Новый калининградский коллектор (история стройки)

Фабрики, заводы, комбинаты, добывающие предприятия, строительство, энергетика, инженерные системы
Ответить
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5086
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2365 раз
Поблагодарили: 3651 раз

Новый калининградский коллектор (история стройки)

Сообщение gsm_689 »

Про непосредственно площадку новых калининградских очистных уже написано. Про посещение еще не рабочего нового коллектора тоже.
Осталось осветить строительство нового коллектора с историчной точки зрения.

Все послевоенные годы промышленность Калининграда экологию игнорила в угоду росту производства, первые критические замечания пошли в конце 60-х годов. Не большинство, а все без исключения предприятия сливали неочищенные стоки или сразу в Преголю или в старый немецкий коллектор (с небольшой очисткой на старых немецких очистных). Некоторые выдержки из большой статьи:

«Калининградская правда» от 04.07.1968
ПРЕГОЛЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ЧИСТОЙ!
КП_1968-07-04_Преголя должна быть чистой!.jpg
Река Преголя загрязнена промышленными сточными водами. Кого потянет к реке, покрытой толстой пленкой нефтепродуктов и пахнущей сероводородом? А ведь Преголя не вся такая. До Берлинского моста в ней и рыбы полно, и южная водонасосная станция питьевую воду берет. Преголя начинает «преображаться» от ЦБК-1 и бондарно-тарного завода, затем ее подстерегает первая станция «Водоканала», а дальше пошло и пошло. Флот сливает нефтепродукты, коксогазовый завод начиняет ее сероводородом, фенолами и аммиаком, мелькомбинат — отходами зерна, судоремонтные заводы — отходами гальванических цехов, древесины, а ЦБК-2 в завершение сбрасывает столько загрязненной воды, сколько весь город.
***
В мае этого года главный инженер бондарно-тарного завода Кревский и начальник цеха Дубровский были оштрафованы Запбалтрыбводом за загрязнение водоема сточными водами завода. Тароремонтный цех этого предприятия моет в сутки несколько тысяч бочек из-под сельди и сбрасывает со сточными водами большое количество жиров, парафина, канифоли, чешуи в свои отстойники, которые сообщаются с Преголей. Во время проверки оказалось, что перегородки в отстойниках в ряде мест нарушены, загрязненные воды через щели и проломы стекают в реку.
Работники ТЭЦ ЦБК-1 (начальник Макаренко) умудрились завалить канал от бассейна золоотвала, а воды с большим содержанием взвешанных веществ направили напрямую в Преголю, загрязнив ее и берега золой.
Особенно отличаются в загрязнении Преголя моряки рыболовного флота. Трудно сказать, кто больше сливает нефтепродуктов в реку — суда базы тралового, рефрижераторного или океанического флотов. Льют все, в том числе и суда рыболовецких колхозов. И если в какой-то части можно снисходительно отнестись к разливу, как результату халатного отношения к делу, то откачка нефтепродуктов из-под паел судов дело вполне сознательное и по существу является преступлением. Факты откачки и разлива нефтепродуктов — явление довольно частое. Всего в январе за слив замазученных вод было оштрафовано 13 человек, в феврале — 9, в марте — 9, в апреле — 8, в мае — 9. Как видно, цифра стабильная и не уменьшается. А ведь это только часть вскрытых нарушений.
В 1967 году плохоньким нефтесборщиком в рыбном порту было собрано с поверхности воды 174 тонны нефтепродуктов! Это значит, что в среднем в сутки сливается полтонны нефтепродуктов в воду, а собрал-то нефтесборщик только какую-то часть. Так сколько же сливается нефтепродуктов в Преголю?
***
Загрязняют водоем не только предприятия, стоящие на берегу Преголя, но и те, которые свои воды сбрасывают в городской коллектор: мясокомбинат, рыбоконсервный комбинат, автогаражи, заводы торгового машиностроения, «Газприборавтоматика» и другие. Каждый год в период ремонта городского коллектора эти воды в течение двух месяцев также сбрасываются в Преголю, в остальное время — в Калининградский залив.
Как известно, сточные воды в коллекторе проходят только малоактивную механическую очистку. Все растворенные в воде вещества сбрасываются в Приморскую бухту Калининградского залива. В результате эта некогда чистая бухта сейчас загрязнена до самого Приморска и рыба, которая по каким-либо причинам попадает к ее восточному берегу, неизбежно гибнет. В воде содержится колоссальное количество сероводорода и разных органических веществ, забирающих из воды на свое окисление весь кислород, содержится и фенол, являющийся сильным ядом для рыб.

