Проекты застройки и реконструкции Кёнигсберга

История, архитектура, культура, люди.

Модератор: Serg_08

Ответить
Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2633
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1291 раз
Поблагодарили: 1897 раз

Проекты застройки и реконструкции Кёнигсберга

Сообщение panart »

Опыт архитектурных конкурсов в Кёнигсберге
По материалам выставки в Художественной галерее (октябрь 2010г).
Материалы из архива Максима Попова

На выставке представлены три конкурса:

Конкурс проектов застройки Императорской площади в Кёнигсберге (площади Победы) 1913 года и моста через Замковый пруд (1908) оставшиеся нереализованными в принципе, и конкурс на строительство синагоги на острове Ломзе (1893), победивший проект был реализован в 1896 году.
ph1.jpg
Проект № 8. "Двойная площадь через встроенные ворота"
Архитекторы: Эмиль Фадер (Берлин-Шоненберг) и Макс Израэль (Берлин-Вильгельмдорф)
1913

Конкурс на застройку Императорской площади был объявлен, когда городской совет Кёнигсберга выкупил у военного министерства вальные укрепления, окружавшие город, и снёс часть из них, освободив пространство для расширения города. Относительно рассматриваемого участка это были бастионы Штайндамм и Краузенек и Штайндаммские ворота. Из зданий на площади на тот момент был построен только Полицайпрезидиум (1912). Северный вокзал существовал в виде лёгкого крытого перрона, без капитальных построек.
ph2.jpg
Проект застройки площади предполагал принципиально иное пространственное решение нынешней площади Победы, и, несомненно мог значительно повлиять на развитие города в дальнейшем, но этому помешала начавшаяся Первая мировая война а затем упадок экономики и инфляция. Вероятно по этой же причине так и не был реализован проект строительства нового моста через Замковый пруд, который в своем старом деревянном исполнении, постройки второй половины 19 века, простоял до войны, и сгорел во время налета английской авиации в августе 1944 года.
Синагога была разрушена нацистами в 1938 году.
Что стало бы с другими проектами, будь они реализованы, можно только предполагать. Быть может, трех-арочный каменный мост через Нижний пруд и сегодня радовал бы нас, а
Отель «Беллевю» на берегу пруда не был бы снесен в 60х, так как оставался бы привязан к этой транспортной артерии. Но, как известно, в истории сослагательных наклонений не бывает.
Кёнигсбергские нереализованные проекты сослагательны вдвойне, поскольку чтобы тогда ни решили, всё бы превратилось в пыль в пылу столкновения тоталитарных режимов.

Сегодня они интересны тем, что позволяют расширить пространство для воображения и пространство возможностей для сравнения, как решали задачи проектирования объектов городской среды и городского планирования в то время, и сегодня, сто лет спустя.
ph3.jpg
ph4.jpg
ph5.jpg
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 3029
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 944 раза
Поблагодарили: 1626 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение Serg_08 »

Если уж подняли тему проектов (в том числе и синагоги) то вот еще один возможный вариант :
рисунок_35.jpg
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
МёбиуС
Дитя Роминты
Сообщения: 6121
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Благодарил (а): 3402 раза
Поблагодарили: 2054 раза

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение МёбиуС »

Вот такой проект реконструкции Кёнигсберга 1938 г. встречался кому-нибудь?
Вложения
5.jpg
ХОХЛИТОВ
Интересующийся
Сообщения: 269
Зарегистрирован: 09-03-2011 10:20:02
Благодарил (а): 383 раза
Поблагодарили: 326 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение ХОХЛИТОВ »

МёбиуС писал(а): 01-04-2011 09:39:08 Вот такой проект реконструкции Кёнигсберга 1938 г. встречался кому-нибудь?
Об этом проекте была большая статья в "Дворнике" в конце 2010 года .По нему немцами предусматривался снос большого числа зданий от замка мимо университета и до путепровода на улице Горького . Ширина новых дорог около 50 метров ( соответствует современной ширине Московского проспекта вместе с тротуарами ). В статье объяснялось , что таким радикальным и современным на то время методом пытались решить транспортную проблему . Учитывая , что национал -социалисты тогда достаточно легко решали вопросы перехода собственности из одних рук в другие под предлогом нужд государства ( как пример - территории лож на Замковом пруду) , то такой проект мог
иметь место . Авторитет власти позволял так круто преобразовывать городскую застройку . Другой вопрос - был ли этот проект принят к действию , или он являлся одним из вариантов развития города , но в статье указывалось , что в Берлине несколько улиц было реконструировано по такой схеме.

Нашел я эту статью о немецком плане : Дворник № 752 (9.11.2010 - 16.11.2010) . Название статьи "Могильный крест в центре" .Она такая неправдоподобная , что ее тоже можно принять за первоапрельскую шутку , однако схема комрада "МЕБИУСА" подтверждает наличие такого плана .

Также высылаю фото интересного проекта , там кое-что мне даже понравилось (источник указан) .
проект застройки набережной Преголи в районе Московского проспекта
проект застройки набережной Преголи в районе Московского проспекта
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 3029
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 944 раза
Поблагодарили: 1626 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение Serg_08 »

А вот и ссылочка на дворника : http://www.dvornik.ru/issue/752/27492/?sphrase_id=3664 :)

Могильный крест в центре
Александр Адерихин
Грандиозные градостроительные амбиции нацистов для Кёнигсберга «творчески» реализовали... советские градостроители Калининграда. От идеологически правильного подхода к среде обитания город сегодня задыхается от пробок

16 июля 1938 года нацистский обербургомистр Кёнигсберга Хельмут Вилль направил в Берлин секретное письмо с пояснениями к «Предложению по перестройке и реконструкции Кёнигсберга».
Во вступлении Вилль патетически излагал: «Город возник как следствие сильной целеустремлённой политической воли. Три старых города, из которых позднее образовался Кёнигсберг, в градостроительном плане являются выражением эффективно вымеренной воли к порядку. Замок по своему расположению и своей возвышающейся величине есть символ силы и величия политической власти».
Затем следовали конкретные предложения по переустройству Кёнигсберга. Современные архитекторы, изучившие «Предложение...», называют его революционным. Амбициозный план реконструкции и переустройства города был рассчитан на 20 лет. Однако эти революционные планы у немцев так и остались планами. Из-за войны.

Наци-Проект «Здоровое жильё»
Узкие «средневековые» улочки, красные черепичные крыши старых домов в самом центре, маленькие трамвайчики, петляющие среди них - милый старый Кёнигсберг образца 1938 года. По этому несуществующему сегодня городу испытывают ностальгию многие жители российского Калининграда. Однако жизнь в милом красночерепичном Кёнигсберге была вовсе не милой.
В тупиках и переулках между древних стен бушевал туберкулёз. Огромную роль в этом играли средневековые градостроительные традиции. Жилые помещения в историческом центре имели форму вытянутого прямоугольника. Немногочисленные окна располагались в узких сторонах таких жилых «прямоугольников». Центральная часть этих квартир практически никогда не освещалась солнечным светом, там было сыро. Такие квартиры были идеальной средой для палочек Коха, возбудителей туберкулёза. Поэтому в милом и сегодня значительно романтизированном нынешними обитателями старом городе жили в основном деклассированные элементы. Все кто только мог бежали из «милого» центра – например, в районы нынешних улиц Кутузова и Тельмана.
Пунктом №1 в грандиозных планах перестройки старого Кёнигсберга в новый стоит «Создание новых «здоровых» квартир». Нации арийцев были нужны здоровые рабочие и солдаты, а не больные жители исторических центров немецких городов. В течение пяти лет планировалось построить в Кёнигсберге 20 тысяч новых квартир, отвечающих всем санитарным требованиям того времени. Метраж не указывается.

