Frey Fox писал(а):
Причем здесь "идеологические сказки"? Высокий силуэт, пожароопасность, узкие гусеницы и прочие недостатки Шерманов, все это неоднократно отмечалось.
Как я понимаю, против наличия «бредятины с примесью маразма» в обсуждаемом материале возражений нет, но уважаемый Frey Fox хотел бы обсудить недостатки танков «Шерман»? Пожалуйста, только давайте ограничимся пожароопасностью и проходимостью, поскольку даже относительно низкие «Т-34» «Пантеры» и «Тигры» всех мастей (не говоря уже о «Белом Тигре» из кино) поражали с километра и более.
Пожароопасность – тяжкое обвинение, но идеальный танк создать ещё ни кому не удалось. У «Т-34» недостатков тоже хватало:
http://nvo.ng.ru/history/2008-07-04/10_tank.html
В частности там написано: «Между тем были опубликованы сведения о том, что, согласно статистическим данным октября 1942 года, дизельные Т-34 горели чаще, чем заправлявшиеся бензином танки Т-70 (23% против 19%). На Т-34 расположили топливные баки в боевом отделении. В итоге при попадании сюда снаряда пожар был неминуем».
Правда, дедушка-ветеран считает что «Шерман» «может загореться даже от простой пули, если она высечет искру. Почему? Американские танки заправляются высокосортным бензином, который образует в танке большой слой бензиновых паров и вокруг танка /когда он работает/ появляется взрывоопасный вакуум, что создает благоприятные условия для загорания». Видимо, за открытие «взрывоопасного вакуума» вокруг американских танков (с учетом «пролетарского происхождения») он учёную степень и получил. Хорошо, что хоть только «исторических наук». Только вот незадача, из всех модификаций «Шерманов» в СССР поставлялась только модификация М4А2 (по справке ГБТУ КА от 10 марта 1945 года 3139 штук), имевшая силовую установку из двух ДИЗЕЛЕЙ «Дженерал Моторз» и только 2 бензиновых танка М4А4.
Frey Fox писал(а):
Вот Галкин пишет: "...На участке шоссе Зукказе — Эльбинг оказались в кювете почти все танки «Шерман»… Тоже видать все врет, не так ли?
Врет – не врет, а всей правды генерал-майор инженерно-технической службы Ф.И. Галкин не говорит, всё же его книга в 1964 году вышла. Это сейчас (пока ещё) у нас свобода слова: я в своих книжках пишу, что думаю про военные события, другие про меня в интернете пишут что хотят – имеют право. А тогда …. Но ближе к теме.
Про указанное шоссе не знаю, но обычно немецкие дороги обсажены деревьями. В теории, прежде чем попасть в кювет, танки должны были их посшибать. Может, танкисты рванули на все дедушкины 80 км в час и не справились с управлением? И если виновата техника, почему «почти все», места, что ли, в кювете для всех не хватило?
Из слов «обрубайте перед гусеницами лед» создается впечатление, что танки шли не по шоссе в центре Европы, а по ледовым полям с торосами где-нибудь в Антарктиде. Между тем, с 1 по 12 февраля стояла облачность, но снегопадов не было, только временами морось. Температура держалась в интервале от – 2 до +3 градусов. Согласно донесениям, в полосе фронта дороги были проходимыми. В книге Галкина дальше по тексту «группа фашистских автоматчиков и две самоходки, проникшие через нашу оборону, атаковали застрявшие в кюветах танки». Очевидно, больших проблем с передвижением не было и вне дорог.
Отсюда вывод, может быть, майор из колонны действительно назвал такую причину, но я вполне допускаю, что реально «дело было не в машине, р…....й сидел в кабине».
Вот попалась интересная информация на тему: «Говоря о слишком большой высоте танка, как правило имеют в виду относительную к его ширине - танк получился не только хорошо видным на открытой местности, но и не слишком устойчивым. Неопытный механик-водитель "Шермана" ранних выпусков мог легко "завалить" машину во время преодоления препятствий или даже просто на крутом повороте». ironrats.clan.su›publ/6-1-0-43
Frey Fox писал(а):
В этих войнах надо не танчики сравнивать, а уровни подготовки экипажей, логистику и взаимодействие родов войск.
Полностью согласен. Вот только почему в тех войнах надо сравнивать, а в Великую Отечественную войну нет? Вы про немецкое наступление в Арденнах зимой 1944/45 года слышали? Там, говорят, американцы на «Шерманах» не только ездили, но даже и воевали. Видать все врут, не так ли?