
В целях защиты входную дверь башни можно было забаррикадировать защитными брусьями.
Поскольку северная стена примыкала к городской стене,свет поступал в церковь через три узких окна в южной части. С развитием коммуны потребовалось расширение церковного пространства. Оно происходило на восток. В помещении где был алтарь с трех сторон сделали окна, украшенные множеством прутьев.Узкие окна в более старой,западной стене были расширенны.На одном из них до разрушения можно было увидеть клинчатый кирпич.
Алленбургская приходская церковь носит типичный строгий облик орденских церквей. Над вытянутым прямоугольником основания выстроен однопролетный корабль простой кубической формы с толстыми стенами.

Помещение для алтаря не оторвано от нефа.

Стредневековый приют монахов и монашек возвышается над маленькими домиками простых прихожан на площади. Перед западным входом величественно устремляется к небу башня, размером 9,5 на 11 метров и 38 метров высоту, как будто на высматривает врага.


Но воинственный дух архитектуры был смягчен строгой организацией восточного, и обоих башенных фронтонов.

Роскошное оформление церковного помещения свидетельствует о прекрасном вкусе и самоотверженности прихожан, живших в 17 веке.
Над кораблем было сделано деревянное перекрытие,украшенное картинами.Прихожанам алленбургского церковного округа особенно была дорога самая большая картина,расположенная по центру. Она была написана в 1699 году художником Пассарге.В нижней ее части изображен бес,который направлял свой натянутый лук на смотрящего,в какой бы части помещения тот ни находился.

Драгоценностью церкви в художественном значении были украшенный фигурной резьбой и картинами и богато позолоченный алтарь 1681 года,подаренный владельцами двух имений: Проген(владелец Адам Фридрих фон Поленц) и Каутерн(владелец Вольф фон Ольшниц),



а так же кафедра 1692 года – подарок камергера Фон Раушке, - украшенная деревянными фигурами апостолов.

В западной части церкви находился большой балкон для прихожан,а над ним – органные хоры.От западного балкона, вдоль востоной стены за алтарем и частично вдоль северной стены протянулись остальные богато украшенные балконы.

Снаружи у церковной стены находилась группа склепов,в которых имения хоронили когда то своих усопших.Даже очень просто сооруженные, они по прошествии столетий разрушились и исчезли…



На фундаментной стене склепа с северной стороны церкви,принадлежащего имению Триммау, в 1853 году была построена сакристия.Единственное, что осталось от склепов - это надгробный камень Фердинанда Гроссмана...

В таком состоянии церковь находилась до первой мировой войны.
1 мировая война.
В августе 1914 года русские войска продвинулись до рек Дейма и Алле(совр.Лава),вырыли окопы в районе Алле и завладели городами Велау (совр. Знаменск) и Алленбург (совр. Пос. Дружба). Примерно в пяти километрах к западу от Алле они расположили свой наблюдательный пост на церковной башне в Гросс Энгелау.
В конце августа 1914, Хинденберг в битве под Танненбергом нанес поражение русским войскам, вторгшимся в Восточную Пруссию с юго-востока.
8 сентября под давлением наступающей немецкой армии русским пришлось признать свое поражение и освободить Гросс Энгелау. В одиннадцать утра,когда надпоселением полетели перве немецкие гранаты, русские подожгли в башне, принесенные накануне сено и солому и затем, после боя при деревне Шаллен, отступили обратно за Алле.
На следующий день эта же участь постигла и Алленбургскую церковь.После того, как русские взорвали ее башню, церковь и большое количество близлежащих домов сгорели в огне. Церковь, вместе со всеми находившимися в ней ценностями,выгорела и оставалась грудой развалин,пока не началось ее восстановление.После отступления русских, сгоревшую башню,готовую обвалиться в любой момент, пришлось взорвать еще раз.


Только весной 1923 года начались, наконец, работы по восстановлению, после того,как предыдущим летом заработало два завода по производству кирпича и черепицы большого, средневекового размера.
Послуживший образцом для восстановительных работ эскиз был выставлен в прусском Министерстве финансов.Исполнительным органом было прусское Управление надземного строительства. Мнение хранителя ордена тоже было очень важным. Потому что речь шла об архитектурном памятнике наших предков.
Когда началисьработы по восстановлению мы позаимствовали старую обстановку,дабы соблюсти традиции, поэтому кирха была рассчитана на 800 сидячих мест, примерно треть из них на балконах.
Особую радость доставляет нам то, что удалось восстановить старую башню в прежнем масштабе, так как экономические трудности, которые могли повлиять на строительство, никак на нем не отразились. Это было бы неисправимой ошибкой, пусть даже во время краха валютной системы, из экономии построить неуклюже или же вообще деревянное подобие башни. Ведь исходя из многолетнего опыта, нет ничего более постоянного, чем временное.
Первого сентября 1923 года над крышей был поднят праздничный венок и начался праздник по случаю окончания строительства, с соблюдением всех древних ремесленных обрядов.

