Первые авиационные вылеты на Кёнигсберг совершила советская авиация в июле-августе 1941 года, когда ещё было возможно с территории СССР, с островов Балтийского моря, достичь территории Германии. Об этих событиях хорошо повествуется с массой фотографий, в великолепном сборнике «Кёнигсберг-Калининград», также издательства «Янтарный сказ». Я предлагаю обратится к августовским событиям.
До августа 1944 года Кёнигсберг считался одним из самых спокойных городов Германии. Война редко напоминала о себе. Немцы называли такие города «убежищами», в них, а также районах провинции, находилось большое количество мирных жителей, спасающихся от бомбардировок, из других районов страны.(А.Зурмински «Иоконнен») Этому способствовало то, что в последние 8 месяцев войны мощь британских бомбардировщиков достигла своего апогея. (Р.Кросс) Ежедневно в воздух поднималось 1600 самолётов, из которых приблизительно 1100 были четырёхмоторными «Ланкастерами». Технологии бомбометания в ночное время достигли нового уровня. Летом 1944г. 5-я авиагруппа (бомбившая Кёнигсберг), разработала новую систему наведения на цель, когда цели уже были подсвечены осветительными ракетами и бомбами, сброшенными с самолётов целеуказания.
27 августа над Кёнигсбергом было три линии подлёта, на разной высоте, причём каждый бомбардировщик осуществлял задержку сброса бомб от трёх, до двенадцати секунд. Таким образом, по всему городу шли веерообразные разрушения. Немцы называли это «Веер Смерти». Противовоздушная оборона Германии действовала достаточно эффективно, этому посвящены многочисленные послевоенные отчёты. Однако, Кёнигсберг, как говорилось выше, считался маловероятной, и далёкой целью для англичан. Поэтому сил ПВО в этом районе было недостаточно. Изучая данный вопрос, я пришёл к выводу, что эффект неожиданности был ключевым моментом в неэффективности систем немецких ПВО, а также в необученности личного, и лётного состава (все основные силы ПВО находились на западе).
Особая, 5-я авиагруппа британской авиации, специально обученная, и действовавшая, как самостоятельная часть, ранее уже осуществляла подобные бомбардировки, уничтожив исторические центры Кёльна, Бремена, Мюнхена, Гамбурга и других городов Германии.
Я хочу процитировать письмо верховного маршала авиации, коим был сэр Артур Гаррис, командовавший бомбардировочной авиацией Королевских ВВС Великобритании с 1942 года, которое он написал начальнику штаба авиации, верховному маршалу авиации, сэру Чарлзу Порталу, 1 ноября 1944г.:
«За прошедшие 18 месяцев бомбардировочная авиация Королевских ВВС практически сровняла с землёй 45 из 60 главных городов Германии……………. Не осталось ни одного нетронутого промышленного центра. Стоит ли нам бросать это дело, когда немцы давно уже считают его своей основной головной болью, к тому же когда цель так близка?»
Первый авиаудар был нанесён в ночь на 27 августа. В налёте участвовало 174 самолёта типа «Ланкастер». Почти 500 тонн бомб обрушилось на восточную часть города.
Центр тогда почти не пострадал. Англичане потеряли 4 бомбардировщика.
Вот, что рассказывал очевидец налёта М.Вик в своей книге «Закат Кёнигсберга».
«Сегодня пальба нервознее и чаще, чем обычно. Ясно, что на сей раз дело приняло серьёзный оборот. Из любопытства выхожу на балкон. Это строго запрещено: с одной стороны, во избежание подачи сигналов авиации противника, с другой - из-за опасности быть задетым осколками зенитных снарядов. Ночное небо являет собою впечатляющее зрелище. По нему беспокойно мечутся ярко-белые лучи прожекторов, словно нарисованные грунтовой краской на чёрном фоне. Между ними вспыхивают разрывы зенитных снарядов, и затем город озаряют несколько источников света, висящих в небе на парашютах и похожих на огромные рождественские ёлки с зажжёнными свечами…..
Кажется, конца бомбардировке не будет. Она возобновляется всякий раз, когда возникает надежда, что всё позади….. Над северной частью города небо окрашено в алый цвет. Сколько людей погибло или было ранено? В нос ударяют запахи гари, фосфора или магния. Но облегчение, что сам остался цел, заглушают все иные ощущения». Это всё наблюдалось в доме, который и сейчас стоит на пересечении улиц Разина и Пугачёва.
Прошу выставить администрацию несколько фотографий, сделанных с английских бомбардировщиков, именно ПЕРВОГО налёта, в ночь с 26 на 27 августа. Про дальнейшие события, я поясню позже.
Ни в одном документе не указано время налёта, указано только, что ночью. Однако фотографии явно сделаны либо днём, либо ранним утром. Если я не ошибаюсь, утро в конце августа наступает примерно в 6.00. Таким образом, считаю, что правильно:
Первый налёт на г. Кёнигсберг английской авиацией был совершён ночью-утром 27 августа 1944 года. Какие будут мнения?
