Авиация ПМВ
Авиация ПМВ
Уважаемые знатоки! А вот такой вопрос - у кого есть инфа по авиации 1-й и 2-й армий? Известно, что в 1-й армии был авиотряд из 24 самолетов, а во 2-й - из 30-ти. Но что это за самолеты, кто командовал, какие значимые боевые вылеты? Заранее благодарен.
- production
- Санта
- Сообщения: 888
- Зарегистрирован: 14-04-2004 00:00:00
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 113 раз
- Поблагодарили: 69 раз
Re: Следы Первой Мировой войны в нашй области
Куликов Виктор.
Доброволец великой войны: Летчик-истребитель Иван Орлов // Авиамастер. 2003. № 2. (отрывок)
Иван Александрович Орлов родился 6 января 1895 г. (здесь и далее все даты даны по старому стилю, - прим. авт.) в семье потомственных дворян Петроградской губернии. Среднее образование получил в Императорском Александровском лицее. Уже тогда молодой лицеист Орлов проявил большой интерес к авиации. Его конструкторская деятельность увенчалась постройкой моноплана "Орлов №1». По существу, это была авиетка, оснащенная мотором «Анзани» мощностью 35 л.с. На ней он научился летать, при этом испытания самолета и обучение полетам шли одновременно. Незадолго до начала Первой Мировой войны Орлов окончил авиашколу Императорского Всероссийского Аэроклуба, где 31 мая 1914 г. получил диплом пилота-авиатора №229.
До поступления на военную службу Орлов состоял студентом Петроградского университета. С началом войны он поступил охотником (т.е. добровольцем) в армию сразу после объявления мобилизации. 20 июля 1914г. Орлов подал прошение, а уже на следующий день был зачислен в 5-й корпусной авиаотряд: "Принятых на службу охотниками Сына Свиты Его Величества генерал-майора Ивана Александровича Орлова, студента Петербурского института (...) Г.С.Квасникова и крестьянина Тверской губернии (...) И. О.Жукова зачислить в списки отряда на жалованье и все виды довольствия...". Вот так в едином порыве потомственный дворянин, студент и простой крестьянин добровольно пошли на войну и оказались в одном отряде. Орлов, имея сильные связи при дворе, запросто мог избежать фронта, но как истинный русский патриот, он даже не думал об этом.
26 июля «охотники» приняли присягу и были переименованы в рядовые. На следующий день после напутственного молебна отряд в составе шесть офицеров и 138 нижних чинов выступил в походе Варшавского вокзала Петербурга. На вооружение отряд получил бипланы «Фарман-22бис» с моторами «Гном» 80 л.е.: три - постройки завода Щетинина и три - Русско-балтийского вагонного завода или РБВЗ. Причем, если «Фарманы» завода Щетинина были новыми, то самолеты с РБВЗ уже успели послужить в офицерской авиашколе.
Примечательный факт: летчик-доброволец Иван Орлов прибыл на службу со своим собственным «Фарманом-7» (правда, мотор был казенный).
5-й корпусной авиаотряд (далее сокращенно - као) был придан 20 армейскому корпусу 1-й Армии Северо-Западного фронта и участвовал в печально известной Восточно-Прусской операции.
Силы авиации фронта насчитывали 56 самолетов и два дирижабля.
1-я армия под командованием генерала Самсонова начала наступление 4 августа. В тот же день начальник штаба 20-го армейского корпуса генерал Шемякин указал Владиславль как место базирования 5-го као. Из шести летчиков туда благополучно перелетели только поручик Озерский и рядовой Орлов. Остальные совершили вынужденные посадки по разным причинам (отказ мотора, обстрел своими же войсками, капот при посадке и пр.). Первый боевой вылет на разведку совершил поручик Озерский 7 августа, однако, разведка сорвалась опять-таки из-за обстрела своими войсками. В тот же день состоялся и первый боевой вылет Ивана Орлова. Ему удалось провести разведку в районе города Сталупепен.
Всего за август он совершил 18 боевых полетов общей продолжительностью более 18 часов. Почти все полеты сопровождались обстрелом с земли как своими, так и немецкими войсками.
В одном из таких полетов 16 августа сначала близким разрывом немецкой шрапнели оказался пробит винт, а потом из-за обрыва креплений бензобак свалился на нижнюю плоскость, но Орлов продолжил полет и выполнил задание.
За успешную разведку района Кенигсберга Иван Орлов получил первую боевую награду - солдатский Георгиевский Крест 4 степени. В приказе по отряду №35 от 21.08.1914 об этом читаем следующее: «...летчик доброволец Иван Орлов за оказанный им подвиг на театре военных действий награжден Георгиевским Крестом 4 степени... Надеюсь, что и другие вверенные мне чины явят себя истинными сынами Государя и Родины. Начальник отряда штабс-ротмитср Гатовский.» За другую воздушную разведку Кенигсберга Орлова представили к Георгиевской медали 4 степени.
Между тем, русские войска быстро приближались к столице Восточной Пруссии. Эйфория от успешного наступления охватила командование. Командующий 1-й армией Генерал Ренненкампф заявлял в приказе: «Мы непобедимая 1-я Армия. Нас знают уже и Царь, и вся Матушка-Россия». Однако вскоре немцы нанесли мощный контрудар и вынудили армии Северо-Западного фронта отступить на исходные позиции. При этом около 30 тысяч русских во главе с генералом Самсоновым попали в окружение. Чтобы не сдаваться в плен, Самсонов в ночь на 17 августа покончил с собой.
Поражение отразилось и на работе 5-го као. Летчики отступали вместе с войсками, совершая утром и днем разведки, а вечером перелетали на новое место стоянки. Отрядный обоз едва успевал за ними. 30 августа при поспешном отходе наших войск на станции Вержблово была брошена платформа отряда с бочками бензина, масла и другим авиационным имуществом.
1 сентября сложилось критическое положение: из-за дождя и сильного ветра летчики Клембовский, Озерский, Кнох и Орлов не могли взлететь. Чтобы не оставлять свои аэропланы противнику, они сняли с них приборы, моторы и винты, а затем - сожгли. То, что удалось спасти, погрузили в последний поезд, уходящий на Ковно (ныне - Каунас).
Утром 2 сентября авиаторы без самолетов прибыли в крепость Ковно, где отряд месяц назад начинал
свою фронтовую службу. Здесь они нашли своего коллегу летчика штабс-капитана Мучника, который в начале августа из-за аварии отстал от отряда. Самолет к тому времени был отремонтирован и оказался единственным боеспособным аппаратом в 5-м као. С ним отряд по приказанию штаба армии отправился на станцию Олита.
4 сентября Орлов с начальником отряда штабс-ротмистром Н.Н.Гатовским и летчиком поручиком Д.А. Озерским убыл в Петроград за новыми самолетами. Они вернулись через неделю, и вновь начались боевые вылеты. За сентябрь Орлов совершил всего 7 полетов. Два других летчика отряда (Гатовский и Клембовский) также летали мало, так как сильно мешала ухудшившаяся по осени погода.
Почти сразу после зачисления в отряд началось продвижение Орлова по службе: 1 сентября он получил чин ефрейтора, 20-го - младшего унтер-офицера.
К 15 октября в отряде имелись два «Фармана-16» завода Щетинина (№202 и 205) и один «Фарман-22» с РБВЗ. Бомб отряду не дали, пришлось «взять взаймы» три штуки у 3-го као. За весь октябрь только два летчика отряда - Орлов и Казаринов совершали боевые вылеты. 4 октября Орлов вылетел с наблюдателем корнетом Покровским на «вооруженную разведку». Около Доркемена они сбросили бомбу и попали в полотно железной дороги, вторая бомба была сброшена над станцией Геритенн в поезд из 7-8 вагонов. Она взорвалась впереди состава и повредила путь.
Полет продолжался 3 часа 8 минут, что по тем временам было большим достижением (максимальная продолжительность полета «Фармана-22» составляла примерно 3,5 часа). Позже за этот полет Орлова наградили Георгиевским Крестом 3 степени. В приказе значилось: «за воздушную разведку района озеро Выштенец - Вержблово и разрушение бомбами в двух местах полотна железной дороги».
8 ноября Орлов по приказанию штаба 1-й армии он вылетел с механиком из Сохачева в Лодзь, чтобы «установить связь со 2-й армией и передать в штаб ея приказы по 1-й Армии...». Полет длился три часа и «поручение было исполнено своевременно». Вот некоторые подробности этого удивительного полета-приключения в том виде, как они описаны в донесении: «Над лесом от Равы подвергся ружейному обстрелу неприятельской конницы». Далее, поднявшись на высоту 950 м, Орлов попал в облака, где потерял ориентировку и почти полтора часа летел по компасу. «Не имея надежды на разъяснение облаков, спустился и оказался в дер. Кобель в 40 верстах за Петраковым, вторично поднявшись, летел 20 минут и за остановкой мотора (весь бензин иссяк) спустился у полотна железной дороги в 10 верстах от Петракова и в 3-х верстах от двух эскадронов неприятельских уланов. Поехал на паровозе в Петраков за бензином и, вернувшись с оным, поднялся снова и спустился из-за перебоя в моторе в Зворнице, откуда через 20 мин. вылетел и благополучно опустился в Побияницах, где штаба 2-й армии не нашел. Оттуда телеграфировал в Лодзь, где находился штаб 2-й армии и передал приказ по 1-й армии».
