Штурм Восточной Пруссии не был освободительной миссией советской армии.
Это был апокалипсис, победный итог трудного времени - великое чувство ненависти и справедливой мести одновременно.
Расплата за несколько лет конфликта мировой войны - битва культур без законов и правил.
Кровавая месть и военная доблесть, жуткие убийства и беспримерные подвиги, триумф победителей и горечь побеждённых – эти законы правили на территории сегодняшней Калининградской области в военном 1945 году.
Попытку непредвзятого расследования некоторых событий этого времени предпринял автор статьи.
Комментарии практически отсутствуют, автор опирался на открытые официальные и опубликованные источники, для соблюдения максимальной открытости и достоверности…
В статье на основании официальных источников, других документальных материалах, делается попытка кратко рассказать о штурме города Пиллау (Балтийск) и капитуляции немецких войск на Балтийской косе (Фрише Нерунг).
Использованы редкие фотографии военных архивных фондов.
На территории современной России это единственное место, где немецкие войска вели бои до последних дней капитуляции - 9 мая 1945 года.Официальная версия:«Очерки истории Восточной Пруссии». «Янтарный сказ»2004:
«13 апреля советские войска начали наступление в направлении на Фишхаузен (Приморск).
Оборона была прорвана в первый же день.
Но не все задачи наступавших были выполнены.
Немцам удалось вывести из-под угрозы окружения войска в северной части Замланда, и занять подготовленные ими позиции на Пиллауском полуострове. В целом же, не выдержав мощного удара, немецкие войска начали отход по всему фронту в сторону Фишхаузена (Приморск).
17 апреля советские войска после ожесточённого боя овладели этим городом, и тем самым Земландский полуостров был занят полностью. В этот же день начались бои за овладение Пиллауским полуостровом.
Все оборонительные сооружения приходилось брать с боем, продвигаясь в день иногда всего на один километр. И было понятно почему.
Немецкому командованию удалось создать систему обороны из бетонных и бронированных дотов, бетонных площадок для тяжёлых орудий, ходов сообщений и противотанковых рвов.
Чем ближе к Пиллау (Балтийск), тем таких сооружений становилось больше.
Сам Пиллау (Балтийск) представлял из себя единую крепость.
В городе почти не было деревянных домов. Все крупные городские сооружения были приспособлены к обороне таким образом, что представляли собой по существу крепостные форты.
Оборонявшиеся не испытывали недостатка в боеприпасах - Пиллау (Балтийск) был одной из баз снабжения немецких войск. Все оборонительные сооружения приходилось брать с боем.
Тот двукратный перевес в силах, который был создан перед началом наступления на Земланд, из-за ограниченности пространства боевых действий использовать не удавалось, а авиация бездействовала из-за плохой погоды.
Только 25 апреля крепость Пиллау пала.
И хотя Восточно-Прусская операция фактически была завершена, немецкие войска разгромлены, бои на косе Фрише-Нерунг ещё продолжались.
Остатки немецких войск переправились туда через пролив в Пиллау, часть сумела перебраться на косу из района Бальги ещё до разгрома Хайльсбергской группировки.
Там немецкие подразделения сумели продержаться почти до 8 мая, после чего капитулировали.
Война в Восточной Пруссии закончилась одновременно с капитуляцией фашистской Германии».
Схема боевых операций и карта города Балтийск (Пиллау) даёт представление о трудности и упорстве боёв на этом направлении:
Гольчиков Сергей, историк:«Маршал Василевский 16 апреля приказал 11 гв. армии сменить 2-ю гвардейскую армию и с рубежа: посёлок Тенкиттен (район креста св.Адальберта) 18.04. начать наступление на Пиллау (Балтийск) и косу Фрише – Нерунг (Балтийская коса).
Взять Пиллау (Балтийск) планировалось на второй день наступления 11 гвардейской армии.
Начавшиеся 18-19 апреля атаки, немцы сочли полноценным наступлением, которое им удалось отбить, но в своих мемуарах командующий 11 гвардейской армией генерал Галицкий Н.К. пишет, что смог получить два дня отсрочки для уточнения данных о противнике, а 18-19 апреля 11 гвардейская армия вела разведку боем.
Видимо, формально прав Галицкий, но бои шли с использованием всех сил.
Среди погибших в те дни не только гвардейцы 11 армии, но и артиллеристы 10 артиллерийской дивизии прорыва, танкисты 213 бригады, штрафники из 128 отдельной роты 5-й армии.
Потери фронта в эти дни: 18.05 – 2200, 19.05 – 2520 человек, вполне сопоставимы с понесёнными потерями в ходе «настоящего наступления"..
«Дыхание победы». Сборник. Калининградское издательство 1970 г. стр.151.:«Утром 20 апреля 600 орудий и миномётов (при линии фронта в 3 километра) начали артиллерийскую подготовку.
Узкий перешеек косы у Фишхаузена (Приморск) походит сегодня на кратер действующего вулкана, изрыгающего опалённую землю.
Всё потеряло здесь свою устойчивость – и воздух, и земля, и вода, из которой то и дело вздымаются серо-зелёные фонтаны….Неопадающая пыль и дымы, которыми обозначен наш передний край, чтобы лётчики не ошиблись адресом, делают полдень пасмурного дня, похожим на вечер».
На фото: Дороги Замланда. Апрель 1945 года.Развалины замка Лохштедт. 2005Гольчиков Сергей, историк:«Опорой для немцев становились объекты береговой обороны.
21-23 апреля шли бои за Лохштедт.
Вместе я с остатками 18 зенитной дивизии (которую посчитали погибшей в Кёнигсберге) до последнего снаряда вела огонь находящаяся там береговая батарея.
Вечером 23.04 начались бои за Нойхаузер (Мечниково). На этом рубеже сражались последние немецкие резервы, сформированные из остатков разбитых частей, моряков и т.д. Бои шли за каждый дом, а опорой для немцев стала береговая батарея.
В Пиллау становилось жарко, и гауляйтер Э.Кох 23.04.45 на ледоколе «Восточная Пруссия» ушёл на косу Хель (Польша).
Командование группы армий «Восточная Пруссия» 24.04.45 приняло решение усилить гарнизон Пиллау 83-й пехотной дивизией с косы Хель, но её части опоздали: ещё утром советские войска завязали бои на внешней линии обороны Пиллау.
Днём они по берегу моря прорвались к городу.
Ночью 24-25 апреля началась эвакуация людей из Пиллау (Балтийск). Всего за ночь и днём 25 апреля десантные баржи генерала Хенке, катера 24 десантной флотилии и 9 охранной дивизии эвакуировали до 40 тысяч раненых, беженцев и солдат, в том числе 7 тысяч раненых и беженцев на косу Хель (Польша).
Но война продолжалась. Немецкая артиллерия из Пиллау (Балтийск) держала под обстрелом весь район до Фишхаузена (Приморск), где находился наблюдательный пункт 11 гв. армии.
24 апреля там под огневой налёт попал маршал Василевский. Сам он не пострадал,но машину пришлось менять.
Редкого успеха добилась и советская артиллерия: её удалось потопить подводную лодку «U-78» серии 7С.
По техническому состоянию лодку вывели из боевого состава и использовали в учебных целях, в апреле 45 –го, её привлекли к обороне Пиллау (Балтийск).
Планируя штурм Пиллау (Балтийск), советское командование в первую очередь стремилось уничтожить оставшиеся немецкие войска, не допустить их отхода на косу Фрише-Нерунг (Балтийская коса) и затягивания боевых действий.
Командиры корпусов получили задачу с выходом на своих участках к проливу Зее Тиф (Морской канал) с ходу форсировать его, не дожидаясь полного захвата города. Дополнительно планировалось высадить десант на косу Фрише – Нерунг (Балтийская) южнее пролива.
Оборону Пиллау (Балтийск) - комендант – капитан 1 ранга Меллер и прилегающих районов осуществлял 55 армейский корпус.
В Пиллау находилось 558 пехотная дивизия, а посёлок Нойтиф (южная часть Балтийска) и северную часть косы обороняла 50-я пехотная дивизия.
Кроме того, на косе в стадии формирования находился 6-й армейский корпус: 129 и 170 пехотные дивизии.
Все эти формирования были только на бумаге, но их численность увеличивали отходящие к Пиллау (Балтийск) остатки других частей…..
Вечером 24 апреля 8-я, 16-я и 32-я гвардейские стрелковые корпуса начали штурм города.
Утром 25.04.45 они заняли окраины и прорвались в центр, а днём почти полностью захватили Пиллау (Балтийск).
В руках немцев оставалась цитадель, полоса земли у Северного мола, и район береговой батареи в посёлке Камстигал.
Во второй половине дня дивизии 8-го гвардейского стрелкового корпуса вышли к проливу.
Вечером, при мощной поддержке с воздуха, под прикрытием заградительного огня артиллерии и дымовых завес, 17-й гвардейский полк 5-й гвардейской стрелковой дивизии начал форсирование пролива».
«У немцев там была масса остатков от разных дивизий. Наша разведка докладывала о частях 1, 21, 32, 50, 58, 93, 95, 158, 170, 558 пехотных дивизий, 5-й танковой дивизии, дивизии "Великая Германия".
На фото: «Сборный пункт немецких военнопленных г. Пиллау. Апрель 1945г.»
Участник боёв, ветеран 11 гвардейской армии:«Мой товарищ, Женя Зеликман, при штурме Кенигсберга был командиром роты в 594 стрелковом полку, в котором мне пришлось хлебнуть лиха летом и осенью 1942 года Мир тесен, как говорится.
Он рассказал, что когда немцев прижали к морю на косе Фрише, они ожесточенно сопротивлялись, но вскоре поняли, что это бессмысленно и стали пачка-ми сдаваться в плен.
Вечером старшие офицеры стали сортировать пленных.
Отделили большую группу русских, украинцев, белорусов, бойцов Туркестанского легиона и началось настоящее побоище.
Тех, кто воевал против нас в гитлеровской армии, ненавидели больше, чем немцев. Пощады они не просили. Да вряд ли их тогда кто-нибудь бы пощадил».
На фото: Смертный жетон бойца Туркестанской рабочей роты, найден в Калининградской области…Командующий 11-й гвардейской армией Галицкий Н.К.:«Не всем плавсредствам с десантом на борту удалось доплыть до косы, немало гвардейцев добиралось до берега вплавь или на подручных средствах».
Фото: «Пиллау апрель 1945 года. Переправа через пролив».http://college.biysk.secna.ru/biychane/demin.html
Гольчиков Сергей, историк:«Ночью плацдарм удалось захватить. Через пролив переправились другие дивизии.
Утром 26.04.45 они овладели посёлком Нойтиф (Балтийск – южный) и фортом на северо-западе косы.
После этого через пролив организовали переправу тяжёлой техники, а к утру 27.04.45 построили понтонный мост.
Захват плацдарма стал сигналом для высадки двух тактических десантов в 10 км. южнее пролива.
Один из них высаживался с моря (600 человек из 11 гв. армии) на торпедных катерах и катерных тральщиках, при огневой поддержке морских бронекатеров.
Другой – со стороны залива («Восточный» - два батальона морской пехоты в первом эшелоне) с речных бронекатеров.
Переход западного десанта к месту высадки не обошёлся без осложнений. При выходе из Пальмникена (Янтарный) налетел на камни и затонул ТК-25 (ТК – торпедный катер), затем произошло боевое столкновение сил десанта с неустановленным противником.
От вражеского огня два катера с десантниками загорелись, один из них затонул. Погибли 27 десантников и экипаж катера.
Высадка западного десанта началась 26.04.45 в 2 часа ночи и прошла успешно.
Восточная группа (2 батальона) которую высаживали речные бронекатера, в результате ошибки десантировались на 2 часа позже и на километр южнее назначенного места. В результате десанты оказались в трудном положении, к тому-же в этот район стали прибывать части 83-й пехотной дивизии с косы Хель.
Положение выправили вторые эшелоны десанта.
В 10 часов соединились западная и восточная группы. Около 13 часов они встретились с частями 11 гв. армии, но части сил противника сумели отойти».
А.В.Кузьмин, ветеран участник событий.
«В прибрежных водах»:http://lib.norcom.ru/MEMUARY/1939-1945/ ... _vodah.txt«В 1 час 45 минут 26 апреля по району высадки открыла огонь артиллерия прикрытия десанта.
Перепахивая прибрежные дюны, били по косе пушки двух артиллерийских бригад 43-й армии и тяжелые орудия железнодорожных батарей флота из районов Зоргенау и Кенигсберга.
Через 20 минут артиллеристы перенесли огонь в глубь косы, чтобы не дать возможности противнику подбросить подкрепления к берегу.
И почти тут же торпедный катер, на котором держал свой брейд-вымпел С. А. Осипов, первым начал высадку десантников.
Вслед за ним к берегу подходили другие корабли В течение 45 минут все 600 гвардейцев полковника Белого вместе с вооружением и боеприпасами были высажены на низкий песчаный берег Фриш-Нерунга. Общий фронт высадки не превысил и одного километра.
Вторая группа десанта была доставлена катерами капитана 2 ранга М. Ф. Крохина на противоположный берег косы с некоторым опозданием: десантники
высадились в районе Невеи-Хакен только лишь в 6 часов утра. Но это не оказало особого влияния на общий боевой успех высаженного десанта.
Около 10 часов утра 26 апреля, то есть через четыре часа после того, как вторая группа десанта высадилась на Фриш-Нерунг (Балтийская коса) с востока, бойцы обеих групп соединились, перерезав косу и встав непреодолимым заслоном на пути отступающей от Пиллау 4-й немецкой армии.
Примерно в полдень к нашим десантникам подошли гвардейцы генерал-полковника К.Н.Галицкого, переправившиеся через пролив Зеетиф со стороны Пиллау (Балтийск)».
На фото: Карта высадки десантов. Чёрные стрелки – места высадки.
Гольчиков Сергей, историк:«В тылу советских войск осталось несколько опорных пунктов. Часть из них ночью на 27-е апреля эвакуировали транспорты, но днём немецкие сапёры – десантники потеряли командира.
Генерал Хенке возглавил оборону опорного пункта «Лемберг» в 3-х километрах южнее пролива.
Там находился командный пункт береговой обороны и зенитная батарея.
Пришедший ночью транспорт не мог взять всех, и генерал отказался от эвакуации. Другой возможности он не получил: 27 апреля к 15.30 опорный пункт штурмом взяли советские войска, а генерал Хенке погиб в бою….
В Пиллау последним очагом сопротивления стала цитадель. Артиллерийский обстрел, бомбардировки и даже таран подбитого бомбардировщика не дали результата.
Гарнизон численностью около тысячи человек (данные советские), отбил атаки 1 гвардейской стрелковой дивизии и утром 26.04.45, а днём отклонил ультиматум о капитуляции. Последовал новый штурм».
На фото: Улицы Пиллау. Апрель 1945 года.
Командующий 11-й гвардейской армией Галицкий Н.К.:«В разгар боя на НП армии позвонил маршал А.М.Василевский и сказал, что сегодня в 23 часа Москва
(в Пиллау 21 час) готовится дать салют в честь гвардейцев, овладевших важным опорным пунктом – городом и крепостью – Пиллау (Балтийск).
