Аэродром Дунаевка

Взлетно-посадочные полосы военного назначения
Ответить
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5852
Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2731 раз
Поблагодарили: 4620 раз

Аэродром Дунаевка

Сообщение gsm_689 »

Первый и единственный военный аэродром, построенный с нуля в советское время в области. Как пишут ЦРУ-шники строился уже в октябре 1947 года.
https://archive.org/details/cia-reading ... 00510006-2
Рядом с Мариенхофом построен современный аэродром с подземными ангарами. По оценкам, в этих ангарах хранится около 150 реактивных [sic!] самолетов
В 50-е годы активно использовался морской авиацией Балтфлота.
1957г. KOTTSLYAUKEN AIRFIELD: базирование до 75 тактических бомбардировщиков Ил-28.
Дунаевка, 1957.jpg
Аэродром совместного базирования 15-го отдельного разведывательного авиационного полка (убыл в 1956 году в Чкаловск), а также 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка и 51-го минно-торпедного авиационного полка, расформированные 1 июля 1960 года. Оба находились в составе 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота.

Летчики аэродрома Дунаевка, 50-е годы
Дунаевка_1.jpg
Дунаевка_2.jpg
Дунаевка_3.jpg
Дунаевка_4.jpg
Дунаевка_5.jpg
На аэродроме Дунаевка была сформирована 469-я авиационная база хранения, куда были переданы Ил-28 расформированных 8-й МТАД и 128-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. База хранения просуществовала один год.
Июнь 1962г. https://www.cia.gov/readingroom/docs/CI ... 0019-5.pdf
MARIENKHOF AIRFIELD. Самолеты - примерно 26 прямокрылых средних самолетов, 12 истребителей и 14 возможно винтокрылых средних самолетов. Множество вероятно бесхозных самолетов на западном конце взлетно-посадочной полосы.
К 1962 году произошло значительное сокращение сил, из-за чего на аэродроме редко наблюдались самолеты, за исключением редких Ил-28, что указывает на то, что Дунаевка стал резервным аэродромом.
1966 год, пустота на ВПП
1966 год, пустота на ВПП
1969 год, всё также пустота на ВПП
1969 год, всё также пустота на ВПП
Апрель 1965г. https://www.cia.gov/readingroom/docs/CI ... 0009-0.pdf
MARIENKHOF AIRFIELD. Взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки покрыты снегом, нового строительства складов ракетного вооружения или ядерных хранилищ не наблюдается, дымка и снег мешают детальному описанию.

Октябрь 1966г. https://www.cia.gov/readingroom/docs/CI ... 0017-3.pdf
MARIENKHOF AIRFIELD. Никаких новых построек, изменений в объектах или ранее не зарегистрированных особенностей не наблюдалось.
MARIENKHOF AIRFIELD. 1972 год
MARIENKHOF AIRFIELD. 1972 год
Аэродром Дунаевка стал резервным аэродромом для истребительного авиационного полка, базировавшегося в Нивенском. В течение 1974-1976 годов (на время проведения ремонтных работ на ВПП) перевозки пассажиров Калининградского аэропорта осуществлялись с аэродрома Дунаевка.
В 70-80-е годы на аэродроме располагался 174-й отдельный инженерно-аэродромный батальон (в/ч 95037), в октябре 1993г. передислоцирован в Коломну.
https://reviews.yandex.ru/user/7t593kvx ... 7132259493
Служил с 1987 по 1990 (в/ч 95037) на этом аэродроме, МАЗа положил на бок, бегали по утрам на зарядке, тянет в эти места, кто служил в это время всем удачи
В 1994г. последним покинул аэродром 868-й учебный батальон.
1982 год
1982 год

Т.ч. если кто может дополнить - дополняйте 8)
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект

Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5852
Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2731 раз
Поблагодарили: 4620 раз

Re: Аэродром Дунаевка

Сообщение gsm_689 »

Из воспоминаний Станислава Ивановича Постникова, с 1980 по 1984 год — командующий войсками Прибалтийского военного округа.
http://militera.lib.ru/memo/russian/pos ... si/10.html
Здесь про использование аэродрома Дунаевка в учениях "Запад-81"

Завершив проверку и проводив Главную военную инспекцию, мы переключились на не менее важную для округа задачу — подготовку к предстоящим в конце лета крупным маневрам «Запад-81». По замыслу, эти маневры должны были проходить на территории Литвы, Калининградской области, Белоруссии и на акватории Балтийского моря. Нам предстояло проделать работу по освоению такой огромной территории. Необходимо было совместно со штабом Балтийского флота отрекогносцировать и готовить участки высадки морского десанта, районы для выброски и высадки воздушного десанта, аэродромы перебазирования авиации, возможные участки противодесантной обороны, готовить полигоны Добровольский (окружной) и Хмелевка (Балтийского флота) для проведения там эпизодов крупными силами войск.
На Земландском полуострове должны были подготовить полосу морского побережья в районе Хмелевки для организации противодесантной обороны (ПДО), а в районе Дунаевки подготовить законсервированный и неиспользуемый аэродром для приема воздушного десанта.
В районах наиболее интересных эпизодов предстоящих маневров нами готовились смотровые площадки для «гостей», примерно на 250–300 человек. Такие площадки мы готовили в районах высадки морского и воздушного десантов, в полосе противодесантной обороны дивизии (Дунаевка, Хмелевка в Калининградской области), на Добровольском полигоне
***
По замыслу маневров в 11 часов утра 11 сентября должны начать выброску и высадку воздушные десанты. Самый большой — в составе дивизии ВДВ — планировалось высадить на аэродромах Калининградской области после их захвата. В частности, силами Прибалтийского округа были подготовлены аэродром Дунаевка (в 50 км от Калининграда) и смотровые площадки для руководства и приглашенных.
***
Утром с моря нагнало туман, видимость почти нулевая. Первыми мы встретили прибывших поездом. Затем я поехал машинами на аэродром флота Чкаловский (в 3–5 км от Калининграда) встречать министра обороны и начальника Генерального штаба. Ехал и переживал: посадят самолеты руководства или нет. К счастью, несмотря на сильный туман, посадили оба самолета. Д. Ф. Устинов пригласил меня к себе в машину и по дороге на аэродром Дунаевка примерно в 50 км (он был по погодным условиям закрыт) министр, с тревогой поглядывая на густой туман, спрашивал: что будем делать, если туман не разойдется? Я старался успокоить Д. Ф. Устинова тем, что погода в целом хорошая, а туман к 11.00–12.00 поднимется и разойдется. В Прибалтике такая погода почти постоянно. На смотровой площадке в стороне от аэродрома к тому времени собрались все приглашенные. С разрешения министра обороны начальник Генерального штаба Н. В. Огарков ввел присутствующих в оперативную обстановку, сложившуюся на ТВД к этому моменту. Мы же с командующим ВДВ генералом Д. С. Сухоруковым и командующим военно-транспортной авиацией генералом Волковым тревожно советовались, что делать — десант уже в воздухе, а погоды нет.
Время неумолимо приближалось к 11 часам, а туман только чуть-чуть начал рассеиваться. Волнуется маршал Огарков, волнуется министр, волнуемся мы все. По площадке ходим втроем: Сухоруков, Волков и я. Наконец Волков говорит: авиация в 3-х минутах подлета, что будем делать, высаживать десант или возвращать? Единогласно решаем — высаживать! Подхожу к министру обороны. В это время Д. Ф. Устинов, поглядывая на часы, спрашивает Главкома ВВС П. С. Кутахова — что будем делать? Надо сказать, что главный маршал авиации П. С. Кутахов на маневры попал прямо из отпуска, на тренировках не был и не совсем «врос» в обстановку. Павел Степанович отвечает министру: «Даю команду: десант вернуть!». В разговор вмешиваюсь я и говорю: «Товарищ министр, первый эшелон воздушного десанта над нашими головами. Выброска началась точно в назначенное время».
И действительно, через две-три минуты все участники услышали все усиливающуюся стрельбу из автоматического оружия в воздухе. Самих десантников сквозь туман мы еле-еле различали, но вспышки от выстрелов были отчетливо видны. То была группа захвата, высаживаемая парашютным способом для овладения аэродромом. Ведя яростный огонь, десантники всё приближались к земле. Сразу после приземления, едва погасив парашют, каждый солдат мгновенно вступал в бой с охраной аэродрома. Вскоре аэродром был полностью захвачен, и десантники заняли позицию для обороны по его периметру. Через несколько десятков минут подошли основные силы десанта. Из-за тумана не было видно самолетов, только был слышен над нашими головами их грозный рокот. И вот одна за другой огромные машины начали выскакивать из тумана и, если можно так сказать, прямо плюхались на взлетно-посадочную полосу. Машины, гася скорость движения по полосе, открывали задние аппарели, и оттуда на ходу выскакивали десантники, выводили БМД (боевые машины десанта) и другую технику. Самолеты же, не задерживаясь ни на минуту, по второй полосе взмывали в воздух. Мы все, и я, в частности, с замиранием сердца смотрели на эту картину. Конечно, высадка посадочным способом была большим риском. Но обученность и смелость летчиков и десантников вызывали чувства восхищения и гордости. Пока в стране есть такие воины — она непобедима! Туман к 12 часам, действительно, поднялся, и со смотровой площадки была хорошо видна картина боя десанта с атакующим его танковым полком и противотанковым дивизионом «Южных». Общая картина боевых действий на этом этапе была весьма положительна. Об этом сказали нам министр обороны, а также ряд командующих округами. Ко мне подошел генерал армии Войцех Ярузельский и тоже высоко оценил действия войск.
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект

Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
.:grunge:.
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 06-01-2012 14:58:14
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Аэродром Дунаевка

Сообщение .:grunge:. »

gsm_689 писал(а): 19-03-2024 16:58:44 Самолеты же, не задерживаясь ни на минуту, по второй полосе взмывали в воздух.
Там одна ВПП все время была, вряд-ли Ан-12 (основной в то время тип самолета ВТА) могли использовать для взлета МРД. Скорее всего после посадки самолет сруливал на МРД где высаживал десант и снова занимал ВПП для взлета...
Легендарный полк
Читатель
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 02-12-2014 15:25:07
Благодарил (а): 25 раз
Поблагодарили: 22 раза

Re: Аэродром Дунаевка

Сообщение Легендарный полк »

Воспоминания они такие. В них туман сгущается порой очень сильно. :) Да и расстояние от Дунаевки до центра Калининграда по прямой = 27 км, по автодорогам от Чкаловска до Дунаевки в пределах 30 км (никак не 50).
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5852
Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2731 раз
Поблагодарили: 4620 раз

Re: Аэродром Дунаевка

Сообщение gsm_689 »

Легендарный полк писал(а): 20-03-2024 16:15:26 по автодорогам от Чкаловска до Дунаевки в пределах 30 км
возможно огрехи распознавания печатного текста, бывают ушлепанские шрифты, где тройка всё норовит превратиться в пятерку или наоборот.
Окончательный вердикт даст ознакомление с печатной версией :)
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект

Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5852
Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2731 раз
Поблагодарили: 4620 раз

Re: Аэродром Дунаевка

Сообщение gsm_689 »

gsm_689 писал(а): 19-03-2024 16:58:44 И вот одна за другой огромные машины начали выскакивать из тумана и, если можно так сказать, прямо плюхались на взлетно-посадочную полосу. Машины, гася скорость движения по полосе, открывали задние аппарели, и оттуда на ходу выскакивали десантники, выводили БМД (боевые машины десанта) и другую технику.
Возможно подобное практиковали на Дунаевке и ранее. Но пока не нашел где точно произошла катастрофа ниже. Кто что думает :?:

Катастрофа самолета АН-12Б, пилотируемого командиром отряда военным лётчиком 1 класса майором Удачиным В.П. 10 апреля 1968 года https://web.archive.org/web/20090730153 ... An-12.html
Место происшествия: а/д Калининград
Тип ВС: Ан-12Б
Принадлежность: Министерство обороны СССР
Подразделение: ВВС, 334 втап (Псков)
10.04.1968 Удачин.jpg
При выполнении задания по десантированию посадочным способом во время пробега самолета после опускания передней стойки шасси произошёл взрыв в ее отсеке и на самолете возник пожар, пламя которого интенсивно распространилось в кабину экипажа и расчёта. Передняя стойка шасси самопроизвольно сложилась, самолет опустился на носовую часть фюзеляжа и выкатился за пределы ВПП. При попытке вытащить из штурманской кабины штурмана капитана Ю.Н. Словесного, потерявшего сознание, вместе с ним задохнулся в дыму воздушный радист сержант В.Я. Боровик (или Боровкин). Остальные члены экипажа и пассажиры покинули горящий самолет после его остановки. Командир корабля, получивший тяжелые ожоги, скончался в больнице.
Всего погибших: 3.
Все лётчики посмертно награждены орденом Красной Звезды. Похоронены на Орлецовском кладбище Пскова.
http://war.airdisaster.ru/database.php?id=113
https://бвваул.рф/7432
http://avia.lib.ru/bibl/1054/03.html

на этом спутнике 1969г. справа от ВПП видно некоторое повреждение грунта, но по масштабу со схемой выше не очень совпадает :?

но если взять за эталон отрезок 100м, то примерно совпадает с серединой ВПП
10.04.1968 Удачин_2.jpg
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект

Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Легендарный полк
Читатель
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 02-12-2014 15:25:07
Благодарил (а): 25 раз
Поблагодарили: 22 раза

Re: Аэродром Дунаевка

Сообщение Легендарный полк »

gsm_689 писал(а): 24-07-2024 12:05:09 Кто что думает :?:
Никогда ранее не встречал упоминания об этой катастрофе. Они отчасти и понятно: экипаж "чужой".
Думаю, что очень-очень вероятно, что "Дунаевка".
На Девау ("Калининград") такого не было (было бы общеизвестным происшествием). Чкаловск и Нивенское (тоже иногда в просторечии "Калининград") в то время были заняты боевой авиацией и им не до тренировок транспортников (другое ведомство), но абсолютно исключать нельзя, конечно. Храброво - тоже был занят боевой авиацией (759-й МТАП), но главное - с 1962 года там уже работал и гражданский аэропорт, т.е. тоже что-то было бы "слышно". А запасной аэродром "Дунаевка" - очень подходящее место для тренировок иногородних экипажей (и своих тоже - как аэродром рассредоточения) и потому вероятное место данной катастрофы, именно потому что катастрофа неизвестна: экипаж чужой и вдали от многочисленных глаз "местных" (если б случилось на глазах местного истребительного или бомбардировочного полка - помнилось бы, упоминалось бы).
Ответить

Вернуться в «Военные аэродромы и авиация Восточной Пруссии и Калининградской области»