Позже за этот вылет летчик был награжден Георгиевским Крестом 2-й степени.
В ноябре боевую работу вели только три летчика 5-го као: поручики Казаринов, Струков и младший унтер-офицер Орлов, который лидировал по числу и продолжительности полетов (12 боевых вылетов: 12 ч. 50 мин.). В этот период отряд принадлежал авиагруппе 1-й армии, куда входили также 13-й и 15-й као.
7 декабря, вылетев на разведку, Орлов впервые встретил воздушного противника. В районе Ижице он был атакован двумя аэропланами. Немецкие летчики, так же, как и он, практически безоружные, пытались прижать русский аэроплан к земле или завлечь в сферу ружейного обстрела наземных войск. Но у них ничего не вышло. Отстреливаясь из «Маузера», Орлов благополучно вернулся на аэродром.
За день до этого в штаб 2-й армии поступило распоряжение Великого Князя Александра Михайловича о командировании «прапорщика Орлова в Петроград для ознакомления с аппаратом «Вуазен» (в приказе ошибка - звание прапорщика Орлов получит только в январе 1915-го).
8 февраля 1915 г переучивание было закончено, и через некоторое время Орлов получил назначение на должность младшего офицера в 1-й армейский авиаотряд.
Разведчик "Фарман-22" заходит на посадку с заглушенным мотором. На самолете такого типа Орлов начал свой боевой путь в 5-м корпусном авиаотряде в августе 1914г.
Доброволец великой войны: Летчик-истребитель Иван Орлов // Авиамастер. 2003. № 2. (отрывок)
Иван Александрович Орлов родился 6 января 1895 г. (здесь и далее все даты даны по старому стилю, - прим. авт.) в семье потомственных дворян Петроградской губернии. Среднее образование получил в Императорском Александровском лицее. Уже тогда молодой лицеист Орлов проявил большой интерес к авиации. Его конструкторская деятельность увенчалась постройкой моноплана "Орлов №1». По существу, это была авиетка, оснащенная мотором «Анзани» мощностью 35 л.с. На ней он научился летать, при этом испытания самолета и обучение полетам шли одновременно. Незадолго до начала Первой Мировой войны Орлов окончил авиашколу Императорского Всероссийского Аэроклуба, где 31 мая 1914 г. получил диплом пилота-авиатора №229.
До поступления на военную службу Орлов состоял студентом Петроградского университета. С началом войны он поступил охотником (т.е. добровольцем) в армию сразу после объявления мобилизации. 20 июля 1914г. Орлов подал прошение, а уже на следующий день был зачислен в 5-й корпусной авиаотряд: "Принятых на службу охотниками Сына Свиты Его Величества генерал-майора Ивана Александровича Орлова, студента Петербурского института (...) Г.С.Квасникова и крестьянина Тверской губернии (...) И. О.Жукова зачислить в списки отряда на жалованье и все виды довольствия...". Вот так в едином порыве потомственный дворянин, студент и простой крестьянин добровольно пошли на войну и оказались в одном отряде. Орлов, имея сильные связи при дворе, запросто мог избежать фронта, но как истинный русский патриот, он даже не думал об этом.
26 июля «охотники» приняли присягу и были переименованы в рядовые. На следующий день после напутственного молебна отряд в составе шесть офицеров и 138 нижних чинов выступил в походе Варшавского вокзала Петербурга. На вооружение отряд получил бипланы «Фарман-22бис» с моторами «Гном» 80 л.е.: три - постройки завода Щетинина и три - Русско-балтийского вагонного завода или РБВЗ. Причем, если «Фарманы» завода Щетинина были новыми, то самолеты с РБВЗ уже успели послужить в офицерской авиашколе.
Примечательный факт: летчик-доброволец Иван Орлов прибыл на службу со своим собственным «Фарманом-7» (правда, мотор был казенный).
5-й корпусной авиаотряд (далее сокращенно - као) был придан 20 армейскому корпусу 1-й Армии Северо-Западного фронта и участвовал в печально известной Восточно-Прусской операции.
Силы авиации фронта насчитывали 56 самолетов и два дирижабля.
1-я армия под командованием генерала Самсонова начала наступление 4 августа. В тот же день начальник штаба 20-го армейского корпуса генерал Шемякин указал Владиславль как место базирования 5-го као. Из шести летчиков туда благополучно перелетели только поручик Озерский и рядовой Орлов. Остальные совершили вынужденные посадки по разным причинам (отказ мотора, обстрел своими же войсками, капот при посадке и пр.). Первый боевой вылет на разведку совершил поручик Озерский 7 августа, однако, разведка сорвалась опять-таки из-за обстрела своими войсками. В тот же день состоялся и первый боевой вылет Ивана Орлова. Ему удалось провести разведку в районе города Сталупепен.
Всего за август он совершил 18 боевых полетов общей продолжительностью более 18 часов. Почти все полеты сопровождались обстрелом с земли как своими, так и немецкими войсками.
В одном из таких полетов 16 августа сначала близким разрывом немецкой шрапнели оказался пробит винт, а потом из-за обрыва креплений бензобак свалился на нижнюю плоскость, но Орлов продолжил полет и выполнил задание.
За успешную разведку района Кенигсберга Иван Орлов получил первую боевую награду - солдатский Георгиевский Крест 4 степени. В приказе по отряду №35 от 21.08.1914 об этом читаем следующее: «...летчик доброволец Иван Орлов за оказанный им подвиг на театре военных действий награжден Георгиевским Крестом 4 степени... Надеюсь, что и другие вверенные мне чины явят себя истинными сынами Государя и Родины. Начальник отряда штабс-ротмитср Гатовский.» За другую воздушную разведку Кенигсберга Орлова представили к Георгиевской медали 4 степени.
Между тем, русские войска быстро приближались к столице Восточной Пруссии. Эйфория от успешного наступления охватила командование. Командующий 1-й армией Генерал Ренненкампф заявлял в приказе: «Мы непобедимая 1-я Армия. Нас знают уже и Царь, и вся Матушка-Россия». Однако вскоре немцы нанесли мощный контрудар и вынудили армии Северо-Западного фронта отступить на исходные позиции. При этом около 30 тысяч русских во главе с генералом Самсоновым попали в окружение. Чтобы не сдаваться в плен, Самсонов в ночь на 17 августа покончил с собой.
Поражение отразилось и на работе 5-го као. Летчики отступали вместе с войсками, совершая утром и днем разведки, а вечером перелетали на новое место стоянки. Отрядный обоз едва успевал за ними. 30 августа при поспешном отходе наших войск на станции Вержблово была брошена платформа отряда с бочками бензина, масла и другим авиационным имуществом.
1 сентября сложилось критическое положение: из-за дождя и сильного ветра летчики Клембовский, Озерский, Кнох и Орлов не могли взлететь. Чтобы не оставлять свои аэропланы противнику, они сняли с них приборы, моторы и винты, а затем - сожгли. То, что удалось спасти, погрузили в последний поезд, уходящий на Ковно (ныне - Каунас).
Утром 2 сентября авиаторы без самолетов прибыли в крепость Ковно, где отряд месяц назад начинал
свою фронтовую службу. Здесь они нашли своего коллегу летчика штабс-капитана Мучника, который в начале августа из-за аварии отстал от отряда. Самолет к тому времени был отремонтирован и оказался единственным боеспособным аппаратом в 5-м као. С ним отряд по приказанию штаба армии отправился на станцию Олита.
4 сентября Орлов с начальником отряда штабс-ротмистром Н.Н.Гатовским и летчиком поручиком Д.А. Озерским убыл в Петроград за новыми самолетами. Они вернулись через неделю, и вновь начались боевые вылеты. За сентябрь Орлов совершил всего 7 полетов. Два других летчика отряда (Гатовский и Клембовский) также летали мало, так как сильно мешала ухудшившаяся по осени погода.
Почти сразу после зачисления в отряд началось продвижение Орлова по службе: 1 сентября он получил чин ефрейтора, 20-го - младшего унтер-офицера.
К 15 октября в отряде имелись два «Фармана-16» завода Щетинина (№202 и 205) и один «Фарман-22» с РБВЗ. Бомб отряду не дали, пришлось «взять взаймы» три штуки у 3-го као. За весь октябрь только два летчика отряда - Орлов и Казаринов совершали боевые вылеты. 4 октября Орлов вылетел с наблюдателем корнетом Покровским на «вооруженную разведку». Около Доркемена они сбросили бомбу и попали в полотно железной дороги, вторая бомба была сброшена над станцией Геритенн в поезд из 7-8 вагонов. Она взорвалась впереди состава и повредила путь.
Полет продолжался 3 часа 8 минут, что по тем временам было большим достижением (максимальная продолжительность полета «Фармана-22» составляла примерно 3,5 часа). Позже за этот полет Орлова наградили Георгиевским Крестом 3 степени. В приказе значилось: «за воздушную разведку района озеро Выштенец - Вержблово и разрушение бомбами в двух местах полотна железной дороги».
