Подтверждение заявленных побед

Боевые действия на территории Восточной Пруссии, рассказы, исследования, фото
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 141 раз

Re: Подтверждение заявленных побед

Сообщение Schreiber »

По советским лётчикам источники общеизвестны, так что ничего нового про Субботина и Морозова сказать не могу.
Задача 2-го гв. иап известна: прикрытие наземных войск в районе Козлова Руда, Ширвиндт, Эйдткунен, Вилкавишкис, Мариамполе. Субботин и Морозов "не вернулись с задания", т.е. их сбили без свидетелей, соответственно летели парой и упали где-то рядом. Я не случайно поставил под сомнение квадрат 35781 в заявке Obfhr. Eberth. На 100% уверен, что у Тони Вуда ошибка, и должно быть 35181.

Про базирование zimmerbude уже ответил, могу добавить, что в августе 1944 года состав групп JG11 увеличился с трёх до четырёх эскадрилий, поэтому с нумерацией эскадрилий есть некоторая путаница. Надо смотреть базирование группы III./JG11 на http://www.ww2.dk/air/jagd/jg11.htm
1-15.08.44 – аэродром Jürgenfelde в Восточной Пруссии https://www.forum-kenig.ru/download/fil ... &mode=view
15.08-2.09.44 – Куршенай (Kuršėnai) в Литве.
Vitalij77
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 22-02-2022 20:47:46
Благодарил (а): 6 раз

Re: Подтверждение заявленных побед

Сообщение Vitalij77 »

Schreiber и Zimmerbude огромное вам спасибо за ваш кропотливый труд!!! Уверен, он многим помог и будет помогать в поисковых работах! Я постараюсь по Морозову и Субботину прорваться в чит.зал ЦАМО может и что дополнительно обнаружится в фондах 2 гв. ИАП. А пока ставлю многоточие в документальном поиске ... Спасибо за помощь, особенно по люфтваффе. А по аэродромам базирования это я запутался в эскадрильях III/JG11, все у них корректно аэродром в Jürgenfelde))) http://allaces.ru/ge/struct/istr/jg11_iii.php
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 141 раз

Re: Подтверждение заявленных побед

Сообщение Schreiber »

16.04.43. Hptm. Heinrich z. Sayn-Wittgenstein (zusammen Arbeit mit FM 18./LnRgt 214) Stab IV./NJG 5 ДБ-3 # Schirwindt 23.55 Film C. 2032/II Anerk: Nr. 10

