Малоизвестный эпизод лета-осени 1944 года – участие в боевых действиях над Восточной Пруссией "Курьерской эскадрильи фюрера" (Kurierstaffel des Führers). Надёжной информации по эскадрилье маловато, но кое-что, главным образом на "забугорных" форумах, нашлось:
Kurierstaffel des Führers сформирована 26 августа 1939 года на аэродроме Берлин-Штаакен (западная окраина города) для обеспечения ставки фюрера курьерской связью. Первоначально имела 12 самолётов разных типов от лёгких связных до "Хе-111" и "Ю-52".
После завершения строительства ставки "Волчье логово", расположенной в лесу Гёрлиц, приблизительно 6 км восточнее города Растенбург (Кентшин/Кетцин), часть эскадрильи с июля 1941 года стала постоянно базироваться на аэродроме Растенбург (Кенштин-Виламово). До середины 1943 года эскадрилья занималась главным образом "профильной работой", но в период боёв за Сталинград её "Ю-52" участвовали в "воздушном мосте", потеряв 30 декабря 1942 года один экипаж, разбившийся при взлёте с аэродрома Питомник.
В июне 1943 года командиром эскадрильи стал капитан Вальтер Борншейн, и уже в сентябре-октябре по его инициативе летчики эскадрильи стали осваивать дневные и ночные истребители. С какой целью это делалось: прикрывать связные самолёты в условиях осложнившейся воздушной обстановки или использовать боевые самолёты как связные, - осталось неизвестным.
По не совсем достоверной информации с марта 1944 года эскадрилья стала называться Verbindungsstaffel 7 (7-я эскадрилья связи), но в донесениях "начальству" по-прежнему именовалась "Курьерской эскадрильей фюрера".
Первым результатом освоения истребителей стал британский бомбардировщик "Ланкастер" добитый обер-лейтенантом Лембеке в ночь на 25 апреля 1944 года над Дахау. В ночь на 27 апреля в районе Швайнфурта другой "Ланкастер" сбил сам капитан Борншейн, но затем удача изменила летчику: был сбит (разбился?) и его "Ю-88С-6", а экипаж погиб. В мае 1944 года новым командиром эскадрильи стал капитан Пауль Тальк (Paul Talk).
Видимо, руководство Люфтваффе усомнилось в целесообразности дальнейшего использования "курьеров" в системе ПВО Рейха, как минимум других побед и потерь на Западном фронте в 1944 году она не имела. На Восточном фронте успешные ночные перехваты (если перехваты вообще имели место) не зафиксированы.
Дальнейшую деятельность эскадрильи определил ход боёв на Восточном фронте. Советские войска в ходе операции "Багратион" к концу июля – началу августа подошли к границе СССР 1939 года, а в районе Сувалки и южнее на отдельных участках пересекли её. На этом этапе немецкому командованию удалось стабилизировать линию фронта, но советская авиация продолжала наносить удары в приграничной полосе и вела разведку на всю глубину территории Восточной Пруссии. Последнее грозило раскрытием месторасположения ставки Гитлера, и противодействие воздушным разведчикам стало задачей группы дневных истребителей (Jasta) имевшихся в составе Führer-Kurierstaffel. Всего, по имеющимся донесениям, одержано 7 побед. Места падения самолётов указаны на схемах.
В настоящее время документами советской стороны подтверждаются 6 побед:
№ 1
27.07.44. Fw. Krolle, Führer-Kü.St. Pe-2 £ AG-3.1/25OS: tiefflug 10.32 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 3
"Пе-2" 164-й гв. орап, 4-я ВА – разведка по маршруту р-н Августов – Тройбург – Ангербург – Летцтен. Не вернулся с задания. Экипаж погиб:
гв. лт. Санников Иван Тимофеевич, пилот
гв. лт. Столетний Василий Григорьевич, летчик-наблюдатель
гв. мл. серж. Карсаков Владимир Иванович, с/радист
№ 2
08.08.44. Fw. К. Dietrich, Führer Kü. St. Pe-2 £ AE-55/25OS: tiefst. 08.25 Film C. 2035/II Anerk: Nr.
"Пе-2" 47-й гв. орап ГК КА – не вернулся с задания. Экипаж пропал без вести (погиб):
гв. лт. Жерновой Борис Захарович, пилот
гв. мл. лт. Борониченко Анатолий Степанович, летчик-наблюдатель
гв. серж. Пешехонов Леонид Петрович, в/стрелок
№ 3
16.08.44. Oblt. Klenk Jasta: i.Führer-Kür.St. Pe-2 15 N/US-3.8: at 8.000 m. 10.14 Film C. 2035/II Anerk: Nr.
"Пе-2", 47-й гв. орап ГК КА – не вернулся с задания. Экипаж пропал без вести:
пилот - ?
гв. лт. Мищенко Владимир Федорович, летчик-наблюдатель
гв. серж. Батраченко Михаил Дмитриевич, в/стрелок
№ 4
28.08.44. Oblt. Gotthold, Jasta: Führer-Kurier St. Boston III £ SD 94/25 ON: at 8.000 m. 10.20 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 4
"А-20" 10-й гв. бап, 6-я гв. бад, 1-я ВА – не вернулся с задания (разведка до рубежа Кёнигсберг, Хайльсберг, Алленштайн). Экипаж:
гв. лт. Семёнов Петр Алексеевич, пилот – погиб
гв. мл. лт. Селивёрстов Иван Петрович, штурман – плен, репатриирован
гв. старшина Стасенко Самуил Артемович/Артемьевич, с/радист – погиб
гв. ст. серж. Семёнов Петр Васильевич, в/стрелок – плен, освобожден 04.1945
№ 5
05.09.44. Ofw. W. Schmitz Jasta: i.Führer-Kür.St. Pe-2 UB-74/25 ON: 6.200 m. 11.25 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 5
5.09.44. «Пе-2» 47-й гв. орап ГК КА – не вернулся с задания. Экипаж:
пилот - ?
гв. лт. Титов Иван Никифорович, летчик-наблюдатель – пропал без вести
в/стрелок - ?
№ 7
28.10.44. Ofw. Wolkenstein Jasta: i.Führer-Kür.St. Pe-2 25 N/SD-8.2: at 6.000 m. 13.45 Film C. 2032/I Anerk: Nr. -
"Пе-2" 90-й апдр ГК КА – не вернулся с задания. Экипаж:
лт. Зиновьев Валентин Лаврентьевич, пилот – пропал без вести
лт. Михайлов Николай Павлович, летчик-наблюдатель – пропал без вести
ст. серж. Донской Дмитрий Иванович, с/радист – плен?
№ 6
29.09.44. Oblt. Klenk Jasta: i.Führer-Kür.St. Pe-2 £ AE-53/25OS: at 250 m. 13.52 Film C. 2035/II Anerk: Nr. –
Подтверждение заявки № 6 пока не найдено, но отсутствие донесения 47-го гв. разведывательного авиационного полка Главного Командования Красной Армии о потерях за сентябрь не позволяет сделать однозначного вывода о её недостоверности.
Эскадрилья оставалась в Восточной Пруссии до отъезда Гитлера в Берлин и эвакуации штаб-квартиры фюрера ночью 20 ноября 1944 года. По возвращении в Берлин летный состав эскадрильи был отправлен на освоение реактивных истребителей "Ме-262".