Papier- und Zellstoffwerke Cosse (Калининградский ЦБЗ № 2, "Цепрусс")

Фабрики, заводы, комбинаты, добывающие предприятия, строительство, энергетика, инженерные системы

Модератор: Serg_08

Ответить
ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 657 раз
Контактная информация:

Papier- und Zellstoffwerke Cosse (Калининградский ЦБЗ № 2, "Цепрусс")

Сообщение ПАДОНАК »

ЦБК ЗАО ИИ "Цепрусс" - сокращенное название от "Целлюлозы Пруссии". Комбинат был открыт в 1906 году в районе Коссе и считался одним из мощных бумажных фабрик Европы. Во время боевых действий в Кёнигсберге завод был остановлен.
00.jpg
01.jpg
03 Предположительно 70-е
03.jpg
Итак (на какой год инфа не знаю)
Объём выпускаемой продукции, тыс. руб. — 17810
Численность работников — 2050
Основные виды продукции (годовой выпуск)
Целлюлоза по варке, тонн — 78600
Целлюлоза товарная, тонн — 69350
Бумага, тонн — 1880
Дрожжи кормовые, тонн — 1880
Товары культурно бытового назначения, тыс. руб. - 1310

Приказом Наркомата целлюлозной и бумажной промышленности СССР от 11 мая 1945 г. № 167 в соответствии с постановлением Государственного комитета Обороны от 8 мая 1945 г. «Об использовании целлюлозно-бумажных предприятий в городах Тильзит, Кенигсберг, Клайпеда, Рагнит и Велау» организовано Управление по восстановлению и подготовке ввода в эксплуатацию предприятий Наркомата целлюлозной и бумажной промышленности в городах Кенигсберг, Тильзит, Клайпеда, Рагнит и Велау (Советск, Калининград, Неман, Знаменск).

приказ военного коменданта города и крепости Кёнигсберг о возобновление работы ЦБК
1комен.jpg

Целлюлозно-бумажный комбинат попал в число первоочередных объектов Кёнигсберга, подлежащих восстановлению. Это было связано с тем, что на его территории находилась теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), обеспечивающая город светом и теплом. Запустить предприятие предполагалось к 31 декабря 1945 года. 

В восстановительных работах участвовали пленные немцы, некоторыми из которых были организованы акты саботажа и диверсии. В результате этого запустить комбинат к 31 декабря не удалось. Пуск состоялся в январе 1946 года.
Управление ликвидировано с 20 декабря 1947 г. на основании приказа Министерства целлюлозной и бумажной промышленности от 22 ноября 1947 г. № 924. За немногим более чем двухлетний период своего существования управление организовало прием, размещение и бытовое устройство свыше 8 тыс. работников, прибывших из ряда областей Советского Союза. Под руководством Управления были созданы ведомственные больницы, поликлиники, бани, прачечные, столовые, магазины, хлебопекарни, подсобное сельскохозяйственное производство и рыболовецкое хозяйство, восстановлены и пущены в эксплуатацию Кенигсбергские ЦБК-1 и ЦБК-2, Рагнитский (Неманский) и Тильзитский (Советский) ЦБК, ЦБК-1 в Клайпеде, бумажная фабрика «Велау». Целлюлозно-бумажные предприятия области перешли в подчинение Главного управления целлюлозной, бумажной, гидролизной и лесной промышленности Калининградской области.
Приказом Министерства целлюлозно-бумажной промышленности СССР от 18 августа 1976 г. № 223 создано Калининградское производственное объединение «Калининградбумпром» на базе Калининградского целлюлозно-бумажного комбината № 1, который стал именоваться Калининградским целлюлозно-бумажным заводом № 1 (головной производственной единицей). Включенные в состав объединения Калининградский целлюлозно-бумажный комбинат № 2 и Знаменская бумажная фабрика преобразованы в производственные единицы без прав юридического лица. ЦБК № 2 переименован в Калининградский ЦБЗ № 2, за Знаменской бумажной фабрикой сохранено прежнее наименование.
ПО «Калининградбумпром» подчинялось Всесоюзному промышленному объединению «Союзцеллюлоза» Министерства целлюлозно-бумажной промышленности СССР.
В 1990-е гг. объединение распалось. ЦБЗ-2, являвшийся одной из производственных единиц объединения, в 1990 г. в рамках государственной экономической реформы был выкуплен коллективом завода у государства в коллективно-долевую собственность, создан Народный концерн «Бутек», который в 1993 г. акционировался в совместное предприятие ЗАО «Цепрусс», существующее и поныне.
Выпускает промышленную продукцию - картон, лигносульфонат, целлюлозу, а также санитарно-гигиенические товары - бумажные платочки, салфетки и туалетную бумагу.
ЗАО ИИ «ЦЕПРУСС» (ранее предприятие называлось «Калининградский целлюлозно-бумажный комбинат № 2») на территории находится единственная в Калининградской области узкоколейная железная дорога колеи 600 мм.

В 2002 году было покушение на директора завода.
В 2005 г. гринписовцы неожиданно сильно возбудились в отношении Калининградского целлюлозно-бумажного комбината "Цепрусс", требуя его закрытия якобы по причине нарушения экологических норм. Два соседних точно так же оснащенных предприятия, работающие на территории области, "зеленую" братву почему-то не заинтересовали совершенно. Еще более удивительно, что атака "Гринписа" была скоординирована с атакой рейдеров, которые выкупили в собственность у ОАО "Промжелдортранс" подъездные железнодорожные пути к "Цепруссу", после чего уведомили последний, что намерены их разобрать. Подвоз сырья на комбинат был таким образом прекращен и предприятие встало. Через некоторое время некое ООО "Лесобалт", формально владеющее подъездными путями к чужому предприятию, предложило ЦБК продать ему в собственность по остаточной стоимости объекты промышленной инфраструктуры предприятия. Директор ЦБК отказался и вскоре на комбинат накинулись "экологи", которые верещали, что якобы хлоросодержащие стоки "Цепрусса" эквивалентны 30% стоков ВСЕХ целюлозно-бумажных предприятий Европы (и это в то время, когда работа предприятия была парализована!). Причем делу снова был придан международный масштаб - к участию в рейдерской атаке на предприятие были привлечены "зеленые" боевики из 10 стран. Но окончательно добить "Цепрусс" удалось только в 2007 г., когда 76% акций его за 11 миллионов долларов приобрела английская Baltic Oil Terminals Plc под строительство нефтеперевалочного терминала. Примечательно, что первой об этой сделке объявила общественная организация "Экозащита", которая несколько лет терроризировала ЦБК. К будущему нефтяному терминалу "экологи" никаких претензий не имеют.
В данное время на территории располагаются частные небольшие предприятия, присутствует охрана.

Но сначала опишем территорию
04 Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:10 000 (в 1 сантиметре — 100 метров), изданной в 1989 году
04.jpg
05
05.jpg
1. Лесная биржа
2. Отстойник
3. короотвал
4. ХЗ
5. Основное производство

06
06.jpg
1. Убежище
2. Дом творчества
3. ХЗ
4. ХЗ
5. ХЗ
6. ХЗ, возможно железнодорожный цех
7. ХЗ, возможно склад
8. ХЗ
9. Заводоуправление
10. Отбельный цех
11. Дрожжевой цех (снесён)
12. Кислотно - варочный цех (на 14 котлов)
13. Бумагоделательная машина
14. Турбинный цех
15. ХЗ цех
16. Сернокислотный цех. Рядом цех погрузчиков
17. Макулатурный цех
18. ХЗ, возможно склад
19. Котельная МУП Калининградтеплосеть
20. Сульфитно- спиртовый завод
21. 3 новых котла
22. Ремонто механический цех
23. площадка разгрузки угля, начало угольной эстакады
24. ХЗ
25. ХЗ, возможно какое КБ
26. Выпарной цех
27. Затопленный ствол
28. Отчистка стоков
29. Станция водоподготовки
30. ХЗ
31. Убежище № 68
32. Проходная, отдел кадров, охрана (живо)
33. Пожарная охрана завода
34. Общежитие
35. Автомобильный и ЖД цех
36. ХЗ
37. ХЗ
38. ХЗ
Пояснения и уточнения приветствуются

А теперь поговорим поподробнее. В первый раз на завод я попал в 2006 году, когда он медленно бился в агонии, но всё же был живой. И первые фотографии будут именно того периода
07
07.jpg
08 Выпарной цех
08.jpg
09 Слева спиртовой (на 2006 год уже брошен, справа кислотно - варочный)
09.jpg
10
10.jpg
11 Спиртовой изнутри
11.jpg
12
12.jpg
13 Слева котельная
13.jpg
14
14.jpg
15
15.jpg
16 Варочные ёмкости. Чем то напоминающие стыковку на орбите
16.jpg
17
17.jpg
18
18.jpg
19
19.jpg
20 Уж и не знаю что это или продукция завода или полуфабрикат :D
20.jpg
21
21.jpg
22
22.jpg
23 Отстойник отбельного цеха
23.jpg
24
24.jpg
25 И собственно непонятный ствол, уходящий вниз. Насос с горем пополам отсасывает воду
25.jpg
26
26.jpg
27
27.jpg
Следующая вылазка была в 2008 году, когда производство было уже остановлено. И мы побывали в большинстве цехов. Но это уже другая история....
Крайне приветствуются любые дополнения, уточнения и фотографии к статье :D Спасибо за внимание!
a-lex77
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 28-01-2012 22:57:30
Поблагодарили: 1 раз

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение a-lex77 »

Здравствуйте! Очень интересная тема, по-крайней мере для меня. Спасибо!
Довелось мне там поработать в 92-93 годах, в электроцехе. Помню ещё треугольные пакеты молока, выдаваемые нам за вредность, что характерно, этих пакетов уже в продаже небыло, а нам привозили с мол.завода. До и вообще всё детство прошло в так называемом районе - "ЦБК". Помню как с пацанами лазили "через забор" на территорию завода типа подварить чего-нибудь на велике. Люди тогда были добрые, денег не брали))) Один раз даже попали на выброс хлора, ощущения скажу я вам... Ну да ладно, излюбленными цехами были РМЦ и Транспортный. Кстати, в Транспортном была и сауна, помню как посещали её)))
Кстати, были на территории завода, так называемые открытые бардняные бассейны, содержащие серную кислоту. Так вот, ходила такая байка: однажды ночью, матрос, ушедший в самоволку из близлежащий воинской части, прелез через забор и угодил прямо в один из таких бассейнов. Видимо не заметил он бассейн, так как дело было зимой и вспененный бассейн сливался с сугробами. Нашли его только по сохранивимся пуговицам, всё остальное разъела кислота. Не знаю - байка или нет, но тем не менее слухи такие ходили.
Да, и ещё, Бабушка моя работала на комбинате с 58-го года машинистом паровоза, потом паровозы порезали и она ушла на пенсию. И вроде как Дед какое-то время работал там водителем самосвала.
И совсем забыл упамянуть ЦБКовскую свалку))) Нам пацанам было как никому другому там интресно. Столько всякого находили.))) Ну а уж когда пошёл бум на цвет.мет...
Отдельного внимания заслуживали горы паровозной серы, такие жёлтые) Не знаю, сохранились ли они сейчас...?
А вот и продукция того времени (ориентировочно 92-ой год), сохранилась по-сей день, спасибо Бабушке:
Вложения
Салфетки.JPG
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 3031
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 940 раз
Поблагодарили: 1626 раз

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение Serg_08 »

Жень, в первых фотках Гугль Земли не совсем точно указаны объекты. 3, 4 , 5 , 7 , 8 , - это территория КСРЗ - Марин инжиниринг сервис - судоремзавода , распроданного и разворованного в середине 90- х.. 3 - это цех трубопроводный и корпусной , к нему пристроено здание техслужб. ( ОТИС , КБ и прочие).4 - столовая , 7 - 1 и 3 цеха , точно уже не помню чего , а к ним присобачена трехэтажка заводоуправления , там сидели начальники - а на третьем этаже в отделе снабжения я работал в 94 - 96 годах. 8 - еще одно административное здание - а за ним транспортный цех , прямо за забором которого и был отстойник и слив особо вонючих и едких отходов. Шофера туда резину и всякий хлам бросали - съедало почти сразу. :) А вот 9 и 10 - это да - уже ЦБК..
5 - это склады - первый снизу - метиза и крепежа , второй - металла и листа , третий - резины , труб и прочего - прочего..
Да и 37 - весьма похоже на конторку ацетиленового склада СРЗ - точно не помню , но кажется , она была за ручьем , напротив цехов - по ТБ..
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 3031
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 940 раз
Поблагодарили: 1626 раз

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение Serg_08 »

Что касается серы - она складировалась за основной территорией , на подъездных путях напротив проходной , примерно в 200 - 300 метрах. Там же высыпали прямо на землю еще какую - то химию , и когда летом дул сильный ветер - был кирдык , ибо единственная дорога на СРЗ идет вдоль забора , и дышать было реально нечем. Впрочем , и на подходе к проходной от испарений глаза аж щипало.. Кстати , там же , на берегу Преголи был и старый немецкий пакгауз - остаток станции , сгоревший в конце 90- х..
Такие дела...
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
a-lex77
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 28-01-2012 22:57:30
Поблагодарили: 1 раз

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение a-lex77 »

А где-же мой родной и славный электроцех? Если память мне не изменяет, как входишь, после проходной - прямо и вроде как справа был именно он, за ним был вроде РМЦ (перпендикулярно). На первом этаже была электрообмоточная (4-тый участок), перематывали эл.моторы и разного рода катушки ( именно катушки и транформаторы я и перематывал) и помешение для электриков, обслуживающих весь завод.. На втором этаже была раздевалка. Что-то мне кажется, что электроцех рассполагался в здании № 29(по схеме). Могу ошибаться, много времени прошло с тех пор.)))
Да, и ещё совсем забыл))) Отдельная тема - так назвыемый спирт "сучёк" или "Коньяк "Три бревна"", жёлтого цвета, пахнущий резиной. Мужики его пили, жесть... Сам не пробовал)))
А ещё, у нас в электрообмоточной, была огромная электропечь, предназначенная для просушки лака эл.двигателей после перемотки. Такая огромная комната, герметично закрываемая. Так мы в ней обеды разогревали. Возьмёшь было из дома банку с макаронами по-флотски, а ближе к обеду её в эту самую печь и запиваешь их молоком выданным за вредность и отоваренным по талонам (внутренним). Красота...)))
ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 657 раз
Контактная информация:

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК »

Агония гиганта

Следующий раз мы посетили завод через 2 года, в 2008 году. В это самое время, когда завод уже был приговорён, но всё
же бился в предсмертной агонии.
Более менее безпалевно прогулялись по большинству цехов. Итак

1. В 2 самых высоких цеха - кислотно варочный и выпарной ведут замечательные винтовые лесенки
01.jpg
2. Бурты накопители для щепы
02.jpg
3.
03.jpg
4. Под буртами - накопителями находились огромные варочные котлы, в которых шепа варилась в кислоте под давлением
при температуре около 150 градусов
04.jpg
5.
05.jpg
6. эти же котлы с уровня ниже. На фото немецкие котлы. Всего на предприятии было 8 довоенных кованных котлов и 6
советских. Самый молодой 1993 года рождения
06.jpg
7.
07.jpg
8. Сравните разницу ;)
08.jpg
9.
09.jpg
10.
10.jpg
11.
11.jpg
12. На самом деле фотографии масштаб нисколько не передают (
12.jpg
13. В одном из довоенных котлов всё ещё теплилась жизнь
13.jpg
14. А это нижняя часть советского котла
14.jpg
15.Непонятные бассейны из нержи
15.jpg
16.
16.jpg
17. Зона управления котлами. В компах установлен Windows NT4.0, а система управляется Ломиконтом
17.jpg
18. Связь работает
18.jpg


19. Покинутые раздевалки
19.jpg


20. Слесарная мастерская. За дверью котлы
20.jpg


21. По эстакаде перемещаемся в отбельный цех. Он полностью мёртв. Но опарышами поеден не сильно
21.jpg
22.
22.jpg
23.
23.jpg
24. Вот так выглядит целлюлоза
24.jpg
25.
25.jpg
26.
26.jpg
27. Непонятные агрегаты с названием ролл. Может кто пояснит, для чего они. Внутри небольшой лабиринт, отделанный
кафелем
27.jpg
28.Снова целлюлоза
28.jpg
29.
29.jpg
30. Верхний уровень отбельного цеха
30.jpg
31. Будка управления
31.jpg
32.
32.jpg
33.
33.jpg
34. Вид на отбельный цех
34.jpg
35. Цех подготовки и отчистки бумажной смеси (скорее всего)
35.jpg
36.
36.jpg
37.
37.jpg
38.
38.jpg
39.
39.jpg
40. Документация на каждый агрегат в цехе
40.jpg
41. Дата смерти цеха 22 ноября 2006 года
41.jpg
42.
42.jpg
43. Мини БДМ
43.jpg
44.
44.jpg
45. Автохозяйство
45.jpg
46. Дрожжевой цех. Оборудован 3-мя инокуляторами для выращивания дрожжей,8 сепараторами и 3 сушилками барабанного
типа. Численность работников - 41. Годовой выпуск кормовых дрожжей 1180 тонн. Используются в животноводстве и
птицеводстве в качестве корма. В настоящее время снесён
46.jpg
47. Давно
47.jpg
48. наши дни. Сушилка
48.jpg
49.
49.jpg
50. Инкуляторы для выращивания. Или что от них осталось
50.jpg
51. В этом цехе более всего агитации
51.jpg
52.
52.jpg
53. ТЭЦ. Она же котельная. Ещё довоенное здание дышит наладом и в наши дни, снабжая часть города теплом. В перестроечные времена от завода тянули трубы полтора метра в диаметре, что бы греть 1/4 города. но всё как обычно
53.jpg
54. Уголь подавался на чердак котельной по эстакаде, попутно отчищаясь от железа, которое могло повредить дробильные барабаны
54.jpg
55.
55.jpg
56. Лента на чердаке скидывает уголь к нужному котлу
56.jpg
57. Сами котлы
57.jpg
58. Послевоенная граффити
58.jpg
59.
59.jpg
60. Совершенно демонический агрегат. Назначение неизвестно
60.jpg
61.
61.jpg
62. Хитросплетения проводов и магистралей
62.jpg
63.
63.jpg
64.
64.jpg
65. Следующий отчёт расскажет о практически детской ЖД на предприятии
65.jpg
66. Немного панорамок на ночь глядя
66.jpg
67. Калининградский порт и морской канал
67.jpg
68.
68.jpg
69.
69.jpg
Пока мы шоблались на крыше, мы спалились и принялись. Благо из хабара была только книга по технологии по работе завода на что ЧОПы просто о*уели. Потом начали шмонать . Оглядели фотки. И сказали "этаж что вы у нас ещё до дождя были". В итоге напоили чаем. А флэнку всё же отжали, посчитав нас промышленными шпионами. И на последок сказали, что при следующем зОпале утопят в кислоте (прям как щенков наверн). Но тк фотки были весьма дрочибельны, мы решили флешку вернуть, напарник вышел на начальство завода, что что они предложили приехать в заводоуправление. После отдельной беседы со мной и напарником) с каким то дядей и выяснением подробностей, флэшка была возвращена. Само собой пустая. Изи реавери при лайтовом сканировании нашёл !какую-то заводскую документацию, которую работники носили между собой. Изварты подумал я думая, что наврятли в их компах были ридеры для Компакт флеш... В итоге глубинное
сканирование вытянуло большинство фоток с похода. Спасибо за внимание, продолжение следует
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 3031
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 940 раз
Поблагодарили: 1626 раз

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение Serg_08 »

Строго говоря , многие фотки из данного поста не совсем относятся к Цепруссу , а больше к предместьям - но тем не менее считаю - дополнения в данном случае органично вписываются в общую тему.. Итак , прогулка ноября 2009 :
IMG_0045_новый размер.JPG
В этом симпатичном здании на набережной на третьем этаже находились таможенные брокеры , таможенники , на втором - транспортные агенты - в общем , посредники и прилипалы..
IMG_0047_новый размер.JPG
насосная станция по снабжению водой предприятия , в 50 метрах правее - главный химсток .. такой вот каприз инженерной мысли..
IMG_0048_новый размер.JPG
в начале 90 - х - капитальный , выводящий на Вагонку , а в те времена - уже временный , никуда не ведущий мостик ..
Остатки ГроссХольштайнштрассе и набережной , когда - то ведущей к мукомолке :
IMG_0049_новый размер.JPG
IMG_0050_новый размер.JPG
IMG_0051_новый размер.JPG
IMG_0052_новый размер.JPG
IMG_0055_новый размер.JPG
IMG_0057_новый размер.JPG
Подходим к бывшему "Лесобалту " и видим картину времен второй мировой :
IMG_0058_новый размер.JPG
IMG_0059_новый размер.JPG
IMG_0060_новый размер.JPG
Продолжение следует..
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 657 раз
Контактная информация:

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК »

Я думал в первом здании на фото не прилипалы были, а общага Цепрусса. На всех этажах там диваны да матрасы. А на первом какой то кондитерский заводик или пекарня
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 3031
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 940 раз
Поблагодарили: 1626 раз

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение Serg_08 »

Не знаю , что там сейчас , но в 1994 - 96 годах именно так все и было - плюс какая- то бухгалтерия и ИЧП , привязанные к Цепруссу..
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 657 раз
Контактная информация:

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК »

Панорама Цепрусса и порта сверху http://dennart.ru/pano/port/
ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 657 раз
Контактная информация:

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК »

Кто то говорит "Тепловоз не объект", но этому маленькому чуду хотелось бы посветить отдельный рассказ.
Узкоколейная железная дорога Калининградского целлюлозно-бумажного комбината «Цепрусс». Это во многом удивительная узкоколейная железная дорога, не имеющая себе равных.

Скорее всего, это единственная в мире узкоколейная железная дорога, имеющая колею 600 мм, но на которой тем не менее работали локомотивы производства Камбарского машиностроительного завода (предназначенные для колеи 750 мм и для более широкой колеи).
00.jpg
Копи паста http://sbchf.narod.ru/29/kltsbk.html. Оттуда же дёрнута и часть фоток.
По уверению Изотовой Лидии Фёдоровны (руководитель железнодорожного цеха Калининградского ЦБК, на железнодорожном транспорте работает около 50 лет, но на Калининградском ЦБК — с 2004 года), вплоть до начала 1980-х годов на узкоколейной железной дороге применялась в основном конная тяга. На территории комбината сущестовала конюшня с большим количеством лошадей.

По неподтверждённым данным, на узкоколейной железной дороге имелся лишь один паровоз (предположительно немецкий, оставался с «немецких» времён), но он не выполнял основной объём перевозок. Паровоз был бестопочным (танк-паровоз), заправлялся паром от стационарных котлов ТЭЦ. Главной тяговой силой были лошади. Конная тяга были ликвидирована лишь при поступлении тепловозов ТУ6А в начале 1980-х годов.

По другим сведениям, до появления тепловозов ТУ6А работали мотовозы МД54-4 производства Истьинского машиностроительного завода, конная тяга была ликвидирована намного раньше 1980-х годов. Какая версия является верной — сказать трудно.

Поставка тепловозов ТУ6А была сопряжена с трудностями из-за нетрадиционной колеи. Тепловозы были изготовлены по специальному заказу (однако всё, кроме тележек и сцепных устройств — такое же, как у остальных тепловозов ТУ6А). По уверению работников завода, других дорог колеи 600 мм, на которые Камбарский машиностроительный завод поставлял бы тепловозы, никогда не было.

Узкоколейная железная дорога выполняла главным образом перевозки балансов (отрезков стволов деревьев) от лесной биржи, расположенной у берега реки Преголи, к местам приёма в заводские цеха. В цехах балансы измельчались и далее поступали по технологической цепочке на производство бумаги и целлюлозы. Протяжённость узкоколейной железной дороги в 1980-х годах составляла 7,5 км, в последние годы работы сократилась до 3 километров. Сеть была весьма разветвлённой.

В 1990-х годах Калининградский целлюлозно-бумажный комбинат №2 стал акционерным обществом закрытого типа «Совместное российско-ирландско-австрийско-германо-швейцарско-итальянское предприятие «Цепрусс». Калининградский целлюлозно-бумажный комбинат №1, располагавшийся в другом районе города (узкоколейной железной дороги на нём, насколько известно, не было) был полностью ликвидирован.

В марте 2005 года на узкоколейной железной дороге побывал исследователь железных дорог из Москвы С. Костыгов. На тот момент узкоколейная железная дорога активно работала. По информации С. Костыгова, закрывать узкоколейную железную дорогу не собирались. Напротив, в планах значилось её развитие. По специальному заказу должны были быть приобретены рельсы для замены изношенных участков пути.

К сожалению, вскоре руководство предприятия сменилось, все планы рухнули. В 2006 году узкоколейная железная дорога была закрыта. Движения с этого момента не было. Территорию лесобиржи отдали под склад щебня, все пути на ней были демонтированы.

За пределами лесобиржи пути централизованно не разбирались, но за несколько лет частично были разворованы (комбинат охраняется, однако охрана не может уследить за всей огромной территорией), частично — были забросаны землёй, частично — заросли до такой степени, что их уже не найти.

По данным на апрель 2011 года, на территории комбината сохраняются фрагменты путей, непригодные для движения. Их суммарная протяжённость всё ещё довольно велика. Ни малейших шансов на возобновление работы узкоколейной железной дороги нет.

В глубине территории всё ещё стоят все 4 работавших на узкоколейной железной дороге тепловоза ТУ6А. Все тепловозы находятся в рабочем состоянии, но не ездили с 2006 года. Их сохранение — личная заслуга Лидии Фёдоровны Изотовой. Она до последнего добивается того, чтобы тепловозы не резали на металлолом. Многократно выходила к областным властям и руководству Калининградской железной дороги с предложением о строительстве в городе детской железной дороги, на которую могли бы поступить эти тепловозы.

Со слов Л.Ф. Изотовой, прежний начальник Калининградской железной дороги В. Будовский (занимал эту должность до сентября 2006 года) декларировал интерес к строительству детской железной дороги в Калининграде, и в какой-то момент казалось, что это вскоре произойдёт. Тогда тепловозы теоретически могли бы пригодиться (на практике — к сожалению, едва ли).

На всех четырёх тепловозах отсутствуют таблички с заводскими номерами. По документам удалось определить номер одного тепловоза: это ТУ6А-3410, построен в июне 1985 года. К сожалению, не удалось «привязать» документы к конкретному локомотиву.

Прицепной подвижной состав также пока остаётся на месте благодаря постоянным усилиям Л.Ф. Изотовой. Это несколько десятков «балансовых вагонеток». Согласно документам, производитель (поставщик) вагонеток — Кондровский целлюлозно-бумажный комбинат (Калужская область), дата постройки — 1972 год.

По состоянию на апрель 2011 года, на комбинате поддерживается производственная деятельность только на ТЭЦ и небольших вспомогательных производствах. Железнодорожный цех обслуживает пути широкой колеи.

1.Схема УЖД
01.jpg
2. Всего эксплуатировалось 4 тепловоза ТУ-6А год выпуска: 1981 – 1985Двигатели: ЯАЗ – М204. Мому интересно про тепловозы бегом на вики http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%A36
02.jpg
3.
03.jpg
4. По документам максимальное путевое развитие 6,54 км
04.jpg
5.
05.jpg
6.
06.jpg
7. Кладбище техники
07.jpg
8.
08.jpg
9. Повсюду на комбинате видны следы УЖД
09.jpg
10. И не только
10.jpg
11. А где же прячутся вагонетки
11.jpg
12.
12.jpg
13.
13.jpg
14. Сцепное устройство
14.jpg
15.
15.jpg
16. Колёса
16.jpg
17.
17.jpg
18.
18.jpg
19. Стрелочный перевод
19.jpg
20.
20.jpg
21.
21.jpg
22.
22.jpg
23.
23.jpg
24.
24.jpg
В настоящее время тепловозы выставленны на продажу на сайте предприятия. http://www.cepruss.ru/oborudovanie Было предложение замутить в каком либо парке аттракцион с детской ЖД. Но на уровне концепта нескольких инициативных граждан. У РЖД и мэрии эти идеи не вызывали восторга ввиду низкооткатности проекта.
ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 657 раз
Контактная информация:

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК »

00.jpg
00_2.jpg
Подытожим рассказ о заводе его состоянием на осень 2013 года. Завот пилится и умирает. И совершенно неизвестно что будет в будущем на территории. Итак крайний фотоотчёт

1 Выпарной цех
01.jpg
2
02.jpg
3 Основной массив цехов
03.jpg
4 Машинки уже никуда не поедут (
04.jpg
5
05.jpg
6 В отбельном цехе
06.jpg
7
07.jpg
8
08.jpg
9 проходы для людей


10. Вопрос к знатокам, что за чудо такое эти роллы. Яндекс молчит
10.jpg
11 внутри ролла
11.jpg
12
12.jpg
13
13.jpg
14 Лестница - кудесница
14.jpg
15
15.jpg
16
16.jpg
17 вид из окна. Чем то напомнило модный нынче тлен
17.jpg
18 порезано пока не всё
18.jpg
19
19.jpg
20
20.jpg
21
21.jpg
22
22.jpg
23
КБ-572 - портальный кран-лесопогрузчик башенного типа, самоходный, на рельсовом ходу, полноповоротный. Предназначен для погрузочно-разгрузочных и штабелёвочных работ на лесных складах и лесоперевалочных базах, домостроительных комбинатах и пр. Также возможна работа в качестве строительного крана. Дополнительно может быть оборудован грейфером или магнитным захватом.
КБ-572 выпускался Никопольским краностроительным заводом.
23.jpg
24
24.jpg
25 Кислотно варочный цех
25.jpg
26
26.jpg
27 Ещё недавно тут стояли 8 варочных ёмкостей. А теперь тут царит тлен и безысходность
27.jpg
28
28.jpg
29
29.jpg
30
30.jpg
31
31.jpg
32 Тут опилки с буртов накопителей падали в варочные котлы. Внимание! Смотреть под ноги!
32.jpg
33
33.jpg
34
34.jpg


35 Остались только 2 советских варочных котла 1993 года выпуска
35.jpg


36 Технологические схемы
36.jpg
37
37.jpg
38 Дно варочного котла


39 Когда то тут стояло несколько бумагоделательных машин
39.jpg
40 а остались лишь валы из гранита
40.jpg
41
41.jpg
42
42.jpg
43
43.jpg
44 Сернокислотный цех. В нём делали ... правильно для технологического процесса. Считается самым нездоровым цехом на производстве
44.jpg
45 Собстно сера
45.jpg
46. Я думаю, когда я попаду в адЪ, там будет пахнуть примерно так же
46.jpg
47
47.jpg
48
48.jpg
49
49.jpg
50 Я думаю, мой рассказ будет неполный, если я не раскрою тему одной из лабораторий
50.jpg
51
51.jpg
52
52.jpg
53
53.jpg
ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 657 раз
Контактная информация:

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК »

Нашлась листовочка, датированная 2001 годом -годом аткивной травли Цепрусса
IMG1.jpg
IMG2.jpg
ЭКОЗАЩИТА.
9-13 августа 2001 акция
НЕТ ДИОКСИНAM!
кампания
Без чистой реки нет чистой Балтики!
ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОТРАВЛЯЕТ РЕКУ И МОРЕ!
Горячая точка Балтики
Хельсинской комиссией в Балтийском регионе определены 132 «горячие» точки, где воздействие на окружающую среду проявляется в особо опасных формах. Одна из таких точек - ЗАО СП «Цепрусс». В результате хлорного отбеливания целлюлозы, которое осуществляет предприятие, в реку Преголю и в Балтийское море попадают стойкие органические соединения - диоксины. Сброс хлорорганических соединений ЗАО «Цепрусс» сопоставим с 30% всех стоков целлюлозно-бумажной промышленности региона Балтики, а поступление диоксинов в 2-3 раза выше, чем со всех ЦБК Швеции. Эти соединения десятилетиями сохраняются в водной среде и накапливаются в донных и пах, во флоре и фауне, передаваясь по пищевым цепям.
Добрые дяди из комитета природных ресурсов
поддерживают ЗАО CП «Цепрусс» пытаясь сделать из него самое экологическое предприятие региона. Но... «По всем целлюлозно-бумажным предприятиям Калининградской области сани iapno-эпидемиологическая служба отклоняет от утверждения нормативы предельно-допустимого сброса и лимиты временно согласованного сброса веществ, поступающих через выпуски сточных вол в водоемы акватории Балтики из-за нарушений санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства... Калининградский комитет природных ресурсов утверждает указанные нормативы для выпусков сточных вод предприятий на 2-3 гола, то есть фактически узаконивает действия предприятии, не соответствующие требованиям природоохранного законодательства и международных обязательств, предусмотренных требованиями Хельсинкской Конвенции » (из отчета Счетной палаты Российской Федерации).
Плохие новости для «Цепрусса»
с июльскою саммита Большой Восьмерки в Генуе: лидеры наших стран, в том числе президент Путин, подписали следующий документ: «мы приветствуем принятие Стокгольмской конвенции по стойким органическим загрязнителям и приложим все усилия к ее наиболее раннему вступлению в силу». Конвенция по стойким органическим загрязнителям (СОЗ) подписана всеми ведущими странами мира в мае этого года и направлена на прекращение сбросов СОЗ в окружающую среду. Россия пока не подписала конвенцию, но обещала сделать это в течение 2001 года, и президент России продемонстрировал готовность следовать этому обещанию.
«Зеленые» считают, что
до тех пор, пока происходит загрязнение диоксинами, пока неизвестна цена ликвидации этого загрязнения, -нельзя говори и. и об экономической выгоде от деятельности «Цепрусса». Администрация предприятия обязана признан, масштабы воздействия производства на окружающую среду всего Балтийского региона, вложить необходимые средства в создание безотходного производства и заняться очисткой уже существующего загрязнения. Если же на эти цели у предприятия не хватает средств, его следует признать банкротом.
Депутаты продолжают славную традицию
В довоенном Кенигсберге целлюлозно-бумажное производство закрывали в периоды нагонных западных ветров, когда стоки предприятий могли смешиваться с питьевой водой.
В 1992 году городской совет народных депутатов принял решение об остановке предприятий целлюлозно-бумажной промышленности на лето, в период наибольшего выделения сероводорода из толщи воды. 5 нюня 2001 года комиссия по экологии горсовета на основании материалов, представленных группой «Экозащита!», приняла решение об инициации совместных с областной Думой слушаний по вопросу «Деятельность ЗЛО СП «Цепрусс» и ее влияние на окружающую среду и человека». Слушания будут назначены на сентябрь.
Для поддержки инициативы депутатов городского совета подпишите приложенное к листовке письмо в областную Думу.
Кампания «Без чистой реки нет чистой Балтики» организована группой Экозащита в рамках деятельности Коалиции Чистой Балтики (Coalition Clean Baltic), международной сети общественных экологических организаций, действующих в регионе Балтийского моря.
Кампания «Без чистой реки нет чистой Балтики»
начата в 1999 году как движение против строительства на реке Преголе нефтеперерабатывающего завода. В рамках кампании в 2000 и 2001 гг. общественными объединениями Новое Экологическое Поколение (НЭП) и Экозащита! были организованы молодежные исследовательские экспедиции по реке Преголе с целью привлечения общественного внимания к экологическим проблемам региона._
Диоксины наносят ущерб здоровью человека и угрожают существованию человека как вида:
• Диоксины являются универсальными клеточными ядами, поражающими все живое и известными своей токсичностью при самых малых концентрациях. По мнению ученых, диоксины угрожают не только здоровью человека, но и его существованию, как вида.
• Диоксины идиоксиноподобные вещества оказывают разрушительное влияние на эндокринную систему человека.
• Диоксины и диоксиноподобные вещества способны угнетать функции мозга
• Диоксины и диоксиноподобные вещества изменяют половое поведение и вызывают необратимые повреждения в следующих поколениях
• Диоксины и диоксиноподобные вещества наносят ущерб иммунной системе
• Диоксины и диоксиноподобные вещества увеличивают возможность возникновения злокачественных опухолей)._
Группа Экозащита!
236006 Калининград, а/я 477. тел/факс (0112) 448443, e-mail ecodefense@ecodefense.ru, www.ecodefense.ru
Отпечатано на бумаге, произведенной без использования хлора и его соединений
ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 657 раз
Контактная информация:

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК »

Сегодня побывали на Цепруссе. Его сносят. По крайней мере разтаскивают с помощью техники спирто дрожжевой цех
01.jpg
Из приятного Доступна парогенераторная. Внимание, она ещё жива!
02.jpg
03.jpg
04.jpg
05.jpg
06.jpg
07.jpg
Кстати и трубу у Цепрусса будут разбирать. А вот собстно нутра котельной, которая топит четверть города :shock:
http://www.newkaliningrad.ru/news/commu ... truby.html
08 Кстати.jpg
Ну и напоследок нашёл фото. То ли аварийный выброс целюлозы, то ли обычная практика
09 Ну и напоследок.jpg
Аватара пользователя
TOR
Архивариус
Сообщения: 1639
Зарегистрирован: 06-06-2012 19:46:59
Откуда: Neue Dammgasse
Благодарил (а): 156 раз
Поблагодарили: 377 раз

Re: Где этот дом в Кёнигсберге?

Сообщение TOR »

фабрика в районе Коссе. Фото после 1912 года.
Motorboot.jpg
Аватара пользователя
logo
ebay-копипастер
Сообщения: 5837
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН
Благодарил (а): 1407 раз
Поблагодарили: 1306 раз

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение logo »

Похож? :roll:
Вложения
1.JPG
2.jpg
ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 657 раз
Контактная информация:

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК »

Вообще неузнаваемый силуэт. Не вижу кислотно варочного, и другие здания не узнаваемы
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
Сообщения: 2182
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
Благодарил (а): 1664 раза
Поблагодарили: 1099 раз

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение motorman »

Узнаваемый силуэт в 1917году.
цбк 17.jpg
ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 657 раз
Контактная информация:

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК »

Да, Кислотноварочный с винтовой лесенкой, БДМ и сернокислотный узнаю :D
aragon3705
А кто-нибудь знает?
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 26-03-2015 16:58:12
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 20 раз

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение aragon3705 »

Еще фото. Königsberg, Luftaufnahme, Am Holsteiner Damm, links Sägewerk, rechts Fabrik
Königsberg, Luftaufnahme, Am Holsteiner Damm, links Sägewerk, rechts Fabrik.gif
Борис Анатольевич

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение Борис Анатольевич »

В мои школьные годы (конец 1970х), узкоколейка подобного типа, существовала и на ЦБК - 1.
Живя на улице Ялтинской, я, с приятелями, не раз залазил на территорию Лесобиржи, примыкавшей к собственно комбинату (там, где сейчас развлекательный центр)

На Лесобирже была разветвленная сеть путей, 600 мм, вагонетки для балансов, стрелки и специальная эстакада в реку, под уклоном, для вытаскивания бревен из воды. Механической тяги (тепловозов и т.п.) не видел. Похоже, вагонетки толкали вручную.

Мы, мальчишки, иногда катались на них, когда рабочих не было...
asia1717

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение asia1717 »

В розовом здании, возможно после 2002-2003 и сидели таможенники, а до этого на втором этаже располагался мед пункт завода, на третьем была библиотека, вход был с торца здания от дороги, с внутреннего двора на первом этаже была столовая завода, а со стороны реки посещения сдавались под гостиницу или что-то подобное. Сейчас это здание снесли, пустырь лс ался( Во дворе пожарная часть была ( за розовым зданием), здание до сих пор стоит, даже черепица немецкая сохранилась, на втором этаже располагалась Коморка художницы завода, которая рисовала все плакаты и прочее.
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 3031
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 940 раз
Поблагодарили: 1626 раз

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение Serg_08 »

Таможенники обосновались в 1995 году..На третьем этаже , слева от лестницы был пункт таможенного оформления - коридорчик с кабинетами. Перед пожаркой построили СВХ , сам там оформлял грузы на завод..Вагоны растамаживали на Харьковской..
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
Ольга Ч.

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение Ольга Ч. »

Добрый день! Может кто-нибудь знает, работал ли года в 80-90е на заводе Борыгин или Барыгин Дмитрий Андреевич, вроде как каким-то начальником?
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5548
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2631 раз
Поблагодарили: 4303 раза

Re: Papier- und Zellstoffwerke Cosse (Калининградский ЦБЗ № 2, "Цепрусс")

Сообщение gsm_689 »

продолжаем рубрику "возможно когда-нибудь мы увидим все исходники газетных "фото"

Калининградская правда. 5 сентября 1954г.
КП_1954-09-05.jpg
"В хлорно-отбельном цехе целлюлозно-бумажного комбината № 2. Отбельщица на роллах П. И. Бабурина берет анализ массы". Фото Н. Чемериса.

КП_2.jpg
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5548
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2631 раз
Поблагодарили: 4303 раза

Re: Papier- und Zellstoffwerke Cosse (Калининградский ЦБЗ № 2, "Цепрусс")

Сообщение gsm_689 »

1947г. Вид на восстановленный целлюлозно-бумажный комбинат.
Калининград - ЦБЗ-2.jpg
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5548
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2631 раз
Поблагодарили: 4303 раза

Re: Papier- und Zellstoffwerke Cosse (Калининградский ЦБЗ № 2, "Цепрусс")

Сообщение gsm_689 »

Сталин на них пока еще был :)

Газета «Калининградская правда» от 09.01.1953
Ценные трубы губят... на детские санки
КП_1953-01-09_ЦБЗ-2.jpg
В свое время на целлюлозно-бумажный комбинат Сталинградского района прибыли трубы из нержавеющей стали. Предназначались они для водоочистительной аппаратуры. Сдали их на хранение в инструментальную теплоэлектростанции, где кладовщиком т. Гольдина. Казалось, трубы будут использованы по назначению.
Но вот пришла зима, и на комбинате нашлись люди, которые решили пустить трубы на другое дело: конструктор т. Саков, слесарь т. Лебедев и электросварщик т. Виноградов начали изготовлять из них... санки для своих детей.
Когда я обратился к т. Виноградову с вопросом, кто им разрешил портить трубы на санки, он ответил, что такое разрешение дал механик ТЭЦ т. Выставкин.
Об этом я поставил в известность секретаря парторганизации теплоэлектростанции т. Шевтолаева. Он обещал обо всем доложить начальнику ТЭЦ т. Тихомирову, но, видимо, забыл это сделать.
Следует примерно наказать людей, разворовывающих народное добро.
В. БРЮХАНОВ, рабочий целлюлозно-бумажного комбината Сталинградского района
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5548
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2631 раз
Поблагодарили: 4303 раза

Re: Papier- und Zellstoffwerke Cosse (Калининградский ЦБЗ № 2, "Цепрусс")

Сообщение gsm_689 »

- товарищи, сегодня у нас на обед картошка
- чтоооооо, опять картошка?!
- хорошо, сегодня у нас день белорусской кухни
- ураааааа!!! :)

"Калининградская правда" от 17 ноября 1983
КП от 17 ноября 1983.jpg
Столовая ЦБЗ-2 проводит 18 ноября с 13 час. 30 мин. день белорусской кухни.
Nikodim_55
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 11-03-2024 11:16:42

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение Nikodim_55 »

Ольга Ч. писал(а): 07-03-2021 05:53:06 Добрый день! Может кто-нибудь знает, работал ли года в 80-90е на заводе Борыгин или Барыгин Дмитрий Андреевич, вроде как каким-то начальником?
Здравствуйте! Это мой отец, меня зовут Николай Дмитриевич, для связи ndbkord@mail.ru или тел.8-911-454-З9-41, обращайтесь
Ответить

Вернуться в «Промышленность Восточной Пруссии и Калининградской области»