Внутреннее обустройство потребовало гораздо больше времени, чем строительные работы. Механизм органа охватывает 18 регистров. Место исполнителя – внизу на небольшом возвышении. Чтобы органист мог одновременно играть и дирижировать церковным хором. Отопление церкви циркулирующим воздухом пришло на смену некрасивым железным печам. Из-за недостатка средств на место старых бронзовых колоколов удалось приобрести только стальные. Алтарь и кафедра были очень искусно изготовлены в Мюнхене по эскизам, выставленным в Берлине. Особым украшением церкви стали светильники – латунные люстры и настенные бра. Одни из них были выполнены по образцу старых, другие по эскизу первой берлинской фирмы.

Орган хоть и не получил такой же красивой резьбы, как предыдущий. Но благодаря своему строгому стилю, смотрится великолепно.

Но самым красивым украшением церкви является роспись, автор которой – один из наших самых выдающихся церковных художников.На главном изображении – снова уже знакомая фигура беса. А чтобы оставить память о людях, подарившиз старой церкви орган и алтарь, на потолке изображены гербы Фон Теттау и Фон Ольшнитца.
Ответственность за художественное оформление была в надёжных руках тайного советника по надземному строительству Киктона и его помощника, исполнительного советника прусского Министерства финансов, архитектора Кайбеля. Контроль правительства в Кенигсберге выполнял обер-регирунгсрат и советник по вопросам строительства Цилльмер.
В память погибшим и уведенным в плен в первой мировой войне была установлена мемориальная плита...


Фирмы, принимавшие участие в выполнении работ:
Поставка кирпича и черепицы – владелец кирпичного завода Луис Гёрке, Нойюль под Алленбургом.
Известь и цемент, Зольнхоферская половая плитка – «Глюкауф», Кенигсберг.
Поставка древесины – «Остпройшен Хаймштетте», Кенигсберг
Кровельные работы – Лапсиен и Ловески, кровельщики, Кенигсберг
Слесарные работы – Потратц, слесарь, Кенигсберг
Художественная ковка – Хопп, кузнец, Эльблонг
Скамья,орган,мебель для сакристии, внутренние двери – Франц Моргенрот, столяр, Алленбург
Флюгер, лидертафель – Фритц Моргенрот, столяр, Алленбург.
Инвентарь для крещения – Вильгельм Клеппе, столяр- краснодеревщик, Кенигсберг
Алтарь и кафедра – Шрайнер, скульптор, Мюнхен
Наружные двери – Геммель, столяр, Гумбинен
Малярные работы – Лукау,маляр, Алленбург
Остекление – Людер, Шнайдемюль
Разноцветная живопись по стеклу – Лаутербах, Ганновер
Механизм органа – мастерская по изготовлению органов Витек, ранее Терлецки, Эльблонг
Колокола – Шиллинг и Латтерманн, Апольда.
Светильники, освещение – Рихард Л.Ф. Шульц, Берлин
Башенные часы – Войле. Боккенем
Отопление – Келлинг, кенигсберг
В послевоенное время в кирхе было устроено зернохранилище...

Позже и оно было заброшено...потом пристроечка исчезла...
До 2009 года кирха всстанавливалась усилиями прусского землячества. о чем свидетельствует тамбличка внутри кирхи...

В башенной лестнице поставили перила...


В самой башне на "втором этаже" небольшой музей, где хранятся экспонаты, принесенные местными жителями



и подаренные Прусским землячеством...

А на "третьем этаже"устроена смотровая площадка,

Окна хоть и заделаны целафаном, но зато задвижки на окнах старые...

откуда открывается красивый вид на саму кирху

и на поля...

После прогулки по башне, через центральный вход мы попали в неф...Центральный вход так же востановлен и выглядит весьма симпатично...


Места внутри много...

Особенно красиво в солнечную погоду, когда сквозь дряхлеющую крышу и щели в заделанных окнах,в кирху пробиваются лучики света...


Из всего что сохранилось - рисунок около алтарной части...

Вход и ступеньки к балконам...


да колонны...несущие до сих пор на себе не только тяжелый вес стен,но и времени...


Сохранилась еще правда немецкая черепица, которую сняли, когда перестилали крышу...теперь она вся хранится там..

В общем и целом картина неплохая, но с конца 2009 года кирху передали РПЦ и восстановление прекратилось...что с ней будет дальше никто пока не знает...Решит ли церковь сохранить для нас этот кусочек истории или же перестроит до неузнаваемости, ато и вовсе подождет пока все не придет в запустение и не рухнет. чтобы на этом месте воздвигнуть новое чудовище...никто не знает...

Статья подготовлена по материалам:
«Юбилейный сборник к торжественному освящению вновь восстановленной кирхи в Алленбурге 30 августа 1925 года» Общинный церковный совет Алленбурга.
«Замки и укрепления немецкого ордена в северной части Восточной Пруссии»А.П. Бахтин.
© Chernaya