густлове разнятся? Где фигурирует ~9000, а где ~5300?
Но не суть. Тогда народ из Пруссии вывозили на чём только можно. Наши же подлодки "паслись" в районе Данцигской бухты. Тогда, в период с января по апрель было потоплено 3 крупных транспорта, с суммарными потерями людских ресурсов, более 15000 человек. К сожалению, не помню названия судна,которое было потоплено третьим, но первые два - "Вильгельм Густлов" и "Гойя".
Про Густлова все знают, а про Гойя не многие. 16 апреля 45го его встретила наша подлодка Л-3 под управлением кап.3 ранга Коноваловым. Две торпеды и "Гойя" в течение 7 минут затонул, унеся в пучину более 6000 жизней. По некоторым данным спасли 150-180 человек.
Кстати сказать, рубка подводной лодки, потопившей транспорт "Гойя", сейчас находится в музее Вооружённых сил. Коновалов получил золотую звезду Героя. Помню, лет 10 назад на место гибели "Гойя" погружались два водолаза. Не выжили. Их тоже включили в список жертв этого транспорта.
Сухо, но http://hurley.narod.ru/BOATS/l3.htm
http://www.rehes.org/person/konovalov.html
Ich bin, die gibt es nicht, aber mich! (Полтергейст)
Аватара пользователя
Кальтер
Интересующийся
 
Сообщения: 238
Зарегистрирован: 24-12-2007 19:07:14
Откуда: Московская область
Благодарил (а): 81 раз.
Поблагодарили: 32 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение gsm_689 » 01-02-2011 13:31:31

Кальтер писал(а):К сожалению, не помню названия судна,которое было потоплено третьим, но первые два - "Вильгельм Густлов" и "Гойя".

"Генерал Штойбен"
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB_%D0%A8%D1%82%D0%BE%D0%B9%D0%B1%D0%B5%D0%BD_(%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE)
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
 
Сообщения: 4358
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 1691 раз.
Поблагодарили: 2541 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение uran238 » 01-02-2011 13:44:18

Кальтер писал(а):Помню, лет 10 назад на место гибели "Гойя" погружались два водолаза. Не выжили. Их тоже включили в список жертв этого транспорта.


А причина гибели водолазов?
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 2016 раз.
Поблагодарили: 760 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение Zorro30 » 01-02-2011 14:41:36

Вложения
gustloffgotenhafenoz9.jpg
-Миссис Хадсон, подайте виски!
-Бог подаст, мистер Холмс!
-Бога нет,миссис Хадсон!
-нет Бога- нет виски!
Аватара пользователя
Zorro30
гуру фотожеппы 85lvl
 
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 21-07-2008 21:20:03
Благодарил (а): 199 раз.
Поблагодарили: 72 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение Zorro30 » 01-02-2011 15:02:35

-Миссис Хадсон, подайте виски!
-Бог подаст, мистер Холмс!
-Бога нет,миссис Хадсон!
-нет Бога- нет виски!
Аватара пользователя
Zorro30
гуру фотожеппы 85lvl
 
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 21-07-2008 21:20:03
Благодарил (а): 199 раз.
Поблагодарили: 72 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение Кальтер » 01-02-2011 15:03:51

uran238 писал(а):А причина гибели водолазов?

Причина не сообщалась, но погружаться на "Гойя" официально запретили.
Тут подробнее: http://www.odinsdiveshop.de/Goya.htm
Изображение
Ich bin, die gibt es nicht, aber mich! (Полтергейст)
Аватара пользователя
Кальтер
Интересующийся
 
Сообщения: 238
Зарегистрирован: 24-12-2007 19:07:14
Откуда: Московская область
Благодарил (а): 81 раз.
Поблагодарили: 32 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение Zorro30 » 02-02-2011 08:56:33

Изображение
12 сентября 1941 года передовые части 11 Германской армии подошли к Перекопу, северной границе Крыма. С того момента бежать с полуострова стало возможным только по морю. Все сухопутные трассы быстро были взяты под контроль немецкими войсками. Около миллиона человек мирного населения оказались в ловушке. Немецким подготовленным войскам противостояли разрозненные войска Красной Армии, которые не давали большого шанса на победу.

К началу ноября 1941 года бегство жителями Крымского полуострова приняло массовый характер. С приближением фашистских войск в городах началась паника. За посадку на любой транспорт шла настоящая борьба. Эвакуация мирного населения производилась по единственной схеме из Севастополя и Ялты в Туапсе на Кавказе.

Пассажирский теплоход «Армения» пришвартовавшийся в начале ноября 1941 года в порту Севастополя как нельзя лучше подходил для этой цели.

Грузопассажирский теплоход «Армения» был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в ноябре 1928 года и относился к типу пассажирских судов «Абхазия». Всего было построено четыре однотипных корабля: «Абхазия», «Грузия», «Крым» и «Армения» для Черноморского морского пароходства. Теплоход «Армения» успешно совершал рейсы на Кавказ, перевозя более 10000 человек в год.

пассажирский теплоход «Армения» фото


8 августа 1941 года двухпалубное грузопассажирское судно на период военных действий было переоборудовано в медицинское судно. Пассажирские каюты стали медицинскими палатами, а на бортах появились специальные символы - Красный крест.

Утром 6 ноября 1941 года началась посадка на теплоход «Армения». Сначала судно не было пришвартовано к пирсу, во избежание давки и возможного штурма, пассажиров доставляли на борт в лодках. Внезапно поступил приказ из штаба Севастопольского оборонительного района об эвакуации из города всего медицинского персонала Черноморского флота. В результате лучшие врачи Крыма оказались на одном судне. Чтобы выполнить приказ капитану Владимиру Яковлевичу Плаушевскому пришлось теплоход «Армения» пришвартовать к причалу Корабельной бухте и сюда сразу хлынули огромные толпы ищущих спасение жители города. Каждый хотел попасть на судно. В панике пассажиры стали пробираться в технические помещения на самые нижние палубы. Теплоход с эвакуировавшимися людьми был заполнен сверх нормы. Люди стояли плотно прижавших друг к другу, но это был единственный шанс на спасение.

Переполненный напуганными людьми в 17:00 6 ноября 1941 года теплоход «Армения» отшвартовался от причальной стенки и вскоре скрылся за горизонтом и исчез не только из вида провожавших, а и советской истории.

У провожавших севастопольцев появилось чувство отчаяния за то, что они не использовали свой шанс. Но это стало бы реальностью, если бы судно взяло курс на установленный кавказский маршрут.
Из Севастополя теплоход «Армения» увозил медицинский персонал Черноморского флота, сотни тяжелораненых бойцов и тысячи мирных жителей. Война на море еще не началась, поэтому дорога была каждая минута. Кавказ был свободен и ничто не мешало спасти людей. Но капитан Плаушевский получил приказ от главного командования Черноморского флота зайти в Ялту и забрать еще нескольких пассажиров.

В 02:00 7 ноября теплоход «Армения» прибыл в порт Ялта. Во время этого перехода медицинское судно задержалось на 3 часа, прождав на рейде Балаклавы транспорт с неким грузом для доставки на борт. Погрузив несколько плотно запечатанных черных ящиков судно «Армения» снялось с якоря и продолжило свой рейс. Сопровождающие агенты НКВД остались на борту с целью обеспечения охраны груза.

В Ялте на переполненный теплоход «Армения» погрузилось еще сотни испуганных людей. Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе, потеряв бесценное время. Тем временем командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский отдал приказ не выходить из порта до темноты, т. е. 19:00, но капитан Плаушевский нарушил его. Всего в 10 км от Ялты в Гурзуфе уже бесчинствовали гитлеровские войска. Капитан принял самое главное в своей жизни решение, и он отдал приказ, чтобы спасти вверенных ему врачей, но было уже поздно.

Отойдя на расстояние около 25 миль от полуострова Крым теплоход «Армения» был атакован двумя торпедами немецкого бомбардировщика типа He-111H, который проигнорировал опознавательные знаки. В 11:29 судно с 7000 медицинского персонала и мирными жителями затонуло в Черном море на глубине 472 метра. В ужасной трагедии только 8 пассажирам на шлюпке удалось спастись.

Эта огромная цифра погибших на одном корабле кажется невероятной, но еще удивительнее тот факт, что в наше время никто не знает об одной из самых чудовищных морских катастроф в истории второй мировой войны. Ведь на борту теплохода «Армения» людей погибло больше чем на легендарных лайнерах «Титаник» и «Лузитания».

Информация об этой трагедии держалась в строжайшем секрете. Недавно украинским историкам удалось обнаружить эти подробности. Причиной гибели теплохода стали две незапланированные остановки, приведшие к потере времени. Командование Черноморского флота отдало приказ, который допустил целый ряд ошибок, а ведь врачи погибшего корабля могли спасти тысячи жизней солдат и офицеров, воевавших против нацистской Германии.

И только один человек Владимир Яковлевич Плаушевский взял на себя ответственность за недопустимые ошибки своего руководства. Нарушив приказ, он предпринял последнюю возможность спасти людей, предотвратить которую было уже невозможно.

9 мая 2010 года несколько ветеранов Великой отечественной войны возложат венки в районе, где предположительно произошло трагедия.

Технические данные пассажирского теплохода «Армения»:
Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узла;
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек;


Вот как-то так. Взял тут http://korabley.net/news/poslednij_pokh ... -04-12-535
-Миссис Хадсон, подайте виски!
-Бог подаст, мистер Холмс!
-Бога нет,миссис Хадсон!
-нет Бога- нет виски!
Аватара пользователя
Zorro30
гуру фотожеппы 85lvl
 
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 21-07-2008 21:20:03
Благодарил (а): 199 раз.
Поблагодарили: 72 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение Кальтер » 02-02-2011 10:03:20

Zorro30 писал(а):И только один человек Владимир Яковлевич Плаушевский взял на себя ответственность за недопустимые ошибки своего руководства. Нарушив приказ, он предпринял последнюю возможность спасти людей, предотвратить которую было уже невозможно.

Не совсем понятно, почему такие выводы???
Из материала видно, что человек ослушался приказа, вывел судно белым днём в "чисто поле", где все и погибли. Или кто-то решил осветлить капитана?
Кадр к теме:
Вложения
gross tod.JPG
Ich bin, die gibt es nicht, aber mich! (Полтергейст)
Аватара пользователя
Кальтер
Интересующийся
 
Сообщения: 238
Зарегистрирован: 24-12-2007 19:07:14
Откуда: Московская область
Благодарил (а): 81 раз.
Поблагодарили: 32 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение uran238 » 24-02-2011 01:49:06

«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 2016 раз.
Поблагодарили: 760 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение j@hn » 26-02-2011 20:32:29

А которым образом Армения нарушала санитарные и мирные стандарты? Из приведённого текста это не следует...
Аватара пользователя
j@hn
Читатель
 
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 22-08-2009 11:39:44
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 3 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение kubrat76187 » 09-03-2011 12:27:27

Извините вмешаюсь со своими пятью копейками...
По поводу "Армении" - на судне были установлены зенитные установки, судно шло в охранении катеров-морских охотников. Знаки Красного Креста были нанесены не по правилам. Так что нарушения Конвенции налицо.
Тайны и загадки "Армении":
1. Загадочные НКВДШники с ящиками принятые на борт в Ялте. Сейчас легенда утверждает, что в ящиках было золото.
2. В Люфтваффе не найдено пока заявок на потопление "Армении" ни от одного пилота. Нет официального отчёта Люфтваффе.
3. Архивные координаты точки гибели судна 44°15,5'N 34°17'E, глубина около 1200 метров (по другим данным - 44°17'N 34°10'E, глубина на месте гибели 250 метров). В 2005 году правительством Украины была проведена экспедиция совместно с амерами по поиску транспорта "Армения". По данным координатам судно не обнаружено.
4. Время гибели судна. Очень загадочно - 4 минуты! И это после попадания одной торпеды в носовую часть? Тут может быть такое объяснение - судно грузопассажирского типа и трюмы находились именно в носовой части. Возможно в трюмах было нечто взрывающееся и оно сдетонировало. Переборки не выдержали, судно на полном ходу просто нырнуло в глубину.
5. Малое количество спасенных, всего 8 человек официально. Да, конечно, ноябрь на Черном море и температура воды +1-+6. В такой воде больше 15 минут не выжить. Но в охранении крутились МО, и даже при их малых размерах каждый мог принять на палубу до сотни человек. Почему не приняли?
6. ОБД сообщает о капитане Плаушевском такие данные...
Время выбытия - Погиб с XI - XII м/ц 41г.
Где похоронен - Море р-н Ялты ( Пр.ку №013 42г.)
Номер донесения .. сначала был один номер, потом исправлен на другой.


Из справочника по потерям торгфлота..
«АРМЕНИЯ»
груз.-пасс. т/х, 4727 брт, ЧГМП (ЧФ). Капитан — В. Я. Плаушевский (погиб).
Дата и место гибели -- 07.11.41, к югу от Ялты, 44°17' с.ш., 34° 10' в.д.
Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами; потоплен вражеской авиацией. Число погибших не известно. Спаслось 8 чел.
ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 45; д. 32780, л. 8; Музей МФ. (В фондах Музея Морского Флота посмотреть не удалось, так как после пожара все документы куда то передали)

Кроме "Армении" на Черном море были потоплены:

ПОДВОДНЫЕ БРАТСКИЕ МОГИЛЫ НА ДНЕ ЧЕРНОГО МОРЯ
Теплоход «Армения» 7 тыс. человек
Теплоход «Ленин» 4 тыс. человек
Эсминец «Дзержинский» 300 человек
Эсминец «Харьков» 400 человек
Эсминец «Безупречный» 300 человек
Немецкий транспорт «Тейя» 4,5 тыс. человек
kubrat76187
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 09-03-2011 09:22:36
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение gsm_689 » 12-05-2011 21:53:20

Интервью с Гейнцом Шёном
http://warhistory.livejournal.com/2083689.html
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
 
Сообщения: 4358
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 1691 раз.
Поблагодарили: 2541 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение wurzel » 22-07-2011 23:02:00

Несколько изображений ВГ.
59194.jpg
s19911.jpg
s33328.jpg
s95030.jpg
s87289.jpg
Аватара пользователя
wurzel
Краевед
 
Сообщения: 1081
Зарегистрирован: 11-07-2010 23:49:45
Откуда: Ostpreussen
Благодарил (а): 588 раз.
Поблагодарили: 664 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение panart » 14-09-2011 19:04:12

Атака века
Виталий Люлин, родившийся в безводной степи Узбекистана, полжизни отдал военно-морскому флоту
a5b4ea5-01.jpg
a5b4ea5-01.jpg (18.25 КБ) Просмотров: 18619

40 дней назад ушел из жизни капитан первого ранга в отставке Виталий Александрович Люлин. До последнего часа этот человек, сохранявший в 71 год отменную военную выправку, не расстался с флотом и морем. В память о Виталии Александровиче «Бульвар Гордона» публикует отрывок из его биографического очерка, посвященного легендарному подводнику Александру Маринеско, работу над которым Люлин, увы, уже не завершит

Как писал в автобиографии сам Люлин, «появился он на свет в безводной степи Узбекистана, куда сослали его родителей. А заболел морем в период многочасовой отсидки в комнате-хранилище учебного оружия школы, созерцая репродукцию картины Айвазовского «Девятый вал» (военрук, слегка контуженный, использовал хранилище как гауптвахту для шалунов). По окончании Высшего военно-морского училища имени Фрунзе заявился на Северный флот. Четверть ХХ века скрывался от мировой общественности под водой и подо льдами Арктики. Штурманил. Старпомил. Командовал подводным атомоходом и атомоходами. Заработал права на управление атомоходами трех поколений.

На последнем этапе служения Отечеству угораздило оказаться первым заместителем начальника Киевского военно-морского политического училища. Вот уж где прозревал со скоростью младенца, появившегося на свет божий! Созрел и прозрел окончательно, когда корабль «СССР» под управлением ленинских «кормчих» с ускорением помчался на рифы.

Уйдя в отставку, Виталий Люлин не расстался с флотом и морем — продолжал писать о них книжки. Наши читатели наверняка помнят в «Бульваре Гордона» его материалы, посвященные гибели российского атомохода «Курск».

В последние годы Виталий Алексеевич неважно себя чувствовал, но продолжал писать и строить планы на будущее.


«ПОГИБЛИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ, В НЕПРИЛИЧНОМ БОЛЬШИНСТВЕ СПАСЛИСЬ МУЖЧИНЫ»

30 января 1945 года легендарный подводник Александр Маринеско потопил немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось около девяти тысяч человек. Выпущенные по его команде три торпеды со сделанными мелом надписями: «За советский народ!», «За Сталина!», «За Ленинград!» попали точно в цель. Для Германии по сей день это величайшая трагедия, а в мире «Густлов» остается одной из крупнейших морских катастроф, перед которой меркнет гибель «Титаника»...

Немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс, который написал роман-эссе «Траектория краба», посвященный этим событиям, считает, что на лайнере было около 10 тысяч человек. Спаслось меньше тысячи.

Шлюпок и спасательных плотов оказалось слишком мало, «солнечная» палуба, которая вела к ним, обледенела, как каток, и, когда она накренилась, люди посыпались в морскую воронку. 18 градусов мороза при ледяном ветре. Беженцы, сгрудившиеся на верхней палубе — на высоте десятиэтажного дома, замерзли насмерть и продолжали стоять, как ледяные столбы. «Стариков и детей, — пишет Гюнтер Грасс, — затаптывали насмерть на широких лестницах и узких трапах. Каждый думал только о себе». Офицер-преподаватель застрелил в каюте троих детей, жену и застрелился сам.

Те, кто выжил, с содроганием вспоминали, как «коллективный вопль» с тонущего судна и с моря — со шлюпок и плотов — накрыла сирена гибнущего «Густлова». Из воды вокруг торчали неподвижные детские ножки: «Все дети падали с корабля головками вниз. Так они и застряли в своих громоздких жилетах... Погибли преимущественно женщины и дети: в неприличном большинстве спаслись мужчины, в том числе все четыре капитана».

Вопреки стойким и красивым легендам, в 1945-м в Германии не было трехдневного траура, и Гитлер не объявлял Маринеско личным врагом. Немецкое радио не проронило ни слова о гибели любимого лайнера фюрера, ведь такое сообщение могло подорвать у нации стойкость духа. Как ни странно, молчала и советская пропаганда.

...А ведь у Маринеско было больше шансов отправиться под трибунал, нежели в этот поход, продлившийся 35 суток и покрывший его славой. Накануне он с товарищем был отпущен в город Турку (нейтральная Финляндия). В пустом гостиничном ресторане они со славянской широтой попросили накрыть стол на шестерых.

Как вспоминал сам Александр Иванович: «Мы в меру выпили, закусили, стали потихоньку петь украинские песни». Бравый подводник очаровал молодую красивую хозяйку гостиницы — шведку и у нее остался. Под утро постучала горничная, сообщила, что внизу ждет жених хозяйки с цветами. «Прогони», — сказал он. «Ты же на мне не женишься?». — «Не женюсь, — сказал Маринеско, — но все равно прогони». Вскоре в дверь снова постучали, теперь уже офицер с лодки: «Беда, на базе переполох, вас ищут. Уже финским властям заявили...». «Прогони», — сказала она. «Как так — не могу». — «Я ради тебя жениха прогнала. Какие ж вы победители? С бабой переспать боитесь». И командир сказал офицеру: «Ты меня не видел». Вернулся вечером.

Кто-то пустил слух, что его завербовала вражеская разведка. Маринеско два дня мытарили в особом отделе, и вряд ли НКВД разжал бы свои железные челюсти, но экипаж «С-13» идти в море с другим командиром наотрез отказался. Александр Евстафьевич Орел, комдив, впоследствии адмирал, командующий Балтийским флотом, решил: пусть этот бабник в море искупает вину. Его потом упрекали: «Как же вы такого архаровца отпустили?». Но он верил в Маринеско, знал, что тот из похода «пустой» не возвращался.

В МОРЕ ПОСТУПАЛ ВОПРЕКИ ВСЕМ ЗАКОНАМ ВЕДЕНИЯ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ

Вообще-то, изначально он Маринеску. Отец его — румын, был потомственным моряком, служил кочегаром корабля королевского флота. После того как он крепко отходил кочергой офицера-изувера, ему грозила смертная казнь. Ионе бежал из карцера, переплыл Дунай. Женился на полтавчанке, а букву «у» в конце фамилии поменял на «о».

Отвагой и удалью Александр Маринеско пошел в отца. В 13 лет начал ходить на судах учеником матроса. В школе юнг ему, как лучшему, сократили срок обучения и без экзаменов перевели в мореходное училище. Затем — высшие курсы командного состава. В 26 лет старший лейтенент Маринеско стал командиром подлодки «Малютка». А через год она установила рекорд скорости погружения, успешнее всех провела торпедные стрельбы и в 1940 году была признана лучшей не только на Балтике, но и во всем Рабоче-крестьянском Красном флоте.
Потопление мощнейшего немецкого лайнера «Вильгельм Густлов», где, по разным сведениям, находилось до 10 тысяч человек, в том числе гражданские, раненые и беженцы, по сей день остается крупнейшей морской катастрофой, перед которой меркнет гибель «Титаника»


В начале войны на маломощной «Малютке» Маринеско потопил транспорт водоизмещением семь тысяч тонн и был награжден орденом Ленина. А вскоре его перевели на «С-13». К тому времени из 13 подводных лодок-«эсок», воевавших на Балтике, уцелела только эта — единственная с «несчастливым» номером. Принял ее Маринеско в недееспособном состоянии, и не по вине экипажа.

Финский залив (Маркизова лужа) был закупорен немцами и финнами столь плотно, что всякий выход на боевые позиции подводники считали последним. Но в первом же походе с новым командиром «С-13» не просто обошла все минные поля, противолодочные сети, а потопила очередной транспорт. Грудь капитана украсил еще один орден — Красного Знамени.

Год 1944-й он завершил с такой характеристикой командира дивизиона подлодок капитана первого ранга Орла: «Смелый офицер. Подводное дело знает отлично. Кораблем командует и управляет хорошо. Офицеры и личный состав обучены хорошо. Решителен и инициативен. Дисциплинирован и требователен к подчиненным. Состояние дисциплины на корабле хорошее. Партийно-политической работой руководит. По характеру спокойный и хладнокровен в любой обстановке... Выводы: должности командира подводной лодки вполне соответствует...». Александру только 31 год.

Никакая учеба не может дать то, что достается от Бога. В море Маринеско поступал вопреки всем законам ведения подводной войны. Атаковал порой со стороны немецкого берега, с мелководья, а уходил от погони — к месту потопления. Лез в самые опасные места — потому что его там не ждали, ничего не боялся. Но если в море его корсарский нрав неизменно приводил к победе, то на берегу провоцировал бесконечные конфликты.

Командиры-подводники преклонялись и преклоняются перед ним, а вот береговых штабных работников, озабоченных исключительно политморсосом (политико-моральным состоянием), его прямота и самостоятельность раздражали. Они не жаловали Маринеско, да и он симпатий к ним не питал. Здесь нужны пояснения.

В бытность курсантом Высшего военно-морского училища я услышал откровение старшего преподавателя кафедры военно-морского искусства: «Други мои! Об искусстве военно-морских флотов и их флотоводцев можно вести речь лишь до ХХ века. Дальше нужно говорить только о таланте, мастерстве или бездарности командиров кораблей. Флотоводцы переместились с мостиков кораблей в уютные кабинеты с паркетом и коврами. Им уже не до свиста ветра в стеньгах. Своего хватает — в голове. Ну а о наших адмиралах ХХ века, российско-советских, могу сказать только одно — топить свои корабли они способны, в противостоянии врагу — бездарны».

Мы были ошеломлены. Но как же он был прав. Видимо, потому, что был разведчиком высокого уровня. Сейчас, когда распахиваются архивы и раскрывается правда о советских полководцах и флотоводцах времен Великой Отечественной и после, оторопь берет. Чем занималось командование Балтийского флота и Наркомата обороны в первые месяцы войны? Только не организацией отпора врагу. Если коротко: топтало и расстреливало своих, чтобы чужие боялись, опираясь на «опыт» гражданской войны.

Война застала «М-96», которой тогда командовал Маринеско, несущей дозор в устье Финского залива. Из дозора она была отозвана и направлена в Палдиски, затем в Таллинн, потом в Лужскую губу, затем в Триги (о. Сааремаа).

Разве искусство флотоводца Балтики в том, чтобы гонять боевые корабли и подлодки с одной базы на другую, по минным полям и под непрерывными бомбежками с воздуха? Разве доблесть в том, чтобы корабли всех предназначений сконцентрировать в Таллинне, для «организованного» перехода в Кронштадт? Для кого и для чего организованного? Может, для немецкой авиации, расстреливающей этот гигантский, но беззащитный караван, как в тире? Вчерашние выпускники училищ люфтваффе получали свои первые «Железные кресты» за расстрел этого каравана. Балтийский флот был практически полностью уничтожен без участия флота Германии, во время Таллинн-Кронштадтского перехода.

БЫЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛИ, КОТОРЫЕ УТВЕРЖДАЛИ: МАРИНЕСКО — НЕ ГЕРОЙ, А ВАРВАР

Маринеско в октябре 1941 года исключен из кандидатов в члены ВКП(б) «за систематическую пьянку, за развал дисциплины, за отсутствие воспитательной работы среди личного состава, за неискренние признания своих ошибок». В Вооруженных силах, где в пайке предусмотрены «наркомовские» 100 граммов, привлечь за пьянку можно любого. А если он еще и вякнет о головотяпстве своего командира, комиссара, то и расстрелять недолго.

Даже если согласиться с тем, что за всю службу на флоте с 1933-го до 1945 года Александр дважды сорвался по пьянке, разве он не искупил свой проступок атакой века? Кстати, и атаки века никогда бы не было, если бы Маринеско вопреки приказу не сменил в море курс.

20 дней «эска» курсировала впустую в заданном районе, прежде чем Маринеско покинул его, чтобы, как волк-одиночка, выйти на охоту. Выследив девятипалубный «Вильгельм Густлов», он на базу не спешил и через 10 дней потопил еще и мощный крейсер, на борту которого было более трех тысяч солдат и офицеров.

...Что греха таить, были исследователи, которые утверждали: Маринеско — не герой, а варвар, потопивший мирное, неохраняемое судно. Однако они в упор не замечали, что некогда белоснежный туристический лайнер «Вильгельм Густлов» в годы войны стал плавучей учебной базой немецких подводников. На его борту, по данным Гюнтера Грасса, 30 января находилось более тысячи моряков-подводников (по другим данным — 3700), женский батальон ВМФ, войсковое соединение 88-го зенитного полка, хорватские добровольцы. Да, остальные были беженцы, правдами и неправдами просочившиеся на борт. Но это был вооруженный корабль, подчиненный ВМФ, который шел без опознавательных знаков, с сопровождением. Как признал потом весь мир, «это была законная цель для атаки».

ИМ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ГЕРОЙ БЫЛ РЕВНОСТНЫМ СЛУЖАКОЙ

Немцев, потерявших в результате атаки века своих родных и близких, можно понять, а вот почему в Союзе долгие десятилетия имя Маринеско называли полушепотом, словно речь шла о преступлении?
Корсарский нрав Александра Маринеско неизменно приводил к победам на море, но на берегу провоцировал бесконечные конфликты


Надо ли объяснять, что значило потопление лайнера-плавбазы подводников Германии «Вильгельм Густлов» для союзников по антигитлеровской коалиции? Вместе с этим кораблем были уничтожены десятки экипажей подводников, так и не добравшиеся до своих субмарин, а значит, спасены сотни транспортов и боевых кораблей союзников. Непредвзятые исследователи высочайшим образом оценивают неординарные, искусные действия командира «С-13».

Гросс-адмирал Денниц, главнокомандующий Военно-морскими силами Германии, правая рука Гитлера и возможный его преемник, дал закодированный сигнал для вермахта и флота — «Ганнибал». Немцы, точнее, фашисты очень любили символику и сигналы с подтекстом. Скажем, операция «Морской лев» означала перегрызть горло Англии, «Барбаросса» — уничтожить СССР. Сигнал «Ганнибал» означал бросить все, в том числе женщин, детей и немощных стариков, вывезти в фатерлянд самое ценное и боеспособных вояк. Не допустить их уничтожения, захвата и пленения войсками Красной Армии. Хватит? Если нет, то займитесь изучением морального аспекта в действиях фашистских летчиков, бомбивших эшелоны с беженцами и госпитали с красными крестами на вагонах и без них.

Кстати, атакой века подвиг экипажа «эски» окрестили отнюдь не советские, а английские историки. Западные исследователи — английские, западногерманские, шведские — десятилетиями изучали боевую биографию подводной лодки «С-13», экипаж которой по тоннажу потопил за войну восьмую часть того, что все остальные подводники Балтики.

Комдив Орел представил Маринеско к званию Героя и «Золотой Звезде», но командование ВМФ его не поддержало: «Награждение Маринеско «Золотой Звездой» разлагающе подействует на матросов». Им хотелось, чтобы Герой был непременно ревностным служакой. А ведь такой никогда бы не совершил ничего подобного атаке века.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года «С-13» и ее командир были награждены орденом Красного Знамени. Всем членам экипажа подводной лодки вручены награды, учитывающие статус награды командира, то есть по нисходящей в соответствии с должностью.

Если учесть, что ордена Красного Знамени на завершающем этапе войны хранились в сейфах всех комдивов и награждали ими они сами, хоть и от имени Верховного Совета, то вы поймете состояние Маринеско. «Суки! Меня можете драть и в хвост и в гриву, но за что обидели мой экипаж?! Срочное погружение!» — скомандовал он на лодке.

«С-13» легла на грунт в гавани, и командир угощал весь экипаж шилом (корабельным спиртом) до взаимного и полного удовлетворения. Благодаря экипаж, он не сомневался — пощады ему не будет. Прощался с боевыми побратимами. Командование периодическими взрывами серий из трех гранат (сигнал на всплытие), стуками водолазов по корпусу пыталось заставить подлодку всплыть. Но получало неизменный ответ стуком: «Пошли вы... Отдохнем, тогда и всплывем».

Всплыли через трое суток, когда возникла необходимость подзарядить АБ и провентилировать подлодку.

ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ПРОЖИЛ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ВЕДУТСЯ СПОРЫ О НЕМ

Здесь заканчивается победное восхождение Александра Маринеско к славе. Шел август 1945-го. Война была уже позади. И Маринеско просто уволили с флота, понизив в звании сразу на две ступени — до старшего лейтенанта. Последовали 18 лет унижений, включая три года ссылки в Хабаровский край по доносу директора Института переливания крови, куда Маринеско устроился завхозом. Так продолжалось до 1963 года, когда Александр Иванович умер от рака горла и пищевода.

Но и после смерти его не оставили в покое. В 1967 году газета «Страж Балтики» опубликовала статью, в которой написала: «Густлов» топил старпом Ефременков, а не Маринеско. Намекали, что командир, дескать, был не в рабочем состоянии...

Не случись сквознячка некоторой свободы слова во время хрущевской «оттепели», не будь усилий писателя Сергея Смирнова, о Маринеско знал бы только Запад. Но когда о нем поползли сведения по широкой родной стране, народ слегка встрепенулся и стал задавать вопрос: «Как же так?». В ответ инспектора Политуправления ВМФ со рвением, достойным лучшего применения, ринулись вновь шельмовать Александра Ивановича, упирая на бытовуху.

Тон в этом поношении задавал Главком ВМФ адмирал Горшков. Когда судостроители обратились к нему с просьбой присвоить одному из кораблей имя Александра Маринеско, адмирал поставил резолюцию на коллективном письме — «Недостоин».

Зато сам Сергей Георгиевич Горшков охотно принял на грудь две «Золотые Звезды», которыми его одарили спустя много лет после войны. Не за флотские победы — за то, что именно с его участием раздувалась эпопея Малой земли с полковником Брежневым.

Тот же Горшков отказался поддержать ходатайство о персональной пенсии матери Маринеско. Татьяна Михайловна пережила сына на 12 лет. Жила в Одессе в коммунальной квартире, на девятом десятке за дровами и водой ходила во двор и пенсию получала — 21 рубль.

Только в 1990 году первый (и последний) президент СССР Горбачев присвоил Александру Ивановичу Маринеско звание Героя Советского Союза.

...Всего 50 лет прожил этот неординарный человек — меньше, чем ведутся споры о нем, противоречив был и неоднозначен, как время, в которое жил.
2bafaf6-03.jpg
Александр Маринеско
2bafaf6-03.jpg (13.53 КБ) Просмотров: 18619

Газета «Бульвар Гордона» № 30 (325)
http://www.bulvar.com.ua/arch/2011/30/4e3011dc191aa/
Аватара пользователя
panart
Архивариус
 
Сообщения: 2897
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1414 раз.
Поблагодарили: 1956 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение chen du hvan » 04-11-2011 08:51:18

Билет на Густлов. Точнее, его часть - полный достать так и не смог.
Вложения
P1070199.JPG
chen du hvan
Интересующийся
 
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 14-02-2009 20:18:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: В память о "Вильгельме Густлоффе"

Сообщение wurzel » 28-11-2011 00:38:33

еще несколько фото ВГ с Б.Архива
Bundesarchiv_Bild_183-L05763,_Lazarettschiff_-Wilhelm_Gustloff-.jpg
Вложения
Bundesarchiv_Bild_183-L12207,_Lazarettschiff_-Wilhelm_Gustloff-.jpg
Bundesarchiv_Bild_183-L12211,_Lazarettschiff_-Wilhelm_Gustloff-.jpg
Bundesarchiv_Bild_183-L12214,_Lazarettschiff_-Wilhelm_Gustloff-.jpg
Bundesarchiv_Bild_183-L12212,_Lazarettschiff_-Wilhelm_Gustloff-.jpg
Bundesarchiv_Bild_183-L05762,_Lazarettschiff_-Wilhelm_Gustloff-.jpg
Аватара пользователя
wurzel
Краевед
 
Сообщения: 1081
Зарегистрирован: 11-07-2010 23:49:45
Откуда: Ostpreussen
Благодарил (а): 588 раз.
Поблагодарили: 664 раз.

След.

Вернуться в Следы Второй Мировой войны

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 3



При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

ООО "Портал" - создание и продвижение сайтов.