Схемка из позднесоветской прессы
КК_1990-07-28_загрязнение.jpg
К середине 70-х положение с загрязнением Балтийского моря со стороны СССР уже стало совсем нетерпимым, что пришлось вмешаться союзному Совету министров. Могли ведь и Громыко тыкать лицом в своё же гогно на важных переговорах :P

Постановление Совета Министров СССР от 16 июля 1976 г. N 567 «О мерах по усилению охраны от загрязнения бассейна Балтийского моря»
3. Министерству строительства СССР обеспечить по заказу Министерства целлюлозно-бумажной промышленности строительство и ввод в эксплуатацию:

- выпарных станций по упариванию щелоков с необходимыми сооружениями на Советском, Неманском, Клайпедском, Выборгском и калининградских № 1 и 2 целлюлозно-бумажных комбинатах в 1976 - 1981 годах;
- коллектора очистных сооружений г. Калининграда до 1981 года;
- сооружение очистных сооружений г. Калининграда не позднее 1985 года.


Отдельные предприятия пытались строить свои комплексы очистных сооружений, чтобы уже выпуски были относительно чистыми, но выходило неважно

«Калининградский комсомолец» от 06.06.1979
КК_1979-06-06_меры против загрязнения.jpg
В. И. ЛЫСЕНКО, главный инженер Калининградского вагоностроительного завода
Заводом выполняются мероприятия, обеспечивающие прекращение поступления загрязненных стоков в реку Преголя. Мероприятия предусматривают строительство станции биологической очистки хозбытовых стоков, станции нейтрализации химически загрязненных стоков, очистных сооружений ливневых стоков и т.д. На все объекты завод разработал проекты и заказал оборудование, которое уже начало поступать. Медленный ход строительства природоохранных объектов объясняется тем, что бывшее Калининградское территориальное управление строительства (КТУС) не согласилось брать подряд на выполнение этих работ. Так, на 1979 год завод предлагал принять подряд на 800 тысяч рублей, а принято только на 200 тысяч рублей. На 1980 год нами представлен проект титульного списка на один миллион 200 тысяч рублей на строительство природоохранных объектов.
А. Ф. КОНДРИКОВ, директор Калининградского завода «Стройдормаш»
Основной объем работ по строительству комплекса очистных сооружений (срок ввода — 1980г.) выполняет подрядчик — СМУ-2 объединения «Калининградстрой». К сожалению, эти работы организованы не лучшим образом. В 1978 г. из запланированных 200 тысяч рублей освоено лишь 2,5 тысячи рублей. В текущем году освоение средств ведется также крайне медленно. Судя по отношению подрядчика к этому объекту, в ближайшем будущем ожидать больших сдвигов не приходится. В то же время завод на самых трудоемких работах по реконструкции сетей канализации хозяйственным способом выполнил объем работ на 120 тысяч рублей. Несмотря на значительные трудности, заводом принимаются конкретные меры по обеспечению ввода первой очереди очистных сооружений в 1979 году.

Поэтому упор был сделан на стройку общегородских очистных сооружений для промышленных стоков и промышленного же коллектора для них.
Непосредственно строительство нового коллектора началось в 1980г., а закончилось в конце 90-х, с кое-какой косметикой в 2010-х.

постаревший Шурик Важный дядька показывает схему нового коллектора
Калининград - Схема коллектора.jpg

«Калининградская правда» от 31.08.1980
ТУННЕЛЬ ПОД УЛИЦАМИ
КП_1980-08-31_Строительство городского коллектора.jpg
96 метров подземной проходки выполнил участок Прибалтийского мобильного ССМУ треста «Союзшахтоспецпромстрой», работающий с весны в Калининграде. В районе проспекта Победы шахтеры прокладывают туннельный коллектор для сточных вод промышленных предприятий Калининграда. Эти работы проводятся по программе защиты бассейна Балтийского моря от загрязнения.
Мы попросили прокомментировать этот факт горного мастера В. Н. Филипишина.
— Первый туннельный проход протяженностью 1.300 метров коллектив участка планирует завершить в июле 1981 года. Затем предполагается выполнить еще два прохода — 285 и 1.600 метров. Думаю, горожанам любопытно, например, будет узнать, что один из них пройдет под Парком культуры и отдыха имени Калинина. Через этот туннельный коллектор намечено пропускать промышленные стоки целлюлозно-бумажного и вагоностроительного заводов, других предприятий.
Такова программа. А пока мало кто из калининградцев, даже те, под чьими домами мы ведем проходку, знает о появлении в городе рабочих новой для этих мест профессии — шахтеров.
Начинать всегда сложно. Но дело идет: сейчас, когда бетонный кожух туннеля диаметром 3,2 метра уложен почти на 100 метров, можно монтировать электровозную откатку грунта. Кроме того, удалось частично организовать изготовление бетонных блоков крепления, весящих около полутонны на местных заводах ЖБИ. В результате в эти дни удается делать по две заходки в смену, или вести по полтора метра проходки, что выше нормы. В скором времени намечаем ввести третью, а затем четвертую смену.
Есть у нас уже передовики. Назову их имена: машинист щита коммунист М. С. Гаранинов, проходчики А. В. Лысов, Н. И. Степаненко, М. Н. Стрига, электрослесарь С. С. Петров. Коллектив ставит задачу своевременно завершить работы, жизненно важные для развития Калининграда, охраны окружающей среды.
М. КОСТЫЛЕВ.

«Калининградская правда» от 16.01.1981
ПО ДНУ ДРЕВНЕГО ОКЕАНА ВЕДУТ СТРОИТЕЛИ ПРОХОДКУ КОЛЛЕКТОРНОГО ТОННЕЛЯ
КП_1981-01-16_коллектор.jpg
У меня на ладони коричневые остроконечные, словно пули, «чертовы пальцы». Даже не верится, что эти вот «камушки» миллионы лет пролежали в синей, спрессованной временем земле, и теперь, буквально на глазах, из ледникового периода попали в двадцатый век.
— Это брахиоподы — окаменевшие моллюски, которые во множестве населяли древний океан, — поясняет Анатолий Георгиевич Васюков, начальник Калининградского участка Прибалтийского мобильного специализированного СМУ треста «Союзшахтспецпромстрой». — Собственно ведь и сейчас мы находимся на океанском дне. В этой синей земле нашим проходчикам попадаются не только брахиоподы, но и янтарь — ребята однажды нашли кусок величиной с кулак. Часто встречаются и камни ледниковой морены. С ними потруднее. Один такой «подарок» весом около тонны, встретившийся как-то на пути, на целых четыре часа остановил проходку.
Сейчас бригада работает на восьмиметровой глубине в районе кинотеатра «Победа». Перед новым годом пересекли проспект Победы. Странно все-таки: там, наверху, по заснеженной магистрали снуют автомобили, звенят трамваи, а мы, стоя на «океанском дне», рассматриваем древнейшие ископаемые, найденные почти в центре Калининграда.
Но не ради, конечно же, этих редких находок спустились под землю люди — ведется прокладка коллекторного тоннеля, который станет частью новых современных очистных сооружений. К концу одиннадцатой пятилетки они должны заменить старые городские, с трудом уже справляющиеся с нагрузкой. Задача эта — наиважнейшая!
Семь лет назад прибалтийскими государствами была подписана Конвенция по охране морской среды Балтийского моря, ратифицирована она была и Советским Союзом. А в 1976 году Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по усилению охраны от загрязнения бассейна Балтийского моря». Одной из таких мер в борьбе за «здоровье» Балтики и является строительство в Калининграде новых очистных сооружений. Что это даст?
Более ста калининградских предприятий подключатся к системе после завершения работ. Производительность сооружений — 162 тысячи кубометров очищенной воды в сутки. (Сравним: все существующие ныне очистные сооружения перерабатывают за это же время лишь 120 тысяч кубометров загрязненных вод).
Сейчас одновременно с прокладкой тоннеля начато строительство цеха обезвоживания и термосушки осадков. В будущем здесь планируется выпускать триста тонн сухого ила ежедневно. После биологической и термической обработки его можно будет использовать на полях в качестве удобрений.
Прокладка подобного коллекторного тоннеля в нашем городе ведется впервые. На помощь калининградцам приехали специалисты из многих городов страны. В бригаде тульских проходчиков М. Т. Волкова работает машинист электровоза Г. Степаненко из Гродно. Маркшейдер участка Альберт Дубров приехал с Южного Урала. Впервые освоили эту новую для нашей области профессию проходчиков и калининградцы — П. Вегель, А. Смищенко, В. Рожков.
Каждое утро надевают они защитные каски и спускаются в тоннель. По огромной, выложенной бетонными блоками трубе (кстати, выпуск блоков освоил завод ЖБИ-1), неторопливо скользит электровоз. Он направляется в конец теперь уже четырехсотметрового тоннеля, где дробно стучат отбойные молотки, урчит двигатель щитоукладочной машины.
...До обеденного перерыва еще около часа. Непрерывным потоком сыплется в вагонетки земля. Сантиметр за сантиметром проходчики вгрызаются в спрессованную веками толщу. Здесь, на этом участке, им предстоит пересечь под землей весь Октябрьский район Калининграда — еще почти полтора километра. Проходчики продолжают работу...

«Калининградский комсомолец» от 07.02.1982
КК_1982-02-07_коллектор.jpg
В нашем портовом городе никого не удивишь профессией штурмана. А вот с горным штурманом — маркшейдером — мне довелось встретиться у нас впервые.
В отличие от моряков, стихия А. Т. Дуброва — «подземное царство». Там сейчас прокладывается под нашим городом промышленный коллектор к будущему комплексу очистных сооружений. Калининградский участок Прибалтийского мобильного ССМУ треста «Союзшахтспецстрой», где трудится маркшейдер А. Т. Дубров, ведет проходку тоннеля протяженностью 1282 метра. Задача Альберта Титовича — точно проложить весь путь. Совсем недавно, когда проходчики заканчивали прокладку первой очереди тоннеля, они вышли к намеченному месту с точностью до трех сантиметров.
— Оцените нашу работу, — говорит Альберт Титович и приглашает пройти в тоннель.
Опускаться туда практически не надо, вход в тоннель идет под небольшим углом к поверхности земли. Где-то сверху в десяти метрах над нами, спешат по своим делам пешеходы, шуршат шинами автомобили. Здесь их не слышно.
Разные «подарки» готовила земля калининградская проходчикам. То резкая смена грунта, то глыбы камней. Нелегки подземные километры. Через каждые 400 метров воздух в тоннеле подпитывает вентилятор. В шум воздушной струи вплетается треск отбойных молотков. Надо отбить 75 сантиметров породы, увезти ее и установить с помощью блокоукладчика два бетонных полукольца. И так несколько раз за смену.
Коллектив ССМУ складывался не сразу. В новое управление приезжали люди из разных городов. А сейчас появились и коренные калининградцы. Я узнала историю одного из них — Анатолия Смищенко. Пришел он сюда, не имея квалификации. Затем овладел профессией проходчика и другими смежными профессиями, стал звеньевым. Его звено считается одним из лучших в бригаде. Сам Анатолий учится заочно в институте.
Новый год, новый фронт работ. Закончен один из этапов трассы, и теперь начата вторая очередь тоннеля.
М. ЮРЬЕВА.

«Калининградский комсомолец» от 29.08.1982
КК_1982-08-29_коллектор.jpg
У этих ребят, когда они встретились с фотокорреспондентом, было хорошее настроение. Еще бы: в канун своего профессионального праздника коллектив Калининградского участка Прибалтийского ССМУ треста «Союзшахтоспецпромстрой», ведущий прокладку коллекторного тоннеля для строящихся очистных сооружений, прошел под улицами нашего города более 1700 метров.
НА СНИМКЕ (слева направо): проходчики В. Ванин, В. Плотичкин, бригадир С. Бумагин, проходчик О. Чикин. Фото В. Георгиева.

Проходчик Чикин О.Н. перед входом в тоннель (где такой был интересно :?: ). 1981 г.
Калининград - Прокладка коллекторного тоннеля, 1981_6.jpg
Калининград - Прокладка коллекторного тоннеля, 1981_5.jpg
Калининград - Прокладка коллекторного тоннеля, 1981_4.jpg
Прокладка коллекторного тоннеля
Калининград - Прокладка коллекторного тоннеля, 1981.jpg
Калининград - Прокладка коллекторного тоннеля, 1981_2.jpg
Калининград - Прокладка коллекторного тоннеля, 1981_3.jpg

«Маяк» от 16.08.1983
МОРЕ БУДЕТ ЧИСТЫМ
Маяк_1983-08-16_коллектор.jpg
Вагончик маркшейдера прибалтийскою мобильного специализированного строительно-монтажного управления В. И. Подкина производит необычное впечатление. Со схемами, чертежными принадлежностями, защитными касками, рабочей одеждой здесь мирно соседствуют музейные экспонаты — изъеденные ржавчиной автоматы, патронташи, окаменевшие моллюски, куски янтаря.
— Все эти диковинки найдены при проходке шахт, — рассказывает Василий Иванович. — На глубине около десяти метров под Калининградом мы уже проложили четыре участка коллектора промышленных стоков протяженностью более двух километров В нынешнем году начали новый полутора километровый участок.
Пройдя по нему первые четыреста метров, мы «пересекли» улицу Тихоненко. Всего же «преодолено» около десятка улиц, проспект, и ни разу дорожное полотно сильно не проседало. Между тем, за тридцатиметровым проходческим щитом остается тоннель диаметром свыше трех метров.
— Ну, и где же самые интересные находки — боевые топоры XII века, найденные при подготовке рабочей площадки шахты? — поинтересовался я у маркшейдера.
— Они стали экспонатами областного историко-художественного музея, — сказал В. И. Подкин и показал карту-схему тоннеля. — Сейчас работы ведутся в районе пятого роддома. Предстоит пройти еще около километра двухсот метров. Так что не исключены и новые уникальные находки.
На последнем этапе шахтерам предстоит соединить тоннельные участки. Дело тонкое и сложное. Точно, с отклонением не более четырех сантиметров, придерживаться курса им помогает лазерный луч. Работы ведутся по графику. Но дважды мощный проходческий щит беспомощно останавливался перед валунами весом в десятки тонн. Так было и недавно.
На помощь были вызваны воины Калининградского гарнизона. Мощный взрыв потряс тоннель, и путь освободился для правофлангового звена проходчиков А. Горохова, лучшего электрослесаря С. Петрова и их товарищей
...Невидимую для города с его переполненными транспортом и людьми улицами, но упорную, круглосуточную работу ведут шахтеры мобильного специализированного СМУ. Свыше ста предприятий подключатся к очистным сооружениям после сдачи промколлектора. Новая система очистки будет перерабатывать почти в четыре раза больше вод, чем существующая ныне. А это значит, Балтийское море станет чище.
В. ГРАЧЕВ.

«Маяк» от 12.04.1988
ТУННЕЛЬ ПОД ГОРОДОМ
Маяк_1988-04-12_коллектор.jpg
О подземельях в областном центре ходит много былей и небылиц. Но не все знают, что в Калининграде ведет работы трест «Союзшахтспецпромстрой», коллектив которого прокладывает под городом современный туннель.
Строители уже закончили прокладку промколлектора длиной около четырех с половиной километров. Начавшись в районе кольца трамвая № 1 в Октябрьском районе, туннель прошел на глубине более десяти метров под оживленными магистралями, жилыми массивами и «финишировал» у АтлантНИРО. Наружный диаметр — 3,2 метра.
Сейчас началось строительство канализационного коллектора. Шахтеры уже прошли путь от Астрономического бастиона на Гвардейском проспекте до улицы Театральной. За кинотеатром «Россия» строится шахта глубиной в пятнадцать метров и диаметром 5,5 метра. Она будет использоваться для вентиляции и опускания в туннель необходимой техники. Первая очередь коллектора длиной 1,2 километра протянется до ручья в районе Центрального продовольственного рынка, где также будет вырыта шахта.
...Когда я побывал на стройке, шахта была почти закончена. Она напоминала огромный колодец с бетонной опалубкой. Проходчики по лестнице спускались вниз. Вслед за ними кран опускал небольшой вагончик. Рабочие лопатами перебрасывали в него грунт. Затем его поднимали на поверхность.
— И это все вы вырыли вручную? — удивился я.
— Да, — сказал проходчик О. Чикин. — Техники не хватает.
— Завершим работы на шахте, — включился в разговор его товарищ В. Рожков, — снова спустимся в туннель. Пока работы в нем приостановлены метрах в сорока от шахты.
Всего восемь лет назад на калининградской земле появились первые шахтеры. Среди них не было калининградцев. А сейчас они составляют костяк коллектива. Трудятся ударно. Так, коллектор для отвода промышленных стоков был проложен на год раньше срока. Однако до сих пор не действует — строители из других организаций не успели возвести очистные сооружения.
Теперь ведут нитку канализационного коллектора. Трудятся посменно, круглые сутки. В туннеле, правда, техники больше, есть электровоз, вагончики, отбойные молотки, транспортеры.
— Работаем в сложных условиях, на глубине пятнадцати метров, — говорит проходчик В. Круглов. — На нашей глубине — слой плывунов, бороться с ними нелегко. Глина кончается на глубине тринадцати метров. А глубже плывунов — снова глина. Вот бы нам где и работать. Но геологи ошиблись...
Есть и другие трудности. Проходчики рассказали, что нередко на пути встречаются огромные валуны. Их приходится взрывать. Однажды обнаружили мину. Выручили саперы. Не раз мешали подземные бункеры. Среди интересных находок — секира и другие предметы, пролежавшие не одну сотню лет (их передали в музей), куски янтаря, окаменевшие стволы деревьев.
День за днем, преодолевая большие и малые преграды, прокладывают все дальше и дальше туннель люди редкой для нашего города профессии. В будущем намечается проложить вторую очередь коллектора длиной более четырех километров до улиц Л. Толстого, А. Невского. Ввод в строй коллекторов поможет значительно разгрузить канализационные сети непрерывно растущего города.
В. ГРАЧЕВ.
Маяк_1988-04-12_коллектор2.jpg
НА СНИМКЕ: проходчики готовятся к спуску в шахту. Фото С. Ерохина.

«Маяк» от 07.06.1988
Маяк_1988-06-07_коллектор.jpg
Рабочие треста «Инжспецстрой» уже построили промколлектор, заканчивают строительство первой очереди канализационного коллектора в Калининграде, потом проложат вторую. Все это поможет одновременно с вводом очистных сооружений улучшить охрану водной среды. Для полного прекращения сброса сточных вод в заливы и Балтику требуется затратить 250 миллионов рублей. А трест «Инжспецстрой» способен освоить в год немногим более десяти миллионов...

«Калининградский комсомолец» от 10.09.1988
КК_1988-09-10_коллектор.jpg
— Здравствуйте, вы случайно не знаете, что это за забор на площади Победы воздвигли?
— Случайно знаем. Интересовались в горисполкоме. В городе идет прокладка технического коллектора. Это система водосброса и канализации. Строят коллектор шахтным способом. Уровень грунтовых вод в районе площади Победы довольно высок, и чтобы шахту не затопило, на площади будут бурить скважину и откачивать воду.
— А это безопасно?
— В горисполкоме считают, что безопасно. Однако транспорт, скорее всего, некоторое время по площади ходить не будет.

«Калининградский комсомолец» от 31.12.1988
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ НА ПЛОЩАДИ ПОБЕДЫ?
КК_1988-12-31_коллектор.jpg
Последнюю неделю у нас в редакции не умолкает телефон. Калининградцы беспокоятся, что случилось на площади Победы? Слухи ходят разные, один другого неприятнее. Чтобы поставить все на свои места, мы созвонились с начальником, управления коммунального хозяйства В. А. Крашенко. Вот что он нам ответил.
— Как известно, под площадью сейчас прокладывается новый коллектор. Сначала все шло по намеченному плану, но недавно случилась досадная накладка. Дело в том, что на участке, где производится работа, на глубине 9,5 метра пролегают три водовода, построенные еще в конце прошлого века. Все они «рабочие», но, естественно, состояние их оставляет желать много лучшего. Когда мы опустились на глубину около 8 метров, стало ясно, что из водоводов давно идет большая утечка воды. Дело осложнилось тем, что тут же, на глубине 4,5 метра располагается крупный плавун. Вытекшая вода пропитала его, и он сдвинулся.
Теперь о принятых мерах. Воду отключили, с плавуном справились. Решили вести новый водовод по другому маршруту, огибающему площадь, чтобы в будущем не возникало необходимости снова перекрывать движение транспорта. Работы по прокладке водовода ведут «Инжспецстрой», СМУ-1 и военные строители. Руководитель — заместитель председателя горисполкома А. С. Матвеев.
Опасности для города ситуация не представляет. Единственная неприятность — общегородскую елку придется перенести на Центральную площадь. Но не из-за боязни того, что площадь Победы «провалится» (как подозревают некоторые), а просто потому, что большие скопления народа в месте, где идет строительство, нежелательны.

также из прессы 1989г.
Прекратить сброс неочищенных промышленных и бытовых стоков во все реки и водоемы, а также предусмотреть поэтапное уменьшение общего сброса сточных вод в водные системы. Объявить строительство городского канализационного коллектора с объединенными очистными сооружениями городской народной стройкой, сосредоточить здесь необходимые силы и средства. Обеспечить его ввод в действие к концу 1991 года. Наряду с этим добиваться на всех предприятиях строительства локальных очистных сооружений, изыскания капиталовложений и финансирования мероприятий по очистке озер, переводу крупных котельных на природный газ.

«Калининградский комсомолец» от 13.10.1990
ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ! НО — ЖИВЕМ...
КК_1990-10-13_коллектор.jpg
Ребята из смены мастера В. Н. Сосновского ни в чем не виноваты. В данный момент они должны прокладывать промышленный разгрузочный коллектор, берущий старт у пересечения Московского и Гвардейского проспектов. Этот коллектор нужен Калининграду позарез. Прибалтийский мобильный СМУ МПСО «Союзтоннельстрой» знает свое дело. Но все равно — на старте все и закончилось. Кооператив «Железобетон» постоянно срывает поставки цемента для шахтеров.
Позарез нужен? Нет, это мягко сказано. Он нам необходим, как воздух, как чистая вода. Да он и есть — чистая вода.
Коллекторная сеть, построенная в 1904 году и доставшаяся нам по наследству, давно не удовлетворяет потребностям города. У немцев коллекторы были совмещенными, что являло пример экономичного подхода к делу, но и несло опасность; промышленные стоки, которые должны были проходить очистку, могли при неблагополучных обстоятельствах смешиваться с бытовыми, которые напрямую поступали в реки и ручья. Правда, немцы рассчитали, что это будет происходить не чаше одного раза в пятьдесят лет.
У нас это происходит почти ежегодно — вырос объем производства. Мы губим Балтику. Мы убиваем сами себя. Уже построены новые очистные. Но без нового коллектора они только занимают место. Впервые сдача его была намечена на 1980 год. Недавняя сессия областного Совета народных депутатов назначила очередной срок — 1992 год...
А при чем же здесь эти люди на снимке? А ни при чем. Они действительно виноваты. Но скажите мне почему у них такие радостные лица? Почему им все равно?
А ведь все виноваты. Каждый из нас. Мы не работаем, а мусолим карты и обсуждаем вопрос: как нас заставить трудиться? Расстреливать? Воспитывать? Экономические рычаги в ход пустить?
«Ты почему на работу не устраиваешься?»
«А зачем? Вот рынок введут, тогда все работать начнем». Это не из анекдота. Сам слышал.
Ждем рынка, как мужик грома. А пока и в карты можно. Ставка будущее собственных детей... Кто сдает?
И. ГИНДИН.
Мужик с трубкой похож на уже упоминавшегося О. Н. Чикина
Мужик с трубкой похож на уже упоминавшегося О. Н. Чикина
Фото А. Дашкевича.

Свидетельства очевидца:
Коллектор постройки 1993-1996 года
Мы начали работы в районе поселка Космодемьянский, в том месте, где строительство коллектора в свое время было брошено. Если ориентироваться на местность - то вдоль проспекта Победы идет коллектор, построенный открытым способом из цельных ж/б колец. Далее, в зоне карьера, коллектор пытались строить способом "стена в грунте". А вот дальше, практически у развилки "шоссе на Светлый - проспект Победы - кольцевая", у озера находилась наша площадка. Мы прошли щитом участок в активной заморозке от "стены в грунте" до свиносовхоза "Откормочный", а далее полуоткрытым способом с водопонижением практически до Жуковки.
Заложение тоннеля мелкое, диаметр 3,23 метра по наружному контуру. На первом участке от поверхности грунта до свода тоннеля примерно метр, на втором участке - чуть больше двух. На трассе тоннеля имеются две камеры. Первая - недалеко от озера, стартовая. Там собирали щит и морозильные коллекторы. Вторая - примерно 500 метров по трассе тоннеля, поворотная (тоннель поворачивает на 20 градусов). Из второй камеры вытащили изуродованный заморозкой щит, собрали новый - и продолжили строительство траншейным способом, используя щит только в качестве тюбингоукладчика.
В районе Космодемьянского очень водонасыщенные песчаные грунты, из-за чего методы цельнокольцевой сборки и "стена в грунте" оказались неприемлемыми. Да и мы с заморозкой намучились. Правда, потом нами был применен прогрессивный метод водопонижения грунтовых вод - и все пошло.
К сожалению, немецких коммуникаций нам не попадалось. Однако иногда находили практически полностью сгнившие военные атрибуты - гильзы, штык; пару раз попались кости.
Унтерцуг, бывший горный мастер из Питера

Последние попытки увеличить пропускную способность старого коллектора - наращивание высоты его стенок.
«Маяк» от 30.08.2007
А на коллекторе — душно
Маяк_2007-08-30_старый коллектор.jpg
Когда-то наш коллектор пропускал ежесуточно 68 тысяч кубических метров стоков в сутки — собственно, именно на это он и был рассчитан. А сегодня по его подземному и надземному руслам движется в три раза больше городских фекалий.
Естественно, из-за усиленной нагрузки бетонные перекрытия коллектора местами провалились, а кое-где и вздыбились. Через провалы в районе поселка Космодемьянского мутно поблескивает черно-сизая жижа. А уж запах!
А недели три назад реальная угроза провала возникла и в районе Тенистой аллеи. Могла бы образоваться огромная яма семи-восьми метров глубиной. Усилиями специалистов-строителей предприятия-подрядчика «Водоканала» «ЭстакадаБалт» аварийной ситуации удалось избежать. Именно это предприятие ведет сейчас ремонтные работы на городском коллекторе.
Директор «ЭстакадаБалт» Римантас Ушкявичус показал корреспондентам «МБ» совершенно прогнившую бетонную поверхность перекрытия и еще совсем неплохо сохранившиеся немецкие кирпичи обшивки русла. Сейчас на участке трассы Калининград — Балтийск (на подъезде к Большой Окружной дороге) все закрепляется, меняется, бетонируется заново.
Техники много, людей тоже. Деньги на первый в истории калининградского коллектора ремонт выделил город — «Водоканал» получил их в качестве кредита.
Однако полученных ста девяти миллионов рублей явно недостаточно, чтобы привести все в порядок.
Ольга Маркова.
Маяк_2007-08-30_старый коллектор2.jpg
Фото Валентины Архиповской

Худо-бедно, но новый коллектор к рубежу 2010-х годов был достроен, очистные же ввели в строй только в 2017г., завершив весь комплекс технических мероприятий, начатый в 1976 году (сорок лет!)
Схема с общеизвестными пояснениями взята отсюда https://gov39.ru/vlast/agency/aggradost ... %D1%8F.pdf
перепуск на немецкий коллектор имеется, т.ч. всегда можно поддать фекала в старую систему)
перепуск на немецкий коллектор имеется, т.ч. всегда можно поддать фекала в старую систему)
еще кусок с сайта мэрии
Калининград - Коллекторы_3.jpg

Последними работами на новом коллекторе была установка на некоторых участках пластиковых труб внутри уже готовых бетонных для лучшего проскальзывания фекальных масс :) Про трубу большого диаметра
100_4138.JPG
идущую до КНС Косма, фото нет. А вот после КНС Косма идут три трубы 1000мм (см. большую схему выше) и это с Serg_08 в августе 2010г. удалось запечатлеть
100_4099.JPG
100_4106.JPG
100_4114.JPG
100_4116.JPG

Как всегда дополнения, замечания, уточнения только приветствуются 8)
Ответить

Вернуться в «Промышленность Восточной Пруссии и Калининградской области»