Кёнигсбергский замок (Königsberger Schloss), общая тема
Модераторы: Isidor Matrasoff, Serg_08
- zehlau
- Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
- Сообщения: 1106
- Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
- Благодарил (а): 830 раз
- Поблагодарили: 1242 раза
Re: Королевский замок
К вопросу о сносе Королевского замка. Небольшая статья
http://archiv.preussische-allgemeine.de ... _01_26.pdf
http://archiv.preussische-allgemeine.de ... _01_26.pdf
- zehlau
- Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
- Сообщения: 1106
- Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
- Благодарил (а): 830 раз
- Поблагодарили: 1242 раза
Re: Королевский замок
Схемка 1855 года, подвал с винным погребом Блютгерихта
Этажем выше:
И еще выше:
И еще
А выше был Зал Московитов (Moskowiter Saal)....
Re: Подвалы и подземка Королевского замка
Из книги "Heimatkunde von Königsberg i. Pr.", Kommissionsverlag von Wilhelm Koch, 1895. При наличии времени буду ещё переводить. Там по замку прилично информации.
Едва ли отнесём мы Кёнигсбергский замок к тем роскошным, монументальным сооружениям, каковых в нашем отечестве насчитывается великое множество. Однако трудно переоценить его историческое значение, и в этом отношении с ним могут сравниться лишь некоторые крепости и замки Германии, ибо вряд ли найдётся такой период в истории страны, когда бы он, равно как и находившиеся под его защитой города, не играли ведущей роли в происходивших событиях. Глядя на исполина, вы не увидите единства архитектурного стиля, лишь на отдельных фрагментах остановится взгляд, наслаждаясь суровой и в то же время столь изящной красотой. В течение более чем шести столетий своего существования Кёнигсбергский замок претерпел столь значительные изменения и перестройки, что даже самый пытливый и внимательный наблюдатель не сможет ныне с уверенностью распознать древнейшие черты или проследить, погрузившись в глубь веков, всю историю его становления.
Первоначальное сооружение находилось там, где в наши дни стоит казарма кирасиров. С севера и востока ограничивал его весьма полноводный в те далёкие времена ручей Лёбебах, с запада - глубокая низина, находившаяся примерно между казармой и замком и позже засыпанная, защиту с юга обеспечивал довольно крутой спуск к Прегелю. Это было временное деревянное укрепление, представлявшее собой бревенчатые срубы, окружённые частоколом.
Принимая во внимание прочие оборонительные сооружения Ордена, должны мы также предположить наличие форбурга. Последний располагался в восточной части возвышенной равнины, на которой стоит современный замок, и был окружён валом и рвом. От форбурга шла дорога, спускавшаяся с холма Мюленберг к лощине, в которой построили Замковую мельницу, впервые упоминаемую в 1257 году и позже называемую Солодовой.
В том же году, сразу после постройки вышеуказанных сооружений, началось возведение каменной крепости, для строительства которой более всего подходила восточная часть равнины с форбургом. Кирпич, произведённый в орденских мастерских, расположенных недалеко от залива и в Кульмской земле, доставляли водным путём. В 1261 году строительство крепости было завершено.
Сведений о точном местонахождении её не сохранилось, но с большой долей вероятности можем мы предположить, что она занимала лишь часть территории нынешнего замка.
Едва ли отнесём мы Кёнигсбергский замок к тем роскошным, монументальным сооружениям, каковых в нашем отечестве насчитывается великое множество. Однако трудно переоценить его историческое значение, и в этом отношении с ним могут сравниться лишь некоторые крепости и замки Германии, ибо вряд ли найдётся такой период в истории страны, когда бы он, равно как и находившиеся под его защитой города, не играли ведущей роли в происходивших событиях. Глядя на исполина, вы не увидите единства архитектурного стиля, лишь на отдельных фрагментах остановится взгляд, наслаждаясь суровой и в то же время столь изящной красотой. В течение более чем шести столетий своего существования Кёнигсбергский замок претерпел столь значительные изменения и перестройки, что даже самый пытливый и внимательный наблюдатель не сможет ныне с уверенностью распознать древнейшие черты или проследить, погрузившись в глубь веков, всю историю его становления.
Первоначальное сооружение находилось там, где в наши дни стоит казарма кирасиров. С севера и востока ограничивал его весьма полноводный в те далёкие времена ручей Лёбебах, с запада - глубокая низина, находившаяся примерно между казармой и замком и позже засыпанная, защиту с юга обеспечивал довольно крутой спуск к Прегелю. Это было временное деревянное укрепление, представлявшее собой бревенчатые срубы, окружённые частоколом.
Принимая во внимание прочие оборонительные сооружения Ордена, должны мы также предположить наличие форбурга. Последний располагался в восточной части возвышенной равнины, на которой стоит современный замок, и был окружён валом и рвом. От форбурга шла дорога, спускавшаяся с холма Мюленберг к лощине, в которой построили Замковую мельницу, впервые упоминаемую в 1257 году и позже называемую Солодовой.
В том же году, сразу после постройки вышеуказанных сооружений, началось возведение каменной крепости, для строительства которой более всего подходила восточная часть равнины с форбургом. Кирпич, произведённый в орденских мастерских, расположенных недалеко от залива и в Кульмской земле, доставляли водным путём. В 1261 году строительство крепости было завершено.
Сведений о точном местонахождении её не сохранилось, но с большой долей вероятности можем мы предположить, что она занимала лишь часть территории нынешнего замка.
Кёнигсбергский замок (Königsberger Schloss), общая тема
Добрый день! Подскажите, павильоны торгового центра "Старая башня" хотя бы частично находились над фундаментами замка или нет?
