скачать Всю книгу можно здесь: http://avia.lib.ru/10.html или почитать, в инете : http://militera.lib.ru/memo/russian/kry ... index.htmlalbert писал(а):О налётах на Кёнигсберг летом 1942 года
Источник:
А.И. Крылов. По приказу ставки. М., Воениздат, 1977, с.с. 166-178.
Война в воздухе. Восточная Пруссия
- fotokoot
- Интересующийся
- Сообщения: 183
- Зарегистрирован: 05-02-2009 12:05:37
- Откуда: проездом
- Благодарил (а): 489 раз
- Поблагодарили: 87 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
оптимизм - это недостаток информации...
- YOU
- Интересующийся
- Сообщения: 286
- Зарегистрирован: 22-02-2010 22:59:07
- Откуда: Neuschtrelitz-Königsberg / Pr
- Благодарил (а): 52 раза
- Поблагодарили: 86 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Интересная книжка..Спасибо
Незаконные раскопки на территории области это серьезная проблема, которую необходимо решить в ближайшее время, иначе многие культурные памятники будут безвозвратно утеряны и наш регион лишится значительной части своего археологического достояния.
-
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6045
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Благодарил (а): 3398 раз
- Поблагодарили: 2053 раза
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
отношение к ВП??YOU писал(а):продолжу Эти цуки Хотели нас замочить с помощью секретно Оружия .
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 6159
- Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2879 раз
- Поблагодарили: 4959 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
иногда на "Подвиге народа" среди наградняков выскакивают интересные вещи.
Некоторые фотоотчеты о действиях штурмовой авиации, поклеил в фотожеппе непонятно что за Коббельбуде, в Пруссии таких названий было over 9000, но по временно-географическим привязкам можно предположить что это нынешнее Светлое с одноименной станцией Представляю какие кошерные вещи в нормальных отчетах штурмовиков...
Некоторые фотоотчеты о действиях штурмовой авиации, поклеил в фотожеппе непонятно что за Коббельбуде, в Пруссии таких названий было over 9000, но по временно-географическим привязкам можно предположить что это нынешнее Светлое с одноименной станцией Представляю какие кошерные вещи в нормальных отчетах штурмовиков...
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
- fotokoot
- Интересующийся
- Сообщения: 183
- Зарегистрирован: 05-02-2009 12:05:37
- Откуда: проездом
- Благодарил (а): 489 раз
- Поблагодарили: 87 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
маршрут налёта вполне разумный - по прямой и Kobbelbude присутствует а вот по Бальге интересно: что "зацепили" ? окраина похоже...gsm_689 писал(а):иногда на "Подвиге народа" среди наградняков выскакивают интересные вещи.
Некоторые фотоотчеты о действиях штурмовой авиации, поклеил в фотожеппе
непонятно что за Коббельбуде, в Пруссии таких названий было over 9000, но по временно-географическим привязкам можно предположить что это нынешнее Светлое с одноименной станцией
Представляю какие кошерные вещи в нормальных отчетах штурмовиков...
оптимизм - это недостаток информации...
-
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6045
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Благодарил (а): 3398 раз
- Поблагодарили: 2053 раза
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Тут на гумбинском форуме товарищ немного инфы выложил про действия авиации.
Предыстория.
Как-то в этих ваших, а также тут и на местном форуме я выкладывал инфу про то, как
НУ то что он выложил можно глянуть тут - http://newgusev.ru/communication/forum/ ... essage2619
Предыстория.
Как-то в этих ваших, а также тут и на местном форуме я выкладывал инфу про то, как
На форуме лень рыться, ссыль на жижу - http://mebius777.livejournal.com/8090.html23 июня 1941 г. советская авиация бомбила Гумбиннен. Но и не только, также бомбы посыпались на Инстербург, Тильзит и Кёнигсберг.
НУ то что он выложил можно глянуть тут - http://newgusev.ru/communication/forum/ ... essage2619
- Альберт
- Архивариус
- Сообщения: 1250
- Зарегистрирован: 17-03-2012 10:27:12
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 451 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
"Мессершмитты" Bf-109F ("Фридрих") на одном из аэродромов Восточной Пруссии.
Из книги: А. Медведь, Д. Хазанов. Истребитель "Мессершмитт" Bf 109. Германский "король воздуха". М., 2008, с.90.- Альберт
- Архивариус
- Сообщения: 1250
- Зарегистрирован: 17-03-2012 10:27:12
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 451 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Из книги: Харук А. Скоростные бомбардировщики Гитлера Do 17 и Do 217. М., 2012, с. 46.
- Альберт
- Архивариус
- Сообщения: 1250
- Зарегистрирован: 17-03-2012 10:27:12
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 451 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Ещё про 1 сентября 1939 года:
"Единственный участок фронта, где Не 111 отсутствовали - Восточная Пруссия. Там дислоцировались только "дорнье"".
(Котельников В. "Хейнкель" Не 111. Бомбардировщик блицкрига. От взлёта до падения Люфтваффе. М., 2011, с. 55)
"Единственный участок фронта, где Не 111 отсутствовали - Восточная Пруссия. Там дислоцировались только "дорнье"".
(Котельников В. "Хейнкель" Не 111. Бомбардировщик блицкрига. От взлёта до падения Люфтваффе. М., 2011, с. 55)
- Альберт
- Архивариус
- Сообщения: 1250
- Зарегистрирован: 17-03-2012 10:27:12
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 451 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Из книги: А. Медведь, Д. Хазанов. Истребитель "Мессершмитт" Bf 109. Германский "король воздуха". М., 2008, с. 46.
-
- Краевед
- Сообщения: 842
- Зарегистрирован: 21-05-2010 14:24:59
- Благодарил (а): 32 раза
- Поблагодарили: 81 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
В Кенигсбергской операции, возможно впервые за все время войны, авиация действовала в условиях полного господства в воздухе, что и позволило привлечь к авиаударам в дневное время части стратегической авиации - тяжелые бомбардировщики.
Взаимодействие с наземными частями также было вполне на уровне.
В воздухе постоянно висел клубок из пикировщиков и штурмовиков, и по первой же команде с земли наносился ракетный или бомбовый удар по объектам обороны.
Город долбали и гаубичники и авиаторы и саперы. Здания и все остальное нисколько не жалели. Ломали как могли. Целые дома сносили нах.
Именно такая тактика позволила и избежать еще больших потерь штурмующих.
Мое личное мнение: и подготовка и сам штурм - одни из самых удачных операций в войне.
Павшим - вечная память.
Взаимодействие с наземными частями также было вполне на уровне.
В воздухе постоянно висел клубок из пикировщиков и штурмовиков, и по первой же команде с земли наносился ракетный или бомбовый удар по объектам обороны.
Город долбали и гаубичники и авиаторы и саперы. Здания и все остальное нисколько не жалели. Ломали как могли. Целые дома сносили нах.
Именно такая тактика позволила и избежать еще больших потерь штурмующих.
Мое личное мнение: и подготовка и сам штурм - одни из самых удачных операций в войне.
Павшим - вечная память.
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Здравствуйте!!! Помогите мне с названиями городов Восточной Пруссии, пожалуйста, я кое-что нашла, кое-что нет.
Мой дед погиб здесь. Цитирую : Итоги дня 953 ШАБП аэродром Шостаков 22 10 1944 (карта 200.000-42 года)
В течении дня полк группами 4-6 самолётов Ил-2 при непосредственном сопровождении истребителей ЯК-1 от 409 ИАП с аэродрома Мильничишки производил боевые действия и тд в районе Милюттен, Риббенен, жд станции Тракерен, что в 10-20 км юго- западнее Шталлупенен
Еще в донесении есть названия городов или населённых пунктов- Гросс-Тракенен, Бернингла...кен, Кольпакин, Амалиен-Гросс, Гумбинен....
