Проекты застройки Калининграда до 1991г.

История города после 1945г. и до "лихих" 90-х
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 2739
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 645 раз
Поблагодарили: 1232 раза

Проекты застройки Калининграда до 1991г.

Сообщение Serg_08 »

Предвижу гнев модераторов и прилагаю ссылочку :
http://art-guide.ncca-kaliningrad.ru/?b ... u=052hoppe
но все ж считаю, что и статью можно оставить, ибо чертовски интересно написано..
Изображение
1. "Кремль". План реконструкции Калининграда. Северный Вокзал на Площади Победы, Калининград, 1949. Автор: Навалихин. Репродукция из книги: Д. Навалихин. К вопросу реконструкции центра города Калининграда. Москва, 1958

СЛЕДЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В СОВЕРШЕННО РЕАЛЬНОМ ГОРОДЕ
Берт Хоппе / Берлин, Германия


Долгое время историография любого европейского города была заложницей специфического стиля подачи материала, определенного способа интерпретации прошлого и настоящего. С 1945 года у Кёнигсберга/Калининграда появились версии - немецкая и советская, - каждая из которых претендовала на статус единственно "верной". Немецкая версия почти полностью исключала существование современного Калининграда, а советская, в свою очередь, игнорировала довоенное прошлое Кёнигсберга. До 1991 года у неосведомленного человека могло сложиться впечатление, будто историки говорят о двух разных городах. После окончания Холодной войны в 1991 году традиция односторонних взглядов уступила место объемному видению "прерванного прошлого" двуединого Кёнигсберга/Калининграда. Поскольку толкования истории уже не берутся на вооружение ни сторонниками, ни противниками сегодняшнего статуса города (во всяком случае, это поветрие уже не столь распространено), то их можно рассмотреть как исторические феномены в себе и сами по себе.

Здесь интересен именно Калининград, чей внешний облик насквозь пропитан советским пересказом прошлого, и это видно по планам послевоенного восстановления тяжело раненного города. Идея проекта была не только построить современный советский город, но и написать для него языком архитектуры "виртуальную историю". К несчастью, первым делом взялись за уничтожение довоенных достопримечательностей, многие из которых собирались заменить новыми советскими ориентирами. Впрочем, либо начать, либо завершить задуманное всегда мешала нехватка средств. И все же внимательный наблюдатель, если он умеет читать город как "текст", сможет восстановить по редким и в большинстве забытым фрагментам эти самые планы по созданию "виртуальной истории" для советского Калининграда.

1. "Злой" город

Сталинская пропаганда преподносила разгром Кёнигсберга с воздуха в августе 1944 года и в ходе уличных боев марта-апреля 1945-го как заслуженное чистилище, в огне которого старый город сгорел дотла вместе с его гадким прошлым. Красная Армия "стерла с лица земли" Кёнигсберг - это "разбойничье логово германского империализма", ликовала "Правда" на следующий день после сдачи города немцами. Газета писала, что с этой победой немецкий "Натиск на восток" ("Drang nach Osten") потерпел поражение окончательно и бесповоротно. Серия статей учила, как теперь следует понимать прошлое этого города: "Кёнигсберг - это сама история немецкой преступности. Веками город прозябал в драках и набегах, жить иначе было ему не дано".

Советская пропаганда рисовала Кёнигсберг колыбелью зла, и эта "новая память" города не имела ничего общего с его подлинным прошлым. Напротив, утверждение о том, что "натиск на восток" начался из Кёнигсберга, положили законным основанием присоединения города к Советскому Союзу. В этом пропаганда опиралась на заявление Сталина 1941 года о том, что Восточная Пруссия "с исторической точки зрения была исконно славянской землей". Новая советская администрация описывала всю довоенную историю города как период длительной оккупации, который начался с вторжения Тевтонского Ордена в XIII веке и прерывался лишь однажды, во время Семилетней войны, когда - с 1758 по 1762 год - Восточная Пруссия входила в состав Российской империи.

Ущерб, нанесенный городу за годы Второй Мировой - по данным советской статистики, в черте города было разрушено более 90% зданий, - в первое послевоенное десятилетие официально расценивался как положительный результат войны. Весной 1946 года новообразованная администрация "Кёнигсбергской области" даже ходатайствовала о разрешении перенести центр города на новое место. Во внутреннем циркуляре "К вопросу о строительстве и реконструкции города Кёнигсберга" (уже через два месяца он будет переименован в Калининград) говорилось, что реконструкция центральной части потребует, по меньшей мере, "более десяти лет". Поэтому есть смысл оставить центр города в разрушенном состоянии, "сохранив его как памятник победе над немецким фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", а рядом построить совершенно новый центр. Весьма смелая идея превратить старый город в музей под открытым небом не получила широкой поддержки; вместе с тем, сразу после войны советские архитекторы всерьез обсуждали идею хотя бы на пару лет оставить центр, лежащий в окружении фортов, нетронутым, - по практическим соображениям. Временный центр должен был расположиться рядом с Северным вокзалом, на пепелище Немецкой восточной ярмарки. Высказывалось также предложение расположить центр по контуру старых фортификаций, взяв им в кольцо бывший центр Кёнигсберга. "Мертвую зону" старого города собирались отделить от нового города кольцом парков - своего рода санитарным кордоном. Бывший центр города между Северным и Южным вокзалами оставляли резервом для будущих градостроителей - на случай, если в их далеке не останется других площадей под новые жилые районы.

2. Виртуальное прошлое

В то время как советская пропаганда, запретив довоенную историю Кёнигсберга, совершенно ее потом игнорировала, новое правительство стремилось придать Калининграду типовой советский облик. Как и переименование всех городов, деревень и улиц в конце 40-х, планы по восстановлению Кёнигсберга были призваны обеспечить достижение двух важнейших целей: укрепить у советских жителей осознание своей новой родины и утвердить права Советского Союза на владение городом. Новому обществу, новому государству была необходима новая архитектура; и "Калининградская правда" писала: "Немецкие стандарты [архитектуры]" следует "навсегда отвергнуть, ибо они оскорбительны для русского человека".

Соответственно, в ноябре 1947 года Дмитрий Тян назвал разработку новых генпланов для городов Калининградской области одной из самых неотложных задач общей реконструкции. Он признал, что дело это не из легких, "поскольку архитектура немецких городов по своей форме чужда советской архитектуре, а по содержанию - совершенно неприемлема. [...] Наша архитектура, напротив, основана на принципах новой, советской эпохи развития человечества". И, стало быть, в новых генпланах непременно должна быть выражена "новая социально-экономическая структура" городов.

Дмитрий Навалихин, новый главный архитектор Калининграда, в своей первой статье в мае 1948 года тоже подчеркнул принципиальную разницу между немецким и советским городами: "Наш советский человек пришел в этот капиталистический город, разгромленный воздушными налетами и артиллерийским огнем, как победитель и созидатель, носитель новой, передовой и прогрессивной культуры. [...] Требования нашего советского человека к социалистическому городу намного более высоки, чем принципы планирования и нормы, принятые в капиталистических странах". Свой анализ Навалихин завершил обращением к грядущим пятидесятым: "Бывший немецкий Кёнигсберг, становясь русским советским городом, не может и не должен быть восстановлен в своем прежнем виде".

В течение последующих лет планировщики состязались в представлении проектов реконструкции города, стремясь создать нечто впечатляющее "не только советского человека и его друзей, но и его противников". Каждый проект по-своему приближал светлое советское будущее: "Земля, освобожденная от многовековой оккупации, должна расцвести пышным цветом, и украсит ее Калининград - самый западный из советских городов. Большая удача и великая честь выпала на долю тех, кто начал строительство нового советского города". Тем не менее, в отличие от других советских городов, официальный генплан Калининграда был принят довольно поздно: Правительство РСФСР поручило Государственному Институту Проектирования Городов (ГИПРОГОР) заняться им лишь в мае 1948 года. Ключевым моментом первого варианта генплана ГИПРОГОРа была идея расширения и выпрямления улиц и возведение монументального Дома Советов на месте Королевского замка. Подход московских планировщиков был скорее практическим, чем идеологическим: чтобы сэкономить ресурсы и задействовать немецкую инфраструктуру, они постарались сохранить большинство существующих дорог и сохранившихся зданий довоенной постройки.

В то же время местные проектировщики, рисуя свои чертежи, главным образом заботились о том, чтобы сделать новый центр как можно более представительным - поэтому их подходы были куда радикальнее идей столичных коллег. В первую очередь их волновало, как будут воспринимать город сторонние наблюдатели: "Калининград станет западной заставой, форпостом Российской Федерации. Архитектурный план города должен отражать всю мощь нашего великого государства и широту русского гостеприимства".

Главный архитектор Калининграда Навалихин критиковал московских проектировщиков за их робость в обращении с постройками довоенного времени. По его мнению, сохранение немецких сооружений и городской инфраструктуры было бы ошибкой, тем более что их реальной ценностью вполне можно пренебречь. Навалихин требовал относиться к центру как к чистому листу бумаги: с его точки зрения, "возможности обеспечить максимум комфорта для населения, возникающие в результате разрушений" были использованы далеко не полно. На самом деле обеспечение упомянутого Навалихиным комфорта имело для него второстепенное значение. В собственных проектах перепланировки центральной части Калининграда он равнялся на образ столицы и хотел сделать город удобным для проведения массовых демонстраций. Он лихо спроектировал масштабную панораму будущего Калининграда, и в основных чертах она очень напоминала генплан Москвы от 1937 года. На месте Замка должны были возвести Дом Советов высотой около 120 метров, от которого в разные стороны разбегутся широкие проспекты; далее, на перекрестках, планировалось поднять небоскребы и провести кольцевые дороги по типу московских проектов тех дней.

Генплан Москвы был образцом для подражания при восстановлении едва ли не всех советских городов, но Навалихин пошел еще дальше: его проект абсолютно не считался с местной спецификой. Как и лидеры Калининградской парторганизации, он добивался, чтобы город потерял свои неповторимые черты, превратившись в обыкновенный советский город, - и тогда новые жители легко признают его "родным". В навалихинском проекте Калининград предстал квинтэссенцией советского градостроительства: строящийся город должен был стать тем общим полотном, в которое переселенцы могли бы вплести свои личные воспоминания, свезенные сюда со всех концов Советской империи.

Среди множества перекличек с другими советскими городами выделялась еще одна (помимо московской) - со Сталинградом, который стал важнейшей вехой в национальной памяти. Первым, чем указали на эту связь, были переименования. Во-первых, главную магистраль в западной части Калининграда (бывшая окраина, ставшая административным и коммерческим центром города в силу того, что эта его часть пострадала меньше других) переименовали в Сталинградский проспект. Во-вторых, Навалихин хотел построить Аллею Смелых и Аллею Героев, поскольку они есть в Сталинграде. Таким образом Калининград приравнивался к городу-герою на Волге: Сталинград символизировал советское сопротивление и начало поражения немецко-фашистских захватчиков, а Калининград, уже самим фактом его существования, - полную победу над Германией.

Впрочем, ссылка на топос "исконно славянская земля" подразумевает и то, что одного установления в Калининграде норм советской культуры было недостаточно для удовлетворения нужды переселенцев в самоотождествлении с их новым домом и потребности властей в узаконивании аннексии города. По этой причине проекты Навалихина сотоварищи не только походили на планы реконструкции Москвы того времени, но и "цитировали" средневековые здания российской столицы.

Так, уже к концу 40-х годов он собирался прилепить к кёнигсбергскому Северному вокзалу, построенному в 1920-е годы, копию Спасской башни московского Кремля.[1] Этим и другими подобными проектами Навалихин думал решить две задачи: с одной стороны, изобразить Калининград в новой роли хорошо укрепленного форпоста Советского Союза на Балтийском море; с другой стороны, мысленно передвинуть город в глубь страны, дабы создать впечатление о его принадлежности к допетровской России. Раз уж Калининград - как признавал сам Навалихин - не имеет "старых русских традиций", значит, необходимо посредством архитектуры создать его "новое", виртуальное, русское прошлое.

Увы, этим грандиозным планам не суждено было осуществиться. Единственным масштабным проектом, который Навалихину действительно удалось реализовать в 1954-55 годах, была Сельскохозяйственная выставка Калининградской области - копия Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве ("московским" было все, что он придумывал для Калининграда). Но концепцию столичного проекта невозможно было воплотить в условиях Калининграда: скрупулезно повторив оригинал вплоть до оформления - главный вход в виде триумфальной арки и древнерусская башенка над центральным павильоном, - калининградский вариант вышел карикатурой на величие московской выставки.[2]
Изображение

2. "ВДНХ". Вид "Выставки достижений народного хозяйства Калининградской области". Калининград, 1955. Навалихин. (Фотография неизвестного автора). Предоставлена А. Бахтиным, Калининград

Еще был частично реализован план городского парка, а вот план нового города получил воплощение лишь во фрагментах. Один из них - это верхняя часть Ленинского проспекта между Площадью Победы и Центральной площадью. Если сравнить чертежи Навалихина с современной картой города, станет ясно, что Ленинский проспект - нацеленный сейчас в пустоту - должен был вести к Дому Советов. Улица генерала Соммера - тихая сегодня улочка, но на удивление широкая, - должна была стать частью второго, не менее важного, кольца улиц.[3] Было очевидно, что проекты такого масштаба - утопия, ведь с имеющимися на тот момент средствами их было просто не потянуть.

До середины 60-х годов, когда Калининград, наконец, стал похож на остальные советские города благодаря появлению первых многоквартирных домов (прозванных "хрущевками" - детищами Хрущева, объявившего курс на переориентацию строительной отрасли с престижных партийных зданий на жилые дома) - до тех пор архитекторам оставалось запечатлевать Советскую эпоху лишь в монументах, т.е. отложить в сторону идею большой реконструкции и заниматься перепланировкой города косметическими штришками. Хотя Навалихин, будучи сначала главным архитектором города, а позднее председателем комитета по архитектуре Калининградской области, до 1958 года надеялся превратить Калининград в единый памятник победе Советского Союза в Великой Отечественной войне, он понимал все же, что это невозможно в силу нехватки средств. Тогда, чтобы обогатить город по крайней мере "символически и композиционно" и сделать его "близким и понятным для советских людей", Навалихин предложил поставить ряд памятников. "Благодаря чему, при сравнительно небольших затратах, центральные [архитектурные] ансамбли зазвучат совершенно по-новому, а за ними - и весь город". Надлежало создать "единую, взаимосвязанную и взаимопроникающую систему" монументов. Ими предполагалось заставить весь центр Калининграда - чтобы отразить таким образом "новый, русский, социалистический, характер города".

