Узкоколейные пути города

История, архитектура, культура, люди.
Аватара пользователя
glik12
Читатель
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 03-12-2006 03:07:50
Откуда: Cranz - Жуковский
Поблагодарили: 18 раз

Сообщение glik12 »

Питух писал(а):шпалы лежат в Зеленоградске при повороте в сторону Зеленоградской больницы, там ещё много новостроев и идёт эта дорога на косу тоже
Шпалы лежат уже советские. Дорога шла на элеватор и на косу - но это наших рук дело. Хотя рельсы лежали немецкие, некоторые еще позапрошлого века (их сейчас еще осталось достаточно на малоиспользуемых ветках, например Рябиновка-Храброво). На рельсах клейма Тиссен, Крупп и дата выпуска. Что интересно, рельсы пости не "раскатаны" (к вопросу о качестве) . Немецкая узкоколейка шла от черепичного завода (находился слева при въезде в Зеленоградск, выпускал черепицу, кирпич и дренажные трубки, сейчас здания не сохранились ) до глинянных карьеров - сейчас озера напротив бензоколонки в сторону леса. Завод работал и в советское время - я застал это время.

Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2876
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1344 раза
Поблагодарили: 1909 раз

Узкоколейная ж.д.

Сообщение panart »

Некоторое время назад здесь активно обсуждалась тема дислокации кенигсбергской узкоколейки. Возникали вопросы как она проходила в районе Королевских ворот.
Вот, на фотохостинге fotoplenka.ru попалась картинка (вроде как рисованная), где видно, что и как было ... В наличие почти все виды транспорта и трамвай и паровозик и автобус не видно только водного и воздушного хотя их среда обитания имеется ...
Изображение

Аватара пользователя
serg
инженер-механик
Сообщения: 1232
Зарегистрирован: 27-02-2006 00:52:02
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 661 раз
Поблагодарили: 105 раз

Сообщение serg »

Видимо, у немцев одна пара рельзов использовалась для движения трамвая в обе стороны, а другая для узкоколейки. Трамваи огибали Королевские ворота точно так же, как и сейчас, а узкоколейка, как трамваи в советские времена.
В механике чудес не бывает!..
"видишь суслика? - нет!- и я не вижу, а он есть!" :-)

Аватара пользователя
Panel
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 18-09-2008 09:40:39
Откуда: СПб.
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 11 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение Panel »

Добрый день! Если эта тема ещё актуальна. Был в августе в Калининграде. Купил DVD c фильмом "Путешествие в Кёнигсберг 1937" (вполне возможно, что он гуляет и под другими названиями). Увидел, что проезжало по обсуждаемой узкоколейке у Дома Техники. Вот 3 кадра:
http://www.grs.spb.ru/temp/kbh1.jpg
http://www.grs.spb.ru/temp/kbh2.jpg
http://www.grs.spb.ru/temp/kbh3.jpg
Вроде впереди в тендере уголь навален.
Из детских воспоминаний: я прекрасно помню кусок рельс узкоколейки вдоль ул. проф. Баранова и пересечения её с ул. Горького (как в газетной публикации). Но делать разворотный круг напротив парадного входа Дома Техники?! Может это просто какой-нибудь фонтан?
Со слов моего одноклассника (он вроде каким-то местом причастен к "Эпицентру"). Этот "круг" наполовину раздолбали отбойными молотками, а оставшуюся часть просто засыпали и положили сверху плитку. Уж болько оказался крепким немецкий бетон.

Аватара пользователя
serg
инженер-механик
Сообщения: 1232
Зарегистрирован: 27-02-2006 00:52:02
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 661 раз
Поблагодарили: 105 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение serg »

Спасибо на информацию и скрин-шоты! :)
В механике чудес не бывает!..
"видишь суслика? - нет!- и я не вижу, а он есть!" :-)

Аватара пользователя
kompala
Интересующийся
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 28-12-2007 21:16:37
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 1 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение kompala »

Вот такой вагончик нашел (помоему узкоколейка)
Вложения
Hafenviertel.jpg
Hafenviertel.jpg (16.27 КБ) 36257 просмотров

ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 678
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 575 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение ПАДОНАК »

Были замечеы участки
На Багратиона, возле ворот http://stts.mosfont.ru/photo/59209/
Между мэриеи и европой (при неконструкции его всеголишь засыпали пескои и сделали стоянку -апрель 2008
пересечение горького и баранова http://stts.mosfont.ru/photo/132112/

ЗЫ а вотЪ оригинал расскрашенной фото, и автобуса там нет
Изображение

koenigsberger
Интересующийся
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 01-12-2009 10:52:38
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 52 раза

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение koenigsberger »

Почитайте комментарии под фотографией люка:

GOSHA Да, этот люк возле ботанического сада. Там самый глубокий колодец, около 20 метров. Возле поверхности воды в нише находится вход в подземную узкоколейку, которая уходила в сторону Польши (бывший Вервольф). До 1965 года мы катались на ней, а затем вход забетонировали власти. 27.01 09:51

Евгений_КД Можно поподробнее про узкоколейку? 28.01 13:53

GOSHA Обычная узкоколей как в шахтах, открытые вагончики с деревянными сиденьями из реечек (такие были в старых трамваях). Освещение в тунеле почему-то не работало, а тяговый эл. мотор работал. Были указатели на ответвлениях в сторону фортов с их номерами римскими цифрами и названиями. Почему говорю про Польшу, был указатель на стрелке Алленштайн, но туда не ездили. Да и вообще нам пацанам особо старшие ребята не давали самостоятельно гулять. Но они говорили что можно в Польшу съездить, это слышал. После того как один пацан подорвался в ходу на найденной пехотной гранате, ход замуравали. 28.01 14:31

Евгений_КД Здорово, никогда не слышал об этом, хотя интересуюсь подобными вещами. Т.е. узкоколейка связывала форты и другие стратегические объекты с центром города? А есть ли другие входы? Хорошо бы их размуровать и хорошенько происследовать тоннели! Думаю не одному мне было бы интересно. А Вы к краеведам не обращались? Или они про узкоколейку знают?

Взято отсюда:

http://www.klops.ru/volknews/36626/Najd ... atkoj.html

Неужели правда?

Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2876
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1344 раза
Поблагодарили: 1909 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение panart »

Вокзал узкоколейки Девау.
Bahnhof Devau, einem Stadtteil von Kenigsberg. (1930) Foto RVM
Bahnhof Devau, einem Stadtteil von Kenigsberg. (1930) Foto RVM

Аватара пользователя
zehlau
Краевед
Сообщения: 1153
Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
Благодарил (а): 860 раз
Поблагодарили: 1227 раз

Re: Рельсы, шпалы и вокзалы...

Сообщение zehlau »

Вот такой паровоз работал на узкоколейке, которая проходила через Девау
2011-10-30_020858.jpg
Картинки из былой жизни железных дорог в Восточной Пруссии
2011-10-30_020434.jpg
2011-10-30_020721.jpg
2011-10-30_021123.jpg
2011-10-30_021205.jpg
2011-10-30_021246.jpg
2011-10-30_021326.jpg
2011-10-30_021405.jpg
2011-10-30_021457.jpg
2011-10-30_021556.jpg

Аватара пользователя
wrangel str.
Краевед
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 29-10-2009 06:13:41
Благодарил (а): 493 раза
Поблагодарили: 578 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение wrangel str. »

Линия Дойчорденринг - Валльринг -Врангельштр. - Кёнигтор. проблем, на то время не могла создавать. т.к. состав подавался на посадку к Королевским воротам рано утром, а возвращался в депо поздно вечером. На схеме видно стремление гор. властей по возможности вывести ж.д. маршруты за границы города. Видели перспективу роста автотранспорта...

Ri24
Читатель
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 03-02-2011 04:33:15
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 45 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение Ri24 »

wrangel str. писал(а):Линия Дойчорденринг - Валльринг -Врангельштр. - Кёнигтор. проблем, на то время не могла создавать. т.к. состав подавался на посадку к Королевским воротам рано утром, а возвращался в депо поздно вечером. На схеме видно стремление гор. властей по возможности вывести ж.д. маршруты за границы города. Видели перспективу роста автотранспорта...
Вот так получается - пошутил, но почти угадал :)
Выходит, на каждой линии ходил только один состав?

Ri24
Читатель
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 03-02-2011 04:33:15
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 45 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение Ri24 »

Снова вернемся к старым фото.
http://www.bildarchiv-ostpreussen.de/fi ... uptstr.jpg
Нынешняя улица Гагарина. На дворе первое десятилетие ХХ века. Если увеличить картинку, можно четко разглядеть широченные трамвайные пути, а чуть ближе к домам (вернее - к столбам) виднеется УЖД.

forum
Читатель
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 11-01-2012 13:38:10
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение forum »

Значит на Гагарина перекладывали булыжник?

Ri24
Читатель
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 03-02-2011 04:33:15
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 45 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение Ri24 »

Видимо да. А есть фото с другим камнем?

forum
Читатель
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 11-01-2012 13:38:10
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение forum »

Ri24 писал(а):Видимо да. А есть фото с другим камнем?
Я имел в виду что при Советах полностью перебрали покрытие улицы, сделав выделенку для трамвайной колеи а рельсы узколейки полностью выдрали ещё раньше. Сужу по этому фото из соседней темы:
Изображение

Ri24
Читатель
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 03-02-2011 04:33:15
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 45 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение Ri24 »

forum писал(а):Я имел в виду что при Советах полностью перебрали покрытие улицы, сделав выделенку для трамвайной колеи а рельсы узколейки полностью выдрали ещё раньше.
Скорее всего выделенку для трамваев сделали еще немцы - есть более позднее фото, где хорошо видны два трамвайных пути и линия узкоколейки, идущие отдельно от автотрассы (фото есть на трансфото.ру, хотел выложить, но у них чего-то в данный момент сервер не пашет).

forum
Читатель
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 11-01-2012 13:38:10
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение forum »

Это фото? Вроде бы это остановка с платформой.
Изображение

Ri24
Читатель
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 03-02-2011 04:33:15
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 45 раз

Re: Узкоколейная ж.д.