Донесение об осмотре сбитого «ДБ-3» («Ил-4», 8-й гв. а/п 2-я гв. а/д ДД, командир экипажа гвардии подполковник Урутин Михаил Николаевич).
Sayn-Wittg. LS vom 17.04.43.jpg
Sayn-Wittg. LS vom 17.04.43.jpg (37.39 КБ) 3723 просмотра
Описание эпизода из книги В.В. Решетникова «Что было — то было». М.: Эксмо, Яуза, 2004
И вот — 16 апреля. На Данциг экипаж вышел втроем: Урутин, Хевеши и радист Саша Гаранкин. Стрелка не взяли — Шариков приболел, другого не нашли.
На обратном пути, после выполнения задания, уже перейдя границу Литвы, самолет был внезапно сбит одной, но мощной атакой никем не замеченного истребителя. Напавшего сзади слева, судя по просверкавшим трассам, должен был видеть Саша. Он, и никто другой. Но... прозевал — и не видел, и не ответил. Машина потеряла управление и завалилась вниз. На левом моторе появился огонь. Командирскую команду покинуть самолет Гаранкин принял и не задержался. У штурмана оборвалась связь и ослабла ручка на тягах руля высоты. Команды к нему не дошли, а самолет все круче втягивался в пикирование. Был ли на месте командир? Вряд ли. Когда перегрузка возросла до многократной, Акош Акошевич дотянулся до люка (только его железные, натренированные мышцы могли противостоять диким силам инерции) и покинул кабину. Самолет просвистел мимо и прямо под ним взорвался.
Местность была лесистой и чужой, ничем не напоминавшей ландшафт России. О сборе экипажа не могло быть и речи. Он пустился было в путь, но со сломанным в прыжке ребром долго двигаться не мог. В районе Вилковишкиса его подобрала добрая литовская семья — укрыла, подлечила, а когда он готов был идти, благословила на удачу. [256]
Хевеши избрал почти строго западное направление — кратчайшее к линии фронта, но, дойдя до Полоцка, был схвачен полицаями и оказался в плену. Немцы докопались до его происхождения, кое-что узнали из боевой биографии и немало потратили сил, чтоб склонить к измене, соблазняя генеральским чином венгерской армии, но — тщетно. Изведав во всей невыносимой полноте тяжесть лагерного плена, он дождался, наконец, освобождения в самом конце войны.
Урутин приземлился благополучно и, не теряя времена, устремился в сторону Минска, видимо, в надежде поскорее выйти в районы действий партизан. Ему удалось пересечь Литву, и тут, войдя в белорусские леса, он неожиданно столкнулся с вооруженными людьми в неопределенной форме. Они его окликнули, но не на русском языке. Кто такие? Урутин стал уходить. За ним устремилась погоня. Преследователи приближались, открыли стрельбу. Михаил Николаевич ответил и еще долго отстреливался, но был убит.
Партизаны так толком и не разобрались, кто это был, только догадывались — скорее всего, свой. Там же, на небольшой полянке, вырыли незнакомцу могилу и тихо похоронили его.
Но в том же случайно выбранном направлении шел и Гаранкин. Во время прыжка с него слетели унты, и после нескольких дней шествия по болотным кочкам и лесным чащобам ноги его еле держали, от голода кружилась голова и темнело в глазах. Он уже не шел, а полз. По пути кое-где заходил в селения, иногда находил еду и помощь. Изможденный, дистрофичный и совершенно больной — эта тень человека никому не внушала не только подозрений, но и любопытства, а больше вызывала сочувствие. Саша подолгу отлеживался то в лесу, то на сеновалах, давал отдых ногам, и только в конце лета добрел до белорусских лесов. [257]
Старик, пасший скот и гнавший самогонку, с которым довелось встретиться Гаранкину на пустынном проселке, по путаному разговору, видимо, догадался кое о чем и навел на него партизан. Те встретили «залетного сокола» сурово, для первого знакомства поставили «к стенке» и подержали под автоматными стволами, даже слегка постреляв, пуская пули рядом с ушами, но в конце концов привели к командиру отряда.
На исходе допроса Гаранкин, показав глазами на лежавший посреди стола финский нож, спросил:
— Откуда он у вас?
Командир уже, видимо, многое сообразив, спросил, в свою очередь:
— Ты знаешь этого человека?
— Эта финка моего командира, майора Урутина.
На следующее утро весь лагерь направился к могиле. Ее аккуратно разрыли, и, когда Гаранкин опознал еще не смытое разрушительной силой смерти знакомое лицо, отряд был построен, командиры произнесли боевые речи, и с прогремевшим салютом Михаил Николаевич был похоронен снова. Только в ноябре Гаранкин вернулся в полк. Отдохнул, подлечился и продолжал летать до конца войны.
00000706.jpg
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 141 раз

Re: Подтверждение заявленных побед

Сообщение Schreiber »

Ещё документ (ZA 3-457 NAGr.4 Ostpreußen) из Бундесархива от Свена Карлсена.
Немного фактуры и общая оценка боевых действий в воздухе на Восточном фронте, высказанная лётчиком 2./NAGr. 4 (2-я эскадрилья 4-й авиагруппы ближней разведки), видимо в плену у союзников.

Информация с сайта The Luftwaffe, 1933-45 http://www.ww2.dk/
WILKE, Dr. Karl-Heinz. (DOB: 07.04.23 in Nordenham) (R, DKG). 1940 obtained his pilot licenses near
Eschershausen. 01.02.42 promo to Lt./A1. 04.43 entered combat units. 30.04.43 Lt. in NAGr. 2, trf to
2./NAGr. 4. 27.07.43 attained his 86th mission. 25.10.43 Lt., 2./NAGr. 4. 01.11.43 Lt., awarded the
Ehrenpokal. 12.03.44 Lt., 2./NAGr. 4. 20.03.44 Lt., awarded DKG, 2./NAGr. 4. 01.06.44 Lt., 2./NAGr. 4. 14.07.44 Lt., 2./NAGr. 4. 22.08.44 Lt., 2./NAGr. 4. 25.11.44 Lt., awarded Ritterkreuz, 2./NAGr. 4.
Credited with 9 victories. †21.11.2007.
Уточнение. В числе 9 заявленных побед 1 "Пе-2" (реально 1.06.44 сбит "УИл-2"), 2 истребителя (1 точно подтверждается) и 6 "Р-5"/"У-2" (2 найдены в советских документах, но потери самолетов этого класса фиксировались не очень аккуратно).
132928.jpg

Имущество исторического отдела
Проект USA/EUR ВВС

Общая анкета
1.) Имя: Др. Карл Хайнц Вильке
2.) Личная информация (должность и место службы):
Офицер 2-й эскадрильи NAGr 4 с апреля по август 1943 года: 9-я армия (Орел, Брянак)
Офицер командного пункта с августа по конец 1943 года: 4-я армия (Смоленск, Орша)
Офицер командного пункта 1944 год: Группа Армий "Центр" (Витебск, Орша, Могилев)
Офицер командного пункта 1945 год: 4-я армия (Восточная Пруссия)
132937.jpg
… заметно, когда фронты начали двигаться. (26.6.44) через двое суток выдвинулись обратно в район Минска. Строительство противником новых аэродромов - наши оставлялись в полной негодности - пополнение запасов топлива и развертывание службы предупреждения с воздуха (ВНОС) в новых районах требовало времени. Таким образом, мы могли совершать вылеты с подвесными баками (370 литров) из Вильны (Вильнюс) в район Березины на малой высоте, не встречая препятствий со стороны вражеских истребителей. Задачей был поиск своих окруженных соединений с целью снабжения их ночью с воздуха. Но также возможно, что противник перебросил основную часть своей авиации в другой район, чтобы поддержать там наступление своей армии (фронт перед группой армий "Юг"?).
Фронт замер на границе с Восточной Пруссией. Противник продвигался вперед и создавал новые аэродромы. Стычки с истребителями были редки.
16 октября 1944 года началось первое крупное наступление русских на Восточную Пруссию на фронте шириной 15 км по обе стороны от Вирбаллена (Вирбалис). Для поддержки наступающей армии противник массировал соединения штурмовой и бомбардировочной авиации.
132945.jpg
Для обеспечения наступления (на земле и в воздухе) противник использовал свои истребители. Они прикрывали взлет и посадку ударных самолетов, сопровождали боевые группы при полете к цели и над местом атаки, вели свободную охоту. Истребители рассредоточивались по высоте и постоянно находились в воздушном пространстве над полем боя на высотах до 6000 м. Мы назвали такое массированное использование истребителей "воздушным экраном".
Противник впервые применил свои новые типы истребителей "Як 9" и "Як 11" (?), которые превосходили наши Bf 109G по скорости и маневренности. В этот день мы потеряли командира эскадрильи, нашего офицера для особых поручений и ефрейтора-пилота.
Уточнение.
Hptm. Beenken/Boenke, August-Wilhelm. 16.10.44 Hptm., Staka 2./NAGr. 4. †16.10.44. - Bf 109 G-8 shot down by fighters near Goldap.
Kensche (Kennsche/Kensecke?), Friedrich. (DKG). 04.08.43 Lt., 2./NAGr. 4. 01.10.43
promo to Oblt./A1. 01.11.43 Lt., awarded the Ehrenpokal. 08.01.44 Lt., with 2./NAGr. 4. 29.03.44
Lt., 2./NAGr. 4. 16.04.44 Lt., 2./NAGr. 4 awarded the DKG. 16.10.44 Oblt., 2./NAGr. 4 †16.10.44. - Bf
109 G-8 shot down(?) near Neuendorf, 5 km SW of Frauendorf. Credited with 4 victories
Всего за октябрь потеряно 8 Bf 109G-6/8 из них 5 боевые потери.

В результате мы изменили нашу тактику, основываясь на опыте театров военных действий в Южной Европе, и оснастили некоторые из наших самолетов системами GM-1 (система впрыска закиси азота) и впрыском водо-метаноловой смеси. Ограниченная разведка района боя была возможна только в случае пикирования с большой высоты через "воздушный экран" и уходом на свою территорию на малой высоте. Там мы снова набирали высоту и повторяли наше разведывательное "ныряние".

