Gerdauen - Гердауэн (Железнодорожный)
- Ulrich Schulz
- Интересующийся
- Сообщения: 199
- Зарегистрирован: 01-12-2004 22:30:00
- Откуда: Koenigsberg Pr.
- Благодарил (а): 43 раза
- Поблагодарили: 114 раз
- Контактная информация:
Gerdauen - Гердауэн (Железнодорожный)
Господа!
Просьба помочь с информацией по Gerdauen (Железнодорожный). В частности интересует информация о ведении боевых действий в этом районе в период Мировых войн, а также о наличии каких-либо укреплений. Есть абстрактные данные о том, что кирха Гердауэна пострадала в ходе военных действий в 1914г и впоследствии была реконструирована - никакой конкретики.
Просьба помочь с информацией по Gerdauen (Железнодорожный). В частности интересует информация о ведении боевых действий в этом районе в период Мировых войн, а также о наличии каких-либо укреплений. Есть абстрактные данные о том, что кирха Гердауэна пострадала в ходе военных действий в 1914г и впоследствии была реконструирована - никакой конкретики.
SI VIS PACEM, PARA BELLUM
- logo
- Архивариус
- Сообщения: 5833
- Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
- Откуда: НН
- Благодарил (а): 1306 раз
- Поблагодарили: 1230 раз
Саша привет, извиняюсь за паузу, лето однако. Сегодня немного покопался в своих бумагах и файлах и коротко вот, что получилось:
По первой мировой войне вот неплохой ресурс, но нужно разбираться -
http://www.grwar.ru/library/Mil-Collect ... II_05.html
1325 г. - Тевтонский орден завершил строительство замка Гердауэн (н/п Железнодорожный Правдинского района). Руководил строительством комтур Кенигсберга Генрих фон Изенбер г. Вследствие того, что с 1678 г. в замке никто не проживал, он пришел в запустение. В 1874 г. развалины замка были перестроены в господский дом - имение семейства фон Янсон. В настоящее время от замка сохранились лишь подвалы.
Вот тут по 1914 году кое что есть....
http://hghltd.yandex.com/
Думаю, книжка "Замки и укрепления немецкого ордена" у тебя есть.
По поводу ВВ2 - вот моё небольшое исследование по этому району и Большаковскому лесу, Крылово - Железнодорожный. Сразу скажу, что немцы сдали Гердауэн без боя, а боестолкновения были западнее города, на развилке дорог.Читать то, что я написал, нужно только с картой, это я по весне этот район анализировал.............
"Для начала поясняю разграничительные линии наступления 28 и 2 гв. армий. С севера в направлении Дружбы шириной фронта с севера по Новобобруйск и юге Мозырь наступала 28 армия, южнее, по направлению к Железнодорожному и далее на запад, наступала 2 гв. армия.
В районе Мозыря, по карте я уже дал пояснения, нужно смотреть вдоль дороги Гусево-Дружба, там стояли немецкие заслоны на перекрёстках дорог, и опорные пункты в посёлках, которых сейчас нет.
В Мозыре наше кладбище с бойцами 50 и 54 гв.стр.див. 28 А, с датой 30.01.45, сразу скажу, что даты не отражают точное время боевых действий в этом районе.
Обе эти наши армии действовали фактически совместно, после того, как 2 гв.А., 23 января обошла Лётценские озёра с севера, и фактически вместе с 28 А. штурмовали 25 января Норденбург (Крылово), там кладбище с бойцами 2, 3, 32 гв.сд., 154 сд. 2 гв.А; 152 сд. 28 А. 25.01.45, 31 01.45.
Немцы за Крылово крепко держались, но постепенно отходили по дороге к Железнодорожному. Дорога там одна, и как раз проходит по южному фасу Большаковского леса и Мазурскому каналу. Вдоль канала проходила линия обороны, посмотрел по датам, и получилось, что 18 километров отделяющие Крылово от Железнодорожного наши шли двое суток, т.как Железнодорожный был взят только 27 января. Нужно отметить, что сильных боёв в городе не было, однако, на карте зона разминирования находится, как раз западнее города, скорей всего бои там проходили 28-29 января.
Поискал информацию, нашёл, что в районе Шакенхофа у немцев был лагерь для военнопленных, но никаких сведений о котлах, или прорывах нет, но и этого населённого пункта тоже сейчас нет.
Дорога на Правдинск из Железнодорожного одна, и явно, что немцы её перекрыли.
Тут нужно добавить, что Дружбу взяли к исходу дня 26 января и начали наступление на Правдинск (но неудачное), получается , что над Железнодорожным и дорогой на Правдинск как-бы навис балкон. Немцы это понимали, и отходили по дороге на Правдинск ускоренным маршем, но что-то их заставило жёстко остановить наши войска под Железнодорожным, несмотря на угрозу окружения, должна быть причина.
На мой взгляд причина – Большаковский лес, либо немцы из этого района не успели вывести войска или беженцев, либо был вариант контратаковать наши войска ударом с юга на север, подсекая балкон, что было сделано, кстати позже из района Правдинска, но также неудачно. Этот лес стратегически очень важен и в связи с каналом и в связи с озёрами на юге. Суточные потери наших войск в эти дни: 6500-9100 человек, т.е. потери большие.
Пока я схожусь в мнении, что немцы держали Большаковский лес либо для конр-удара, либо выводили свои войска на Правдинск, поскольку все источники говорят о заслонах на Мазурском канале и медленном отходе немцев на запад".
Саша, по укреплениям ВВ2 были видимо только полевые, либо переоборудованные из готовых зданий и сооружений. Линия обороны тут была только по Мазурскому каналу, но на ней были только боевые группы прикрытия, они прикрывали уход 4 армии в сторону Вислы и всего несколько дней.
Ещё есть на Калининградском городском форуме некто Matrasoff, он неплохо знает эту тему, попробуй задать ему вопрос, вот ссылка:
http://www.kaliningrad.ru/forum/index.p ... opic=17544
По первой мировой войне вот неплохой ресурс, но нужно разбираться -
http://www.grwar.ru/library/Mil-Collect ... II_05.html
1325 г. - Тевтонский орден завершил строительство замка Гердауэн (н/п Железнодорожный Правдинского района). Руководил строительством комтур Кенигсберга Генрих фон Изенбер г. Вследствие того, что с 1678 г. в замке никто не проживал, он пришел в запустение. В 1874 г. развалины замка были перестроены в господский дом - имение семейства фон Янсон. В настоящее время от замка сохранились лишь подвалы.
Вот тут по 1914 году кое что есть....
http://hghltd.yandex.com/
Думаю, книжка "Замки и укрепления немецкого ордена" у тебя есть.
По поводу ВВ2 - вот моё небольшое исследование по этому району и Большаковскому лесу, Крылово - Железнодорожный. Сразу скажу, что немцы сдали Гердауэн без боя, а боестолкновения были западнее города, на развилке дорог.Читать то, что я написал, нужно только с картой, это я по весне этот район анализировал.............

"Для начала поясняю разграничительные линии наступления 28 и 2 гв. армий. С севера в направлении Дружбы шириной фронта с севера по Новобобруйск и юге Мозырь наступала 28 армия, южнее, по направлению к Железнодорожному и далее на запад, наступала 2 гв. армия.
В районе Мозыря, по карте я уже дал пояснения, нужно смотреть вдоль дороги Гусево-Дружба, там стояли немецкие заслоны на перекрёстках дорог, и опорные пункты в посёлках, которых сейчас нет.
В Мозыре наше кладбище с бойцами 50 и 54 гв.стр.див. 28 А, с датой 30.01.45, сразу скажу, что даты не отражают точное время боевых действий в этом районе.
Обе эти наши армии действовали фактически совместно, после того, как 2 гв.А., 23 января обошла Лётценские озёра с севера, и фактически вместе с 28 А. штурмовали 25 января Норденбург (Крылово), там кладбище с бойцами 2, 3, 32 гв.сд., 154 сд. 2 гв.А; 152 сд. 28 А. 25.01.45, 31 01.45.
Немцы за Крылово крепко держались, но постепенно отходили по дороге к Железнодорожному. Дорога там одна, и как раз проходит по южному фасу Большаковского леса и Мазурскому каналу. Вдоль канала проходила линия обороны, посмотрел по датам, и получилось, что 18 километров отделяющие Крылово от Железнодорожного наши шли двое суток, т.как Железнодорожный был взят только 27 января. Нужно отметить, что сильных боёв в городе не было, однако, на карте зона разминирования находится, как раз западнее города, скорей всего бои там проходили 28-29 января.
Поискал информацию, нашёл, что в районе Шакенхофа у немцев был лагерь для военнопленных, но никаких сведений о котлах, или прорывах нет, но и этого населённого пункта тоже сейчас нет.
Дорога на Правдинск из Железнодорожного одна, и явно, что немцы её перекрыли.
Тут нужно добавить, что Дружбу взяли к исходу дня 26 января и начали наступление на Правдинск (но неудачное), получается , что над Железнодорожным и дорогой на Правдинск как-бы навис балкон. Немцы это понимали, и отходили по дороге на Правдинск ускоренным маршем, но что-то их заставило жёстко остановить наши войска под Железнодорожным, несмотря на угрозу окружения, должна быть причина.
На мой взгляд причина – Большаковский лес, либо немцы из этого района не успели вывести войска или беженцев, либо был вариант контратаковать наши войска ударом с юга на север, подсекая балкон, что было сделано, кстати позже из района Правдинска, но также неудачно. Этот лес стратегически очень важен и в связи с каналом и в связи с озёрами на юге. Суточные потери наших войск в эти дни: 6500-9100 человек, т.е. потери большие.
Пока я схожусь в мнении, что немцы держали Большаковский лес либо для конр-удара, либо выводили свои войска на Правдинск, поскольку все источники говорят о заслонах на Мазурском канале и медленном отходе немцев на запад".
Саша, по укреплениям ВВ2 были видимо только полевые, либо переоборудованные из готовых зданий и сооружений. Линия обороны тут была только по Мазурскому каналу, но на ней были только боевые группы прикрытия, они прикрывали уход 4 армии в сторону Вислы и всего несколько дней.
Ещё есть на Калининградском городском форуме некто Matrasoff, он неплохо знает эту тему, попробуй задать ему вопрос, вот ссылка:
http://www.kaliningrad.ru/forum/index.p ... opic=17544
- logo
- Архивариус
- Сообщения: 5833
- Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
- Откуда: НН
- Благодарил (а): 1306 раз
- Поблагодарили: 1230 раз
Гердауэн – Железнодорожный.
Как укрепленный пункт Бартии Гердауэн существовал задолго до тевтонского сражения. К моменту захвата крестоносцами крепости во время прусского восстания (1251 г.) ее название упоминается как «Гердавия», «Гирдове», «Гердаво». По хронике свое имя место и крепость получили по имени бартского вождя Гердава из рода Рендалия. Видимо вождь был неглуп и понял соотношение сил в тевтонско-прусском противостоянии. Во всяком случае, после падения крепости он «добровольно» принял христианство и даже добился от папы Иннокентия IV разрешение на постройку церкви у крепости. В более поздних хрониках он уже упоминается как «Святой Гердав», что возможно говорит о причислении его к лику святых. Вот так – из язычников в святые, такие уж были тогда времена.
В 1257 в Бартии было образовано орденское комтурство с центром в крепости Гердауэн (так она стала называться). В документе от 14 апреля 1257 года упоминается и первых комтур Гердауэна – Герникус де Альфред. То есть эта дата вполне может использоваться как дата основания Гердауэна.
В 1260 году Гердав подвигнулся было на основание у крепости города, но начавшееся второе прусское восстание перечеркнуло все его планы.
Гердав отличился и во время второго прусского восстания. Во-первых, он в отличие от многих принявших христианство пруссов не поддержал восставших. Более того, он выступил против предводителя восставших бартов Дивана. В свою очередь Диван повел бартов на Гердавию. Несмотря на стойкость защитников Гердауэна, скоро стало ясно, что крепость долго не продержится. Когда закончились запасы продовольствия, Гердав сам подпалил крепость и ринулся с воинами на прорыв окружения. Внезапность прорыва принесла ему успех, и большая часть воинов добралась до Кенигсберга.
Представители рода Рендалия появились в районе Гердауэна после подавления восстания. Поскольку в хрониках имя Гердава больше не употребляется, можно предположить, что он к тому времени умер или погиб в бою. Род Рендалия упоминается же в хрониках до 1336 года.
В начале XIV века орден решил восстановить укрепления в районе Гердауэна. По замыслу это должен был быть каменный замок с резиденцией комтура. На реке Омет (Стоговая) построили запруду и мельницу. Назначенный в 1315 году комтур Гердауэна Иоханнес фон Виннунген приступил к строительству замка. В день Святых Петра и Павла 1325 года замок был торжественно освящен. В память об этом событии на гербе Гердауэна были изображены Петр и Павел. Но к тому времени комтурство Гердауэн уже было упразднено, и замок стал резиденцией пфлегера. К слову и 1325 год также можно рассматривать как год образования нынешнего поселка Железнодорожный.
Первый раз показать свою мощь замок мог в 1347 году, когда к Гердауэну подошли войска великого князя литовского Ольгерда. Но литовское войско замок штурмовать не стало. Как часто было при таких набегах, литовцы сожгли окружающие деревни, истребили или взяли в плен не успевших спрятаться в замке жителей, захватили имущество и скот и убрались восвояси.
Еще в середине XIV века на холме напротив замка образовалось крупное поселение. В 1345 построили сохранившуюся до сих пор церковь. Население в Гердауэн все прибывало, и в 1398 году селение получило от гроссмейстера Конрада фон Юнгингена городское право. Дата и ныне отмечается как день рождения поселка, что, как говорилось выше, не совсем правомерно.
По договору о городском праве Гердауэн получил 66 земельных наделов. С 1398 по 1407 год развернулось большое строительство и концу этого периода все наделы были застроены. Некоторые из тех домов стоят до сих пор… Это едва ли не единственный населенный пункт, где сохранились жилые дома орденского периода. В 1406 году были достроены городские укрепления. Северная стена кирхи была укреплена и соединилась с городской стеной. Уникальные старые ворота, впоследствии расширенные в жилой дом, стоят до сих пор, но, к сожалению, этот памятник архитектуры находится в весьма плачевном состоянии. В Гердауэне примерно в конце XIV века был построен небольшой доминиканский монастырь.
Начавшаяся Великая война с поляками и литовцами (1407-11) не способствовала городскому процветанию. И до 1428 года о Гердауэне ничего не было слышно. В 1428 Гердауэн вошел в Прусский союз городов и начал борьбу за свободу от тевтонского диктата. Естественно, что масло в огонь подливало польско-литовское лобби. Не сумев окончательно разгромить орден в ходе Великой войны, поляки всячески способствовали его разрушению изнутри. В отличие от других прусских городов для Гердауэна эта борьба за свободу кончилась весьма неожиданно. Когда началась Тринадцатилетняя война ордена с Прусским союзом, то в качестве союзника ордена в Прибалтику был приглашен саксонский рыцарь-феодал Георг фон Шлибен со своим отрядом. Именно Шлибен в 1454 взял штурмом Гердауэн, за что получил его в наследную собственность. После окончания Тринадцатилетней войны в отличие от других Гердауэну не была возвращена свобода. Более того – в 1469 город лишился своего городского статуса. Забегая вперед, замечу, что городом Гердауэн стал вновь только в 1831 году.
В судьбе Гердауэна началась не самая светлая полоса. В 1485 Гердауэн был сожжен (почти полностью) вторгшимися в пределы орденского государства польскими отрядами. Жители быстро восстановили строения, но в 1585 в Гердауэне произошел сильнейший пожар, и восстанавливать строения пришлось вновь. Затем небольшие пожары происходили здесь регулярно. Наиболее известны пожары 1637 и 1665 года. В 1672 вновь упоминается замок Гердауэн. К этому времени замок был заброшен, необитаем и постепенно разрушался. Затем по Пруссии прокатилась страшная эпидемия чумы (1709-10). Тогда в Гердауэне умерла ровно половина жителей. Известна перепись населения, уцелевшего после чумы. В 1729 году в селении жило всего 813 человек. Из диковин того времени упоминается «плавучий остров» на озере Бактинзее. Предполагается, что это было сплетение корнями кустарников с нанесенным грунтом и выросшей травой. Остров имел размеры 4,5х1,5 метра, перемещался от дуновения ветра и был известен по всей Пруссии.
В Гердауэне в 1741 году родился один из великих людей Пруссии XVIII века, современник Канта, писатель-сатирик, драматург Теодор Готтлиб фон Гиппель. Наиболее известны его социально-философские труды «Брак» и «О гражданском воспитании». Гиппель дослужился до звания обербургомистра Кенигсберга и умер на этом посту в 1796.
_________________________________________________________
Гиппель (Хиппель) Теодор Готтлиб фон (1741-1796), директор королевской Уголовной коллегии (с 1780), правящий бургомистр (с 1780), обербургомистр (1782-96), писатель. Провел судебную реформу (1782) в ходе которой все три городских суда объединили в королевский городской суд, где руководящие посты заняли чиновники Его величества. Его регламентом от 28 июня 1783 года магистрат был сокращён до 12 человек, было упрощено делопроизводство и чётче определены компетенции. В 1796 купил земли на территории современного Центрального парка культуры и отдыха и проложил по ним хорошую дорогу. Анонимно издал две книги социально-критического содержания, вызвавшие большой интерес: «О браке» и «О бюргерском улучшении женщины», автор лирических стихов (под псевдонимами), романов «Жизненные пути по восходящей линии», «Зигзаги в жизни рыцаря от A до Z». Масон, член ложе «Трех корон». Похоронен на профессорском кладбище в Народном парке (сейчас зеленая зона между ул. Генерала Галицкого и Гвардейским проспектом.
_____________________________________________
В 1809 Гердауэн освободился от зависимости рода фон Шлибен и стал муниципальным образованием, правда, еще без городского статуса. В этот же год в Гердауэне по королевскому указу была проведена 4-я Прусская ярмарка. Наконец в 1822 в городе стали проводить политику «осовременивания»: засыпали городской ров, улицы привели в соответствие с требованием времени. К счастью, город избежал сноса средневековых строений, и любой житель области может, приехав в Железнодорожный, и сейчас прикоснуться к 600-летней старине.
Полученный (точнее, возвращенный) 1831 статус города принес свои изменения в жизнь Гердауэна. Город был включен в ряд экскурсионных маршрутов. Замок продан полковнику барону фон Ромбергу. Сын полковника Макс фон Ромберг поступил в духе нашего времени – снес в 1872 все средневековые строения и построил на их месте жилой дом. (Ну, ни свинья ли?). От орденского замка сохранились лишь старые подвалы. В 1882 имение на месте замка приобрел некто Альфред фон Янсон.
В 1872 закончили строительство железной дороги Инстербург (Черняховск) - Алленштайн (Ольштын), прошедшей через Гердауэн. Именно тогда Гердауэн стал «железнодорожным», но еще с маленькой буквы в написании.
Первая мировая война не обошла стороной Гердауэн. Центр города был сильно повреждён, некоторые дома горели. Требовали капремонта 75 домов, но не один из них не был снесён, а все были восстановлены. К 1921 году в городе уже нельзя было обнаружить следов войны. Каждый город Восточной Пруссии, подвергнутый разрушениям в ходе военных действий, имел своего города-покровителя в центральной Германии, помогавшего другому в послевоенные годы. Для Гердауэна это был город Рендсбург.
Обязательно нужно рассказать о зелёном наряде города. Поскольку центр оставался средневековым, то на узких улочках деревья не высаживались, озеленять город было очень сложно. Озеленены были только новые улицы, но в городской черте были созданы два лесопарковых массива: на западе Штадтфорст, 666 га, на востоке Киндерхофвальд с примыкающим замковым парком, (Kinderhofwald, Schlosspark) 1394 га. В 1917 году было закончено строительство узкоколейки (кляйнбана) в Растенбург.
К 1939 году в Гердауэне проживало 5118 жителей.
Вторая мировая война особого ущерба Гердауэну не нанесла. Все разрушения в городе нанесла не война, а произвол властей и равнодушие местных жителей к историческим памятникам. Сразу после войны в бывшей церкви был устроен склад, потом была снята черепица, затем пожар уничтожил деревянные перекрытия. Сейчас это место облюбовали гробокопатели да местные мальчишки, которые лазают внутри башни. Местные жители - любители истории разбирают на кирпичи уникальный памятник архитектуры XIV века.
Еще не поздно подремонтировать фахверковые дома на площади, еще не поздно превратить посёлок в туристический центр, возможно даже европейского масштаба. Очень и очень жаль, что пока состоянию уникальнейших памятников архитектуры остаётся желать лучшего. В свое время это отразила телепередача «Вокруг света». С тех пор ничего не изменилось…
© Matrasoff
Как укрепленный пункт Бартии Гердауэн существовал задолго до тевтонского сражения. К моменту захвата крестоносцами крепости во время прусского восстания (1251 г.) ее название упоминается как «Гердавия», «Гирдове», «Гердаво». По хронике свое имя место и крепость получили по имени бартского вождя Гердава из рода Рендалия. Видимо вождь был неглуп и понял соотношение сил в тевтонско-прусском противостоянии. Во всяком случае, после падения крепости он «добровольно» принял христианство и даже добился от папы Иннокентия IV разрешение на постройку церкви у крепости. В более поздних хрониках он уже упоминается как «Святой Гердав», что возможно говорит о причислении его к лику святых. Вот так – из язычников в святые, такие уж были тогда времена.
В 1257 в Бартии было образовано орденское комтурство с центром в крепости Гердауэн (так она стала называться). В документе от 14 апреля 1257 года упоминается и первых комтур Гердауэна – Герникус де Альфред. То есть эта дата вполне может использоваться как дата основания Гердауэна.
В 1260 году Гердав подвигнулся было на основание у крепости города, но начавшееся второе прусское восстание перечеркнуло все его планы.
Гердав отличился и во время второго прусского восстания. Во-первых, он в отличие от многих принявших христианство пруссов не поддержал восставших. Более того, он выступил против предводителя восставших бартов Дивана. В свою очередь Диван повел бартов на Гердавию. Несмотря на стойкость защитников Гердауэна, скоро стало ясно, что крепость долго не продержится. Когда закончились запасы продовольствия, Гердав сам подпалил крепость и ринулся с воинами на прорыв окружения. Внезапность прорыва принесла ему успех, и большая часть воинов добралась до Кенигсберга.
Представители рода Рендалия появились в районе Гердауэна после подавления восстания. Поскольку в хрониках имя Гердава больше не употребляется, можно предположить, что он к тому времени умер или погиб в бою. Род Рендалия упоминается же в хрониках до 1336 года.
В начале XIV века орден решил восстановить укрепления в районе Гердауэна. По замыслу это должен был быть каменный замок с резиденцией комтура. На реке Омет (Стоговая) построили запруду и мельницу. Назначенный в 1315 году комтур Гердауэна Иоханнес фон Виннунген приступил к строительству замка. В день Святых Петра и Павла 1325 года замок был торжественно освящен. В память об этом событии на гербе Гердауэна были изображены Петр и Павел. Но к тому времени комтурство Гердауэн уже было упразднено, и замок стал резиденцией пфлегера. К слову и 1325 год также можно рассматривать как год образования нынешнего поселка Железнодорожный.
