Готовится конкурс на застройку исторического ядра Калининграда
18 января 2010, Пн
Комитет архитектуры и строительства администрации Калининграда готовит градостроительное задание на проведение международного конкурса на разработку концепции развития исторической части ядра города Калининграда, в границах улиц Ленинский проспект (эстакадный мост) - ул. Шевченко - ул. Зарайская - Московский проспект - ул. Октябрьская - река Новая Преголя.
Для формирования ограничений для конкурсного проектирования, связанных с историческим статусом данной территории уже проведена историко-культурная экспертиза документации по территории исторической части ядра Калининграда. В своих выводах эксперты предположили возможность воссоздания здания Королевского замка.
20 января на заседании социального комитета Облдумы будут рассмотрены предложения о возможном функциональном назначении воссозданного здания Королевского замка.
Среди возможных вариантов функционального назначения называют государственное учреждение федерального уровня, Калининградской области и муниципального образования. Рассматривается также возможность размещение в замке конгресс-холла, экспоцентра, галереи и образовательного центра. А также музея, банковских структур, гостиницы, ресторанов и офисов.
Источник: http://klops.ru/news/14690.html
Проекты застройки Калининграда после 1991 года
Модератор: Serg_08
- Serg_08
- Сусанин
- Сообщения: 3177
- Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
- Благодарил (а): 999 раз
- Поблагодарили: 1782 раза
Проекты застройки Калининграда после 1991 года
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
- Serg_08
- Сусанин
- Сообщения: 3177
- Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
- Благодарил (а): 999 раз
- Поблагодарили: 1782 раза
Re: Проекты застройки Калининграда после 1991 года
Ещё одна мечта 90 -х :
Сдается, подобная удача выпала и на долю Калининграда — правда, чуть ли не как снег на голову. Обошлось все без
шумных кампаний: наш город, собственно, и не прикладывал никаких усилий, дабы заполучить себе столь лакомый проект, как сооружение первого в России многофункционального автодрома мирового уровня. Да и трудно было рассчитывать, что для этого строительства окажется избран периферийный, оторванный от метрополии регион, все еще не избавившийся от наследия своего изолированного от внешнего мира и сверхмилитаризованного недавнего прошлого, не разобравшийся до конца в ворохе своих социальных, экономических, экологических проблем. Хотя, конечно, были оптимисты, верившие, что лучшего места (в смысле его перспективности) для автодрома и не придумаешь. И все же едва ли не сенсацией стало принятое осенью этого года решение организаторов строительства разместить комплекс в Калининградской области. Тем более что янтарный край был предпочтен многим крупным и развитым регионам и городам страны, в том числе и Москве...
Идее создать в России современный автодром, способный принять гонки в классе «Формула-1», уже несколько лет.
Однако надежды быки призрачны, пока не появились заинтересованные в появлении такого объекта богатые иност-
ранцы. Координацию работ взяла на себя лихтенштейнская фирма IABC. Проект трассы сделан канадским институтом с мировым именем -СЗ Енерго.
Учитывая специфику страны, где разместится автодром,проектировщики придали трассе конфигурацию,благодаря чему будущий комплекс и получил свое название: «Россий-ская корона».
Очевидно, что наша область привлекла организаторов проекта именно перспективами своего развития. Удобное геополитическое расположение в центре Европы, незамерзающий порт, внимание и интерес к постепенно набирающей обороты СЭЗ «Янтарь» со стороны ведущих мировых держав, историко-культурные особенности. Все это, создавая многообещающие посылки экономического роста, перевесило клубок нынешних неурядиц области.Экономическое обоснование проекта, подготовленное анг-лийской фирмой Валфордс, предусматривает расходы на строительство комплекса в сумме около 192 миллионов долларов. Так что реализация этого проекта особенно важна для роста доверия к нашему региону со стороны крупного капитала.
Но это самая далекая цель. Пока же трасса существует только на бумаге. В середине декабря в Калининград приезжал архитектор из СЗ Енерго. Совместно с работниками городского управления архитектуры и градостроительства во главе с главным архитектором Калининграда В. Британом было проведено уточнение на местности расположения модели комплекса. Тогда же на градостроительном совете прошло утверждение выбранного места. Им стал ныне заболоченный пустырь на западной окраине города. Автодром расположится на участке в 230 га, заполнив тем самым огромную пустошь между проспектом Победы и поселком Прегольским, ограниченную с двух сторон строящимся коллектором и ЛЭП. (Кстати, иностранцы долго не могли поверить, что можно найти столь большой кусок незанятой земли в черте
города, и первоначально соби¬рались строить трассу на полигоне под Правдинском. Но увидев предложенное место с самолета, признали, что лучшего нельзя и ожидать). Придется приложить немало труда, чтобы вычерпать 6—8-метровый слой торфа и осушить получившуюся котловину. В ней-то и разместится трасса, на склонах — трибуны. Такая планировка позволит уменьшить беспокойства. которые автотрасса может доставить населению округи шумом соревнований.
А предполагается, что их будет немало. Ведь организаторы хотят создать автодром, превосходящий по своим характеристикам все существующие сейчас в мире. Да так, чтобы он удерживал свое лидерство, по крайней мере, лет десять. По плану трасса должна быть пригодна для широкого спектра соревнований: от картинга до «Формулы-1», от мотоциклетных гонок до состязаний грузовых автомобилей. Дабы «Российская корона» выдерживала даже самые высокие нагрузки, на ней будет уложено особое, повышенной прочности, покрытие.
Знаменательно, что проект предполагает создание целого спортивно-культурного комплекса международного значения. Внутри кольца трассы разместятся пятизвездочная гостиница на 269 номеров и ярмарочно-выставочный центр площадью 20 тысяч квадратных метров. Вокруг автодрома планируются кемпинги и автостоянки, парк детских аттракционов и помещения под офисы. Впервые в мире трасса будет обнесена сплошной трибуной, рассчитанной на 300 тысяч мест. Ожидается, что большую часть зрителей составят иностранные туристы (стоимость билетов, предположительно, — от 25 долларов США), так что реализация проекта «Российская корона» могла бы дать значительный толчок частному бизнесу в сфере обслуживания. Кроме того, у многих калининградцев появился бы шанс заработать, сдавая квартиры внаем туристам, съехавшимся на гонки.
Кстати, если уж говорить о прямой выгоде «Российской короны» для Калининграда, то следует начать с реальной воз-можности иметь в будущем бездефицитный городской бюджет. (Не случайно, что при расчетной окупаемости трассы около 15 лет участников проекта не смущает его дороговизна. К слову, администрация Калининграда будет на равных входить в создаваемое сейчас совместно с IABC акционерное общество по строительству автодрома). Можно ожидать активизации деловой жизни, создания новых фирм, а значит, увеличения доходов от налогов и появления новых рабочих мест, что позволит решать актуальные проблемы безработицы.
Для проекта привлекаются местные организации: ведь чтобы возвести спроектированный комплекс на окраине города, нуж но подвести сюда электрические, водопроводные, канализационные линии. Необходима громадная работа по мелиорации места — ее предложено провести «Запводпроекту». Нулевым циклом мог бы занять ся «Калинннградгражданпроект». Многие фирмы, узнав о предстоящем строительстве, предлагают свои услуги сами.
Главное, чего ждут от реализации проекта специалисты, — это толчок в развитии инженерной инфраструктуры города. Дороги в Калининграде, как и везде, впрочем, по России, насущнейшая проблема. Нужны новые шоссе и улицы, на которые могли бы нанизываться жилые комплексы. Этому способствовало бы создание удобных подъездов к «Российской короне». Кроме того, за их счет предполагается ликвидировать разрыв в, кольцевой дороге вокруг Калининграда. Окружная должна быть продлена от поворотов на Мамоновское и Балтийское шоссе и замкнута в кольцо возле автодрома. Реальность появления этого участка дороги поддерживается и тем, что уже в 1994 году в районе поселка Прегольского начнутся работы по со-зданию нового крупного грузового причального комплекса. Их будут вести «Калининградрыбпром» и ЗРП. Таким образом, близкое соседство двух крупномасштабных проектов способствует развитию инфраструктуры этой части города. Организаторы и того, и другого строительства заинтересованы в появлении нового участка окружной. А вместе с ним нового автомобильного и железнодорожного моста через Преголю. Все это не только сделает спортивно-культурный центр, каким предполагается создать «Российскую корону», максимально доступным, но и разгрузит Калининград от потоков транзитного транспорта, одновременно облегчив и укоротив путь со взморья к польской границе. Вместе с предполагаемыми тут железнодорожной, автобусной и речной станциями автодром с его огромными автостоянками составит новый крупный транспортный узел области.
Теперь важно, чтобы этот проект не оказался мыльным пузырем, как уже не раз бывало с масштабными начинаниями в янтарном крае. Пока все идет на удивление гладко. Да и абсолютную под¬держку «Российская корона» получила у мэра Калининграда В. Шипова, председателя городского фонда имущества А. Майдак, главного архитектора В. Британа. Что в об-щем-то понятно, ибо привлечение международных соревнований стимулирует развитие экономики города. Правда, международные федерации автотранспорта довольно консервативны в плане выбора мест проведения соревнований — особенно это касается «Формулы-1», на которую делают основную ставку участники проекта «Российская корона». И будет не так просто стать хозяевами этапов чемпионатов мира.
Но это впереди. Пока же завершается подготовительная часть работ по проекту. В январе намечается визит представителей IABC для принятия окончательных решений и создания АО. В это же время сформируется группа инвесторов. Строительство планируется начать летом 1994 года. А «коронация» Калининграда «Российской короной» по замыслу организаторов должна состояться еще через два с половиной года. Если, конечно, все пойдет, как надо...
А. СТУЛОВ.
Во всем мире города стремятся привлечь к себе внимание крупных инвесторов. Не скупятся на рекламу, презентации, шоу, званые обеды и балы. Особую же активность каждый из них проявляет, когда речь идет о выборе места под строительство культурно-спортивных объектов международного уровня. Ибо реализация такого проекта с лихвой окупит затраты на организацию «предвыборной» кампании. Не только повысив престиж города - хозяина, но и придав новые импульсы — финансовые и идеологические — его дальнейшему развитию и модернизации со стороны всей вытекающей из этого пользой.Сдается, подобная удача выпала и на долю Калининграда — правда, чуть ли не как снег на голову. Обошлось все без
шумных кампаний: наш город, собственно, и не прикладывал никаких усилий, дабы заполучить себе столь лакомый проект, как сооружение первого в России многофункционального автодрома мирового уровня. Да и трудно было рассчитывать, что для этого строительства окажется избран периферийный, оторванный от метрополии регион, все еще не избавившийся от наследия своего изолированного от внешнего мира и сверхмилитаризованного недавнего прошлого, не разобравшийся до конца в ворохе своих социальных, экономических, экологических проблем. Хотя, конечно, были оптимисты, верившие, что лучшего места (в смысле его перспективности) для автодрома и не придумаешь. И все же едва ли не сенсацией стало принятое осенью этого года решение организаторов строительства разместить комплекс в Калининградской области. Тем более что янтарный край был предпочтен многим крупным и развитым регионам и городам страны, в том числе и Москве...
Идее создать в России современный автодром, способный принять гонки в классе «Формула-1», уже несколько лет.
Однако надежды быки призрачны, пока не появились заинтересованные в появлении такого объекта богатые иност-
ранцы. Координацию работ взяла на себя лихтенштейнская фирма IABC. Проект трассы сделан канадским институтом с мировым именем -СЗ Енерго.
Учитывая специфику страны, где разместится автодром,проектировщики придали трассе конфигурацию,благодаря чему будущий комплекс и получил свое название: «Россий-ская корона».
Очевидно, что наша область привлекла организаторов проекта именно перспективами своего развития. Удобное геополитическое расположение в центре Европы, незамерзающий порт, внимание и интерес к постепенно набирающей обороты СЭЗ «Янтарь» со стороны ведущих мировых держав, историко-культурные особенности. Все это, создавая многообещающие посылки экономического роста, перевесило клубок нынешних неурядиц области.Экономическое обоснование проекта, подготовленное анг-лийской фирмой Валфордс, предусматривает расходы на строительство комплекса в сумме около 192 миллионов долларов. Так что реализация этого проекта особенно важна для роста доверия к нашему региону со стороны крупного капитала.
Но это самая далекая цель. Пока же трасса существует только на бумаге. В середине декабря в Калининград приезжал архитектор из СЗ Енерго. Совместно с работниками городского управления архитектуры и градостроительства во главе с главным архитектором Калининграда В. Британом было проведено уточнение на местности расположения модели комплекса. Тогда же на градостроительном совете прошло утверждение выбранного места. Им стал ныне заболоченный пустырь на западной окраине города. Автодром расположится на участке в 230 га, заполнив тем самым огромную пустошь между проспектом Победы и поселком Прегольским, ограниченную с двух сторон строящимся коллектором и ЛЭП. (Кстати, иностранцы долго не могли поверить, что можно найти столь большой кусок незанятой земли в черте
города, и первоначально соби¬рались строить трассу на полигоне под Правдинском. Но увидев предложенное место с самолета, признали, что лучшего нельзя и ожидать). Придется приложить немало труда, чтобы вычерпать 6—8-метровый слой торфа и осушить получившуюся котловину. В ней-то и разместится трасса, на склонах — трибуны. Такая планировка позволит уменьшить беспокойства. которые автотрасса может доставить населению округи шумом соревнований.
А предполагается, что их будет немало. Ведь организаторы хотят создать автодром, превосходящий по своим характеристикам все существующие сейчас в мире. Да так, чтобы он удерживал свое лидерство, по крайней мере, лет десять. По плану трасса должна быть пригодна для широкого спектра соревнований: от картинга до «Формулы-1», от мотоциклетных гонок до состязаний грузовых автомобилей. Дабы «Российская корона» выдерживала даже самые высокие нагрузки, на ней будет уложено особое, повышенной прочности, покрытие.
Знаменательно, что проект предполагает создание целого спортивно-культурного комплекса международного значения. Внутри кольца трассы разместятся пятизвездочная гостиница на 269 номеров и ярмарочно-выставочный центр площадью 20 тысяч квадратных метров. Вокруг автодрома планируются кемпинги и автостоянки, парк детских аттракционов и помещения под офисы. Впервые в мире трасса будет обнесена сплошной трибуной, рассчитанной на 300 тысяч мест. Ожидается, что большую часть зрителей составят иностранные туристы (стоимость билетов, предположительно, — от 25 долларов США), так что реализация проекта «Российская корона» могла бы дать значительный толчок частному бизнесу в сфере обслуживания. Кроме того, у многих калининградцев появился бы шанс заработать, сдавая квартиры внаем туристам, съехавшимся на гонки.
Кстати, если уж говорить о прямой выгоде «Российской короны» для Калининграда, то следует начать с реальной воз-можности иметь в будущем бездефицитный городской бюджет. (Не случайно, что при расчетной окупаемости трассы около 15 лет участников проекта не смущает его дороговизна. К слову, администрация Калининграда будет на равных входить в создаваемое сейчас совместно с IABC акционерное общество по строительству автодрома). Можно ожидать активизации деловой жизни, создания новых фирм, а значит, увеличения доходов от налогов и появления новых рабочих мест, что позволит решать актуальные проблемы безработицы.
Для проекта привлекаются местные организации: ведь чтобы возвести спроектированный комплекс на окраине города, нуж но подвести сюда электрические, водопроводные, канализационные линии. Необходима громадная работа по мелиорации места — ее предложено провести «Запводпроекту». Нулевым циклом мог бы занять ся «Калинннградгражданпроект». Многие фирмы, узнав о предстоящем строительстве, предлагают свои услуги сами.
Главное, чего ждут от реализации проекта специалисты, — это толчок в развитии инженерной инфраструктуры города. Дороги в Калининграде, как и везде, впрочем, по России, насущнейшая проблема. Нужны новые шоссе и улицы, на которые могли бы нанизываться жилые комплексы. Этому способствовало бы создание удобных подъездов к «Российской короне». Кроме того, за их счет предполагается ликвидировать разрыв в, кольцевой дороге вокруг Калининграда. Окружная должна быть продлена от поворотов на Мамоновское и Балтийское шоссе и замкнута в кольцо возле автодрома. Реальность появления этого участка дороги поддерживается и тем, что уже в 1994 году в районе поселка Прегольского начнутся работы по со-зданию нового крупного грузового причального комплекса. Их будут вести «Калининградрыбпром» и ЗРП. Таким образом, близкое соседство двух крупномасштабных проектов способствует развитию инфраструктуры этой части города. Организаторы и того, и другого строительства заинтересованы в появлении нового участка окружной. А вместе с ним нового автомобильного и железнодорожного моста через Преголю. Все это не только сделает спортивно-культурный центр, каким предполагается создать «Российскую корону», максимально доступным, но и разгрузит Калининград от потоков транзитного транспорта, одновременно облегчив и укоротив путь со взморья к польской границе. Вместе с предполагаемыми тут железнодорожной, автобусной и речной станциями автодром с его огромными автостоянками составит новый крупный транспортный узел области.
Теперь важно, чтобы этот проект не оказался мыльным пузырем, как уже не раз бывало с масштабными начинаниями в янтарном крае. Пока все идет на удивление гладко. Да и абсолютную под¬держку «Российская корона» получила у мэра Калининграда В. Шипова, председателя городского фонда имущества А. Майдак, главного архитектора В. Британа. Что в об-щем-то понятно, ибо привлечение международных соревнований стимулирует развитие экономики города. Правда, международные федерации автотранспорта довольно консервативны в плане выбора мест проведения соревнований — особенно это касается «Формулы-1», на которую делают основную ставку участники проекта «Российская корона». И будет не так просто стать хозяевами этапов чемпионатов мира.
Но это впереди. Пока же завершается подготовительная часть работ по проекту. В январе намечается визит представителей IABC для принятия окончательных решений и создания АО. В это же время сформируется группа инвесторов. Строительство планируется начать летом 1994 года. А «коронация» Калининграда «Российской короной» по замыслу организаторов должна состояться еще через два с половиной года. Если, конечно, все пойдет, как надо...
А. СТУЛОВ.
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
- Serg_08
- Сусанин
- Сообщения: 3177
- Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
- Благодарил (а): 999 раз
- Поблагодарили: 1782 раза
Re: Проекты застройки Калининграда после 1991 года
На протяжении веков Кенигсберг не раз менял свой облик, и каждому этапу его развития соответствовала своя пространст-венно-структурная метода. Почти полностью разрушенный во время второй мировой войны город руками советских людей был возрожден из пепла и руин. Но удобным для житья так и не стал.
Первый проект планировки и застройки Калининграда, разработанный в 1950 году, в основном определял объем восстанови-тельных работ. Застройка по этому плану велась преимущественно четырехэтажны¬ми зданиями, по масштабу и значимости не соответствующими архитектурной значи-мости центра города. В 1964—66 годах был разработан второй генеральный план города, в котором проводился первоначальный анализ состояния планировочной структуры, которую Калининград унаследовал от Кенигсберга. Потребности растущего города он не удовлетворял. И в 1982 году Гнпрогор получил задание на корректировку генплана города. Несмотря на то, что работа была закончена в 1986 году, третий генплан Калининграда не был утвержден до 1993 года. Перестройка смешала все карты: менялись власти и министерства. Совету Министров уже давно не до утверждения генеральных планов городов.
И вот, наконец, Закон «О местном самоуправлении» делегировал это право местным Советам. Последняя сессия городского Совета наконец-то одобрила этот юридический документ. Наша задача не отвлекаться на исследование причин неустро-енности города. Надо, наконец, создать среду, комфортную для жизни человека. Как?
Об этом я спросила того, кто по долгу службы призван этим заниматься. Мой собеседник — главный архитектор Калинин-града Василий Федорович Британ.
Надо думать над новой концепцией города, а старый план необходимо корректировать и дальше. Ситуация в стране за время работы над ним изменилась коренным образом. Калининград стал открытым городом, появилась возможность размещения иностранных инвестиций, и мы должны ее использовать.
И все-таки готовый к утверждению план чем-то отличается от предыдущих?
Да, прежде всего он учитывает возрастающую социальную и производственную роль Калининграда в системе расселения. Новое планировочное решение охватывает весь комплекс градостроительных проблем: размещение жилья и общественных центров, мест приложения труда и зон отдыха, развитие единой системы транспортной и инженерной инфраструктуры. В его основу положено четкое функциональное зонирование территории с дифференциацией основных функций человеческой деятельности по трем главным категориям: жилье, отдых, работа.
Перечисляя категории, вы. первой назвали жилье. Какой вам видится жилая застройка города?
Ну, во-первых, строительство будет вестись комплексно, как на свободных, так и на реконструируемых территориях. Предусмотрена и очередность жилой застройки города, чтобы на каждом этапе иметь законченный градостроительный комплекс с полным благоустройством и учреждениями обслуживания: школами, детскими садами, магазинами, прачечными и т. д. Основным видом застройки будут пяти-девятиэтажные дома улучшенной планировки. Основной объем нового строи-тельства предусматривается разместить на трех крупных площадках в Северном, Южном и Восточном жилых районах.
В генплане, который предлагается к обсуждению нардепов, есть какие-либо коррективы, внесенные вами?
Лучше сказать — временем. По генеральному плану застройку города предусматривалось осуществлять в основном многоэтажными домами. В связи с разрешением на индивидуальное и кооперативное строительство в черте города возникла необходимость изыскания площадок под эти виды строительства. И они уже определены в дополнении к предложениям генплана до 2000 года.
В Калининграде наблюдается чрезвычайно быстрый рост автомобилизации. К 2000 году ожидается увеличение интенсивности движения в 1,4—1,6 раза. Как эти тенденции учитываются генпланом?
Основные мероприятия по развитию дорожной сети намечены до 2000 года: завершение строительства улицы 9 Апреля, расширение улицы Дзержинского и строительство путепровода через железнодорожные пути на Южном вокзале, комплекс мер по улучшению транспортного обслуживания района порта, строительство трамвайных линий в Южном и Северном жилых районах, трамвайного и троллейбусного депо, автобусного гаража.
А какие мероприятия общегородского значения оп-ределены генпланом для благоустройства города в целом?
Строительство магистральных ливнесточных коллекторов по улицам Гагарина, Ялтинской, Дзержинского, Аллее Смелых, Суворова, Горького; двух насосных станций перекачки поверхностного стока на набережных реки Преголи по улицам Карбышева, Октябрьской, Багратиона; регулирование, русел рек и ручьев; расчистка водоемов по Ялтинскому проезду, на углу Аллеи Смелых; озер Верхнего, Нижнего, Парка им. 40-летия ВЛКСМ; укрепление берегов озера Верхнего.
Особое место в ген¬плане всегда занимает центральная часть города. В Калининграде она до сих пор не сформирована. Что планируется?
Общегородской центр по архитектурно-планировочному решению представляет развивающуюся динамичную систему, состоящую из целого ряда общественных площадей и узлов, связанных в единую композицию. Намеченная генпланом планировочная структура предполагает деление города на Северный и Южный планировочные районы с выделением зоны городского центра. Он будет развиваться в восточном направлении параллельно долине реки Преголи, являющейся главной природной и композиционной осью города. Вдоль этой оси, между северным и южным рукавами, разместится парковая зона, туристический центр. Ленинский проспект планируется превратить в деловую улицу.
А что будет с Домом Советов? Датский проект, надо понимать, провалился?
Ясно одно — самим нам с этим долгостроем не справиться. Это тот вариант, где нужны инвестиции. Предложения есть, и самые разные, место-то престижное. Заинтересовались им и французы, причем, надо полагать, — серьезно. У них свой взгляд и концептуальный подход. В проекте, который они предлагают к рассмотрению, есть школа, жилье, бизнес-центр, гостиница, не нашлось места только ...самому Дому Советов. Здание они предлагают снести и готовы предоставить для этой цели технологию переработки старых конструкций. Окончательное решение по этому предложению еще не принято.
Василий Федорович, если честно, на чьи инвестиции вы рассчитываете? Ведь в бюджете на развитие города не заложено ни копейки.
В нашем городе нужно размещать смешанный капитал: США, Франция,Германия, Польша, Англия... Чем больше инвесторов из разных стран, тем лучше. Прежде всего — это гарант независимости нашей области. Мы ничего никому не собираемся продавать. Наш город должен по своему гео-политическому положению быть европейским. Мы принимаем любые предложения.
А что-нибудь еще предлагают?
Да. В сквере перед кинотеатром «Россия» совместное российско-американское предприятие собирается возводить высотный гостиничный комплекс международного класса, автостоянку, казино. И деньги готовы вложить конкретные инвесторы, у нас уже есть гарантийные письма. Кстати, по проекту детальной планировки это место тоже было предусмотрено для строительства гостиничного комплекса.
А решение о застройке сквера за памятником В. И. Ленину уже принято? Там будет собор или торговый центр?
Этот участок очень важный. К его застройке нужно подойти взвешенно. Администрация города объявляет конкурс на лучший проект, причем все они будут предложены для всенародного обсуждения. Конкретное место для собора бу¬дет определено после проведения конкурса. Хотя я, как архитектор, считаю, что лучшее место для храма — на берегу Верхнего озера.
Василий Федорович, вы так красиво рассказываете, каким будет город. Макеты, проекты, зарисовки выглядят очень привлекательно. Ну почему в жизни не получается так, как в проекте?
Эта проблема действи-тельно очень остра. Есть ряд объективных и субъективных факторов, которые влияют на качество застройки и планировки. О профессионализме в архитектуре и градостроении мне бы хотелось рассказать подробнее, но это тема отдельной беседы.
"Калининградская правда".
Н.Будоян.
Первый проект планировки и застройки Калининграда, разработанный в 1950 году, в основном определял объем восстанови-тельных работ. Застройка по этому плану велась преимущественно четырехэтажны¬ми зданиями, по масштабу и значимости не соответствующими архитектурной значи-мости центра города. В 1964—66 годах был разработан второй генеральный план города, в котором проводился первоначальный анализ состояния планировочной структуры, которую Калининград унаследовал от Кенигсберга. Потребности растущего города он не удовлетворял. И в 1982 году Гнпрогор получил задание на корректировку генплана города. Несмотря на то, что работа была закончена в 1986 году, третий генплан Калининграда не был утвержден до 1993 года. Перестройка смешала все карты: менялись власти и министерства. Совету Министров уже давно не до утверждения генеральных планов городов.
И вот, наконец, Закон «О местном самоуправлении» делегировал это право местным Советам. Последняя сессия городского Совета наконец-то одобрила этот юридический документ. Наша задача не отвлекаться на исследование причин неустро-енности города. Надо, наконец, создать среду, комфортную для жизни человека. Как?
Об этом я спросила того, кто по долгу службы призван этим заниматься. Мой собеседник — главный архитектор Калинин-града Василий Федорович Британ.
Надо думать над новой концепцией города, а старый план необходимо корректировать и дальше. Ситуация в стране за время работы над ним изменилась коренным образом. Калининград стал открытым городом, появилась возможность размещения иностранных инвестиций, и мы должны ее использовать.
И все-таки готовый к утверждению план чем-то отличается от предыдущих?
Да, прежде всего он учитывает возрастающую социальную и производственную роль Калининграда в системе расселения. Новое планировочное решение охватывает весь комплекс градостроительных проблем: размещение жилья и общественных центров, мест приложения труда и зон отдыха, развитие единой системы транспортной и инженерной инфраструктуры. В его основу положено четкое функциональное зонирование территории с дифференциацией основных функций человеческой деятельности по трем главным категориям: жилье, отдых, работа.
Перечисляя категории, вы. первой назвали жилье. Какой вам видится жилая застройка города?
Ну, во-первых, строительство будет вестись комплексно, как на свободных, так и на реконструируемых территориях. Предусмотрена и очередность жилой застройки города, чтобы на каждом этапе иметь законченный градостроительный комплекс с полным благоустройством и учреждениями обслуживания: школами, детскими садами, магазинами, прачечными и т. д. Основным видом застройки будут пяти-девятиэтажные дома улучшенной планировки. Основной объем нового строи-тельства предусматривается разместить на трех крупных площадках в Северном, Южном и Восточном жилых районах.
В генплане, который предлагается к обсуждению нардепов, есть какие-либо коррективы, внесенные вами?
Лучше сказать — временем. По генеральному плану застройку города предусматривалось осуществлять в основном многоэтажными домами. В связи с разрешением на индивидуальное и кооперативное строительство в черте города возникла необходимость изыскания площадок под эти виды строительства. И они уже определены в дополнении к предложениям генплана до 2000 года.
В Калининграде наблюдается чрезвычайно быстрый рост автомобилизации. К 2000 году ожидается увеличение интенсивности движения в 1,4—1,6 раза. Как эти тенденции учитываются генпланом?
Основные мероприятия по развитию дорожной сети намечены до 2000 года: завершение строительства улицы 9 Апреля, расширение улицы Дзержинского и строительство путепровода через железнодорожные пути на Южном вокзале, комплекс мер по улучшению транспортного обслуживания района порта, строительство трамвайных линий в Южном и Северном жилых районах, трамвайного и троллейбусного депо, автобусного гаража.
А какие мероприятия общегородского значения оп-ределены генпланом для благоустройства города в целом?
Строительство магистральных ливнесточных коллекторов по улицам Гагарина, Ялтинской, Дзержинского, Аллее Смелых, Суворова, Горького; двух насосных станций перекачки поверхностного стока на набережных реки Преголи по улицам Карбышева, Октябрьской, Багратиона; регулирование, русел рек и ручьев; расчистка водоемов по Ялтинскому проезду, на углу Аллеи Смелых; озер Верхнего, Нижнего, Парка им. 40-летия ВЛКСМ; укрепление берегов озера Верхнего.
Особое место в ген¬плане всегда занимает центральная часть города. В Калининграде она до сих пор не сформирована. Что планируется?
Общегородской центр по архитектурно-планировочному решению представляет развивающуюся динамичную систему, состоящую из целого ряда общественных площадей и узлов, связанных в единую композицию. Намеченная генпланом планировочная структура предполагает деление города на Северный и Южный планировочные районы с выделением зоны городского центра. Он будет развиваться в восточном направлении параллельно долине реки Преголи, являющейся главной природной и композиционной осью города. Вдоль этой оси, между северным и южным рукавами, разместится парковая зона, туристический центр. Ленинский проспект планируется превратить в деловую улицу.
А что будет с Домом Советов? Датский проект, надо понимать, провалился?
Ясно одно — самим нам с этим долгостроем не справиться. Это тот вариант, где нужны инвестиции. Предложения есть, и самые разные, место-то престижное. Заинтересовались им и французы, причем, надо полагать, — серьезно. У них свой взгляд и концептуальный подход. В проекте, который они предлагают к рассмотрению, есть школа, жилье, бизнес-центр, гостиница, не нашлось места только ...самому Дому Советов. Здание они предлагают снести и готовы предоставить для этой цели технологию переработки старых конструкций. Окончательное решение по этому предложению еще не принято.
Василий Федорович, если честно, на чьи инвестиции вы рассчитываете? Ведь в бюджете на развитие города не заложено ни копейки.
В нашем городе нужно размещать смешанный капитал: США, Франция,Германия, Польша, Англия... Чем больше инвесторов из разных стран, тем лучше. Прежде всего — это гарант независимости нашей области. Мы ничего никому не собираемся продавать. Наш город должен по своему гео-политическому положению быть европейским. Мы принимаем любые предложения.
А что-нибудь еще предлагают?
Да. В сквере перед кинотеатром «Россия» совместное российско-американское предприятие собирается возводить высотный гостиничный комплекс международного класса, автостоянку, казино. И деньги готовы вложить конкретные инвесторы, у нас уже есть гарантийные письма. Кстати, по проекту детальной планировки это место тоже было предусмотрено для строительства гостиничного комплекса.
А решение о застройке сквера за памятником В. И. Ленину уже принято? Там будет собор или торговый центр?
Этот участок очень важный. К его застройке нужно подойти взвешенно. Администрация города объявляет конкурс на лучший проект, причем все они будут предложены для всенародного обсуждения. Конкретное место для собора бу¬дет определено после проведения конкурса. Хотя я, как архитектор, считаю, что лучшее место для храма — на берегу Верхнего озера.
Василий Федорович, вы так красиво рассказываете, каким будет город. Макеты, проекты, зарисовки выглядят очень привлекательно. Ну почему в жизни не получается так, как в проекте?
Эта проблема действи-тельно очень остра. Есть ряд объективных и субъективных факторов, которые влияют на качество застройки и планировки. О профессионализме в архитектуре и градостроении мне бы хотелось рассказать подробнее, но это тема отдельной беседы.
"Калининградская правда".
Н.Будоян.
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.