Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Боевые действия на территории Восточной Пруссии, рассказы, исследования, фото
Аватара пользователя
konkar
Читатель
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 05-05-2010 09:33:47
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 89 раз
Контактная информация:

Re: Военное фото Пруссии 1944-1945

Сообщение konkar »

patriot39 писал(а):Вид города Велау. Мост через реку Алле, взорванный немецкими войсками при отступлении
Вложение 2335_1390745914_big.jpg больше недоступно

что-то мне подсказывает, что это мост не через Алле, а через Прегель (Lange Brücke). мост через Алле был однопролетным.

мост через Алле
мост через Алле
мост взорвали не перед отступлением, т.к. немцы город не оставляли, они в него стремились так же, как и наши войска))
вот цитата из книги Галицкого:

"В районе переправ через Прегель была выставлена на прямую наводку вражеская полевая артиллерия. Мост через эту реку перед самым подходом наших частей был взорван. Однако части 26-й дивизии продвигались быстро, и немцам не удалось полностью организовать систему огня и наладить твердое управление занявшими оборону частями. К тому же большая часть подразделений 56-й и 549-й пехотных дивизий находилась еще на марше и не могла принять участия в бою за город.
Этим воспользовался командир 79-го гвардейского полка подполковник С. Е. Шелковый. Он не стал ожидать подхода поддерживающей артиллерии и в 17 час. при поддержке огня своих полковых и батальонных пушек под ожесточенным огнем врага начал форсировать Прегель по тонкому льду и по обломкам разрушенного моста."

примечательно, что в Первую мировую немцы также взорвали мост через Прегель, и именно перед отступлением. через две недели, уже русские войска перед отступлением взорвали мост через Алле.

такие вот игры в мосты))
Аватара пользователя
Питерский Товарищ
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 22-01-2015 22:52:39
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 18 раз

Re:

Сообщение Питерский Товарищ »

logo писал(а):На снимке - Тильзит, состояние улицы радует....
Ну и на последнем - предвыборный плакат....(из раннего) :D

Какие ещё будут мнения?.............. :roll:
Изображение
Изображение
Нижнее фото известное по книге Штурм Кёнигсберга. Фото в книге нарезаны из кинохроники . Плакат висел в Лабиау на заборе возле здания которое находится у моста через Дейму. Часть этого забора видно на современном фото.
Вложения
getImage (6).jpg
Все грамматические ошибки являются авторским стилем изложения материала!
Аватара пользователя
logo
Архивариус
Сообщения: 5924
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН
Благодарил (а): 1165 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немецкая бронетехника в Восточной Пруссии.

Сообщение logo »

Foto : Halbkette mit Panzer-Schild 1945 in Ostpreußen
Вложения
1.JPG
2.JPG
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 4791
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2045 раз
Поблагодарили: 3014 раз
Контактная информация:

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение gsm_689 »

из генералов, погибших на территории нынешней Кал.области широко известно про генерал-майора Степана Савельевича Гурьева.
Из ЖБД 5-й армии стала доступна инфа еще про одного, погибшего в районе нынешнего Чехово
Юдичев.jpg
генерал-майор артиллерии, командующий артиллерией 45-го стрелкового корпуса Юдичев Дмитрий Куприянович (1896-28.01.1945)
Юдичев2.jpg
по информации с ОБД похоронен в Каунасе
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 4791
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2045 раз
Поблагодарили: 3014 раз
Контактная информация:

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение gsm_689 »

было бы смешно, если бы не было так грустно
90 ск_01.jpg
90 ск_02.jpg
90 ск_03.jpg
90 ск_04.jpg
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 377
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 127 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

gsm_689 писал(а):
было бы смешно, если бы не было так грустно
Ну вот! великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
(Фамусов)

полковник Шапыгин Николай Дмитриевич, зам. командира 319-й с/д
http://www.podvignaroda.ru/?#id=4465326 ... ilManAward

полковник Зайцев Алексей Андреевич, НШ 103-го СК
http://www.podvignaroda.ru/?#id=2326828 ... ilManAward

подполковник Чаусенко Николай Емельянович, НШ 182-й с/д
http://www.podvignaroda.ru/?#id=2446130 ... ilManAward

полковник Фёдоров Михаил Владимирович, командир 182-й с/д
http://www.podvignaroda.ru/?#id=2091609 ... ilManAward

Люден Марк Юрьевич, НШ 90-го СК
http://www.podvignaroda.ru/?#id=2990091 ... ilManAward

А на майора Кац Абрама Иосифовича, вообще клевещут.
По наградному листу: «Тов. Кац без сна и отдыха следил за боевыми действиями войск корпуса, постоянно был в курсе обстановки, своевременно и ПРАВДИВО информировал командование в вышестоящий штаб о положении и действиях частей».
http://www.podvignaroda.ru/?#id=3973334 ... ilManAward
Аватара пользователя
Frey Fox
15.08.1979-10.08.2021
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 21-11-2006 08:17:43
Откуда: Камчатка
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 207 раз

Re: Немецкая бронетехника в Восточной Пруссии.

Сообщение Frey Fox »

Фото сделано в январе 1945, наши штурмовики уничтожают немецкие танки и самоходки. Подписано как Иутшен. Это Юдтшен/Кантхаус
Вложения
2.jpg
月月火水木金金
Аватара пользователя
logo
Архивариус
Сообщения: 5924
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН
Благодарил (а): 1165 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Немецкая бронетехника в Восточной Пруссии.

Сообщение logo »

Foto Winter 1944 Endkampf Schwere Panzerhaubitze Hummel Panzer Ostpreußen GD
150 мм самоходное орудие Хуммель дивизии Великая Германия зимой 1944 в Восточной Пруссии.
Вложения
1.JPG
2.jpg
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 377
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 127 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

"Чудеса на виражах" в 79-м отдельном мотоциклетном батальоне 2-го гв. танкового корпуса:
А.М. Плюснин_1.jpg
А.М. Плюснин_2.jpg
А.М. Плюснин_3.jpg
При этом на сайте "Подвиг народа" указаны награждения
орденом Славы III степени http://podvignaroda.ru/?#id=22947203&ta ... ilManAward
и медалью "За отвагу" http://podvignaroda.ru/?#id=39591374&ta ... ilManAward
А донесение о гибели на сайте "ОБД-мемориал" отсутствует.
Mariner
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 14-08-2007 08:01:45
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Mariner »

ПлюсКин он! Здесь все документы на 7 листах! https://www.obd-memorial.ru/html/info.h ... 838&page=1
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 377
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 127 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

Mariner писал(а):
ПлюсКин он! Здесь все документы на 7 листах! https://www.obd-memorial.ru/html/info.h ... 838&page=1
А Вы не заметили, что письмо и ответ из в/ч оттуда и взяты? Я хотел сказать, что отсутствует донесение о безвозвратных потерях из воинской части по форме № 2/БП, а анкета – это послевоенный розыск военкомата в рамках "по дворового обхода".
Mariner
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 14-08-2007 08:01:45
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Mariner »

Может еще не все документы оцифровали в сеть выложили? Я вот по одному из своих дедов тоже не могу найти многого!
Nemos19
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 20-02-2019 21:24:39
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 6 раз

Re: Tilsit (Советск)

Сообщение Nemos19 »

фото с rosphoto.org На улицах Тильзита до 1945 года.
1945-Na-ulicax-Tilzita.jpg
Nemos19
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 20-02-2019 21:24:39
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 6 раз

Re: Tilsit (Советск)

Сообщение Nemos19 »

Фотография событийная. Части Красной Армии проходят через г. Тильзит в Восточной Пруссии. (точно Тильзит-?)

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Геленджикский историко-краеведческий музей" муниципального образования город-курорт Геленджик
Вложения
ГКМ - 20,11.jpg
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 377
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 127 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

В книге К.Н. Галицкого "В боях за Восточную Пруссию" на страницах 303 и 304 есть поражающий воображение эпизод с захватом частями 11-й гвардейской армии транспортных самолетов на аэродромах южнее Кенигсберга.
"Наступление утром 28 января началось, как всегда, после ночных боев и небольшой артиллерийской подготовки. Правофланговый 36-й гвардейский стрелковый корпус встречал упорное сопротивление врага, понимавшего опасность дальнейшего продвижения наших соединений. И все же корпус продвигался вперед, хотя и медленнее, чем в предыдущие дни. 18-я дивизия прошла с боями 3 км, ее части овладели аэродромом в районе Далейма, на котором захватили 70 транспортных самолетов противника, и железнодорожной станцией Гутенфельд, где находилось 300 вагонов и несколько паровозов (32. Архив МО СССР, ф. 358, оп. 5916, д. 798, л. 116.). Все эти трофеи вследствие внезапности и быстроты действий гвардейцев были в абсолютно исправном состоянии. …"
"… Этим воспользовался командир 83-й дивизии генерал А. Г. Маслов и стремительно атаковал Викбольд. После упорного боя на улицах город был взят. Части дивизии продолжали развивать наступление и с ходу заняли Людвигсвальде, но вскоре были остановлены частями 549-й и 69-й пехотных дивизий, занимавшими укрепления внешней линии фортов крепости. В ходе наступления войска корпуса (8-й гв. СК) захватили в районе Клеехоф второй аэродром с 60 транспортными самолетами врага (34. Архив МО СССР, ф. 358, оп. 5916, д. 798, л. 117.)".
Вырезка. Галицкий стр. 303, 304.jpg
Лично у меня "внезапность и быстрота действий" на 18-й день наступления 3-го Белорусского фронта сразу вызвали подозрение в точности изложения К.Н. Галицким фактического материала. Дополнительным поводом для сомнений стала малоизвестность эпизода: по материальным результатам он вполне "тянул" на второй "Тацинский рейд", хорошо известный по публикациям и кинофильмам, а здесь какая-то подозрительная тишина. Однако в те древние времена, когда источником знаний являлась Книга, а не Интернет, реально возразить было нечего: издание солидное, а не мурзилка какая-то, и ссылки на ЦАМО имеются. Единственным логичным объяснением случившегося представлялось отсутствие у Германии к тому времени бензина и летчиков для транспортной авиации, но, как говорится, "осадочек остался".

Новая "информация к размышлению" появилась в 2010 году на сайте "Уголок неба" в виде страницы "Юнкерс Ю-52 в СССР" http://www.airwar.ru/history/av2ww/sovi ... _sssr.html
Из неё следует, что в отличие от захваченных боевых самолетов, которые практически не использовались в повседневной деятельности по причине, что свои же и собьют, трофейные транспортные самолеты в годы войны активно летали в подразделениях Гражданского воздушного флота СССР и ведомственной авиации, где последние экземпляры списали только в 1951 году. Из приведенного в статье списка использовавшихся в СССР "Юнкерсов" следует однозначный вывод, что исправные "Ю-52" в Восточной Пруссии Красная Армия в заметных количествах не захватывала.
С появлением сайта "Память народа" стало возможным ознакомиться с первоисточниками, использованными К.Н. Галицким в работе над своей книгой. Оказалось, за ссылками на ЦАМО скрыт Журнал боевых действий 11-й гвардейской армии за 28.01.45:
"К 22.00 контратаки противника были отбиты и полки дивизии, усилив давление на противника, решительной атакой овладели Далейм и ж. д. станцией Гутенфельд. При этом на аэродроме в районе Далейм (Рощино) 51 полк /18 гв. сд/ захватил 70 транспортных самолетов Ю-57. … К исходу дня 83 гв. сд овладела Клеехоф, Фридрихсхоф и вышла к без. высотам 1 км сев. Людвигсвальде. В районе Клеехоф и Фридрихсхоф (район поселка Лесное по дороге на Багратионовск) 83 гв. сд на аэродромах захватила 60 транспортных самолетов Ю-57".
ЖБД 11-й гв. А. 28.01.45.jpg
Обращаю внимание, что в книге К.Н. Галицкий вполне разумно заменил ошибочно указанный тип самолетов "Ю-57" на нейтральное "транспортные самолеты", но про техническое состояние трофеев в ЖБД нет ни слова. Неожиданности начались при просмотре документов дивизий.
Ни в книге А.М. Аннанурова "Битва за Кенигсберг" о боях 18-й гв. с/д в Восточной Пруссии, ни в документах 18-й гв. с/д про самолеты информации не оказалось:
18-я гв. сд 00000442.jpg
83-я гв. с/д доложила 29.01.45 о захвате на аэродроме только 15 самолетов и уничтожении (сожжены) ещё 6:
00000015 83-я гв. сд.jpg
В то же время о самолетах докладывали 5-я гв. с/д – 36 "Ю-52":
00000095 5-я гв. сд.jpg

16-я гв. с/д – 15 самолетов "вообще":
00000184 16-я гв. сд.jpg
и 84-я гв. с/д – 6 самолетов "вообще:
00000597 84-я гв. сд.jpg
В сумме набирается 72 самолета (15+36+15+6), что тоже не мало, но столь вольное обращение с первичной информацией даёт повод лишний раз задуматься о достоверности отчётных документов будущих героев штурма Кенигсберга.

Что же реально стало трофеем 11-й гвардейской армии и других частей 3-го Белорусского фронта можно только предполагать. Очевидно, что в условиях относительно медленного продвижения наземных войск основную массу трофеев составляют подбитые машины на вынужденных посадках и содержимое авиационных свалок при аэродромах. Видимо в Восточной Пруссии попадалась авиационная техника и не относящаяся к Люфтваффе. В частности Франсуа де Жоффр ("Нормандия-Неман") писал о неких самолетах "для туризма", обнаруженных летчиками полка на неуказанном аэродроме (по ходу повествования это Powunden/Храброво или Wittenberg/Нивенское).
Судя по воспоминаниям Макса Нодатца (Max Nodatz), летчика-инструктора авиационной школы A/B 52, находившейся в Данциг-Лангфур, теоретически эта могла быть стоянка законсервированных самолетов старых типов авиакомпании "Deutsche Lufthansa". (Документ прислал Свен Карлсен)
Отрывок Max Nodatz.jpg
Конец
В период войны авиакомпания "Deutsche Lufthansa" вывела из эксплуатации большое число пассажирских самолетов и сосредоточила их в аэропорту Берлин-Темпельхоф. Эти машины были признаны непригодными и в качестве транспортных для использования в Люфтваффе. В начале 1944 года из-за налетов англо-американской авиации компания начала перебрасывать самолеты в безопасные от налетов районы, в том числе в аэропорт Данциг-Лангфур. Прибывая из Берлина, эти уже старые самолеты постепенно сосредотачивались в Лангфур, размещались за границами аэродрома на полях в направлении Заспе (Saspe), закреплялись якорями на случай шторма и укрывались чехлами. К этому времени Вермахт уже установил вокруг аэродрома туманные установки (аппаратуру для дымопуска?), которые могли прикрыть аэродром Лангфур в случае воздушной тревоги искусственным туманом (дымовой завесой?).

На рубеже 1944/45 годов военное положение на всех фронтах постепенно ухудшалось, а русские были уже в Восточной Пруссии. Поэтому "Deutsche Lufthansa" в конце января 1945 года стала возвращать свои самолеты, размещенные между аэродромами Ланг и Заспе обратно в Берлин, где они, по-видимому, были в большей безопасности.
Свободные места в этих машинах занимали данцигские беженцы, которые ежедневно собирались в ресторане аэропорта, которым управлял господин Сегер, и ждали возможности получить место в самолете, летящем в направлении на Берлин или в любой другой западногерманский город.

В конце января 1945 года учебные группы FFS A52 с частью школьных самолетов тоже эвакуировались из Лангфур, первоначально на полевой аэродром Штребельсдорф в районе Лауенбург/Померания (теперь Ле́мборк, Польша). В начале февраля 1945 года вся FFS A52, включая персонал, самолеты и оборудование мастерских, была переброшена в Центральную Германию на аэродромы Целле-Витценбрух, Брауншвейг-Ваггум и Гослар.
Аватара пользователя
logo
Архивариус
Сообщения: 5924
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН
Благодарил (а): 1165 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение logo »

Foto Schlacht um Königsberg Rote Armee 1945
Красная армия под Кёнигсбергом 1945
Вложения
1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 377
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 127 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

В развитие темы захваченных на земле самолетов несколько документов по оставлению немцами аэродромов в Восточной Пруссии, полученных в общей куче от rogi (Игоря). Перевод не дословный, немецкие "канцеляризмы" и сокращения для удобства чтения заменены на соответствующие (в моем понимании) русские выражения. В скобках уточняющая или дополнительная полезная информация.
1722.jpg
Авиационное командование Восточная Пруссия.
1 марта 1945 года.
Исходящий № 402/45. Секретно
Betr. (Betreffs) Относительно: Донесение о разрушении
Bezug: Отношение (ссылка на …) Нет
Командованию 6-го Воздушного флота

В приложении показаны отчеты об уничтожении аэродромов Моритцфельде и Айхвальде.
Моритцфельде (28 км юго-западнее Инстербурга):
Взлетно-посадочная полоса в Моритцфельде полностью разрушена. Уничтожение инфраструктуры аэродрома производилось по согласованию с армейскими частями, занимавшими там оборону. Меры, принятые комендантом, оправданы.

Айхвальде (Лабиау, находится в 3,2 км к юго-востоку от Лабиау/Полесск):
После сообщения о разрушении строений в районе Айхвальде взлетно-посадочная полоса не была окончательно разрушена в результате сильного артиллерийского обстрела. Задержка в мероприятиях по разрушению произошла в основном из-за того, что находящаяся там авиационная часть не смогла вовремя улететь из-за плохой погоды. Из-за неожиданно быстрого продвижения противника и отступления своих войск взлетно-посадочная полоса попала в руки врага, вероятно поврежденная артиллерийским обстрелом, но не разрушенная, как планировалось. (Аэродром имел только грунтовую взлетно-посадочную полосу)
Расследование, проведенное по приказу командующего авиационным командованием Восточная Пруссия (майором Бёкером) в конце января в отношении командования аэродрома подтвердило уничтожение оставленных объектов (помещений).

Вормдитт:
Мероприятия командования авиабазы по разрушению, и действия в наземном бою в соответствии с указаниями командира 131-й пехотной дивизии признаны правильными.
1725.jpg
1726.jpg
Копия.
фон Циллер, майор
25.01.45.
Донесение об эвакуации и разрушении аэродрома Моритцфельде.
Получатель:
Командование района авиационного базирования 1/1 (1-й район 1-го Воздушного округа)

I. Эвакуация.
Часть топлива была передана по запросу капитана Краузе из 4-й авиационной дивизии уже 22.01.45 в 12.15, остальную часть взрывные команды в 17.00 отправили (доставили?) на грузовиках на аэродром Йезау (Jesau). Стоявшая на станции железнодорожная цистерна с 13 м3 бензина C 3 (синтетический бензин с октановым числом 97) была отправлена утром 22.01.45 с 2 сопровождающими через Фридланд в Нойхаузен. После получения приказа о взрыве аэродрома боеприпасы и оборудование были немедленно загружены на грузовики, и колонна под командованием капитана Хейна из транспортной колонны 138/IV, в 22.00 двинулась в Нойхаузен через Алленбург и Фридланд. Территория полностью освобождена, пришлось взорвать только трактор "Бульдог" ("Lanz Bulldog") поста службы связи Люфтваффе так как несмотря на все усилия, завести (исправить?) его не удалось. Прицеп поста службы связи взял на буксир грузовик.

II. Уничтожение.
22 января в 12.40 поступило распоряжение о необходимости тщательной подготовки объекта к разрушению. (Распоряжение командующего авиационными частями 1-го района, 1-го Воздушного округа № 605/секретно, майор Холтерманн). После этого еще раз была проверена система взрывных устройств. Около 16:00 мне позвонил подполковник Хольц с сообщением, что по приказу квартирмейстера 1-го Воздушного округа аэродром должен быть полностью разрушен. Летное поле взорвать немедленно.
При попытке подрыва ни одна из заложенных бомб не взорвалась. Предположительно, после закладки бомб капсюль-детонаторы не были защищены от попадания влаги и со временем отсырели, что сделало их непригодными для использования. Кроме того, укрепленные деревянными щитами шурфы с заложенными бомбами, заполнились льдом до высоты около 20 см.
На аэродроме ещё оставались 47 250-килограмовых авиабомб. Ночью на санях их привезли на летное поле. Большинство из них установили на пересечении двух взлетно-посадочных полос, остальные - на оставшейся части взлетно-посадочных полос.
Подрыв авиабомб начался 23 января в 6 часов утра и завершился около 8 часов утра. Взлетно-посадочные полосы были полностью разрушены. По согласованию с армейскими частями, расположившимися в районе аэродрома, подрыв строений был осуществлен лишь частично. Как жилые помещения здания армейские части не интересовали, но они использовали их как прикрытие. Кроме того, взрывные работы и поджоги привлекали сюда огонь вражеской артиллерии. Лейтенант Ульманн из подразделения (что-то вроде полевая почта) 19851 D (Pak – противотанковая артиллерия) по этому поводу дал письменное заявление. Зажигательные устройства для уничтожения зданий были переданы этому подразделению. Мой начальник боепитания и я дали им точные инструкции.
По совету командира противотанкового подразделения я с отрядом подрывников покинул этот район в 10.30 после того, как были обнаружены танки противника и получено сообщение о движении вражеской кавалерии с севера. К тому времени пехота, действовавшая вместе с артиллеристами, заняла позицию далеко за аэродромом.

Подписано: фон Циллер


Район аэродрома Моритцфельде (он же Моритцлаукен) немцы оставили без боя. После падения Инстербурга он оказался между частями 11-й гв. армии, продвигавшимися севернее Прегеля и взявшими 23 января Велау (Знаменск) и 5-й армии, наступающими широким фронтом южнее Прегеля к реке Алле (Лава) на Алленбург (Дружба) и Фридланд (Правдинск). В документах этих армий не обнаружено упоминаний об аэродроме Моритцфельде или взятых "авиационных" трофеях в период 22-26.01.45, что фактически подтверждает информацию из немецкого отчёта об уничтожении всех ценных объектов в этом районе.
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 377
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 127 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

1723.jpg
1724.jpg
Копия с копии.
Командование авиабазы E(v) 259/III
Отдел L 34 108. Lgp. (почтамт воздушного округа) Кёнигсберг
24 января 1945 г.
Номер (документа) по журналу …/45 секретно
Касается (содержание документа): Эвакуация и уничтожение объектов авиабазы Айхвальде.
Получатель:
Командование района авиационного базирования 1/1
Ia (оперативный отдел)
Einsatzort (категория документа?): Оперативная сводка

21.01.45: Противник уже частично продвинулся западнее Тимбера и Либенфельде, проник в лес Штернбергер. Аэродром поддерживает связь со штабом обороны "Позиция Дейма".
16.30. Получен приказ об эвакуации и уничтожении сооружений. Конечный пункт эвакуации – Берент (город юго-западнее Данцига, теперь Косьцежина, Польша), боевая готовность № 1, боевое охранение от Люфтваффе отправлено на "Позицию Дейма".
18.15. Приказ на погрузку автомобилей, не требующихся для обеспечения полётов, имуществом технических служб.
Ночь. Наземный персонал NAG.4 и ремонтный взвод 12/10 начали движение. "Позицию Дейма" занимает фольксштурм и мелкие подразделения.

22.01.45. (Общая обстановка): Противник приблизился к реке Дейма и угрожает Велау (Знаменск).
09.10. Радиосообщение от 1/1 (штаба 1-го района авиационного базирования): "Если существует непосредственная опасность, выполняйте мероприятия по уничтожению объектов".
11.40. К командному пункту аэродрома выдвигается батарея 3-го батальона (дивизиона) 1551-го артиллерийского полка (III/AR 1551). На "Позиции Дейма" подразделения Люфтваффе и фольксштурма заменены частями 286-й пехотной дивизии, с ней установлена связь.
В обед отправлены 12 грузовиков в Нойхаузен, (в том числе?) 2 грузовика с боеприпасами. С аэродрома отправляются разведывательные группы (боевое охранение?). Вечером на северо-востоке слышен сильный шум боя. В Лабиау иногда рвутся артиллерийские снаряды.
В 17.10 оперативное совещание. Приказ – начать уничтожение объектов авиабазы.
Самолёты NAG.4 не могут улететь из-за плохой погоды. Приняты меры для их защиты от повреждений, вызванных взрывами. Жилые помещения авиабазы частично заняты армией. Ночью взорвали помещения складов снаряжения и 2 топливных склада.

23.01.45. После полуночи (02.20) противник находится восточнее Деймы и южнее. Тревога для армейских частей на территории авиабазы. Враг снова отброшен. Комендатура поддерживает постоянную связь с командными пунктами армии. Весь свободный личный состав авиабазы использован для прикрытия подходов и охраны самолётов.
На рассвете усилился вражеский огонь с применением тяжёлого оружия. Группа NAG.4 готовится к взлёту.
В 7.30 обстрел района авиабазы, разбит 1 легковой автомобиль. Барак комендатуры сожжён, остальные постройки уничтожаются в указанном порядке. Были разрушены: весь район размещения, бетонные бункеры, хорватский лагерь, топливные ёмкости, открытый склад боеприпасов, за исключением штабелей, с которых армейские сапёры брали бомбы для взрывных работ. Боеприпасы к стрелковому оружию также переданы армии (срочное требование командира боевого участка Лабиау) – оружие без боеприпасов не может быть использовано в бою. Лётное поле не взорвано из-за артиллерийского обстрела. Неисправные машины уничтожены.
08.40. Близлежащие населённые пункты Грюнден и Недау находятся под артиллерийским огнём. После взлёта последнего самолёта оставшийся персонал комендатуры уходит с аэродрома пешком вместе с боевым охранением.
1729.jpg
Отчёт по эвакуации имеющихся (на аэродроме Айхвальде) транспортных средств.
Эвакуирована следующая техника:
2 тяжёлых мотоцикла с коляской
2 гусеничных мотоцикла
5 легковых автомашин
5 грузовиков
1 автобус
1 колёсный трактор
1 автоцистерна с прицепом-цистерной
1 кислородная (компрессорная?) станция с прицепом
2 гусеничных тягача "Ost" с прицепами
1 тяжёлый прицеп
3 лёгких прицепа
2 пожарных машины с прицепами

Из топлива вывезены:
5000 литров бензина "Отто"
5600 литров дизельного топлива
400 литров моторного масла

На аэродроме Айхвальде остались:
1 гусеничный тягач "Сталинец" – подорван ручными гранатами
1 лёгкий колёсный тягач (трактор) "Zettelmeyer" – подорван ручными гранатами.
1 прицеп тягача "Ost" – подорван ручными гранатами.
Эти транспортные средства были неисправными.
Всё горючее вывезено. Осталось 80 пустых бочек, которые были уничтожены в результате подрыва объектов аэродрома.

С подлинным верно
Майор …

Аэродром Айхвальде находился в полосе наступления 54-го стрелкового корпуса 43-й армии. В ЖБД 801-го стрелкового полка 235-й стрелковой дивизии он отмечен как захваченная 23 января посадочная площадка для самолётов южнее господского двора Глюксхефен ("Глюкохефен"). Полк доложил о захвате 12 повреждённых "Ю-87", но в ЖБД 54-го СК за этот день значатся 5 исправных и 2 сгоревших "Ю-87".
Ещё интереснее ситуация стала 24 января, когда из второго эшелона через боевые порядки 235-й с/д в бой ввели 126-ю с/д. Командный пункт дивизии разместился как раз в Айхвальде. В документах 126-й с/д сам аэродром не упоминается, но в список трофеев 24-25 января включены 13 неисправных самолётов без указания типа. Имел ли место между штабами дивизий разговор в духе:
15109804.jpg
неизвестно, но в штабе 54-го СК не стали морочить себе голову разборками и ограничились общим итогом за январь в 30 захваченных самолётов "вообще". Столько же указано и в итоговой сводке 43-й армии. Этот документ под названием "Доклад-справка по наступательной операции войск 43 армии с 19.01 по 10.02.45" на предыдущей странице темы уже выкладывал gsm_689 viewtopic.php?p=86013#p86013
Учитывая, что общий смысл доклада – в войсках, включая штабы стрелковых корпусов, пьют и врут, достоверность итоговых результатов, составленная по докладам этих же штабов, под большим вопросом.

В полной мере это относится и к захваченным самолётам. Я вполне допускаю, что за время существования аэродрома Айхвальде, построенного в 1939 году, на свалке и в окрестностях могло накопиться 15 списанных самолётов (например в виде ложного аэродрома), но "Ю-87" там никогда не базировались, а покинувшая его последним группа NAG.4 летала на "Ме-109".
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 377
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 127 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

Место не обозначено, типы и число уничтоженных самолётов удивительно похожи на Вормдитт, но по обстоятельствам это 100% аэродром Айхвальде.
1727.jpg
Копия с копии.
Отчёт об эвакуации командно-диспетчерского пункта.
23 января 1945 г. с 8.00 до 10.00 в результате приближения противника пришлось взорвать следующие самолёты:
1) 2 109 NAGr 4 по приказу капитана эскадрильи капитана Redanz (на сайте The Luftwaffe, 1933-45 (ww2.dk) такой офицер не значится, вероятно к-р 2-й эскадрильи Volker Reschke). Причина:
один – из-за поломки маслорадиатора, второй – демонтирован двигатель.
2) 1 He 111. Причина: отсутствует пусковая батарея (техническая неисправность электрооборудования?).
3) 2 FW 190. Причина: покрыты льдом, отсутствуют пусковые батареи. Технически не готовы к полёту.
4) 1 Ju 87. Причина: повреждение крыльчатки (воздушного винта?).
5) 1 Fi 156. Повреждён пожаром в результате действий противника, вероятно, от фосфорной пули.

Самолёты пунктов 1-4 не были готовы к полёту и их пришлось взорвать, чтобы не попали в руки врага 23 января 1945 года.

Лёгкий полевой ремонтный взвод 12/10 переехал на новое место дислокации в ночь с 21 на 22 января, но по настоянию руководителя полётов оставил бригадира и четырёх человек (рядовых) с ручным инструментом (без основного оборудования). Эта команда не смогла устранить неисправности до эвакуации аэродрома и отправилась на новое место 22.01.45.
По (уничтожению) Ju 87 руководитель полётов 21 января в 20.00 консультировался с инженером 1-го Воздушного округа.
В дополнение к самолётам, указанным в пунктах 1) - 5), во время эвакуации ни одного (неуничтоженного?) самолёта не осталось.
Лётное поле не разрушено, поскольку с 10 часов подвергалось сильному артиллерийскому обстрелу. Территория базы полностью оставлена около 12 часов после того, как пехота во главе с капитаном отошла от аэродрома.

подписано: Шутце,
полковник и комендант

Таким образом "Юнкерсы" в количестве 1 (один), видимо из числа сданных в ремонт в октябре 1944 года двух машин эскадрильи 10.(Pz)/SG1, всё же нашлись, а наиболее точной (не касаясь понятия "исправный" с точки зрения пехоты) оказалась запись в ЖБД 54-го стрелкового корпуса за 23 января:
54-й СК 00000028.jpg
По крайней мере "в штуках" указано правильно.
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 4791
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2045 раз
Поблагодарили: 3014 раз
Контактная информация:

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение gsm_689 »

Полковник Андрей Соммер (в центре) с боевыми товарищами на броне танка Т-34
https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/217183/4289743/
Полковник Соммер.jpg

с сайта КОИХМ
маузер С-96 супер гут!
маузер С-96 супер гут!
Гвардии капитан командир 3-го танкового батальона Буланович А., командир 89 танковой бригады Соммер А.И., начальник политотдела бригады майор Огнев Н.
kalinovka
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 30-09-2021 13:52:55
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 4 раза

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение kalinovka »

Немецкие автомашины, захваченные советскими войсками на подступах к Кенигсбергу Восточная Пруссия, Германия. Апрель 1945 г. РГАКФД Арх. № 0-92457.
Неизвестный фотограф
1_17d7b5d1.jpg
https://photos.rg.ru/2015/04/13/7bc272e ... oto=325411
Аватара пользователя
logo
Архивариус
Сообщения: 5924
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН
Благодарил (а): 1165 раз
Поблагодарили: 1147 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение logo »

Feldpost Ostpreußen Feldpost GD Division 3.März 1945 Endkampf+Briefe.
Письмо и фото военнослужащего дивизии "Гроссдойчланд", 3 марта 1945.
Вложения
1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
Ответить

Вернуться в «Следы Второй Мировой войны»