Не один год после этого Калининград украшали типовыми элементами советской культуры, и к концу 50-х Ленинский стал этаким скромно-триумфальным проспектом, простирающимся от главного железнодорожного вокзала на юге старого центра до нового центра на северо-западе: его уставили памятниками Ленину, Сталину и тому, в честь кого в 1946 году городу дали новое имя, - Михаилу Ивановичу Калинину. Еще несколько памятников поставили, желая показать историческую связь советского настоящего с пресловутым "славянским" прошлым. Особенно убедительно подтверждали тезис об "исконно славянской земле" бюсты российских военачальников А.В. Суворова и М. И. Кутузова, которые некогда заезжали в Кёнигсберг. В свете официальной пропаганды генералы представали борцами за "освобождение" Восточной Пруссии от германских оккупантов - каковую миссию завершила Красная Армия в апреле 1945 года.

Изображение
3. "Ленинский проспект". Слева: Фрагмент плана реконструкции Калининграда (показан Ленинский проспект). Калининград, 1953. Автор: Навалихин. Справа: Фрагмент карты города Калининграда, 1997

Со временем место этих царских генералов в коллективной памяти Калининграда становилось все скромнее и скромнее, довоенная история города забывалась все больше и больше, и в городской мемориальной культуре установилась безраздельное господство памятников советским воинам, павшим в годы Второй Мировой войны. Уже в сентябре 1945 года на бастионе бывшего форта был сооружен монумент памяти 1200 солдат 11-ой армии, погибших при штурме города. В последующие годы к нему прибавились другие памятники и мемориальные доски, сетью раскинутые по всему городу. С начала 60-х годов экскурсии обычно останавливались у каждого из этих памятников, что и понятно, ведь среди туристов, приезжавших тогда в Калининград, были главным образом ветераны, участники уличных боев в апреле 1945 года.

Мемориалы на "Штурм Кёнигсберга" заняли важное место и в календаре городских памятных дат. Открытие каждого нового памятника отмечалось с большим размахом. Основной целью таких праздников было не только почтить память павших солдат, но и наполнить прилегающие кварталы новым смыслом, как бы переформатировать их: материальный город оставался прежним, а его символическое содержание претерпевало в сознании присутствующих глубинные изменения. Кроме того, связав празднование "Штурма Кёнигсберга" с основанием Калининградской области, положили начало советскому способу интерпретации местной истории: завоевание и уничтожение старого города были необходимы и исторически оправданы - они дали жизнь новому, советскому Калининграду, который, как Феникс, восстал из пепла.


Перевод с английского Сергея Михайлова

Изображение
Е. Уманский. "Vaterland - Родина Мать", 1999

Примечания И.Чечота к статье Б.Хоппе


В качестве дополнения к статье Б.Хоппе приведем небольшой и далеко неполный список памятников советской архитектуры и искусства, примерно от 1945 до 1980 годов. Этот список должен пробудить у того, кто пользуется нашим путеводителем, интерес к "собиранию" исчезающих на глазах фрагментов советского Калининграда. Порядок перечисления произвольный.

1. Памятник М.И.Калинину у Южного вокзала. Шедевр казенного строгого стиля рубежа 50-х и 60-х годов. Красивый полированный постамент.

2. Здание автовокзала 1970-х годов. Интересная металлическая фактура фасада, объем в духе "нового брутализма".

3. Кинотеатр 1950-х годов на ул. Аллея Смелых. Образец камерного ампира в традициях И.Фомина и И.Жолтовского. Типовая постройка.

4. Дворец спорта Юность. Бетонные перекрытия немецкие, поставлены поперек; видны только изнутри. Красивая по ритму настенная композиция на темы спорта с изображениями удлиненных обнаженных фигур. Начало 70-х годов.

5. Памятник В.И.Ленину и трибуны на площади Победы. Больше не существуют. Неплохой памятник логично завершал панораму площади. Жаль, что Собор и робкое чувство политкорректности вытеснили монумент и лишили Калининград ансамбля, который был бы подстать Красной площади в Москве с ее мавзолеем.

6. Фонтан-ваза в сквере на площади перед кинотеатром "Россия". Великолепный образец тяжелого ампира, густой неоклассический орнамент, напоминающий сразу все вместе московские, французские и вюртембергские образцы 30-40-х годов XIX века. Блестящий мастер-рисовальщик.

7. Здание кинотеатра "Россия". 1960-е годы. Отличная постройка, красивая по пропорциям и линиям. Великолепно решено раскрытие внутреннего пространства наружу. Эффектный бетонный козырек.

8. Монумент Матери-Родины. Не самая лучшая, но типичная скульптура самой поздней фазы сталинизма, с тенденцией к облагороженному "социализму с человеческим лицом". Интересно, что русские черты в ней не выделены. Это образ европейской женщины, чуть суховатый, "прибалтийский". По типу напоминает статую на Пискаревском кладбище в Ленинграде (скульпторы Исаева и Таурит).

9. Театр Драмы. Это перестроенный и стилистически полностью переосмысленный Новый театр Луизы 1911 года. Великолепные ампирные детали.

10. Триумфальные ворота. Вход на стадион "Балтика". Ворота по типу и пропорциям несколько напоминают Бранденбургские ворота в Берлине. Интересные тонкие колонки. Странный вариант послевоенного стиля, на который оказало влияние западная традиция.

11. Скульптуры зверей на павильонах у входа в Зоопарк. Это наши советские скульптуры, но они очень своеобразны, экспрессивны. Звери страшные, агрессивные.

12. Дом Культуры рыбаков на проспекте Мира. Очень интересное по пространственному решению и деталям здание. Сочетание палладианских мотивов в духе Дж.Кваренги и неоренессансных орнаментов школы И.Жолтовского. Внутри потрясающие по сложности конструкции и богатству орнаментики люстры. Есть и другие достопримечательности.

13. Ансамбль проспекта Мира. Большая часть зданий сохранилась с немецкого времени, но в переделанном виде. Все постройки были оштукатурены, лишились своего красного кирпича и приобрели выделенные цветом ордерные детали. Дом с полукруглым выступом на углу улицы Колоскова был когда-то выразительной вещью в стиле Баухауз; ныне он завершается колоннадой и обелисками. Здание клуба "Универсал", в основе своей немецкое, приобрело в 50-х годах пилястры колоссального ордера и очень эффектный колонный зал с хорами. Ныне в нем ресторан и казино, достойные осмотра каждого эстета, так как зал представляет доведенный до пародийности образ "шикарного заведения": мраморные скульптуры, картины в золотых рамах, канделябры и пр. Удивительное "переформатирование" (как пишет Б.Хоппе), превращающее белоколонный советский образ культурного учреждения в буржуазный "восторг" с кренделями.

14. Памятник Космонавтам. 1964 г. Скульптор - калининградец Дуниман. В соборе на острове следует обратить внимание на его камерное изображение Канта в бронзе. Памятник "9-ка" стоит напротив улицы Космонавта Алексея Леонова, уроженца Калининграда, художника. Отличный пример стиля "научной фантастики" в искусстве 60-х годов.

15. Бюст Карла Маркса на проспекте Карла Маркса. Неплохая монументальная вещь. Вокруг зеленые насаждения с кустиками в духе своего времени.

16. Памятник А.С.Пушкину работы М.Аникушина. Хорошая работа известного академического профессора-лирика. Улица Комсомольская.

17. Баня на улице Пионерская, недалеко от Литовского вала. Постройка так удачна по пропорциям и линиям, так убедительно связана с плоскостью почвы, что можно думать, что она является переделанным немецким зданием 20-х годов. Но это не так. Образец высокой архитектурной культуры, имевшей место в середине 60-х.

18. Дом Искусств. 1975 год. Стоит на месте Хабербергской кирхи. Советские градостроители не захотели отметить это место вертикалью. Небезынтересный фасад-гребенка. Есть хорошее и в интерьере.

19. Скульптурное убранство фасада жилого дома, в котором находится Дворец бракосочетания. С художественной точки зрения скульптуры довольно слабы, зато иконографическая программа интересна. Памятник культуры 1970-80-х годов.

20. Комплекс новых зданий университета на улице Александра Невского. Великолепный ансамбль в традициях "архитектуры нового движения". Вспоминаются Алвар Аалто и Гроппиус. Очень красивые глухие белые стены. Группировка объемов живописна и убедительна.

21. Ассиметричное, с острым углом выступа, экспрессивное здание прокуратуры на углу улицы Горького и ул. Лейтенанта Озерова. 1970-е годы.

22. Небольшое белое здание электротехнического назначения в парке напротив станции Северного вокзала. Неплохой ритм уступов, игра светотени, образчик переработки традиций 20-х годов (как российских, так и немецких).

23. Пристройка и жилой дом рядом со зданием бывшего Городского архива (Либенталя). 1960-е годы. Логичное завершение ансамбля Либенталя. Интересный ритм окон. Качество реализации оставляло желать лучшего.

24. Здание ГТРК "Янтарь". 1970-е годы. Место выбрано неплохо. Композиция переусложнена, но есть неплохие частные решения. Последние примеры умиравшего благородного конструктивного стиля перед началом "пилонного" брежневизма.

25. Дворец пионеров на улице Сергеева. Следует обратить внимание на это здание, не лишенное черт архитектурного искусства, по меньшей мере, серьезного профессионализма.

26. Кафе (стекло и бетон) в конце Верхнего озера. Правильный выбор места и стиля. Дух лирических 60-х годов.

27. Памятник военным летчикам-балтийцам на углу Советского проспекта и ул.Гайдара. 1974 год. Парафраз на тему монумента покорителям космоса на ВДНХ в Москве (Вучетич, Корин и др.). В бывшем Кёнигсберге взмывающая вверх линия может напомнить и скульптуры экспрессионизма (Веймар).

28. Башня на углу здания военного ВУЗа на Советском проспекте. Калининградская сталинская высотка. Это переделанная немецкая башня. Брутальный объем 30-40-х годов советский архитектор смягчает скульптурными деталями и ажурной надстройкой.

29. Памятник 1200 гвардейцам. 1945 год. Скульпторы Микенас, Вайвада. Это выдающийся памятник эпохи во всех отношениях. Он расположен на гребне вала, состоит не только из полукруглой площадки с обелиском и вечным огнем, но и продолжается вниз монументальной лестницей и мостом через ров, откуда на обелиск открывается второй вид. Памятник является садово-парковым ансамблем. Он прекрасно сочетается с ландшафтом, деревьями, старой брусчаткой, мостом Гвардейского проспекта. Интересно, что в его стиле, несомненно, присутствуют черты не столько отрицающие, сколько подхватывающие некоторые моменты стиля врага: суровость, особая гранитная кладка, плоские рельефы, мотив глухой стены. Даже конфигурация обелиска имеет мало общего с излюбленными в то время классическими формами и ребристостью напоминает немецкие формы (см. памятник погибшим в войне 1914-18 годов в Полевом-Мансфельде на Берлинском шоссе). Скульптуры выдают руку и экспрессию прибалтийских мастеров. Группы очень экспрессивны, динамичны, остры по силуэту. Они в сущности ближе к довоенному искусству, лишены живописности позднего сталинизма.

30. Сад скульптур на острове. Это настоящий "сад скульптур". С 1960-х годов подобные сады пытались заводить в разных городах СССР. В Ленинграде так и не создали. В Риге, Таллинне эти сады были особенно удачны и ухожены. Калининградский сад похож на прибалтийские, но очень большой. Сады скульптуры были связаны с активной деятельностью Союза художников. Иконографическая программа любопытна и ждет своего вдумчивого истолкователя. Обратим внимание на группу композиторов - Бах, Моцарт и русские, и поляк Шопен. Блок и Горький. Космос и рабочие. Семья и дети. Петр как строитель флота. Есть неплохие работы. Жаль, что парк запущен и, скорее всего, уйдет в небытие.

Изображение
Мы живем в городе братской любви..
Нас помнят, пока мы мешаем другим.
(И. Кормильцев..)
ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 564 раза

Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение ПАДОНАК »

Итак, в этой теме предлагаю поговорить не о том, каким был наш город и не о том, какой он сейчас, а о том, каким бы он мог быть (а может и будет иили не будет никогда). Итак предлагаю на суд общественности подборку эскизных проектов и концепций строительства (в скобках примерный год эскиза/постройки)

Сразу после войны много думали, что ж сделать с полностью разрушенным центром. Один из вариантов (40-е-50)
199215-2e61f-34041306-.jpg
199215-70299-34041312-.jpg
199215-a90cb-34041302-.jpg
199215-fc95d-34041308-.jpg
корпуса КГУ на Невского
199215-a3570-34041314-.jpg
Местоположение неизвестно
199215-4e1ff-34041313-.jpg
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 2739
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 645 раз
Поблагодарили: 1232 раза

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение Serg_08 »

К сожалению, ссылку утратил, поэтому скину документы целиком. Убивает другое - прошло 60 лет, а проблемы и ситуация - почти та же ( в строительстве). Читаем, думаем:

После окончания военных действий территория бывшей Восточной Пруссии сильно пострадала. Многие населённые пункты перестали существовать. Центр Кенигсберга был разрушен на 90%. Окраины города пострадали значительно меньше - на 60%.
Восстановлением нормальной жизни сначала занимались воинские части, а затем управления по гражданским делам, имевшие в своей структуре коммунальные отделы.
С 19 ноября 1945 года ведёт свою историю и Калининградский областной отдел коммунального хозяйства, а с 7 апреля 1946 года - городской отдел.
В их функции входило руководство восстановлением разрушенных зданий, решение строительных и архитектурных задач. 13 сентября 1946 года эти функции были переданы областному отделу по делам архитектуры, а с 7 августа 1947 года - Управлению главного архитектора г. Калининграда.
Перед архитекторами и строителями стояли большие трудности, так как эту территорию необходимо было возрождать из руин и пепла. Область нуждалась в квалифицированных рабочих, инженерно-технических работниках, строителях и архитекторах.
Как видно из документов, в этот начальный период специалистов-архитекторов было очень немного, но большинство из них внесли значительный вклад в дело восстановления нашего города. Среди них Навалихин Д. К., Тян Д. К., Максимов А. В., Тимохин П. В.
Публикуемые документы из фондов Государственного архива Калининградской области (ГАКО) показывают озабоченность архитекторов тяжёлым состоянием города и необходимостью его восстановления.
Подготовка текста к публикации И. Е. КРИВОРУЦКОЙ