Каждый наш второй подвиг - ликвидация последствий первого!
-
- Дитя Роминты
- Сообщения: 5982
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Благодарил (а): 3379 раз
- Поблагодарили: 2046 раз
Re: Koenigsberger Schloss (аццкие баяны выпиливаются)
Pr.Luise писал(а):Добрый день! Подскажите, павильоны торгового центра "Старая башня" хотя бы частично находились над фундаментами замка или нет?
- Vasiliy
- Рисователь полосок
- Сообщения: 6716
- Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 3190 раз
- Поблагодарили: 5546 раз
Re:
Замок с воздуха
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
- Serg_08
- Сусанин
- Сообщения: 3411
- Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
- Благодарил (а): 1170 раз
- Поблагодарили: 2071 раз
Re: Подвалы и подземка Королевского замка
Статьи от Авенира Овсянова по теме , начало 90 -х, из "Калинниградки". Первая :
Следующий период был совсем коротким, всего семь месяцев, когда немцами проводились * интенсивные работы по подготовке замка к обороне в качестве опорного и командного пункта фольксштурма, складского комплекса и лазарета. При этом проводились бетонирование надподвальных перекрытий, прокладка внешних подземных ходов из железобетонных колец с ходовыми досками и переоборудование оконных проемов в амбразуры.
Апрельский штурм города, новые бомбовые удары и артиллерийский огонь нанесли новые повреждения несущим и ограждающим конструкциям замка, создав сплошные завалы на большей части его площади.
Сразу же после боевых дей-ствий и вплоть до декабря 1949 года руины замка были объектом интенсивного кла-доискательства, проводимого многочисленными группами, комиссиями, комитетами и частными лицами из Москвы, Вильнюса, Воронежа, Ленинграда. Метод был один — осмотр помещений и подвалов с разборкой завалов и бессистемным сбором экспонатов при полном отсутствии какого-либо организующего и координирующего начала. В конце этого периода руины замка можно было с полным основанием назвать и большой каменоломней, где только что созданные строительные организации заготавливали и вывозили кирпичный «бой» и булыжный камень. Сколько, чего и куда вывозилось — этого мы уже, наверное, не узнаем никогда. Содержимое поименованных в документах ящиков, тюков, мешков и рулонов до сих пор находится в «плену» у всевозможных спецхранов и спец-запасников музеев СНГ. И все же отдельные сохранившиеся документы позволяют говорить о десятках картин (например, Циганелли «Богоматерь на троне», нач. XVI в.; Виллевальде «Горный пейзаж», 1871; Люлен Лантье, «Слепая турчанка с мальчиком и др.), многочисленных , музейных экспонатах из серебра, бронзы, фарфора, фаянса, цветного стекла, нумизматических коллекциях и скульптурах.
В 1949—1968 годах замковые руины, сохранившиеся открытые подвалы и дворовую территорию исследовали комиссии под руководством В. Д. Кролевского, Г. И. Харькова, В. М. Якубовича и других. При этом осуществлялась пробивка стен и перекрытий подвалов, ручная и механизированная отрывка шурфов и траншей, подрывание конструкций, мешающих подземной проходке. При этом находили и культурные ценности, хотя и менее значительные. Среди них можно назвать старинные бронзовые фибулы, несколько ящиков с сохранившимися коврами, изделия ив серебра, золота и фарфора и большую нумизматическую коллекцию, ценность которой в документах оценена весьма своеобразно — 12 кг.
Одновременно с этим продолжалось «плановое» разрушение руин замка. Продукты этого разрушения — кирпичный щебень и булыжный камень—использовались здесь же в качестве заполнителя бетона местного замкового бетонного «комбината». К сожалению, и этот «руинный» период отражен в документах лишь частично.
Наиболее действенный исследовательский период приходится на 1969—1975 годы, когда здесь работала Кали-нинградская геолого-археологическая экспедиция. Кроме традиционных земляных работ, в значительных размерах применялось шарошечное и шнековое бурение по результатам геофизических исследований. Газетная статья не позволяет привести полностью объемные годовые отчеты о вскрышных земляных работах практически на всей территории замка. Вот только отдельные выдержки из них:
«1969 год. В дворовой части отрыто 26 траншей, проверены подвалы в северной части замка, вскрыт заваленный грунтом подземный ход, идущий за пределы замка, обнаружены подвалы ресторана «Блютгерихт».
1970 год. Отрыта траншея вдоль подвальных помещений северного флигеля, с северной стороны замка отрыта траншея длиной 150 метров, шириной три метра и глубиной пять метров, путем взрывов вскрыты подвалы, сняты полы подвалов, заложены шурфы в полах подвалов и т. д.». Все названные земляные и бетонные выработки достаточно подробно документированы и привязаны по месту. При этом, хотя находки и были незначительны (часть экспонатов музея «Прус-* сия», костяные изделия, керамические сосуды, древние жернова и зернотерки), экспедиции удалось составить для будущих исследователей масштабную схему вертикальных и площадных выработок. В конце этого периода руины замка были окончательно снесены и начались работы по формированию центральной площади, а это новые траншеи под инженерные коммуникации, шурфы и котлованы. И все же, несмотря на многолетние изыскания в руинах замка с использованием землеройной, буровой и геофизической техники, систему подвалов, инженерных сетей и подземных транспортных коммуникаций систематизировать не удалось. Естественно, не решена эта задача и группой нынешних исследователей, выполнивших на замковой территории вручную лишь несколько шурфов и скважин баз учета предшествующих проходок.
Можно ли на их основе говорить об обнаруженном подземном ходе, «закупоренном» и «загазованном», с выходом на Штайндаммскую кирху в районе магазина «Балтинвест»? Можно ли категорично утверждать о системе подвалов, количестве «замуровок», сохранности «Блютгерихта», открытии деревянного водопровода и т. д.? Думаю, что здесь должна быть большая доля осторожности, ведь точечная раскопка не открывает систему.
Учитывая это, можно сделать несколько замечаний и к концепциям, предложенным историком Сергеем Трифоновым, — создать в «обнаруженных» подвалах музейный комплекс и экзотический винный кабачок. При этом наличие подвалов им рассматривается, как само собой разумеющееся, нужно только их расчистить, отвести воду и замостить полы. Увы, действительно все куда сложнее, и в первую очередь в части сохранности подвальных ограждений и несущих конструк-ций. Военные бомбардировки, обрушение многотонных конструкций при разборке замковых руин, проломы в стенах подвалов и их покрытиях с применением взрывчатых веществ, нарушение сплошности наземных и подземных конструкций вызвали появление многочисленных, часто невидимых глазом «волосяных» трещин, которые в сочетании с биохимическими и физическими процессами, воздействием грунтовых вод и годичным циклом изменения температур делают невозможным использование существующих конструкций. Возможное заключение их в «обоймы» или полная переборку пока не по карману городу Вряд ли вызовет у горожан ассоциацию со старым прусским поселением Твангсте и предлагаемая к посадке дубовая роща на фоне транспортных средств, бетона, стали и стекла, а построенныи вне исторического фона и охранных атрибутов макет замка, несомненно, разделит судьбу своего предка, став местом детских «тусовок».
Территория орденского замка полна тайн и белых пятен. В глубинах ее могут быть ранее не обнаруженные полузасыпанные и даже сохранившиеся подвалы, подземные ходы, ниши и .т. д. При
этом не исключены и захоронения в них культурных ценностей. В связи нужен и новый этап иссследований, но проводиться он должен на основе анализа пройденного, от достигнутого, задокументированного и «привязанного» по месту. «Слепые» же исследования, даже с использованием краеведческих материалов, приводят лишь к многократному перелопачиванию привозного грунта и бурению ранее пройденных скважин. Координационный центр готов сотрудничать и оказывать содействие любым исследованиям, заинтересо¬ванным в приоткрытии завесы замковых подземелий.
А. ОВСЯНОВ, научный сотрудник координационного центра по организации поисков художественных ценностей.
Историю жизни и смерти многострадального замка можно разделить условно на несколько этапов. Первый, самый длительный, почти семисотлетний, закончился в последние ночи августа 1944 года, когда армады англо-американских бомбардировщиков в результате «ковровой» бомбежки превратили в руины центральные районы Кенингсберга. В центре этого «ковра» оказался Орденский замок, мощные стены башен и флигелей которого в основном выдержали силу бомбовых ударов и взрывов. И все же разрушения перекрытий и покрытий были значительными.Следующий период был совсем коротким, всего семь месяцев, когда немцами проводились * интенсивные работы по подготовке замка к обороне в качестве опорного и командного пункта фольксштурма, складского комплекса и лазарета. При этом проводились бетонирование надподвальных перекрытий, прокладка внешних подземных ходов из железобетонных колец с ходовыми досками и переоборудование оконных проемов в амбразуры.
Апрельский штурм города, новые бомбовые удары и артиллерийский огонь нанесли новые повреждения несущим и ограждающим конструкциям замка, создав сплошные завалы на большей части его площади.
Сразу же после боевых дей-ствий и вплоть до декабря 1949 года руины замка были объектом интенсивного кла-доискательства, проводимого многочисленными группами, комиссиями, комитетами и частными лицами из Москвы, Вильнюса, Воронежа, Ленинграда. Метод был один — осмотр помещений и подвалов с разборкой завалов и бессистемным сбором экспонатов при полном отсутствии какого-либо организующего и координирующего начала. В конце этого периода руины замка можно было с полным основанием назвать и большой каменоломней, где только что созданные строительные организации заготавливали и вывозили кирпичный «бой» и булыжный камень. Сколько, чего и куда вывозилось — этого мы уже, наверное, не узнаем никогда. Содержимое поименованных в документах ящиков, тюков, мешков и рулонов до сих пор находится в «плену» у всевозможных спецхранов и спец-запасников музеев СНГ. И все же отдельные сохранившиеся документы позволяют говорить о десятках картин (например, Циганелли «Богоматерь на троне», нач. XVI в.; Виллевальде «Горный пейзаж», 1871; Люлен Лантье, «Слепая турчанка с мальчиком и др.), многочисленных , музейных экспонатах из серебра, бронзы, фарфора, фаянса, цветного стекла, нумизматических коллекциях и скульптурах.
В 1949—1968 годах замковые руины, сохранившиеся открытые подвалы и дворовую территорию исследовали комиссии под руководством В. Д. Кролевского, Г. И. Харькова, В. М. Якубовича и других. При этом осуществлялась пробивка стен и перекрытий подвалов, ручная и механизированная отрывка шурфов и траншей, подрывание конструкций, мешающих подземной проходке. При этом находили и культурные ценности, хотя и менее значительные. Среди них можно назвать старинные бронзовые фибулы, несколько ящиков с сохранившимися коврами, изделия ив серебра, золота и фарфора и большую нумизматическую коллекцию, ценность которой в документах оценена весьма своеобразно — 12 кг.
Одновременно с этим продолжалось «плановое» разрушение руин замка. Продукты этого разрушения — кирпичный щебень и булыжный камень—использовались здесь же в качестве заполнителя бетона местного замкового бетонного «комбината». К сожалению, и этот «руинный» период отражен в документах лишь частично.
