Шиллер
Чаще всего история театра – это история спектаклей, актёров и режиссеров.
Калининградскому (Кёнигсбергскому) театру меньше 100 лет и он по возрасту уже больше русский, чем немецкий.
В 33 года он совершил своё перерождение, отчаянно защищался, был взят в плен и почти погиб.
Сильно повезло, его помиловали и полюбили - он обрёл новую жизнь в далёкой стране.
Автор рассказывает, как это происходило и чем закончилось. Комментарии отсутствуют, использованы открытые источники и фотографии…….
Иван Чечот, кандидат искусствоведения:
«Здание Калининградского театра представляет собой перестроенное после войны здание Нового драматического театра, или «Луизен-театра».
Здание было построено в 1911-12 годах Кёнигсбергским архитектором Отто Вальтером Кукуком (1871 - 1942).
Между прочим, по его проекту возведены известные всем туристам башня и круглая купальня (ныне санаторий) в центре Светлогорска».

Из истории театра на проспекте Мира:
«В отличие от городского театра на Парадеплатц (ул. Соммера), "Новый театр Луизы" был коммерческим сооружением и был рассчитан на более легкие постановки.
В 1923 году здание было перестроено Дюмонтом ду Войтелем и стало называться "Комическая опера", при этом исчез портал с колоннами.
В 1925 году из-за финансовых трудностей театр был куплен городской администрацией Кёнигсберга, опять перестроен в прагматичном, деловом стиле.
В 1927 году открыт как "Новый драматический театр".
Внутренний интерьер оформлен Оскаром Кауфманном из Берлина.
Зал был рассчитан на 980 мест.
В южном флигеле здание располагалось кафе "Трокадеро".

Генерал К.Н.Галицкий 1945:
«Одна из атакующих групп, наступавшая через прилегающий к театру сад, подорвав несколько дверей, ворвалась в здание через чёрный вход.
В дальнейшем атакующие группы, двигаясь навстречу друг другу, последовательно очищали одну комнату за другой.
Для того чтобы сделать проход в каждую следующую комнату, бойцы взламывали двери, или подрывали их гранатами».
Иван Чечот кандидат искусствоведения:
«В 1924 г. театр был приобретен в городскую казну.
В него въехал успешный «Новый драматический театр», прогремевший на всю Германию, как современная камерная сцена под руководством интендантов Леопольда и Фрица Йесснеров (до 1933 г.).
На его сцене постоянно выступал гениальный актер экспрессионистического поколения, Кёнигсбержец Пауль Вегенер (исполнитель роли доктора Каллигари в одноименном фильме)».

Генерал К.Н.Галицкий 1945:
«После этого в проделанный пролом они бросали гранаты, а огнемётчики пускали струю огня, заставляя противника сдаться или отойти в соседнюю комнату.
Действуя так, атакующие группы в течение часа полностью очистили нижний этаж театра, уничтожив при этом до 200 солдат и захватив 250 пленных.
Овладев нижним этажом, штурмовой отряд приступил к очистке последующих этажей и подвальных помещений.
Здесь главную роль сыграли огнемётчики.
Они под прикрытием огня автоматчиков проникли на этажи по лестничным клеткам, производили струеметание сначала холодной смесью, а затем делали короткий «огневой выстрел», создавая тем самым очаги пожара и вынуждая противника складывать оружие».

Иван Чечот, кандидат искусствоведения:
«На фасаде театра имелась надпись-цитата из Шиллера, которую выбрал замечательный деятель культуры и образования Пауль Штеттинер (он покончил жизнь самоубийством в 1941 г., отказавшись носить желтую звезду).
Слова поэта гласили: "Вечно юной бывает только фантазия - Ewig jung ist nur die Phantasie".
Шиллер как "немецкий Шекспир" занимал в репертуаре театра принципиальное место.
В 1935 г. театр поставил "Орлеанскую деву" во дворе королевского замка.
Национал-социализм также ориентировался в своей театральной политике на Шиллера, давая ему гиперболизировано национальную интерпретацию.
Культ Шиллера 30-годов был увенчан переносом его статуи работы Станислава Кауера, на площадь перед зданием театра».

Генерал К.Н.Галицкий статья «Бой за город»:
«Группа закрепления штурмового отряда ворвалась в здание театра непосредственно вслед за атакующими группами и немедленно приступила к очистке занятых помещений и к приведению их в оборонительное состояние.
Огневая группа в это время вела огонь по огневым точкам, расположенным в незанятых этажах театра. А также по соседним зданиям, не допуская огневого воздействия и контратак противника».

Иван Чечот, кандидат искуствоведения:
«Мне неизвестна послевоенная судьба Шиллера, советского Шиллера в Калининграде. Ставились ли его пьесы, издавались ли переводы, писались ли статьи и диссертации, когда возлагали к подножию памятника цветы?
Драмы Шиллера ничуть не устарели и интригуют современных режиссеров не меньше, чем сто лет назад.
Но у нас память Шиллера накроет тень и ослепит свет Победы - ведь он умер 9 мая 1805 года».
Из истории театра на проспекте Мира:
«Во время войны театр сгорел.

В 1960-м году здание было отстроено заново с использованием старых несущих стен, при этом появился портал с коринфскими колоннами».

От автора:
«Ещё появилась труппа и новый репертуар……………..»
Использованы:
Статья командующего 11 гвардейской армией Н.К.Галицкого
«Бой за город» 1945.
Статья Ивана Чечота, доцента филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Мультимедийный справочник «Кёнигберг 1255 – 1945» 2004.