Страница 1 из 3

Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 22-11-2005 18:38:43
logo
Предлагаю новую тему обсудить, на форуме не говорили ещё об этом. Есть кое-какие вопросы. Спешу поделиться. Для начала, часть статьи, опубликованной в книге «Кафедральный собор в Калининграде» 2005, издательства «Янтарный сказ». На мой взгляд, это наиболее полная версия событий произошедших в Кёнигсберге, в последние дни августа 1944 года.
Первые авиационные вылеты на Кёнигсберг совершила советская авиация в июле-августе 1941 года, когда ещё было возможно с территории СССР, с островов Балтийского моря, достичь территории Германии. Об этих событиях хорошо повествуется с массой фотографий, в великолепном сборнике «Кёнигсберг-Калининград», также издательства «Янтарный сказ». Я предлагаю обратится к августовским событиям.
До августа 1944 года Кёнигсберг считался одним из самых спокойных городов Германии. Война редко напоминала о себе. Немцы называли такие города «убежищами», в них, а также районах провинции, находилось большое количество мирных жителей, спасающихся от бомбардировок, из других районов страны.(А.Зурмински «Иоконнен») Этому способствовало то, что в последние 8 месяцев войны мощь британских бомбардировщиков достигла своего апогея. (Р.Кросс) Ежедневно в воздух поднималось 1600 самолётов, из которых приблизительно 1100 были четырёхмоторными «Ланкастерами». Технологии бомбометания в ночное время достигли нового уровня. Летом 1944г. 5-я авиагруппа (бомбившая Кёнигсберг), разработала новую систему наведения на цель, когда цели уже были подсвечены осветительными ракетами и бомбами, сброшенными с самолётов целеуказания.
27 августа над Кёнигсбергом было три линии подлёта, на разной высоте, причём каждый бомбардировщик осуществлял задержку сброса бомб от трёх, до двенадцати секунд. Таким образом, по всему городу шли веерообразные разрушения. Немцы называли это «Веер Смерти». Противовоздушная оборона Германии действовала достаточно эффективно, этому посвящены многочисленные послевоенные отчёты. Однако, Кёнигсберг, как говорилось выше, считался маловероятной, и далёкой целью для англичан. Поэтому сил ПВО в этом районе было недостаточно. Изучая данный вопрос, я пришёл к выводу, что эффект неожиданности был ключевым моментом в неэффективности систем немецких ПВО, а также в необученности личного, и лётного состава (все основные силы ПВО находились на западе).
Особая, 5-я авиагруппа британской авиации, специально обученная, и действовавшая, как самостоятельная часть, ранее уже осуществляла подобные бомбардировки, уничтожив исторические центры Кёльна, Бремена, Мюнхена, Гамбурга и других городов Германии.
Я хочу процитировать письмо верховного маршала авиации, коим был сэр Артур Гаррис, командовавший бомбардировочной авиацией Королевских ВВС Великобритании с 1942 года, которое он написал начальнику штаба авиации, верховному маршалу авиации, сэру Чарлзу Порталу, 1 ноября 1944г.:
«За прошедшие 18 месяцев бомбардировочная авиация Королевских ВВС практически сровняла с землёй 45 из 60 главных городов Германии……………. Не осталось ни одного нетронутого промышленного центра. Стоит ли нам бросать это дело, когда немцы давно уже считают его своей основной головной болью, к тому же когда цель так близка?»

Первый авиаудар был нанесён в ночь на 27 августа. В налёте участвовало 174 самолёта типа «Ланкастер». Почти 500 тонн бомб обрушилось на восточную часть города.
Центр тогда почти не пострадал. Англичане потеряли 4 бомбардировщика.
Вот, что рассказывал очевидец налёта М.Вик в своей книге «Закат Кёнигсберга».
«Сегодня пальба нервознее и чаще, чем обычно. Ясно, что на сей раз дело приняло серьёзный оборот. Из любопытства выхожу на балкон. Это строго запрещено: с одной стороны, во избежание подачи сигналов авиации противника, с другой - из-за опасности быть задетым осколками зенитных снарядов. Ночное небо являет собою впечатляющее зрелище. По нему беспокойно мечутся ярко-белые лучи прожекторов, словно нарисованные грунтовой краской на чёрном фоне. Между ними вспыхивают разрывы зенитных снарядов, и затем город озаряют несколько источников света, висящих в небе на парашютах и похожих на огромные рождественские ёлки с зажжёнными свечами…..
Кажется, конца бомбардировке не будет. Она возобновляется всякий раз, когда возникает надежда, что всё позади….. Над северной частью города небо окрашено в алый цвет. Сколько людей погибло или было ранено? В нос ударяют запахи гари, фосфора или магния. Но облегчение, что сам остался цел, заглушают все иные ощущения». Это всё наблюдалось в доме, который и сейчас стоит на пересечении улиц Разина и Пугачёва.

Прошу выставить администрацию несколько фотографий, сделанных с английских бомбардировщиков, именно ПЕРВОГО налёта, в ночь с 26 на 27 августа. Про дальнейшие события, я поясню позже.
Ни в одном документе не указано время налёта, указано только, что ночью. Однако фотографии явно сделаны либо днём, либо ранним утром. Если я не ошибаюсь, утро в конце августа наступает примерно в 6.00. Таким образом, считаю, что правильно:
Первый налёт на г. Кёнигсберг английской авиацией был совершён ночью-утром 27 августа 1944 года. Какие будут мнения? :roll:

Монетная площадь Кёнигсберга
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_1.jpg
Кантштрассе
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_2.jpg
Кирха Христа
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_3.jpg
Вид с Ломзе на Альтштадт, слева руины университета Альбертина на Кнайпхофе
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_4.jpg
Французская улица
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_5.jpg
Вид на Юнкерштрассе от Альтштадтской кирхи в сторону Монетной площади
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_6.jpg
Разрушенное здание Городского театра
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_8.jpg
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_9.jpg
Разрушенная гавань на Гроссе Крангассе
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_10.jpg
Россгартенский рынок
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_11.jpg
Улица Миттельангер
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_12.jpg
Мюнхенхоф-плац
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_13.jpg
Академия художеств на Кёнигштрассе, 57
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_14.jpg

Добавлено: 22-11-2005 19:49:07
Влад
"Ни в одном документе не указано время налёта, указано только, что ночью".

