Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Боевые действия на территории Восточной Пруссии, рассказы, исследования, фото
Аватара пользователя
logo
ebay-копипастер
Сообщения: 5831
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН
Благодарил (а): 1407 раз
Поблагодарили: 1307 раз

Re: Немецкая бронетехника в Восточной Пруссии.

Сообщение logo »

Foto Winter 1944 Endkampf Schwere Panzerhaubitze Hummel Panzer Ostpreußen GD
150 мм самоходное орудие Хуммель дивизии Великая Германия зимой 1944 в Восточной Пруссии.
Вложения
1.JPG
2.jpg
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 181 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

"Чудеса на виражах" в 79-м отдельном мотоциклетном батальоне 2-го гв. танкового корпуса:
А.М. Плюснин_1.jpg
А.М. Плюснин_2.jpg
А.М. Плюснин_3.jpg
При этом на сайте "Подвиг народа" указаны награждения
орденом Славы III степени http://podvignaroda.ru/?#id=22947203&ta ... ilManAward
и медалью "За отвагу" http://podvignaroda.ru/?#id=39591374&ta ... ilManAward
А донесение о гибели на сайте "ОБД-мемориал" отсутствует.
Mariner
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 14-08-2007 08:01:45
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Mariner »

ПлюсКин он! Здесь все документы на 7 листах! https://www.obd-memorial.ru/html/info.h ... 838&page=1
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 181 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

Mariner писал(а):
ПлюсКин он! Здесь все документы на 7 листах! https://www.obd-memorial.ru/html/info.h ... 838&page=1
А Вы не заметили, что письмо и ответ из в/ч оттуда и взяты? Я хотел сказать, что отсутствует донесение о безвозвратных потерях из воинской части по форме № 2/БП, а анкета – это послевоенный розыск военкомата в рамках "по дворового обхода".
Mariner
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 14-08-2007 08:01:45
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Mariner »

Может еще не все документы оцифровали в сеть выложили? Я вот по одному из своих дедов тоже не могу найти многого!
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 181 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

В книге К.Н. Галицкого "В боях за Восточную Пруссию" на страницах 303 и 304 есть поражающий воображение эпизод с захватом частями 11-й гвардейской армии транспортных самолетов на аэродромах южнее Кенигсберга.
"Наступление утром 28 января началось, как всегда, после ночных боев и небольшой артиллерийской подготовки. Правофланговый 36-й гвардейский стрелковый корпус встречал упорное сопротивление врага, понимавшего опасность дальнейшего продвижения наших соединений. И все же корпус продвигался вперед, хотя и медленнее, чем в предыдущие дни. 18-я дивизия прошла с боями 3 км, ее части овладели аэродромом в районе Далейма, на котором захватили 70 транспортных самолетов противника, и железнодорожной станцией Гутенфельд, где находилось 300 вагонов и несколько паровозов (32. Архив МО СССР, ф. 358, оп. 5916, д. 798, л. 116.). Все эти трофеи вследствие внезапности и быстроты действий гвардейцев были в абсолютно исправном состоянии. …"
"… Этим воспользовался командир 83-й дивизии генерал А. Г. Маслов и стремительно атаковал Викбольд. После упорного боя на улицах город был взят. Части дивизии продолжали развивать наступление и с ходу заняли Людвигсвальде, но вскоре были остановлены частями 549-й и 69-й пехотных дивизий, занимавшими укрепления внешней линии фортов крепости. В ходе наступления войска корпуса (8-й гв. СК) захватили в районе Клеехоф второй аэродром с 60 транспортными самолетами врага (34. Архив МО СССР, ф. 358, оп. 5916, д. 798, л. 117.)".
Вырезка. Галицкий стр. 303, 304.jpg
Лично у меня "внезапность и быстрота действий" на 18-й день наступления 3-го Белорусского фронта сразу вызвали подозрение в точности изложения К.Н. Галицким фактического материала. Дополнительным поводом для сомнений стала малоизвестность эпизода: по материальным результатам он вполне "тянул" на второй "Тацинский рейд", хорошо известный по публикациям и кинофильмам, а здесь какая-то подозрительная тишина. Однако в те древние времена, когда источником знаний являлась Книга, а не Интернет, реально возразить было нечего: издание солидное, а не мурзилка какая-то, и ссылки на ЦАМО имеются. Единственным логичным объяснением случившегося представлялось отсутствие у Германии к тому времени бензина и летчиков для транспортной авиации, но, как говорится, "осадочек остался".

Новая "информация к размышлению" появилась в 2010 году на сайте "Уголок неба" в виде страницы "Юнкерс Ю-52 в СССР" http://www.airwar.ru/history/av2ww/sovi ... _sssr.html
Из неё следует, что в отличие от захваченных боевых самолетов, которые практически не использовались в повседневной деятельности по причине, что свои же и собьют, трофейные транспортные самолеты в годы войны активно летали в подразделениях Гражданского воздушного флота СССР и ведомственной авиации, где последние экземпляры списали только в 1951 году. Из приведенного в статье списка использовавшихся в СССР "Юнкерсов" следует однозначный вывод, что исправные "Ю-52" в Восточной Пруссии Красная Армия в заметных количествах не захватывала.
С появлением сайта "Память народа" стало возможным ознакомиться с первоисточниками, использованными К.Н. Галицким в работе над своей книгой. Оказалось, за ссылками на ЦАМО скрыт Журнал боевых действий 11-й гвардейской армии за 28.01.45:
"К 22.00 контратаки противника были отбиты и полки дивизии, усилив давление на противника, решительной атакой овладели Далейм и ж. д. станцией Гутенфельд. При этом на аэродроме в районе Далейм (Рощино) 51 полк /18 гв. сд/ захватил 70 транспортных самолетов Ю-57. … К исходу дня 83 гв. сд овладела Клеехоф, Фридрихсхоф и вышла к без. высотам 1 км сев. Людвигсвальде. В районе Клеехоф и Фридрихсхоф (район поселка Лесное по дороге на Багратионовск) 83 гв. сд на аэродромах захватила 60 транспортных самолетов Ю-57".
ЖБД 11-й гв. А. 28.01.45.jpg
Обращаю внимание, что в книге К.Н. Галицкий вполне разумно заменил ошибочно указанный тип самолетов "Ю-57" на нейтральное "транспортные самолеты", но про техническое состояние трофеев в ЖБД нет ни слова. Неожиданности начались при просмотре документов дивизий.
Ни в книге А.М. Аннанурова "Битва за Кенигсберг" о боях 18-й гв. с/д в Восточной Пруссии, ни в документах 18-й гв. с/д про самолеты информации не оказалось:
18-я гв. сд 00000442.jpg
83-я гв. с/д доложила 29.01.45 о захвате на аэродроме только 15 самолетов и уничтожении (сожжены) ещё 6:
00000015 83-я гв. сд.jpg
В то же время о самолетах докладывали 5-я гв. с/д – 36 "Ю-52":
00000095 5-я гв. сд.jpg

16-я гв. с/д – 15 самолетов "вообще":
00000184 16-я гв. сд.jpg
и 84-я гв. с/д – 6 самолетов "вообще:
00000597 84-я гв. сд.jpg
В сумме набирается 72 самолета (15+36+15+6), что тоже не мало, но столь вольное обращение с первичной информацией даёт повод лишний раз задуматься о достоверности отчётных документов будущих героев штурма Кенигсберга.

Что же реально стало трофеем 11-й гвардейской армии и других частей 3-го Белорусского фронта можно только предполагать. Очевидно, что в условиях относительно медленного продвижения наземных войск основную массу трофеев составляют подбитые машины на вынужденных посадках и содержимое авиационных свалок при аэродромах. Видимо в Восточной Пруссии попадалась авиационная техника и не относящаяся к Люфтваффе. В частности Франсуа де Жоффр ("Нормандия-Неман") писал о неких самолетах "для туризма", обнаруженных летчиками полка на неуказанном аэродроме (по ходу повествования это Powunden/Храброво или Wittenberg/Нивенское).
Судя по воспоминаниям Макса Нодатца (Max Nodatz), летчика-инструктора авиационной школы A/B 52, находившейся в Данциг-Лангфур, теоретически эта могла быть стоянка законсервированных самолетов старых типов авиакомпании "Deutsche Lufthansa". (Документ прислал Свен Карлсен)
Отрывок Max Nodatz.jpg
Конец
В период войны авиакомпания "Deutsche Lufthansa" вывела из эксплуатации большое число пассажирских самолетов и сосредоточила их в аэропорту Берлин-Темпельхоф. Эти машины были признаны непригодными и в качестве транспортных для использования в Люфтваффе. В начале 1944 года из-за налетов англо-американской авиации компания начала перебрасывать самолеты в безопасные от налетов районы, в том числе в аэропорт Данциг-Лангфур. Прибывая из Берлина, эти уже старые самолеты постепенно сосредотачивались в Лангфур, размещались за границами аэродрома на полях в направлении Заспе (Saspe), закреплялись якорями на случай шторма и укрывались чехлами. К этому времени Вермахт уже установил вокруг аэродрома туманные установки (аппаратуру для дымопуска?), которые могли прикрыть аэродром Лангфур в случае воздушной тревоги искусственным туманом (дымовой завесой?).

На рубеже 1944/45 годов военное положение на всех фронтах постепенно ухудшалось, а русские были уже в Восточной Пруссии. Поэтому "Deutsche Lufthansa" в конце января 1945 года стала возвращать свои самолеты, размещенные между аэродромами Ланг и Заспе обратно в Берлин, где они, по-видимому, были в большей безопасности.
Свободные места в этих машинах занимали данцигские беженцы, которые ежедневно собирались в ресторане аэропорта, которым управлял господин Сегер, и ждали возможности получить место в самолете, летящем в направлении на Берлин или в любой другой западногерманский город.

В конце января 1945 года учебные группы FFS A52 с частью школьных самолетов тоже эвакуировались из Лангфур, первоначально на полевой аэродром Штребельсдорф в районе Лауенбург/Померания (теперь Ле́мборк, Польша). В начале февраля 1945 года вся FFS A52, включая персонал, самолеты и оборудование мастерских, была переброшена в Центральную Германию на аэродромы Целле-Витценбрух, Брауншвейг-Ваггум и Гослар.
Аватара пользователя
logo
ebay-копипастер
Сообщения: 5831
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН
Благодарил (а): 1407 раз
Поблагодарили: 1307 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение logo »

Foto Schlacht um Königsberg Rote Armee 1945
Красная армия под Кёнигсбергом 1945
Вложения
1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 181 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

В развитие темы захваченных на земле самолетов несколько документов по оставлению немцами аэродромов в Восточной Пруссии, полученных в общей куче от rogi (Игоря). Перевод не дословный, немецкие "канцеляризмы" и сокращения для удобства чтения заменены на соответствующие (в моем понимании) русские выражения. В скобках уточняющая или дополнительная полезная информация.
1722.jpg
Авиационное командование Восточная Пруссия.
1 марта 1945 года.
Исходящий № 402/45. Секретно
Betr. (Betreffs) Относительно: Донесение о разрушении
Bezug: Отношение (ссылка на …) Нет
Командованию 6-го Воздушного флота

В приложении показаны отчеты об уничтожении аэродромов Моритцфельде и Айхвальде.
Моритцфельде (28 км юго-западнее Инстербурга):
Взлетно-посадочная полоса в Моритцфельде полностью разрушена. Уничтожение инфраструктуры аэродрома производилось по согласованию с армейскими частями, занимавшими там оборону. Меры, принятые комендантом, оправданы.

Айхвальде (Лабиау, находится в 3,2 км к юго-востоку от Лабиау/Полесск):
После сообщения о разрушении строений в районе Айхвальде взлетно-посадочная полоса не была окончательно разрушена в результате сильного артиллерийского обстрела. Задержка в мероприятиях по разрушению произошла в основном из-за того, что находящаяся там авиационная часть не смогла вовремя улететь из-за плохой погоды. Из-за неожиданно быстрого продвижения противника и отступления своих войск взлетно-посадочная полоса попала в руки врага, вероятно поврежденная артиллерийским обстрелом, но не разрушенная, как планировалось. (Аэродром имел только грунтовую взлетно-посадочную полосу)
Расследование, проведенное по приказу командующего авиационным командованием Восточная Пруссия (майором Бёкером) в конце января в отношении командования аэродрома подтвердило уничтожение оставленных объектов (помещений).

Вормдитт:
Мероприятия командования авиабазы по разрушению, и действия в наземном бою в соответствии с указаниями командира 131-й пехотной дивизии признаны правильными.
1725.jpg
1726.jpg
Копия.
фон Циллер, майор
25.01.45.
Донесение об эвакуации и разрушении аэродрома Моритцфельде.
Получатель:
Командование района авиационного базирования 1/1 (1-й район 1-го Воздушного округа)

I. Эвакуация.
Часть топлива была передана по запросу капитана Краузе из 4-й авиационной дивизии уже 22.01.45 в 12.15, остальную часть взрывные команды в 17.00 отправили (доставили?) на грузовиках на аэродром Йезау (Jesau). Стоявшая на станции железнодорожная цистерна с 13 м3 бензина C 3 (синтетический бензин с октановым числом 97) была отправлена утром 22.01.45 с 2 сопровождающими через Фридланд в Нойхаузен. После получения приказа о взрыве аэродрома боеприпасы и оборудование были немедленно загружены на грузовики, и колонна под командованием капитана Хейна из транспортной колонны 138/IV, в 22.00 двинулась в Нойхаузен через Алленбург и Фридланд. Территория полностью освобождена, пришлось взорвать только трактор "Бульдог" ("Lanz Bulldog") поста службы связи Люфтваффе так как несмотря на все усилия, завести (исправить?) его не удалось. Прицеп поста службы связи взял на буксир грузовик.

II. Уничтожение.
22 января в 12.40 поступило распоряжение о необходимости тщательной подготовки объекта к разрушению. (Распоряжение командующего авиационными частями 1-го района, 1-го Воздушного округа № 605/секретно, майор Холтерманн). После этого еще раз была проверена система взрывных устройств. Около 16:00 мне позвонил подполковник Хольц с сообщением, что по приказу квартирмейстера 1-го Воздушного округа аэродром должен быть полностью разрушен. Летное поле взорвать немедленно.
При попытке подрыва ни одна из заложенных бомб не взорвалась. Предположительно, после закладки бомб капсюль-детонаторы не были защищены от попадания влаги и со временем отсырели, что сделало их непригодными для использования. Кроме того, укрепленные деревянными щитами шурфы с заложенными бомбами, заполнились льдом до высоты около 20 см.
На аэродроме ещё оставались 47 250-килограмовых авиабомб. Ночью на санях их привезли на летное поле. Большинство из них установили на пересечении двух взлетно-посадочных полос, остальные - на оставшейся части взлетно-посадочных полос.
Подрыв авиабомб начался 23 января в 6 часов утра и завершился около 8 часов утра. Взлетно-посадочные полосы были полностью разрушены. По согласованию с армейскими частями, расположившимися в районе аэродрома, подрыв строений был осуществлен лишь частично. Как жилые помещения здания армейские части не интересовали, но они использовали их как прикрытие. Кроме того, взрывные работы и поджоги привлекали сюда огонь вражеской артиллерии. Лейтенант Ульманн из подразделения (что-то вроде полевая почта) 19851 D (Pak – противотанковая артиллерия) по этому поводу дал письменное заявление. Зажигательные устройства для уничтожения зданий были переданы этому подразделению. Мой начальник боепитания и я дали им точные инструкции.
По совету командира противотанкового подразделения я с отрядом подрывников покинул этот район в 10.30 после того, как были обнаружены танки противника и получено сообщение о движении вражеской кавалерии с севера. К тому времени пехота, действовавшая вместе с артиллеристами, заняла позицию далеко за аэродромом.

Подписано: фон Циллер


Район аэродрома Моритцфельде (он же Моритцлаукен) немцы оставили без боя. После падения Инстербурга он оказался между частями 11-й гв. армии, продвигавшимися севернее Прегеля и взявшими 23 января Велау (Знаменск) и 5-й армии, наступающими широким фронтом южнее Прегеля к реке Алле (Лава) на Алленбург (Дружба) и Фридланд (Правдинск). В документах этих армий не обнаружено упоминаний об аэродроме Моритцфельде или взятых "авиационных" трофеях в период 22-26.01.45, что фактически подтверждает информацию из немецкого отчёта об уничтожении всех ценных объектов в этом районе.
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5571
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2635 раз
Поблагодарили: 4330 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение gsm_689 »

Полковник Андрей Соммер (в центре) с боевыми товарищами на броне танка Т-34
https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/217183/4289743/
Полковник Соммер.jpg

с сайта КОИХМ
маузер С-96 супер гут!
маузер С-96 супер гут!
Гвардии капитан командир 3-го танкового батальона Буланович А., командир 89 танковой бригады Соммер А.И., начальник политотдела бригады майор Огнев Н.
kalinovka
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 30-09-2021 13:52:55
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 4 раза

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение kalinovka »

Немецкие автомашины, захваченные советскими войсками на подступах к Кенигсбергу Восточная Пруссия, Германия. Апрель 1945 г. РГАКФД Арх. № 0-92457.
Неизвестный фотограф
1_17d7b5d1.jpg
https://photos.rg.ru/2015/04/13/7bc272e ... oto=325411
Аватара пользователя
logo
ebay-копипастер
Сообщения: 5831
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН
Благодарил (а): 1407 раз
Поблагодарили: 1307 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение logo »

Feldpost Ostpreußen Feldpost GD Division 3.März 1945 Endkampf+Briefe.
Письмо и фото военнослужащего дивизии "Гроссдойчланд", 3 марта 1945.
Вложения
1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
oleg122
Читатель
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 07-02-2010 20:09:17
Поблагодарили: 23 раза

Re: Боевые действия 2-го и 3-го Бел.фронтов на территории Польши

Сообщение oleg122 »

Здравствуйте .
Не мастер писать поэтому таскаю ссылки.https://proza.ru/2020/10/18/715
Мне было интересно примыкание 11 армии и 5 армии ее плотность,22 января Инстербург еще держался а 11армия уже подходила к Тапиау Интересно было действия 4 армии немцев .
Если про 11 армию есть мемуары Галицкого. то про 5 армию мало вижу информации
Ну и цитата по которой видно цена как не просто было:
"Анализ потерь показывает, что после взятия Инстербурга 22 января, напряжение боёв заметно снизилось. Суточные потери советских войск снизились с уровня 8260-9300!!! человек в период 19-22.01 до 6130 23 января. (С. Гольчиков «Поле боя – Пруссия», 2005 г.)."
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5571
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2635 раз
Поблагодарили: 4330 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение gsm_689 »

Восточная Пруссия, г. Фридланд, 1945г.
Фридланд, 1945.jpg
Фридланд, 1945_2.jpg
может кто узнает точное место :roll:
Ответить

Вернуться в «Следы Второй Мировой войны»