Моего деда звали Глуховцев Иван Андреевич, а его стрелка Костенко Иван Сергеевич (ему 19 всего было) Самолёт ИЛ-2 № 10809. Причем самолёт не горел, а по словам экипажей после штурмовки цели пошёл со снижением и со стрельбой из пушек и пулемётов, и скрылся из глаз экипажей.
Судьба их неизвестна...
Заранее благодарю за любую информацию. Приношу свои извинения за искажения в названии городов, очень плохой скан из военного архива
Мой дед погиб здесь. Цитирую : Итоги дня 953 ШАБП аэродром Шостаков 22 10 1944 (карта 200.000-42 года)
В течении дня полк группами 4-6 самолётов Ил-2 при непосредственном сопровождении истребителей ЯК-1 от 409 ИАП с аэродрома Мильничишки производил боевые действия и тд в районе Милюттен, Риббенен, жд станции Тракерен, что в 10-20 км юго- западнее Шталлупенен
Еще в донесении есть названия городов или населённых пунктов- Гросс-Тракенен, Бернингла...кен, Кольпакин, Амалиен-Гросс, Гумбинен....
Моего деда звали Глуховцев Иван Андреевич, а его стрелка Костенко Иван Сергеевич (ему 19 всего было) Самолёт ИЛ-2 № 10809. Причем самолёт не горел, а по словам экипажей после штурмовки цели пошёл со снижением и со стрельбой из пушек и пулемётов, и скрылся из глаз экипажей.
Судьба их неизвестна...
Заранее благодарю за любую информацию. Приношу свои извинения за искажения в названии городов, очень плохой скан из военного архива
- zehlau
- Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
- Сообщения: 1107
- Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
- Благодарил (а): 833 раза
- Поблагодарили: 1233 раза
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Электронная версия томов КНИГИ ПАМЯТИ "НАЗОВЕМ ПОИМЕННО" (Сведения о погибших на территории Калининградской области): http://may1945-pobeda.narod.ru/kniga_pamjati5.htm
Это не полная версия, в ней, кажется, нет таких имен
Это не полная версия, в ней, кажется, нет таких имен
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Как всё таки странно и ...страшно... Человек был, погиб там, документами из ЦАМО подтверждено, а упоминаний нет.... Имя его стрелка Ванечки высечено на памятнике в его селе Головчино Грайворонского р-она Белгородской обл...
Дед попал в этот полк из штрафбата в сентябре 1944. Он своего рода диссидентом был, не вступал в партию и после Испании носил в ухе золотую серьгу. До этого много где служил, был майором, имел 2 ордена (Отечественной войны 1 степени и Красного Знамени - за Испанию). Про его 571 шап книга есть "Расколотое небо май-июнь 43 года" О.В. Растренина и там упоминание о нём и его подчинённых. Они к концу войны стали ГСС!!!
Если, что-то узнаете, пожалуйста, сообщите. Работа проведена большая, но она не закончена. Кстати, дед знал 6 языков и немецкий в том числе. Бабушка всегда говорила (она умерла 2 года назад): "Я знаю, Иван не погиб, он не вернулся!" После штрафбата улететь за линию фронта и вернуться, это по моему самоубийство. Спасибо и удачи, добрые люди.
Дед попал в этот полк из штрафбата в сентябре 1944. Он своего рода диссидентом был, не вступал в партию и после Испании носил в ухе золотую серьгу. До этого много где служил, был майором, имел 2 ордена (Отечественной войны 1 степени и Красного Знамени - за Испанию). Про его 571 шап книга есть "Расколотое небо май-июнь 43 года" О.В. Растренина и там упоминание о нём и его подчинённых. Они к концу войны стали ГСС!!!
Если, что-то узнаете, пожалуйста, сообщите. Работа проведена большая, но она не закончена. Кстати, дед знал 6 языков и немецкий в том числе. Бабушка всегда говорила (она умерла 2 года назад): "Я знаю, Иван не погиб, он не вернулся!" После штрафбата улететь за линию фронта и вернуться, это по моему самоубийство. Спасибо и удачи, добрые люди.
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 6159
- Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2879 раз
- Поблагодарили: 4959 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Милюттен - скорее Миллюнен (с 1938г. Мюленгартен), ныне Илюшино Нестеровского районаМарина писал(а):Помогите мне с названиями городов Восточной Пруссии, пожалуйста, я кое-что нашла, кое-что нет.
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=54.57 ... 5&z=14&m=b
Риббенен - не сохранился, рядом с пос.Совхозное Нестеровского района
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=54.54 ... 5&z=15&m=b
жд станции Тракерен - конечно Тракенен, сейчас станция Дивное-Новое
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=54.60 ... 0&z=16&m=b
Гросс-Тракенен - Ясная Поляна Нестеровского района
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=54.56 ... 5&z=15&m=b
Бернингла...кен - Бернинглаукен (с 1938г. Бернинген), не сохранился, 4км южнее г.Нестеров
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=54.60 ... 7&z=15&m=b
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
- zehlau
- Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
- Сообщения: 1107
- Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
- Благодарил (а): 833 раза
- Поблагодарили: 1233 раза
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Марина, 10,11 и 15 тома книги не оцифрованы. Может быть, что в них.....
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 6159
- Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2879 раз
- Поблагодарили: 4959 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
тема для "Западного ветра", но "я просто оставлю это здесь"
выкладывал как-то FreyFox инфу по участию Schlachtgeschwader 3 (SG 3) в "Западном ветре"
https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f= ... =60#p31331
перевод фрагмента (спасибо Андреасу/Леку-1/Атапутику/Эльзе Кацнельбоген ну вы понели):
19 февраля 1945 года
В районе Раушена советская зенитка подожгла самолёт командира авиагруппы (с 6 июля 1944 года) капитана Тёпфера. Ему удалось выпрыгнуть с парашютом, однако Тёпфер, получивший сильные ожоги, попал в плен к русским.
Однако приземлился он где-то в районе совр.Переславского, в полосе действия 13-го гв.ск, о чем есть запись в его ЖБД:
19 февраля 1945 года
Взят в плен 1 летчик-капитан, командир авиазвена 23-й истребительной эскадрильи (ЦАМО, ф.841, оп.1, дело 171, л.84)
Кто-то справедливо возмутится, где же связь между SG 3 и Jagdgeschwader 23 (JG 23), однако же доброе слово и паяльник, лучше чем просто доброе слово ну и как заключение, немного про главного героя: Ганс Тёпфер (Hans Töpfer), родился 21.12.1919г. С 1944г. капитан, командир I. Gruppe Schlachtgeschwader 3 (SG 3). Награжден Рыцарским крестом 20.07.1944. В 1948 году, будучи тяжело больным, он вернулся на родину, некоторое время служил в бундесвере. Умер 8 декабря 1955г. во Франкфурте-на-Майне.
выкладывал как-то FreyFox инфу по участию Schlachtgeschwader 3 (SG 3) в "Западном ветре"
https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f= ... =60#p31331
перевод фрагмента (спасибо Андреасу/Леку-1/Атапутику/
19 февраля 1945 года
В районе Раушена советская зенитка подожгла самолёт командира авиагруппы (с 6 июля 1944 года) капитана Тёпфера. Ему удалось выпрыгнуть с парашютом, однако Тёпфер, получивший сильные ожоги, попал в плен к русским.
Однако приземлился он где-то в районе совр.Переславского, в полосе действия 13-го гв.ск, о чем есть запись в его ЖБД:
19 февраля 1945 года
Взят в плен 1 летчик-капитан, командир авиазвена 23-й истребительной эскадрильи (ЦАМО, ф.841, оп.1, дело 171, л.84)
Кто-то справедливо возмутится, где же связь между SG 3 и Jagdgeschwader 23 (JG 23), однако же доброе слово и паяльник, лучше чем просто доброе слово ну и как заключение, немного про главного героя: Ганс Тёпфер (Hans Töpfer), родился 21.12.1919г. С 1944г. капитан, командир I. Gruppe Schlachtgeschwader 3 (SG 3). Награжден Рыцарским крестом 20.07.1944. В 1948 году, будучи тяжело больным, он вернулся на родину, некоторое время служил в бундесвере. Умер 8 декабря 1955г. во Франкфурте-на-Майне.
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
- alfa
- Читатель
- Сообщения: 126
- Зарегистрирован: 23-09-2005 13:16:37
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 31 раз
Re:
Где-то уже такой снимок встречался в разном качестве, но без пояснений. Например, на Warfly давали ссылку на фото из бильдархива http://i060.radikal.ru/1206/7c/26f6f1488b43.jpgpreussen писал(а):аэрофотосъемка люфтваффе 1944 года.
цифры указывают в основном на вокзалы и ж/д узлы...
А вот и легенда нашлась.
Приобрету открытки с видами Светлогорска, выпущенные с 1946 по 1970 год
-
- Собиратель
- Сообщения: 349
- Зарегистрирован: 05-09-2011 18:33:41
- Благодарил (а): 12 раз
- Поблагодарили: 119 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
206 ОКРАП. Буду выкладывать информацию о работе этого авиа полка. Надеюсь материал будет не очень сухим, и кому нибудь полезен.
-
- Собиратель
- Сообщения: 349
- Зарегистрирован: 05-09-2011 18:33:41
- Благодарил (а): 12 раз
- Поблагодарили: 119 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Война в небе над Восточной Пруссией.
В Восточной Пруссии противник сосредоточил немалое количество зенитных орудий, поэтому при нанесении ударов летчикам приходилось преодолевать сильный зенитный огонь. Зачастую нужно было выделять часть самолетов для подавления многочисленных вражеских зенитно-артиллерийских точек.
Несмотря на сложную обстановку, советские летчики успешно выполнили все задачи, которые в ходе боев ставились перед ними командованием.
Для этого у них были все условия. Героические труженики тыла снабжали Советскую Армию всем необходимым для победы. Наши Военно-воздушные силы продолжали получать в достаточном количестве первоклассные самолеты, которые по своим качествам превосходили самолеты врага. Авиационные части были полностью оснащены прекрасными отечественными радиотехническими средствами связи и самолетовождения. К этому времени советские летчики накопили богатый боевой опыт борьбы с вражеской авиацией, опыт взаимодействия с наземными войсками при прорыве сильно укрепленной обороны противника. Наземные войска научились быстро и с наибольшим успехом использовать результаты ударов авиации по противнику.
Наша авиация принимала активное участие в подготовке операции. Советские истребители надежно прикрывали сосредоточение наземных войск.
Задолго до начала наступления наши самолеты-разведчики сфотографировали все оборонительные сооружения противника. Передовые рубежи были засняты перспективно. Эти фотоснимки сказали потом немалую помощь для наступавших войск.
Советские летчики не давали противнику маневрировать войсками и срывали подход его резервов. Действуя по железным и шоссейным дорогам, они уничтожали вражеские эшелоны, громили его автоколонны, причем удары по этим объектам наносили не только штурмовики и бомбардировщики, но и истребители, действия которых были весьма эффективными. Так, например, 14 декабря 1944 г. пара истребителей под командованием гвардии лейтенанта Долголева, находясь над территорией противника, обнаружила железнодорожный эшелон, входивший в лес. Снизившись до небольшой высоты, они стали ожидать выхода эшелона на открытое место. Как только поезд вышел из леса, истребители, зайдя спереди со стороны солнца, внезапно атаковали его. Свой первый удар они направили на паровоз. В результате прямых попаданий паровоз был поврежден и эшелон остановился. Затем летчики предприняли еще шесть атак. Эшелон загорелся, а в нескольких вагонах начались взрывы.
В ночь перед наступлением ночные бомбардировщики, чтобы измотать врага, наносили непрерывные удары по его позициям. Каждую минуту в районе расположения врага рвались бомбы.
В ходе прорыва тактической глубины обороны противника советские летчики надежно прикрывали наземные войска от ударов вражеской авиации, прокладывали им путь вперед, уничтожая вражеские артиллерийские батареи, разрушая доты, дзоты и другие фортификационные сооружения. Большую помощь наземным войскам оказали штурмовики. Это подтверждается многочисленными примерами. Приведем некоторые из них. Группа штурмовиков под командованием гвардии майора Тюленева нанесла удар по большой (до 30 машин) группе танков противника, готовившегося к контратаке. Сделав четыре захода с высоты 500—100 метров, штурмовики сожгли несколько танков, Возвращаясь на свой аэродром, гвардии майор Тюленев встретил группу штурмовиков под командованием майора Степанищева М. Т., шедшую к полю боя, и по радио передал Степанищеву данные о местонахождении танков. Получив данные о цели, гвардии майор Степанищев нашел ее и вторично атаковал, сделав с группой восемь заходов. В результате действий штурмовиков контратака противника была сорвана.
Действия наших штурмовиков и пехоты как при прорыве тактической глубины обороны противника, так и в последующем отличались исключительной слаженностью и согласованностью.
Группе штурмовиков под командованием гвардии капитана Козенкова при подходе к полю боя авианаводчик сообщил, что на северо-восточной окраине одного населенного пункта две артиллерийские батареи противника мешают продвижению нашей пехоты. Сделав холостой заход, штурмовики обнаружили цель. Затем они сделали на нее еще четыре захода, в результате которых артиллерийские батареи врага были подавлены. Воспользовавшись ударом штурмовиков, пехота во время четвертого захода самолетов перешла в атаку и успешно выполнила поставленную задачу.
Таких примеров, показывающих, насколько хорошо взаимодействовали группы штурмовиков с нашими наземными войсками и как умело использовали пехотинцы результаты удара советских летчиков по вражеским огневым средствам и опорным пунктам, можно привести множество.
Командиры стрелковых подразделений благодарили летчиков за отличные действия. Вот что рассказывал командир одного из наземных подразделений капитан М. Макаров о действиях штурмовиков во время боев в Восточной Пруссии:
«У нас со штурмовиками выработалось взаимопонимание. Штурмовики быстро реагируют на все сигналы пехотинцев. В одном из домов было несколько огневых точек. Когда подошли штурмовики, мы выпустили ряд ракет в сторону этого дома. Пара штурмовиков, сбросив на дом несколько бомб, разрушила его. Другая пара пушечным огнем вызвала пожар. Гитлеровцы стали выползать из подвалов. Опорная точка врага была быстро захвачена нами».
Много поучительного было в приемах и способах взаимодействия штурмовиков и артиллерии, применявшихся в эти дни. Так, например, 14 января 1945 г. в 14 часов 20 минут на восточной окраине Бракупенен артиллерийские батареи противника открыли огонь по боевым порядкам наших войск. На западной окраине Тутшен находились огневые точки зенитной артиллерии, которые всякий раз, как появлялись наши самолеты, открывали по ним сильный огонь. Исходя из сложившейся обстановки, советское командование приняло решение огнем артиллерии и штурмовиков уничтожить эти батареи.
В 15 часов 1 минуту наша артиллерия открыла огонь по артиллерийским батареям противника на западной окраине Тутшен, а в 15 часов 4 минуты перенесла свой огонь на его зенитную артиллерию. В 15 часов 4 минуты группа штурмовиков под командованием гвардии майора Мыльникова подошла к району командного пункта. По радио она была нацелена на обнаруженные артиллерийские батареи. Штурмовики отыскали цель и атаковали ее, сделав по четыре захода на цель с высоты 900—400 метров. В результате совместных действий артиллерии и штурмовиков артиллерийские батареи противника были выведены из строя. Наземные войска получили возможность быстро продвигаться вперед.
Приведем еще один пример согласованности действий штурмовиков и артиллеристов. В тот же день, когда действовала группа Мыльникова, часом позже, группа под командованием Героя Советского Союза майора Паршина Г. М. обнаружила на восточной окраине Буджупен три артиллерийские батареи противника, на западной окраине Бружен— одну артиллерийскую батарею, в 1 километре западнее Лаугален — две минометные батареи, в 1 километре восточнее того же пункта — до четырнадцати минометных батарей. Все эти батареи вели огонь по боевым порядкам наших войск. Командир группы майор Паршин об обнаруженных целях доложил по радио на командный пункт и, получив разрешение, приступил к их подавлению.
С командного пункта авиационного начальника информацию передали артиллеристам, которые после трех атак штурмовиков произвели по этим же целям артиллерийский налет. В результате мощного огня штурмовиков и артиллерии большинство артиллерийских и минометных батарей противника было подавлено и наши наземные части успешно продолжали свое наступление. Артиллеристы часто помогали штурмовикам находить нужные цели на поле боя. Для этого они производили разрывы артиллерийских снарядов над теми целями, которые должны были атаковать штурмовики.
Штурмовики успешно сопровождали наши танки, действовавшие в глубине обороны противника.
19 января 1945 г. группа штурмовиков под командованием гвардии майора Мален, сопровождавшая танки, получила с земли указание нанести удар по двум артиллерийским батареям противника в районе южнее Аулоненен, мешавшим продвижению танков. Наше самоходное орудие двумя снарядами с разрывами черного цвета на высоте 200—300 метров указало штурмовикам цель. Гвардии майор Мален, увидев разрывы, нашел вражеские артиллерийские батареи. Однако при подходе к цели по штурмовикам открыла огонь зенитная батарея противника. Наши самоходные орудия заметили это и, открыв огонь, подавили ее. Тем временем штурмовики, став в круг, подавили огонь обеих артиллерийских батарей противника. После удара штурмовиков наши танки стали успешно продвигаться вперед.
Даже во время очень плохой погоды штурмовики не прекращали поддержку наступавших танкистов, действуя уже не группами, а парами и звеньями, зачастую без прикрытия истребителей. При этом наши летчики, проявляя разумную инициативу и находчивость, в любых условиях образцово выполняли поставленные задачи.
28 января штурмовики под командованием гвардии капитана Лысенко Н. К. сопровождали наши наступавшие наземные войска. Метеорологические условия не благоприятствовали полету. Стояла сплошная облачность высотой до 400 метров, видимость не превышала 1 километра. Штурмовикам предстояло нанести удар по артиллерии противника, расположенной юго-восточнее опорного пункта Ляут. При этом авианаводчик предупредил, что цель прикрыта сильным огнем зенитной артиллерии. Гвардии капитан Лысенко применил хитрость. С первого захода с высоты 400 метров вся группа атаковала цель, сбросила бомбы, затем, развернувшись и снизившись до 100—50 метров, ушла на свою территорию. Зенитная артиллерия противника слишком поздно открыла огонь по уходящей группе. Пройдя 10—12 километров над своей территорией, штурмовики вновь развернулись на цель и с высоты 250 метров сделали еще три захода. В каждом заходе производилось две-три атаки по артиллерии противника и по обнаруженным в первом заходе зенитным точкам. Старший командир дал отличную оценку действиям группы.
Успех действий группы штурмовиков гвардии капитана Лысенко был обеспечен тем, что командир правильно оценил обстановку, принял верное решение и смело претворил его в жизнь. В условиях когда цель прикрыта сильным зенитным огнем, а метеорологическая обстановка вынуждает лететь на цель на небольшой высоте, только внезапность действий могла привести к успеху.
Поддерживая свои войска, штурмовики одновременно вели разведку, доставляли командованию ценные сведения, помогая тем самым раскрывать замыслы противника. Нередко наши летчики предупреждали командование о готовящихся контратаках врага, срывали его намерения.
Пара штурмовиков, ведомая гвардии старшим лейтенантом Ивченко В. И., выполняя задание, обнаружила самоходные пушки противника, заходившие в тыл нашим танкам. Эти сведения Ивченко немедленно передали танкистам. Последние, вовремя предупрежденные штурмовиками, внезапным ударом по врагу сорвали его замысел.
Не менее искусно в интересах наземных войск действовали и бомбардировщики. Ночные бомбардировщики в течение ночи наносили непрерывные удары по опорным пунктам. С утра по опорным пунктам действовали дневные бомбардировщики. Затем пехота и танки выбивали противника из этих пунктов. Так, например, был взят опорный пункт Маллвишкен. В ночь на 17 января бомбардировщики уничтожали огневые средства и живую силу в этом опорном пункте. С утра на этот пункт произвели налеты группы бомбардировщиков под командованием гвардий подполковника Каткова и гвардии майора Палий. В пункте Маллвишкен было разрушено много вражеских укреплений. Затем в атаку перешли наземные войска, которые два часа спустя взяли этот опорный пункт.
Совместными ударами войск и авиации было сломлено сопротивление противника в узле обороны Гумбиннен, на пути к Кенигсбергу. Здесь гитлеровцам в результате ряда контратак удалось на некоторое время задержать продвижение наших войск на запад.
В 15 часов 30 минут 20 января на этот пункт совершили налет наши штурмовики, подавлявшие огневые средства противника вокруг города. В 16 часов 20 минут нанесли удар с высоты 3000—3500 метров бомбардировщики.
Наша пехота, воспользовавшись результатом действий авиации, ровно в 16 часов 20 минут, когда последние самолеты еще были над Гумбиннен, начала атаку города. В 17 часов 50 минут, т. е. через полтора часа после начала атаки, войска уже вели бои на западной окраине Гумбиннен.
Этот пример показывает, что командиры и штабы наших наземных и авиационных частей достигли большого искусства в организации взаимодействия. Только при четком согласовании ударов авиации и наземных войск по месту, времени и целям возможны такие действия, когда наземные войска начинают штурм опорного пункта сразу же после удара авиации.
В боях над Восточной Пруссией славную страницу в свою боевую летопись вписали истребители. Они удерживали полное господство в воздухе. При этом советские летчики-истребители проявляли замечательные образцы храбрости, мужества, непревзойденное боевое мастерство. 18 января Герой Советского Союза гвардии капитан Головачев П. Я. во главе группы истребителей патрулировал над полем боя, прикрывая свои наземные войска. В это время он заметил 15 самолетов противника. Оставив одну группу для прикрытия своих войск, капитан Головачев во главе другой группы пошел на сближение с противником. Наши истребители настигли врага и атаковали его. После первой же атаки враг в беспорядке сбросил бомбы на свою территорию и стал уходить.
В этом бою гвардии капитан Головачев сбил два истребителя FW-190. В другом бою в этот же день он сбил еще два самолета противника.
Помимо уничтожения вражеской авиации в воздухе, советские летчики эффективно действовали и по вражеским аэродромам, особенно в наиболее ответственные моменты наступления войск. Так, 28 января ваши летчики, обеспечивая наступление наземных войск, выходивших на подступы к Кенигсбергу, нанесли ряд ударов по авиации противника на аэродромах Кенигсбергского аэроузла. Накануне дня удара была произведена доразведка с целью определения наличия самолетов на аэродромах. Имевшиеся данные подтвердились. С утра по аэродромам начали действовать штурмовики и истребители. Группа штурмовиков под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана Жабинского под прикрытием истребителей, встав в круг, с высоты 700—100 метров сделала пять заходов по аэродрому. При этом было уничтожено 12 и повреждено 10 вражеских самолетов. С таким же примерно результатом действовали по аэродромам противника и другие группы. Характерно, что после этих ударов авиация противника в течение 30 и 31 января вылетов почти не производила.
В Восточно-Прусской операции советские летчики оказывали большую помощь наземным войскам в ликвидации окруженных вражеских группировок.
В феврале и марте 1945 г. Советская Армия уничтожала крупную группировку гитлеровцев, окруженную юго-восточнее Кенигсберга. Опираясь на укрепленные позиции, враг упорно оборонялся. Наши войска, сжимая кольцо окружения, наносили последовательные удары на отдельных участках и направлениях, заставляя противника дробить свои силы. Советские летчики в это время уничтожали живую силу и технику врага, срывая его маневр и создавая тем самым наземным войскам условия для захвата одного опорного пункта за другим.
Особенно эффективно действовали штурмовики. Группе старшего лейтенанта Беликова была поставлена задача уничтожить войска и технику противника, сосредоточенные в районе железнодорожной станции Лихтенфельд. Через несколько минут после получения задачи группа была в воздухе. Сплошная облачность на высоте 200 метров и дымка усложняли полет. Старший лейтенант Беликов решил зайти на цель на малой высоте из-за лесного массива северо-восточнее станции Лихтенфельд. Благодаря такому решению выход штурмовиков на цель оказался совершенно внезапным для вражеских войск. В первом заходе каждый экипаж, находясь в общем кругу, прицельно сбросил бомбы на объект, указанный командиром. Затем летчики открыли по целям пулеметно-пушечный огонь. Для подавления зенитно-артиллерийских точек врага были выделены специальные экипажи. Успешно выполнив задачу, группа без потерь возвратилась на аэродром.
При уничтожении окруженной группировки на поле боя было много целей. Необходимо было тщательно разбираться в обстановке и атаковывать те из них, которые были особенно важны. В этих условиях роль командира группы штурмовиков была особенно велика. Показательны в этом отношении действия группы штурмовиков капитана Иванова. Днем 19 февраля эта группа вылетела в район Якнитц с целью уничтожения войск противника, стягивавшихся для проведения контратаки. Прибыв в район цели, капитан Иванов приказал экипажам построиться в круг.
Сам командир с одним ведомым встал внутри круга с принижением на 100 метров и стал подавать летчикам команды, какие цели атаковать. Капитан Иванов организовал как бы своеобразную станцию наведения непосредственно над целью. Оценивая каждый объект, он решал, какой из них атаковать в первую очередь. Группа сделала пять заходов и нанесла большой урон противнику.
В боях с врагом советские летчики показали свои высокие морально-боевые качества. Крепкая дружба и войсковое товарищество сплачивали их в единый боевой коллектив.
В эти дни на фронте произошел интересный случай, свидетельствующий о большой боевой дружбе советских летчиков и готовности к самопожертвованию ради спасения жизни своего боевого товарища.
В 13 часов 23 минуты 19 февраля группа истребителей под командованием гвардии старшего лейтенанта Долголева вылетела для выполнения задания на ледовых дорогах через залив Фриш-Гаф. В районе мыса Каддиг-Хакен группа была обстреляна зенитной артиллерией. От прямого попадания снаряда на самолете старшего лейтенанта Долголева загорелся двигатель. Попытки летчика сбить пламя оказались безуспешными. Двигатель остановился, и летчику пришлось совершить посадку на горящем самолете в районе расположения противника. Выскочив из машины, летчик заметил бегущих к нему вражеских солдат. В это время друзья попавшего в беду летчика начали их штурмовать. Старшему лейтенанту Долголеву в результате этой поддержки удалось уйти от противника и скрыться в лесу. По радио была вызвана группа истребителей, которая стала патрулировать над районом, где находился старший лейтенант Долголев. Возвратившись на свой аэродром, гвардии младший лейтенант Михеев обратился к командованию с просьбой разрешить ему вывезти своего командира с территории врага. Разрешение было получено. На самолете По-2 днем летчик Михеев под обстрелом зенитной артиллерии врага, то скрываясь в облаках, то прижимаясь к верхушкам деревьев, летел к месту посадки командира. Старший лейтенант Долголев, услышав шум мотора По-2, выскочил из лесу на лед. Михеев, увидев командира и вновь бегущих к нему солдат противника, быстро снизился и произвел посадку на лед. На глазах у вражеских солдат, находившихся в 500—600 метрах от самолета, Михеев взял на борт самолета своего командира и благополучно вернулся на свой аэродром. За опасение командира, мужество и отвагу, проявленные во время этого полета, гвардии младший лейтенант Михеев был представлен к правительственной награде.
После уничтожения окруженной группировки юго-восточнее Кенигсберга началась подготовка, а затем и штурм самой крепости Кенигсберг. Авиация, расчищая путь наземным войскам, своими непрерывными и мощными ударами помогла им быстро овладеть крепостью, которую враг считал неприступной. При этом от советских летчиков требовалась большая точность в нанесении ударов. Для разрушения железобетонных укреплений необходимо было прямое попадание бомб. Экипажи штурмовиков и бомбардировщиков отлично справились с задачей, показав высокую боевую выучку.
Истребители не допускали к району Кенигсберга вражеские самолеты, уничтожая их в воздушных боях, блокировали аэродромы и наносили по ним удары совместно со штурмовиками и бомбардировщиками. Все это в немалой степени содействовало успешным действиям наземных войск. К исходу 9 апреля гарнизон города Кенигсберг, рассеченный на отдельные группы, был вынужден капитулировать.
В упорных боях с немецкими фашистами в Восточной Пруссии советские летчики показали себя умелыми воинами, беззаветно преданными своей Родине, готовыми отдать свою жизнь за счастье народа.
14 апреля 1945 г. лейтенант Шишов вместе с другими бомбардировщиками уничтожал самолеты противника на аэродроме Нойтиф. В бою он был тяжело ранен и потерял сознание. Управление самолетом взял на себя штурман гвардии младший лейтенант Другомилов. Выровняв машину, он повел ее на свой аэродром. Три круга сделал он над аэродромом. За это время лейтенант Шишов пришел в сознание. Напрягая последние силы, он посадил самолет.
24 апреля 1945 г. гвардии старший лейтенант Пырков вылетел в составе группы, чтобы бомбардировать крепость Пиллау. На подходе к цели от разрыва зенитного снаряда летчик получил тяжелое ранение. Несмотря на это, он не повернул назад свой самолет, а пробился к цели и точно сбросил на нее свои бомбы. Только выполнив задание, летчик доложил о ранении своему командиру и попросил разрешения оставить строй и идти на ближайший аэродром. Пырков все же сумел посадить свой самолет. Впоследствии старшему лейтенанту Пыркову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В боях за Восточную Пруссию отличились не только летчики и штурманы, но и весь личный состав авиационных частей и соединений. Техники, механики, мотористы и другие специалисты старались сделать все, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи. Высокую сознательность, готовность сражаться мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом, воспитывала у советских летчиков наша славная Коммунистическая партия. Коммунисты цементировали авиационные подразделения и части, вдохновляли летчиков на славные боевые дела, воспитывали у них высокие морально-боевые качества, укрепляли боевой дух и воинскую дисциплину. Будучи всегда и во всем впереди, коммунисты и комсомольцы являлись образцом стойкости и героизма, личным примером вдохновляли авиаторов на героические подвиги.
Командиры и политработники широко пропагандировали боевой опыт передовых авиаторов. Каждый подвиг летчика, отличное выполнение своего воинского долга авиаспециалистом становились достоянием всего личного состава.
В боях по разгрому восточно-прусской группировки советские летчики, несмотря на трудные условия, с честью выполнили поставленные перед ними боевые задачи.
Источник: Полковник Н. НИКОЛАЕВ — «Вестник воздушного флота» № 8, 1953 г.
В Восточной Пруссии противник сосредоточил немалое количество зенитных орудий, поэтому при нанесении ударов летчикам приходилось преодолевать сильный зенитный огонь. Зачастую нужно было выделять часть самолетов для подавления многочисленных вражеских зенитно-артиллерийских точек.
Несмотря на сложную обстановку, советские летчики успешно выполнили все задачи, которые в ходе боев ставились перед ними командованием.
Для этого у них были все условия. Героические труженики тыла снабжали Советскую Армию всем необходимым для победы. Наши Военно-воздушные силы продолжали получать в достаточном количестве первоклассные самолеты, которые по своим качествам превосходили самолеты врага. Авиационные части были полностью оснащены прекрасными отечественными радиотехническими средствами связи и самолетовождения. К этому времени советские летчики накопили богатый боевой опыт борьбы с вражеской авиацией, опыт взаимодействия с наземными войсками при прорыве сильно укрепленной обороны противника. Наземные войска научились быстро и с наибольшим успехом использовать результаты ударов авиации по противнику.
Наша авиация принимала активное участие в подготовке операции. Советские истребители надежно прикрывали сосредоточение наземных войск.
Задолго до начала наступления наши самолеты-разведчики сфотографировали все оборонительные сооружения противника. Передовые рубежи были засняты перспективно. Эти фотоснимки сказали потом немалую помощь для наступавших войск.
Советские летчики не давали противнику маневрировать войсками и срывали подход его резервов. Действуя по железным и шоссейным дорогам, они уничтожали вражеские эшелоны, громили его автоколонны, причем удары по этим объектам наносили не только штурмовики и бомбардировщики, но и истребители, действия которых были весьма эффективными. Так, например, 14 декабря 1944 г. пара истребителей под командованием гвардии лейтенанта Долголева, находясь над территорией противника, обнаружила железнодорожный эшелон, входивший в лес. Снизившись до небольшой высоты, они стали ожидать выхода эшелона на открытое место. Как только поезд вышел из леса, истребители, зайдя спереди со стороны солнца, внезапно атаковали его. Свой первый удар они направили на паровоз. В результате прямых попаданий паровоз был поврежден и эшелон остановился. Затем летчики предприняли еще шесть атак. Эшелон загорелся, а в нескольких вагонах начались взрывы.
В ночь перед наступлением ночные бомбардировщики, чтобы измотать врага, наносили непрерывные удары по его позициям. Каждую минуту в районе расположения врага рвались бомбы.
В ходе прорыва тактической глубины обороны противника советские летчики надежно прикрывали наземные войска от ударов вражеской авиации, прокладывали им путь вперед, уничтожая вражеские артиллерийские батареи, разрушая доты, дзоты и другие фортификационные сооружения. Большую помощь наземным войскам оказали штурмовики. Это подтверждается многочисленными примерами. Приведем некоторые из них. Группа штурмовиков под командованием гвардии майора Тюленева нанесла удар по большой (до 30 машин) группе танков противника, готовившегося к контратаке. Сделав четыре захода с высоты 500—100 метров, штурмовики сожгли несколько танков, Возвращаясь на свой аэродром, гвардии майор Тюленев встретил группу штурмовиков под командованием майора Степанищева М. Т., шедшую к полю боя, и по радио передал Степанищеву данные о местонахождении танков. Получив данные о цели, гвардии майор Степанищев нашел ее и вторично атаковал, сделав с группой восемь заходов. В результате действий штурмовиков контратака противника была сорвана.
Действия наших штурмовиков и пехоты как при прорыве тактической глубины обороны противника, так и в последующем отличались исключительной слаженностью и согласованностью.
Группе штурмовиков под командованием гвардии капитана Козенкова при подходе к полю боя авианаводчик сообщил, что на северо-восточной окраине одного населенного пункта две артиллерийские батареи противника мешают продвижению нашей пехоты. Сделав холостой заход, штурмовики обнаружили цель. Затем они сделали на нее еще четыре захода, в результате которых артиллерийские батареи врага были подавлены. Воспользовавшись ударом штурмовиков, пехота во время четвертого захода самолетов перешла в атаку и успешно выполнила поставленную задачу.
Таких примеров, показывающих, насколько хорошо взаимодействовали группы штурмовиков с нашими наземными войсками и как умело использовали пехотинцы результаты удара советских летчиков по вражеским огневым средствам и опорным пунктам, можно привести множество.
Командиры стрелковых подразделений благодарили летчиков за отличные действия. Вот что рассказывал командир одного из наземных подразделений капитан М. Макаров о действиях штурмовиков во время боев в Восточной Пруссии:
«У нас со штурмовиками выработалось взаимопонимание. Штурмовики быстро реагируют на все сигналы пехотинцев. В одном из домов было несколько огневых точек. Когда подошли штурмовики, мы выпустили ряд ракет в сторону этого дома. Пара штурмовиков, сбросив на дом несколько бомб, разрушила его. Другая пара пушечным огнем вызвала пожар. Гитлеровцы стали выползать из подвалов. Опорная точка врага была быстро захвачена нами».
Много поучительного было в приемах и способах взаимодействия штурмовиков и артиллерии, применявшихся в эти дни. Так, например, 14 января 1945 г. в 14 часов 20 минут на восточной окраине Бракупенен артиллерийские батареи противника открыли огонь по боевым порядкам наших войск. На западной окраине Тутшен находились огневые точки зенитной артиллерии, которые всякий раз, как появлялись наши самолеты, открывали по ним сильный огонь. Исходя из сложившейся обстановки, советское командование приняло решение огнем артиллерии и штурмовиков уничтожить эти батареи.
В 15 часов 1 минуту наша артиллерия открыла огонь по артиллерийским батареям противника на западной окраине Тутшен, а в 15 часов 4 минуты перенесла свой огонь на его зенитную артиллерию. В 15 часов 4 минуты группа штурмовиков под командованием гвардии майора Мыльникова подошла к району командного пункта. По радио она была нацелена на обнаруженные артиллерийские батареи. Штурмовики отыскали цель и атаковали ее, сделав по четыре захода на цель с высоты 900—400 метров. В результате совместных действий артиллерии и штурмовиков артиллерийские батареи противника были выведены из строя. Наземные войска получили возможность быстро продвигаться вперед.
Приведем еще один пример согласованности действий штурмовиков и артиллеристов. В тот же день, когда действовала группа Мыльникова, часом позже, группа под командованием Героя Советского Союза майора Паршина Г. М. обнаружила на восточной окраине Буджупен три артиллерийские батареи противника, на западной окраине Бружен— одну артиллерийскую батарею, в 1 километре западнее Лаугален — две минометные батареи, в 1 километре восточнее того же пункта — до четырнадцати минометных батарей. Все эти батареи вели огонь по боевым порядкам наших войск. Командир группы майор Паршин об обнаруженных целях доложил по радио на командный пункт и, получив разрешение, приступил к их подавлению.
С командного пункта авиационного начальника информацию передали артиллеристам, которые после трех атак штурмовиков произвели по этим же целям артиллерийский налет. В результате мощного огня штурмовиков и артиллерии большинство артиллерийских и минометных батарей противника было подавлено и наши наземные части успешно продолжали свое наступление. Артиллеристы часто помогали штурмовикам находить нужные цели на поле боя. Для этого они производили разрывы артиллерийских снарядов над теми целями, которые должны были атаковать штурмовики.
Штурмовики успешно сопровождали наши танки, действовавшие в глубине обороны противника.
19 января 1945 г. группа штурмовиков под командованием гвардии майора Мален, сопровождавшая танки, получила с земли указание нанести удар по двум артиллерийским батареям противника в районе южнее Аулоненен, мешавшим продвижению танков. Наше самоходное орудие двумя снарядами с разрывами черного цвета на высоте 200—300 метров указало штурмовикам цель. Гвардии майор Мален, увидев разрывы, нашел вражеские артиллерийские батареи. Однако при подходе к цели по штурмовикам открыла огонь зенитная батарея противника. Наши самоходные орудия заметили это и, открыв огонь, подавили ее. Тем временем штурмовики, став в круг, подавили огонь обеих артиллерийских батарей противника. После удара штурмовиков наши танки стали успешно продвигаться вперед.
Даже во время очень плохой погоды штурмовики не прекращали поддержку наступавших танкистов, действуя уже не группами, а парами и звеньями, зачастую без прикрытия истребителей. При этом наши летчики, проявляя разумную инициативу и находчивость, в любых условиях образцово выполняли поставленные задачи.