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ГЛАВНОГО АРХИТЕКТОРА КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛА КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТИМОХИНА П. В. НАЧАЛЬНИКУ УПРАВЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КЕНИГСБЕРГСКОЙ ОБЛАСТИ ОРИСОВУ В. А. О ВОССТАНОВЛЕНИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ КЕНИГСБЕРГА
24 июня 1946 г.
В связи с развертыванием деятельности гражданских организаций и учреждений в городе Кенигсберге, как областного, так и городского подчинения, и естественным прибытием работников для постоянной работы в городе, становится необходимым решение вопроса о правильном их размещении и обеспечении всеми видами обслуживания, т.е., я имею в виду, следующее обслуживание: жильем, торговыми помещениями, культурными учреждениями, больницами, школами, детсадами и яслями, гостиницами и банями, которые потребуют примерно около 35 - 40 тыс. кв. м., или 200 - 250 куб. м., освоения и восстановления зданий, не считая тех помещений, которые заняты рабочими, проживающими там, так как эти промышленные предприятия осваивают места, тяготеющие ближе к заводам и фабрикам.
Сейчас встает вопрос о том, чтобы включить в план ближайших лет вопрос об отпуске средств на восстановление и строительство города Кенигсберга и области.
Необходимо поставить вопрос перед городским гражданским управлением о разработке перспективного плана развития и восстановления города.
В настоящее время, в связи с ежедневным прибытием работников в городские и областные организации для постоянной работы, эта необходимость уже начинает остро ощущаться, т.к. происходит хаотическое, внеплановое заселение и освоение за счет разрушения других зданий, которые в недалеком будущем придется восстанавливать, но с большей затратой средств. Кроме этого, освобождаются помещения воинскими частями, которые при своем уходе снимают всю арматуру, отопительные приборы, двери и окна, а начальники районов этому не препятствуют и становятся на положение посторонних зрителей или формально подписывают акты об их сдаче.
Для перспективного плана развития города и размещения всех указанных видов обслуживания необходимо городскому гражданскому управлению проделать следующее:
1. Выбрать центр города и центры районов города.
2. Наметить магистрали и улицы, подлежащие освоению и восстановлению.
3. Наметить очередность восстановления и освоения города.
4. Приступить к съемке и разработке детального проекта застройки города.
5. Приступить к инвентаризации всех зданий города.
Центр города необходимо наметить, исходя из наилучшего обслуживания населения города, учитывая исторически сложившиеся условия города Кенигсберга, в котором центр города ныне разрушен настоль¬ко, что вряд ли подлежит восстановлению, а если встанет необходимость его восстановления, то потребуется не один десяток лет. Мне думается, что бывший центр города надо оставить в таком виде, как он есть, сохранив его как памятник ПОБЕДЫ в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг. над немецким фашизмом.
Центр города наметить на месте ныне существующей базарной площади, т. к. место это является центральным, на котором пересекаются наиболее поточные трассы, соединяющие между собой город со все¬ми прилегающими к нему городскими районами, т. е. трассы Луизеналлее* и Хагенштрассе".
Городское гражданское управление разместить в доме № 47 по Луизенаплее, сделав в нем соответствующую перепланировку.
Очередность освоения и восстановления города, в принципе, надо проводить по прилагаемой схеме.
Все места в отдаленных районах от центра города с небольшими домиками-коттеджами надо осваивать, передавая их на восстановление и освоение в частном и индивидуальном порядке на правах застройщи¬ков со всеми льготами согласно постановлению об индивидуальном строительстве.
Для проведения мероприятий по восстановлению города и разработки проекта детальной планировки восстановления и строительства необходимо дать указание городскому гражданскому управлению создать бюро инвентаризации всех зданий с учетом их пригодности к восстановлению согласно схеме. Одновременно с этими разработками необходимо приступить к съемке города. Для этого городскому гражданскому управлению предложить организовать геодезическую службу.
Вопрос планировки города и составление проекта планировки. Я считаю, вряд ли встанет необходимость заниматься этим делом в данном пятилетии, т. к., по-видимому, город Кенигсберг и Кёнигсбергская область не будут реконструироваться, а только восстанавливаться.
ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР ОБЛКОМХОЗА ТИМОХИН П. В.
ГАКО, Ф. 520, оп. 1, д. 2, л. 1,1 об. Подлинник.
ИЗ ПРОТОКОЛА № 1 общего собрания архитекторов г. Калининграда***.
8 сентября 1948г.
Присутствуют:
т. ТИМОХИН П. В. - начальник облотдела по делам архитектуры, член союза архитекторов.
т. НАВАЛИХИН Д. К. - главный архитектор города, член Союза архитекторов.
т. ШАШКИН А. Е. - начальник архитектурно-проектной мастерской.
т. ДИДЕНКО Ф. П. - ученый секретарь Архитектурного Совета областного отдела по делам архитектуры, член Союза архитекторов.
т. Т.ЯН Д. К. - старший инженер архитектурно-проектной мастерской, член союза архитекторов.
т. КОЛЕНКОВ Б. В. - архитектор Управления главного архитектора, член Союза архитекторов.
т. МИХАЙЛЕВСКИЙ Н. В. - старший архитектор АМП****.
т. ЗАКАМЕННЫЙ О. Н.-старший архитектор АМП, член Союза архитекторов.
т. ВАЙНШТЕЙН Л. В. - архитектор АМП.
т. ДЫНОВСКИЙ А. П. - архитектор АМП.
т. ПИЛЮГИН - архитектор АМП.
т. МАКСИМОВ А. В. - архитектор Управления главного архитектора.
Для ведения собрания избираются:
Председатель - архитектор Тимохин П. В.
Секретарь - арх. Михайлевский Н. В.
________________________________________
* Ул. Комсомольская.
** Часть улицы К. Маркса.
*** Опущен п. 3 - Выборы уполномоченного.
****АМП архитектурно-проектная мастерская.
Повестка дня
1. Информация архитектора Закаменного О. Н. о решении Правления Союза архитекторов Калининградской области.
2. Проработка статьи "В обстановке равнодушия и беспечности", помещенной в газете "Искусство" от 31 июля 1948 г., и постановления Президиума Правления Союза архитекторов СССР и Правления Московского отделения Союза архитекторов "О недостатках деятельности Союза советских архитекторов".
3. Выборы уполномоченного Союза архитекторов по Калининградской области.
1. СЛУШАЛИ: Информация архитектора Закаменного.
Решением Союза архитекторов СССР наше ходатайство об организации Калининградского отделения Союза архитекторов отклонено. Мы не имеем необходимого числа членов, и Союз архитекторов предложил нам выбрать в настоящее время уполномоченного Союза архитекторов, предоставив нам право рассмотрения и ходатайства о приеме новых членов или восстановлении старых, выбывших по каким-либо причинам из Союза.
Правление Союза архитекторов СССР обещало всемерно помогать становлению нашей организации. ПОСТАНОВИЛИ:
Произвести выборы уполномоченного Союза архитекторов третьим вопросом повестки дня текущего собрания. СЛУШАЛИ:
Проработка статьи "В обстановке равнодушия и беспечности", помещенной в газете "Искусство" от 31 июля 1948 г., и Постановления Президиума Правления Московского отдела Союза архитекторов "О недостатках деятельности Союза советских архитекторов".
По проработке статьи и постановления выступили тт. Закаменный, Михайлевский, Тян, Навалихин, Шашкин, Тимохин.
Архитектор ЗАКАМЕННЫЙ сказал, что специфика условий Калининграда заключается в том, что мы имеем малочисленную, вновь организующуюся архитектурную общность. В своем дальнейшем движении она должна учитывать все те недостатки, которые мы отметили в проработанных статьях.
Архитектор ТИМОХИН предложил собравшимся высказаться о деятельности архитекторов в Калининграде, о недостатках нашей работы, вскрыв их.
Инженер ТЯН говорил о том, что архитектурная общественность не живет общими интересами, редко происходят совместные встречи. Это обстоятельство не способствует созданию тесного сплоченного коллектива.
Много имеется недостатков в проектировании. Архитекторы работают без архипланировочных заданий, ибо последние, если и выдаются, то носят не конкретный характер.
Не ведется авторский надзор за строящимися объектами, и, прежде всего, потому, что авторский надзор еще не получил право на жизнь.
В городе либерален стройконтроль, в результате чего - плохое качество работ.
Архитектор ЗАКАМЕННЫЙ сказал, что будущее лицо измененного нового города он видит в создании ярких перспектив, архитектурных акцентов большей значимости и эмоциональной насыщенности. Сплошное изменение “прусского лица города”, о котором говорилось здесь, - малозаметный, недейственный и, подчас, невозможный метод. Трагедия города в хаосе его восстановления, и неправ т. Тян, бросающий обвинения главному архитектору города о некачественности архитектурно-планировочных зданий, так как Управление главного архитектора на настоящий момент не имеет ни разработанных, ни утвержденных схем планировки первой очереди и застройки магистралей.
Архитектор НАВАЛИХИН подтвердил, что хаотическое восстановление города действительно создает положение достаточно трагичное. Управление главного архитектора только в настоящее время получило разрешение и приступило к составлению схемы планировки первой очереди.
Очень большое количество объектов в настоящее время строится без техдокументации, без заключения Архитектурного Совета. Стройконтроль недостаточно строг, а почти полное отсутствие авторского надзора приводит к плохому качеству работ. Уже давно назрела необходимость организации архитекторов города - создание отделения союза.
Товарищ ШАШКИН сказал, что у нас еще есть недостатки в изготовлении проектной документации. Мы еще задерживаем сроки выпуска проектов, в отдельных случаях страдает качество, но коллективом мастерской, Управлением главного архитектора, областным отделом по делам архитектуры тогда легче и вернее будут разрешаться все, подчас трудно разрешимые, вопросы.
Архитектор ТИМОХИН сказал, что сегодняшнее собрание архитекторов города должно положить начало совместной творческой деятельности - деятельности советских архитекторов, основная задача которых - строить красивые, удобные и дешевые здания и жилые дома.
Действительно, первый период восстановления города протекал хаотично. В это время (1946 и начало 1947 г.) вся архитектурная общественность города состояла из двух человек, на которых легла тяжелая обязанность по отводу участков, выдаче архитектурно-планировочных зданий, внесению какой-либо стройности в дело восстановления города.
В настоящее время мы имеем уже определенную, установившуюся архитектурную среду, задача которой вскрывать и исправлять недостатки в нашей работе и всемерно повышать свой идейный и творческий уровень знаний.
Организация союза, сплочение вокруг него всего коллектива архитекторов города поможет выполнить поставленные перед нами задачи.
ПОСТАНОВИЛИ:
Составление решения общего собрания архитекторов по проработке статьи “ В обстановке равнодушия и беспечности”, помещенной в газете "Искусство" от 31 июля 1948 г., и решения Правления Союза архи¬текторов СССР и Правления Московского отделения Союза архитекторов "О недостатках деятельности Сою¬за советских архитекторов" поручить тт. Тимохину П. В., Навалихину Д. К. и Закаменному О. Н...
Председатель Тимохин П. В.
Секретарь Михайлевский Н. В.
ГАКО, Ф. 522, оп. 1, д. 3, л. 1-3. Подлинник

ИЗ СТАТЬИ СТАРШЕГО НАУЧНОГО СОТРУДНИКА КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО МУЗЕЯ Ю. ЦЫГАНКОВА "СТАРЫЙ ГОРОД И ЛИТОВСКИЙ ВАЛ"
...Объединенные действия советских пехотинцев, саперов, артиллеристов, танкистов и летчиков дали возможность в течение двух дней сломить упорное сопротивление гитлеровцев и овладеть всеми укреплениями Литовского вала. Гитлеровское командование вынуждено было подписать акт о безоговорочной капитуляции остатков Кенигсбергского гарнизона.
Советские люди, занятые мирным трудом, строительством социалистического Калининграда, используют оборонительные сооружения Кенигсберга в мирных хозяйственных целях. В бывших фортах устроены склады, где вместо смертоносных орудий хранятся овощи и картофель, семена и сельскохозяйственные орудия.
Старый город лежит в развалинах. Нет надобности восстанавливать его таким, каким он был: тесным и грязным. Вместо него будет построен новый, социалистический город, с широкими прямыми улицами, красивыми зданиями, тенистыми аллеями, скверами и парками. Работы уже начинаются. Разбираются развалины, восстанавливаются отдельные здания, строятся новые. Недалеко то время, когда наш Калининград станет одним из красивых и благоустроенных городов великой социалистической державы.,
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА, 1953 г., 7 июня.
Мы живем в городе братской любви..
Нас помнят, пока мы мешаем другим.
(И. Кормильцев..)
Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2697
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1314 раз
Поблагодарили: 1894 раза

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение panart »

Из прошлых проектов
Планетарий в Калининграде
Планетарий в Калининграде
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 4802
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2127 раз
Поблагодарили: 3127 раз
Контактная информация:

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение gsm_689 »

вернемся, так сказать, к нашим баранам
СК Юность
СК Юность
Дом Профсоюзов
Дом Профсоюзов
воплощения, надеюсь, все видели
Аватара пользователя
zehlau
Краевед
Сообщения: 1109
Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
Благодарил (а): 842 раза
Поблагодарили: 1214 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение zehlau »

Вот еще о планах застройки центра Калининграда в 1967 году

http://archiv.preussische-allgemeine.de ... _14_41.pdf
2011-11-06_142057.jpg
Что касается более ранних событий, то есть в интернете несколько "усеченный" вариант книги Берта Хоппе "Auf den Trümmern von Königsberg: Kaliningrad 1946-1970" (2000г.).
http://books.google.ru/books?id=FdKhoYq ... rg&f=false
2011-11-06_154020.jpg
Статья Хоппе на странице "Арт-гид. Кёнигсберг/Калининград сегодня":
http://art-guide.ncca-kaliningrad.ru/?b ... u=052hoppe
Аватара пользователя
петр
Краевед
Сообщения: 1015
Зарегистрирован: 26-08-2011 20:32:50
Откуда: калининград
Благодарил (а): 294 раза
Поблагодарили: 505 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение петр »

Еще один несбывшийся проект.
imgB.jpg
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 2739
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 645 раз
Поблагодарили: 1232 раза

Проекты застройки Калининграда до 1991г.

Сообщение Serg_08 »

Попалась вот такая диссертация , сделанная на нашем истфаке :
Манюк Е.С. "Советское градостроительство в бывшей Восточной пруссии (Калининград и Клайпеда в 1945 - 1950 гг.)
https://disser.spbu.ru/disser2/disser/Manuk_Dis.pdf
В общем достаточно интересно, особенно что касается послевоенного проектирования застройки Калининграда. Несколько скринов :
Манюк - Советское градостроительство в бывшей Восточной Пруссии_01.jpg
Манюк - Советское градостроительство в бывшей Восточной Пруссии_02.jpg
Манюк - Советское градостроительство в бывшей Восточной Пруссии_03.jpg
Надписи на схеме:
1 – Дом Советов; 2 – площадь Мира; 3 – Музей ВОВ; 4 – Художественная галерея; 5 – филармония; 6 – крытый стадион; 7 – высотное здание инженерно-технических работников и стахановцев; 8 – памятник погибшим героям; 9 – Аллея Героев; 10 – Здание панорамы; 11 – площадь Победы; 12 – Парк Победы; 13 – Центральный дом торговли; 14 – драматический театр; 15 – Центральный рынок; 16 – Дом профсоюзов; 17 – Дом медицины; 18 – высотный ансамбль; 19 – Областная советская партийная школа; 20 – Центральный стадион; 21 – площадь Калинина; 22 – площадь Маяковского; 23 – площадь Райсовета; 24 – вход в ЦПКО; 25 – высотный ансамбль; 26 – Морской вокзал; 27 – Северный вокзал.

Спасибо автору за введение в широкий оборот книги Д.К. Навалихина..
Пы.Сы. - камрадам , ратующим за застройку Острова - внимательно посмотрите на карты..Все уже придумано, жаль не реализовано было.. :)
За это сообщение автора Serg_08 поблагодарили (всего 3):
МёбиуС, zehlau, gsm_689
Рейтинг: 15.79%
 
Мы живем в городе братской любви..
Нас помнят, пока мы мешаем другим.
(И. Кормильцев..)
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 2739
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 645 раз
Поблагодарили: 1232 раза

Проекты застройки Калининграда до 1991г.

Сообщение Serg_08 »

Потихоньку начинаю обещанное энное время назад.. Первая из статей от 20 сентября 1961 года :
калправда200961.jpg
калправда200961-2jpg.jpg
Мы живем в городе братской любви..
Нас помнят, пока мы мешаем другим.
(И. Кормильцев..)
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 2739
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 645 раз
Поблагодарили: 1232 раза

Re: Как бы выглядел город в газетных статьях 60 - 80- х

Сообщение Serg_08 »

А теперь 27 июля 1961:
калправда 270761.jpg
калправда270761-2.jpg
Мы живем в городе братской любви..
Нас помнят, пока мы мешаем другим.
(И. Кормильцев..)
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 2739
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 645 раз
Поблагодарили: 1232 раза

Re: Как бы выглядел город в газетных статьях 60 - 80- х

Сообщение Serg_08 »

И 25 мая того же года :
калправда25-0561.jpg
калправда250561-2jpg.jpg
калправда250561-3.jpg
Мы живем в городе братской любви..
Нас помнят, пока мы мешаем другим.
(И. Кормильцев..)
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 4802
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2127 раз
Поблагодарили: 3127 раз
Контактная информация:

Re: Как бы выглядел город в газетных статьях 60 - 80- х

Сообщение gsm_689 »

За это сообщение автора gsm_689 поблагодарил:
Serg_08
Рейтинг: 5.26%
 
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 2739
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 645 раз
Поблагодарили: 1232 раза

Re: Как бы выглядел город в газетных статьях 60 - 80- х

Сообщение Serg_08 »

И продолжим , 07 ноября ,1949 год :
kalpravda 07-11-1949.jpg
Мы живем в городе братской любви..
Нас помнят, пока мы мешаем другим.
(И. Кормильцев..)
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 2739
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 645 раз
Поблагодарили: 1232 раза

Re: Как бы выглядел город в газетных статьях 60 - 80- х

Сообщение Serg_08 »

24 декабря 1961 года ( опять лицо города :))
калправда 24-12-1961-1.jpg
23 июля 1961 :
калправда 23-07-1961-1.jpg
В общем - то , за полста лет немногое изменилось..
17 октября того же года :
калправда 17-10-61.jpg
калправда 17-10-61,2.jpg
Мы живем в городе братской любви..
Нас помнят, пока мы мешаем другим.
(И. Кормильцев..)
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 2739
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 645 раз
Поблагодарили: 1232 раза

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение Serg_08 »

Вот новогодняя фантазия 1971 года в "Калининградской правде" ( номер , как пишут , от 1 января) :
калправда 1 января 1971 дом советов.jpg
Такие вот дела. Напомню , что ДС еще только начал строиться...
Мы живем в городе братской любви..
Нас помнят, пока мы мешаем другим.
(И. Кормильцев..)
Аватара пользователя
quartzit
Читатель
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15-10-2021 18:28:38
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 47 раз
Поблагодарили: 44 раза
Контактная информация:

Re: Проекты застройки Калининграда до 1991г.

Сообщение quartzit »

Этот пост можно отнести к несостоявшимся проектам 80-х - 90-х. Хорошая задумка, но плохая реализация. Собственно сам материал:

Высотки на Портовой - новое поколение советского жилья

Как всё начиналось
В 1980-е годы в Калининграде начали строиться качественно новые жилые дома. Материалы постепенно становились дороже, квартиры больше, а также нередким явлением стали дома здания индивидуального проекта. Об одном из таких проектов и пойдёт речь в этом материале.

Первое упоминание
Комплекс впервые был показан на плане будущей застройки центра Калининграда от проектного института "Калининградгражданпроект", рассчитанного на XI пятилетку (1981 - 1985 гг.). Комплекс был показан лишь в общих чертах, а до окончательного варианта застройки было ещё далеко.

Утверждённый проект
Окончательный и доработанный вариант представил "Военморпроект". Это был комплекс из трёх жилых домов индивидуального, расположенных друг за другом вдоль ул. Портовой. Каждое здание разделено на 14 этажную и 12 этажную секции, а в центре расположен лифт и лестничный блок. Также дома были связаны с обслуживающими блоками и объединены крытыми переходами на уровне второго этажа. Таким образом, в комплексе была реализована идея объединения жилых блоков и инфраструктуры.

Ход строительства и его печальный конец
Реализация проекта началась в 1987 году, со строительства крайнего от эстакадного моста жилого дома. Первый дом был успешно сдан к новому 1989 году. После этого, с 1989 по конец 1991 года проводились работы с грунтом и подготовка к строительству будущих объектов. Наконец, в 1992 году стройка неспеша продолжилась. С 1992 по 1995 годы были возведены лишь четыре этажа второго здания, после чего все работы были приостановлены, у строителей возникли серьёзные трудности. Таким образом, проект ожидал весьма печальный исход. Уже к концу 1990-х годов со строительства был вывезен башенный кран, а в июне 2005 года оставшиеся конструкции были демонтированы. Проект будущего так не был реализован до конца.
Вложения
Здания на макете "Калининградгражданпроекта"
Здания на макете "Калининградгражданпроекта"
pbjp3SLtgF0.jpg (56.1 КБ) 8409 просмотров
Эскиз комплекса с фотографиями 1994 г.
Эскиз комплекса с фотографиями 1994 г.
Схема всех помещений и расположения комплекса
Схема всех помещений и расположения комплекса
Начало строительства. 1987 г.
Начало строительства. 1987 г.
Вид на строительство с набережной. 1988 г.
Вид на строительство с набережной. 1988 г.
Вид на строительные работы. 1990 г.
Вид на строительные работы. 1990 г.
Вид на строительство в набережной. 1995 г.
Вид на строительство в набережной. 1995 г.
Замороженное строительство. 1990-е годы
Замороженное строительство. 1990-е годы
Снос недостроенного здания. Июнь 2005 года
Снос недостроенного здания. Июнь 2005 года
Здание после ремонта. 2018 год
Здание после ремонта. 2018 год
За это сообщение автора quartzit поблагодарили (всего 4):
gsm_689, МёбиуС, uran238, Privatier
Рейтинг: 21.05%
 
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 4802
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2127 раз
Поблагодарили: 3127 раз
Контактная информация:

Re: Проекты застройки Калининграда до 1991г.

Сообщение gsm_689 »

в 80-е годы Северным микрорайоном стал район Горького-Гайдара, в 60-е это было недалеко от центра

«Новатор строительства» от 28.11.1961
СЕВЕРНЫЙ МИКРОРАЙОН Г. КАЛИНИНГРАДА
Кое-какие сущ. здания угадываются: Тюленина 2, 15; Фрунзе 4 и пр.
Кое-какие сущ. здания угадываются: Тюленина 2, 15; Фрунзе 4 и пр.
НС_1961-11-28_стройки_2.jpg
В 1962 году Балтстройтрест начнет строительство северного микрорайона по улице Московской в г. Калининграде. Сейчас на рассмотрении в тресте находится проектное задание на застройку этого района.
Новый микрорайон расположится между улицами Московской, Ленина [Фрунзе], Грига, Смоленской [Шевченко] и сквером городского значения. Площадь участка 37 га. Здесь будет построено:
• 3 сорокаквартирных,
• 12 восьмидесятиквартирных,
• 9 шестидесятиквартирных,
• 2 шестидесятичетырехквавтирных и
• 2 шестидесятишестиквартирных дома.
Всего 28 жилых домов обшей жилой площадью 62500 квадратных метров.
Кроме того, на этом участке будут построены два жилых дома комнатного типа, на 132 комнаты каждый, 4 детских дошкольных учреждения на 140 мест каждое, школа на 960 учащихся, здания культурно-бытового обслуживания, поликлиника на 250 посещений в смену. В сквере будет построен кинотеатр на 1200 мест, городского значения. Существующий кинотеатр «Баррикады» будет переоборудован под библиотеку.
Жилые дома будут построены по типовым проектам серий 1-464-1 (крупнопанельные) и 1-439А (крупноблочные). В этом микрорайоне будут построены также односекционные дома повышенный этажности, типовые проекты которых разрабатываются. Проектная организация — Ленинградское отделение «Гипрорыбпрома» хорошо разработало проект организации производства на стадии проектного задания.
Застройку этого района проектируется осуществить в четыре года. Проектом организации работ предусматривается первоначально произвести разборку сносимых зданий, ликвидировать завалы, построить временные сооружения, дороги, проложить все основные магистрали подземных коммуникаций на первой очереди строительства, выполнить основные строительные работы на здании котельной, проектируемой для всех объектов данного района.
Проектировщики определили потребность в строительных материалах, полуфабрикатах, рабочей силе, транспорте, воде, электроэнергии и механизмах: разработали стройгенплан, предусмотрели применение передовой технологии строительства.
До сего времени строители не получали этих очень важных для них проектных материалов. Тем самым они с самого начала обрекались на беспорядочность в организации работ. При наличии проектов организации производства строители смогут планомерно, с хорошей предварительной подготовкой начать строительство.
Строителям предстоит в этом микрорайоне выполнить большой объем работ: вынуть 356 тыс. кубометров грунта, сделать 227 тыс. кубометров насыпи, уложить 54,2 тыс. кубометров сборного железобетона, 3,0 тыс. кубометров бетонных конструкций, 100 тонн стальных конструкций, заполнить 47,5 тыс. квадратных метров проемов, проложить 7500 погонных метров водопроводных линий, 12629 п. м. канализационных сетей, 5277 п. м. теплосетей, 9255 п. м. газосетей, устроить 30,0 тыс. квадратных метров асфальтовых покрытий проездов площадок.
На такой объем работ потребуется значительное количество строительных материалов. Так, например: лесных материалов потребуется 7,7 тыс. кубометров, кабеля 30 тыс. п. м., 16 тыс. п. м. стальных труб и т. д.
Сейчас на месте строительства — груды развалин. Пройдет четыре года, и здесь встанет новый красивый микрорайон.
За это сообщение автора gsm_689 поблагодарили (всего 2):
Serg_08, uran238
Рейтинг: 10.53%
 
Аватара пользователя
Privatier
Ихтиандра
Сообщения: 643
Зарегистрирован: 02-04-2009 07:47:05
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 84 раза
Поблагодарили: 169 раз

Re: Проекты застройки Калининграда до 1991г.

Сообщение Privatier »

quartzit писал(а): 17-11-2021 18:23:36 С 1992 по 1995 годы были возведены лишь четыре этажа второго здания, после чего все работы были приостановлены, у строителей возникли серьёзные трудности. Таким образом, проект ожидал весьма печальный исход.
Проблем было выявлено несколько. Помимо финансово-экономической, выявились проблемы с грунтами, а также подводной ямой, которая находится примерно напротив незаконченного второго дома, в месте слияния Старой и Новой Преголи - набережная стала "уезжать", у строителей возникли серьезные опасения за судьбу последующей целостности дома. Почему эта проблема не была выявлена на этапе проектировки жилого комплекса, я не знаю. Мониторинг состояния ямы проводился по заказу городской администрации с 1998 по 2007 год, после демонтажа незавершенного строительства к ее мониторингу не возвращались.
За это сообщение автора Privatier поблагодарили (всего 2):
Наёмник, uran238
Рейтинг: 10.53%
 
Волк - это ушедшая в партизаны собака...

Up your eyes, and look at north...
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 4802
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2127 раз
Поблагодарили: 3127 раз
Контактная информация:

Re: Проекты застройки Калининграда до 1991г.

Сообщение gsm_689 »

тут даже не рубрика "возможно когда-нибудь мы увидим все исходники газетных "фото", а возможность разглядеть чего там главный архитектор Навалихин (в центре) замышлял насчет площади Победы
0340_1949.JPG
Д.К. Навалихин - главный архитектор Калининграда у проекта восстановления площади Победы. Рядом: П.В. Тимохин - начальник Областного отдела по делам архитектуры и техник-конструктор Бакланова, 1949 г.
Калининград - Площадь Победы, проект.jpg
За это сообщение автора gsm_689 поблагодарил:
uran238
Рейтинг: 5.26%
 
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 4802
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2127 раз
Поблагодарили: 3127 раз
Контактная информация:

Re: Проекты застройки Калининграда до 1991г.

Сообщение gsm_689 »

с некоторыми нюансами почти всё многоэтажками и застроили :)

«Калининградский комсомолец» от 13.12.1966
КК_1966-12-13_проекты.jpg
Улицы Фрунзе, Клиническая, Московская, Литовский вал. Непригляден сейчас этот район. Сохранившиеся жилые дома уж очень стары, несовременны, неудобны.
Но недалеко то время, когда преобразится эта часть города. На пустырях поднимутся многоэтажные жилые дома, школы, магазины.
Над проектом застройки района работают сейчас архитекторы проектного института «Калининградгражданпроект».
Район будет застраиваться в основном многоэтажными жилыми домами в 9, 12 и 16 этажей. Около 20 тысяч человек получат здесь новые квартиры. Намечено реконструировать улицы: старые темные дома будут снесены, расширена проезжая часть. С севера на юг пройдет центральная магистраль, которая разгрузит Ленинский проспект, избавит его от трамвайного шума.
Будет вынесен за пределы жилой зоны и целый ряд промышленных предприятий.
В. ЕРЕМЕЕВ, архитектор.
На рисунке А. Коломийца будущая улица Фрунзе.
За это сообщение автора gsm_689 поблагодарили (всего 2):
Serg_08, uran238
Рейтинг: 10.53%
 
Ответить

Вернуться в «Калининград»