К этому времени крепость должна быть взята.
«Крепость будет взята» – доложил Военный совет армии…..
Большая часть старших начальников из управления и политотдела армии отправилась в части, чтобы помочь организовать этот последний для нас штурм».
На фото: «Пиллау апрель 1945. Переправа».
Григоренко М.Г. «И крепость пала» Калининград. 1989. стр.227. «Все понимали, что особой необходимости брать крепость любой ценой не было – бои шли уже за проливом и на общую обстановку блокированная крепость не влияла.
Но, «видимо, в разговоре с маршалом Василевским, И.В. Сталин выразил неудовольствие по поводу затянувшихся боёв на этом участке фронта (ведь по плану мы должны были овладеть Пиллау (Балтийск) ещё 22.04.45) и пообещал дать сегодня салют. Это было равносильно приказу.
Что мог ответить маршал Василевский?
Конечно же, поблагодарить за доверие и заявить, что «крепость будет в наших руках».
К стенам крепости подтянули десятки орудий большой мощности, танки и САУ «ИСУ-152».
http://may1945pobeda.narod.ru/shturm-m03-6.htmГольчиков Сергей, историк:«С наступлением темноты 1-я гвардейская стрелковая дивизия пошла на штурм. Прямой наводкой самоходные пушки разбили ворота и заграждения».
Командующий 11-й гвардейской армией Галицкий Н.К.:
«Сотни гвардейцев, завалив ров фашинами, досками и различным подручным материалом, прорвались к 5-метровым стенам, проникли в проломы….Начался ближний бой с применением гранат, огнемётов и толовых шашек».
На фото: «Набережная Пиллау – Балтийска в разные годы….»«Ветеран 35-го гвардейского артполка - Лева Полонский, ветеран дивизии, ас - радист, солидный парень, умнейший и смелейший человек».Полный текст тут…..
http://www.iremember.ru/index.php?optio ... &Itemid=221-я московская пролетарская дивизия Толстикова П.Ф. 11гвардейская армия.
«Сколько раз на моих глазах гнали людей, как скотину на убой, взять какую-нибудь высоту 126, 0 или деревушку Козодоевку, которая нахрен никому никогда не была нужна.
Но гнали нас безжалостно на эти высотки и деревушки, под радостные визги штабных «придурков» и политруков –
«Это наш подарок Родине!» к очередной праздничной дате… Пехоту вообще никогда не жалели…
Кому был нужен штурм Пиллау (Балтийск) в конце апреля сорок пятого года, когда немцы сидели наглухо блокированные с суши и с моря в фортах?
Но ведь погнали нас брать этот Пиллау (Балтийск) к 1-му Мая!
16-й гвардейский стрелковый корпус наступал по узкой косе в оконечности Фриш –Гаффа.
Дивизии для наступления ставили в три эшелона. Наша дивизия шла в третьей волне наступавших на Пиллау (Балтийск).
Мы шли и ползли в буквальном смысле по настилу из трупов своих товарищей.
Первые две волны наступавших были истреблены полностью огнем морских и зенитных орудий из фортов базы. Почему не ждали, когда окруженные немцы сами капитулируют?
Кому понадобились эти тысячи неоправданных жертв за десять дней до Победы?
Знаете, мне много раз приходилось принимать участие в разведке боем. И если комбат был порядочный человек и жалел своих солдат, то он жертвовал только одним взводом, посылая его вперед на верную погибель.
При этом в штаб шел доклад – « Батальон несет потери! Прошу разрешение на отход на исходные позиции!».
Но если рядом с комбатом стоял замполит, или «особист», или проверяющий из штаба полка и дивизии, то весь батальон шел под нож…».
На фото: «Гвардейцы 11 стрелковой дивизии у пролива Зее Тиф, Пиллау. Апрель 1945 год».