Первый налёт начался 27 августа в час ночи. Бомбометание продолжалось девять с половиной минут. Источник - статья "Погибли над Кёнигсбергом". 2001 год. Автор - П. Цыганков, кандидат военных наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ, полковник в отставке.

В 2004 году я встречался с очевидцем обеих бомбардировок, бывшим остарбайтером. Теперь он живёт в Воронеже. Его рассказ совпал с фактурой статьи.

Добавлено: 22-11-2005 20:18:19
logo
"Однако первый удар по Восточной Пруссии нанесла не Красная Армия, а английская авиация в ночь с 26 на 27 и с 29 на 30 августа."

Источник: Очерки истории Восточной Пруссии 2004.

Авторский коллектив очень внушительный.
Ссылка на ваш источник наверняка очень интересна, я к сожалению, не читал. На мой взгляд коллектив авторов - люди не менее уважаемые и авторитетные, чем П.Цыганков и остарбайтеры с Воронежа. Получается парадокс!
Я тоже полностью поддерживаю версию о 27 августа, но вот насчёт часа ночи, впервые слышу. С учётом снимков,которые должна вывесить администрация, самолёты должны были висеть в воздухе (даже машины третьего эшелона) над городом 2-3 часа, что на мой взгляд для "Ланкастеров" многовато. Возможно, что тревогу объявили в час ночи, а бомбёжка началась значительно позже.

Добавлено: 23-11-2005 01:40:24
shpinner
Разрушительным для Кёнигсберга оказался террористический акт двух ночных воздушных налётов британских самолётов. В ночь с 26 на 27 августа 1944 года около 200 самолётов разбомбили северную часть города; двумя ночами позже 600 самолётов уничтожили весь центр города. Жилые улицы, магазины, склады образовали сплошное море огня, в котором погибло около 4200 человек. 200000 остались без крова и средств к существованию, потеряв всё нажитое. В целости остались пригороды, казармы, военные укрепления. Оба бомбовых налёта были направлены в первую очередь против гражданского насе¬ления.
Сгоревшие руины стали каменными свидетелями 700-летней истории города. Были разрушены замок и собор, старый и новый университет, старая ратуша и почти все церкви. Культурные ценности, которые удалось спасти, разместив их в погребах и бункерах или по окрестным поместьям, пропали с приходом в город Советской Армии: музейные сокровища, архивы и библиотеки. Спасти удалось лишь самую ценную часть государственного архива.
Фритц Гаузэ "Кёнигсберг в Пруссии: история одного европейского города" 1994

Пока это всё, что могу...

Добавлено: 23-11-2005 11:23:43
Влад
"Очерки истории Восточной Пруссии" - это, по сути, переизданная "Восточная Пруссия. С древнейших времён до конца Второй мировой войны". Коллектив авторов практически тот же самый. И тексты в основном те же. В частности, никто не стал напрягаться относительно бомбардировок. Так что на самом деле цитата, которую вы приводите - это 1996 год.

Вы высоко оценили новые книги про Кафедральный собор. Полагаю, что автор одной из них, директор собора Игорь Одинцов, для вас будет более авторитетен, нежели Цыганков и очевидец-остарбайтер.

Игорь Александрович, пожалуй, лучше всех в Калининграде знает о подробностях той трагедии. И уже в течение нескольких лет каждое 27 августа (а также 30-е) на башне собора бьёт колокол. В память о жертвах. Одинцов - человек педантичный. Потому бить колокол начинает именно тогда, когда была бомбардировка, - в час ночи.

Добавлено: 23-11-2005 23:30:25
logo
Жаль администрация с фотографиями задерживается. Суть в том, что они сделаны в светлое время дня, предположительно утром. Получается, что последние "Ланкастеры", оборудованные фотокамерами (они шли в конце, фиксировали результаты) должны были покинуть зону бомбардировки через 4-5 часов после начала. На мой взгляд, это маловероятно. С такими интервалами английские авиагруппы не использовались. Это первое.
А второе, во всех книжках, и вашем краеведческом музее написано, что первая бомбардировка происходила с 26 на 27 августа. Но это НЕ ВЕРНО! Не было бомбардировки 26 августа. Она была 27 августа, про время, мы ещё поговорим. Исправить цифры нужно, чтоб быть поближе к истине!
Напоминаю, мы говорим про ПЕРВУЮ бомбардировку! Про 30 августа поговорим позже.

Добавлено: 24-11-2005 09:11:35
uran238
Как всегда попытаюсь следовать здравому смыслу.
Бомбардировки всех крупных городов Германии проводились ночью. Этот факт думаю никто оспаривать не будет. Соответственно отступать от данного правила в Кенигсберге вряд ли кто то будет. Ночное время обеспечивает лучшую маскировку - днем или утром визуальное обнаружение упрощается, да и вести огонь зенитчикам соответственно проще, а терять машины просто так никому не хочется.
Второе - не зря же имелись самолеты целеуказания которые выбрасывали осветительный ракеты - утром это делать, когда все и так видно, вряд ли будут.
Поэтому моя точка зрения - час ночи с 26 на 27.

Вопрос - почему во всех источниках пишется, что бомбардировка была с 26 на 27 августа.
Скорее всего просто неточное указание - для всех бомбардировка была ночью с 26 на 27. А когда она была точно - в 23.00 26 августа либо в 01.00 27 - для всех не принципиально.
Так что если придерживаться точности во всем то бомбардировка началась в 01.00 27.08.

Добавлено: 24-11-2005 11:08:05
Влад
Про 26 августа - всё элементарно. Если кто-то так пишет, то просто не совсем верно формулирует. Люди имеют в виду не конкретно период бомбометания, а то, что операция "Кёнигсберг" английских ВВС началась 26 августа. Но это верно. Операция действительно началась ещё 26-го.

Добавлено: 24-11-2005 12:08:24
logo
Несколько слов о стратегии бомбаодировок. Американцы осуществляли налёты днём, англичане - ночью, т.называемое разделение труда. Это общеизвестный факт.
Уран, как это не принципиально? Так можно договориться, что война началась в ночь 21 на 22 июня 1941 года, как в анекдоте про Гиви:
"Да учител, где-то сэмь - восэмь". Для исторических событий, такой подход недопустим!
Фотографии взяты из уважаемого мной сборника "Кёнигсберг - Калининград"2005, ну если вы считаете, что А.Овсянов балуется фотошопом?
Вот с позицией Влада, я соглашусь, что операция англичан началась 26, а непосредственно бомбардировка - ТОЛЬКО! 27 августа.
На фото явно видно, что атакована восточная часть города. Центр цел, фотографировали исключительно результат (по второму налёту я выложу материал позже), соответственно эти фото, на мой взгляд сделаны утром. И как теперь говорить про час ночи? Когда в августе у вас светает? Не позже 5.30 я думаю, значит и фото в это время сделаны. Получается, что налёт был позже часа ночи, не могли самолёты болтаться столько времени в воздухе, топлива не хватит.
Дымы на фотках, кстати, совпадают. Явно бомбили не городские кварталы. :roll: Получается, что цель данного налёта - уничтожение административных учреждений города. Горит в районе "Штадтхалле" , "Дома НСДАП", не секрет, что справа и слева от Шлосс -тейх расположены все основные здания управления провинцией. Я посмотрю вечером, поточней.

Добавлено: 24-11-2005 13:10:00
uran238
2logo. Может я не так объяснил или ты не так понял.
Про "Да учител, где-то сэмь - восэмь" - имелось ввиду следующее. В популярной исторической литературе никогда (или редко) не указывается точное время какого либо события ( с часами и минутами) - иначе это стало бы утомлять читателя. А вот в специальных исторических исследованих - указывается. Не говорят же " в час ночи 27 августа" - обычно говорят " в час ночи с 26 на 27 августа". Просто это уже пошла правильность формулировок и выражения смысла. Так сказать русский язык - и кто его как учил в школе ))))))

Добавлено: 24-11-2005 17:31:14
logo
Судя по фотографиям, в первый налёт 27 августа, пострадали районы ул. Фрунзе, Литовский вал, Московский проспект, Черняховского, Пролетарская, ген. Соммера, Сергеева, Запорожская. В дыму район Верхнего пруда и севернее. Основная жилая застройка не пострадала. На мой взгляд целью данной бомбардировки было уничтожение административной инфраструктуры города, но не жилой застройки.
Прежде, чем вывешивать схемы и карты по бомбардировке 30 августа, предлагаю послушать пилота немецкого ночного истребителя Вильгельма Йонена (Duel under the stars), который над Кёнигсбергом не воевал, но хорошо знает тактику английских бомбардировочных эскадр.
«Сигнальные осветительные ракеты, используемые ночными истребителями, предназначались главным образом для зенитных батарей. Когда в наш самолёт начинали стрелять наши зенитки, что случалось над большим городом или защищённой ПВО зоной, радист должен был стрелять одной из сигнальных ракет: зелёных, белых, красных, синих и жёлтых. Британцы это заметили и припасли целые ящики тщательно рассортированных ракет. Как только первый вражеский экипаж видел опознавательный сигнал, он немедленно докладывал самолёту наведения отряда бомбардировщиков – «церемониймейстеру», а тот сразу передавал информацию всем британским экипажам на заранее установленной частоте. Иногда приходилось менять коды несколько раз за ночь. Британский «церемониймейстер» был сердцем авиаотряда. Он не нёс авиабомбы, только специальное радарное оборудование, навигационные приборы, осветительные ракеты (так называемые «рождественские ёлки») и осветительные бомбы. Если наш ночной истребитель сбивал самолёт наведения, его место во главе строя занимал резервный «церемониймейстер».»
Теперь по авиационным прицелам англичан: «Со своими новейшими радарами союзники могли найти практически любую цель в любой туман. Рельеф местности показывался на особом экране, словно заснятый специальной фотоаппаратурой. Это последнее достижение науки и техники было совершенно секретным. Немецкие учёные ломали себе голову, пытаясь понять, как британцы могут так точно бомбить через сплошные облака до тех пор, пока по счастливой случайности не обнаруживали удивительный прибор в бомбардировщике, сбитом близ Роттердама. Помешать этому прибору было совершенно невозможно. Он чётко показывал каждую улицу, каждую большую площадь…….»
Из этого можно сделать выводы: Во первых, погода для англичан не являлась особой помехой. Во вторых все ссылки на несовершенство приборов наведения, и как результат, неточность бомбометания – примитивный вымысел.
Ещё небольшой момент, англичане уже знали в конце августа 1944, что Восточная Пруссия отойдёт Советскому Союзу.

Добавлено: 24-11-2005 17:47:18
Влад
В первый налёт пострадали: полностью был разрушен Закхайм (район Московского проспекта), Росгартен (областная больница), Марауненхоф (улицы Невского, Тельмана), Трагхайм (Пролетарская -Сергеева) и северные пригороды. К слову, в одном из таких пригородов и жил мой очевидец, который теперь в Воронеже.

Добавлено: 27-11-2005 11:56:00
preussen
думаю ранее это нигде не мелькало. Из немецкого источника.

Лондонская газета «Manchester Guardian» , понедельник 28 августа 1944, под заголовком «полет “ланкастеров” за 1000 миль к Кенигсбергу – уничтожающая атака с новыми бомбами»:
«Бомбардировщики “Ланкастер” королевских ВВС (Royal Air Force) совершили полет на 2000 миль, чтобы провести первый налет на Кенигсберг, столицу Восточной Пруссии, сейчас важнейший порт снабжения немцев, которые за 100 миль к востоку сражаются против Красной армии. Бомбардировщики были в полете 10 часов. Их груз включал новые огнеметательные зажигательные бомбы. Налет был ограничен 9 с половиной минутами. После этого там появилось то, что один из пилотов описал как самый большой огонь, который он когда-либо видел – потоки пламени, которые были видны за 250 миль. Порт защищали многочисленные зенитные батареи, но после того как налет заканчивался, эти оборонные мероприятия были нерегулярны и бездейственны. Только пять бомбардировщиков не вернулись”.

Служба новостей британского министерства ВВС объявило по поводу налета 27 августа:
«Это был заметный успех, донести большой бомбовый груз близко к русскому фронту, не заправляясь. Ланкастеры нападали гораздо ниже своей обычной рабочей высоты. Налет проходил так быстро, что сопротивление было быстро сломлено. Погода была ясная, и все члены экипажей были едины в том, что это была очень массивна бомбардировка.
Кенигсберг, большой портовый и промышленный город с 370000 жителями, по сравнению с другими городами остался не задетым воздушными налетами. С его превосходными железнодорожными сообщениями и большими доками при нынешних процессах в Восточной Европе ни один город не является для немцев более значительным, нежели Кенигсберг. И в мирные времена Кенигсберг был важен для врага также как для нас Бристоль. Доки соединены с Балтийским морем двадцатимильным каналом, который недавно был заминирован британскими ВВС. Кроме этого, есть ж/д сообщение с Берлином, Польшей и на северо-восток к русскому фронту».

Добавлено: 27-11-2005 20:23:57
logo
Вот так получается, англичане на "Ланкастерах" рекорды дальности ставили, да заодно и русских попугать, у нас стратегической авиации тогда ещё не было.

Модификация Lancaster Mk.III
Размах крыла, м 31.09 Длина, м 20.98 Высота, м 6.19 Площадь крыла, м2 120.80 Масса, кг пустого самолета 16753 максимальная взлетная 32688 Тип двигателя 4 ПД Rolls-Royce Merlin 24 Мощность, л.с. 4 х 1640 Максимальная скорость , км/ч 462 Крейсерская скорость , км/ч 350 Практическая дальность, км 4312 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 7468 Экипаж 7 Вооружение:
восемь 7,7-мм пулеметов (по два в носовой и надфюзеляжной турелях и четыре в хвостовой);
Бомбовая нагрузка, включающая одну 9979-кг бомбу или до 6350 кг бомб меньшего размера

Спасибо Денис. :D

Добавлено: 28-11-2005 07:46:35
Сидор Матрасов
пугали они не нас, а скандинавов. Мол, если надо - долетим и до вас. Та же Финляндия вскоре после налетов августа 1944 вышла из войны и примкнула к антифашистской коалиции. Да и как они пугать нас могли, если у нас посадку делали?

Кстате о бомбах. Именно использование зажигалок и стало столь губительным для Кенигсберга. Фугасы хоть и врываются, но весят гораздо больше. Так что налет с использованием 250-500 кг фугасов был бы неплох, если бы целью ставилось поражение единичных военных объектов, а не акция устрашения (читай - "террора"). А так - море огня на больших площадях - типичный демократический фейерверк

Добавлено: 28-11-2005 08:42:53
uran238
Никто не заметил одной фразы "погода была ясная" - как это понимать. Обычно так говорят о светлом времени суток ???????

Добавлено: 28-11-2005 11:04:45
Влад
"Погода ясная" - значит, облачности не было. А то, что не совсем "по-русски" звучит... Видимо, перевод такой.

"Самый большой огонь, который он когда-либо видел – потоки пламени, которые были видны за 250 миль". Ну ещё бы. 27 августа англичане сбрасывали зажигательные бомбы типа "напалм". По официальным источникам - впервые. Кёнигсберг стал испытательным стендом.

Все данные из английской статьи у нас давно известны и даже опубликованы. В частности, всё это есть в работе Цыганкова, которую я упоминал выше.

Добавлено: 28-11-2005 16:28:43
logo
Предлагаю продолжить, и выкладываю статью про вторую бомбардировку Кёнигсберга, которая произошла ночью 30 августа 1944 года.

«Второй налёт состоялся через три дня, тоже ночью. 189 самолётов с бомбовым грузом в 480 тонн поднялись с аэродрома и направились к Кёнигсбергу. До цели долетели 173 бомбардировщика. Город в то время был закрыт низкой облачностью. В связи с этим англичане сдвинули график бомбардировки на 20 минут. В течение этого времени самолёты-разведчики искали разрывы среди облаков. Когда просвет был обнаружен, к операции приступили другие разведывательные самолёты. Они работали на высоте 900-2000 метров группами по 5-9 машин. В их задачу входило определение и обозначение сигнальными бомбами конкретных объектов, подлежащих уничтожению.
Операция осуществлялась в несколько этапов. Сначала для уточнения цели в стороне от объекта сбрасывалась 1000-литровая осветительная бомба красного цвета, затем уже непосредственно на цель направлялась осветительная бомба, горевшая жёлтым огнём. После этого приступали к бомбардировке главные силы и за считанные секунды сбрасывали груз.
Воздушная армада подходила, эскадрилья за эскадрильей, и удары наносились сразу по нескольким объектам. Вторым налётом, в результате которого и был уничтожен Кафедральный собор, командовал лучший снайпер бомбометания английских ВВС Джон Вудчоффе.
Всего во время второго налёта на Кёнигсберг английские самолёты сбросили 165 фугасных и 345 зажигательных бомб. Из 340 гектаров застройки свыше 160 оказались полностью уничтожены. Как сообщали в своём отчёте британские ВВС, район разрушения был пропорционален расчётному весу сброшенных бомб. Данные английской разведки свидетельствовали, что 34 тысячи жителей города остались без крова, а у 61 тысячи человек жильё получило сильные повреждения. По разным немецким источникам погибло от 4.2 до 5 тысяч человек, 200 тысяч остались без крова и средств к существованию, безвозвратно погиб исторический центр города, включая его части: Альштадт, Лёбенихт, Кнайпхоф и складской квартал Шпайхерфиртель. Налёты были направлены главным образом против мирного населения.
Задуманная как акция устрашения, бомбёжка достигла своей цели: жители города пришли в ужас. Не только немецкое население, но и англичане знали, что в исторической части не было военных или промышленных объектов. Поразительно, но ни один мост в центре Кёнигсберга не пострадал.
Во время второго налёта английская авиация потеряла 15 самолётов. Потери были связанны с тем, что авиагруппа, как ни странно, отправилась на операцию уже без прикрытия истребителей.
Во время этого авиаудара применялись новые зажигательные бомбы. О них надо рассказать подробно.
Начиная с 1942 года английские учёные разрабатывали средства уничтожения, которы должны были стать более эффективными, чем применявшиеся до сих пор. В число этих средств входила зажигательная бомба, обозначенная индексом 30lb type J – MK -1. В ходе разработок была достигнута накрываемость огнём территории площадью 2 на 15 футов. Основу этой бомбы составляла смесь бензина с резиной и другими химическими веществами – нечто подобное современному напалму. Такая бомба спускалась на парашюте вместе с обычными фугасными, сбрасываемыми кассетами, по 14 штук в каждой.
Кафедральный собор не бомбили – он был ориентиром при налётах. Но когда бомбы упали на Кнайпхоф и он запылал, огонь перебросился на Собор. Жители соседних домов и священнослужители умоляли пожарных о помощи. Но, ссылаясь на важность спасения других объектов, им отказали. И Кафедральный собор сгорел.
Результатами налёта военное руководство Англии было довольно. Уинстон Черчилль – особенно. Он писал: «Никогда ещё не было принесено столько разрушений столь малым количеством самолётов на такой огромной дистанции и в такое короткое время».
В отчёте по результатам бомбёжки английскому премьеру сообщалось:
«Кёнигсберг – столица Восточной Пруссии, огромный порт, ближайшая база 50 вражеских дивизий, - практически больше не существует. Кёнигсберг – административный центр той провинции Германии, которая из поколения в поколение воспитывала высокомерную военную касту, город, который неизменно стоял 600 лет, - прошлой ночью был разрушен».
У.Черчилль уже знал, что Кёнигсберг отойдёт к России.
Разрушена была, как мы видим, историческая часть города, а не то, что питало «50 вражеских дивизий». Военно-стратегических целей при данной акции не преследовалось.
Хотелось бы отметить особенности этой операции. Пожары, которые возникли при массированных «ковровых бомбардировках» с приенением аналагов напалмовых бомб, своим следствием имели большие человеческие жертвы. Согласно выводам современных учёных, количество погибших при таких бомбардировках эквивалентно числу жертв при взрывах ядерных бомб в Хиросиме и Нагасаки. Эти пожары открыли явление ОГНЕННОГО ШТОРМА, в бушующем пламени которого от ранений и ожёгов погибает борее 30% населения, оставшаяся часть несёт потери от отравления окисью углерода».
(Кафедральный собор в Калининграде 2005).

Вот что пишут по этому поводу в другом источнике – «Кёнигсберг – Калининград»2005, сканы которого я попросил вывесить администрацию.
«В различных источниках указывается неодинаковое количество самолётов, участвовавших в налётах. Оно колеблется от 160 до 200 в первой бомбёжке и от 200 до 600 во второй.
В одном из первых донесений кёнигсбергской полиции в Берлин, от 9 сентября 1944 года, сообщается, что за два налёта британской авиации на город было сброшено около 40000 тринадцатикилограмовых бомб и около 500 бомб среднего веса. В другом донесении указываются весовые данные сброшенных авиабомб: 263,4 тонны разрывных и 677 тонн зажигательных.
Территория сильных разрушений в городе составляла три километра в диаметре. Общие людские потери за два дня налёта составили 4-5 тысяч человек. Двести тысяч кёнигсбержцев остались без крыши над головой».

Теперь, предлагаю послушать очевидца событий, Михаэля Вика (Закат Кёнигсберга 2004).
«Прошло всего три ночи, и 29 августа нас опять загнали в подвал. Это был неописуемый ад. Налётам и взрывам не было конца. Несколько раз казалось, что попали в наш дом (перекрёсток улиц Разина – Пугачёва), но мы ошибались. Хуфен (пр-т. Мира), окраинный район Кёнигсберга, был разрушен лишь частично. В этот раз весь центр города – от Северного вокзала до главного – бомбардировщики планомерно и добросовестно усеивали канистрами с напалмом, впервые применённым именно здесь, и разрывными и зажигательными бомбами различной конструкции. В результате весь центр вспыхнул почти разом. Резкое повышение температуры и мгновенное возникновение сильнейшего пожара не оставили гражданскому населению, жившему в узких улочках, никаких шансов на спасение. Люди сгорали и у домов, и в подвалах. Спастись могли только те, кто, своевременно почувствовав опасность, покинул центр города прежде, чем вспыхнуло пламя. Некоторые прыгали в Прегель. Всяк знает о бомбардировке Дрездена, её часто описывали со всеми ужасающими подробностями. То же случилось с Кёнигсбергом шестью месяцами раньше.
Пока тысячи людей отчаянно пытались выбраться из пламени, я снова вышел на балкон и смотрел на языки огня над пылающим городом. …… Полуобугленные остатки бумаги, материи и древесины, поднятые вверх потоком раскалённого воздуха, падали из облаков, нависших над головой. Обгоревшая школьная тетрадь, куски гардин, постельного белья, упаковочной бумаги, картонных коробок – что только не падало наземь, покрывая всё кругом.
Невозможно описать бедственный вид города, открывшийся мне несколькими часами позже, когда я проходил мимо центра, решив хотя бы попробовать добраться до своей работы. Сотни и тысячи лишившихся крова устраивались в парках и скверах, катили повозки, тележки, детские коляски, тачки – всё, что имело колёса. Повсюду чемоданы и сумки – остатки спасённого имущества.
Похоронные команды собирали обугленные тела тех, кто погиб на улице, и скрючевшиеся тела тех, кто задохнулся от дыма в подвале».

Кроме трёх вышеперечисленных источников, существует ещё большое количество различных авторов, это О.Лаш, Диккерт и Гроссман и т.д. Однако в них даётся довольно противоречивая информация, поэтому предлагаю сосредоточиться на информации выложенной мной выше. Кроме того, я прошу вывесить администрацию схемы бомбометания 30 августа, схему маршрута авиагруппы с указанием времени и количества задействованных авиасоединений и устройство новой английской авиабомбы.

На схеме подлёта чётко обозначено время: 01.07 - 01.52. Ниже написано 12 эскадрилий. Перехватывали немцы их, в районе пролива со Швецией. Пунктирной линией - маршрут на базу.
По схеме бомбардировки города видно, что зона поражения выглядит, как буква Y с центром в районе Штайндаймма. На мой взгляд, это свидетельствует о трёх заходах на цель. Кроме того, как показывает карта, все САБы (световая авиационная бомба) повесили именно над центром города, для более чёткой подсветки цели. По-моему всем видно, что бомбили именно жилой центр.

Мне хотелось бы из всего вышеперечисленного выжать сухой остаток.
Итак: Первая бомбардировка проходила ночью(?) 27 августа, задачей которой было уничтожение административных сооружений города.
Вторая бомбардировка проходила 30 августа, длилась 45 минут, целью её было разрушение центральной части города, уничтожение мирного населения, и являло собой чисто террористический акт устрашения. Количество самолётов участвующих в обоих налётах было примерно равным(около 200), потери нападавших - около 10%. Атакующие сознательно использовали новые боеприпасы, которые привели к невообразимым мукам и гибели большого количества гражданского населения.

Добавлено: 29-11-2005 19:47:23
Влад
И ещё сюжет под занавес.

Смертный жетон сержанта Майэрса

Он погиб в Восточной Пруссии в августе 1944 года. Его родные в Блэкпуле уже и не надеялись узнать, где же могила их Роберта. Но вмешался случай

Так уж вышло, что в Калининградской области поиск останков бортмеханика сержанта Роберта Вильямса Майэрса начался спустя пятьдесят лет после его гибели. В 1994 году на День Военно-воздушных сил России в Калининград прибыла делегация Королевских ВВС Великобритании. И англичане попросили:
– Покажите нам, пожалуйста, мемориал «Лётчикам Балтики». Хотим посетить могилу нашего соотечественника и коллеги, который погиб 30 августа 1944 года во время бомбардировки Кёнигсберга.
Калининградские военные переглянулись: могила британского лётчика – на Советском проспекте? Гости протянули похоронку. Как выяснилось, Майэрса разыскивал его племянник Джон Стиир. Он прислал в Калининград один запрос, другой, третий. И, видимо, устав от назойливого британца, кто-то из чиновников сообщил: ваш родственник похоронен на Советском проспекте. Похоже, расчёт был на то, что Англия далеко, а племянник – тоже уже не мальчик, на могилу так и не соберётся. Он и не поехал. Попросил других поклониться дяде…
Английской могилы на мемориале «Лётчикам Балтики» нет. Наши военные, как смогли, замяли конфуз. А подполковник Владимир Бучнев, который в ту пору был начальником отделения планирования боевой подготовки ВВС Балтийского флота, решил попытаться разыскать останки сержанта Майэрса.
Мало-помалу к поиску стали подключаться самые разные люди. Преподаватель ОБЖ в школе посёлка Донское Виктор Малай вместе со своими учениками. Заместитель по воспитательной работе командующего ВВС Балтфлота Юрий Маслов. Директор музея в посёлке Янтарный Владимир Картушин. Депутат областной думы Сергей Козлов. Последний не только помогал материально, но и переводил английские документы, связанные с этой историей.
Поиск в архивах ничего не дал. Началась работа на местности. Так, по данным англичан, нужный бомбардировщик «Ланкастер» рухнул у нынешнего посёлка Коврово Зеленоградского района. Поисковики всё там тщательно осмотрели, опросили старожилов: не находили ли обломков самолёта? Увы, снова никаких следов. Тогда начались походы вдоль предполагаемого маршрута движения «Ланкастера» – после того, как тот отбомбился. Ориентировались на старую карту, присланную из Великобритании. И снова – тщетно. Разве что в районе Красноторовского леса обнаружили осколки английских бомб.
Быстро всё это сказывается, да долго делалось. В общем, как говорится, шли годы, а найти сержанта Майэрса не удавалось.
– Можете себе представить наше отчаяние, столько лет, столько усилий – и всё впустую, – рассказывает Владимир Григорьевич. – Признаться, мы уже ни на что не надеялись. И вдруг…
Козлов и Бучнев были приглашены на открытие музея в Пионерском. После официальной части директор музея Игорь Козырев пригласил гостей за стол. Беседовали о том, о сём. Наконец, дошли до истории о поиске британского бортмеханика. Выслушав, Игорь Андреевич сказал:
– Ну-ка погодите, я сейчас кое-что принесу.
Ушёл в соседнюю комнату и вскоре принёс тетрадный листок. А на нём – какие-то цифры. Как выяснилось, местные рыбаки однажды подняли со дна обломки самолёта: кусок крыла и двигатель с винтами. Единственным опознавательным знаком оказался номер на моторе. И судя по нему, машина была иностранной. Записав номер, рыбаки выбросили обломки обратно в море.
– Может, вам это поможет?
Что ж, чем чёрт не шутит. Отправили новое письмо. А потом из Англии пришёл ответ: обнаруженный рыбаками двигатель – с того самого «Ланкастера»...
Вот так мотор самолёта выполнил роль смертного жетона. И теперь известно, где можно опустить на воду траурный венок в память о 19-летнем сержанте Майэрсе и его сослуживцах. Они лежат между Светлогорском и Пионерском, в двенадцати километрах от берега…

По официальным данным, потери Королевских ВВС: пятнадцать самолётов, 107 лётчиков.

Добавлено: 01-12-2005 22:52:42
logo
Пару слов в заключение, готовлю новую тему, на днях выставлю, так вот.
Убивали гражданское население и те и другие, просто в сухом остатке одни стали героями, а другие - преступниками. А результат у тех и других одинаковый, просто одни выиграли войну, а другие проиграли.
Вот и вся разница.

Добавлено: 05-04-2008 15:49:45
preussen
цветные фото Кенигсберга после бомбардировки, 1944 год.
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_15.jpg
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_16.jpg
Кёнигсберг - Бомбардировки в августе 1944_17.jpg

Re: Военное фото Пруссии 1944-1945

Добавлено: 26-08-2009 21:58:41
preussen
несколько нетривиальных фото, август 1944.

Альтштадтская кирха
altst kirche 1944.jpg
Мюнцплац
muenzplatz 1944.jpg
Гезекусплац
gesekusplatz aug1944.jpg
Мюнхенхоф
muenchenhof 1944.jpg
Альтштадт
altstadt 1944.jpg

Продолжение темы августа 1944 года... фотки нигде ранее не всплывали.
koenig aug 1944=.jpg
koenig aug1944.jpg
koenig aug1944-.jpg
koenig aug1944- (1).jpg
koenig aug1944`.jpg
koenig august1944.jpg
koenig august1944-.jpg
koenig august1944- (1).jpg

Re: Улицы Калининграда/Kenigsberga

Добавлено: 21-11-2011 11:55:01
zehlau
Общий вид города с пожарами после первого налета английской авиации (26-27 августа 1944г.). Фото из архива 540 Sguadron Royal Air Force.
Центр, получается, еще не горит.
2011-11-20_010617.jpg

Re: Бомбардировки Кёнигсберга. Необходимые уточнения.

Добавлено: 26-11-2011 15:34:41
zehlau
Англичанам крупно повезло во время двух этих налетов на Кенигсберг. Потери минимальные.
А вот американцам в Германии в 1943 году досталось от немецкой ПВО: http://blog.charlesmccain.com/2011/05/u ... ut-of.html
Потери самолетов иногда доходили до 40 процентов.
2011-11-26_162515.jpg

Re: Бомбардировки Кёнигсберга. Необходимые уточнения.

Добавлено: 26-11-2011 21:02:45
zehlau
Один из принимавших участие в первой бомбардировке самолетов разбился в Дании в 4.15 ночи 27 августа 1944г.
http://www.flensted.eu.com/1944108.shtml
2011-11-26_220015.jpg
Немцы разрешили датчанам похоронить летчиков
2011-11-26_215930.jpg
На этой же ссылке информация еще про 2 разбившихся в Дании самолета при возвращении после первой бомбежки и про один после второй (http://www.flensted.eu.com/1944127.shtml).
Там же список участвовавших самолетов в разбивке по подразделениям: http://www.flensted.eu.com/1944119.shtml

Re: Бомбардировки Кёнигсберга. Необходимые уточнения.

Добавлено: 05-12-2011 06:10:05
Frey Fox
На Ебее книжка продается, посвященная как раз бомбежкам Восточной Пруссии.

Re: Бомбардировки Кёнигсберга. Необходимые уточнения.

Добавлено: 17-12-2011 23:44:51
zehlau
После бомбежки (стр.10) http://archiv.preussische-allgemeine.de ... _30_35.pdf
2011-12-18_003641.png
2011-12-18_003840.png
2011-12-18_004853.png
2011-12-18_005005.png

Re: Фото из архивов. Это Кёнигсберг?

Добавлено: 05-01-2012 21:42:20
wurzel
на фото перекресток Schroetterstrasse - Gustloffstrasse (Красная - Чекистов)
ID010598-Koenigsberg_Schroetterstrasse_Ecke_Gustloffstrasse_nach_Bombenangriff_1944.jpg

Re: Бомбардировки Кёнигсберга. Необходимые уточнения.

Добавлено: 28-03-2012 22:54:40
zehlau
Еще из воспоминаний о бомбардировке http://archiv.preussische-allgemeine.de ... _26_39.pdf
2012-03-28_234749.jpg
2012-03-28_234749.jpg (22.27 КБ) 112135 просмотров
2012-03-28_234809.jpg
2012-03-28_234820.jpg
2012-03-28_234820.jpg (28.23 КБ) 112135 просмотров
2012-03-28_234832.jpg
2012-03-28_234843.jpg

Снимок от 2 сентября 1944 года
2012-07-11_211911.jpg

Re: Фото из архивов. Это Кёнигсберг?

Добавлено: 14-04-2012 21:26:55
Michael
В Ostpreussenblatt (ссылка http://archiv.preussische-allgemeine.de ... _25_24.pdf) попалось такое фото. Речь в подписи идет о бомбардировке Кенигсберга британскими ВВС в 1944 г.Написано, что здесь изображен фосфорный дождь над внутренним городом.
Что это такое? Откуда это было снято?
1944yhh.jpg

Re: Фото из архивов. Это Кёнигсберг?

Добавлено: 15-04-2012 00:39:17
zehlau
Снимок с земли, видны лучи прожекторов. Может быть оттуда же (начало Hans-Sagan-Strasse), откуда сделана фотография облаков дыма над городом утром 31 августа 1944 года. Эта фотография в том же номере газеты. В отличие от первой её авторство не указано, можно только предположить, что фотограф был один и тот же: v. Esebeck
2012-04-15_012958.jpg

Арофотоснимок 1944г.

Добавлено: 08-08-2012 19:04:43
Feniks
Аэрофотоснимок сделан 27 августа 1944 года. Присуцтвуют Северный вокзал, Королевский замок, ...http://www.luftfoto.ru/primeri/Allied_600dpi.jpg

Re: Бомбардировки Кёнигсберга. Необходимые уточнения.

Добавлено: 02-10-2012 16:53:06
петр
Изображение
Такие 453-килограммовые бомбы британские летчики сбрасывали на немецкие города.

Изображение

Тяжелый бомбардировщик «Ланкастер» Королевских ВВС.
Фото из книги «Германия под бомбами союзников

Найденный в конце концов эффективный метод уничтожения выглядел так:

сначала сбрасываются авиационные мины (осколочно-фугасные бомбы), ударной волной которых срывает крыши, выбивает стекла и обрушивает брандмауэры;

затем в открытые сверху дома сбрасываются зажигательные и фосфорные бомбы, пламя охватывает деревянные перекрытия, двери, мебель, гардины, ковры, перила лестниц, а воздушная тяга превращает каждый очаг возгорания в огромный пожар;

и наконец, с помощью фугасных и осколочных бомб, отчасти замедленного действия, на улицах в местах их падения возникают воронки, разрушаются водопроводы, чтобы воспрепятствовать действиям пожарных и позволить бесчисленным отдельным пожарам беспрепятственно слиться в единый огненный смерч, в котором гибнут все люди, оказавшиеся в подвергшемся бомбардировке районе: сгорают в огне или задыхаются от дыма, независимо от того, сидят ли они в подвалах или пытаются спастись бегством под открытым небом.



http://nvo.ng.ru/history/2010-01-22/14_kenigsberg.html

Re: Бомбардировки Кёнигсберга. Необходимые уточнения.

Добавлено: 03-10-2012 12:40:50
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
...в дополнение:
Особым шиком считалось получение одного гигантского огненного столба,стоящего вертикально на многие километры вверх.
При этом весь кислород выгорал и люди погибали от элементарного удушья.
Не спасали ни подвалы, ни газоубежища - да вообще ничего...
Скорость притока воздуха к такому огненному смерчу достигала ураганной силы в 250 км\ч. Просто шквал.
Именно так был сожжен Дрезден.

Re: Бомбардировки Кёнигсберга. Необходимые уточнения.

Добавлено: 20-11-2012 22:05:35
zehlau
Любопытные расчеты и прогнозы встретились в статье "Оперативное и тактическое участие бомбардировочных соединений в тотальной войне" в журнале "GASSCHUTZ UND LUFTSCHUTZ" за июнь 1937 года.
2012-11-20_225128.jpg
Коротко - так:
"Если бы бригада советских бомбардировщиков ТБ-6 из 80 единиц сбросила на густонаселенный жилой район Кенигсберга 160 тонн бомб, то погибла бы бОльшая часть населения, и о восстановлении нормальной жизни города не могло бы идти и речи."

Re: Parade platz, Tragheim (Параде-плац, Трагхайм и окрестно

Добавлено: 03-12-2012 21:35:33
igorkot
"Соловьиная тропинка" после "аглицких" бомбардировок.

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 06-03-2013 18:49:58
logo
Кенигсберг (Pr) - оригинальный билет в кино Alhambra 26/08/1944
Три дня до бомбардировки.

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 23-03-2013 22:26:10
zehlau
Для справки. На сайте IWM есть 2 любительских киносъемки, сделанные во время обоих налетов.
Что там конкретно снято, и почем продают - не знаю

http://www.iwm.org.uk/collections/item/ ... 1060030005

http://www.iwm.org.uk/collections/item/ ... 1060030007

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 23-04-2013 22:03:28
panart
После августа 44-го ...
Konigsberg - Wilhelmsplatz 1944.jpg
steindamm 1944.jpg
2012-12-08_004822.jpg
2012-12-08_004851.jpg

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 25-04-2013 20:12:29
logo
Bombenangriff Königsberg Preußen Lobeck Strasse 1, 20.9.1944.

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 21-06-2013 07:21:51
МёбиуС
из ФБ:
Кёнигсберг, горящий офис Дрезднер Банка, ателье фотографа Фритца Краускопфа этажем выше, слева — Штайндаммская кирха.
1004746_588898161154355_2133805902_n.jpg
Кёнигсберг. Прусское правительство в Трагхайме
1010280_589127671131404_845845480_n.jpg

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 29-07-2013 17:57:45
logo
FOTOALBUM - KÖNIGSBERG - 1938-1944
Из фотоальбома немецкого солдата.

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 29-11-2013 08:35:01
TOR
Еще несколько фото разрушений

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 10-03-2014 18:57:52
logo
Königsberg Ostpreußen WW2 Krieg Trümmer 1945
Из немецкого фотоальбома 1944 - 1945.

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 02-09-2014 20:06:00
Serg_08
На ФБ выложили картинки по теме хорошего качества :
авиафото после налета 1944.jpg
житомирская вагнера август 1944.jpg

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 26-11-2014 09:46:21
karabas07
может чуть лучше качеством

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 26-11-2014 09:49:12
karabas07
.

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 22-01-2015 22:12:46
logo
Fotoalbum von Königsberg 1944

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 29-03-2015 09:27:20
TOR
RAD идёт на расчистку завалов :?:
1944.jpg

Re: Бомбардировки Кёнигсберга в августе 1944г.

Добавлено: 02-04-2015 09:21:11
wrangel str.
Нынешняя набережная в районе дворов за Худож. галереей в сторону торпедного катера и Дровяного моста.
Собор - слева, справа - Лёбенихтская гимназия.