Дворец труда
Как и коммунистический, нацистский режим был насквозь пропитан идеологией. Ей было подчинено всё. В том числе и градостроительная политика.
Поэтому пунктом №2 в секретном плане переустройства и реконструкции Кёнигсберга стоит «Строительство политического символа». Наш город был просто обречён на что-то по типу нынешнего Дома Советов. В нацистском варианте он назывался «Дворец Труда». Гигантское здание должно было располагаться на расширенной дамбе между Верхним и Нижним озёрами. Это всего-то в 500 метрах от того места, где сегодня стоит Дом Советов. «Как в средневековом городе замок являлся господствующим выражением вышестоящей объединённой общественной воли, так же и город Кёнигсберг должен получить новое архитектурное сооружение - как центральный пункт города», - вещал в адрес начальства обербургомистр Вилль в секретном письме.
Нынешняя улица Черняховского в нацистском варианте должна была быть прямой и шире современного Московского проспекта. Примечательно, что новая улица, как и многие другие, должна была проткнуть историческую застройку. Последнюю - без всяких сожалений - сносили напрочь, не оставив камня на камне.
На архитектурном фестивале «Неслучившееся будущее», прошедшем в Калининграде в октябре 2010 года, калининградский архитектор Юрий Забуга делал доклад, посвящённый плану реконструкции и перестройки города от 1938 года. Комментируя предусмотренные сносы целых кварталов старой застройки, Забуга заметил, что немцы к своим старым домам относились менее трепетно, чем некоторые современные калининградские архитекторы и представители городской общественности. У немцев же был весьма «жёсткий» подход к «старине». Если старое здание мешает развитию города, его сносили. Как, например, одну из самых древних в Пруссии Альтштадскую кирху 14 века. Вместо неё построили в другом месте новую.
Точные чертежи нацистского Дворца Труда не сохранились. Но на планах его очертания поразительно напоминают... очертания Дома Советов. Как и перед советским Домом Советов, на территории вокруг нацистского Дворца Труда предусматривалось создание площади для массовых шествий и демонстраций трудящихся. Широкая новая улица должна была упираться в современный стадион, рассчитанный на 20 тысяч зрителей.
Стадион должен был быть построен примерно в районе корпуса университета на улице Александра Невского. На стадионе планировалось проводить не только спортивные соревнования, но и массовые партийные мероприятия - например, факельные шествия.
Новая градостроительная концепция предусматривала перенос центра города. Нацисты планировали перенести городской центр от замка к площади «Ганза». Ныне эта площадь называется... площадью Победы.
Новый общественно-административный городской центр должен был иметь вытянутую форму и тянуться до самого Верхнего озера. Центр пробивался через старые кварталы абсолютно варварским, по современным понятиям, способом. Он просто «проламывался» от замка по направлению на север к улице Горького через старые кварталы. В немецких планах этот центр так и назывался - «Пролом». Нынешняя улица Горького также расширялась. Планировалось, что ширина этой улицы составит 80 метров. Для сравнения: ширина Московского проспекта - 70 метров, если считать от линий застройки. В градостроительных планах 1938 года приводится смета расходов на устройство нового центра города. По словам архитектора Забуги, примерно треть всех затрат на строительство составляли затраты на снос и санирование старых зданий в историческом центре города. Новые улицы по своей архитектуре должны были напоминать – ни много ни мало - современный Московский проспект: длинные многоэтажные многоквартирные дома без излишеств с максимально благоустроенными и озеленёнными дворами.
Если посмотреть на перспективный план 1938 года, то две новые широкие улицы, пересекающиеся в новом административном центре, должны были образовать своеобразный латинский крест. Тот самый, который рисовали на броне немецких танков. Это не было совпадением. Это было данью символам господствующей идеологии.

Думали
о пробках
Тем не менее в результате этого появилось авангардное градостроительное решение, не характерное для города с изначальной радиально-кольцевой планировкой: улицы города расходились лучами от центра. И на всём этом, в буквальном смысле, поставили крест. Это решение противоречило самой логике развития города. Тем не менее, несмотря на все противоречия, этот крест должен был решить вызов времени №3. В секретном письме обербургомистра Вилля этот вызов был обозначен как грядущая «моторизация» населения.
Сегодня через эстакадный мост в день проезжает около 100 тысяч автомобилей. Такого количества транспортных средств в Кёнигсберге 1938 года не было. Даже если считать вместе со всем гужевым транспортом и велосипедами. Тем не менее уже в 1938 году в Кёнигсберге задумались о грядущих «пробках». Точнее, о том, что их в новом городе быть не должно. Новый план предусматривал строительство четырёх (!) новых мостов через Прегель. Два моста замыкали внутреннюю кольцевую дорогу (нынешние Литовский вал, улица Черняховского, Гвардейский проспект, затем вдоль Южного вокзала до проспекта Калинина). Два других моста соединяли внутреннее кольцо с подобием нынешней окружной дороги. Далее - выход на автобан, известный сегодня как «берлинка». Кстати, это был первый имперский автобан, построенный в гитлеровской Германии.
Архитектор Юрий Забуга, являющийся экспертом по архитектурным планам 1938 года, утверждает: если бы этот нацистский план был реализован, в современном Калининграде не было бы проблем с движением автотранспорта. В шестидесятые годы прошлого века по «кёнигсбергскому» принципу реконструировали многие города в ФРГ. Поэтому пробок в них нет. Почти нет.

Мост устарел
В начале пятидесятых советские проектировщики нового советского города Калининграда предлагали... то же самое «нацистское» решение. Но решение принято не было. По идеологическим причинам: в первую очередь с немецкого города, от которого остались одни руины, надо было «сорвать прусский мундир». В результате «срывания мундиров» две основные улицы современного Калининграда, Московский и Ленинский проспекты, образуют всё тот же крест. Его перекрестье находится всего в пятистах метрах от перекрестья планировавшегося «креста» немецкого. Всего 500 метров, но это градостроительное решение советских архитекторов поставило крест на возможности развития нашего города. Крест оказался могильным.
Юрий Забуга утверждает, что в результате горожане оказались отрезаны от реки, которая для любого города – благо. Для того чтобы сегодня спуститься к Прегелю с улицы Зарайской, надо пересечь скоростную магистраль – Московский проспект. В старом городе улицы спускались к реке, которая была важным городским ландшафтным элементом. Сейчас этот важный ландшафтный элемент не используется.
Не говоря уже о грядущем транспортном коллапсе, который является следствием непродуманных решений московских архитекторов 50-60-х годов. Прусский мундир с города сорвали, а вот про транспорт забыли. Строящийся второй эстакадный мост проблему не решит. По утверждению калининградских архитекторов, мост, как решение транспортной проблемы, морально устарел. К тому же широкий мост, который так ждут, будет упираться в узкое «горло» узкой улицы Дзержинского – пробка будет стоять прямо на мосте, и автомобилисты смогут обозревать с него панораму города.
К этим проблемам следует добавить узкую окружную дорогу, которая окружной по своей сути не является. Хотя бы потому, что представляет из себя разорванное во многих местах кольцо. Зато у нас есть дорогостоящее «Приморское кольцо», удобное для поездок к морю. Особенно летом, в сезон отпусков. Но по городу калининградцы вынуждены перемещаться во все времена года. На решение городских транспортных проблем денег, в отличие от «Приморского кольца», не нашли. Может быть, потому что искали деньги люди, передвигающиеся по городу на машинах с мигалками и в сопровождении персонального эскорта ГИБДД?
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
Michael
Интересующийся
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 16-04-2011 19:11:24
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 177 раз
Поблагодарили: 256 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение Michael »

Попался такой проект из 1921 года:
1921.jpg
Еще один- из 1920 г:
1920.jpg
Аватара пользователя
zehlau
Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
Благодарил (а): 835 раз
Поблагодарили: 1227 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение zehlau »

ХОХЛИТОВ писал(а): Название статьи "Могильный крест в центре" .Она такая неправдоподобная , что ее тоже можно принять за первоапрельскую шутку , однако схема комрада "МЕБИУСА" подтверждает наличие такого плана .
Оказывается, наци не первыми примерялись к идее "Креста". Вот идея (хочу подчеркнуть - идея!) из 1916 года. Автор - Regierungsbaumeister a.D. Dr.-Ing. Former из Кенигсберга.
2011-10-14_221026.jpg
А если отойти от идей ближе к практике, в те же 1915-1916 годы, несмотря на продолжающуюся мировую войну, в Кенигсберге работала служба по расширению города (вольный перевод :) ) под руководством того же инженера Формера. И в 1916 году она представила свое видение развития Кенигсберга. Пожалуй, только новый вокзал в итоге получил право на жизнь на предложенном уже тогда архитекторами месте. А в остальном .... В общем, смотрите сами. Интересно сравнивать с тем, что сегодня мы видим в действительности.
2011-10-15_013217.jpg
2011-10-15_013508.jpg
2011-10-15_012055.jpg
2011-10-15_012139.jpg
2011-10-15_011357.jpg
2011-10-15_012600.jpg
2011-10-15_012726.jpg
2011-10-15_012755.jpg
2011-10-15_012648.jpg
Аватара пользователя
zehlau
Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
Благодарил (а): 835 раз
Поблагодарили: 1227 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение zehlau »

Еще 2 схемы застройки районов Кенигсберга.
Это тот же район восточней сегодняшнего Южного вокзала, что был показан на схеме в предыдущем сообщении. Подход к застройке с 1907г. по 1916г. здорово изменился. В 1907г., похоже, не планировалось сохранять водоемы. В 1916 они уже один из опорных элементов городского ландшафта:
2011-10-15_011600.jpg
Схема застройки на запад от Обертайха вдоль линии фортификационных сооружений (публикация 1916г.).
2011-10-15_011720.jpg
Аватара пользователя
zehlau
Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
Благодарил (а): 835 раз
Поблагодарили: 1227 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение zehlau »

Так предлагал перестроить Замок с дворовой стороны архива архитектор August Stüler в 1861 году
2011-10-19_024708.jpg
2011-10-19_024734.jpg
2011-10-19_024734.jpg (8.58 КБ) 50025 просмотров
А это его ранние идеи от 1840 года
2011-10-19_025601.jpg
2011-10-19_030033.jpg
2011-10-19_025950.jpg


Маловато данных об этих проектах моста через Шлосстайх. Даты нет, только имя: Poelzig, Hans, Architekt
2011-10-19_020239.jpg
2011-10-19_022124.jpg
2011-10-19_024017.jpg
2011-10-19_021646.jpg
Аватара пользователя
zehlau
Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
Благодарил (а): 835 раз
Поблагодарили: 1227 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение zehlau »

Всем известная Кенигсбергская биржа тоже могла бы предстать в несколько ином облике.
Наброски выполнил в 1869 году архитектор Carl Johann Bogislaw Lüdecke.
2011-10-19_235228.jpg
2011-10-19_234851.jpg
2011-10-19_235802.jpg
Или так (архитектор Ludwig Franz Karl Bohnstedt)
2011-10-20_003604.jpg
2011-10-20_004048.jpg
Аватара пользователя
zehlau
Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
Благодарил (а): 835 раз
Поблагодарили: 1227 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение zehlau »

Хочется сказать "респект" немецким архитекторам, которые в 1910 году при планировании застройки на месте северо-западной части городских укреплений старались сохранить пояс растительности и водоемов на границе старого города.
Из книги: "Die deutsche Stadt"
2011-10-20_182927.jpg
Следующая схема из книги Benster, Fritz (1913); Entfestigung der Innenstadt und Umgestaltung der Verkehrsanlagen in Königsberg i. Pr
(mit Stadtplan u. 4 Bl. Bebauungspläne).
На ней видна часть "Литовского вала" между Королевскими и Росгартенскими воротами.
2011-10-20_213159.jpg
Вариант прохождения железной дороги по осушенному рву с периферийной застройкой.
2011-10-20_215217.jpg
Аватара пользователя
zehlau
Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
Благодарил (а): 835 раз
Поблагодарили: 1227 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение zehlau »

Два варианта 1846 года прокладки железной дороги через остров. Не дураки, отказались.
Видно, что вокзал в итоге расположился не так далеко от проектируемого тогда.
Allgemeine Bauzeitung 1846.jpg
Аватара пользователя
zehlau
Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
Благодарил (а): 835 раз
Поблагодарили: 1227 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение zehlau »

В библиотеке Конгресса США есть такой набросок "партийного дома":
Models of Nazi architecture in Germany: Haus der NSDAP, Konigsberg
2011-11-21_145951.jpg
Аватара пользователя
пруссак
Собиратель
Сообщения: 409
Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
Откуда: только что из архива
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 130 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение пруссак »

http://opus.kobv.de/zlb/volltexte/2008/ ... 893_08.pdf - на 5й странице ещё варианты синагоги - материалы конкурса
ein schuß gesunden wahnsinns
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 3029
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 944 раза
Поблагодарили: 1626 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение Serg_08 »

Уважаемый пруссак, а хотя бы вкратце по- русски никак ? Не все немецким владеют..
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
Аватара пользователя
пруссак
Собиратель
Сообщения: 409
Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
Откуда: только что из архива
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 130 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение пруссак »

Serg_08 писал(а):Уважаемый пруссак, а хотя бы вкратце по- русски никак ? Не все немецким владеют..
никак невозможно
но вот вам оригинальный текст

Die Preisbewerbung zum Neubau einer Synagoge in Königsberg i. Pr.

Der zum Zweck der Erlangung von Entwürfen für das Gottesbaus der jüdischen Gemeinde in Königsberg im vorigen Jahre veranstaltete Wettbewerb (vergl. 5. 279, Jahrg. 1892 d. Bl.) hat aus Anlaß der interessanten Aufgabe und nicht minder wegen der reichlich bemessenen Preise von im ganzen 10000 Mark insofern zu einem günstigen Ergebnisse geführt, als unter den 33 eingegangenen Entwürfen mehrere schöne und zur Ausführung reife Lösungen vorbanden sind.
Für den geplanten Neubau sind in dem der Preisbewerbung zugrunde gelegten Programm 800 Sitzplätze für Männer und 600 Sitzplätze für Frauen gefordert. Der an der platzartigen Erweiterung der Lindenstraße belegene Bauplatz hat in der Straßenflucht eine Länge von rund 40 m und bei fast rechteckiger Form eine Tiefe von etwa 60 m. Die Nachbargrundstücke sind auf der linken Seite mit hohen Speichern, auf der rechten mit Wohngebäuden bebaut.
Die für die angegebene Platzzahl und die sonstigen im Programm geforderten Nebenräume sich ergebende knappe Größe des Grundstücks sowie die gegebene Bausumme von 500000 Mark, in welcher die Kosten für die innere Ausstattung und die einen Kostenaufwand von etwa 60 000 Mark betragende künstliche Gründung inbegriffen sind, mußten die Bewerber von vornherein zum äußersten Maßhalten bei der Plangestaltung veranlassen. Wie notwendig dies war, beweist der Umstand, daß eine nicht unbeträchtliche Zahl von Bewerbern die erforderliche Zahl von Plätzen überhaupt nicht, andere nur durch unzulässige Verringerung der Platzabmessungen zu beschaffen vermochten. Ebensowenig günstig war die Verhältnifsmäfsig geringe Grundstückbreite, welche namentlich der Entwicklung centraler Anlagen bezüglich der Beleuchtung und der Entfernung von den Nachbargrenzen mannigfache Schwierigkeiten entgegenstellte.
Die meisten dieser Anlagen scheitern an Verstößen gegen die baupolizeilichen Vorschriften und wo, wie in dem Entwurf „Freier Innenraum", eine Lösung durch Heranbauen bis an die Nachbargrenzen gelungen ist, vermehrt sich die bebaute Fläche, in einem für die Ausführbarkeit mit den gegebenen Mitteln bedenklichen Umfange. In den Entwürfen mit centralen Anlagen ist auch die Anordnung der Sitze auf den Emporen an den dem Allerheiligsten zunächst belegenen Vielecksseiten insofern ungelöst geblieben, als diese Sitze statt nach dem Allerheiligsten nach dem Innenraum gerichtet sind und den aufsteigenden Plätzen der folgenden Vieleckseite den Ausblick nach dem Allerheiligsten verdecken.
Wenn auch die centralcn Anlagen bei der im jüdischen Ritus betonten Wichtigkeit, das Allerheiligste von jedem Platze sehen und die Handlungen vor demselben deutlich verfolgen zu können, die Gewinnung günstigerer Hörweiten und Sehlinien zulassen, so möchte doch im vorliegenden Falle mit Rücksicht auf die gegebenen Verhältnisse dem Langbau der Vorzug zu geben sein.
Als beachtenswerte Centralanlagen sind zu bezeichnen in erster Linie „Seh haschaar lascheim", „Freier Innenraum", "I., II., III", "Hexagramm".
Für die Plangestaltung war ferner die im Programm geforderte Vorsynagoge von erheblichem Einfluß gewesen; die unrichtige Auffassung über den Zweck und die Bedeutung derselben, hat vielfach zu unbrauchbaren Grundrißlösungen geführt.
Die Vorsynagoge ist für den täglich in den Morgen- und Abendstunden stattfindenden, nur von Männern in beschränkter Zahl besuchten Gottesdienst bestimmt, für welchen die Hauptsynagoge übergroß ist und einen zu großen Aufwand an Beleuchtung und Heizung erfordern würde. Wenn dieser Raum programmgemäß von der Hauptsynagoge abtrennbar sein soll, so ist hiermit die Bedingung seiner unmittelbaren Verbindung mit der Hauptsynagoge, etwa zur Vermehrung der Plätze der letzteren gelegentlich der großen Feste, ausgesprochen. Diese Forderung in Verbindung mit der naturgemäßen Bedingung der unmittelbaren Beleuchtung dieses alltäglich benutzten Raumes durch Tageslicht, hat nur in dem Entwürfe "Sinai" eine annähernd vollkommene Lösung erfahren. Die Voraynagoge ist hier in die Hauptachse der Vorderfront gelegt und durch ein breites Fenster erleuchtet, während zu beiden Seiten desselben die Haupteingangspforten Platz fanden. Durch geeignete Ausbildung dieses Gedankens würde der mit dem ersten Preise ausgezeichnete Entwurf eine nicht unwesentliche Verbesserung erfahren, wenn auch die Trennung des Vorraumes durch das Zwischenlegen der Vorsynagoge nicht ganz unbedenklich iat. Wird der größere Wert auf einen großen zusammenhängenden Vorraum gelegt, so wird es sich empfehlen, den Gedanken der Verbindung der Vorsynagoge mit dem Hauptraum ganz aufzugeben und dieselbe mit Rücksicht auf ihre tägliche Benutzung seitwärts von dem Vorraum mit unmittelbarem Lichte und Zugange von der Straße, oder doch wenigstens nahe dem Haupteingange anzulegen. In den meisten der vorhandenen Entwürfe bildet die Vorsynagoge einen Durchgang oder eine Art Vorraum, meist ohne Tageabeleuchtung, was mit Rücksicht auf ihre Benutzung unzulässig erscheint.
Vielfach unbrauchbare Lösungen sind ferner aus der mangelhaften Beleuchtung der Plätze unter den Emporen hervorgegangen. Die infolge der großen Zahl von Frauenplätzen bedingte Tiefe der Emporen machte für die unter denselben belegenen Plätze eine reiche Zuführung von Seitenlicht notwendig. Die aussehließliehe Beleuchtung durch Oberlicht oder durch einseitiges Licht bei beiderseitigem oder einseitigem Einbau ist fast durchweg ungenügend.
Ein weiteres nicht unwesentliches Moment für die Grundrißentwicklung ist das zur Aufnahme von etwa 60 Personen geforderte Sitzungszimmer für die Gemeindecollegien; dasselbe hat in vielen Entwürfen eine zweckmäfsige und reizvolle Lage, im ersten Stock vor den Frauenemporen gefunden, wo es in Verbindung mit einer Loggia den Frauen zur Erholung während der langen Gottesdienste dient und ein willkommenes Motiv zur künstlerischen Ausbildung der Vorderfront bietet.
Wenn die Sonderung der Männer und Frauen auch durch die Satzungen geboten ist, so empfiehlt es sich doch, die Abzweigung der gesonderten Eingänge von einem Gemeinschaftlichen Vorraum eintreten zu lassen, damit den Männern Gelegenheit gegeben ist, bei ungünstigem Wetter ihre Frauen unter dem Schütze des Hauses zu erwarten. Für Kleidergelasse und Bedürfnifsanstalten ist in den wenigsten Fällen in ausreichender und geschickter Anordnung gesorgt, worauf bei dem laugdauernden Gottesdiensten ein großes Gewicht au legen ist. Die Bedürfnifsanstalten an der Ostseite anzulegen, wohin die Blicke der Andäcbtigen gerichtet sind, ist zu vermeiden Wie der Aufbau des Allerheiligsten den Schwerpunkt der künstlerischen Gestaltung des Innenraumes, und das Öffnen des Toraschrankes sowie das Erheben der Torarollen vor den Augen der Andächtigen die heiligste Handlung bildet, so soll auch der sich hieran anschließende Umzug mit den Torarollen zu einem besonders feierlichen Act dadurch gestaltet werden, daß derselbe tunlichst allen sichtbar vor den Emporen stattfindet. Es bedingt dies die Anordnung eines Umganges im unteren Räume vor den Emporen, was zu interessanten Lösungen nur in wenigen Entwürfen geführt hat.
Was die gewählte Architektur betrifft, so haben sich die meisten der in Betracht kommenden Bewerber von der seit Oppler überwundenen irrigen Ansicht, für die Synagogen eine Art arabisch-maurischer, auf die Beziehung der Juden zum Orient hinweisender Formen anwenden zu müssen, losgemacht und in mehr oder weniger glücklicher Weise romanische und romanisirende Renaissance-Formen zur Anwendung gebracht. Die in dem Programm gewünschte monumentale Hervorhebung der Vorderfront hat bei der Mehrzahl zur Krönung des Mittelbaues durch eine hohe Kuppel und zur Ausbildung der beiderseitigen Treppenhäuser zu niedrigeren Türmen mit meist pyramidalen Helmen geführt. Über die Zulässigkeit solcher über der westlichen Empore angelegten Kuppeln von rein decorativem Charakter sind die Stimmen im Preisgericht geteilt gewesen.
Daß die Kuppel der Bedeutung des Innenraumes entsprechend über die Vierung gehöre, ist zweifellos richtig und ergiebt sich bei freiliegenden Centralanlagen meist von selbst; bei eingebauten Grundstücken dagegen und bei einer etwa 30 m betragenden Entfernung solcher Kuppeln von der Straßenfront wird die perspectivische Wirkung derselben namentlich durch die Deckung der Nachbargebäude so sehr beeinträchtigt, dafs ihre Ausbildung besser ganz aufgegeben wird. Verhältnißmäßig am besten geglückt ist die Anordnung der über dem achteckigen Innenraüm gespannten Kuppel des Klingenbergschen Entwurfs, doch erinnert auch diese Kuppel zu sehr an Nützlichkeitsanlagen und läßt den Charakter des gottesdienstlichen Gebäudes zu sehr vermissen, um für die Ausführung ernstlich in Betracht kommen zu können. Die in dem Entwurf „Hexagramm" geplante Ausführung zweier Kuppeln, einer rein decorativen über dem Frontbau und einer zweiten, lediglich der Beleuchtung dee Innenraumes dienenden über der Vierung, kann als glücklich nicht bezeichnet werden. Auch der in dem Entwurf "Hohes Seitenlicht" gemachte, im übrigen beachtenswerte Versuch, die bedeutungslose Kuppel fortfallen zu lassen und die Vorderfront in anderweit monumentaler Weise auszubilden, ist in seinem Aufbau nicht völlig geglückt. So erschien von den vorhandenen Übeln und nicht zum mindesten auf Wunsch des Gemeindevorstehers die Beibehaltung der decorativen Kuppel auf dem Frontbau, wie sie die drei preisgekrönten Entwürfe ausgebildet haben, als das verhältnißmäßig geringste.
Bezüglich der wichtigeren Arbeiten äußert sich das ausführliche Preierichtergutachten in folgendem Sinne:
1. Entwurf mit dem Kennwort „Dem Ewigen" (erster Preis, Architekten Cremer u. Wolffenstein in Berlin). Der Grundriß ist mit Ausnahme der mangelhaften Beleuchtung der Vorsynagoge tüchtig und klar durchgebildet. Die gesamte architektonische Anordnung ist im äußeren Aufbau reich und wegen ihrer dabei maßvollen Gleichmäßigkeit von guter Wirkung. Die Formgebung zeigt besonders eine tüchtige sichere Hand, und die Umrißlinie des Gebäudes wird sich glücklich in das Stadtbild einfügen. Die Ausführbarkeit ist, da das Cubikmeter umbauten Raumes zu 24 Mark bereehnet ist, wie kaum bei einem anderen Entwürfe gesichert.
2, „Jehovah", (rote Schrift. Zweiter Preis, Architekten A. u. E. Giese in Halle a. S.). Die Anordnung des Vorraumes und der Vorsynagoge ist nicht glücklich. Ferner ist die geringe Anzahl der Aborte und ihre Unterbringung in den Treppenhäusern bedenklich. Dagegen ist der Aufbau als ein monumentaler und die Arbeit im allgemeinen als eine ernste, sehr bemerkenswerte zu bezeichnen.
3. „Freier lunenraum" (dritter Preis, Architekten Abesser und Kröger in Berlin). Der Grundriß bietet in seiner Gesamtgestaltung des Synagogenraumes einen besonderen Reiz, die Hörweiten und Sehlinien sind überall günstig. Die innere Raumgestaltung in ihrer einfachen, wirkungsvollen Gliederung um die Mittelkuppel ist glücklich. Die Lösung der schiefen Achsenstellung ist besonders anzuerkennen. Auch der ganze Frontaufbau ist in der Gesamtanordnung zu loben, jedoch, insbesondere nach oben, zu klein detaillirt. Die Ausführbarkeit für die verfügbare Summe erscheint nicht unbedenklich .
4. „Hexagramm"(angekauft, Architekt Manz in Schöneberg-Berlin), Der Grundriß bietet in seiner sechseckigen Gestaltung für die Entwicklung des Innenraumes einen großen Reiz; doch ist die Durchsicht der Plätze nach dem Allerheiligsten nicht überall vollständig gelöst. Die Vorderfront baut sich in der geometrischen Ansicht vorteilhafter auf, als dies in der Perspective hervortritt. In der Formgebung im Innern wie im Äußern zeichnet sich der Entwurf vorteilhaft aus. Ungünstig für die Baustelle ist der mangelnde Anschluß des Oberbaues an die Nachbarhäuser. Auch erscheint die Ausführbarkeit bei der reichen Formgebung keineswegs gesichert.
5.). "I, II, III" (angekauft, Architekt L. Klingenberg in Oldenburg). Der ganze Entwurf mit seiner eigenartigen centralen Grundlißlösung ist, abgesehen von einigen nicht unwesentlichen Verstößen gegen die Baupolizeiß-Ordnung, eine selbständige, tüchtige Gedankenarbeit, bei welcher als größte Schwäche des Innern die geringe Brauchbarkeit der dem Allerheiligsten zunächst gelegenen Frauenemporen zu bezeichnen ist. Der Versuch, den ganzen Innenraum mit einer weit gespannten Kuppel zu überdecken, ist bereits oben anerkannt, aber wegen der Form der Kuppel als geglückt nicht zu bezeichnen.
6. „Hohes Seitenlicht" (angekauft, Kreisbauinspeetor Tieffenbach in Ortelsburg). Der Grundriß ist klar. Wenn die architektonischen Formen auch nicht von besonderem Reize sind, so ist doch anzuerkennen, daß der Verfasser eine Lösung versucht hat, welche ohne Kuppelaufbauten und andere Zutaten der Vorderfront einen monumentalen Aufbau sichert. Das hierfür gewählte Triumphbogenmotiv ist übertrieben und in den Formen nicht ganz glücklich.
Von den übrigen nicht ausgezeichneten Entwürfen verdienen noch besonders hervorgehoben zu werden:
1. „Vor Jahresschluß", Der Grundriß ist klar und einfach gegliedert, doch die Sitze zu knapp bemessen, sodaß bei richtigem Maße derselben etwa 60 Plätze fehlen. An dem großen Triumphbogen der äußeren Front ist die Lösung nach unten nicht ganz organisch, auch die Verstrebung zu den Seitenbauten nicht ganz glücklich; im übrigen ist der Aufbau jedoch malerisch und geschickt angeordnet.
2. "Einheit". Der architektonische Aufbau wirkt im allgemeinen vorteilhaft, doch ist die Beleuchtung des linken Seitenschiffs unter der Frauenempore infolge Mangels der seitlichen Beleuchtung unzureichend.
3. „Moses". Die Frontenbildung ist im ganzen von einer glücklichen, monumentalen Wirkung, dagegen zeigt die Grundrißanordnung nicht unwesentliche Mängel.
4. "Seh haschaar lascheim". Als Vorzüge sind hervorzuheben die eigenartige, halbkreisförmige Gestaltung des Hauptraumes, welche von allen Plätzen den gleichmäßig freien Ausblick zum Allerheiligsten gewährt und die Entfernung von der Kanzel möglichst einschränkt. Ferner die zweckmäßige Anordnung der Vorsynagoge, der Garderoben im Erdgeschoß und die bedeutungsvolle Anlage des Innenraums und der Vierungekuppel. Diesen Vorzügen steht leider ein minderwertiger künstlerischer Aufbau gegenüber.
Der Mangel an Baum verbietet es, noch einiger weiterer bemerkenswerter Arbeiten gebührende Erwähnung zu tun.
ein schuß gesunden wahnsinns
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 3029
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 944 раза
Поблагодарили: 1626 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение Serg_08 »

Вернемся на сто лет назад и посмотрим , каким виделась южная часть города тогдашним проектировщикам :
проект порта ,вокзала и моста 1916_новый размер.jpg
Если бы осуществилось в полной мере.. Еще одно различие с нынешней реальностью : в начале 20 века планировали районами и взаимосвязано , а сейчас все замыкается на точечных монстрах. :evil:
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение uran238 »

Сереж - на изображении представлена только индустриальная часть южного Кенигсберга. В основном ж\д, порт, - т.е. как бы показана взаимосвязь индустриального комплекса.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
zehlau
Владимир Гусев (21.11.1956 - 30.10.2023)
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 01-01-2010 23:51:55
Благодарил (а): 835 раз
Поблагодарили: 1227 раз

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение zehlau »

1939 год. Задуман университетский городок на север от города, а также (если качество изображения не обманывает) северная обходная железнодорожная ветка. Ну, и замландская кольцевая автодорога, правда, не названная автобаном.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Samlandplan.JPG
Samlandplan.JPG
Аватара пользователя
Ценный
Интересующийся
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 14-07-2009 11:56:56
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 142 раза

Re: Проекты и прожекты или как мог бы выглядеть наш город

Сообщение Ценный »

пруссак писал(а):
Serg_08 писал(а):Уважаемый пруссак, а хотя бы вкратце по- русски никак ? Не все немецким владеют..
никак невозможно
но вот вам оригинальный текст

Die Preisbewerbung zum Neubau einer Synagoge in Königsberg i. Pr.
Der zum Zweck der Erlangung von Entwürfen für das Gottesbaus der jüdischen Gemeinde in Königsberg im vorigen Jahre veranstaltete Wettbewerb (vergl. 5. 279, Jahrg. 1892 d. Bl.) hat aus Anlaß der interessanten Aufgabe und nicht minder wegen der reichlich bemessenen Preise von im ganzen 10000 Mark insofern zu einem günstigen Ergebnisse geführt, als unter den 33 eingegangenen Entwürfen mehrere schöne und zur Ausführung reife Lösungen vorbanden sind.
Für den geplanten Neubau sind in dem der Preisbewerbung zugrunde gelegten Programm 800 Sitzplätze für Männer und 600 Sitzplätze für Frauen gefordert. Der an der platzartigen Erweiterung der Lindenstraße belegene Bauplatz hat in der Straßenflucht eine Länge von rund 40 m und bei fast rechteckiger Form eine Tiefe von etwa 60 m. Die Nachbargrundstücke sind auf der linken Seite mit hohen Speichern, auf der rechten mit Wohngebäuden bebaut.
Die für die angegebene Platzzahl und die sonstigen im Programm geforderten Nebenräume sich ergebende knappe Größe des Grundstücks sowie die gegebene Bausumme von 500000 Mark, in welcher die Kosten für die innere Ausstattung und die einen Kostenaufwand von etwa 60 000 Mark betragende künstliche Gründung inbegriffen sind, mußten die Bewerber von vornherein zum äußersten Maßhalten bei der Plangestaltung veranlassen. Wie notwendig dies war, beweist der Umstand, daß eine nicht unbeträchtliche Zahl von Bewerbern die erforderliche Zahl von Plätzen überhaupt nicht, andere nur durch unzulässige Verringerung der Platzabmessungen zu beschaffen vermochten. Ebensowenig günstig war die Verhältnifsmäfsig geringe Grundstückbreite, welche namentlich der Entwicklung centraler Anlagen bezüglich der Beleuchtung und der Entfernung von den Nachbargrenzen mannigfache Schwierigkeiten entgegenstellte.
Die meisten dieser Anlagen scheitern an Verstößen gegen die baupolizeilichen Vorschriften und wo, wie in dem Entwurf „Freier Innenraum", eine Lösung durch Heranbauen bis an die Nachbargrenzen gelungen ist, vermehrt sich die bebaute Fläche, in einem für die Ausführbarkeit mit den gegebenen Mitteln bedenklichen Umfange. In den Entwürfen mit centralen Anlagen ist auch die Anordnung der Sitze auf den Emporen an den dem Allerheiligsten zunächst belegenen Vielecksseiten insofern ungelöst geblieben, als diese Sitze statt nach dem Allerheiligsten nach dem Innenraum gerichtet sind und den aufsteigenden Plätzen der folgenden Vieleckseite den Ausblick nach dem Allerheiligsten verdecken.
Wenn auch die centralcn Anlagen bei der im jüdischen Ritus betonten Wichtigkeit, das Allerheiligste von jedem Platze sehen und die Handlungen vor demselben deutlich verfolgen zu können, die Gewinnung günstigerer Hörweiten und Sehlinien zulassen, so möchte doch im vorliegenden Falle mit Rücksicht auf die gegebenen Verhältnisse dem Langbau der Vorzug zu geben sein.
Als beachtenswerte Centralanlagen sind zu bezeichnen in erster Linie „Seh haschaar lascheim", „Freier Innenraum", "I., II., III", "Hexagramm".
Für die Plangestaltung war ferner die im Programm geforderte Vorsynagoge von erheblichem Einfluß gewesen; die unrichtige Auffassung über den Zweck und die Bedeutung derselben, hat vielfach zu unbrauchbaren Grundrißlösungen geführt.
Die Vorsynagoge ist für den täglich in den Morgen- und Abendstunden stattfindenden, nur von Männern in beschränkter Zahl besuchten Gottesdienst bestimmt, für welchen die Hauptsynagoge übergroß ist und einen zu großen Aufwand an Beleuchtung und Heizung erfordern würde. Wenn dieser Raum programmgemäß von der Hauptsynagoge abtrennbar sein soll, so ist hiermit die Bedingung seiner unmittelbaren Verbindung mit der Hauptsynagoge, etwa zur Vermehrung der Plätze der letzteren gelegentlich der großen Feste, ausgesprochen. Diese Forderung in Verbindung mit der naturgemäßen Bedingung der unmittelbaren Beleuchtung dieses alltäglich benutzten Raumes durch Tageslicht, hat nur in dem Entwürfe "Sinai" eine annähernd vollkommene Lösung erfahren. Die Voraynagoge ist hier in die Hauptachse der Vorderfront gelegt und durch ein breites Fenster erleuchtet, während zu beiden Seiten desselben die Haupteingangspforten Platz fanden. Durch geeignete Ausbildung dieses Gedankens würde der mit dem ersten Preise ausgezeichnete Entwurf eine nicht unwesentliche Verbesserung erfahren, wenn auch die Trennung des Vorraumes durch das Zwischenlegen der Vorsynagoge nicht ganz unbedenklich iat. Wird der größere Wert auf einen großen zusammenhängenden Vorraum gelegt, so wird es sich empfehlen, den Gedanken der Verbindung der Vorsynagoge mit dem Hauptraum ganz aufzugeben und dieselbe mit Rücksicht auf ihre tägliche Benutzung seitwärts von dem Vorraum mit unmittelbarem Lichte und Zugange von der Straße, oder doch wenigstens nahe dem Haupteingange anzulegen. In den meisten der vorhandenen Entwürfe bildet die Vorsynagoge einen Durchgang oder eine Art Vorraum, meist ohne Tageabeleuchtung, was mit Rücksicht auf ihre Benutzung unzulässig erscheint.
Vielfach unbrauchbare Lösungen sind ferner aus der mangelhaften Beleuchtung der Plätze unter den Emporen hervorgegangen. Die infolge der großen Zahl von Frauenplätzen bedingte Tiefe der Emporen machte für die unter denselben belegenen Plätze eine reiche Zuführung von Seitenlicht notwendig. Die aussehließliehe Beleuchtung durch Oberlicht oder durch einseitiges Licht bei beiderseitigem oder einseitigem Einbau ist fast durchweg ungenügend.
Ein weiteres nicht unwesentliches Moment für die Grundrißentwicklung ist das zur Aufnahme von etwa 60 Personen geforderte Sitzungszimmer für die Gemeindecollegien; dasselbe hat in vielen Entwürfen eine zweckmäfsige und reizvolle Lage, im ersten Stock vor den Frauenemporen gefunden, wo es in Verbindung mit einer Loggia den Frauen zur Erholung während der langen Gottesdienste dient und ein willkommenes Motiv zur künstlerischen Ausbildung der Vorderfront bietet.
Wenn die Sonderung der Männer und Frauen auch durch die Satzungen geboten ist, so empfiehlt es sich doch, die Abzweigung der gesonderten Eingänge von einem Gemeinschaftlichen Vorraum eintreten zu lassen, damit den Männern Gelegenheit gegeben ist, bei ungünstigem Wetter ihre Frauen unter dem Schütze des Hauses zu erwarten. Für Kleidergelasse und Bedürfnifsanstalten ist in den wenigsten Fällen in ausreichender und geschickter Anordnung gesorgt, worauf bei dem laugdauernden Gottesdiensten ein großes Gewicht au legen ist. Die Bedürfnifsanstalten an der Ostseite anzulegen, wohin die Blicke der Andäcbtigen gerichtet sind, ist zu vermeiden Wie der Aufbau des Allerheiligsten den Schwerpunkt der künstlerischen Gestaltung des Innenraumes, und das Öffnen des Toraschrankes sowie das Erheben der Torarollen vor den Augen der Andächtigen die heiligste Handlung bildet, so soll auch der sich hieran anschließende Umzug mit den Torarollen zu einem besonders feierlichen Act dadurch gestaltet werden, daß derselbe tunlichst allen sichtbar vor den Emporen stattfindet. Es bedingt dies die Anordnung eines Umganges im unteren Räume vor den Emporen, was zu interessanten Lösungen nur in wenigen Entwürfen geführt hat.
Was die gewählte Architektur betrifft, so haben sich die meisten der in Betracht kommenden Bewerber von der seit Oppler überwundenen irrigen Ansicht, für die Synagogen eine Art arabisch-maurischer, auf die Beziehung der Juden zum Orient hinweisender Formen anwenden zu müssen, losgemacht und in mehr oder weniger glücklicher Weise romanische und romanisirende Renaissance-Formen zur Anwendung gebracht. Die in dem Programm gewünschte monumentale Hervorhebung der Vorderfront hat bei der Mehrzahl zur Krönung des Mittelbaues durch eine hohe Kuppel und zur Ausbildung der beiderseitigen Treppenhäuser zu niedrigeren Türmen mit meist pyramidalen Helmen geführt. Über die Zulässigkeit solcher über der westlichen Empore angelegten Kuppeln von rein decorativem Charakter sind die Stimmen im Preisgericht geteilt gewesen.
Daß die Kuppel der Bedeutung des Innenraumes entsprechend über die Vierung gehöre, ist zweifellos richtig und ergiebt sich bei freiliegenden Centralanlagen meist von selbst; bei eingebauten Grundstücken dagegen und bei einer etwa 30 m betragenden Entfernung solcher Kuppeln von der Straßenfront wird die perspectivische Wirkung derselben namentlich durch die Deckung der Nachbargebäude so sehr beeinträchtigt, dafs ihre Ausbildung besser ganz aufgegeben wird. Verhältnißmäßig am besten geglückt ist die Anordnung der über dem achteckigen Innenraüm gespannten Kuppel des Klingenbergschen Entwurfs, doch erinnert auch diese Kuppel zu sehr an Nützlichkeitsanlagen und läßt den Charakter des gottesdienstlichen Gebäudes zu sehr vermissen, um für die Ausführung ernstlich in Betracht kommen zu können. Die in dem Entwurf „Hexagramm" geplante Ausführung zweier Kuppeln, einer rein decorativen über dem Frontbau und einer zweiten, lediglich der Beleuchtung dee Innenraumes dienenden über der Vierung, kann als glücklich nicht bezeichnet werden. Auch der in dem Entwurf "Hohes Seitenlicht" gemachte, im übrigen beachtenswerte Versuch, die bedeutungslose Kuppel fortfallen zu lassen und die Vorderfront in anderweit monumentaler Weise auszubilden, ist in seinem Aufbau nicht völlig geglückt. So erschien von den vorhandenen Übeln und nicht zum mindesten auf Wunsch des Gemeindevorstehers die Beibehaltung der decorativen Kuppel auf dem Frontbau, wie sie die drei preisgekrönten Entwürfe ausgebildet haben, als das verhältnißmäßig geringste.
Bezüglich der wichtigeren Arbeiten äußert sich das ausführliche Preierichtergutachten in folgendem Sinne:
1. Entwurf mit dem Kennwort „Dem Ewigen" (erster Preis, Architekten Cremer u. Wolffenstein in Berlin). Der Grundriß ist mit Ausnahme der mangelhaften Beleuchtung der Vorsynagoge tüchtig und klar durchgebildet. Die gesamte architektonische Anordnung ist im äußeren Aufbau reich und wegen ihrer dabei maßvollen Gleichmäßigkeit von guter Wirkung. Die Formgebung zeigt besonders eine tüchtige sichere Hand, und die Umrißlinie des Gebäudes wird sich glücklich in das Stadtbild einfügen. Die Ausführbarkeit ist, da das Cubikmeter umbauten Raumes zu 24 Mark bereehnet ist, wie kaum bei einem anderen Entwürfe gesichert.
2, „Jehovah", (rote Schrift. Zweiter Preis, Architekten A. u. E. Giese in Halle a. S.). Die Anordnung des Vorraumes und der Vorsynagoge ist nicht glücklich. Ferner ist die geringe Anzahl der Aborte und ihre Unterbringung in den Treppenhäusern bedenklich. Dagegen ist der Aufbau als ein monumentaler und die Arbeit im allgemeinen als eine ernste, sehr bemerkenswerte zu bezeichnen.
3. „Freier lunenraum" (dritter Preis, Architekten Abesser und Kröger in Berlin). Der Grundriß bietet in seiner Gesamtgestaltung des Synagogenraumes einen besonderen Reiz, die Hörweiten und Sehlinien sind überall günstig. Die innere Raumgestaltung in ihrer einfachen, wirkungsvollen Gliederung um die Mittelkuppel ist glücklich. Die Lösung der schiefen Achsenstellung ist besonders anzuerkennen. Auch der ganze Frontaufbau ist in der Gesamtanordnung zu loben, jedoch, insbesondere nach oben, zu klein detaillirt. Die Ausführbarkeit für die verfügbare Summe erscheint nicht unbedenklich .
4. „Hexagramm"(angekauft, Architekt Manz in Schöneberg-Berlin), Der Grundriß bietet in seiner sechseckigen Gestaltung für die Entwicklung des Innenraumes einen großen Reiz; doch ist die Durchsicht der Plätze nach dem Allerheiligsten nicht überall vollständig gelöst. Die Vorderfront baut sich in der geometrischen Ansicht vorteilhafter auf, als dies in der Perspective hervortritt. In der Formgebung im Innern wie im Äußern zeichnet sich der Entwurf vorteilhaft aus. Ungünstig für die Baustelle ist der mangelnde Anschluß des Oberbaues an die Nachbarhäuser. Auch erscheint die Ausführbarkeit bei der reichen Formgebung keineswegs gesichert.
5.). "I, II, III" (angekauft, Architekt L. Klingenberg in Oldenburg). Der ganze Entwurf mit seiner eigenartigen centralen Grundlißlösung ist, abgesehen von einigen nicht unwesentlichen Verstößen gegen die Baupolizeiß-Ordnung, eine selbständige, tüchtige Gedankenarbeit, bei welcher als größte Schwäche des Innern die geringe Brauchbarkeit der dem Allerheiligsten zunächst gelegenen Frauenemporen zu bezeichnen ist. Der Versuch, den ganzen Innenraum mit einer weit gespannten Kuppel zu überdecken, ist bereits oben anerkannt, aber wegen der Form der Kuppel als geglückt nicht zu bezeichnen.
6. „Hohes Seitenlicht" (angekauft, Kreisbauinspeetor Tieffenbach in Ortelsburg). Der Grundriß ist klar. Wenn die architektonischen Formen auch nicht von besonderem Reize sind, so ist doch anzuerkennen, daß der Verfasser eine Lösung versucht hat, welche ohne Kuppelaufbauten und andere Zutaten der Vorderfront einen monumentalen Aufbau sichert. Das hierfür gewählte Triumphbogenmotiv ist übertrieben und in den Formen nicht ganz glücklich.
Von den übrigen nicht ausgezeichneten Entwürfen verdienen noch besonders hervorgehoben zu werden:
1. „Vor Jahresschluß", Der Grundriß ist klar und einfach gegliedert, doch die Sitze zu knapp bemessen, sodaß bei richtigem Maße derselben etwa 60 Plätze fehlen. An dem großen Triumphbogen der äußeren Front ist die Lösung nach unten nicht ganz organisch, auch die Verstrebung zu den Seitenbauten nicht ganz glücklich; im übrigen ist der Aufbau jedoch malerisch und geschickt angeordnet.
2. "Einheit". Der architektonische Aufbau wirkt im allgemeinen vorteilhaft, doch ist die Beleuchtung des linken Seitenschiffs unter der Frauenempore infolge Mangels der seitlichen Beleuchtung unzureichend.
3. „Moses". Die Frontenbildung ist im ganzen von einer glücklichen, monumentalen Wirkung, dagegen zeigt die Grundrißanordnung nicht unwesentliche Mängel.
4. "Seh haschaar lascheim". Als Vorzüge sind hervorzuheben die eigenartige, halbkreisförmige Gestaltung des Hauptraumes, welche von allen Plätzen den gleichmäßig freien Ausblick zum Allerheiligsten gewährt und die Entfernung von der Kanzel möglichst einschränkt. Ferner die zweckmäßige Anordnung der Vorsynagoge, der Garderoben im Erdgeschoß und die bedeutungsvolle Anlage des Innenraums und der Vierungekuppel. Diesen Vorzügen steht leider ein minderwertiger künstlerischer Aufbau gegenüber.
Der Mangel an Baum verbietet es, noch einiger weiterer bemerkenswerter Arbeiten gebührende Erwähnung zu tun.
В меру своих скромных сил (не переводчик и не архитектор) попытался передать смысл статьи:
Конкурс проектов новой синагоги в Кёнигсберге.
Объявленный в прошлом году конкурс проектов культового здания для еврейской общины Кёнигсберга (см стр.279 за 1892 год) принёс положительные результаты, как за счёт интересно поставленной задачи, так и из-за щедрого призового фонда в 10 000 марок. Из представленных 33 работ красотой и продуманностью решений отличились сразу несколько.
Согласно заданию, помещение должно вмещать 800 кресел для мужчин, и 600 - для женщин. Участок под строительство на Линденштрассе имеет почти прямоугольную форму, около 40 м вдоль улицы и около 60 м в глубину. Слева с участком граничат высокие склады, справа - жилые дома.
Для того, чтобы на таком ограниченном участке разместить требуемое заданием количество посадочных мест и вспомогательных помещений, а также уложиться в смету в 500 000 марок, из которых 60 000 предназначены для художественной отделки внутренних помещений, от архитекторов потребовалась крайняя расчётливость и осмотрительность. Так, немалое число представленных проектов вообще не смогло выйти на требуемое количество посадочных мест, а в некоторых размер посадочного места был уменьшен до недопустимых пределов. Кроме того, узость участка вызвала трудности с обеспечением достаточной освещённости главных помещений и необходимой удалённости от соседствующих построек. Большинство помещений не отвечало требованиям строительных предписаний, поскольку в них, как в проекте под девизом «Свободное внутреннее пространство», ради увеличения площади участок застроен весь, вплотную к соседним зданиям.
В проектах с главным залом циркульной формы не выполнено также условие, чтобы кресла на ярусах были обращены в сторону святилища. Вместо этого кресла обращены внутрь зала, причём их ступенчатое расположение мешает видеть святилище. Учитывая важность, которую в еврейской традиции придают тому, чтобы святилище было видно с каждого места, более предпочтительной с точки зрения обзора и слышимости была выбрана вытянутая форма главного зала. Заслуживающая внимания организация циркульного главного зала представлена, в первую очередь, в проектах под девизами «Зе хашаар лашейм», «Свободное внутреннее пространство», «I., II., III.», «Гексаграмма».
Большее, чем ожидалось, влияние на планировку оказало требование устройства предсинагоги. Неправильное понимание назначения этого помещения во многих случаях привело к неприемлемым планировочным решениям. Предсинагога предназначена для ежедневных богослужений в утренние и вечерние часы, и рассчитана лишь на небольшое число людей, для которого главный зал синагоги оказывается слишком велик, как и связанные расходы на освещение и отопление. Подразумевается, что предсинагога должна быть отделена от главного зала, но в то же время должна быть связана с ним, например, чтобы увеличить количество посадочных мест во время многолюдных праздников. Это требование, как и то, чтобы предсинагога, как помещение ежедневного использования, была освещена естественным дневным светом, выполнено в полной мере только в одном проекте, под девизом «Синай». В этом проекте предсинагога расположена на центральной оси главного фасада и освещается через большое окно, а по обеим сторонам находятся входы в главный зал. В ходе развития данной идеи в проект, занявший первое место, было внесено важное усовершенствование: отделить предсинагогу, как место ежедневных посещений, от главного зала, сделав для неё с улицы отдельные входы. В большей части других представленных проектов предсинагога представляла собой что-то вроде коридора или вестибюля без естественного освещения, что, учитывая её назначение, оказалось неприемлемым.
Негодными оказались также решения, в которых места под ярусом были недостаточно освещены. Большое количество кресел для женщин вынудило сделать ярусы очень широкими, в связи с чем места под ярусами пришлось освещать боковым светом, верхнего света в этом случае явно недостаточно. Недостаточно также и бокового света только с одной стороны.
Ещё важный момент: в задании было предусмотрено помещение примерно на 60 человек для заседаний коллегии общины. Во многих проектах оно вполне удобно разместилось на втором этаже перед женским ярусом, и, будучи связанным с ложей для отдыха женщин во время длительных служб, представляло собой привлекательную основу для художественного оформления главного фасада.
Поскольку устав требует разделения женщин и мужчин, то для того, чтобы в плохую погоду мужчины могли ожидать женщин внутри здания, а не снаружи, были предусмотрены ответвления от отдельных мужского и женского входов в общий вестибюль.
Лишь в немногих проектах удобно расположены гардеробы и уборные, актуальные при длительных богослужениях. Нежелательно размещать уборные в восточной части здания, куда во время служб обращены взгляды молящихся.
Святилище – ключевой акцент внутреннего оформления. Открытие шкафа со свитками Торы, демонстрация свитков верующим и обход с ними синагоги – самые торжественные мероприятия, которые должны быть видны всем присутствующим, в связи с этим путь обхода не может проходить под ярусами, интересные решения встретились лишь в нескольких проектах.
Что касается архитектурного оформления, большинство конкурсантов сумело преодолеть ошибочное представление, будто для синагоги непременно нужно использовать арабско-мавританские, связанные с еврейским Востоком формы, и, более или менее удачно, использовало формы романские и связанные с ними ренессансные. Упомянутое в задании монументальное завершение главного фасада в большинстве случаев представляет собой купол над центральной частью, лестницы же заключены в башенки, увенчанные, как правило, шатровым шпилем. О том, насколько уместно использовать такие, чисто декоративные, купола над западным ярусом, мнения членов жюри разделились. В свободно стоящих зданиях купол над перекрестьем главного зала бесспорно соответствует внутреннему пространству и подчёркивает его значимость. В окружении же плотной застройки купол, размещённый в глубине участка в 30 метрах от улицы, из-за эффекта перспективы и помехи в лице соседних зданий так много теряет, что лучше уж от него отказаться совсем. Относительно более удачно размещение небольшого купола над восьмиугольным внутренним залом в проекте Клингенберга, но, поскольку такой купол чрезвычайно напоминает общественные туалеты и совершенно подрывает впечатление о богослужебном здании, принимать его всерьёз нет никакой возможности. В проекте «Гексаграмма» предусматривалось сооружение двух куполов – один, чисто декоративный, над уличным фасадом, а другой, только для освещения внутреннего пространства, над перекрестьем главного зала. Такое решение нельзя назвать удачным. Проект под девизом «Высокий боковой свет», в целом интересный, предполагал полностью отказаться от нефункциональных куполов, оформив уличный фасад другими монументальными средствами. Это тоже не очень хороший вариант. По решению председателя общины из двух зол выбрали меньшее – оставили только один, декоративный, купол над уличным фасадом – эта схема применена в проектах во всей призовой тройке.
По наиболее значительным представленным проектам мнение членов жюри было следующим:
1. Проект под девизом «Вечному» (первый приз, архитекторы Кремер и Вольфенштейн из Берлина). Планировка, за исключением недостаточной освещённости предсинагоги, вполне пригодная и ясная. Внешняя архитектоника богатая и хорошо уравновешенная. Формы созданы умело, уверенной рукой, силуэт удачно вписывается в городское окружение. Стоимость кубического метра здания - 24 марки - обоснована и гарантирована, как ни в одном другом проекте.
2. Проект под девизом «Иегова» (вторая премия, архитекторы А. и Е. Гизе из Галле в С.) Неудачно расположены вестибюль и предсинагога. Количество и размер размещённых на лестничных клетках уборных недостаточны. В целом же проект очень монументальный и достойный.
3. Проект под девизом «Свободное внутреннее пространство» (третья премия, архитекторы Абессер и Крёгер из Берлина). Планировка в целом очень хороша, в зале нет проблем с обзором и слышимостью. Простое и эффективное членение внутреннего пространства вокруг купола, особо следует отметить неперпендикулярно расположенную ось здания. Главный фасад в целом хорош, но имеет недостаточно крупные детали, особенно наверху. Опасений превысить выделенный бюджет не вызывает.
4. Проект под девизом «Гексаграмма» (без премии, архитектор Манц из Шёнеберга-Берлина). Внутренний зал, шестиугольный в плане, имеет определённую привлекательность, но проблема видимости святилища со всех мест решена не полностью. Фасад удачен по геометрии, так как использует перспективу. Формы удачные, как внутри, так и снаружи. К недостаткам следует отнести плохое сочетание с окружающей застройкой и сомнительную возможность уложиться в выделенный под строительство бюджет.
5. Проект под девизом "I., II., III." (без премии, архитектор Л.Клингенберг из Ольденбурга). В целом проект, с его оригинальной центральной планировкой, несмотря на незначительные отступления от строительных предписаний, представляет собой результат самостоятельного, сильного мышления. Основная причина, по которой он не был выбран - расположение женского яруса перед святилищем. Попытка перекрыть весь объём единым куполом уже была оценена выше, но саму форму купола удачной назвать нельзя.
6. Проект под девизом "Высокий боковой свет" (без премии, автор - окружной строительный инспектор Тиффенбах из Ортельсбурга). Планировка чёткая. Архитектурные формы не слишком привлекательны, хотя стоит отметить попытку автора создать монументальный фасад, не используя куполов и других подобных декоративных элементов. Мотив триумфальной арки, выбранный для этого, представляется слишком громоздким и неудачным по форме.

Среди остальных не отмеченных призами проектов на фоне других можно выделить следующие:
1. Проект под девизом "До конца года". Планировка имеет простое и ясное членение, однако слишком мало места выделяется под каждое кресло. Если кресла сделать нормального размера, не будет хватать примерно 60 мест. Мотив большой триумфальной арки для оформления главного фасада внизу смотрится не очень гармонично, а переходы к боковым строениям - не слишком удачно, хотя в остальном сделано довольно живописно и талантливо.
2. Проект под девизом "Единство". Общие пропорции в целом выигрышные, но под женским ярусом в левом нефе слишком темно из-за отсутствия бокового света.
3. Проект под девизом "Моисей". Главный фасад в целом смотрится удачно и производит впечатление, однако планировка имеет существенные недостатки.
4. Проект под девизом "Зе хашаар лашейм". Среди достоинств - оригинальная полукруглая форма главного зала, в котором со всех мест одинаково хорошо видно святилище и слышно говорящих с кафедры. Удачно размещена предсинагога, на первом этаже хорошо разместились гардеробы, внутреннее пространство логично, купол естественно опирается на четыре колонны. К сожалению, эти достоинства соседствуют с посредственных художественным оформлением.
Ограниченные размеры статьи не позволяют надлежащим образом упомянуть все оставшиеся проекты из числа представленных на конкурс.
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5571
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2635 раз
Поблагодарили: 4330 раз

Re: Проекты застройки и реконструкции Кёнигсберга

Сообщение gsm_689 »

panart писал(а): 14-12-2010 16:20:21 Конкурс на застройку Императорской площади был объявлен, когда городской совет Кёнигсберга выкупил у военного министерства вальные укрепления, окружавшие город, и снёс часть из них, освободив пространство для расширения города.
всё это в плане из адрессбуха-1914. Планировки Кайзер-платц (Ганза-платц) и прочего после ПМВ конечно изменились :)
Koenigsberg 1914_2.jpg
с поворотом
Koenigsberg 1914.jpg
Ответить

Вернуться в «Кёнигсберг»