Могила Канта
Добавлено: 13-05-2013 10:43:32
Общепринятая хронология такова: И. Кант умер в 1804, тогда же его тело было погребено в профессорском склепе Кафедрального собора (сев-вост. часть). Это был последний из профессоров Альбертины, удостоенный такой чести. В 1809 над могилой была сооружена т.н. часовня Канта. Останки философа при этом были эксгумированы и идентифицированы.
К 200-летию Канта по проекту Ф. Ларса (см. соответствующую тему в этом разделе) было сооружено новое оформление могилы, дошедшее до нашего времени.
Вот как описывает это сооружение Б.Кёстер. (взято с koenig.ru c сокращениями)
Стоа Кантиана
Время строительства: 1923/24 гг.
Архитектор: Фридрих Ларс
Стоимость строительства: ок. 80000 марок (пожертвованы Хуго Стиннесом).
Строительное описание:
Заказчики дали очень чёткие предписания по содержанию проекта: Сама могила должна была остаться на том же месте, но и по площади само сооружение должно оставаться примерно на том же месте, чтобы его можно было видеть также, как и старую часовню с улицы к югу от Собора. Однако форма часовни над могилой должна была быть изменена, чтобы не возникло никакой тесной связи с собором, ни в формах, ни во внешней завершённости. Пристройка, а она таковой и оставалась, должны была выглядеть самостоятельно рядом с Собором и не быть им задавленной. Ларс пытался с использованием всей своей искусности соединить всё воедино. Вместо закрытого оформления он выбрал открытый колонный зал, вместо готических форм соборы были взяты недекорированные формы, не привязанные ко времени. И только чуть выраженные капители выдают неоклассицизм, которым Ларс занимался до Первой мировой войны. Но карниз выполняется абсолютно без прикрас, и колонные стоят без всякого основания на стилобате (опорной трёхступенчатой конструкции по образцу греческих храмов), который можно разглядеть на чертеже плана вверху. Нынче колонны стоят на слишком низком фундаменте. Несмотря на достойную реставрацию всех остальных частей на севере сегодня сохранились только две ступени, а на востоке вообще одна. При дальнейшей реставрации следовало бы исправить эту ошибку.
А как соотносятся друг с другом новые формы 20-х годов с формами старого готического Собора? Общий признак у них только один. Правда, он исключительной важен для связи Собора и пристройки: стремление ввысь. А в остальном асимметричное объятие одного угла в принципе почти симметричной постройки постоянно приводит к одной проблеме, которая никогда полностью не может быть решена. Но одну вещь нельзя не заметить: сейчас пристройка, созданная по совершенно другому стилевому ощущению, может очень легко произвести впечатление инородного тела, особенно если рассматривать Собор издалека через Прегель. Но раньше этого вида быть не могло. Раньше северо-восточный угол Собора на относительно небольшом расстоянии был окружён по углу двухэтажной постройкой старого университета. И если присмотреться к этой ситуации на старых фотографиях, то тогда и гробница Канта производит впечатление не только пристройки, но и своей угловой формой корреспондирует с углом стен напротив, чьё направление и высоту она перенимает.
Каменный гроб под открытым колонным сооружением является кенотафом, то есть, останков Канта в нём нет, они покоятся глубже.
К 200-летию Канта по проекту Ф. Ларса (см. соответствующую тему в этом разделе) было сооружено новое оформление могилы, дошедшее до нашего времени.
Вот как описывает это сооружение Б.Кёстер. (взято с koenig.ru c сокращениями)
Стоа Кантиана
Время строительства: 1923/24 гг.
Архитектор: Фридрих Ларс
Стоимость строительства: ок. 80000 марок (пожертвованы Хуго Стиннесом).
Строительное описание:
Заказчики дали очень чёткие предписания по содержанию проекта: Сама могила должна была остаться на том же месте, но и по площади само сооружение должно оставаться примерно на том же месте, чтобы его можно было видеть также, как и старую часовню с улицы к югу от Собора. Однако форма часовни над могилой должна была быть изменена, чтобы не возникло никакой тесной связи с собором, ни в формах, ни во внешней завершённости. Пристройка, а она таковой и оставалась, должны была выглядеть самостоятельно рядом с Собором и не быть им задавленной. Ларс пытался с использованием всей своей искусности соединить всё воедино. Вместо закрытого оформления он выбрал открытый колонный зал, вместо готических форм соборы были взяты недекорированные формы, не привязанные ко времени. И только чуть выраженные капители выдают неоклассицизм, которым Ларс занимался до Первой мировой войны. Но карниз выполняется абсолютно без прикрас, и колонные стоят без всякого основания на стилобате (опорной трёхступенчатой конструкции по образцу греческих храмов), который можно разглядеть на чертеже плана вверху. Нынче колонны стоят на слишком низком фундаменте. Несмотря на достойную реставрацию всех остальных частей на севере сегодня сохранились только две ступени, а на востоке вообще одна. При дальнейшей реставрации следовало бы исправить эту ошибку.
А как соотносятся друг с другом новые формы 20-х годов с формами старого готического Собора? Общий признак у них только один. Правда, он исключительной важен для связи Собора и пристройки: стремление ввысь. А в остальном асимметричное объятие одного угла в принципе почти симметричной постройки постоянно приводит к одной проблеме, которая никогда полностью не может быть решена. Но одну вещь нельзя не заметить: сейчас пристройка, созданная по совершенно другому стилевому ощущению, может очень легко произвести впечатление инородного тела, особенно если рассматривать Собор издалека через Прегель. Но раньше этого вида быть не могло. Раньше северо-восточный угол Собора на относительно небольшом расстоянии был окружён по углу двухэтажной постройкой старого университета. И если присмотреться к этой ситуации на старых фотографиях, то тогда и гробница Канта производит впечатление не только пристройки, но и своей угловой формой корреспондирует с углом стен напротив, чьё направление и высоту она перенимает.
Каменный гроб под открытым колонным сооружением является кенотафом, то есть, останков Канта в нём нет, они покоятся глубже.