Что ж, попробую и здесь внести скромную лепту в сохранение информации. Итак, ныне не существующая, но образованная согласно приказу командующего БФ № 0551 от 25 сентября 1945 года на побережье Земландского полуострова 2-я гвардейская морская железнодорожная артиллерийская бригада (МЖДАБР) имела недолгую, но интересную историю. Предлагаю ниже сканы статьи начальника организационно- мобилизационного отдела этого подразделения О.Н.Поспелова.
Да, штаб этой части располагался (до расформирования) в Покровском. Так что, надеюсь уважаемый Андрей (и другие камрады) дополнят и подскажут.
Итак :
ТАКТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И МАРШ-МАНЕВР 2-й ГВАРДЕЙСКОЙ МОРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ БРИГАДЫ (Лето 1955 г.)
Появление 2-й Гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады в составе Балтийского флота связано было напрямую с необходимостью защиты от кораблей и морских десантов вероятного противника берегов Балтийского моря, вошедших в операционную зону флота по окончании Великой Отечественной войны и принадлежащих образованной после войны Калининградской области.
Война принесла большие разрушения существовавшей у немцев системе береговой обороны, да и использовать ее береговую артиллерию было невозможно и нецелесообразно. Строить свои стационарные береговые батареи с их железобетонными сооружениями было и дорого, и долго. Гораздо дешевле и быстрее было подвести к необходимым местам железнодорожные ветки, на которых оборудовать огневые позиции железнодорожных артиллерийских батарей с морскими орудиями, установленными на специальных платформах с железнодорожными тележками. Тем более что для поддержки советских войск, наступающих в 1945 году под Кенигсбергом и на Земландском полуострове, уже тогда была сформирована артиллерийская группа из железнодорожных батарей и дивизионов 1-й Гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригады в составе 403-го железнодорожного артдивизиона (три трехорудийные 130-мм железнодорожные артбатареи) и 404-го ждад (его командир, гвардии майор А. С. Сныткин, являлся командиром артгруппы (в составе четырех 130-мм трехорудийных ж. д. батарей и одной 180-мм четырехорудийной ж. д. батареи). Эта группа успешно действовала в боях.
Таким образом, успешное применение железнодорожной артиллерии подтвердило оптимальность установки ее батарей и дивизионов в новой операционной зоне Балтийского флота, что и было сделано после окончания Великой Отечественной войны. Согласно приказу командующего БФ № 0551 от 25 сентября 1945 г., на побережье Земландского полуострова была сформирована 2-я Гвардейская морская железнодорожная артиллерийская бригада, в которую были переданы из состава первой четыре 130-мм четырехорудийные батареи, одна 152-мм железнодорожная четырехорудийная батарея, две 180-мм железнодорожные четырехорудийные батареи, одна 305-мм трехорудийная железнодорожная батарея и одна разведывательная артбатарея. Их огневые позиции расположились по всему побережью, от пос. Рыбачий на Куршской косе до пос. Мечниково у г. Балтийска. Секторы артбатарей флангами перекрывали друг друга и создавали сплошную зону обороны побережья, прибрежных населенных пунктов, пунктов базирования Балтфлота от морских, да и наземных, сил вероятного противника.
Следовательно, артиллерия 2-й бригады представляла внушительную силу, способную защитить побережье и пункты базирования флота. Точность и действенность огня батарей была высокой, что подтверждали проводимые по курсу боевой подготовки практические морские и наземные стрельбы, имеющие обычно хорошие результаты.
Вот об одном значительном событии в боевой подготовке бригады мне хочется рассказать. Речь пойдет о тактическом учении и марш-маневре летом 1955 года батарей и дивизионов бригады на совместные артиллерийские стрельбы на полигон, расположенный в районе пос. Руцава-Ница, почти у границы Латвии с Литвой. Огневые позиции планировалось оборудовать на путях железнодорожной ветки, соединяющей порт Швентой с городом и железнодорожной станцией Дарбенай Литовской Республики. С властями обеих республик вопрос был согласован без труда — ведь мы были единым Советским Союзом.
С весны 1955 года в командование бригадой вступил гвардии подполковник Зубков Андрей Эммануилович, известный в годы войны по обороне ВМБ Новороссийск командир батареи, опытный офицер, талантливый артиллерист, решительный, строгий, но справедливый начальник, который быстро завоевал уважение всего личного состава бригады. Ему и принадлежит решение о проведении тактического учения бригады с совершением марша в указанный район полигона для проведения стрельб.
В состав управления бригады входили следующие офицеры: начальник штаба бригады — заместитель командира, гвардии подполковник Е. И. Павловский; начальник артиллерии — заместитель командира бригады гвардии подполковник В. К. Проскуров; начальник оперативного отделения штаба бригады гвардии подполковник Ф. Г. Князев; старший офицер отделения гвардии капитан Н. Д. Антонов; начальник строевого отделения гвардии подполковник Н. И. Чугунов; начальник организационно-мобилизационного отделения гвардии майор О. Н. Поспелов; начальники служб: топографической — гвардии подполковник И. А. Юшкевич; электромеханической — гвардии инженер-капитан И. И. Блазер; заместитель командира бригады по железнодорожной службе — гвардии инженер-майор Г. И. Ляшков; начальник связи — гвардии майор П. А. Мельничук; заместитель начальника штаба по разведке гвардии майор И. И. Фалалеев и ряд других.
Надо сказать, что к 1955 году крупнокалиберные батареи были переформированы в дивизионы: 159-й ждад (III - 305 мм орудия), командир — гвардии подполковник И. В. Пушай; 489-й ждад (IV - 180 мм орудия), командир — гвардии майор В. С. Губский; 491-й ждад (IV - 180 мм орудия), командир — гвардии капитан Н. Я. Харютин. Остальные батареи: 1122-й ждаб (IV - 152 мм орудия), командир — гвардии капитан В. В. Беляев, четыре четырехорудийные 130-мм железнодорожные батареи (1112-я, 1113-я, 1114-я и 1116-я) были сведены в 405-й железнодорожный артдивизион, командиром которого был гвардии майор Б. Н. Шевлягин. Командирами 130-мм батарей были соответственно: гвардии капитан М. А. Астафьев, гвардии капитан Г. Г. Артеменко, гвардии старший лейтенант М. И. Щербаков, гвардии старший лейтенант М. А. Буряченко.
Командир 2-й Гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады гвардии подполковник Андрей Эммануилович ЗУБКОВ. Балтийск, 1957 г.
Справа налево: заместитель командира 20-й Гв. мждабр — начальник артиллерии гвардии подполковник Владимир Кузьмич ПРОСКУРОВ и начальник организационно-мобилизационного отделения штаба бригады гвардии майор Олег Николаевич ПОСПЕЛОВ. Снимок сделан в Зеленоградске во время остановки на марше. 1955г.
До марша на полигон дивизионы выполнили плановые стрельбы по морским целям, получив высокие оценки, и начали подготовку к наземным стрельбам, тактическому учению и марш-маневру.
Естественно, что в полном составе бригада на марш выйти не могла — нельзя было оставлять без огневой защиты побережье Земландского полуострова. Поэтому 1113-я и 1122-я батареи и 489-й ждад оставались на местах. Также и 159-й ждад со своими 305-мм орудиями к маршу не привлекался — железнодорожники МПС боялись, что системы весом около 350 тонн разворотят пути по маршруту следования. Да и нам было спокойнее.
Для отработки зачетного марша по железным дорогам Калининградской области и Литовской ССР были проведены тренировочные марши от огневых позиций до станции Кибартай.
Командир бригады провел командно-штабное учение с командным составом бригады, дивизионов и батарей, штабом бригады: были отработаны вопросы управления батареями и дивизионами на марше; установлены места огневых позиций на железнодорожной ветке Дарбенай — Швентой; определено время развертывания операции, выдвижения командования на командные и наблюдательные пункты, установки связи их с огневыми позициями; произведены распределение условных целей, подготовка стрельбы; обозначены условия выполнения задач; предусмотрено все, вплоть до свертывания с позиций и совершения обратного марша на места постоянной дислокации.
Для командного пункта бригады была организована расчетная группа, которой предписывалось готовить необходимые данные для переноса огня батареями и дивизионами и нанесения форсированного удара бригадой по главному узлу сосредоточения сил «противника». В расчетную группу входили: командир группы В. Проскуров, офицеры-расчетчики Ф. Князев, О. Поспелов, И. Блазер, Л. Антонов, Н. Чугунов (запасной). Линейной и радиосвязью эту группу с командными пунктами батарей и дивизионов обеспечивал П. Мельничук. Группа провела несколько тренировок еще до выхода на марш и была неплохо подготовлена. Провели необходимые тренировки и учения батареи и дивизионы.
К установленному сроку все было готово. Самой сложной частью всего тактического учения являлся марш бригады по железной дороге: его организация, взаимодействие с железнодорожниками МПС на всем пути следования — около 350 км.
Переход совершался несколькими эшелонами, которые вели паровозные бригады батарей и дивизионов: старшины и матросы-машинисты, помощники машинистов, кондукторы, путевые бригады, необходимые на случай повреждения путей. Руководил всей этой «армадой» гвардии майор Г. И. Ляшков, энергичный, веселый человек, балагур в нерабочее время, в совершенстве постигший железнодорожную службу; его знала вся администрация и органы управления Прибалтийской железной дороги в пределах Калининградской области и Литовской ССР.
Бригаде повезло: все дни учения стояла хорошая, сухая, устойчивая летняя погода, что редко для Прибалтики. Эшелоны один за другим с некоторым интервалом вышли вечером 14 августа 1955 г. и, пройдя по маршруту более суток, 16 августа прибыли в Дарбенай.
Совершить марш быстрее было трудно. Движение осуществлялось по оживленным участкам железной дороги, время движения эшелонов выбиралось в свободные промежутки графика движения поездов МПС, приходилось иногда подолгу стоять на вторых путях станций, пропуская идущие по расписанию грузовые и пассажирские поезда. Легче двигаться было ночью.
Бригаде ветка Дарбенай — Швентой была предоставлена на трое суток, поэтому орудия батарей уже ночью выводили к заранее выбранным на железнодорожных путях огневым позициям. Были также заранее выбраны места командных и наблюдательных пунктов батарей, дивизионов и бригады, определены их координаты. Всю эту работу предварительно проделали И. И. Фалалеев и И. А. Юшкевич, они же с матросами бригады подготовили на полигоне мишенную обстановку.
Утром 17 августа командиры батарей и дивизионов с личным составом подразделений управления вышли на места командных и наблюдательных пунктов. Сразу же устанавливалась линейная и радиосвязь с огневыми позициями. Орудия и центральные посты батарей и дивизионов были развернуты на позициях, проведены частные и общие учения. Командование бригады тоже развернуло свой командный пункт в одном из вагонов, установив связь с командными пунктами батарей и дивизионов. Расчетная группа заняла свое место на КП. К вечеру 17 августа все было готово.
Утром 18 августа, убедившись, что население оповещено о проведении стрельб на железнодорожной ветке и в полигоне, что оцепление на полигоне находится на местах, командир бригады дал командирам батарей целеуказания и координаты целей и приказал открыть огонь. Над районом Дарбенай — Швентой покатился орудийный гром, напомнив о прошедшей войне. Батареи, быстро пристрелявшись, подавляли «цели».
Расчетная группа в это время по целеуказанию командира бригады, определив координаты цели — «крупного узла сопротивления противника», рассчитала азимуты и дистанции до цели от каждой огневой позиции батарей и дивизионов и по команде командира бригады передала на командные пункты их командирам. Командиры определили, с учетом пристрелянных по предыдущим целям поправок, величины углов вертикального и горизонтального наведения своих орудий и по общей команде командира бригады открыли сосредоточенный огонь по «узлу сопротивления противника».
Жалею, что не видел сам этого зрелища — разрывов снарядов у цели. Неоднократно управляя артиллерийским огнем батареи как по морским, так и по наземным целям, я представляю, как выглядел этот массированный артиллерийский налет, как вздымались фонтаны огня, земли, дыма, смешав все в единую черную тучу, в которой возле земли вспыхивали молнии от разрывов снарядов. Мишени на полигоне были разнесены на куски. Зрелище впечатляющее!
Командование бригады, дивизионов и батарей выходило на полигон, чтобы лично оценить результаты стрельбы. Оценка была дана отличная. Комбриг в устной форме объявил благодарность личному составу и командованию батарей и дивизионов, а также и нам, расчетной группе, за отличное выполнение поставленных задач. После возвращения на места постоянной дислокации это было отражено в итоговом приказе. В нем была отмечена и самоотверженная работа железнодорожных подразделений бригады во главе с Ляшковым.
Вечером 18 августа орудия, центральные посты, силовые станции и средства связи начали приводиться в походное положение. Они выводились с путей позиций на станцию Дарбенай, где все подразделения, батареи и дивизионы готовились к обратному маршу. Снова главная работа на этом этапе легла на связистов и железнодорожников бригады, ее батарей и дивизионов.
Ночью 19 августа эшелоны бригады отправились в обратный путь и к концу следующего дня прибыли на свои основные позиции. К слову сказать, штаб 2-й Гвардейской мждабр располагался в поселке Покровское, южнее пос. Янтарный, занимая старые немецкие здания. Здесь же жили и наши семьи.
Так завершились тактическое учение и марш-маневр бригады на стрельбы по наземным целям. Никаких происшествий и нарушений не было.
Не могу не сказать о дальнейшей судьбе бригады. Уже в феврале 1956 года по приказу министра обороны СССР Управление 2-й Гвардейской мждабр было переформировано в Управление береговой обороны военно-морской базы Балтийск — в связи с созданием базы. Железнодорожные дивизионы и батареи стали отдельными, о их гвардейском звании в Министерстве обороны «забыли», матросы сняли с бескозырок гвардейские ленточки, офицеры же, служившие в бригаде, согласно положению о гвардии, сохранили право на гвардейские звания. Конечно, вопросы о сохранении гвардейских званий батареям и дивизионам бывшей бригады ставились перед Главным штабом ВМФ, но поддержки не получили. Уже в 1957 году береговая оборона ВМБ Балтийск была переформирована в 300-ю артиллерийскую бригаду, а в 1960 году расформирована. 130-мм орудия батарей были сданы на артиллерийский склад флота, 305-мм орудия доставлены под Ленинград на консервацию, а 152-мм и 180-мм орудия и их стальные платформы разрезаны на металл, или на «иголки», как мы иронизировали в то время. В Балтийске оставалась тогда на консервации одна 324-я береговая стационарная батарея (IV - 130мм орудия).
На берегу, на месте бывшей 2-й Гв. мждабр, встал береговой ракетный полк, но это было уже позднее.
Так завершилась эпопея 2-й Гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады.