Честно, говоря не знаю, в какой раздел эту ссылку повесить, решил освежить раздел........... читаем:
С советской стороны, по германским источникам, только за 1943 г. перелетели к немцам 66 самолетов, еще 20 экипажей воспользовались возможностью побега в первые три месяца 1944 г. Проверить эти цифры по материалам отечественных архивов и дать им адекватную оценку вряд ли возможно: подобных признаний в них нет, ведь для командира части согласие с фактом дезертирства своего летчика означало бы обвинение в пособничестве или как минимум в попустительстве и крест на всей карьере. К тому же решившийся на перелет едва ли внешне выдавал свои намерения и попросту терялся в небе, отставая от группы и уходя на запад незамеченным, числясь затем в рапортах "пропавшим без вести" или "не вернувшимся из боя".
Впрочем, единичные свидетельства дезертирства летного состава все же сохранились, первое из которых относится уже к 22 июня 1941 г., когда при бомбардировке Кенигсберга штурман предпочел выпрыгнуть с парашютом из своего СБ, но не возвращаться обратно.
С октября 1943 г. отобранные по лагерям для военнопленных авиаторы начали собираться на базе в Сувалках. Там они проходили отбор по профессиональным и медицинским показателям, подвергаясь обязательной проверке, поскольку немцы не без оснований опасались, что значительная часть не очень надежных "волонтеров", презрев обещанные ужасы и положившись на знаменитое русское "авось" тут же махнет к своим на немецких самолетах.
Между тем уже к концу ноября авиагруппа была полностью укомплектована и после двухмесячного восстановления сил вызволенных из лагерей узников сочли готовыми к службе Третьему Рейху. В Морицфельде под Инстербургом из них сформировали "Авиагруппу Хольтерса", имевшую несколько подразделений по специальностям и располагавшую трофейными советскими самолетами. Технический состав, механики и шоферы учились вместе с немцами в Технической школе Люфтваффе на аэродроме Берлин-Темпелхоф. Отобранные для переподготовки на немецкие самолеты летчики проходили обучение на базе Хильдешайм под Ганновером.
Полность статья тут................
http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/ ... asovAV.htm
Аэродром Морицфельде (Flugplatz Moritzfelde)
- kompala
- Читатель
- Сообщения: 135
- Зарегистрирован: 28-12-2007 21:16:37
- Откуда: Санкт-Петербург
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Власовцы
Кое- что о русских частях в Восточной Пруссии
Русские добровольцы в Люфтваффе
Осенью 1943 г. подполковник Люфтваффе Холтерс предложил сформировать летную часть из русских добровольцев, готовых сражаться на стороне Германии. Уже в октябре того же года в Сувалках был создан специальный лагерь, где отобранные в лагерях военнопленных летчики, штурманы, механики и радисты проходили медицинское обследование, проверку профессиональной пригодности и психологические тесты. Признанные годными обучались на двухмесячных подготовительных курсах, после чего получали воинское звание, приносили присягу и переводились в состав группы Холтерса, дислоцированной в Морицфельде (Восточная Пруссия), где использовались соответственно своей специальной подготовке.
На первых порах летный и технический состав занимался приведением в порядок трофейных машин. Затем русским летчикам разрешили совершать учебно-тренировочные полеты и, наконец, участвовать в боевых действиях. Группа занималась воздушной разведкой, забрасыванием в советский тыл пропагандистского материала и парашютистов-разведчиков.
Боевые вылеты производились в составе немецких эскадрилий, но с течением времени русские экипажи стали получать самостоятельные задания. В составе ночной авиагруппы «Остланд» 1-го воздушного флота была создана 1-я русская восточная эскадрилья, имевшая на вооружении несколько трофейных машин разных типов. До своего расформирования в июне 1944 г. группа совершила не менее 500 боевых вылетов. Еще одна русская эскадрилья (9 трофейных самолетов У-2) действовала против партизан в Белоруссии. Личный состав группы Холтерса в дальнейшем послужил основой для создания Военно-воздушных сил КОНР.
С марта 1944 г. объединенными усилиями «Гитлерюгенда», СС и Люфтваффе в состав вспомогательной службы ПВО на оккупированных территориях вербовались юноши и девушки в возрасте от 15 до 20 лет. Численность русских добровольцев, именовавшихся «помощниками Люфтваффе» (Luftwaffenhelfer), а с 4 декабря 1944 г. - «воспитанниками СС» (SS-Zogling), определялась в 1383 человека. Всего же к концу войны в составе Люфтваффе имелось 22,5 тыс. добровольцев и 120 тыс. военнопленных, составлявших значительный процент обслуживающего персонала в зенитных батареях и строительных частях.
Русские добровольцы в Люфтваффе
Осенью 1943 г. подполковник Люфтваффе Холтерс предложил сформировать летную часть из русских добровольцев, готовых сражаться на стороне Германии. Уже в октябре того же года в Сувалках был создан специальный лагерь, где отобранные в лагерях военнопленных летчики, штурманы, механики и радисты проходили медицинское обследование, проверку профессиональной пригодности и психологические тесты. Признанные годными обучались на двухмесячных подготовительных курсах, после чего получали воинское звание, приносили присягу и переводились в состав группы Холтерса, дислоцированной в Морицфельде (Восточная Пруссия), где использовались соответственно своей специальной подготовке.
На первых порах летный и технический состав занимался приведением в порядок трофейных машин. Затем русским летчикам разрешили совершать учебно-тренировочные полеты и, наконец, участвовать в боевых действиях. Группа занималась воздушной разведкой, забрасыванием в советский тыл пропагандистского материала и парашютистов-разведчиков.
Боевые вылеты производились в составе немецких эскадрилий, но с течением времени русские экипажи стали получать самостоятельные задания. В составе ночной авиагруппы «Остланд» 1-го воздушного флота была создана 1-я русская восточная эскадрилья, имевшая на вооружении несколько трофейных машин разных типов. До своего расформирования в июне 1944 г. группа совершила не менее 500 боевых вылетов. Еще одна русская эскадрилья (9 трофейных самолетов У-2) действовала против партизан в Белоруссии. Личный состав группы Холтерса в дальнейшем послужил основой для создания Военно-воздушных сил КОНР.
С марта 1944 г. объединенными усилиями «Гитлерюгенда», СС и Люфтваффе в состав вспомогательной службы ПВО на оккупированных территориях вербовались юноши и девушки в возрасте от 15 до 20 лет. Численность русских добровольцев, именовавшихся «помощниками Люфтваффе» (Luftwaffenhelfer), а с 4 декабря 1944 г. - «воспитанниками СС» (SS-Zogling), определялась в 1383 человека. Всего же к концу войны в составе Люфтваффе имелось 22,5 тыс. добровольцев и 120 тыс. военнопленных, составлявших значительный процент обслуживающего персонала в зенитных батареях и строительных частях.
-
- Собиратель
- Сообщения: 429
- Зарегистрирован: 13-08-2012 09:55:40
- Благодарил (а): 14 раз
- Поблагодарили: 185 раз
Аэродром Moritzfelde - Морицфельде (не существует)
В развитие темы захваченных на земле самолетов несколько документов по оставлению немцами аэродромов в Восточной Пруссии, полученных в общей куче от rogi (Игоря). Перевод не дословный, немецкие "канцеляризмы" и сокращения для удобства чтения заменены на соответствующие (в моем понимании) русские выражения. В скобках уточняющая или дополнительная полезная информация.
1 марта 1945 года.
Исходящий № 402/45. Секретно
Betr. (Betreffs) Относительно: Донесение о разрушении
Bezug: Отношение (ссылка на …) Нет
Командованию 6-го Воздушного флота
В приложении показаны отчеты об уничтожении аэродромов Моритцфельде и Айхвальде.
Моритцфельде (28 км юго-западнее Инстербурга):
Взлетно-посадочная полоса в Моритцфельде полностью разрушена. Уничтожение инфраструктуры аэродрома производилось по согласованию с армейскими частями, занимавшими там оборону. Меры, принятые комендантом, оправданы. Копия.
фон Циллер, майор
25.01.45.
Донесение об эвакуации и разрушении аэродрома Моритцфельде.
Получатель:
Командование района авиационного базирования 1/1 (1-й район 1-го Воздушного округа)
I. Эвакуация.
Часть топлива была передана по запросу капитана Краузе из 4-й авиационной дивизии уже 22.01.45 в 12.15, остальную часть взрывные команды в 17.00 отправили (доставили?) на грузовиках на аэродром Йезау (Jesau). Стоявшая на станции железнодорожная цистерна с 13 м3 бензина C 3 (синтетический бензин с октановым числом 97) была отправлена утром 22.01.45 с 2 сопровождающими через Фридланд в Нойхаузен. После получения приказа о взрыве аэродрома боеприпасы и оборудование были немедленно загружены на грузовики, и колонна под командованием капитана Хейна из транспортной колонны 138/IV, в 22.00 двинулась в Нойхаузен через Алленбург и Фридланд. Территория полностью освобождена, пришлось взорвать только трактор "Бульдог" ("Lanz Bulldog") поста службы связи Люфтваффе так как несмотря на все усилия, завести (исправить?) его не удалось. Прицеп поста службы связи взял на буксир грузовик.
II. Уничтожение.
22 января в 12.40 поступило распоряжение о необходимости тщательной подготовки объекта к разрушению. (Распоряжение командующего авиационными частями 1-го района, 1-го Воздушного округа № 605/секретно, майор Холтерманн). После этого еще раз была проверена система взрывных устройств. Около 16:00 мне позвонил подполковник Хольц с сообщением, что по приказу квартирмейстера 1-го Воздушного округа аэродром должен быть полностью разрушен. Летное поле взорвать немедленно.
При попытке подрыва ни одна из заложенных бомб не взорвалась. Предположительно, после закладки бомб капсюль-детонаторы не были защищены от попадания влаги и со временем отсырели, что сделало их непригодными для использования. Кроме того, укрепленные деревянными щитами шурфы с заложенными бомбами, заполнились льдом до высоты около 20 см.
На аэродроме ещё оставались 47 250-килограмовых авиабомб. Ночью на санях их привезли на летное поле. Большинство из них установили на пересечении двух взлетно-посадочных полос, остальные - на оставшейся части взлетно-посадочных полос.
Подрыв авиабомб начался 23 января в 6 часов утра и завершился около 8 часов утра. Взлетно-посадочные полосы были полностью разрушены. По согласованию с армейскими частями, расположившимися в районе аэродрома, подрыв строений был осуществлен лишь частично. Как жилые помещения здания армейские части не интересовали, но они использовали их как прикрытие. Кроме того, взрывные работы и поджоги привлекали сюда огонь вражеской артиллерии. Лейтенант Ульманн из подразделения (что-то вроде полевая почта) 19851 D (Pak – противотанковая артиллерия) по этому поводу дал письменное заявление. Зажигательные устройства для уничтожения зданий были переданы этому подразделению. Мой начальник боепитания и я дали им точные инструкции.
По совету командира противотанкового подразделения я с отрядом подрывников покинул этот район в 10.30 после того, как были обнаружены танки противника и получено сообщение о движении вражеской кавалерии с севера. К тому времени пехота, действовавшая вместе с артиллеристами, заняла позицию далеко за аэродромом.
Подписано: фон Циллер
Район аэродрома Моритцфельде (он же Моритцлаукен) немцы оставили без боя. После падения Инстербурга он оказался между частями 11-й гв. армии, продвигавшимися севернее Прегеля и взявшими 23 января Велау (Знаменск) и 5-й армии, наступающими широким фронтом южнее Прегеля к реке Алле (Лава) на Алленбург (Дружба) и Фридланд (Правдинск). В документах этих армий не обнаружено упоминаний об аэродроме Моритцфельде или взятых "авиационных" трофеях в период 22-26.01.45, что фактически подтверждает информацию из немецкого отчёта об уничтожении всех ценных объектов в этом районе.
Авиационное командование Восточная Пруссия.1 марта 1945 года.
Исходящий № 402/45. Секретно
Betr. (Betreffs) Относительно: Донесение о разрушении
Bezug: Отношение (ссылка на …) Нет
Командованию 6-го Воздушного флота
В приложении показаны отчеты об уничтожении аэродромов Моритцфельде и Айхвальде.
Моритцфельде (28 км юго-западнее Инстербурга):
Взлетно-посадочная полоса в Моритцфельде полностью разрушена. Уничтожение инфраструктуры аэродрома производилось по согласованию с армейскими частями, занимавшими там оборону. Меры, принятые комендантом, оправданы. Копия.
фон Циллер, майор
25.01.45.
Донесение об эвакуации и разрушении аэродрома Моритцфельде.
Получатель:
Командование района авиационного базирования 1/1 (1-й район 1-го Воздушного округа)
I. Эвакуация.
Часть топлива была передана по запросу капитана Краузе из 4-й авиационной дивизии уже 22.01.45 в 12.15, остальную часть взрывные команды в 17.00 отправили (доставили?) на грузовиках на аэродром Йезау (Jesau). Стоявшая на станции железнодорожная цистерна с 13 м3 бензина C 3 (синтетический бензин с октановым числом 97) была отправлена утром 22.01.45 с 2 сопровождающими через Фридланд в Нойхаузен. После получения приказа о взрыве аэродрома боеприпасы и оборудование были немедленно загружены на грузовики, и колонна под командованием капитана Хейна из транспортной колонны 138/IV, в 22.00 двинулась в Нойхаузен через Алленбург и Фридланд. Территория полностью освобождена, пришлось взорвать только трактор "Бульдог" ("Lanz Bulldog") поста службы связи Люфтваффе так как несмотря на все усилия, завести (исправить?) его не удалось. Прицеп поста службы связи взял на буксир грузовик.
II. Уничтожение.
22 января в 12.40 поступило распоряжение о необходимости тщательной подготовки объекта к разрушению. (Распоряжение командующего авиационными частями 1-го района, 1-го Воздушного округа № 605/секретно, майор Холтерманн). После этого еще раз была проверена система взрывных устройств. Около 16:00 мне позвонил подполковник Хольц с сообщением, что по приказу квартирмейстера 1-го Воздушного округа аэродром должен быть полностью разрушен. Летное поле взорвать немедленно.
При попытке подрыва ни одна из заложенных бомб не взорвалась. Предположительно, после закладки бомб капсюль-детонаторы не были защищены от попадания влаги и со временем отсырели, что сделало их непригодными для использования. Кроме того, укрепленные деревянными щитами шурфы с заложенными бомбами, заполнились льдом до высоты около 20 см.
На аэродроме ещё оставались 47 250-килограмовых авиабомб. Ночью на санях их привезли на летное поле. Большинство из них установили на пересечении двух взлетно-посадочных полос, остальные - на оставшейся части взлетно-посадочных полос.
Подрыв авиабомб начался 23 января в 6 часов утра и завершился около 8 часов утра. Взлетно-посадочные полосы были полностью разрушены. По согласованию с армейскими частями, расположившимися в районе аэродрома, подрыв строений был осуществлен лишь частично. Как жилые помещения здания армейские части не интересовали, но они использовали их как прикрытие. Кроме того, взрывные работы и поджоги привлекали сюда огонь вражеской артиллерии. Лейтенант Ульманн из подразделения (что-то вроде полевая почта) 19851 D (Pak – противотанковая артиллерия) по этому поводу дал письменное заявление. Зажигательные устройства для уничтожения зданий были переданы этому подразделению. Мой начальник боепитания и я дали им точные инструкции.
По совету командира противотанкового подразделения я с отрядом подрывников покинул этот район в 10.30 после того, как были обнаружены танки противника и получено сообщение о движении вражеской кавалерии с севера. К тому времени пехота, действовавшая вместе с артиллеристами, заняла позицию далеко за аэродромом.
Подписано: фон Циллер
Район аэродрома Моритцфельде (он же Моритцлаукен) немцы оставили без боя. После падения Инстербурга он оказался между частями 11-й гв. армии, продвигавшимися севернее Прегеля и взявшими 23 января Велау (Знаменск) и 5-й армии, наступающими широким фронтом южнее Прегеля к реке Алле (Лава) на Алленбург (Дружба) и Фридланд (Правдинск). В документах этих армий не обнаружено упоминаний об аэродроме Моритцфельде или взятых "авиационных" трофеях в период 22-26.01.45, что фактически подтверждает информацию из немецкого отчёта об уничтожении всех ценных объектов в этом районе.
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 6062
- Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2803 раза
- Поблагодарили: 4832 раза
Re: Аэродром Moritzfelde - Морицфельде (не существует)
про начало строительства
Земля, необходимая для строительства запасного аэродрома в районе Морицфельде (Восточная Пруссия) и для переселения, которое может быть вызвано этим, должна быть закуплена в соответствии с положениями закона о закупке земли для нужд вермахта от 29 марта 1935 года.
Берлин, 10 августа 1939 года
На основании § 1 Первого постановления об осуществлении и дополнении закона о закупке земли для нужд вермахта от 21 августа 1935 года и по согласованию с рейхсминистром продовольствия и сельского хозяйства постановляется:Земля, необходимая для строительства запасного аэродрома в районе Морицфельде (Восточная Пруссия) и для переселения, которое может быть вызвано этим, должна быть закуплена в соответствии с положениями закона о закупке земли для нужд вермахта от 29 марта 1935 года.
Берлин, 10 августа 1939 года
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
-
- Сообщения: 44
- Зарегистрирован: 12-09-2009 21:16:13
- Благодарил (а): 17 раз
- Поблагодарили: 35 раз
Re: Аэродром Moritzfelde - Морицфельде (не существует)
Здравствуйте, Коллеги. Будучи в августе в отпуске, свершил культ-поход на место бывшего аэродрома Морицфельде. Т.к., объем отчета потянул на 83 Мб, выложил его в файлоообменник: https://disk.yandex.ru/d/Idu3u_wn_bxDHQ
Прочитав статью "Тайна Морицфельде": https://cyberleninka.ru/article/n/tayna-moritsfelde
рискнул не только прогуглить тему, но и прильнуть к ней в режиме "реального времени".
Первой более - менее вменяемой книгой по истории родного края была "Тайна янтарной комнаты", прочитанная в первых классах школы. Сей фолиант, изданный в 1959, стоит рядом на полке. По поводу отношения к фактам, изложенным в этой книге (вернее о преднамеренном их искажении), сказано изрядно. Много позже, возникли всякие "тайны лаборатории Кенигсберг -13", к которым относимся с доброй улыбкой.
Т.е., ареол таинственности - неотъемлемый аксессуар очерков истории области середины прошлого века, внушающий автору уверенность в успехе его публикации.
Про подвиги было сказано много. "Вторую сторону медали" происходившего на войне пропагандистская машина старалась затушевывать. Но и герои, и предатели были люди - не ангелы. А история (которая учит, что ни чему не учит - в том числе, мудрых руководителей государств) важна на основе фактических материалов. Наверное, такое видение вещей подтолкнуло меня навестить "таинственный" аэродром Морицфельде. Имя аэродрому позаимствовали у ближайшего хутора (ныне не существующего), располагавшегося на границе Гвардейского и Черняховского районов. Примерно, в 4 км к югу от нынешней ж\д станции Пушкарево.
Сначала, были изучены подходные пути по картам, составленным с начала прошлого века по настоящее время: За одно, применены космические снимки местности из Интернета. Результат - сознание удручающего состояния дороги, имевшей твердое покрытие, еще, в период первой советской топосъемки 50х годов. На километровке ГШ СССР 80х годов твердого покрытия дороги, уже, не показано (скоммуниздили булыжник).
За уточнением координат аэродрома я обратился в музеи: сначала - Черняховска, после - областной исорико-художественный. Черняховский музей посоветовал обратиться в клуб местных краеведов. Областной музей, даже, не прислал подтверждения прочтения моего запроса по электронной почте.
Итак, в сухой день конца августа, отправляюсь в путь: Знаменск, далее - поселок Гордое (бывший Бюргерсдорф), за околицей которого начинается упомянутая дорога. На околице встретил аборигена, тот заверил, что на моем легковом авто можно проехать пару километров. Дальше, дорога станет труднопроходимой, и: “Там - аэродром”. Он произнес фразу так, будь - то с того аэродрома взлетают самолеты до сих пор. Хотя, из статьи об аэродроме явствуют, что фашисты, отступая, уничтожили там все, еще, в январе 1945. А если что и оставалось, то за последующие десятилетия должны были оное, непременно, скоммуниздить, как тот булыжник с дороги. Правда, абориген добавил, что в тех местах сам никогда не бывал. Из сказанного понятно: тайной тот аэродром является, лишь, для авторов статей и музейщиков. Что подтверждено опросом местных жителей на обратном пути.
Слова аборигена про “пару километров” оказались истиной: примерно, через 2 км сносной грунтовки (с фрагментами булыжника): образовалась яма (фото не передает ее истиной глубины), форсирование которой не сулило радостных перспектив: Не доходя сотни метров до ямы, на обочине дороги существовал хутор Велауер Холиндрай. Ныне, от него осталась сухая заросшая травой площадка. Ставлю на ней машину и иду пешком. Трек моего дальнейшего пути показан на картах красной линией. Шагаю, обозревая живописные окрестности в шести кратный бинокль, сработанный на заводе Эрнста Лейца для нужд Вермахта в 30е годы прошлого века (т.е., прибор - ровесник аэродрома). Чем дальше уводит дорога, тем меньше ощущается пребывание на ней цивилизации. Через пару километров пути стали попадаться следы неведомых зверей: А, еще, через пол километра попался привезенный и сваленный с машины мусор из строительных отходов. Далее - по пути – единичных фрагментов мусора (бутылок, банок, окурков) почти, нет: Чем дальше, тем менее видны старые следы машин на дороге, тем ощутимей глухомань вокруг. Пройдя, примерно, 3 км пути пешком, наблюдаю пейзажи: Через 4 км пешего пути: Не доходя 700 метров до хутора Морицфельде, мост через речушку Бочка отсутствует. Зато, рядом оборудована переправа (наверное, лет 40 назад). Вскоре, открылся вид с Запада на бывший хутор Морицфельде: Внутри видимой рощи, остатки фундаментов - давненько перерытые копателями кладов. Запустение, тоска: Пройдя, еще, 1 км - в то место где дорога подворачивает на Юг, на опушке леса - слева - видим дуб: В этих местах стал попадаться коровий кал. Как оказалось, восточней - в Черняховском районе - расположен питомник племенного стада. Изгородь мало препятствует вылазкам коров на несколько километров к Западу.
Еще немного вперед, и выхожу на развилку. На Восток - в Черняховский район - уходят едва заметные остатки старой дороги: За то на Юг - чудесная бетонная дорога немецкого производства. Ни на сколько не раздолбаная, покрытая чудесным компаундом, который до сих пор не отслоился. Как выяснилось позже (у аборигенов Гордого - на обратном пути), эта дорога окаймляла взлетное поле аэродрома с Востока. Фашисты не стали ее взрывать: после уничтожения аэродрома, она стала путем никуда. Та бетонка на километровке ГШ 80х годов указана твердым покрытием, в отличие от моего пути сюда. А вот, и само взлетное поле Морицфельде, вид на него с бетонки - на Запад: Из третьих источников известно о длине взлетной полосы 1 км, без твердого покрытия, как и о не капитальных ангарах и мастерских вокруг.
Прошагав по бетонке на Юг 1,5 км, вспомнил, что забыл бумажник в машине. Не смотря на глухомань, воруют то, что плохо лежит. Обратный путь - длиной 7,7 км к машине - я проделал форсированным маршем. Вернувшись в поселок, опросил аборигенов. Они подтвердили мое предположение: бетонка (ее нет на немецких картах - так же, как, например, фортов Кенигсберга) – остаток аэродрома. Местные сообщили, что лазали по полю с миноискателями пару лет назад - ничего (уже) не нашли.
На картах, приведенных мной выше, синим контуром обведено место расположения аэродрома.
Прочитав статью "Тайна Морицфельде": https://cyberleninka.ru/article/n/tayna-moritsfelde
рискнул не только прогуглить тему, но и прильнуть к ней в режиме "реального времени".
Первой более - менее вменяемой книгой по истории родного края была "Тайна янтарной комнаты", прочитанная в первых классах школы. Сей фолиант, изданный в 1959, стоит рядом на полке. По поводу отношения к фактам, изложенным в этой книге (вернее о преднамеренном их искажении), сказано изрядно. Много позже, возникли всякие "тайны лаборатории Кенигсберг -13", к которым относимся с доброй улыбкой.
Т.е., ареол таинственности - неотъемлемый аксессуар очерков истории области середины прошлого века, внушающий автору уверенность в успехе его публикации.
Про подвиги было сказано много. "Вторую сторону медали" происходившего на войне пропагандистская машина старалась затушевывать. Но и герои, и предатели были люди - не ангелы. А история (которая учит, что ни чему не учит - в том числе, мудрых руководителей государств) важна на основе фактических материалов. Наверное, такое видение вещей подтолкнуло меня навестить "таинственный" аэродром Морицфельде. Имя аэродрому позаимствовали у ближайшего хутора (ныне не существующего), располагавшегося на границе Гвардейского и Черняховского районов. Примерно, в 4 км к югу от нынешней ж\д станции Пушкарево.
Сначала, были изучены подходные пути по картам, составленным с начала прошлого века по настоящее время: За одно, применены космические снимки местности из Интернета. Результат - сознание удручающего состояния дороги, имевшей твердое покрытие, еще, в период первой советской топосъемки 50х годов. На километровке ГШ СССР 80х годов твердого покрытия дороги, уже, не показано (скоммуниздили булыжник).
За уточнением координат аэродрома я обратился в музеи: сначала - Черняховска, после - областной исорико-художественный. Черняховский музей посоветовал обратиться в клуб местных краеведов. Областной музей, даже, не прислал подтверждения прочтения моего запроса по электронной почте.
Итак, в сухой день конца августа, отправляюсь в путь: Знаменск, далее - поселок Гордое (бывший Бюргерсдорф), за околицей которого начинается упомянутая дорога. На околице встретил аборигена, тот заверил, что на моем легковом авто можно проехать пару километров. Дальше, дорога станет труднопроходимой, и: “Там - аэродром”. Он произнес фразу так, будь - то с того аэродрома взлетают самолеты до сих пор. Хотя, из статьи об аэродроме явствуют, что фашисты, отступая, уничтожили там все, еще, в январе 1945. А если что и оставалось, то за последующие десятилетия должны были оное, непременно, скоммуниздить, как тот булыжник с дороги. Правда, абориген добавил, что в тех местах сам никогда не бывал. Из сказанного понятно: тайной тот аэродром является, лишь, для авторов статей и музейщиков. Что подтверждено опросом местных жителей на обратном пути.
Слова аборигена про “пару километров” оказались истиной: примерно, через 2 км сносной грунтовки (с фрагментами булыжника): образовалась яма (фото не передает ее истиной глубины), форсирование которой не сулило радостных перспектив: Не доходя сотни метров до ямы, на обочине дороги существовал хутор Велауер Холиндрай. Ныне, от него осталась сухая заросшая травой площадка. Ставлю на ней машину и иду пешком. Трек моего дальнейшего пути показан на картах красной линией. Шагаю, обозревая живописные окрестности в шести кратный бинокль, сработанный на заводе Эрнста Лейца для нужд Вермахта в 30е годы прошлого века (т.е., прибор - ровесник аэродрома). Чем дальше уводит дорога, тем меньше ощущается пребывание на ней цивилизации. Через пару километров пути стали попадаться следы неведомых зверей: А, еще, через пол километра попался привезенный и сваленный с машины мусор из строительных отходов. Далее - по пути – единичных фрагментов мусора (бутылок, банок, окурков) почти, нет: Чем дальше, тем менее видны старые следы машин на дороге, тем ощутимей глухомань вокруг. Пройдя, примерно, 3 км пути пешком, наблюдаю пейзажи: Через 4 км пешего пути: Не доходя 700 метров до хутора Морицфельде, мост через речушку Бочка отсутствует. Зато, рядом оборудована переправа (наверное, лет 40 назад). Вскоре, открылся вид с Запада на бывший хутор Морицфельде: Внутри видимой рощи, остатки фундаментов - давненько перерытые копателями кладов. Запустение, тоска: Пройдя, еще, 1 км - в то место где дорога подворачивает на Юг, на опушке леса - слева - видим дуб: В этих местах стал попадаться коровий кал. Как оказалось, восточней - в Черняховском районе - расположен питомник племенного стада. Изгородь мало препятствует вылазкам коров на несколько километров к Западу.
Еще немного вперед, и выхожу на развилку. На Восток - в Черняховский район - уходят едва заметные остатки старой дороги: За то на Юг - чудесная бетонная дорога немецкого производства. Ни на сколько не раздолбаная, покрытая чудесным компаундом, который до сих пор не отслоился. Как выяснилось позже (у аборигенов Гордого - на обратном пути), эта дорога окаймляла взлетное поле аэродрома с Востока. Фашисты не стали ее взрывать: после уничтожения аэродрома, она стала путем никуда. Та бетонка на километровке ГШ 80х годов указана твердым покрытием, в отличие от моего пути сюда. А вот, и само взлетное поле Морицфельде, вид на него с бетонки - на Запад: Из третьих источников известно о длине взлетной полосы 1 км, без твердого покрытия, как и о не капитальных ангарах и мастерских вокруг.
Прошагав по бетонке на Юг 1,5 км, вспомнил, что забыл бумажник в машине. Не смотря на глухомань, воруют то, что плохо лежит. Обратный путь - длиной 7,7 км к машине - я проделал форсированным маршем. Вернувшись в поселок, опросил аборигенов. Они подтвердили мое предположение: бетонка (ее нет на немецких картах - так же, как, например, фортов Кенигсберга) – остаток аэродрома. Местные сообщили, что лазали по полю с миноискателями пару лет назад - ничего (уже) не нашли.
На картах, приведенных мной выше, синим контуром обведено место расположения аэродрома.
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 6062
- Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2803 раза
- Поблагодарили: 4832 раза
Re: Аэродром Морицфельде (Flugplatz Moritzfelde)
пруфец, что запасной аэродром Морицфельде (Einsatzhafen Moritzfelde) был именно на полях южнее дороги Велау-Норкиттен
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет