Компания "Посейдон"
Давно собирался написать о судоходной компании "Посейдон", которая в межвоенный период была одним из основных поставщиков топлива в Восточную Пруссию.
Компании посвящен целый сайт по адресу:
http://www.poseidon-schiffahrts-archiv.de
Все, что будет сказано ниже, - это вольный перевод материалов оттуда. Сайт оформлен на немецком и английском языках, в переводе я не слишком силен, поэтому что вышло – то вышло. Как писали в салунах на Диком Западе: "Не стреляйте в пианиста. Парень играет как умеет."
История компании "Посейдон" берет свое начало 17 апреля 1899 года, когда коммерсантами Августом Шванфельдером (August Schwanfelder) и Хансом Розенкранцем (Hans Rosenkranz) была основана компания по доставке (главным образом, из Верхней Силезии) и прессованию угля. Основными функциями компании были перевозки и другие операции с углем, коксом и древесиной. Начальный капитал составлял 1,25 миллиона рейхсмарок. Компания называлась Koholyt AG (сокращение из слов Kohlen–Holz–Eltktrolyt (уголь, древесина, электролит), составлявших сферу ее деятельности). Очевидно, основным средством доставки топлива была железная дорога. Во всяком случае, упоминания о морском и речном транспорте в этот период на сайте отсутствуют.
С окончанием I Мировой войны ситуация в корне изменилась. Германия потеряла Силезию, доставка топлива в Восточную Пруссию по железной дороге стала если и возможной, то весьма затруднительной. Встал вопрос организации грузового судоходства. Положение усугублялось еще и тем, что по условиям Версальского мира Германия по репарациям лишилась всех судов грузоподъемностью более 1600 регистровых тонн и половины судов грузоподъемностью от 1000 до 1600 РТ. Фактически, остались только небольшие суда для прибрежного судоходства.
В мае 1919 года та часть компании, которая занималась доставкой угля, перешла в собственность Гуго Стиннеса.
Вот что пишет о Стиннесе Википедия:
Гуго Стиннес (нем. Stinnes Hugo; 12 февраля 1870, Мюльхайм-на-Руре – 10 апреля 1924, Берлин) – немецкий промышленник, один из крупнейших руководителей индустрии XX века в Германии. Сын фабриканта, Стиннес ещё перед Первой мировой войной путём покупки и организации множества фирм в области добычи и переработки угля создаёт гигантский концерн, работающий в области горной индустрии под названием «Hugo Stinnes GmbH» (1902 г.) Критикуемый в прессе как «захватчик» и «бессовестный спекулянт», Стиннес к моменту своей смерти, частично на прибыли от военных поставок, частично за счёт довольно сомнительных, «непрозрачных» сделок, объединил под своим именем 1533 предприятия и фирмы, работавших в самых различных областях хозяйства. Сегодня «Hugo Stinnes GmbH» – один из крупнейших мультифункциональных концернов Европы, занимающийся торговлей, транспортными перевозками, производством и обслуживанием.
Вскоре прежние хозяева компании ушли в отставку (Август Шванфельдер еще в 1909 году, а Ханс Розенкранц – в 1920), а управляющим был назначен Фриц Шивен (Fritz Schiewen). Кроме этой компании Стиннесу принадлежали обе Кенигсбергских целлюлозно-бумажных фабрики. Компания, которая к этому времени получила наименование "Kohlenimport AG" (K.I.A.G.) начала приобретать суда для перевозки древесины для целлюлозных фабрик Стиннеса и угля из Рура.
Первым из судов Стиннеса стал буксир "Fritz", обслуживавший целлюлозные фабрики. С 1921 года Германия получила право на постройку и приобретение крупных судов. В связи с этим различными фирмами началась покупка судов, в том числе ранее отобранных победителями по репарациям. Это позволило K.I.A.G. приобрести пароход "Terschelling".
Эмблема и флаг компании "Kohlenimport AG" (K.I.A.G.)
Надо отметить, что в разные годы детали эмблемы и флага компании и ее наследников несколько различались – до 1955 года надпись и молотки размещались на горизонтальном ромбе, после – на щите. На трубах обычно наносились только буквы на белой полосе, размещенной сверху красной.
В это же время партнерами Стиннеса были созданы дочерние судоходные компании "Poseidon GMBH" и "Artus". Последняя, видимо, просуществовала недолго и либо закрылась, либо, что более вероятно, влилась в "Посейдон". Основной сферой бизнеса компании "Посейдон" была транспортировка угля по морю и рекам.
Первоначально были приобретены небольшие паровые буксиры "Panther", "Iltis"; "Marder", "Tiger", самоходная баржа "Dachs" и 8 морских несамоходных барж: "Cosse", "Lizent", "Wümme", "Charlotte", "Elly", "Sigrid", "Alida" и "Elsbeth". Вскоре 2 из этих барж - "Charlotte" и "Elsbeth" – были переоборудованы в самоходные. Однако, они не обеспечивали всех потребностей компании, поэтому приобретение судов продолжалось. Были куплены "Kohlenimport", "Koholyt", "Poseidon". Все это были суда, уже побывавшие в эксплуатации более или менее длительное время. С 1924 года компания начала заказывать новые суда на судостроительных предприятиях. Первым стал "Koenigsberg-Preussen".
Так как компании были, что называется, близкими родственниками, их суда имели похожие, но несколько отличавшиеся друг от друга фирменные флаги и эмблемы на трубах.
Эмблема и флаг компании "Посейдон"
В 1924 году к Kohlen-Import была присоединена Кёнигсбергская пароходная компания (Königsberger Reederei), в результате чего компания получила новое наименование Kohlen-Import & Königsberger Reederei. В том же году компанией был заказан новый пароход "Fritz Schoop".
После смерти Стиннеса в 1924 году его империя стала стремительно сокращаться. Большинство предприятий, ранее принадлежавших ему, перешли в другие руки. Все суда Kohlen-Import & Königsberger Reederei перешли под управление "Посейдона". Объединенная компания с 24 июля 1925 года получила наименование Kohlen Import & Poseidon-Schiffahrts AG. Суда Стиннеса продолжали принадлежать его наследникам, оставаясь приписанными к его Гамбургской судоходной компании а "Посейдон" выполнял лишь функции управляющего. Суда сохранили прежние названия, обычно несли флаг и эмблему Стиннеса.
Было закрыто представительство "Посейдона" в Мемеле, просуществовавшее в течение 1920-1925 годов. Правление компании Kohlen Import & Poseidon-Schiffahrts AG разместилось в здании на улице Лицентграбенштрассе. Улица шла от старого железнодорожного моста к нынешнему Московскому проспекту. Сейчас примерно там же проходит улица Мариупольская.
Здание офиса компании.
Вскоре флот Стиннеса начал быстро расти. Новые суда получали фирменные названия, подчеркивающие их принадлежность к нему: "Helene Hugo Stinnes 14", "Grete Hugo Stinnes 9", "Dieter Hugo Stinnes", "Julius Hugo Stinnes" и другие. Впоследствии некоторые суда получали названия географических пунктов.
Эмблема и флаг судов Стиннеса
Суда Стиннеса после сокращения речных перевозок баржами основные усилия направили на развитие международных линий. Суда транспортировали уголь из Рурского бассейна через Роттердам, Норденхам или Гамбург в Восточную Пруссию и Швецию. Из Швеции доставляли лес для целлюлозно-бумажной промышленности и руду в Эмден и Гамбург. Компания Стиннеса из-за разногласий с портовыми и таможенными службами Гамбурга была вынуждена построить там свою гавань, а также оборудовать угольный терминал в Норденхаме. В зимнее время суда компании осуществляли перевозки в Средиземном море. В 1936 году начались регулярные рейсы в Канаду. Суда доставляли туда продукцию концерна Стиннеса, а оттуда везли лес и пшеницу. С началом II Мировой войны эти рейсы прекратились. Суда, пытавшиеся прорвать блокаду, были захвачены либо потоплены. Оставшиеся суда обеспечивали перевозки между портами Германии и близлежащих стран.
Можно просветить незнающего, но не стоит тратить время на переубеждение верующего.