Конечно, при этом терялось драгоценное время, а также существовала опасность быть сбитым собственными зенитными орудиями. Примечательно, что противнику, несмотря на такое массированное развертывание сил на местности (3-4 армии и 2-й гв. танковый корпус прорыва) и авиацию, не удалось добиться прорыва у Вирбаллена.
132952.jpg
После начала наступления русских 13 января 1945 г. с целью прорыва на Кёнигсберг и Эльбинг с нашей стороны стала серьезно ощущаться нехватка горючего, так что вылетов можно было выполнять все меньше и меньше. К этому добавлялось численное превосходство противника. Отныне каждый немецкий самолет, залетавший в район, контролируемый противником, преследовался поднимающимися летчиками-истребителями, что нам подтвердил филиал в Пиллау-Нойтиф (подразделение радиоразведки). Только тесное сотрудничество с этой конторой позволило нам в 1945 году время от времени под прикрытием истребителей группы гауптмана Бренделя (III./JG 51) осуществлять тактические разведывательные полеты, так как мы имели возможность сообщать нашим разведчикам соответствующие позиции вражеских истребителей по радио (УКВ). Все шло хорошо до тех пор, пока противнику не стало проще перехватить нас по возвращении на свой аэродром. С этого момента, апреля 1945 г., в связи с постоянным артиллерийским огнем противника успешная операция с нашей стороны уже не гарантировалась.
132959.jpg
Общая оценка истребителей.
Подводя итог, можно сказать, что вражеские истребители в 1943 году никоим образом не мешали нам выполнять наши приказы. Мы "беззаботно" выполняли наши миссии, и каждый следил за тем, чтобы его не упустили из виду при назначении вылетов. Эта картина впервые изменилась с применением "Аэрокобр" и полностью изменилась после появления осенью 44-го Як-9. С того времени летчики-разведчики на Bf 109G стали "затравленными зайцами". Агрессивность русских возрастала с увеличением числа их самолетов, их техническим превосходством и с победоносным для них ходом войны.
Тем не менее, как я знаю от летчиков группы Бренделя, наш истребитель (Bf 109 K4) оставался победителем в воздушных боях до конца войны. Они оценили тактические и летные навыки русских истребителей как плохие. Мы, разведчики, напротив, сильно страдали от вражеского численного превосходства.
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 141 раз

Re: Подтверждение заявленных побед

Сообщение Schreiber »

Schreiber писал(а): 14-11-2018 21:16:49 Ночь 16-17 октября 1944
Нет заявки:
«Б-25»
№ 33834 (лт. Болдырев/Бондарев Г.Я.) 362-й а/п, 45-я а/д дд – сбит истребителем в р-не Вентспилса. Экипаж (6) пропал без вести
Первоисточник информации о потере в воздушном бою – ЖБД 45-й тбад
00000161 ЖБД 45-й тбад.jpg
Казалось бы, в этом эпизоде все понятно и отсутствие заявки ночного истребителя ничего не меняет, но, благодаря Свену Карлсену, заявка на сбитый «Митчелл» нашлась у зенитчиков (RL 5/199):
_150104.jpg
Согласно донесению 2/s. Flakabt. 385(o) (2-я батарея 385-го стационарного тяжелого зенитного батальона/дивизиона) «Б-25» сбит в 1 км западнее поселка Калнамуйжа (сейчас северная окраина Смилтене, 120 км северо-восточнее Риги). Среди обломков обнаружены 5 погибших членов экипажа, но, скорее всего, это данные беглого осмотра.

Таким образом район Смилтене-Калнамуйжа следует считать местом гибели экипажа (в настоящее время считается пропавшим без вести) в составе:
лт. Болдырев Геннадий Яковлевич 1917, к/корабля
техн.-лт. Дмитриенко Илья Никитович 1918, пилот
ст. лт. Силин Алексей Иванович 1918, штурман
гв. ст. серж. Повжик Василий Иванович 1919, с/радист
серж. Маклецов Юрий Алексеевич 1926, в/стрелок
серж. Агафонов Василий Иванович 1926, в/стрелок
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 141 раз

Re: Подтверждение заявленных побед

Сообщение Schreiber »

RL_5_53_0045.jpg
2 дивизион/33 зенитно-артиллерийский полк
10 батарея (моторизованная)
место расположения, 11 августа 1944 года.

Abschußmeldung/Отчёт о стрельбе
1.) Время (день, час, минута) крушения: 7.8.1944 в 18:40
Точное местоположение места крушения с указанием листа карты и координат:
торфяное болото Кенигсхульд (Königshuld), северо-северо-западнее Лёбенау (Löbenau),
h 6089,8
r 7587,9
Высота: 300 м

2.) Какая воинская часть сбила: 10./II./Flakregiment 33 (mot)

3.) Тип сбитого самолета: ЛаГГ 5

4.) Государственная принадлежность: русский

5.) Тип поражения и падения самолёта:
а) Пламя с тёмным дымом
b) -
c) -
d) горящим упал вертикально вниз
e) по эту сторону фронта

6.) Судьба экипажа: неизвестна

7.) Уточненное состояние поражённого самолёта и судьба экипажа:
Судьба экипажа не уточнялась, так как машина разбилась в труднодоступном болоте.

8.) Какие свидетели есть
а) точно наблюдали эпизод:
1.) ефр. Пауль Крин, 3-я рота 480-го охранного батальона;
2.) ефр. Герхард Нестлер, 3-я рота 480-го охранного батальона,
3.) девица Маргарет Плогстис из Лёбенау;
4.) военнопленный (француз) Андре Каисс, Вальдау.

b) место падения установлено: по показаниям свидетелей в пункте 8 а)

Подробный отчёт о боевых действиях и 4 протокола показаний свидетелей прилагаются.

Старший лейтенант и командир батареи.
RL_5_53_0047.jpg
II./Flakregiment 33
10. Batterie (mot.)
0.U., den 7. August 1944.

Gefechtsmeldung (Luft) für Flakartillerie.
Боевой отчёт (воздух) для зенитной артиллерии.

а) День и время боя: 7 августа 1944 г. с 18:22 до 18:39.

b) Высота и определяемая скорость цели: 40-600 м, 120/130 мс.

c) Количество самолётов и направление полёта поражаемой цели: 18 машин ЛаГГ 3 и ЛаГГ 5. Сближение на 2500 м с направления 3 на 10 (часов), над защищаемым объектом с переходом к штурмовке с малой высоты.

d) Расположение батареи, вид и количество применяемого и участвовавшего в бою оружия:
1 батарея (4 взвода) = 12 орудий 2 cm Flak 38 на полевом аэродроме Лобеллен согласно схеме дислокации.

e) Способ стрельбы: прицельный огонь на поражение
Тип огня: очередями
Использование боеприпасов:
2495 фугасно-зажигательных снарядов L'spur 2 cm
1850 фугасных снарядов L'spur 2 см

f) Точная информация о поведении противника, особенно при обстреле, количество достигнутых поражений при ведении боя (в том числе истребителями):
После сближения на высоте 2500 м самолёты в пикировании без сброса бомб атаковали из пушек и пулемётов позиции батареи и стоявшие на аэродроме машины и повторили атаки со всех сторон с высот от 40 до 600 м. Зенитным огнём из всех средств батареи были подбиты 2 самолёта, которые с чёрным дымом и теряя скорость повернули на юго-восток. Одна из этих машин разбилась примерно в 12,5 км юго-восточнее аэродрома Лобеллен. Других сбитых обнаружено не было.

g) Участие других зенитных частей: нет.

h) Поведение своих истребителей: своих истребителей в воздухе нет.

i) Погодные условия в пункте назначения: солнечно, безоблачно, видимость ясная.

k) Собственные потери и повреждения: попадания в палатки и кузова автомобилей.

l) Другие детали, важные для оценки события и его успеха:
Поисковая группа, немедленно направленная в направлении упавшего самолёта, не смогла добраться до места крушения, поскольку оно произошло в недоступном заболоченном районе. Болото не имеет дна на протяжении нескольких метров, и войти в него можно только зимой в сильные морозы. (Справка от лесничего в Линднерсхорсте прилагается.)

Старший лейтенант и командир батареи.
RL_5_53_0057.jpg
По советским документам речь идёт о штурмовке полевого аэродрома Лобеллен/Йукштайн (он же Пабудуппен в оперативной сводке 1-й ВА) в 18.10 7 августа 1944 года: 24 истребителя «Ла-5» 937-го иап (322-я иад, 2-й ИАК), по докладам лётчиков, «бомбами и пушечным огнём» уничтожили/повредили 10 «ФВ-190» и создали два очага пожара на стоянках.
00000041 ЖБД 1-й ВА.jpg

По информации http://www.ww2.dk в этот период на аэродроме Лобеллен базировались штурмовики «ФВ-190» и «Ю-87» из эскадры SG1. Потери Stab/SG1 и группы II./SG1 за месяц боёв составили 14 «ФВ-190» (боевые потери – 5, небоевые – 2, отправлено в ремонт/списано – 7), что плохо стыкуется с заявленным результатом.
Поскольку последующие советские документы, включая отчёт о боевой работе 322-й иад за август, упоминаний о налёте не содержат, можно предположить, что советское командование в тот же день установило реальный результат данной операции и он в плане ущерба аэродрому не сильно отличался от отчёта немецких зенитчиков. В итоге в оперативную сводку Генштаба Красной Армии по 3-му Белорусскому фронту попали только 2 самолёта противника, сбитые зенитной артиллерией.

Вместе с тем документы 1-й Воздушной армии не подтверждают и сбитый «Ла-5» 7.08.44. По отчёту 322-й иад 937-й иап за август потерял 4 лётчика (4, 8, 9, 17.08) и 7 «Ла-5» (4, 5 (2), 8, 9, 17.08), ещё 2 «Ла-5» сданы в ремонт. Дата потери ещё одного «Ла-5» не известна, но она точно была в воздушном бою. Таким образом максимальный результат немецких зенитчиков за 7.08.44 не более 2 подбитых «Ла-5», отправленных в ремонт.
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 4944
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2244 раза
Поблагодарили: 3397 раз

Re: Подтверждение заявленных побед

Сообщение gsm_689 »

Schreiber писал(а): 25-11-2022 11:19:47 Использование боеприпасов:
2495 фугасно-зажигательных снарядов L'spur 2 cm
1850 фугасных снарядов L'spur 2 см
L'spur - трассирующие https://translate.academic.ru/Lichtspur/de/ru/
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 141 раз

Re: Подтверждение заявленных побед

Сообщение Schreiber »

gsm_689 писал(а): 25-11-2022 12:54:21 L'spur - трассирующие https://translate.academic.ru/Lichtspur/de/ru/
Точно, немного не доработал. Спасибо. И что бы с дивана лишний раз не вставать:
А. Широкорад. Бог войны 3 рейха.jpg
rogi
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 07-12-2016 05:42:42
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 6 раз

Re: Подтверждение заявленных побед

Сообщение rogi »

На ВАМА этих зенитных абшуссмельдунгов 10000 тонн вывалили.
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 141 раз

Re: Подтверждение заявленных побед

Сообщение Schreiber »

rogi писал(а): 01-12-2022 06:24:25 На ВАМА этих зенитных абшуссмельдунгов 10000 тонн вывалили.
Свен Карлсен об этом мне сообщил в середине ноября, и даже прислал несколько документов по Восточной Пруссии, включая про как бы сбитый «Ла-5» 7.08.44. Только сразу выяснилось, что часть документов он самостоятельно сфотографировал во Фрайбурге и прислал ещё в 2020 году. Так что, из "10000 тонн зенитных абшуссмельдунгов" по Восточной Пруссии явно только небольшая кучка, а с остальными пусть разбираются "историки" из МО РФ: у них большинство лётчиков продолжает числиться "не вернувшимися с задания/пропавшими без вести".
Кроме того, зенитная артиллерия – дело тёмное. Так сказать, литературный пример:
Дитер Нолль "Приключения Вернера Хольта"
К вечеру, как обычно, к ним в барак «Дора» заглянул Земцкий. Его очень скоро произвели в младшие писари при командном пункте, и поскольку он ночью обслуживал телефонные линии, соединяющие все батареи подгруппы, то был хорошо осведомлён о местных событиях.
— Только что передавали из подгруппы, — сообщил он: — «Хэндли-Пэйдж-Галифакс», которого подбили во вторник ночью, присуждён истребителям.
— Как истребителям? — возмутился Феттер. — Вот подлость!

За последнее время в окрестности были подбиты три четырехмоторных бомбардировщика. И каждый раз между батареями возникали жестокие споры, причём Кутшера не отстаивал прав своей батареи.

— А это потому, что наш командир, майор Белинг, они нашего капитана терпеть не могут, — комментировал Шмидлинг. Нескончаемые споры между батареями приводили, как правило, к тому, что стоявшие по соседству соединения истребителей предъявляли свои претензии и сбитые самолёты относили на их счёт.

На этот раз заволновался и Вольцов. Он, как и все, мечтал о значке зенитчика, которым награждались батареи за шесть сбитых самолётов.

— Чёрт знает, что такое! — пищал Земцкий. Он откашлялся и продолжал, стараясь говорить басом, — Готтескнехт как-то поставил ему «плохо» за «неподобающий военному жидкий голосок»: — Я во вторник нёс службу воздушного наблюдения. Истребители уже с час как убрались, когда упал «Галифакс».
— Сволота! — не утерпел Вольцов.

А вот аналогичный пример из документов от Свена Карлсена.
Как-то в теме https://www.forum-kenig.ru/viewtopic.php?p=94630#p94630
Schreiber писал(а):
№ 3
16.08.44. Oblt. Klenk Jasta: i.Führer-Kür.St. Pe-2  15 N/US-3.8: at 8.000 m. 10.14 Film C. 2035/II Anerk: Nr.
"Пе-2", 47-й гв. орап ГК КА – не вернулся с задания. Экипаж пропал без вести:
пилот - ?
гв. лт. Мищенко Владимир Федорович, летчик-наблюдатель
гв. серж. Батраченко Михаил Дмитриевич, в/стрелок
За это время выяснилось, что пилот — это гвардии лейтенант Бурдыкин Юрий Васильевич 1921.

Но, оказывается, зенитная группа "Данциг" даже мухи не пропустит
RL_5_103_0034.jpg
Зенитная подгруппа "Данциг-Норд"
Командный пункт, 16.8.44
387-й тяжёлый зенитный батальон (дивизион)
командир

Заявление командира батальона (дивизиона) о сбитом самолёте 16.08.44 в 10.13.

Я был на позиции тяжёлой батареи в Брезен (Brzeźno), когда самолёт-разведчик подошёл к району действий батареи со стороны Цоппота на большой высоте. Его обстреляла зенитная батарея из Готенхафена, и поэтому его можно было легко обнаружить. Разрывы снарядов батареи Готенхафена ложились за машиной. Батарея 235/I открыла огонь с замедлением взрывателя 20 секунд; разрывы залпов накрыли цель. Примерно через 30-40 секунд открыла огонь батарея 4./387. 11 залпов по 6 снарядов в каждом легли кучно и так близко к машине, что однозначно следует предполагать попадание. Пока батарея 4./387 ещё вела стрельбу, дальномерщик батареи заметил клубы дыма из правого двигателя и чуть позже падения машины.
Я сам следил за машиной через прибор Kdo Gerät (ПУАЗО) батареи 235/I и могу подтвердить эту информацию. На мой взгляд, в поражении самолёта в основном участвовали батареи 4./387, 235/I и 237/I. За нашим истребителем, о котором доложил один из наблюдателей батареи, я не наблюдал.

Майор и командир батальона (дивизиона).
RL_5_103_0005.jpg
Abschußmeldung/Отчёт о стрельбе
1.) Время (день, час, минута) и район падения:
16 августа 1944 г., 10:15 в 2 км к северо-западу от Порденау, примерно в 10 км к северо-востоку от Диршау. US 6-4. Высота 7600 м
2.) Каким подразделением велась стрельба? 4./114 (о) (RAD)
3.) Тип сбитого самолёта: ПЕ-2
4.) Национальная принадлежность: СССР
Заводской номер. Бортовой номер: не определено

5.) Тип разрушения: попадание в конструкцию
а) Пламя с темным дымом, пламя со светлым дымом
б) Детали отлетели, разобраны (объясните тип деталей) разорваны на части: 1 двигатель оторван
в) вынужденная посадка (с этой или с той стороны фронта, плавная или жёсткая)
г) подожжён за линией фронта на земле

6.) Дополнительная информация (только если это можно было наблюдать):
а) по эту или по другую сторону фронта
б) падение: вертикально, пологий угол, удар со взрывом, пылевое облако
в) не наблюдалось, почему? Не удалось наблюдать из-за пересечённой местности.

7.) Судьба пассажиров (погибли, спрыгнули с парашютом, не замечены): 1 человек спрыгнул с парашютом, 2 человека погибли (сгорели в самолете)

8.) Боевой отчёт:
Кроме боевого донесения командира батареи, части должны доложить следующее:
а) День 16.08.1944 г.
б) Время начала стрельбы (по радио) 10.15.
в) Направление полёта цели (по сигналу воздушной тревоги): полёт 5-6
г) Координаты положения батареи (взвода), листы карты ТС 81а; г 43655,57 ч 21801,84
д) Способ стрельбы: оптическая наводка с Kdo. Ger.40 (ПУАЗО)
f) Тип огня и использование боеприпасов: беглая групповая стрельба, 20 выстрелов.
ж) точные сведения о поведении цели при обстреле (определения терминов - обратите внимание внимательно): сначала машина кувыркалась почти вертикально, но затем её стало невозможно наблюдалось.
RL_5_103_0015.jpg
0.U., den 16.8.1944.
Oberleutnant Heinz Oschkinat.

Zeugenbericht zum Flugzeugabschuß am 16.8.1944/Показания свидетеля о сбитом самолёте 16.08.1944 г.

16 августа 1944 года между 9:45 и 10:30 я находился на железнодорожной линии Данциг-Диршау с целью проверки путей. Около 10 часов 10 минут, когда я был на станции Гутехерберге, я услышал стрельбу зенитной артиллерии и вскоре смог разглядеть один самолёт. Из-за большой высоты, по моим оценкам около 7-8000 м, я не смог определить его тип.
Минуты через 2-3 зенитный огонь прекратился, и я тоже потерял машину из виду. Примерно через 1 минуту зенитный огонь возобновился, по-видимому, с одной батареи, двумя или тремя залпами. Сразу после того, как в небе появились последние разрывы, я заметил вертикально опускающийся столб дыма и снова увидел машину. При падении она один раз повернулся вокруг своей оси на высоте около 3000 м. После этого этот шлейф дыма разделился на две части. Одна часть быстро продолжала падать вертикально, а меньшая часть, по-видимому, часть крыла, неоднократно мелькала на солнце и развалились. С моей точки зрения, это произошло в юго-юго-восточном направлении, примерно в 10-12 км.
За все время наблюдения не было слышно никакого другого шума авиационных двигателей, кроме машины, которую я видел и которую атаковала зенитная артиллерия.
RL_5_103_0036.jpg
Flakgruppe Westpreußen/Зенитная группа "Западная Пруссия"
Flakregiment 62/62-й зенитный полк
Ib (отдел тыла)
Gef.-Stand (Командный пункт), 17.8.1944.
Betr.: Abschuss 1 "Pe 2" am 16.8.1944 bei Danzig/Сбитый "Пе-2" 16.08.1944 в районе Данцига.
Bezug (ссылка): без
Anl. (Anlage приложение) -41-

Кёнигсберг (Пруссия)
Зенитная группа "Западная Пруссия" представляет в приложении сообщения о стрельбе следующих подразделений:
235/I, 237/I, 218/I, 4./387 = зенитной подгруппы "Данциг-Норд"
и 4./114 зенитной подгруппы "Данциг-Зюйд"
К донесениям о стрельбе прилагаются отчеты о стрельбе зенитных батарей, эскизы траекторий стрельбы и показания очевидцев.
При изучении документации становится ясно, что батарея 4./114 зенитной подгруппы "Данциг-Зюйд" начала обстрел только после того, как батареи подгруппы "Данциг-Норд" прекратили огонь. Свидетельские показания обер-лейтенанта Ошкинат из штаба зенитной группы "Западная Пруссия" утверждают, что только после обстрела этой батареи вражеская машина начала гореть. Таким образом, зенитная группа приписывает успех этой батарее (4./114).
Немецкий истребитель (FW-190) был замечен в непосредственной близости от вражеской машины только после того, как она загорелась. Поэтому можно предположить, что точка зрения командира зенитной подгруппы "Данциг-Норд", согласно которой вражеская машина, подбитая истребителем, уже была обстреляна зенитной артиллерией, соответствует действительности.
Падение "Пе-2" произошло в 10:16 между Франгенау и Порденау недалеко от Нойтайха в Данцигской низменности. Машина сгорела, экипаж погиб.
RL_5_103_0038.jpg
11. Flakbrigade (o) /11-я стационарная зенитная бригада
Gef. St. (Командный пункт) 18.08.44
Ic – Az. (дело/папка) 7
Luftflottenkommando 6 (Командованию 6-го Воздушного флота)
Betr.: Abschußmeldung einer Pe 2/Отчёт о стрельбе по "Пе-2"
Bezug: ohne
Anlg.: 42
An
Gen. Kdo. II. Flakkorps/Командованию 2-го зенитного корпуса

В сводке будет представлено донесение зенитной артиллерии о сбитом "Пе-2" 16.08.44 в 10.16 между Франгенау и Порденау недалеко от Нойтайха в Данцигской низменности.
На перехват также поднимался немецкий истребитель ("ФВ-190" из "Курьерской эскадрильи фюрера", аэродром Растенбург, обер-лейтенант Венк), тоже сделавший заявку на победу.
Поэтому по приказу командования аэродромного узла 2/I Эльбинг авиабазе Лангфур было поручено эвакуировать (изучить?) обломки машины.
Участвующие в стрельбе зенитные батареи (4./114, 235/I, 237/I, 218/I, 4./387) просят засчитать сбитый самолёт им.

В документе неточность: фамилия пилота "ФВ-190" Кленк, Готтхольд (Klenk, Gotthold). До перевода в курьерскую эскадрилью летал на бомбардировщике "Хе-111". Имел 2 победы. Сбит и погиб 14.01.45 западнее Одера в 3 км к северу от Фалькенберга.

В качестве итога: бумаги извели много, но ясно только, что ничего не ясно. :D
Ответить

Вернуться в «Следы Второй Мировой войны»