28 января штурмовики под командованием гвардии капитана Лысенко Н. К. сопровождали наши наступавшие наземные войска. Метеорологические условия не благоприятствовали полету. Стояла сплошная облачность высотой до 400 метров, видимость не превышала 1 километра. Штурмовикам предстояло нанести удар по артиллерии противника, расположенной юго-восточнее опорного пункта Ляут. При этом авианаводчик предупредил, что цель прикрыта сильным огнем зенитной артиллерии. Гвардии капитан Лысенко применил хитрость. С первого захода с высоты 400 метров вся группа атаковала цель, сбросила бомбы, затем, развернувшись и снизившись до 100—50 метров, ушла на свою территорию. Зенитная артиллерия противника слишком поздно открыла огонь по уходящей группе. Пройдя 10—12 километров над своей территорией, штурмовики вновь развернулись на цель и с высоты 250 метров сделали еще три захода. В каждом заходе производилось две-три атаки по артиллерии противника и по обнаруженным в первом заходе зенитным точкам. Старший командир дал отличную оценку действиям группы.
Успех действий группы штурмовиков гвардии капитана Лысенко был обеспечен тем, что командир правильно оценил обстановку, принял верное решение и смело претворил его в жизнь. В условиях когда цель прикрыта сильным зенитным огнем, а метеорологическая обстановка вынуждает лететь на цель на небольшой высоте, только внезапность действий могла привести к успеху.
Поддерживая свои войска, штурмовики одновременно вели разведку, доставляли командованию ценные сведения, помогая тем самым раскрывать замыслы противника. Нередко наши летчики предупреждали командование о готовящихся контратаках врага, срывали его намерения.
Пара штурмовиков, ведомая гвардии старшим лейтенантом Ивченко В. И., выполняя задание, обнаружила самоходные пушки противника, заходившие в тыл нашим танкам. Эти сведения Ивченко немедленно передали танкистам. Последние, вовремя предупрежденные штурмовиками, внезапным ударом по врагу сорвали его замысел.
Не менее искусно в интересах наземных войск действовали и бомбардировщики. Ночные бомбардировщики в течение ночи наносили непрерывные удары по опорным пунктам. С утра по опорным пунктам действовали дневные бомбардировщики. Затем пехота и танки выбивали противника из этих пунктов. Так, например, был взят опорный пункт Маллвишкен. В ночь на 17 января бомбардировщики уничтожали огневые средства и живую силу в этом опорном пункте. С утра на этот пункт произвели налеты группы бомбардировщиков под командованием гвардий подполковника Каткова и гвардии майора Палий. В пункте Маллвишкен было разрушено много вражеских укреплений. Затем в атаку перешли наземные войска, которые два часа спустя взяли этот опорный пункт.
Совместными ударами войск и авиации было сломлено сопротивление противника в узле обороны Гумбиннен, на пути к Кенигсбергу. Здесь гитлеровцам в результате ряда контратак удалось на некоторое время задержать продвижение наших войск на запад.
В 15 часов 30 минут 20 января на этот пункт совершили налет наши штурмовики, подавлявшие огневые средства противника вокруг города. В 16 часов 20 минут нанесли удар с высоты 3000—3500 метров бомбардировщики.
Наша пехота, воспользовавшись результатом действий авиации, ровно в 16 часов 20 минут, когда последние самолеты еще были над Гумбиннен, начала атаку города. В 17 часов 50 минут, т. е. через полтора часа после начала атаки, войска уже вели бои на западной окраине Гумбиннен.
Этот пример показывает, что командиры и штабы наших наземных и авиационных частей достигли большого искусства в организации взаимодействия. Только при четком согласовании ударов авиации и наземных войск по месту, времени и целям возможны такие действия, когда наземные войска начинают штурм опорного пункта сразу же после удара авиации.
В боях над Восточной Пруссией славную страницу в свою боевую летопись вписали истребители. Они удерживали полное господство в воздухе. При этом советские летчики-истребители проявляли замечательные образцы храбрости, мужества, непревзойденное боевое мастерство. 18 января Герой Советского Союза гвардии капитан Головачев П. Я. во главе группы истребителей патрулировал над полем боя, прикрывая свои наземные войска. В это время он заметил 15 самолетов противника. Оставив одну группу для прикрытия своих войск, капитан Головачев во главе другой группы пошел на сближение с противником. Наши истребители настигли врага и атаковали его. После первой же атаки враг в беспорядке сбросил бомбы на свою территорию и стал уходить.
В этом бою гвардии капитан Головачев сбил два истребителя FW-190. В другом бою в этот же день он сбил еще два самолета противника.
Помимо уничтожения вражеской авиации в воздухе, советские летчики эффективно действовали и по вражеским аэродромам, особенно в наиболее ответственные моменты наступления войск. Так, 28 января ваши летчики, обеспечивая наступление наземных войск, выходивших на подступы к Кенигсбергу, нанесли ряд ударов по авиации противника на аэродромах Кенигсбергского аэроузла. Накануне дня удара была произведена доразведка с целью определения наличия самолетов на аэродромах. Имевшиеся данные подтвердились. С утра по аэродромам начали действовать штурмовики и истребители. Группа штурмовиков под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана Жабинского под прикрытием истребителей, встав в круг, с высоты 700—100 метров сделала пять заходов по аэродрому. При этом было уничтожено 12 и повреждено 10 вражеских самолетов. С таким же примерно результатом действовали по аэродромам противника и другие группы. Характерно, что после этих ударов авиация противника в течение 30 и 31 января вылетов почти не производила.
В Восточно-Прусской операции советские летчики оказывали большую помощь наземным войскам в ликвидации окруженных вражеских группировок.
В феврале и марте 1945 г. Советская Армия уничтожала крупную группировку гитлеровцев, окруженную юго-восточнее Кенигсберга. Опираясь на укрепленные позиции, враг упорно оборонялся. Наши войска, сжимая кольцо окружения, наносили последовательные удары на отдельных участках и направлениях, заставляя противника дробить свои силы. Советские летчики в это время уничтожали живую силу и технику врага, срывая его маневр и создавая тем самым наземным войскам условия для захвата одного опорного пункта за другим.
Особенно эффективно действовали штурмовики. Группе старшего лейтенанта Беликова была поставлена задача уничтожить войска и технику противника, сосредоточенные в районе железнодорожной станции Лихтенфельд. Через несколько минут после получения задачи группа была в воздухе. Сплошная облачность на высоте 200 метров и дымка усложняли полет. Старший лейтенант Беликов решил зайти на цель на малой высоте из-за лесного массива северо-восточнее станции Лихтенфельд. Благодаря такому решению выход штурмовиков на цель оказался совершенно внезапным для вражеских войск. В первом заходе каждый экипаж, находясь в общем кругу, прицельно сбросил бомбы на объект, указанный командиром. Затем летчики открыли по целям пулеметно-пушечный огонь. Для подавления зенитно-артиллерийских точек врага были выделены специальные экипажи. Успешно выполнив задачу, группа без потерь возвратилась на аэродром.
При уничтожении окруженной группировки на поле боя было много целей. Необходимо было тщательно разбираться в обстановке и атаковывать те из них, которые были особенно важны. В этих условиях роль командира группы штурмовиков была особенно велика. Показательны в этом отношении действия группы штурмовиков капитана Иванова. Днем 19 февраля эта группа вылетела в район Якнитц с целью уничтожения войск противника, стягивавшихся для проведения контратаки. Прибыв в район цели, капитан Иванов приказал экипажам построиться в круг.
Сам командир с одним ведомым встал внутри круга с принижением на 100 метров и стал подавать летчикам команды, какие цели атаковать. Капитан Иванов организовал как бы своеобразную станцию наведения непосредственно над целью. Оценивая каждый объект, он решал, какой из них атаковать в первую очередь. Группа сделала пять заходов и нанесла большой урон противнику.
В боях с врагом советские летчики показали свои высокие морально-боевые качества. Крепкая дружба и войсковое товарищество сплачивали их в единый боевой коллектив.
В эти дни на фронте произошел интересный случай, свидетельствующий о большой боевой дружбе советских летчиков и готовности к самопожертвованию ради спасения жизни своего боевого товарища.
В 13 часов 23 минуты 19 февраля группа истребителей под командованием гвардии старшего лейтенанта Долголева вылетела для выполнения задания на ледовых дорогах через залив Фриш-Гаф. В районе мыса Каддиг-Хакен группа была обстреляна зенитной артиллерией. От прямого попадания снаряда на самолете старшего лейтенанта Долголева загорелся двигатель. Попытки летчика сбить пламя оказались безуспешными. Двигатель остановился, и летчику пришлось совершить посадку на горящем самолете в районе расположения противника. Выскочив из машины, летчик заметил бегущих к нему вражеских солдат. В это время друзья попавшего в беду летчика начали их штурмовать. Старшему лейтенанту Долголеву в результате этой поддержки удалось уйти от противника и скрыться в лесу. По радио была вызвана группа истребителей, которая стала патрулировать над районом, где находился старший лейтенант Долголев. Возвратившись на свой аэродром, гвардии младший лейтенант Михеев обратился к командованию с просьбой разрешить ему вывезти своего командира с территории врага. Разрешение было получено. На самолете По-2 днем летчик Михеев под обстрелом зенитной артиллерии врага, то скрываясь в облаках, то прижимаясь к верхушкам деревьев, летел к месту посадки командира. Старший лейтенант Долголев, услышав шум мотора По-2, выскочил из лесу на лед. Михеев, увидев командира и вновь бегущих к нему солдат противника, быстро снизился и произвел посадку на лед. На глазах у вражеских солдат, находившихся в 500—600 метрах от самолета, Михеев взял на борт самолета своего командира и благополучно вернулся на свой аэродром. За опасение командира, мужество и отвагу, проявленные во время этого полета, гвардии младший лейтенант Михеев был представлен к правительственной награде.
После уничтожения окруженной группировки юго-восточнее Кенигсберга началась подготовка, а затем и штурм самой крепости Кенигсберг. Авиация, расчищая путь наземным войскам, своими непрерывными и мощными ударами помогла им быстро овладеть крепостью, которую враг считал неприступной. При этом от советских летчиков требовалась большая точность в нанесении ударов. Для разрушения железобетонных укреплений необходимо было прямое попадание бомб. Экипажи штурмовиков и бомбардировщиков отлично справились с задачей, показав высокую боевую выучку.
Истребители не допускали к району Кенигсберга вражеские самолеты, уничтожая их в воздушных боях, блокировали аэродромы и наносили по ним удары совместно со штурмовиками и бомбардировщиками. Все это в немалой степени содействовало успешным действиям наземных войск. К исходу 9 апреля гарнизон города Кенигсберг, рассеченный на отдельные группы, был вынужден капитулировать.
В упорных боях с немецкими фашистами в Восточной Пруссии советские летчики показали себя умелыми воинами, беззаветно преданными своей Родине, готовыми отдать свою жизнь за счастье народа.
14 апреля 1945 г. лейтенант Шишов вместе с другими бомбардировщиками уничтожал самолеты противника на аэродроме Нойтиф. В бою он был тяжело ранен и потерял сознание. Управление самолетом взял на себя штурман гвардии младший лейтенант Другомилов. Выровняв машину, он повел ее на свой аэродром. Три круга сделал он над аэродромом. За это время лейтенант Шишов пришел в сознание. Напрягая последние силы, он посадил самолет.
24 апреля 1945 г. гвардии старший лейтенант Пырков вылетел в составе группы, чтобы бомбардировать крепость Пиллау. На подходе к цели от разрыва зенитного снаряда летчик получил тяжелое ранение. Несмотря на это, он не повернул назад свой самолет, а пробился к цели и точно сбросил на нее свои бомбы. Только выполнив задание, летчик доложил о ранении своему командиру и попросил разрешения оставить строй и идти на ближайший аэродром. Пырков все же сумел посадить свой самолет. Впоследствии старшему лейтенанту Пыркову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В боях за Восточную Пруссию отличились не только летчики и штурманы, но и весь личный состав авиационных частей и соединений. Техники, механики, мотористы и другие специалисты старались сделать все, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи. Высокую сознательность, готовность сражаться мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом, воспитывала у советских летчиков наша славная Коммунистическая партия. Коммунисты цементировали авиационные подразделения и части, вдохновляли летчиков на славные боевые дела, воспитывали у них высокие морально-боевые качества, укрепляли боевой дух и воинскую дисциплину. Будучи всегда и во всем впереди, коммунисты и комсомольцы являлись образцом стойкости и героизма, личным примером вдохновляли авиаторов на героические подвиги.
Командиры и политработники широко пропагандировали боевой опыт передовых авиаторов. Каждый подвиг летчика, отличное выполнение своего воинского долга авиаспециалистом становились достоянием всего личного состава.
В боях по разгрому восточно-прусской группировки советские летчики, несмотря на трудные условия, с честью выполнили поставленные перед ними боевые задачи.
Источник: Полковник Н. НИКОЛАЕВ — «Вестник воздушного флота» № 8, 1953 г.
-
- Собиратель
- Сообщения: 431
- Зарегистрирован: 13-08-2012 09:55:40
- Благодарил (а): 14 раз
- Поблагодарили: 186 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Есть вопрос: 14 апреля 1945 года погибли при выполнении боевого задания летчики 206-го окрап капитан Селезень Федор Никитович, заместитель командира эскадрильи истребителей (на середину марта 167 боевых вылетов) и старший лейтенант Коваленко Василий Фёдорович, командир звена истребителей (252 вылета на «По-2» и на 10 апреля 18 боевых вылетов на «Як-9»). В отчете 206-го окрап про них ни чего не говорится?Feniks писал(а)
206 ОКРАП. Буду выкладывать информацию о работе этого авиа полка.
Кроме того, 6 февраля разбился младший лейтенант Созров Виктор Михайлович, но в отчете про это происшествие не сообщается.
Второй вопрос по отчету 1-й Воздушной армии за январь.
За период с 13 по 31 января 1-я Воздушная армия и зенитчики 3-го Белорусского фронта доложили в Генеральный Штаб про 266 якобы сбитых и уничтоженных на аэродромах немецких самолетов. Ещё 215 немецких самолетов части 3-го Белорусского фронта захватили на аэродромах. А как в плане потерь авиационной техники и летного состава выглядит 1-я Воздушная армия, может хоть итоговые данные есть?
-
- Собиратель
- Сообщения: 349
- Зарегистрирован: 05-09-2011 18:33:41
- Благодарил (а): 12 раз
- Поблагодарили: 119 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Работа, это одни документы, а потери это совершено другие! Меня интересовала только работа лётных подразделений, а конкретно я искал аэрофотосъёмку за период январь - май 1945 года. А то, что я выкладываю на форуме, это попутный материал, который попался в процессе поиска в ЦАМО. Так, что на Ваши вопросы у меня к сожалению ответов нет.
-
- Интересующийся
- Сообщения: 295
- Зарегистрирован: 01-05-2009 12:30:34
- Благодарил (а): 30 раз
- Поблагодарили: 58 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
подскажите а у Вас есть что то по Пиллау и косе Фрише Нерунг. Михаил
-
- Собиратель
- Сообщения: 349
- Зарегистрирован: 05-09-2011 18:33:41
- Благодарил (а): 12 раз
- Поблагодарили: 119 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
На данный момент по косе ни чего нет, а по Пиллау, есть пока только один снимок, я его по моему уже выкладывал.
-
- Собиратель
- Сообщения: 349
- Зарегистрирован: 05-09-2011 18:33:41
- Благодарил (а): 12 раз
- Поблагодарили: 119 раз
-
- Собиратель
- Сообщения: 349
- Зарегистрирован: 05-09-2011 18:33:41
- Благодарил (а): 12 раз
- Поблагодарили: 119 раз
Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия
Ещё один снимок, сделан в районе населённого пункта Thierenberg.