Наиболее действенный исследовательский период приходится на 1969—1975 годы, когда здесь работала Кали-нинградская геолого-археологическая экспедиция. Кроме традиционных земляных работ, в значительных размерах применялось шарошечное и шнековое бурение по результатам геофизических исследований. Газетная статья не позволяет привести полностью объемные годовые отчеты о вскрышных земляных работах практически на всей территории замка. Вот только отдельные выдержки из них:
«1969 год. В дворовой части отрыто 26 траншей, проверены подвалы в северной части замка, вскрыт заваленный грунтом подземный ход, идущий за пределы замка, обнаружены подвалы ресторана «Блютгерихт».
1970 год. Отрыта траншея вдоль подвальных помещений северного флигеля, с северной стороны замка отрыта траншея длиной 150 метров, шириной три метра и глубиной пять метров, путем взрывов вскрыты подвалы, сняты полы подвалов, заложены шурфы в полах подвалов и т. д.». Все названные земляные и бетонные выработки достаточно подробно документированы и привязаны по месту. При этом, хотя находки и были незначительны (часть экспонатов музея «Прус-* сия», костяные изделия, керамические сосуды, древние жернова и зернотерки), экспедиции удалось составить для будущих исследователей масштабную схему вертикальных и площадных выработок. В конце этого периода руины замка были окончательно снесены и начались работы по формированию центральной площади, а это новые траншеи под инженерные коммуникации, шурфы и котлованы. И все же, несмотря на многолетние изыскания в руинах замка с использованием землеройной, буровой и геофизической техники, систему подвалов, инженерных сетей и подземных транспортных коммуникаций систематизировать не удалось. Естественно, не решена эта задача и группой нынешних исследователей, выполнивших на замковой территории вручную лишь несколько шурфов и скважин баз учета предшествующих проходок.
Можно ли на их основе говорить об обнаруженном подземном ходе, «закупоренном» и «загазованном», с выходом на Штайндаммскую кирху в районе магазина «Балтинвест»? Можно ли категорично утверждать о системе подвалов, количестве «замуровок», сохранности «Блютгерихта», открытии деревянного водопровода и т. д.? Думаю, что здесь должна быть большая доля осторожности, ведь точечная раскопка не открывает систему.
Учитывая это, можно сделать несколько замечаний и к концепциям, предложенным историком Сергеем Трифоновым, — создать в «обнаруженных» подвалах музейный комплекс и экзотический винный кабачок. При этом наличие подвалов им рассматривается, как само собой разумеющееся, нужно только их расчистить, отвести воду и замостить полы. Увы, действительно все куда сложнее, и в первую очередь в части сохранности подвальных ограждений и несущих конструк-ций. Военные бомбардировки, обрушение многотонных конструкций при разборке замковых руин, проломы в стенах подвалов и их покрытиях с применением взрывчатых веществ, нарушение сплошности наземных и подземных конструкций вызвали появление многочисленных, часто невидимых глазом «волосяных» трещин, которые в сочетании с биохимическими и физическими процессами, воздействием грунтовых вод и годичным циклом изменения температур делают невозможным использование существующих конструкций. Возможное заключение их в «обоймы» или полная переборку пока не по карману городу Вряд ли вызовет у горожан ассоциацию со старым прусским поселением Твангсте и предлагаемая к посадке дубовая роща на фоне транспортных средств, бетона, стали и стекла, а построенныи вне исторического фона и охранных атрибутов макет замка, несомненно, разделит судьбу своего предка, став местом детских «тусовок».
Территория орденского замка полна тайн и белых пятен. В глубинах ее могут быть ранее не обнаруженные полузасыпанные и даже сохранившиеся подвалы, подземные ходы, ниши и .т. д. При
этом не исключены и захоронения в них культурных ценностей. В связи нужен и новый этап иссследований, но проводиться он должен на основе анализа пройденного, от достигнутого, задокументированного и «привязанного» по месту. «Слепые» же исследования, даже с использованием краеведческих материалов, приводят лишь к многократному перелопачиванию привозного грунта и бурению ранее пройденных скважин. Координационный центр готов сотрудничать и оказывать содействие любым исследованиям, заинтересо¬ванным в приоткрытии завесы замковых подземелий.
А. ОВСЯНОВ, научный сотрудник координационного центра по организации поисков художественных ценностей.
Мне жаль небосвод этот синий,
Жаль землю и жизни осколки..
Мне страшно, что сытые свиньи
Страшней, чем голодные волки.
И. Губерман.
Жаль землю и жизни осколки..
Мне страшно, что сытые свиньи
Страшней, чем голодные волки.
И. Губерман.
- Serg_08
- Сусанин
- Сообщения: 3411
- Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
- Благодарил (а): 1170 раз
- Поблагодарили: 2071 раз
Re: Подвалы и подземка Королевского замка
Вторая :
Уже не раз за последние два года «Калининградка» обращалась к теме подземелий бывшего Кенигсберга и его орденского замка. Авторы приводили интересные данные о существующих мифах, легендах, о возможных ритуальных знаках и «посланиях» здешних жителей из далекого прошлого. При этом предпринимаются попытки восстановить историю разрушения замка, хронику поисковых работ на его территории и спрогнозировать структуру многовекового подземного хозяйства.
История замка а общих чертах известна калининградцам. Менее знакомы процессы изменения предназначения замка, его объемно-планировочное и конструктивное решение, динамика развития во взаимосвязи с подземными конструкциями и сооружениями.
Известно, что до середины XVII века замок функционировал как военная цитадель, как последний опорный пункт обо-роняющихся при возможном нападении противника.
Если посмотреть на план орденского замка, разработанный Фридрихом Ларсом, то можно проследить динамику развития его вплоть до начала XIX века. В проектировании и строительстве четырех его «крыльев», занимающих территорию 90X175 метров, с часто меняющейся конфигурацией обширного двора, принимали участие в разное время известные европейские архитекторы и строители: Дитрих фон Лиделау, Фридрих Нуссдерфер, Кристиан Гоффман, Кристоф Ремер, Блазиус Берварт, Шультхайсс фон Унфрид, Фридрих Август Штюлер и Ларс.
Такой семисотлетний авторский «разброс» наложил отпечаток и на стилевые особенности замка, когда в одном здании мирно «уживались» старая готика, романский след и итальянский ренессанс.
На формирование подземного хозяйства замка, несомненно, оказывали влияние геология, гидрология и гидрогеология района. Источниками водоснабжения замка служили колодцы, «питаемые» водонасыщенными гравелистыми песками — древними водно-ледниковыми отложениями на глубине 9—12 м. Они же, через поглощающие колодцы, служили и своеобразными дренажами вместе с многочисленными каналами и водотоками к Прегелю, бывшим замковым рвам и ближним ручьям. В связи с этим утверждения авторов недавней публикации в «КП» о затоплении подвалов водой из-за отрытия пятиметрового рва вдоль галереи и разрушении дренажа в 1945 году следует признать ошибочными. Поисковые работы продолжались здесь вплоть до начала семидесятых годов, в том числе и в обнаруженных тогда сухих подвалах. Документы, хранящиеся ныне в Координационном центре по организации поисков художественных ценностей, наглядно подтверждают это. В них, например, сказано, что поисками Янтарной комнаты,в 1945 году в Кенигсберге не занимался никто, потому что ее хранитель доктор А. Роде «довольно аргументированно» убедил наших искателей в ее гибели. Только в марте 1946 года директору центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда А. М. Кучумову удалось доказать обратное, а первое поисковое вторжение в подземелья замка с помощью землеройной техники началось только в 1949 году, когда была образована комиссия под председательством В. Д. Кролевского.
И все же интеллигенция — представители Москвы, Вильнюса, Минска, Воронежа и ряда других городов,—обеспокоенная судьбой утраченных наших духовных ценностей, причастна к поисковым работам в руинах орденского замка. При этом можно только посочувствовать им, приехавшим в 1945 году без элементарных прав и полномочий, транспорта и технического обеспечения, полностью зависимых от крайне ограниченных возможностей местных комендатур и могущих рассчитывать только на помощь иногда выделяемых солдат, а чаще рабочих групп из мобилизованного местного населения.
Долгое время у нас из-за секретности замалчивались результаты поисковых работ послевоенных комиссий, групп и экспедиций. В документальных повестях больше говорилось о нулевых результатах и возможных сверхсекретных бун-керах. Но это далеко не так. Находки были, и существенные, только не совсем ясно, как мы ими тогда распорядились и какова нынешняя судьба.
Речь идет о мебели из пригородных дворцов Ленинграда, картинах Киевского музея западного искусства, рисунках и картинах Кенигсбергской академии художеств и старых мастеров Европы, предметах декоративно-прикладного ис-кусства кенигсбергских янтарных дел мастеров, янтарных, геологических и нумизматических коллекциях, редких книгах, рукописях и архивах, экспонатах из золота, серебра, бронзы, фарфора, фаянса, хрусталя и цветного стекла.
И в то же время ни один документ не проливает свет на массовое затопление подвалов замка и их многоярусность. Не встречено нигде и сплошного основания из булыжных камней, залитых раствором, как упоминается в одной из публикаций.
Подземелья замка хранят свои тайны. Вероятно, имеются еще и неисследованные подвалы, подземные коммуникации и инженерные каналы.
И все же говорить утвердительно о «некопанности» и «нетронутости» со времен средневековья культурных слоев и неподверженности разрушению подвальных помещений и соединяющих их проходов можно лишь с большой натяжкой. А «расчистка исторической территории и обнажение подлинного исторического камня» возможны только с учетом полного комплекса уже выполненных исторических исследований конца прошлого и начала нашего веков, результатов закладок многочисленных шурфов и буровых скважин, проведенных геофизических изысканий в 50—70-е годы, с указанием на местности исследованных контуров и задокументированных разрезов. Без учета этого, сняв брусчатку и ее основание или пройдя несколько метров по пока «засекреченному» подземному ходу, мы, скорей всего, встретим не подземный «дворец», как это было уже не раз у искателей, а много-метровую толщу кирпичного щебня, грунта, булыжного камня, массивных участков стен, бетонных и металлических конструкций, .огражденных старинными фундаментами и участками пробитых надподвальных перекрытий.
А как это «формировалось», я знаю, и не понаслышке, а по многолетним исследованиям исчезнувших замков и теперь уже далекому саперному прошлому, ибо был одним из тех невольных «геростратов», которые в конце пятидесятых искореняли тротилом «осиное гнездо прусского милитаризма», выполняя волю старших идеологических наставников. Но это уже тема другого разговора.
А.Овсянов "Лабиринты Орденского замка ?"Уже не раз за последние два года «Калининградка» обращалась к теме подземелий бывшего Кенигсберга и его орденского замка. Авторы приводили интересные данные о существующих мифах, легендах, о возможных ритуальных знаках и «посланиях» здешних жителей из далекого прошлого. При этом предпринимаются попытки восстановить историю разрушения замка, хронику поисковых работ на его территории и спрогнозировать структуру многовекового подземного хозяйства.
История замка а общих чертах известна калининградцам. Менее знакомы процессы изменения предназначения замка, его объемно-планировочное и конструктивное решение, динамика развития во взаимосвязи с подземными конструкциями и сооружениями.
Известно, что до середины XVII века замок функционировал как военная цитадель, как последний опорный пункт обо-роняющихся при возможном нападении противника.
Если посмотреть на план орденского замка, разработанный Фридрихом Ларсом, то можно проследить динамику развития его вплоть до начала XIX века. В проектировании и строительстве четырех его «крыльев», занимающих территорию 90X175 метров, с часто меняющейся конфигурацией обширного двора, принимали участие в разное время известные европейские архитекторы и строители: Дитрих фон Лиделау, Фридрих Нуссдерфер, Кристиан Гоффман, Кристоф Ремер, Блазиус Берварт, Шультхайсс фон Унфрид, Фридрих Август Штюлер и Ларс.
Такой семисотлетний авторский «разброс» наложил отпечаток и на стилевые особенности замка, когда в одном здании мирно «уживались» старая готика, романский след и итальянский ренессанс.
На формирование подземного хозяйства замка, несомненно, оказывали влияние геология, гидрология и гидрогеология района. Источниками водоснабжения замка служили колодцы, «питаемые» водонасыщенными гравелистыми песками — древними водно-ледниковыми отложениями на глубине 9—12 м. Они же, через поглощающие колодцы, служили и своеобразными дренажами вместе с многочисленными каналами и водотоками к Прегелю, бывшим замковым рвам и ближним ручьям. В связи с этим утверждения авторов недавней публикации в «КП» о затоплении подвалов водой из-за отрытия пятиметрового рва вдоль галереи и разрушении дренажа в 1945 году следует признать ошибочными. Поисковые работы продолжались здесь вплоть до начала семидесятых годов, в том числе и в обнаруженных тогда сухих подвалах. Документы, хранящиеся ныне в Координационном центре по организации поисков художественных ценностей, наглядно подтверждают это. В них, например, сказано, что поисками Янтарной комнаты,в 1945 году в Кенигсберге не занимался никто, потому что ее хранитель доктор А. Роде «довольно аргументированно» убедил наших искателей в ее гибели. Только в марте 1946 года директору центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда А. М. Кучумову удалось доказать обратное, а первое поисковое вторжение в подземелья замка с помощью землеройной техники началось только в 1949 году, когда была образована комиссия под председательством В. Д. Кролевского.
И все же интеллигенция — представители Москвы, Вильнюса, Минска, Воронежа и ряда других городов,—обеспокоенная судьбой утраченных наших духовных ценностей, причастна к поисковым работам в руинах орденского замка. При этом можно только посочувствовать им, приехавшим в 1945 году без элементарных прав и полномочий, транспорта и технического обеспечения, полностью зависимых от крайне ограниченных возможностей местных комендатур и могущих рассчитывать только на помощь иногда выделяемых солдат, а чаще рабочих групп из мобилизованного местного населения.
Долгое время у нас из-за секретности замалчивались результаты поисковых работ послевоенных комиссий, групп и экспедиций. В документальных повестях больше говорилось о нулевых результатах и возможных сверхсекретных бун-керах. Но это далеко не так. Находки были, и существенные, только не совсем ясно, как мы ими тогда распорядились и какова нынешняя судьба.
Речь идет о мебели из пригородных дворцов Ленинграда, картинах Киевского музея западного искусства, рисунках и картинах Кенигсбергской академии художеств и старых мастеров Европы, предметах декоративно-прикладного ис-кусства кенигсбергских янтарных дел мастеров, янтарных, геологических и нумизматических коллекциях, редких книгах, рукописях и архивах, экспонатах из золота, серебра, бронзы, фарфора, фаянса, хрусталя и цветного стекла.
И в то же время ни один документ не проливает свет на массовое затопление подвалов замка и их многоярусность. Не встречено нигде и сплошного основания из булыжных камней, залитых раствором, как упоминается в одной из публикаций.
Подземелья замка хранят свои тайны. Вероятно, имеются еще и неисследованные подвалы, подземные коммуникации и инженерные каналы.
И все же говорить утвердительно о «некопанности» и «нетронутости» со времен средневековья культурных слоев и неподверженности разрушению подвальных помещений и соединяющих их проходов можно лишь с большой натяжкой. А «расчистка исторической территории и обнажение подлинного исторического камня» возможны только с учетом полного комплекса уже выполненных исторических исследований конца прошлого и начала нашего веков, результатов закладок многочисленных шурфов и буровых скважин, проведенных геофизических изысканий в 50—70-е годы, с указанием на местности исследованных контуров и задокументированных разрезов. Без учета этого, сняв брусчатку и ее основание или пройдя несколько метров по пока «засекреченному» подземному ходу, мы, скорей всего, встретим не подземный «дворец», как это было уже не раз у искателей, а много-метровую толщу кирпичного щебня, грунта, булыжного камня, массивных участков стен, бетонных и металлических конструкций, .огражденных старинными фундаментами и участками пробитых надподвальных перекрытий.
А как это «формировалось», я знаю, и не понаслышке, а по многолетним исследованиям исчезнувших замков и теперь уже далекому саперному прошлому, ибо был одним из тех невольных «геростратов», которые в конце пятидесятых искореняли тротилом «осиное гнездо прусского милитаризма», выполняя волю старших идеологических наставников. Но это уже тема другого разговора.
Мне жаль небосвод этот синий,
Жаль землю и жизни осколки..
Мне страшно, что сытые свиньи
Страшней, чем голодные волки.
И. Губерман.
Жаль землю и жизни осколки..
Мне страшно, что сытые свиньи
Страшней, чем голодные волки.
И. Губерман.
- Vasiliy
- Рисователь полосок
- Сообщения: 6716
- Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 3190 раз
- Поблагодарили: 5546 раз
Re: Кёнигсбергский замок (Königsberger Schloss), общая тема
пожалуй делать отдельную инфо-тему не надо, напишу здесь: отдельный форум по Замку вполне себе получился
.
Поэтому немного о том, что здесь постить:
1. Наружные виды, всё просто по фасадам раскидываем
По мутным комнатам и экспонатам прошу сюда viewtopic.php?t=2324
3. В этой теме только общая инфа, типа см. выше или ниже
Кёнигсбергский замок и его коллекции Кёнигсбергский замок, как никакой другой памятник архитектуры, воплощает в себе историю Восточной Пруссии и, тем самым, прусскую историю, ведь он был резиденцией Тевтонского ордена, а затем - позднейшей резиденцией великого магистра. Он наглядно показывает нам жизнь и историю ордена, а также политическое развитие немецкого Востока. После превращения ординского государства в светское герцогство он стал резиденцией герцога Альбрехта, выдающегося князя эпохи немецкого Ренессанса, при котором расцвела художественная и духовная жизнь города.
Наконец, это здание увенчал блеск королевской власти; 18 января 1701 года курфюрст Фридрих I короновался здесь как Фридрих I в торжественной церемонии. Все это оставило свой след в исторических помещениях замка. Кроме того, коллекции замка охватывают историю края, а также доисторический и ранний исторический периоды вплоть до наших дней. Таким образом, замок стал памятником, который наглядно отражает всё политическое и культурное развитие Восточной Пруссии.
Входной билет на весь замок стоит 1 рейхсмарку, включая путеводитель с 20 иллюстрациями. Билеты можно приобрести в справочном бюро и у всех касс музейных экспозиций. Также есть отдельные билеты:
Порядок посещения:
1. Орденские помещения (вход 10, абонемент на посещение раздел 2 или входная плата 25 пфеннигов): эти помещения сохранили свой готический первоначальный облик и оборудованы историческими экспонатами эпохи Ордена и герцогства, а также предметами большого художественно-прикладного значения церковной пластики 14-16 веков. По всем помещениям в отдельных витринах расположена выставочная коллекция Государственной и университетской библиотеки, в которой представлены выдающиеся инкунабулы, миниатюры, книги и переплеты, а также документы по политической и интеллектуальной истории Восточной Пруссии, достигающие своей кульминации в Серебряной библиотеке герцога Альбрехта.
2. Замковая церковь (западное крыло, вход бесплатный): двухнефная церковь с двойными крестовыми сводами (1600-1608 гг.), более поздние пристройки, алтарь, кафедра, хоры. Королевская ложа и, наконец, орган начала 18 века. Место прусских королевских коронаций (18 января 1701 г. Фридрих I, 18 января 1861 г. Вильгельм I) с гербами рыцарей Ордена Чёрного Орла на стенах.
3. Музей Пруссии, доисторический отдел (вход 6а, цокольный этаж, абонемент на посещение раздел 3 или входная плата 30 пфеннигов вместе с другими отделами, см. п. 5): эта хронологически и региональным образом структурированная выставочная коллекция даёт наглядное представление о богатом материале археологических находок на территории Восточной Пруссии от древнейших времён, через каменный, бронзовый и железный века, римскую империю, эпоху Великого переселения народов до заката язычества в период Ордена.
4. Художественные коллекции города Кёнигсберга (вход 6а, 1 лестница, абонемент на посещение раздел 4 или входная плата 20 пфеннигов): Декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура от времён Ордена до наших дней, сгруппированные в хронологическом и стилистическом порядке, с выделением самобытных особенностей восточнопрусского регионального искусства там, где этого требует материал. Центральным пунктом художественного отдела является обширная коллекция янтарных изделий, центральным пунктом отдела живописи - мемориал Ловиса Коринта. На втором этаже художественные коллекции поддерживают регулярно сменяющиеся выставки во взаимодействии с художественным обществом и национал-социалистической общиной культуры.
5. Музей Пруссии, прочие отделы (вход 6а, 2 лестницы, абонемент на посещение раздела 3 или входная плата 30 пфеннигов вместе с доисторическим отделом): Вестибюль с экспозицией о численности населения и референдумах, Московитский зал с восточно-прусской оружейной палатой, представляющий собой памятник-напоминание об истории восточно-прусских войн и военной истории, охотничий зал с этнографическим отделом, охватывающим культуру крупных крестьян и мелкогородских жителей. Башенная комната с отделом "Охота и ремесла" и, наконец, помещения за коронационной галереей со второй частью этнографического отдела, наглядно представляющие Оберланд, Эрмланд, Мазурию и Мемельланд.
6. Бывшие королевские покои (вход 2, 2 лестницы, абонемент на посещение раздела 5 или входная плата 25 пфеннигов): Исторические памятные места, такие как Зал присяги, Зал плиточных полов с коронационными тронами и креслом Фридриха I, покои королевы Луизы и комната рождения Фридриха I, являющиеся жемчужиной немецкой внутренней архитектуры 16 века.
Часы посещения: Тщательный осмотр замка и всех коллекций занимает 4 часа. Если у вас мало времени и вы хотите увидеть только исторические интерьеры, ограничьтесь: орденские помещения, замковая церковь, Московитский зал и бывшие королевские покои. Часы работы - в воскресенье с 10 до 13 часов, в будни летом не менее 6 часов, зимой - 4 часа. По понедельникам частичный выходной день. Абонемент на посещение действителен в течение одного дня.

Поэтому немного о том, что здесь постить:
1. Наружные виды, всё просто по фасадам раскидываем
- Север viewtopic.php?t=6017
- Восток viewtopic.php?t=6012
- Юг viewtopic.php?t=6014
- Запад viewtopic.php?t=6018
- Внутренний двор viewtopic.php?t=6013
- не забываем про послевоенку viewtopic.php?t=2396
- и немножк "подземки" viewtopic.php?t=242
По мутным комнатам и экспонатам прошу сюда viewtopic.php?t=2324
3. В этой теме только общая инфа, типа см. выше или ниже

Кёнигсбергский замок и его коллекции Кёнигсбергский замок, как никакой другой памятник архитектуры, воплощает в себе историю Восточной Пруссии и, тем самым, прусскую историю, ведь он был резиденцией Тевтонского ордена, а затем - позднейшей резиденцией великого магистра. Он наглядно показывает нам жизнь и историю ордена, а также политическое развитие немецкого Востока. После превращения ординского государства в светское герцогство он стал резиденцией герцога Альбрехта, выдающегося князя эпохи немецкого Ренессанса, при котором расцвела художественная и духовная жизнь города.
Наконец, это здание увенчал блеск королевской власти; 18 января 1701 года курфюрст Фридрих I короновался здесь как Фридрих I в торжественной церемонии. Все это оставило свой след в исторических помещениях замка. Кроме того, коллекции замка охватывают историю края, а также доисторический и ранний исторический периоды вплоть до наших дней. Таким образом, замок стал памятником, который наглядно отражает всё политическое и культурное развитие Восточной Пруссии.
Входной билет на весь замок стоит 1 рейхсмарку, включая путеводитель с 20 иллюстрациями. Билеты можно приобрести в справочном бюро и у всех касс музейных экспозиций. Также есть отдельные билеты:
Порядок посещения:
1. Орденские помещения (вход 10, абонемент на посещение раздел 2 или входная плата 25 пфеннигов): эти помещения сохранили свой готический первоначальный облик и оборудованы историческими экспонатами эпохи Ордена и герцогства, а также предметами большого художественно-прикладного значения церковной пластики 14-16 веков. По всем помещениям в отдельных витринах расположена выставочная коллекция Государственной и университетской библиотеки, в которой представлены выдающиеся инкунабулы, миниатюры, книги и переплеты, а также документы по политической и интеллектуальной истории Восточной Пруссии, достигающие своей кульминации в Серебряной библиотеке герцога Альбрехта.
2. Замковая церковь (западное крыло, вход бесплатный): двухнефная церковь с двойными крестовыми сводами (1600-1608 гг.), более поздние пристройки, алтарь, кафедра, хоры. Королевская ложа и, наконец, орган начала 18 века. Место прусских королевских коронаций (18 января 1701 г. Фридрих I, 18 января 1861 г. Вильгельм I) с гербами рыцарей Ордена Чёрного Орла на стенах.
3. Музей Пруссии, доисторический отдел (вход 6а, цокольный этаж, абонемент на посещение раздел 3 или входная плата 30 пфеннигов вместе с другими отделами, см. п. 5): эта хронологически и региональным образом структурированная выставочная коллекция даёт наглядное представление о богатом материале археологических находок на территории Восточной Пруссии от древнейших времён, через каменный, бронзовый и железный века, римскую империю, эпоху Великого переселения народов до заката язычества в период Ордена.
4. Художественные коллекции города Кёнигсберга (вход 6а, 1 лестница, абонемент на посещение раздел 4 или входная плата 20 пфеннигов): Декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура от времён Ордена до наших дней, сгруппированные в хронологическом и стилистическом порядке, с выделением самобытных особенностей восточнопрусского регионального искусства там, где этого требует материал. Центральным пунктом художественного отдела является обширная коллекция янтарных изделий, центральным пунктом отдела живописи - мемориал Ловиса Коринта. На втором этаже художественные коллекции поддерживают регулярно сменяющиеся выставки во взаимодействии с художественным обществом и национал-социалистической общиной культуры.
5. Музей Пруссии, прочие отделы (вход 6а, 2 лестницы, абонемент на посещение раздела 3 или входная плата 30 пфеннигов вместе с доисторическим отделом): Вестибюль с экспозицией о численности населения и референдумах, Московитский зал с восточно-прусской оружейной палатой, представляющий собой памятник-напоминание об истории восточно-прусских войн и военной истории, охотничий зал с этнографическим отделом, охватывающим культуру крупных крестьян и мелкогородских жителей. Башенная комната с отделом "Охота и ремесла" и, наконец, помещения за коронационной галереей со второй частью этнографического отдела, наглядно представляющие Оберланд, Эрмланд, Мазурию и Мемельланд.
6. Бывшие королевские покои (вход 2, 2 лестницы, абонемент на посещение раздела 5 или входная плата 25 пфеннигов): Исторические памятные места, такие как Зал присяги, Зал плиточных полов с коронационными тронами и креслом Фридриха I, покои королевы Луизы и комната рождения Фридриха I, являющиеся жемчужиной немецкой внутренней архитектуры 16 века.
Часы посещения: Тщательный осмотр замка и всех коллекций занимает 4 часа. Если у вас мало времени и вы хотите увидеть только исторические интерьеры, ограничьтесь: орденские помещения, замковая церковь, Московитский зал и бывшие королевские покои. Часы работы - в воскресенье с 10 до 13 часов, в будни летом не менее 6 часов, зимой - 4 часа. По понедельникам частичный выходной день. Абонемент на посещение действителен в течение одного дня.
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет