Война в воздухе. Восточная Пруссия

Боевые действия на территории Восточной Пруссии, рассказы, исследования, фото
Аватара пользователя
Jager
Читатель
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 27-04-2013 22:12:36
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 20 раз

Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия

Сообщение Jager »

Налеты на Пиллау 9 апреля 1945. Вот такой разбор от специалистов. Источник материалов - архив в Гатчине.
https://warspot.ru/14229-udar-po-vale
dale
Читатель
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 11-04-2018 16:27:52
Благодарил (а): 16 раз
Поблагодарили: 7 раз

Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия

Сообщение dale »

Интересный документ: в июне 1953 в Калининградской области подняли штурмовик. По документам установили воздушного стрелка - Липатова из 397 шап. Летчика, я так понял не установили или может он выпрыгнул. Если предположение верно, что штурмовик был сбит в конце ноября - начале декабря, то весьма вероятно, что это экипаж мл л-нта Беликова Михаила Никитовича, сбитого ЗА 22.11.44. (397 шап 182 шад 1 ВА)
Вложения
Липатов 397 шап.JPG
Schreiber
Интересующийся
Сообщения: 283
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 35 раз

Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия

Сообщение Schreiber »

Давно не новость – мемуарная литература довольно мутноватый источник информации, но описание финального этапа боёв на берегах Данцигской бухты (от штурма Пиллау до капитуляции Германии) в советских мемуарах это уже что-то из ряда вон …
00000152.jpg
Г.Н. Захаров, командир 303-й иад.
1 мая: "Поблагодарив гвардейцев (18-го гв. иап, видимо на аэродроме Эльбинг) за гостеприимный обед, я сел в свой истребитель и отправился через залив к косе Фрише-Нерунг. По косе, по-прежнему без всякой надежды на что-либо, брели к югу тысячи немцев — деморализованных, НЕ ВОЮЮЩИХ, но и не сдавшихся. Я шел у них над головами на бреющем, и хотя у этих вояк были автоматы, пулеметы, даже зенитные орудия, ОНИ НЕ СТРЕЛЯЛИ. Они будто забыли, что могут стрелять. Запоздало шарахались в стороны, когда над ними раздавался рев мотора, или безотчетно пригибались, провожая самолет равнодушным взглядом. Это была агония". ("Я — истребитель". М.: Воениздат, 1985 год)
Очень может быть, что следствием "обеда" стало "воздушное ДТП" на аэродроме Каунас:
00000004 303-я иад.jpg
Борис Бялик, военный корреспондент многотиражки 96-й стрелковой дивизии, действовавшей в мае на косе Фрише Нерунг http://www.podvignaroda.ru/?#id=2705184 ... ilManAward:
"Затем они (части 11-й гвардейской армии), — говорится в 5-м томе «Истории Великой Отечественной войны», — встретив исключительно ожесточенное сопротивление, закрепились на достигнутых рубежах». Больше о боях на косе Фриш-Нерунг в «Истории» ничего не говорится, — можно подумать, что дальше этих рубежей дело не пошло. Между тем там, где кончилось наступление частей 11-й гвардейской армии, начали наступать части нашей 48-й. Начали и успешно продолжили, хотя «исключительно ожесточенное сопротивление» врага нимало не ослабело. Пора рассказать о заключительных, решающих боях на косе Фриш-Нерунг, которые велись с всё возрастающим напряжением до последнего дня, до последнего часа войны". ("Наедине с прошлым" М., "Советский писатель", 1966 год. Очерк "Коса Фриш-Нерунг" включен в сборник "Дыхание победы", Калининградское книжное издательство, 1970 год)

Не менее разительное отличие и по авиационной составляющей.

Борис Бялик: "Правда, в распоряжении противника не было бомбардировочной авиации, но зато он пустил в ход во время боев на косе свои первые РЕАКТИВНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ. Я помню, как проносились они над нами, опережая собственный рев, и как после них оставались в небе наши горящие бомбардировщики и относимые ветром к морю купола парашютов... ".

Г.Н. Захаров: "Мы по-прежнему вели воздушную разведку, осуществляли боевое патрулирование, но воздушных боев в конце апреля — начале мая сорок пятого года в нашем секторе уже не было по одной простой причине: авиация противника в Восточной Пруссии была полностью разгромлена".

Самое интересное, что журнал боевых действий той же 303-й иад вполне адекватно отражает общий ход боевых действий на косе Фрише Нерунг, и кто тянул за языки этих "художников слова" совершенно не понятно.
00000003 303-я иад.jpg
При всём разнообразии мнений, как-то в стороне остался вопрос, а куда же делись немецкие летчики? Советские документы ответа не дают. Полный мрак и "за бугром".
При всем уважении к сайту "The Luftwaffe, 1933-45" http://www.ww2.dk/ информация о базировании в мае 1945 года на аэродром Brüsterort (район поселков Донское – Маяк, оставлен немцами 14 апреля) групп III./JG51 и I./SG3 выглядит как-то странно. Единственное светлое пятнышко – финал книги "Нормандия-Неман", где описана случайная встреча с летчиком III./JG51 обер-фельдфебелем Йозефом "Пепи" Габлем (по тексту – капитан Пеп Габль) на горнолыжном курорте в Австрии в 1949 году. К сожалению, как он там оказался, тогда французы не написали, а теперь Википедия даже о службе в Люфтваффе не сообщает https://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/712236
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 4520
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 1747 раз
Поблагодарили: 2373 раза

Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия

Сообщение gsm_689 »

Диккерт/Гроссман упоминают "аэродром с пятнадцатью истребителями в Юнкертройгофе возле Штигена (район устья Вислы)".
Т.ч. до начала мая вполне могли оттуда действовать.
Schreiber
Интересующийся
Сообщения: 283
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 35 раз

Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия

Сообщение Schreiber »

gsm_689 писал:
Диккерт/Гроссман упоминают "аэродром с пятнадцатью истребителями в Юнкертройгофе возле Штигена (район устья Вислы)".
Т.ч. до начала мая вполне могли оттуда действовать.
В советских картах это место обозначено как (язык сломаешь) Йункертройльхоф, но дельта Вислы от мыса Таран находится довольно далеко. А относительно действий немецкой авиации никаких вопросов нет.
В период боев за Пиллау немцы, по советским данным, ещё делали по 20-30 вылетов в день, и 25 апреля капитан Брендель сбил над Пиллау «Пе-2» 135-го гв. бап, что стало последней потерей в воздушном бою, признаваемой советской стороной. Ещё 8 «Пе-2» 6-й гв. бад имели повреждения от огня истребителей и осколков зенитных снарядов. В ответ советская авиация с 25 апреля по 8 мая включительно наносила бомбо-штурмовые удары по аэродрому и блокировала его нарядами истребителей.
лист N-34-63 Эльбинг_1941.jpg

Основной проблемой для советского командования явно было, что на один аэродром приходилось две воздушных армии.
Выглядело несолидно, но выход быстро нашёлся. В итоге 1-я воздушная армия (по докладам) бомбила и штурмовала аэродром Йанкендорф,
00000203 1-я ВА.jpg

а 3-я воздушная армия с не меньшим успехом громила врага на аэродроме Шильд
00000417-418.JPG

Ну, не будем больше темнить. От Свена Карлсена я недавно получил по бартеру пару страничек из журнала боевых действий 2./NAGr.4 (2-й эскадрильи 4-й авиационной группы ближней разведки) в формате PDF. Качество, как обычно, не очень, но в общих чертах ситуация с немецкой авиацией в последние дни войны понятна. В частности, немцы пишут, что налеты советской авиации большого ущерба не наносили.
Kriegstagebuch 2.NAGr.4_1.jpg
Желающие могут сделать дословный перевод, а я попробую сделать общий обзор событий с использованием информации из разных источников.

Итак, под аккомпанемент бомбовых разрывов немцы провели "смену составов". Командующий авиационного командования "Восточного Пруссия" генерал-майор Клаус Уэбе (Klaus Uebe) 25 апреля отправился в резерв, и 1 мая стал генералом для особых поручений в штабе воздушного флота "Рейх". В этой должности Клаус Уэбе благополучно сдался союзникам и в июне 1947 года был освобожден.
Новым командующим стал командир 18-й зенитно-артиллерийской дивизии генерал-майор Гюнтер Закс (Günther Sachs), сохранивший за собой и командование 18. Flak-Division. Для справки: на косе находилась малокалиберная зенитная артиллерия, ранее сосредоточенная для прикрытия ледовых дорог через залив Фришес Гафф, и дивизия отнюдь не была пустым "флажком" на карте.

Продолжение следует
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 4520
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 1747 раз
Поблагодарили: 2373 раза

Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия

Сообщение gsm_689 »

Schreiber писал(а): 27-04-2020 11:19:30 При всем уважении к сайту "The Luftwaffe, 1933-45" http://www.ww2.dk/ информация о базировании в мае 1945 года на аэродром Brüsterort (район поселков Донское – Маяк, оставлен немцами 14 апреля) групп III./JG51 и I./SG3 выглядит как-то странно.
видимо там читали документы бундесархива, который начал радовать оцифрованной коллекцией. Встретился состав авиации В.Пруссии на 29.03.1945 (арх.шифр RL 2-III/409), жаль без указания кол-ва самолетов
RL 2-III-409_054_Авиация ВП на 29.03.1945.jpg
RL 2-III-409_055_Авиация ВП на 29.03.1945.jpg

Schreiber писал(а): 27-04-2020 19:09:11 Новым командующим стал командир 18-й зенитно-артиллерийской дивизии генерал-майор Гюнтер Закс (Günther Sachs), сохранивший за собой и командование 18. Flak-Division. Для справки: на косе находилась малокалиберная зенитная артиллерия, ранее сосредоточенная для прикрытия ледовых дорог через залив Фришес Гафф, и дивизия отнюдь не была пустым "флажком" на карте.

опять же в бундесархиве нашелся состав 18-й зенад на 29.03.1945 (арх.шифр RL 2-III/1282). Даже с учетом потерь матчасти в Кенигсберге и на Замланде, на косе могли еще активно постреливать
RL 2-III-1282_001_ЗА ВП на 29.03.1945.jpg
RL 2-III-1282_002_ЗА ВП на 29.03.1945.jpg
RL 2-III-1282_003_ЗА ВП на 29.03.1945.jpg
RL 2-III-1282_004_ЗА ВП на 29.03.1945.jpg
Schreiber
Интересующийся
Сообщения: 283
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 35 раз

Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия

Сообщение Schreiber »

Kriegstagebuch 2.NAGr.4_2.jpg
28.04.45. Рутинный ход событий нарушил приказ, поступивший от командования Люфтваффе: подготовить часть личного состава эскадрильи (фактически сократившейся до отдельного звена) к переброске на основную территорию Германии для формирования эскадрильи «Фольксштурма» (Volkssturmstaffel) на самолетах He 72. http://www.airwar.ru/enc/other2/he72.html
На следующий день (29.04.45) команда из 82 человек отбыла на косу Хель для отправки в Германию морским путём. Для "утряски" возможных проблем на косу отправился командир эскадрильи и застрял там до 2 мая.
***
Поскольку боевая ценность биплана для начальной летной подготовки крайне сомнительна, лично я думаю, что в реальности речь шла о "народном истребителе" He.162 "Salamander" http://www.airwar.ru/enc/fww2/he162.html

30.04.45. Приказ начальства: максимально экономить бензин, для чего выполнять не более двух самолетовылетов в день (утром и вечером). За 30 апреля эскадрилья сделала 2 вылета, в одном из которых «Ме-109» обер-лейтенанта Гекеля (Heckel) был подбит истребителями «Як-3» и сел на фюзеляж. В результате "жесткой посадки" разбился последний комплект фотоаппаратуры, а летчик получил легкое ранение. С учетом ограничений на полеты возиться с ремонтом самолета механики не стали.

По советским данным за день немцы сделали от 20 (1-я ВА) до 40 (3-я ВА) вылетов, в воздушных боях сбито 2 «Ме-109» и 2 «ФВ-190». Потеряны, естественно от зенитного огня, 4 «Ил-2» 277-й шад. Среди погибших – командир эскадрильи 999-го шап, Герой Советского Союза капитан Захаров Л.П.

1-3.05.45. Ограниченная активность советской авиации по метеоусловиям. Немецкие самолеты в воздух не поднимались.
Обсуждались варианты переброски в Германию остальной части личного состава. Вечером 1 мая получено официальное сообщение о гибели А. Гитлера смертью героя.
Газета.jpg
Окончание следует
Schreiber
Интересующийся
Сообщения: 283
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 35 раз

Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия

Сообщение Schreiber »

Kriegstagebuch 2.NAGr.4_3.jpg
4.05.45. 1 вылет на разведку района Пиллау – Эльбинг.
По советским документам истребители 130-й иад сожгли на аэродроме Йанкендорф 1 «ФВ-190». В свою очередь зенитным огнём сбиты «Як-9» 130-й иад и «Ил-2» 1-й гв. шад.

5.05.45. Утром обер-лейтенант Аффельд и обер-фельдфебель Мюллер сделали последние вылеты, выполненные эскадрильей 2./NAGr.4 в ходе войны. Окончательный итог составил 4875 боевых вылетов.

В 8.00 вступила в силу частичная капитуляция германских вооружённых сил в Голландии, северо-западной Германии, Шлезвиг-Гольштейне и Дании, подписанная адмиралом Фридебургом в штабе фельдмаршала Монтгомери вечером 4 мая. По условиям капитуляции сдаче подлежали все корабли и суда в зонах оккупации, но Монтгомери не возражал против использования флота для эвакуации с востока беженцев и войск до момента общей капитуляции (исхода суток 8 мая). Утром радиограммы о капитуляции перед англичанами были переданы на косу Хель, остров Борнхольм, в Лиепаю и Вентспилс. Времени оставалось мало, и местное командование отдало приказ в 12.00 начать уничтожение самолетов и оборудования.

Видимо после обеда голову "зенитного генерала" посетила светлая мысль, что вообще-то летчики в Германию могут и улететь. Во всяком случае, в 15.45 поступило новое указание: следующие 24 часа эскадрилье продолжать боевые действия. Самолеты к тому времени уже успели уничтожить, о чем и доложили находящиеся на аэродроме обер-лейтенанты Аффельд и Шиндль. "Шеф" приказ отменил, и эвакуация продолжилась по первоначальному плану.

В 18.00 личный состав JG51 и 2./NAGr.4 прибыл в деревню Шенбаум, откуда на речных лодках переправился на косу Хель. Остаток ночи прошёл на косе, там же капитан Брендель (III./JG51) и капитан Решке (2./NAGr.4) доложили генералу Заксу текущее положение.
Kriegstagebuch 2.NAGr.4_4.jpg
Kriegstagebuch 2.NAGr.4_4.jpg (78.53 КБ) 2169 просмотров
6-7.05.45. Погрузка на миноносец «Т-35» (командир – капитан-лейтенант Бух) и переход морем в составе конвоя. Вполне возможно, что именно эту группу (миноносец, сторожевой корабль и неопознанное судно) вечером 6 мая в районе банки Штольпе атаковала подводная лодка «К-53», но три выпущенные торпеды прошли мимо, и даже не были замечены противником.

6 мая метеоусловия ограничили действия советской авиации, но 7 мая (помимо других целей) 9 «Пе-2» и 18 истребителей 1-й воздушной армии нанесли очередной удар по аэродрому Йанкендорф: "бомбы рвались на летном поле и в районе стоянок самолетов". В воздухе немецкие самолеты не появлялись, но зенитчики сбили 1 «Ил-2» 277-й шад.

8.05.45. Миноносец «Т-35» пришёл в Копенгаген, где передал эвакуированных на пассажирское судно «Убена». Вечером «Убена» отправилась в сторону Кильской бухты и 9 мая пришла в Лабё. Сошедшие на берег пассажиры попали в руки англичан, после чего генерал-майор Гюнтер Сакс провёл в лагере около трёх лет (освобожден 25 февраля 1948 года), а про "мелких бесов" история умалчивает.
Schreiber
Интересующийся
Сообщения: 283
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 35 раз

Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия

Сообщение Schreiber »

Выдержка из протокола допроса летчика 15-го гв. авиационного полка дальнего действия гв. младшего лейтенанта Иванова Федора Александровича, летавшего в составе экипажа гв. младшего лейтенанта М.И. Петрищева https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55292689
1180277 мл. лт. Иванов Ф.А..jpg
мл. лт. Иванов Ф.А._2.jpg
мл. лт. Иванов Ф.А. 15-й гв. ап дд.jpg
21.04.43 (ночь с 21 на 22 апреля) ночным истребителем (немецкая заявка отсутствует) в районе Брянска сбит младший лейтенант Иванов который ночами 14/15 и 17/18* апреля участвовал в налетах на Кёнигсберг.
Об этом он говорит следующее:
Летал на самолете типа "B-25D" с бомбовой нагрузкой 1000 кг (4х 250 кг). Экипаж состоит из 5 человек (2 пилота, штурман, радист и воздушный стрелок).
В вылетах участвовало 12 самолетов. Стартовали с аэродрома Раменское (район Москвы) с интервалом 2 минуты. Линию фронта пересекали в сумерки, в районе Великие Луки.
Маршрут полета: Раменское – Загорск (Сергиев Посад) – Клин – (Великие Луки) – Балтийское море – левый поворот – подход к Кенигсбергу с севера.
Крейсерская скорость: 150 американских миль в час.
Высота полета при пересечении линии фронта: 3000-4000 м.
Высота бомбометания: 5000 м.
ПВО (зенитная оборона) Кенигсберга была очень слабой** (по сравнению с ?), вызывающим страх зенитным огнем над Смоленском.
Дальнейшие планы налетов: Авиация Дальнего Действия должна летать в Восточную Пруссию каждый раз, когда позволяет погода.

* Ошибка в дате, экипажи, летавшие на дальние цели, 17/18 отдыхали. Реально 16/17 на Кенигсберг или 18/19 на Тильзит.
** Из разведдонесения № 43 штаба 4-й гв. ад дд (к 7.00 15.04.43):
Боевыми действиями и наблюдениями экипажей в ночь 14.04 на 15.04.43 установлено:
… 23.37 Н=3900 м. Кенигсберг прикрыт до 8 батарей ЗА крупного калибра, работало до 15 прожекторов. ЗА огонь вела слабый, прожектора действовали не эффективно.

Как видно, никаких особых секретов летчик не выдал, но, судя по приказу, после освобождения из плена он лет на 10 где-то задержался.
мл. лт. Иванов Ф.А._3.jpg
Schreiber
Интересующийся
Сообщения: 283
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 35 раз

Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия

Сообщение Schreiber »

Немного геббельсовской пропаганды на авиационную тему: журнал Люфтваффе "Дер Адлер" № 22 от 13.11.42 (испаноязычная версия).
Адлер № 22 от 13.11.42.jpg
Сбитый советский четырёхмоторный бомбардировщик.
Этот самолёт "TБ-7" совершил вынужденную посадку во время аварийного полёта над территорией Восточной Германии. В сентябре прошлого года большевики совершили несколько слабых атак на территории Восточной Германии и Венгрии, используя самолёты этого типа.
Дух народа отразился в технике. Этот дальний четырёхмоторный бомбардировщик, одна из последних моделей советского авиастроения, производит впечатление современного самолёта благодаря своим внешним размерам и аэродинамическим формам. Если же вы присмотритесь к этой машине, то обнаружите, что это типично советское творение: в его основе заимствованные западные авиационные технологии, а собственных идей немного, и они по большей части примитивны. В целом техническая культура и творческая мысль, единственные гаранты прогресса и превосходства, отсутствуют.
А вот немецкий четырёхмоторный самолет Фокке-Вульф "Кондор" не только внешне выглядит максимально совершенным. Все детали его конструкции, его многочисленные приборы и устройства являются доказательством технического уровня, который может быть достигнут только через духовное превосходство. В отличие от советского бомбардировщика, самолёт "Кондор" - результат планомерной и безупречной работы знатоков своего дела.

Подписи к фотографиям
1. Советский дальний бомбардировщик был вынужден завершить полёт в Германию с убранным шасси.
2. Интерьер фюзеляжа довольно примитивен. Вид на салон в пространство заднего лонжерона.
3. В отличие от современных больших самолётов, дальний советский бомбардировщик имеет два пилотских кресла, расположенных одно за другим. В сравнении с современным состоянием авиационной техники, приборы советской аппаратуры устарели и несовершенны.
4. Спаренный пулемет в носовой части фюзеляжа размещён очень архаично.

Для справки
"TБ-7" ("Пе-8") № 42018, командир корабля капитан Б.А. Кубышко, из 890-го авиаполка 45-й авиационной дивизии дальнего действия был повреждён зенитной артиллерией при налёте на Берлин в ночь на 30 августа 1942 года, при возвращении потерял топливо и сел на фюзеляж в Восточной Пруссии у границы с Литвой. Из экипажа в 11 человек погиб штурман майор М.А. Колечко, остальные попали в плен.
Schreiber
Интересующийся
Сообщения: 283
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 35 раз

Re: Война в воздухе. Восточная Пруссия

Сообщение Schreiber »

Ещё раз о "художниках слова".
Налёт на Инстербург 9 июля 1944 года
Мифы Мемуары:
Из воспоминаний командира 3-го ИАК Е.Я. Савицкого "Я — «Дракон». Атакую!..: Размышления о времени и о себе". — М., «Молодая гвардия», 1988 год http://militera.lib.ru/memo/russian/sav ... j3/14.html
Однажды из штаба армии я получаю телеграмму: подготовить эскадрилью истребителей Як-9д к боевому вылету на Инстербург.
«Инстербург?! Так это же где-то в Восточной Пруссии!..» — невольно вырвалось у меня. Тем не менее телеграмма четко и ясно определяла нашу задачу: машины снарядить бомбами, полным боекомплектом и... листовками. Над целью предписывалось выполнить один заход — штурмануть из всех пушек и пулеметов и в то же время сбросить бомбы и листовки. Командарм предупреждал, что этот вылет решает очень важную военно-политическую задачу, поэтому эскадрилью приказывал готовить лично мне.
«...Вам полет запрещается. Вылет завтра в 6.30 утра. Об исполнении доложить немедленно после посадки» — так заканчивалась эта телеграмма, не допускающая рассуждений, сомнений, оговорок, как и любой военный приказ. А задуматься между тем было над чем, и я, срочно вызвав к себе в землянку штурмана, инженера, начальника штаба и начальника политотдела корпуса, предложил немедленно изучить обстановку и начать планировать боевой вылет.
— Листовки-то где? — спросил у начПО Ананьева.
— Только что привезли — целая машина, — ответил он.
— А ну давай-ка почитаем.
Ананьев достал из кармана куртки листок бумаги, на котором было отпечатано по-немецки: «Истребители с красными звездами над Инстербургом!»
— Да, это политический момент, — сказал я и призвал к подготовке вылета отнестись очень внимательно.
Дело в том, что полет предстоял на предельную дальность. По предварительным подсчетам, горючего в баках истребителей могло хватить, чтобы долететь до цели и вернуться обратно, но при условии, что не будет ветра. На большой-то скорости ветер — серьезная помеха.
Рассчитали профиль полета, всю его программу. Все старались предусмотреть, все учесть, чтобы горючего как-то сохранить побольше: самолеты выстраиваются в линию, дозаправляются — под пробку! — и взлетают прямо с места, собираясь не над аэродромом, а уже на маршруте — без всяких маневров. Прикрывать их решили на самолетах Як-7б до боевого радиуса полета — дальше летят одни.
Задумались, кто поведет группу. Я назначил командира эскадрильи из 43-го истребительного полка А. Д. Осадчиева. Сильный был пилот, знал его по Кубани: вместе летали не раз на штурмовку аэродрома противника под Анапой. Не сомневался в нем — справится с любым заданием.
Однако как работать над целью всей группе? Ведь предполагался всего один заход — и домой. Тут уж не должно быть никаких осечек. Прикинув все, решили так: на Инстербург заходить с севера, оттуда немцы никак ждать не могут — и так-то как снег на голову! С высоты 3000 метров пологое пикирование до 500 метров, сброс бомб, затем удар из пушек и пулеметов, а на выходе из атаки раскидываем листовки.
Все вроде бы продумали, все предусмотрели. Осталось только решить, как везти эти листовки, как их бросать? Истребитель ведь не транспортный самолет, не бомбардировщик. На нем бомболюка нет, бомбодержатели заняты, а в кабину летчика много ли возьмешь.
— Думайте, братцы, думайте! — торопил я инженеров. — Не руками же, в самом деле, разбрасывать.
Минут через сорок в землянку радостно вбегает взволнованный начальник политотдела.
— Нашли! Нашли!
— Что нашли? — спрашиваю.
— Да способ нашли, как листовки пристроить.
Гляжу, за Ананьевым кто-то стоит.
— Вот, комсомолия придумала! — Начпо подталкивает ко мне паренька в технической куртке, и я узнаю в нем техника самолета Гладкова.
— Ну так рассказывай, что ты придумал, какая у тебя идея родилась?..
А идея оказалась простой и смелой. Гладков все листовки предложил уложить под щитками-закрылками самолета, между нервюрами крыла. В полете, при выпущенных закрылках, они отсасываются потоком воздуха и разлетаются. Действительно, все гениальное — просто!
Для гарантии комэск Осадчиев поднял боевую машину в воздух, промчался над аэродромом, и вдруг — уже вслед ему — в лучах заходящего солнца вспыхнуло мерцающее облачко. Это вылетели листовки из-под щитков-закрылков. На земле после посадки я осмотрел самолет, убедился, что в нем ничего не осталось, и предложение техника Гладкова утвердили.
В 22 часа 00 минут я доложил командующему армии о готовности группы приступить к выполнению задания. При этом оговорился, что при встречном ветре больше трех метров в секунду или хотя бы при боковом ветре горючего на самолетах не хватит, следовательно, задание выполнять будет нельзя. Ответ последовал не сразу, но достаточно однозначный, обсуждений не допускающий: «Полет выполнять в любую погоду! При выработке горючего — посадка на фюзеляж».
Признаться, такого задания я еще ни разу не получал: целую эскадрилью приземлять на брюхо! (Пилоты так называли вынужденную посадку на фюзеляж самолета, без шасси.) Решение, конечно, смелое, и объявлять его на сон грядущий я никому не стал. Пусть, думаю, отдохнут бойцы без лишних тревог. Утро вечера мудренее, утром, решил, и скажу.
Не знаю, как эскадрилья, которой предстояло лететь на задание, а я в ту ночь спал беспокойно. Да спал ли вообще? В голове путались, сумбурно перескакивая с одной на другую, разные мысли. И то сказать, три года войны — три года мы мечтаем о том дне, когда наконец наши боевые маршруты пойдут не над деревнями Сосновками. И вот завтра предстоит полет, которым мы напомним немцам, как двести лет назад, в Семилетнюю войну, шли на столицу Пруссии. — Кенигсберг русские полки. Подступало гордое солдатское счастье: мы пройдем над землей врага!..
Утро погасило звезды. Туманная дымка рассеялась, небо прояснилось, и легкий неуловимый трепет пронесся над аэродромом. Священные минуты перед боевым вылетом...
Все было готово к яростному прыжку. Я уже знал, что ветер по маршруту несильный, однако, по расчетам, горючего на обратный путь до аэродрома не хватит, но посадка истребителей будет на нашей территории. И тогда я спросил пилотов:
— Братцы, кто из вас садился на брюхо? Трое из восьми подняли руки. У одного шрам через все лицо — к нему, да и ко всем остальным у меня больше не было вопросов, и я просто сказал:
— Горючего не хватит — придется садиться...
В 6 часов 20 минут от земли оторвался первый самолет. Через четыре минуты — последний, и тогда я доложил командарму, что группа Осадчего на задание ушла.
Хрюкин односложно бросил:
— Хорошо...
Я потолкался-потолкался на командном пункте и побрел к капонирам боевых машин, откуда рано утром, еще до рассвета, их вырулили на взлетную полосу заботливые технари. Лучше, решил про себя, посижу с ними — по радио теперь долго не поступит никаких сигналов...
Так и просидел около часа. До чего же были томительные те минуты ожидания — в полете ничего подобного не ощущаешь, там работа. Невольно закрадывалось сомнение — выдержат ли, не дрогнут ли бойцы в прусском небе?.. И то сказать, средь бела дня да залезть в берлогу, где зениток, как тюльпанов у какой-нибудь Вильгельмины в ее вылизанном дворике. Да не только залезть — еще и агитацией заняться!..
Через час десять минут мы услышали первое сообщение: «Иду группой. Семь самолетов...» Я — бегом на КП. По ходу недобрые догадки: что случилось, почему семь? Восьмого сбили? Может, прямо над Инстербургом?..
На КП приказываю запросить Осадчиева: был бой или не было? В ответ слышу:
— После посадки доложу...
Еще несколько бесконечно долгих минут. Наконец, вижу — идет один самолет, второй, третий... Эти сели и даже самостоятельно зарулили в капониры. Четвертый и пятый зарулить уже не смогли — их винты остановились на пробеге после посадки. Техники, мотористы были в готовности — тут же их с полосы. Шестой самолет не долетел до аэродрома метров триста — приземлился, однако, на шасси. Седьмой пошел на посадку поперек аэродрома — видно было, что тянет, как мы когда-то пели, «на честном слове». Но, слава богу, сел тоже удачно.
Едва этот, седьмой, остановился — я к нему. По номеру самолета помнил, что там комэск. Издалека заметил — лицо ведущего группы веселое, и он спокойно курит. Кричу Осадчиеву:
— Ну как? Выполнили? Где восьмой?.. Комэск отбросил папиросу и тоже — во всю мощь легких:
— Товарищ генерал! Задание командования группа выполнила. Боевых потерь нет!
— Восьмой где?
— Да не волнуйтесь, товарищ генерал, — улыбается Осадчиев, — восьмой тут сел, совсем недалеко. Километров двадцать — двадцать пять от аэродрома. Сел в хлебном поле — я видел его посадку. Все нормально.
Тут у меня от души отлегло, я сгреб комэска в охапку и, как мог, поздравил — кратко, без громких цветистых слов и пафоса. Разве найдешь в такие минуты красивые-то слова! Да, признаться, они и не требовались. Как летчикам, нам ведь и так было ясно, чего стоила наша солдатская доблесть.
В тот же день радиостанция имени Коминтерна передала сообщение, что восемь советских истребителей нанесли бомбово-штурмовой удар по противнику и сбросили над прусским городом Инстербургом листовки. Радиоволны разнесли эту весть на весь мир...
Совершенно иначе вспоминает о вылете непосредственный участник событий:
Курс – Инстербург
Рассказ военного летчика В.В. Калашникова.
https://www.angrapa.ru/vojna/vtoraya-mi ... rburg.html
Мне посчастливилось выполнять 9 июля 1944 года необычное боевое задание. Геббельсовская пропаганда делала все, чтобы замолчать стремительное наступление советских войск на запад и неудачи немецких войск. Немцы в тылу не знали действительного положения дел, они были убеждены, что линия фронта проходит где-то под Москвой. Чтобы разоблачить эту ложь, надо было на факте показать населению Восточной Пруссии, где находится линия боевого соприкосновения.

В субботу 8 июля 1944 года перед нами была поставлена задача: на истребителях «Як-7» нанести штурмовой удар по городу Инстербургу с целью морального воздействия на противника.

В воскресенье четверка наших «яков» вылетела на выполнение задания по маршруту Сморгонь – Вильно – Каунас – Инстербург на высоте 8000 метров. Погода была ясной. Появление советских истребителей в Восточной Пруссии было настолько внезапным для противника, что ни одна зенитная батарея не открыла огня.

Видим свою цель. Идем со снижением, набираем скорость. Заходим с запада. Первую атаку решаем нанести по окрестностям города, где скопилась техника. С высоты 1000 метров переводим самолеты в атаку – пикируем, ведем прицельный ураганный огонь изо всех точек. Видим сильные взрывы, костры пожаров.

Атаки следуют одна за другой. На бреющем полете с ревом проносимся над городом, показывая его жителям яркие красные звезды советских истребителей. В городе началась страшная паника, такая, которой веками не видывали чванливые прусские юнкеры. Закончив атаку, мы на бреющем полете благополучно вернулись домой.

Налет истребителей на Инстербург вконец развеял миф гитлеровской пропаганды о военной недосягаемости собственной имперской территории. Инженер полка Мерцхулава написал в этот день злободневную эпиграмму, которая понравилась летчикам:

Инстербург объят тревогой.
Что случилось? «Ради бога,
Помогите, ка – ра – ул!»
Русских «яков» грозный гул
Немцев вывел из терпенья,
Началось столпотворенье.
Говорят и строчат пушки,
Недопито пиво в кружке.
И на камнях мостовой
Фриц лежит полуживой.

Об этом налете 17 июля 1944 года писала «Правда».

Источник: "Курс – Инстербург" (стр.58) (рассказ военного летчика В.В. Калашникова). – Полюс-Плюс, 1996, №3, март / Альманах «Берега Анграпы» 2’2006
Документы
Как ни странно, но в документах 1-й ВА этот эпизод не отмечен. В Журнале боевых действий 1-й ВА, боевом донесении и оперативной сводке штаба 1-й ВА за 9.07.44 говориться только о разведке до рубежа госграницы СССР 1941 года/Каунас, Гродно, но на "Памяти народа" кое-что всё-таки нашлось: Боевой путь 868 иап (в/ч 40482) - 291 иап (действия на 3-м Белорусском фронте со страницы 38)
https://pamyat-naroda.ru/documents/view ... 0e152b33b3
00000041 налет на Инстербург.jpg
00000048 Налет на Инстербург.jpg
Как видно из документов в реальности всё было гораздо скромнее: без бомб, листовок и "неоднократных атак с сильными взрывами и пожарами", да и группу вёл другой лётчик: зам. командира 291-го иап (265-я иад) майор Овчинников Пётр Кузьмич 1913.
Кроме того, в вылете участвовали:
зам. командира эскадрильи 291-го иап ст. лт. Калашников Виктор Васильевич 1917,
зам. командира эскадрильи 43-го иап (278-я иад) лт. Бородин Николай Васильевич 1918,
старший лётчик 43-го иап мл. лт. Черненков Иван Филиппович 1922.

И ещё немного оффтопа. Автор газетной статьи ст. лт. Королев К., полевая почта 26346 это помощник НШ 291-го иап по спецсвязи ст. лт. Королёв Константин Алексеевич 1908. Человек хоть и не на передовой, но прошёл всю войну и даже отличился при штурме Берлина, а к первой награде, ордену Отечественной войны 2-й степени, был представлен только 8 мая 1945 года. Однако пути начальства неисповедимы и приказом 16-й ВА орден ужался до медали "За боевые заслуги": http://www.podvignaroda.ru/?#id=2623489 ... ilManAward
А всё потому, что все беды от писателей и журналистов. :D
Ответить

Вернуться в «Следы Второй Мировой войны»