8 ноября Орлов по приказанию штаба 1-й армии он вылетел с механиком из Сохачева в Лодзь, чтобы «установить связь со 2-й армией и передать в штаб ея приказы по 1-й Армии...». Полет длился три часа и «поручение было исполнено своевременно». Вот некоторые подробности этого удивительного полета-приключения в том виде, как они описаны в донесении: «Над лесом от Равы подвергся ружейному обстрелу неприятельской конницы». Далее, поднявшись на высоту 950 м, Орлов попал в облака, где потерял ориентировку и почти полтора часа летел по компасу. «Не имея надежды на разъяснение облаков, спустился и оказался в дер. Кобель в 40 верстах за Петраковым, вторично поднявшись, летел 20 минут и за остановкой мотора (весь бензин иссяк) спустился у полотна железной дороги в 10 верстах от Петракова и в 3-х верстах от двух эскадронов неприятельских уланов. Поехал на паровозе в Петраков за бензином и, вернувшись с оным, поднялся снова и спустился из-за перебоя в моторе в Зворнице, откуда через 20 мин. вылетел и благополучно опустился в Побияницах, где штаба 2-й армии не нашел. Оттуда телеграфировал в Лодзь, где находился штаб 2-й армии и передал приказ по 1-й армии».
Позже за этот вылет летчик был награжден Георгиевским Крестом 2-й степени.
В ноябре боевую работу вели только три летчика 5-го као: поручики Казаринов, Струков и младший унтер-офицер Орлов, который лидировал по числу и продолжительности полетов (12 боевых вылетов: 12 ч. 50 мин.). В этот период отряд принадлежал авиагруппе 1-й армии, куда входили также 13-й и 15-й као.
7 декабря, вылетев на разведку, Орлов впервые встретил воздушного противника. В районе Ижице он был атакован двумя аэропланами. Немецкие летчики, так же, как и он, практически безоружные, пытались прижать русский аэроплан к земле или завлечь в сферу ружейного обстрела наземных войск. Но у них ничего не вышло. Отстреливаясь из «Маузера», Орлов благополучно вернулся на аэродром.
За день до этого в штаб 2-й армии поступило распоряжение Великого Князя Александра Михайловича о командировании «прапорщика Орлова в Петроград для ознакомления с аппаратом «Вуазен» (в приказе ошибка - звание прапорщика Орлов получит только в январе 1915-го).
8 февраля 1915 г переучивание было закончено, и через некоторое время Орлов получил назначение на должность младшего офицера в 1-й армейский авиаотряд.
Разведчик "Фарман-22" заходит на посадку с заглушенным мотором. На самолете такого типа Орлов начал свой боевой путь в 5-м корпусном авиаотряде в августе 1914г.
- production
- Санта
- Сообщения: 888
- Зарегистрирован: 14-04-2004 00:00:00
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 113 раз
- Поблагодарили: 69 раз
Re: Следы Первой Мировой войны в нашй области
Куликов Виктор.
Польский орел в русском небе: летчик-истребитель Донат Макиёнок // Авиамастер. 2000. № 6. (отрывок)
С началом войны 3-й корпусной авиаотряд (далее — 3-й као) был придан 3-му армейскому корпусу, воевавшему в Восточной Пруссии. Отряд выполнял разведывательные полеты по приказанию командира генерала от инфатерии Епанчина. На вооружении отряда было 5 монопланов «Ньюпор-4», в нем служили 8 офицеров (5 пилотов и 3 летнаба) и 117 нижних чинов (механиков, мотористов, денщиков, обозных и т.д.). Старший унтер-офицер Макиёнок был единственным летчиком, не имевшим офицерского звания. Командовал отрядом военный летчик штабс-капитан Георгий Мячков.
Бои в Восточной Пруссии начались с успешного наступления русских войск. Отряд следовал за штабом корпуса по маршруту Вильковишки-Вержблово-Сталюпенен-Гумбинен-Инстенбург. Экипажи совершали связные и разведывательные полеты. 8 августа отряд получил задание отыскать прорвавшуюся далеко во вражеский тыл кавалерию генерала Хана-Нахичеванского и передать приказ командира корпуса. Первыми ранним утром вылетели военный летчик подпоручик Устьянцев и наблюдатель поручик Шамин. Прошло несколько часов, самолет не вернулся. Судьба экипажа осталась неизвестной, позже его зачислили в списки пропавших без вести.
В тот же день и с тем же заданием вылетел Макиёнок. Летчик стартовал один, без наблюдателя, отыскал конницу и передал приказ. На обратном пути самолет Макиёнка попал под сильный обстрел. Пулей был пробит бензи-8 новый бак. Опасаясь пожара, Донат выключил мотор и стал планировать на свою территорию. Ему удалось дотянуть до русских позиций и благополучно совершить посадку. За этот смелый полет старший унтер-офицер Макиёнок получил свою первую боевую награду — Георгиевский Крест 4-й степени.
11 августа Макиёнок с летнабом подпоручиком Макейчиком вылетел на разведку. В районе городка Таннау они обнаружили вражеские артиллерийские позиции. Следующий полет 25 августа завершился неудачно. При посадке «Ньюпор» скапотировал. При этом были поломаны крылья, винт и шасси. Летчики получили небольшие ушибы.
Во второй половине августа русские войска в Пруссии были остановлены, а затем им пришлось отступать. Летчики и в этих условиях продолжали боевую работу — летали на разведку Кенигсберга, Алленбурга, Фринлянда. Полеты нередко сопровождались авариями. К концу месяца отряд остался без самолетов. Последний «Ньюпор» пришлось сжечь при поспешной эвакуации. В начале сентября 3-й као был признан небоеспособным и отправлен в тыл. Летчиков командировали в Москву, на завод Дукс за новыми самолетами.
Русский "Ньюпор-4" вылетает на разведку, август 1914.
Польский орел в русском небе: летчик-истребитель Донат Макиёнок // Авиамастер. 2000. № 6. (отрывок)
С началом войны 3-й корпусной авиаотряд (далее — 3-й као) был придан 3-му армейскому корпусу, воевавшему в Восточной Пруссии. Отряд выполнял разведывательные полеты по приказанию командира генерала от инфатерии Епанчина. На вооружении отряда было 5 монопланов «Ньюпор-4», в нем служили 8 офицеров (5 пилотов и 3 летнаба) и 117 нижних чинов (механиков, мотористов, денщиков, обозных и т.д.). Старший унтер-офицер Макиёнок был единственным летчиком, не имевшим офицерского звания. Командовал отрядом военный летчик штабс-капитан Георгий Мячков.
Бои в Восточной Пруссии начались с успешного наступления русских войск. Отряд следовал за штабом корпуса по маршруту Вильковишки-Вержблово-Сталюпенен-Гумбинен-Инстенбург. Экипажи совершали связные и разведывательные полеты. 8 августа отряд получил задание отыскать прорвавшуюся далеко во вражеский тыл кавалерию генерала Хана-Нахичеванского и передать приказ командира корпуса. Первыми ранним утром вылетели военный летчик подпоручик Устьянцев и наблюдатель поручик Шамин. Прошло несколько часов, самолет не вернулся. Судьба экипажа осталась неизвестной, позже его зачислили в списки пропавших без вести.
В тот же день и с тем же заданием вылетел Макиёнок. Летчик стартовал один, без наблюдателя, отыскал конницу и передал приказ. На обратном пути самолет Макиёнка попал под сильный обстрел. Пулей был пробит бензи-8 новый бак. Опасаясь пожара, Донат выключил мотор и стал планировать на свою территорию. Ему удалось дотянуть до русских позиций и благополучно совершить посадку. За этот смелый полет старший унтер-офицер Макиёнок получил свою первую боевую награду — Георгиевский Крест 4-й степени.
11 августа Макиёнок с летнабом подпоручиком Макейчиком вылетел на разведку. В районе городка Таннау они обнаружили вражеские артиллерийские позиции. Следующий полет 25 августа завершился неудачно. При посадке «Ньюпор» скапотировал. При этом были поломаны крылья, винт и шасси. Летчики получили небольшие ушибы.
Во второй половине августа русские войска в Пруссии были остановлены, а затем им пришлось отступать. Летчики и в этих условиях продолжали боевую работу — летали на разведку Кенигсберга, Алленбурга, Фринлянда. Полеты нередко сопровождались авариями. К концу месяца отряд остался без самолетов. Последний «Ньюпор» пришлось сжечь при поспешной эвакуации. В начале сентября 3-й као был признан небоеспособным и отправлен в тыл. Летчиков командировали в Москву, на завод Дукс за новыми самолетами.
Русский "Ньюпор-4" вылетает на разведку, август 1914.
- production
- Санта
- Сообщения: 888
- Зарегистрирован: 14-04-2004 00:00:00
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 113 раз
- Поблагодарили: 69 раз
Re: Следы Первой Мировой войны в нашй области
Куликов Виктор.
Российская армейская авиация в I мировой войне // Авиация и время. 1997. № 4. (отрывок) Кампания 1914 г. открылась на русском театре военных действий Восточно-Прусской операцией. Здесь представляет интерес рассмотреть работу авиации 2-й армии генерала Самсонова. В состав армии входили пять корпусных авиаотрядов, из которых 1-й, 13-й, 15-й и 23-й были распределены по армейским корпусам, а 21-й обслуживал штаб армии. Боевую работу авиаторы начали уже в период развертывания войск, и с 1 августа их донесения стали использоваться штабом армии при составлении "Сводок сведений о противнике". Особенно успешно действовал 1-й авиаотряд, который обследовал район Млава-Зольдау-Лаутенберг, Во время наступления летчики ежедневно вели разведку, вскрывая пути отхода и места сосредоточения войск противника. Так, 9 и 10 августа удалось обнаружить движение на железных и шоссейных дорогах, большие скопления войск противника на левом фланге 2-й армии в районах Доич-Эйлау, Гильденбург и Алленштейн. Однако эти очень своевременные сведения воздушной разведки были поставлены под сомнение командованием, за что вскоре пришлось поплатиться поспешным отступлением. Всего за август авиаотряды 2-й армии совершили более 80 боевых вылетов.
На аэродроме 15-го корпусного авиаотряда самолеты "Ньюпор-IV". Осень 1914 г.
Российская армейская авиация в I мировой войне // Авиация и время. 1997. № 4. (отрывок) Кампания 1914 г. открылась на русском театре военных действий Восточно-Прусской операцией. Здесь представляет интерес рассмотреть работу авиации 2-й армии генерала Самсонова. В состав армии входили пять корпусных авиаотрядов, из которых 1-й, 13-й, 15-й и 23-й были распределены по армейским корпусам, а 21-й обслуживал штаб армии. Боевую работу авиаторы начали уже в период развертывания войск, и с 1 августа их донесения стали использоваться штабом армии при составлении "Сводок сведений о противнике". Особенно успешно действовал 1-й авиаотряд, который обследовал район Млава-Зольдау-Лаутенберг, Во время наступления летчики ежедневно вели разведку, вскрывая пути отхода и места сосредоточения войск противника. Так, 9 и 10 августа удалось обнаружить движение на железных и шоссейных дорогах, большие скопления войск противника на левом фланге 2-й армии в районах Доич-Эйлау, Гильденбург и Алленштейн. Однако эти очень своевременные сведения воздушной разведки были поставлены под сомнение командованием, за что вскоре пришлось поплатиться поспешным отступлением. Всего за август авиаотряды 2-й армии совершили более 80 боевых вылетов.
На аэродроме 15-го корпусного авиаотряда самолеты "Ньюпор-IV". Осень 1914 г.
Re: Авиация ПМВ
Авиация Балтийского флота в Первой мировой войне
Источник: РетропланЪ "История авиации и воздухоплавания до Второй мировой войны"
К началу мобилизации на Балтике имелось всего шесть самолетов (четыре Сикорский С-10, один «М. Фарман-11» и один «А. Фарман-16»), а также один поплавковый самолет конструкции Сикорского «Илья Муромец», еще не принятый в казну. Начальником воздушного района Службы связи Балтийского моря был капитан 2 ранга Б. П. Дудоров. Самолеты базировались на авиационной станции 1-го разряда в Либаве. В этот период строились одна станция 1-го разряда в Кильконде (остров Эзель) и еще одна 2-го разряда в Ревеле.
Источник: РетропланЪ "История авиации и воздухоплавания до Второй мировой войны"
К началу мобилизации на Балтике имелось всего шесть самолетов (четыре Сикорский С-10, один «М. Фарман-11» и один «А. Фарман-16»), а также один поплавковый самолет конструкции Сикорского «Илья Муромец», еще не принятый в казну. Начальником воздушного района Службы связи Балтийского моря был капитан 2 ранга Б. П. Дудоров. Самолеты базировались на авиационной станции 1-го разряда в Либаве. В этот период строились одна станция 1-го разряда в Кильконде (остров Эзель) и еще одна 2-го разряда в Ревеле.
- Альберт
- Архивариус
- Сообщения: 1250
- Зарегистрирован: 17-03-2012 10:27:12
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 451 раз
- Альберт
- Архивариус
- Сообщения: 1250
- Зарегистрирован: 17-03-2012 10:27:12
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 451 раз
Re: Авиация ПМВ
Первым изданием книга вышла в Белграде в 1929 году
«…24 февраля 1915 года, воспользовавшись благоприятной погодой «Илья Муромец Киевский» совершил по заданию штаба 1-й армии (командующий генерал-от-кавалерии Литвинов) трех с половиною-часовой полет в Восточную Пруссии. Сделавши над городом Вилленбергом (одно из мест гибели Самсоновской армии) два круга, «Илья Муромец Киевский» сбросил 17 больших (по одному и по два пуда весом) бомб на станцию железной дороги, в ангары, обозы, произвел глубокую разведку, выеснившую передвижение германских войск в районе Млавы, сфотографировал неприятельские позиции и благополучно вернулся назад.
На следующий день, 25 февраля полет повторился. Сброшено было в Вилленберге 45 бомб, из коих — 10 по пуду весом; разгромлена была железно-дорожная станция с находившимися там поездными составами. По полученным позднее штабом 1-ой армии сведениям, кроме разгрома станции, поездов и пакгаузов «Киевский» произвел разрушения в городе: убито было 2 офицера, 17 нижних чинов, ранен комендант станции. При появлении «Муромца» в Вилленберге возникла невероятная паника.
В одной из полученных в Петрограде немецких газет сообщалось, что у русских появились необыкновенные аэропланы, производящие страшные разрушения и неуязвимые для артиллерии…»
с.с. 80-82 «…Из всех полетов «Ильи Муромца Киевского», относящихся к тому же времени, заслуживает упоминания полет 18 марта 1915 года, давший штабу 1-й армии чрезвычайно ценные данные.
В средине марта, австро-германское главное командованиe начало сосредоточивать свои силы в Галиции. В это время в штабе нашей 1-ой армии были получены сведения о переброске немцами на фронт этой армии значительных сил.
Обезпокоенный этим штаб армии дал «Илье Муромцу Kиевскому» задание: подробно обследовать тыл противника, для обнapyживaния мест выгрузки войск, их движения и сосредоточения.
В экипаж «Ильи Муромца Киевского», состоявший из командира: в. л., кап. Г. Г. Горшкова, его помощника в. л., поручика И. С Башко и артиллер. офицера, шт.-кап. А. А. Наумова, вошел от разведывательного отделения штаба 1-ой армии Генер. штаба капитан А. А. фон-Гоерц. На корабле было 32 пуда бензина, 6 пудов масла, 4 пулемета, (2 — Виккерса и 2 ружья-пулемета Madsen'a) и 2 фотографических аппарата (Потте и Ульянина). Полет продолжался 4 часа, совершен был на высоте 3200–3600 метров, покрыто было около 500 верст.
Для обследования была выбрана главным образом пограничная с Германией полоса по линии: Вилленберг, Нейденбург, Сольдау, Лаутенбург, Страсбург, Торн — пункты, где кончаются подходившие к русской границе германские железнодорожные линии, по которым и должна была происходить переброска войск противника.
От Торна полет продолжался вверх по течению Вислы до Плоцка, затем в направлении на север, далее на Млаву и дальше на восток; после того «Муромец» свернул на юг и прошел обратно по линии фронта армии с восточной ее окраины на запад до Плоцка. Таким образом, была тщательно осмотрена прифронтовая полоса и тыл противника в этом paйоне. Главные пункты, все города и крупные местечки были сфотографированы, причем произведено было около 50 снимков.
Выяснено было с несомненностью, что ни о какой переброске войск противника в этом районе не могло быть и речи.
Таким образом, стало ясно, что сведения, полученные штабом 1-ой армии — были ложны. Наоборот, состояние этого района во время полета, по сравнению с данными предшествовавших полетов, давало основание полагать, что с этого участка переброшены куда-то значительный силы.
Копия донесения об этом была отправлена в Ставку Верховного Главнокомандующего…»
с.с. 82-87
«…«Илья Муромец Киевский» под командою в. л., поручика Башко, с помощником командира в. л., поручиком М. В. Смирновым, артил. офицером шт.-кап. Наумовым и прапорщиком Андреевым совершил 7 апреля 1915 года полет, во время которого была разгромлена станция Сольдау. «Илья Муромец Киевский» сделал шесть кругов над станцией, где в тот момент находилось 15 поездных составов. Кроме попаданий бомб в эти составы, с «Муромца» был замечен и сфотографирован взрыв стоявшего под парами паровоза. Во время полета вылезавшими на крыла шт.-кап. Наумовым и прап. Андреевым была исправлена лопнувшая трубка маслопровода одного из моторов.
Приблизительно через полчаса после этого налета «И. М. Киевского», в эту же станции бросал бомбы «Илья Муромец III» под командой воен. летч., шт.-кап. Бродовича. Этот воздушный корабль довершил разрушения, сделанные «И. М. Киевским» и надо думать, вызвал там еще большую панику: с аппарата замечен был удиравший на всех парах паровоз, очевидно опасавшийся участи паровоза, взорванного «И. М. Киевским».
В этом полете было сброшено обоими аппаратами более 40 бомб, из коих 30 были по пуду весом.
Из других полетов, этих «Муромцев» можно упомянуть о полете 6 апреля, когда «Илья Муромец Киевский» (ком. пор. Башко, пом. к-ра воен. летч., пор. М. В. Смирнов, артил. офиц. пор. Ю. Г. Боне) разгромил станцию Млаву, сбросивши туда 11 пудовых и 6 — двадцатифунтовых бомб. «Илья Муромец III» (ком. в. л., шт.-кап. Бродович, пом. к-ра воен. лет., пор. М. П. Спасов, артил. офиц. пор. Гагуа) в этот полет побывал в Плоцке, где бывший накануне мост через Вислу оказался разведенным, а кроме того бросал в немецкий аэродром в Санниках бомбы. Этими бомбами уничтожен был ангар-палатка и поврежден стоявший на аэродроме аэроплан. На Бзуре «И. М. III» подвергся сильнейшему артиллерийскому обстрелу. Более серьезным по своим последствиям следует считать полет «Ильи Муромца Киевского» и «И. М. III», 11 апреля 1915 г. в Восточную Пруссию, где в г. Нейденбург, «И. М. Киевским» была сброшено 11 пудовых и одна пяти-пудовая бомба.
«Илья Муромец III», полетевший туда же на час позднее довершил разрушения, сделанные «И. М. Киевским». Сброшенными бомбами была разрушена станция и вызваны в городе большие пожары, продолжавшиеся всю ночь. В этом полете принимал участие на «Илье Муромце III», прибывший накануне из Ставки Верховного Главнокомандующего подполк. Ген. Штаба Гаслер, оставшийся чрезвычайно довольным полетом и его результатами. Надо думать, что вред причиненный «Муромцами» неприятелю в Нейденбурге был значителен, так как на другой день, утром на Яблонну был сделан налет шести немецких аэропланов. Бомбами, (в общей сложности 36), — сброшенными с этих аэропланов были разбиты стекла в доме управляющего имения гр. Потоцкой, и незначительно поврежден на аэродроме старый, не предназначавшиеся для боевых полетов «Илья Муромец V». Человеческих жертв не было.
Полетами «Муромцев», а в особенности разгромом ими Сольдау, штаб 1-ой армии остался очень доволен. Что эти полеты были не по нутру немцам, показывает то, что в Вилленберге, Млаве, Сольдау и других местах этого района Восточной Пруссии было обращено внимание на их защиту и там были установлены многочисленные противоаэропланные батареи.
Все эти полеты «Муромцев» происходили в Восточной Пруссии, как раз в тех местах, где в августе 1914 года погибла армия генерала Самсонова. Немцы пристегнули к этой своей победе над русскими имя Танненберга, хорошо им памятного с 1410 года, когда славяне разбили там наголову тевтонских рыцарей.
Вот что пишет фельдмаршал Гинденбург по этому поводу в своих воспоминаниях («Aus meinem Leben». 1920):
«Tannenberg! Ein Wort schmertzlicher Erinnerungen fur deut-sche Ordensmacht, ein Jubeiruf slavischen Triumphes, Gedachtnis frisch geblieben in der Geschichte trotz mehr als 500 jahriger Vergangenheit»...
(Танненберг! Слово, пробуждающее тяжелые для могущества немецкого ордена вocпoминaния, ликyющий клик торжествующих славян, память, оставшаяся свежей в истории, несмотря на свою более чем пятисотлетнюю давность)...
Немцы очевидно хотели именем Танненберга подчеркнуть свою победу — реванш над восточными славянами — русскими, которых они помимо эпитета: «Sweinhund», удостоивали еще названия: «навоз для германской культуры» (Dunger — Volk).
Итак «Ильи Муромцы» это чисто русское самобытное оружие, как бы отдали долг зазнавшимся тевтонам, посещая те места Восточной Пруссии, где в бою с многочисленным и сильным технически противником полегли русские полки, окруженные немцами, принимая на себя удар и спасая столицу Франции от стального немецкого кулака…»
с.с.75-76«…24 февраля 1915 года, воспользовавшись благоприятной погодой «Илья Муромец Киевский» совершил по заданию штаба 1-й армии (командующий генерал-от-кавалерии Литвинов) трех с половиною-часовой полет в Восточную Пруссии. Сделавши над городом Вилленбергом (одно из мест гибели Самсоновской армии) два круга, «Илья Муромец Киевский» сбросил 17 больших (по одному и по два пуда весом) бомб на станцию железной дороги, в ангары, обозы, произвел глубокую разведку, выеснившую передвижение германских войск в районе Млавы, сфотографировал неприятельские позиции и благополучно вернулся назад.
На следующий день, 25 февраля полет повторился. Сброшено было в Вилленберге 45 бомб, из коих — 10 по пуду весом; разгромлена была железно-дорожная станция с находившимися там поездными составами. По полученным позднее штабом 1-ой армии сведениям, кроме разгрома станции, поездов и пакгаузов «Киевский» произвел разрушения в городе: убито было 2 офицера, 17 нижних чинов, ранен комендант станции. При появлении «Муромца» в Вилленберге возникла невероятная паника.
В одной из полученных в Петрограде немецких газет сообщалось, что у русских появились необыкновенные аэропланы, производящие страшные разрушения и неуязвимые для артиллерии…»
с.с. 80-82 «…Из всех полетов «Ильи Муромца Киевского», относящихся к тому же времени, заслуживает упоминания полет 18 марта 1915 года, давший штабу 1-й армии чрезвычайно ценные данные.
В средине марта, австро-германское главное командованиe начало сосредоточивать свои силы в Галиции. В это время в штабе нашей 1-ой армии были получены сведения о переброске немцами на фронт этой армии значительных сил.
Обезпокоенный этим штаб армии дал «Илье Муромцу Kиевскому» задание: подробно обследовать тыл противника, для обнapyживaния мест выгрузки войск, их движения и сосредоточения.
В экипаж «Ильи Муромца Киевского», состоявший из командира: в. л., кап. Г. Г. Горшкова, его помощника в. л., поручика И. С Башко и артиллер. офицера, шт.-кап. А. А. Наумова, вошел от разведывательного отделения штаба 1-ой армии Генер. штаба капитан А. А. фон-Гоерц. На корабле было 32 пуда бензина, 6 пудов масла, 4 пулемета, (2 — Виккерса и 2 ружья-пулемета Madsen'a) и 2 фотографических аппарата (Потте и Ульянина). Полет продолжался 4 часа, совершен был на высоте 3200–3600 метров, покрыто было около 500 верст.
Для обследования была выбрана главным образом пограничная с Германией полоса по линии: Вилленберг, Нейденбург, Сольдау, Лаутенбург, Страсбург, Торн — пункты, где кончаются подходившие к русской границе германские железнодорожные линии, по которым и должна была происходить переброска войск противника.
От Торна полет продолжался вверх по течению Вислы до Плоцка, затем в направлении на север, далее на Млаву и дальше на восток; после того «Муромец» свернул на юг и прошел обратно по линии фронта армии с восточной ее окраины на запад до Плоцка. Таким образом, была тщательно осмотрена прифронтовая полоса и тыл противника в этом paйоне. Главные пункты, все города и крупные местечки были сфотографированы, причем произведено было около 50 снимков.
Выяснено было с несомненностью, что ни о какой переброске войск противника в этом районе не могло быть и речи.
Таким образом, стало ясно, что сведения, полученные штабом 1-ой армии — были ложны. Наоборот, состояние этого района во время полета, по сравнению с данными предшествовавших полетов, давало основание полагать, что с этого участка переброшены куда-то значительный силы.
Копия донесения об этом была отправлена в Ставку Верховного Главнокомандующего…»
с.с. 82-87
«…«Илья Муромец Киевский» под командою в. л., поручика Башко, с помощником командира в. л., поручиком М. В. Смирновым, артил. офицером шт.-кап. Наумовым и прапорщиком Андреевым совершил 7 апреля 1915 года полет, во время которого была разгромлена станция Сольдау. «Илья Муромец Киевский» сделал шесть кругов над станцией, где в тот момент находилось 15 поездных составов. Кроме попаданий бомб в эти составы, с «Муромца» был замечен и сфотографирован взрыв стоявшего под парами паровоза. Во время полета вылезавшими на крыла шт.-кап. Наумовым и прап. Андреевым была исправлена лопнувшая трубка маслопровода одного из моторов.
Приблизительно через полчаса после этого налета «И. М. Киевского», в эту же станции бросал бомбы «Илья Муромец III» под командой воен. летч., шт.-кап. Бродовича. Этот воздушный корабль довершил разрушения, сделанные «И. М. Киевским» и надо думать, вызвал там еще большую панику: с аппарата замечен был удиравший на всех парах паровоз, очевидно опасавшийся участи паровоза, взорванного «И. М. Киевским».
В этом полете было сброшено обоими аппаратами более 40 бомб, из коих 30 были по пуду весом.
Из других полетов, этих «Муромцев» можно упомянуть о полете 6 апреля, когда «Илья Муромец Киевский» (ком. пор. Башко, пом. к-ра воен. летч., пор. М. В. Смирнов, артил. офиц. пор. Ю. Г. Боне) разгромил станцию Млаву, сбросивши туда 11 пудовых и 6 — двадцатифунтовых бомб. «Илья Муромец III» (ком. в. л., шт.-кап. Бродович, пом. к-ра воен. лет., пор. М. П. Спасов, артил. офиц. пор. Гагуа) в этот полет побывал в Плоцке, где бывший накануне мост через Вислу оказался разведенным, а кроме того бросал в немецкий аэродром в Санниках бомбы. Этими бомбами уничтожен был ангар-палатка и поврежден стоявший на аэродроме аэроплан. На Бзуре «И. М. III» подвергся сильнейшему артиллерийскому обстрелу. Более серьезным по своим последствиям следует считать полет «Ильи Муромца Киевского» и «И. М. III», 11 апреля 1915 г. в Восточную Пруссию, где в г. Нейденбург, «И. М. Киевским» была сброшено 11 пудовых и одна пяти-пудовая бомба.
«Илья Муромец III», полетевший туда же на час позднее довершил разрушения, сделанные «И. М. Киевским». Сброшенными бомбами была разрушена станция и вызваны в городе большие пожары, продолжавшиеся всю ночь. В этом полете принимал участие на «Илье Муромце III», прибывший накануне из Ставки Верховного Главнокомандующего подполк. Ген. Штаба Гаслер, оставшийся чрезвычайно довольным полетом и его результатами. Надо думать, что вред причиненный «Муромцами» неприятелю в Нейденбурге был значителен, так как на другой день, утром на Яблонну был сделан налет шести немецких аэропланов. Бомбами, (в общей сложности 36), — сброшенными с этих аэропланов были разбиты стекла в доме управляющего имения гр. Потоцкой, и незначительно поврежден на аэродроме старый, не предназначавшиеся для боевых полетов «Илья Муромец V». Человеческих жертв не было.
Полетами «Муромцев», а в особенности разгромом ими Сольдау, штаб 1-ой армии остался очень доволен. Что эти полеты были не по нутру немцам, показывает то, что в Вилленберге, Млаве, Сольдау и других местах этого района Восточной Пруссии было обращено внимание на их защиту и там были установлены многочисленные противоаэропланные батареи.
Все эти полеты «Муромцев» происходили в Восточной Пруссии, как раз в тех местах, где в августе 1914 года погибла армия генерала Самсонова. Немцы пристегнули к этой своей победе над русскими имя Танненберга, хорошо им памятного с 1410 года, когда славяне разбили там наголову тевтонских рыцарей.
Вот что пишет фельдмаршал Гинденбург по этому поводу в своих воспоминаниях («Aus meinem Leben». 1920):
«Tannenberg! Ein Wort schmertzlicher Erinnerungen fur deut-sche Ordensmacht, ein Jubeiruf slavischen Triumphes, Gedachtnis frisch geblieben in der Geschichte trotz mehr als 500 jahriger Vergangenheit»...
(Танненберг! Слово, пробуждающее тяжелые для могущества немецкого ордена вocпoминaния, ликyющий клик торжествующих славян, память, оставшаяся свежей в истории, несмотря на свою более чем пятисотлетнюю давность)...
Немцы очевидно хотели именем Танненберга подчеркнуть свою победу — реванш над восточными славянами — русскими, которых они помимо эпитета: «Sweinhund», удостоивали еще названия: «навоз для германской культуры» (Dunger — Volk).
Итак «Ильи Муромцы» это чисто русское самобытное оружие, как бы отдали долг зазнавшимся тевтонам, посещая те места Восточной Пруссии, где в бою с многочисленным и сильным технически противником полегли русские полки, окруженные немцами, принимая на себя удар и спасая столицу Франции от стального немецкого кулака…»
- Альберт
- Архивариус
- Сообщения: 1250
- Зарегистрирован: 17-03-2012 10:27:12
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 451 раз
Re: Авиация ПМВ
Следует отметить, что атака военным лётчиком Горшковым железнодорожной станции восточнопрусского города Вилленберг (ныне Вельбарк – центр одноимённой гмины Щитненского повята Варминьско-Мазурского воеводства Польши) считается первой воздушной бомбардировкой в мировой истории, осуществлённой с применением специально изготовленных авиабомб. До этого бомбёжки осуществлялись посредством сброса ручных гранат или различных кустарных взрывных устройств («самым-самым первым» бомбардировщиком считается итальянский мл. лейтенант Гавотти, в ноябре 1911 года сбросивший 4 ручные гранаты на вражеские позиции в ходе итало-турецкой войны 1911-1912 годов).
Георгий Георгиевич Горшков (11 августа 1881 — 23 августа 1919) — русский лётчик и воздухоплаватель, первый летчик-бомбардировщик мира, один из первых военных летчиков, подготовленных в России.
Родился в 11 августа 1881 году в семье уральского казачьего офицера - есаула Георгия Игнатьевича Горшкова.
Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, по окончании которого поступил в Николаевское инженерное училище (сейчас Военный инженерно-технический университет в Санкт-Петербурге), по окончании которого в 1904 году в чине подпоручика, получил назначение в 8-й сапёрный батальон.
Уже шла русско-японская война, и Г. Г. Горшков перевёлся в июне 1904 года в 21-й сапёрный батальон, в котором с января 1905 года назначен заведующим обучением в унтер-офицерском классе.
С 17 ноября 1905 по 20 июня 1906 года Горшков находился в командировке в г. Киеве, где занимался подготовкой и обучением сапёрному делу армейских новобранцев.
6 октября 1906 года был произведён в чин поручика. Находился на должности заведующего обучением во 2-м отделении саперного класса батальонной школы. С августа по ноябрь 1907 года был прикомандирован к 14-му саперному батальону, затем с 23 ноября 1907 года обучался в Офицерском классе Учебного воздухоплавательного парка. С 29 сентября 1908 года прикомандирован к постоянному составу Учебного воздухоплавательного парка, а с 24 октября 1908 года включён в состав Брест-Литовского крепостного воздухоплавательного отделения. С 23 апреля 1910 года — заведующий Гатчинский аэродромом. С сентября 1910 года — в постоянном составе Офицерской воздухоплавательной школы, в октябре 1910 года произведён в чин штабс-капитана, летом 1911 года обучался полётам на летательных аппаратах «Blériot» во Франции.
В июне 1912 года, штабс-капитан Г. Г. Горшков принимает участие в испытаниях российского ранцевого парашюта РК-1 (русский, Котельникова, модель первая), конструкции Г. Е. Котельникова.
С ноября 1912 года назначен помощником начальника Авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы, в этой должности находился до начала Первой мировой войны.
31 августа 1913 года Г. Г. Горшкову было присвоено звание «Военный лётчик».
1 сентября 1914 года произведён в чин капитана.
В I мировую войну был командиром легендарного корабля «Илья Муромец», совершил 40 боевых вылетов.
Подполковник (5.7.1915).
Прикомандирован к 10 авиационному дивизиону.
14.4.1916 – командир 10 авиационного дивизиона.
16.8.1916-5.1917 – и.д. начальника Военной авиационной школы.
9.5.1917 – и.д. начальника Эскадры воздушных кораблей. Полковник (25.5.1917).
20.6.1917 – начальник Эскадры воздушных кораблей.
25.3.-8.7.1918 – назначен начальником Северной группы воздушных кораблей, которую формировал в Петрограде. Передал командование И.С. Башко.
Октябрьской революции не принял. Когда Восточный фронт Первой мировой войны окончательно развалился, полковник Горшков оказался одним из руководителей петлюровской Украинской народной республики (УНР), а затем гетманской Украины.
Но и в годы Гражданской войны он не забывал о своей давно данной присяге на верность Богу, царю и Отечеству. Горшков активно способствовал тайной переправе различного авиационного имущества в белую Добровольческую армию генерала А. И. Деникина, вербовке в неё людей.
В 1919 года гетманский авианачальник бежал с Украины, с целью добраться до мест пребывания частей деникинской армии. Однако он был арестован Одесской ВЧК и расстрелян.
Награды:
• Орден Святого Станислава 3 степени с мечами и бантом (1905)
• Темно-бронзовая медаль на Георгиевской и Александровской ленте в память русско-японской войны 1904—1905 годов (1906)
• Орден Святой Анны 3 степени (1909)
• Орден Святого Станислава 2 степени (1910)
• Орден Святой Анны 2 степени (1914)
• Орден Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом(1915)
• Георгиевское оружие (1915)
• Мечи к Ордену Святой Анны 2 степени (1915)
Два Высочайших благоволения Императора «за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий» (1916)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F0% ... 5%E2%E8%F7
http://viupetra2.3dn.ru/publ/gorshkov_g_g/13-1-0-942
По другой версии служил в Красной Армии, «в 1919 г. был членом Особого комитета Высшей военной инспекции РККА по воздушному флоту»
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biog ... 0%BE%D0%B2
и даже "принимал участие в разгроме войск Деникина на Южном фронте"
http://www.gorshkov.org.ua/profile.html
после чего был "необоснованно репрессирован". Горшков сидит на трапе учебного самолёта "Киевский" № 128, Корпусной аэродром, лето 1914 года.
Георгий Георгиевич Горшков (11 августа 1881 — 23 августа 1919) — русский лётчик и воздухоплаватель, первый летчик-бомбардировщик мира, один из первых военных летчиков, подготовленных в России.
Родился в 11 августа 1881 году в семье уральского казачьего офицера - есаула Георгия Игнатьевича Горшкова.
Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, по окончании которого поступил в Николаевское инженерное училище (сейчас Военный инженерно-технический университет в Санкт-Петербурге), по окончании которого в 1904 году в чине подпоручика, получил назначение в 8-й сапёрный батальон.
Уже шла русско-японская война, и Г. Г. Горшков перевёлся в июне 1904 года в 21-й сапёрный батальон, в котором с января 1905 года назначен заведующим обучением в унтер-офицерском классе.
С 17 ноября 1905 по 20 июня 1906 года Горшков находился в командировке в г. Киеве, где занимался подготовкой и обучением сапёрному делу армейских новобранцев.
6 октября 1906 года был произведён в чин поручика. Находился на должности заведующего обучением во 2-м отделении саперного класса батальонной школы. С августа по ноябрь 1907 года был прикомандирован к 14-му саперному батальону, затем с 23 ноября 1907 года обучался в Офицерском классе Учебного воздухоплавательного парка. С 29 сентября 1908 года прикомандирован к постоянному составу Учебного воздухоплавательного парка, а с 24 октября 1908 года включён в состав Брест-Литовского крепостного воздухоплавательного отделения. С 23 апреля 1910 года — заведующий Гатчинский аэродромом. С сентября 1910 года — в постоянном составе Офицерской воздухоплавательной школы, в октябре 1910 года произведён в чин штабс-капитана, летом 1911 года обучался полётам на летательных аппаратах «Blériot» во Франции.
В июне 1912 года, штабс-капитан Г. Г. Горшков принимает участие в испытаниях российского ранцевого парашюта РК-1 (русский, Котельникова, модель первая), конструкции Г. Е. Котельникова.
С ноября 1912 года назначен помощником начальника Авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы, в этой должности находился до начала Первой мировой войны.
31 августа 1913 года Г. Г. Горшкову было присвоено звание «Военный лётчик».
1 сентября 1914 года произведён в чин капитана.
В I мировую войну был командиром легендарного корабля «Илья Муромец», совершил 40 боевых вылетов.
Подполковник (5.7.1915).
Прикомандирован к 10 авиационному дивизиону.
14.4.1916 – командир 10 авиационного дивизиона.
16.8.1916-5.1917 – и.д. начальника Военной авиационной школы.
9.5.1917 – и.д. начальника Эскадры воздушных кораблей. Полковник (25.5.1917).
20.6.1917 – начальник Эскадры воздушных кораблей.
25.3.-8.7.1918 – назначен начальником Северной группы воздушных кораблей, которую формировал в Петрограде. Передал командование И.С. Башко.
Октябрьской революции не принял. Когда Восточный фронт Первой мировой войны окончательно развалился, полковник Горшков оказался одним из руководителей петлюровской Украинской народной республики (УНР), а затем гетманской Украины.
Но и в годы Гражданской войны он не забывал о своей давно данной присяге на верность Богу, царю и Отечеству. Горшков активно способствовал тайной переправе различного авиационного имущества в белую Добровольческую армию генерала А. И. Деникина, вербовке в неё людей.
В 1919 года гетманский авианачальник бежал с Украины, с целью добраться до мест пребывания частей деникинской армии. Однако он был арестован Одесской ВЧК и расстрелян.
Награды:
• Орден Святого Станислава 3 степени с мечами и бантом (1905)
• Темно-бронзовая медаль на Георгиевской и Александровской ленте в память русско-японской войны 1904—1905 годов (1906)
• Орден Святой Анны 3 степени (1909)
• Орден Святого Станислава 2 степени (1910)
• Орден Святой Анны 2 степени (1914)
• Орден Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом(1915)
• Георгиевское оружие (1915)
• Мечи к Ордену Святой Анны 2 степени (1915)
Два Высочайших благоволения Императора «за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий» (1916)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F0% ... 5%E2%E8%F7
http://viupetra2.3dn.ru/publ/gorshkov_g_g/13-1-0-942
По другой версии служил в Красной Армии, «в 1919 г. был членом Особого комитета Высшей военной инспекции РККА по воздушному флоту»
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biog ... 0%BE%D0%B2
и даже "принимал участие в разгроме войск Деникина на Южном фронте"
http://www.gorshkov.org.ua/profile.html
после чего был "необоснованно репрессирован". Горшков сидит на трапе учебного самолёта "Киевский" № 128, Корпусной аэродром, лето 1914 года.
- Альберт
- Архивариус
- Сообщения: 1250
- Зарегистрирован: 17-03-2012 10:27:12
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 451 раз
Re: Авиация ПМВ
Из книги: Хайрулин М.А. "Илья Муромец". Гордость русской авиации. М., 2010.
- Рейтинг: 5.26%
-
-
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6045
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Благодарил (а): 3398 раз
- Поблагодарили: 2053 раза
Re: Авиация ПМВ
Гатчинцы на гумбинской площади - http://mebius777.livejournal.com/98049.html - о посадке русского самолёта на площади Гумбиннена
- Рейтинг: 5.26%
-
- Альберт
- Архивариус
- Сообщения: 1250
- Зарегистрирован: 17-03-2012 10:27:12
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 451 раз
Re: Авиация ПМВ
Технический прогресс не остановить: над Тарау пролетает "цеппелин". 1914.
Из книги: In Natangen. Der ostpreußische Lahdkreis Preußisch Eylau in 1470 Bildern. Erarbeit und zusammengestellt von Horst Schulz. Köln, 1986, с. 28. В данном случае - дословный перевод подписи к фотографии. Претензии - к покойному Хорсту Шульцу. Как говорится, за что купил...
Из книги: In Natangen. Der ostpreußische Lahdkreis Preußisch Eylau in 1470 Bildern. Erarbeit und zusammengestellt von Horst Schulz. Köln, 1986, с. 28. В данном случае - дословный перевод подписи к фотографии. Претензии - к покойному Хорсту Шульцу. Как говорится, за что купил...
Re: Авиация ПМВ
На территории Польши на границе есть памятник который, по мнению люди, которые там живут, был возведен в честь русского авиатора, который погиб во время ПМВ.
Вам сохранила информация o авиакатастрофе во время ПМВ около видимoго на карте населенного пункта?
Вам сохранила информация o авиакатастрофе во время ПМВ около видимoго на карте населенного пункта?
-
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6045
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Благодарил (а): 3398 раз
- Поблагодарили: 2053 раза
Re: Авиация ПМВ
Район толком не ясен.Wolf9 писал(а):На территории Польши на границе есть памятник который, по мнению люди, которые там живут, был возведен в честь русского авиатора, который погиб во время ПМВ.
Вам сохранила информация o авиакатастрофе во время ПМВ около видимoго на карте населенного пункта?
Откуда инфа что лётчику? И почему именно ПМВ?
Re: Авиация ПМВ
Район - около была деревня Майское (Christiankehmen), теперь её нет. Cейчас близко Ульяновское.
Откуда инфа что лётчику? - так жители деревни Rapa (Kleinangerapp) говорят.
Ищу информацию для проверки этого.
Откуда инфа что лётчику? - так жители деревни Rapa (Kleinangerapp) говорят.
Ищу информацию для проверки этого.
- Рейтинг: 5.26%
-
-
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6045
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Благодарил (а): 3398 раз
- Поблагодарили: 2053 раза
Re: Авиация ПМВ
Вот что обнаружилось, правда тотли это Christiankehmen
http://forum.axishistory.com/viewtopic. ... 9#p1361695There were two `major incidents', as defined above, at Santoppen, where 19 civilians were executed on 28 August, and at Christiankehmen on 1 1 September, with 14 civilian fatalities.
- Рейтинг: 5.26%
-
- zehlau
- Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
- Сообщения: 1107
- Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
- Благодарил (а): 833 раза
- Поблагодарили: 1233 раза
Re: Авиация ПМВ
Удобно систематизированы сведения о памятниках на польской территории.Wolf9 писал(а):На территории Польши на границе есть памятник который, по мнению люди, которые там живут, был возведен в честь русского авиатора, который погиб во время ПМВ.
Вам сохранила информация o авиакатастрофе во время ПМВ около видимoго на карте населенного пункта?
Вот как раз об этом памятнике: http://www.rowery.olsztyn.pl/wiki/miejs ... rskie/rapa
Re: Авиация ПМВ
Я знаю этот сайт, но там написано то, что я писал на форуме. Я думал, что некоторые материалы сохраняются, которые подтверждают это событие. Военно-воздушные силы не столь в то время многочисленными.
Christiankehmen - Майское (oзёрский район)
Christiankehmen - Майское (oзёрский район)
- Альберт
- Архивариус
- Сообщения: 1250
- Зарегистрирован: 17-03-2012 10:27:12
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 451 раз
Re: Авиация ПМВ
Ипподром в Шплиттере (район в западной части Тильзита) в годы ПМВ использовался как военный аэродром
Источник: Altes und Neues aus Tilsit. Entwicklung und Schicksal einer deutschen Stadt in 236 Bildern. Kiel, 1983, иллюстрация № 28
- Рейтинг: 10.53%
-
- Альберт
- Архивариус
- Сообщения: 1250
- Зарегистрирован: 17-03-2012 10:27:12
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 451 раз
- zehlau
- Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
- Сообщения: 1107
- Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
- Благодарил (а): 833 раза
- Поблагодарили: 1233 раза
Re: Авиация ПМВ
"Из воспоминаний о работе авиации в Самсоновской операции"
Л. ЧЕХУТОВ.
"Вестник Воздушного Флота" №12 (декабрь) 1924 г.
http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.h ... bi2Id=1026
Производя оценку работы авиации при наступлении 2 армии, приходим к определенному выводу, что авиация вполне справлялась с поставленными ей задачами и своими разведками дала земному командованию почти исчерпывающий материал для успешного ведения операции, и, если наступление 2 армии закончилось столь тяжелой катастрофой, то в этом не было вины со стороны авиации.
А встретилось здесь: http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.h ... bi2Id=1019
Л. ЧЕХУТОВ.
"Вестник Воздушного Флота" №12 (декабрь) 1924 г.
http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.h ... bi2Id=1026
Производя оценку работы авиации при наступлении 2 армии, приходим к определенному выводу, что авиация вполне справлялась с поставленными ей задачами и своими разведками дала земному командованию почти исчерпывающий материал для успешного ведения операции, и, если наступление 2 армии закончилось столь тяжелой катастрофой, то в этом не было вины со стороны авиации.
А встретилось здесь: http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.h ... bi2Id=1019
- Рейтинг: 10.53%
-
Re: Авиация ПМВ
Вот некоторая обобщенная информация по авиации 1-й и 2-й армий по состоянию на август 1914 г.
Прошу всех вносить свои дополнения и изменения.
По штату к июлю 1914 года было положено иметь в каждом армейском корпусе отдельный авиаотряд в составе шести аэропланов. Номер авиаотряда совпадал с номером корпуса. Однако вследствие острой нехватки аэропланов и летчиков ряд армейских корпусов авиаотрядов не имел.
Основной задачей корпусного отряда была разведка и корректировка огня артиллерии в полосе действия пехотного корпуса.
На 1 августа 1914 года
1-я армия (4 као)
2-й као
в составе корпуса
начальник
самолеты «Ньюпор-IV» 2 ед.
летчики (2 офицера)
3-й као
в составе 3 АК
начальник - штабс-капитан Г. Мячиков
самолеты «Ньюпор- IV» 5 ед.
К началу сентября из 5-ти "Ньюпоров", состоявших на вооружении авиаотряда, в строю остался лишь один, был сожжен при отступлении.
летчики (5 офицеров, 1 солдат):
подпоручик Ульянцев;
унтер-офицер Д. Макиенок
.
4-й као
в составе 4 АК
начальник
самолеты «Ньюпор-IV» 3 ед.
летчики (4 офицера)
10-й као
использовался как полевой авиаотряд (армейского подчинения)
начальник
самолеты «Фарман» - 4 ед.
летчики (3 офицера, 2 солдата)
2-я армия (5 као)
1-й као
в составе 1 АК
начальник - штабс-капитан Христофор Пруссис
самолеты «Фарман-ХХII» - 8 ед.
частично потеряны при поспешном отходе корпуса
летчики (6 офицеров, 1 солдат):
штабс-капитан Михаил Никифоров;
поручик Феликс Верницкий;
поручик Владимир Фирсов;
поручик Иван Хризосколео;
поручик Николай Воеводский
13-й као
в составе 13 АК
Начальник Кокаев
самолеты «Ньюпор-IV» 5 ед.
частично потеряны при поспешном отходе корпуса
Летчики (3 офицера)
XIII корпусный авиаотряд целиком попал в руки противника
15-й као
в составе 15 АК
начальник штабс-капитан Вальницкий Анатолий Иосифович;
самолеты «Ньюпор-IV»-6 ед.
За первую половину августа отряд потерял два самолета: 6-го при посадке унтер-офицера Мениченко "аэроплан наскочил на кусты, перевернулся и разбился" (экипаж отделался ушибами), а 15-го при взлете разбил машину поручик Бирко.
Удалось спасти 3 самолета (поручики Котов, Кульвинский и Чехутов), все техническое имущество отряда осталось в руках противника. При отступлении пришлось сжжечь один "Ньюпор", находившийся в ремонте в Нейденбурге. Мотор с этого самолета удалось вывезти.
Летчики (6 офицеров, 2 солдата):
- поручик Бирко Александр Михайлович,
- поручик Котов Александр Васильевич,
- поручик Чехутов Иван Аникиевич,
- поручик Кульвинский Александр Иосифович
- поручик Машерек Константин;
- старший унтер-офицер Чистоклетов;
- старшиий унтер-офицер Мениченко.
21-й као
использовался как полевой авиаотряд (армейского подчинения)
начальник поручик Поплавко Юрий Викторович
самолеты «Фарман» - 3 ед.
частично потеряны при поспешном отходе корпуса
летчики (1 офицер, 2 солдата)
23-й као
в составе 6 АК
начальник -штабс-капитан Петр Прищепов
самолеты «Фарман-XVI » - 5 ед.
частично потеряны при поспешном отходе корпуса
летчики (4 офицера, по другим сведениям, 3 офицера):
- штабс-капитан Жохов
- поручик Борис Фирсов
Прошу всех вносить свои дополнения и изменения.
По штату к июлю 1914 года было положено иметь в каждом армейском корпусе отдельный авиаотряд в составе шести аэропланов. Номер авиаотряда совпадал с номером корпуса. Однако вследствие острой нехватки аэропланов и летчиков ряд армейских корпусов авиаотрядов не имел.
Основной задачей корпусного отряда была разведка и корректировка огня артиллерии в полосе действия пехотного корпуса.
На 1 августа 1914 года
1-я армия (4 као)
2-й као
в составе корпуса
начальник
самолеты «Ньюпор-IV» 2 ед.
летчики (2 офицера)
3-й као
в составе 3 АК
начальник - штабс-капитан Г. Мячиков
самолеты «Ньюпор- IV» 5 ед.
К началу сентября из 5-ти "Ньюпоров", состоявших на вооружении авиаотряда, в строю остался лишь один, был сожжен при отступлении.
летчики (5 офицеров, 1 солдат):
подпоручик Ульянцев;
унтер-офицер Д. Макиенок
.
4-й као
в составе 4 АК
начальник
самолеты «Ньюпор-IV» 3 ед.
летчики (4 офицера)
10-й као
использовался как полевой авиаотряд (армейского подчинения)
начальник
самолеты «Фарман» - 4 ед.
летчики (3 офицера, 2 солдата)
2-я армия (5 као)
1-й као
в составе 1 АК
начальник - штабс-капитан Христофор Пруссис
самолеты «Фарман-ХХII» - 8 ед.
частично потеряны при поспешном отходе корпуса
летчики (6 офицеров, 1 солдат):
штабс-капитан Михаил Никифоров;
поручик Феликс Верницкий;
поручик Владимир Фирсов;
поручик Иван Хризосколео;
поручик Николай Воеводский
13-й као
в составе 13 АК
Начальник Кокаев
самолеты «Ньюпор-IV» 5 ед.
частично потеряны при поспешном отходе корпуса
Летчики (3 офицера)
XIII корпусный авиаотряд целиком попал в руки противника
15-й као
в составе 15 АК
начальник штабс-капитан Вальницкий Анатолий Иосифович;
самолеты «Ньюпор-IV»-6 ед.
За первую половину августа отряд потерял два самолета: 6-го при посадке унтер-офицера Мениченко "аэроплан наскочил на кусты, перевернулся и разбился" (экипаж отделался ушибами), а 15-го при взлете разбил машину поручик Бирко.
Удалось спасти 3 самолета (поручики Котов, Кульвинский и Чехутов), все техническое имущество отряда осталось в руках противника. При отступлении пришлось сжжечь один "Ньюпор", находившийся в ремонте в Нейденбурге. Мотор с этого самолета удалось вывезти.
Летчики (6 офицеров, 2 солдата):
- поручик Бирко Александр Михайлович,
- поручик Котов Александр Васильевич,
- поручик Чехутов Иван Аникиевич,
- поручик Кульвинский Александр Иосифович
- поручик Машерек Константин;
- старший унтер-офицер Чистоклетов;
- старшиий унтер-офицер Мениченко.
21-й као
использовался как полевой авиаотряд (армейского подчинения)
начальник поручик Поплавко Юрий Викторович
самолеты «Фарман» - 3 ед.
частично потеряны при поспешном отходе корпуса
летчики (1 офицер, 2 солдата)
23-й као
в составе 6 АК
начальник -штабс-капитан Петр Прищепов
самолеты «Фарман-XVI » - 5 ед.
частично потеряны при поспешном отходе корпуса
летчики (4 офицера, по другим сведениям, 3 офицера):
- штабс-капитан Жохов
- поручик Борис Фирсов
- Рейтинг: 10.53%
-
- konkar
- Читатель
- Сообщения: 144
- Зарегистрирован: 05-05-2010 10:33:47
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 94 раза
Русские лётчики в Восточной Пруссии в Первую мировую
По информации, полученной от польских друзей, к северо-западу от деревни Рапа (той самой, с пирамидой-усыпальницей Фаренхайдов), буквально у границы с Россией, есть памятник. Местные жители уверяют, что поставлен он был в честь погибшего в Первую мировую войну русского лётчика.
Буду признателен за любые сведения по сабжу.
Буду признателен за любые сведения по сабжу.
- logo
- Архивариус
- Сообщения: 5687
- Зарегистрирован: 07-09-2004 06:00:00
- Откуда: НН
- Благодарил (а): 1457 раз
- Поблагодарили: 1361 раз
Re: Немецкие войска ПМВ: материалы, фото
Foto FELD-FLIEGER Abtl. 14 - INSTERBURG Ostpreußen - FLUGZEUG & Piloten.
14 авиационная эскадрилья - Инстербург (Черняховск), аэродром и пилоты.
14 авиационная эскадрилья - Инстербург (Черняховск), аэродром и пилоты.
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 6156
- Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2879 раз
- Поблагодарили: 4958 раз
Re: Авиация ПМВ
что-то из русского авиаимущества, оставленного в Найденбурге
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 6156
- Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2879 раз
- Поблагодарили: 4958 раз
Re: Авиация ПМВ
Русский военный самолет в Восточной Пруссии, 1915 г. 10-й корпусной авиаотряд.
В заснеженном поле возле усадьбы в Шталлупёнен (Нестеров) совершил вынужденную посадку самолет военной авиации царской России. Рядом с машиной находятся немецкие военные летчики, офицеры и солдаты, также любопытствующие местные жители с собакой из соседних усадеб и домов. Из альбома Отто Лисмана - летчик 14-й авиадивизии Первого армейского корпуса Германской империи, разведчик, фотограф.
Музей Кретинги.
- Рейтинг: 15.79%
-
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет