Elektrizitätswerk Peyse (Светловская ГРЭС-2)
Модератор: Serg_08
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5573
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2635 раз
- Поблагодарили: 4330 раз
Elektrizitätswerk Peyse (Светловская ГРЭС-2)
Электростанция в Пайзе (пос.Комсомольский, Светлый, ныне ГРЭС-2), предполагалась как один из самых мощных энергоисточников в Восточной Пруссии (проектная мощность около 100 МВт), но к началу 1945г. не была полностью достроена (однако часть энергонагрузки Кенигсберга покрывала) и в дальнейшем пострадала в ходе боевых действий
Современное фото
Современное фото
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
- logo
- ebay-копипастер
- Сообщения: 5831
- Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
- Откуда: НН
- Благодарил (а): 1407 раз
- Поблагодарили: 1307 раз
Zimmerbude, Peyse, Neplecken (Светлый и окрестности)
Светлый - город победившего социализма
http://www.klops.ru/news/23682.html
ГРЭС2 впечатляет своими масштабами! До войны она была второй в Европе по мощности, территории и технологическому оснащению, и второй в Германии. Станцию спроектировал немецкий архитектор, которому в конце войны по поручению Гитлера пришлось заняться уничтожением промышленных предприятий на территории Пруссии, чтобы они не достались русским. Ему жалко было взрывать свое детище. Станцию заминировали и ждали приказа на взрыв — когда русские войдут в деревню. Но советские войска остановились в Ижевском, о чем немецкая разведка доложила командованию, и немцы ушли из Циммербуда. Когда наши войска вошли в поселок, воевать было не с кем. Специальная группа, присланная из Москвы, подошла незамеченной к станции, обезоружила охранников и разминировала ее.
В советские времена на станции проходили практику выпускники всех энергетических вузов страны — более совершенного оборудования еще не было, даже в Европе. В 1977 – 1978 году станцию перевели с угля на жидкое топливо. Сегодня ГРЭС2 практически не работает, лишь зимой дает городу тепло и горячую воду. Но остается стратегическим объектом, на ней держат штат ведущих специалистов — на случай, если понадобится запустить.
http://www.klops.ru/news/23682.html
ГРЭС2 впечатляет своими масштабами! До войны она была второй в Европе по мощности, территории и технологическому оснащению, и второй в Германии. Станцию спроектировал немецкий архитектор, которому в конце войны по поручению Гитлера пришлось заняться уничтожением промышленных предприятий на территории Пруссии, чтобы они не достались русским. Ему жалко было взрывать свое детище. Станцию заминировали и ждали приказа на взрыв — когда русские войдут в деревню. Но советские войска остановились в Ижевском, о чем немецкая разведка доложила командованию, и немцы ушли из Циммербуда. Когда наши войска вошли в поселок, воевать было не с кем. Специальная группа, присланная из Москвы, подошла незамеченной к станции, обезоружила охранников и разминировала ее.
В советские времена на станции проходили практику выпускники всех энергетических вузов страны — более совершенного оборудования еще не было, даже в Европе. В 1977 – 1978 году станцию перевели с угля на жидкое топливо. Сегодня ГРЭС2 практически не работает, лишь зимой дает городу тепло и горячую воду. Но остается стратегическим объектом, на ней держат штат ведущих специалистов — на случай, если понадобится запустить.
- uran238
- физик-ядерщик
- Сообщения: 7038
- Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 3268 раз
- Поблагодарили: 477 раз
Re: Fisсhhausen (Приморск)
Проход на нее я так понимаю режимный?
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5573
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2635 раз
- Поблагодарили: 4330 раз
Re: Zimmerbude, Peyse (Светлый)
Есеснаuran238 писал(а):Проход на нее я так понимаю режимный?
Немного цифр:logo писал(а):Сегодня ГРЭС2 практически не работает, лишь зимой дает городу тепло и горячую воду.
Установленная электрическая мощность - 114,8МВт; вырабатываемая электрическая мощность - 5,3МВт.
А все почему: в период с декабря 1999 г. по октябрь 2002 г. основная часть генерирующего оборудования - котлы №4, №5, №6 и турбоагрегаты ст. №01, №03, №04, часть оборудования машинного зала, функционирующая в конденсационном режиме, выведены в резерв и по настоящее время находятся на консервации.
И это из-за того, что себестоимость электроэнергии на мазуте просто ППЦ. А почти весь светловский природный газ забрала "Содружество Соя"
Кстати, котлы там марки "Шихау-Эльбинг", а генераторы "AEG".
Фото изнутриlogo писал(а):Станцию спроектировал немецкий архитектор
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
- production
- Санта
- Сообщения: 896
- Зарегистрирован: 13-04-2004 23:00:00
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 102 раза
- Поблагодарили: 69 раз
Re: Zimmerbude, Peyse (Светлый)
Я лет 5 проработал на ГРЭС-2
Турбины, генераторы, машинный зал и т.д. впечатляют. Много немецкого.
Был особенно поражён количеством форм керамической плитки в одной душевой. Я несколько десятков насчитал - на каждый уголок, каждый изгиб - плитка специальной формы. И почти 70 лет всё держится!
Объект не режимный, но вход по пропускам.
Я думаю, что консервация сделана по правилам - дадут команду и за несколько дней всё заработает.
Турбины, генераторы, машинный зал и т.д. впечатляют. Много немецкого.
Был особенно поражён количеством форм керамической плитки в одной душевой. Я несколько десятков насчитал - на каждый уголок, каждый изгиб - плитка специальной формы. И почти 70 лет всё держится!
Объект не режимный, но вход по пропускам.
Я думаю, что консервация сделана по правилам - дадут команду и за несколько дней всё заработает.
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5573
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2635 раз
- Поблагодарили: 4330 раз
Re: Zimmerbude, Peyse (Светлый)
В этом случае совсем не так. Все стоит на своих местахuran238 писал(а):Знаю я эту консервацию....В котле для плавки металла....
Как я уже писал, вся проблема в дороговизне электроэнергии, вырабатываемой ГРЭС-2 при работе на мазуте. Трубу для природного газа на Светлый проектировали и строили в те времена, когда о "Сое" еще не слыхали. "Соя" непонятными манипуляциями почти весь газ отжала себе. В результате имеем, то что имеемproduction писал(а):Я думаю, что консервация сделана по правилам - дадут команду и за несколько дней всё заработает.
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
- panart
- Архивариус
- Сообщения: 2633
- Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
- Откуда: экс-калининградец
- Благодарил (а): 1291 раз
- Поблагодарили: 1897 раз
Re: Энергохозяйство области. Былое и настоящее
Ну, раз уж тут упомянули ГРЭС-2, то не помешает, наверное, и ее фотография.
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5573
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2635 раз
- Поблагодарили: 4330 раз
Re: Энергохозяйство области. Былое и настоящее
И вот такой гешенк недавно на ГРЭС-2 в Светлом запечатлил
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
- uran238
- физик-ядерщик
- Сообщения: 7038
- Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 3268 раз
- Поблагодарили: 477 раз
Re: Энергохозяйство области. Былое и настоящее
Вась. А что есть "воздушный выключатель". Если можно ликбез в очередной раз.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5573
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2635 раз
- Поблагодарили: 4330 раз
Re: Энергохозяйство области. Былое и настоящее
В таких случаях обычно гугль помогаетuran238 писал(а):А что есть "воздушный выключатель"
Ну да ладно: в силовых выключателях при отключении нагрузки между контактами возникает эл.дуга, которая кроме того что токопроводяща, но и выжечь может все к чертям. Для борьбы с нею пользуют всякие средства, в частности воздушное дутье, т.е. в момент отключения пространство между контактами продувается сжатым воздухом из баллонов (завязка есесна автоматическая). И дуга попросту сдувается, как бы это примитивно не звучало.
Технология довольно устаревшая, такое барахло уже никто не выпускает, только существующие остались.
Вот!
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5573
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2635 раз
- Поблагодарили: 4330 раз
Re: Elektrizitätswerk Peyse (Светловская ГРЭС-2)
планы перехода ГРЭС-2 с угля на мазут
Газета «Маяк» от 20.12.1973
НА ЖИДКОЕ ТОПЛИВО ГРЭС-2 работает на угле. Но не за горами время, когда мы переведем станцию на мазут. Рабочий проект переоборудования послан на утверждение в «Главсевзапэнерго». Что дает перевод котлов станции на жидкое топливо? Это — повышение культуры производства, уменьшение загрязнения воздушного пространства золой, повышение экономического эффекта работы ГРЭС на 761 тысячу рублей ежегодно.
В будущем году мы были намерены приступить к сооружению емкостей для хранения мазута, насосной станции и устройства для сжигания топлива. Но беда в том, что наше областное управление пока не выделяет ассигнований для начала строительства. Сумма эта не так велика — всего 200 тысяч рублей, и мы надеемся, что эти средства нам дадут.
В. Шевчик, главный инженер ГРЭС-2
и работы по их успешному выполнению
Газета «Маяк» от 25.10.1975 Ведутся работы по переводу ГРЭС-2 с твердого на жидкое топливо. На это израсходовано около миллиона рублей. Вдвое больше будет затрачено до 1977 года, тогда улучшатся технико-экономические показатели ГРЭС, себестоимость вырабатываемой электроэнергии снизится, сократится обслуживающий персонал.
Газета «Маяк» от 20.12.1973
НА ЖИДКОЕ ТОПЛИВО ГРЭС-2 работает на угле. Но не за горами время, когда мы переведем станцию на мазут. Рабочий проект переоборудования послан на утверждение в «Главсевзапэнерго». Что дает перевод котлов станции на жидкое топливо? Это — повышение культуры производства, уменьшение загрязнения воздушного пространства золой, повышение экономического эффекта работы ГРЭС на 761 тысячу рублей ежегодно.
В будущем году мы были намерены приступить к сооружению емкостей для хранения мазута, насосной станции и устройства для сжигания топлива. Но беда в том, что наше областное управление пока не выделяет ассигнований для начала строительства. Сумма эта не так велика — всего 200 тысяч рублей, и мы надеемся, что эти средства нам дадут.
В. Шевчик, главный инженер ГРЭС-2
и работы по их успешному выполнению
Газета «Маяк» от 25.10.1975 Ведутся работы по переводу ГРЭС-2 с твердого на жидкое топливо. На это израсходовано около миллиона рублей. Вдвое больше будет затрачено до 1977 года, тогда улучшатся технико-экономические показатели ГРЭС, себестоимость вырабатываемой электроэнергии снизится, сократится обслуживающий персонал.
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
-
- Сусанин
- Сообщения: 3029
- Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
- Благодарил (а): 944 раза
- Поблагодарили: 1626 раз
Re: Elektrizitätswerk Peyse (Светловская ГРЭС-2)
Начнем цитировать весьма годную книгу Б.Федотова "Малоизвестный Светлый". Итак, начало и послевоенное состояние объекта :
Место строительства самой мощной в Восточной Пруссии угольной электростанции тщательно выбиралось среди предлагаемых вариантов. Площадка для строительства в районе Пайзе — Циммербуде оказалась предпочтительнее в связи с наличием сооруженной в 1901 году гавани, позволившей без задержек приступить к ее расширению и углублению для подсыпки грунтового основания под площадку станции; наличием мягких грунтовых вод для заполнения котлов и наиболее удобного морского маршрута доставки угля из Силезии.
Строительство предусматривалось осуществлять в 2 этапа. В первой очереди было задействовано оборудование с пониженными параметрами производительности котлоагрегатов и генераторов по сравнению со второй очередью, в которой было запроектировано более совершенное экономичное технологическое оборудование повышенной мощности.
Основание под станцию выполнено на насыпном песчаном грунте с укреплением металлическими шпунтованными балками общей береговой протяженностью 650 п.м., обеспечивающими швартовку водного транспорта с углем.
Здание 1-й очереди станции было построено в период 1936-1939 гг. из клинкерного многократно обожженного кирпича с дымовой трубой высотой 104 метра.
Строительство и монтаж оборудования обеспечивали специалисты из Кенигсберга вахтовым методом.
Для временного размещения специалистов на территории станции были построены шесть бараков, которые, предположительно, могли быть использованы для военнопленных, привлекаемых после 1941 года к работам на станции.
Проектная мощность 1-й очереди составляла 48000 кВт/ч в составе 2-х турбогенераторов и 3-х котлоагрегатов производительностью по 60/75 т пара в час каждый с параметрами пара повышенного давления в 85 атмосфер с температурой перегрева — 500°С.
После пуска в эксплуатацию оборудования 1-й очереди было начато в 1941 году расширение здания станции для установки более мощного оборудования 2-й очереди (ближе к каналу).
1-я очередь станции продолжала работать до 10 апреля 1945 года (завершение штурма Кенигсберга). Оборудование 2-й очереди находилось к апрелю 1945 года в начальной стадии монтажа.
При артиллерийском обстреле территории станции в период наступления и продвижения бронекатеров по каналу были повреждены дымовая труба и портальный кран № 1. Часть артиллерийских снарядов повредили перекрытие здания, один из котлов и турбину № 3.
После прекращения боевых действий территория станции не охранялась и находилась в бесхозном состоянии, что способствовало разграблению дефицитных приборов, электрического хозяйства, вандализму и диверсиям.
По информации инженера — гражданина Белоруссии М. А. Галашева, ему, участнику инвентаризационной бригады, в мае 1945 года удалось предотвратить подрыв станции неизвестной группой.
Состояние оборудования
Первая очередь
Оборудование было пущено в эксплуатационный режим в апреле—мае 1941 года и вырабатывало электроэнергию до 10 апреля 1945 года.
1. Котлоагрегаты № 1-3 фирмы «Шихау» (город Эльбинг) изготовлены в 1939-1940 гг. с техническими характеристиками: производительность пара 60/75 т в час повышенного давления в 85 атм, с температурой перегрева пара в 500°С.
Котлы оборудованы индивидуальной системой приготовления угольной пыли фирмы «Бабок» с бункером для пыли, производительность шаровых мельниц — 10,5 т пыли в час.
Котел № 1 — проработал с апреля 1941 года по апрель 1945 года — 27500 часов;
Котел № 2 — проработал с мая 1941 года 27500 часов;
Котел № 3 — проработал с января 1942 года 23000 часов.
В связи с полной бесхозяйственностью на территории станции в мае—декабре 1945 года исполняющий обязанности директора Г. Ф. Гавриков не обеспечил слив воды из котлов, насосов и не предотвратил размораживание системы, что на целый год отодвинуло сроки пуска котлов в эксплуатацию.
2. Турбогенераторы № 1-2 фирмы АЕГ (город Эльбинг) мощностью генерации по 24000 кВт/ч, изготовлены в 1940 году.
Турбогенератор № 1 — заводской номер 20007 пущен в эксплуатационный режим в апреле 1941 года;
Турбогенератор № 2 — заводской номер 20377 включен в эксплуатационный режим в августе 1941 года.
Вторая очередь оборудования по состоянию на 1945 год находилась в первоначальной стадии монтажа от 20 % до 75 %, а отдельное оборудование (котлы № 5 и № 6 и турбина № 4) не были начаты монтажом.
Котлы № 4-6 (фирмы «Шихау») были запроектированы проектной мощностью с выработкой 140 т пара в час повышенного давления в 85 атм и температурой пара 500°С.
Турбогенератор № 3 фирмы «АЕГ» имел проектную мощность генерации 45000 кВт/ч электроэнергии.
Электрооборудование станции монтировалось фирмой «АЕГ» с привлечением фирм:
- «Сименс Шупнерт» — моторное оборудование»;
- «Кох и Штельцель» — трансформаторы;
- «Сименс и Бальск» — автоматика, сигнализация. Водоподготовка — вода на химводоочистку поступала из 3-х артезианских скважин с фильтрами очистки высотой 3 метра и диаметром 1,1 метра.
Топливный склад площадью 243x50 м был рассчитан на единовременное складирование 65 тыс. т угля с выгрузкой из барж двумя портальными кранами фирмы «Кампнагель» (г. Гамбург) грузоподъемностью 5-10 т с вылетом стрелы 8-25 м.
Уголь подавался в угольные мельницы кранами по открытым ленточным транспортерам.
Портальный кран № 1 был поврежден во время обстрела станции. Разгрузка и подача угля на дробилки производилась до 1948 года одним краном, который нередко выходил из строя и создавал угрозу остановки станции.
В пиковые ситуации руководство станции объявляло аварийную ситуацию и задействовало для подачи угля на транспортеры военнослужащих с арсенала, рабочих с рыбзавода и трудоспособное население поселка.
Железнодорожная ветка до станции «Пайзе» обслуживалась трофейным паровозиком.
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ «КРАФТВЕРК — ПАЙЗЕ». ГРЭС № 2Место строительства самой мощной в Восточной Пруссии угольной электростанции тщательно выбиралось среди предлагаемых вариантов. Площадка для строительства в районе Пайзе — Циммербуде оказалась предпочтительнее в связи с наличием сооруженной в 1901 году гавани, позволившей без задержек приступить к ее расширению и углублению для подсыпки грунтового основания под площадку станции; наличием мягких грунтовых вод для заполнения котлов и наиболее удобного морского маршрута доставки угля из Силезии.
Строительство предусматривалось осуществлять в 2 этапа. В первой очереди было задействовано оборудование с пониженными параметрами производительности котлоагрегатов и генераторов по сравнению со второй очередью, в которой было запроектировано более совершенное экономичное технологическое оборудование повышенной мощности.
Основание под станцию выполнено на насыпном песчаном грунте с укреплением металлическими шпунтованными балками общей береговой протяженностью 650 п.м., обеспечивающими швартовку водного транспорта с углем.
Здание 1-й очереди станции было построено в период 1936-1939 гг. из клинкерного многократно обожженного кирпича с дымовой трубой высотой 104 метра.
Строительство и монтаж оборудования обеспечивали специалисты из Кенигсберга вахтовым методом.
Для временного размещения специалистов на территории станции были построены шесть бараков, которые, предположительно, могли быть использованы для военнопленных, привлекаемых после 1941 года к работам на станции.
Проектная мощность 1-й очереди составляла 48000 кВт/ч в составе 2-х турбогенераторов и 3-х котлоагрегатов производительностью по 60/75 т пара в час каждый с параметрами пара повышенного давления в 85 атмосфер с температурой перегрева — 500°С.
После пуска в эксплуатацию оборудования 1-й очереди было начато в 1941 году расширение здания станции для установки более мощного оборудования 2-й очереди (ближе к каналу).
1-я очередь станции продолжала работать до 10 апреля 1945 года (завершение штурма Кенигсберга). Оборудование 2-й очереди находилось к апрелю 1945 года в начальной стадии монтажа.
При артиллерийском обстреле территории станции в период наступления и продвижения бронекатеров по каналу были повреждены дымовая труба и портальный кран № 1. Часть артиллерийских снарядов повредили перекрытие здания, один из котлов и турбину № 3.
После прекращения боевых действий территория станции не охранялась и находилась в бесхозном состоянии, что способствовало разграблению дефицитных приборов, электрического хозяйства, вандализму и диверсиям.
По информации инженера — гражданина Белоруссии М. А. Галашева, ему, участнику инвентаризационной бригады, в мае 1945 года удалось предотвратить подрыв станции неизвестной группой.
Состояние оборудования
Первая очередь
Оборудование было пущено в эксплуатационный режим в апреле—мае 1941 года и вырабатывало электроэнергию до 10 апреля 1945 года.
1. Котлоагрегаты № 1-3 фирмы «Шихау» (город Эльбинг) изготовлены в 1939-1940 гг. с техническими характеристиками: производительность пара 60/75 т в час повышенного давления в 85 атм, с температурой перегрева пара в 500°С.
Котлы оборудованы индивидуальной системой приготовления угольной пыли фирмы «Бабок» с бункером для пыли, производительность шаровых мельниц — 10,5 т пыли в час.
Котел № 1 — проработал с апреля 1941 года по апрель 1945 года — 27500 часов;
Котел № 2 — проработал с мая 1941 года 27500 часов;
Котел № 3 — проработал с января 1942 года 23000 часов.
В связи с полной бесхозяйственностью на территории станции в мае—декабре 1945 года исполняющий обязанности директора Г. Ф. Гавриков не обеспечил слив воды из котлов, насосов и не предотвратил размораживание системы, что на целый год отодвинуло сроки пуска котлов в эксплуатацию.
2. Турбогенераторы № 1-2 фирмы АЕГ (город Эльбинг) мощностью генерации по 24000 кВт/ч, изготовлены в 1940 году.
Турбогенератор № 1 — заводской номер 20007 пущен в эксплуатационный режим в апреле 1941 года;
Турбогенератор № 2 — заводской номер 20377 включен в эксплуатационный режим в августе 1941 года.
Вторая очередь оборудования по состоянию на 1945 год находилась в первоначальной стадии монтажа от 20 % до 75 %, а отдельное оборудование (котлы № 5 и № 6 и турбина № 4) не были начаты монтажом.
Котлы № 4-6 (фирмы «Шихау») были запроектированы проектной мощностью с выработкой 140 т пара в час повышенного давления в 85 атм и температурой пара 500°С.
Турбогенератор № 3 фирмы «АЕГ» имел проектную мощность генерации 45000 кВт/ч электроэнергии.
Электрооборудование станции монтировалось фирмой «АЕГ» с привлечением фирм:
- «Сименс Шупнерт» — моторное оборудование»;
- «Кох и Штельцель» — трансформаторы;
- «Сименс и Бальск» — автоматика, сигнализация. Водоподготовка — вода на химводоочистку поступала из 3-х артезианских скважин с фильтрами очистки высотой 3 метра и диаметром 1,1 метра.
Топливный склад площадью 243x50 м был рассчитан на единовременное складирование 65 тыс. т угля с выгрузкой из барж двумя портальными кранами фирмы «Кампнагель» (г. Гамбург) грузоподъемностью 5-10 т с вылетом стрелы 8-25 м.
Уголь подавался в угольные мельницы кранами по открытым ленточным транспортерам.
Портальный кран № 1 был поврежден во время обстрела станции. Разгрузка и подача угля на дробилки производилась до 1948 года одним краном, который нередко выходил из строя и создавал угрозу остановки станции.
В пиковые ситуации руководство станции объявляло аварийную ситуацию и задействовало для подачи угля на транспортеры военнослужащих с арсенала, рабочих с рыбзавода и трудоспособное население поселка.
Железнодорожная ветка до станции «Пайзе» обслуживалась трофейным паровозиком.
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.