Сообщение Ri24 »

Да, оно самое. Обратите внимание на отсутствие контактного провода над ближним полотном.

Кирюха

Re: Вокзалы и ж/д пути Кёнигсберга

Сообщение Кирюха »

Вот что "парусом" накрыли возле "Юности", мы вот с братаном всё думаем, там ли всё ещё механизм или наши сначала выдернули, а опосля бетоном залили :?: или он ближе к Московскому располагался, где сейчас клумба разбита, какие будут мнения???
Вложения
Hundegatt.Speicher.21.08.1944.jpg

Ri24
Читатель
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 03-02-2011 04:33:15
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 45 раз

Re: Вокзалы и ж/д пути Кёнигсберга

Сообщение Ri24 »

Кирюха писал(а):Вот что "парусом" накрыли возле "Юности", мы вот с братаном всё думаем, там ли всё ещё механизм или наши сначала выдернули, а опосля бетоном залили :?: или он ближе к Московскому располагался, где сейчас клумба разбита, какие будут мнения???
Возник вопрос, а дожил ли этот круг до Второй Мировой? По-моему были фотки без него. Вот только не помню, ранние, или поздние :)

Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2876
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1344 раза
Поблагодарили: 1909 раз

Re: Вокзалы и ж/д пути Кёнигсберга

Сообщение panart »

Ri24 писал(а):
Кирюха писал(а):Вот что "парусом" накрыли возле "Юности", мы вот с братаном всё думаем, там ли всё ещё механизм или наши сначала выдернули, а опосля бетоном залили :?: или он ближе к Московскому располагался, где сейчас клумба разбита, какие будут мнения???
Возник вопрос, а дожил ли этот круг до Второй Мировой? По-моему были фотки без него. Вот только не помню, ранние, или поздние :)
Поворотный круг должен был дожить до начала войны и даже до бомбардировки 44-го года поскольку фото, которое я брал
на ресурсе foto.mail.ru датировано августом 44-го - 21.08.1944 ... :wink:

Сидор Матрасов
Собиратель
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
Откуда: Родом из Трагхайма
Благодарил (а): 140 раз
Поблагодарили: 361 раз

Re: Узкоколейные пути города

Сообщение Сидор Матрасов »

Длина прямого участка набережной Хундегатта сейчас ок. 210 м. Думаю, и тогда было примерно так же. Беря за масштаб размеры вагонов можно предположить, что находился он напротив площадки у "Юности" где странный памятник самбистам стоит...
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!

Сидор Матрасов
Собиратель
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
Откуда: Родом из Трагхайма
Благодарил (а): 140 раз
Поблагодарили: 361 раз

Re: Узкоколейные пути города

Сообщение Сидор Матрасов »

Вот... нашелся круг на карте 1910 г. как раз там...
Вложения
1910.jpg
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!

Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 4513
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 1723 раза
Поблагодарили: 2312 раз

Re: Узкоколейные пути города

Сообщение gsm_689 »

Сидор Матрасов писал(а):Вот... нашелся круг на карте 1910 г. как раз там...
там этих кругов было, как ..овна за баней :)
Koenigsberg_center21.jpg

Сидор Матрасов
Собиратель
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
Откуда: Родом из Трагхайма
Благодарил (а): 140 раз
Поблагодарили: 361 раз

Re: Узкоколейные пути города

Сообщение Сидор Матрасов »

В том, что за баней не силен, а вот круг все-таки тот самый (сравнивая карту и кадастровый план).
Совпадают как местоположение, так и направление путей.
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!

Сидор Матрасов
Собиратель
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
Откуда: Родом из Трагхайма
Благодарил (а): 140 раз
Поблагодарили: 361 раз

Re: Узкоколейные пути города

Сообщение Сидор Матрасов »

Кстати, вагон на фото в левом нижнем углу как раз стоит на втором круге с плана.
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!

Аватара пользователя
7zak7
Интересующийся
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 21-12-2005 17:21:15
Откуда: Kaliningrad
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 18 раз
Контактная информация:

Re: Узкоколейные пути города

Сообщение 7zak7 »

Узкоколейка видна на этом фото сверху слева, 5 веток
похоже что они для подвоза стройматериалов.
на второй ветке видно много вагонеток,
а на третьей ветке паравозик с вагонетками.

Может быть это та самая и есть, 600мм, которая у Бранденбургских ворот проходит, - та ветка, которая поворачивает и идёт через кладбище
Изображение

Аватара пользователя
7zak7
Интересующийся
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 21-12-2005 17:21:15
Откуда: Kaliningrad
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 18 раз
Контактная информация:

Re: Узкоколейные пути города

Сообщение 7zak7 »

GIF-анимация
Изображение
Изображение
удалите предыдущее сообщение пожалуйста

Ri24
Читатель
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 03-02-2011 04:33:15
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 45 раз

Re: Узкоколейные пути города

Сообщение Ri24 »

Скорее всего она и была. А что такого там строили? Ради обычного домика узкоколейку вряд ли стали бы прокладывать...

Ответить

Вернуться в «Кёнигсберг»