Первый раз показать свою мощь замок мог в 1347 году, когда к Гердауэну подошли войска великого князя литовского Ольгерда. Но литовское войско замок штурмовать не стало. Как часто было при таких набегах, литовцы сожгли окружающие деревни, истребили или взяли в плен не успевших спрятаться в замке жителей, захватили имущество и скот и убрались восвояси.
Еще в середине XIV века на холме напротив замка образовалось крупное поселение. В 1345 построили сохранившуюся до сих пор церковь. Население в Гердауэн все прибывало, и в 1398 году селение получило от гроссмейстера Конрада фон Юнгингена городское право. Дата и ныне отмечается как день рождения поселка, что, как говорилось выше, не совсем правомерно.
По договору о городском праве Гердауэн получил 66 земельных наделов. С 1398 по 1407 год развернулось большое строительство и концу этого периода все наделы были застроены. Некоторые из тех домов стоят до сих пор… Это едва ли не единственный населенный пункт, где сохранились жилые дома орденского периода. В 1406 году были достроены городские укрепления. Северная стена кирхи была укреплена и соединилась с городской стеной. Уникальные старые ворота, впоследствии расширенные в жилой дом, стоят до сих пор, но, к сожалению, этот памятник архитектуры находится в весьма плачевном состоянии. В Гердауэне примерно в конце XIV века был построен небольшой доминиканский монастырь.
Начавшаяся Великая война с поляками и литовцами (1407-11) не способствовала городскому процветанию. И до 1428 года о Гердауэне ничего не было слышно. В 1428 Гердауэн вошел в Прусский союз городов и начал борьбу за свободу от тевтонского диктата. Естественно, что масло в огонь подливало польско-литовское лобби. Не сумев окончательно разгромить орден в ходе Великой войны, поляки всячески способствовали его разрушению изнутри. В отличие от других прусских городов для Гердауэна эта борьба за свободу кончилась весьма неожиданно. Когда началась Тринадцатилетняя война ордена с Прусским союзом, то в качестве союзника ордена в Прибалтику был приглашен саксонский рыцарь-феодал Георг фон Шлибен со своим отрядом. Именно Шлибен в 1454 взял штурмом Гердауэн, за что получил его в наследную собственность. После окончания Тринадцатилетней войны в отличие от других Гердауэну не была возвращена свобода. Более того – в 1469 город лишился своего городского статуса. Забегая вперед, замечу, что городом Гердауэн стал вновь только в 1831 году.
В судьбе Гердауэна началась не самая светлая полоса. В 1485 Гердауэн был сожжен (почти полностью) вторгшимися в пределы орденского государства польскими отрядами. Жители быстро восстановили строения, но в 1585 в Гердауэне произошел сильнейший пожар, и восстанавливать строения пришлось вновь. Затем небольшие пожары происходили здесь регулярно. Наиболее известны пожары 1637 и 1665 года. В 1672 вновь упоминается замок Гердауэн. К этому времени замок был заброшен, необитаем и постепенно разрушался. Затем по Пруссии прокатилась страшная эпидемия чумы (1709-10). Тогда в Гердауэне умерла ровно половина жителей. Известна перепись населения, уцелевшего после чумы. В 1729 году в селении жило всего 813 человек. Из диковин того времени упоминается «плавучий остров» на озере Бактинзее. Предполагается, что это было сплетение корнями кустарников с нанесенным грунтом и выросшей травой. Остров имел размеры 4,5х1,5 метра, перемещался от дуновения ветра и был известен по всей Пруссии.
В Гердауэне в 1741 году родился один из великих людей Пруссии XVIII века, современник Канта, писатель-сатирик, драматург Теодор Готтлиб фон Гиппель. Наиболее известны его социально-философские труды «Брак» и «О гражданском воспитании». Гиппель дослужился до звания обербургомистра Кенигсберга и умер на этом посту в 1796.
_________________________________________________________
Гиппель (Хиппель) Теодор Готтлиб фон (1741-1796), директор королевской Уголовной коллегии (с 1780), правящий бургомистр (с 1780), обербургомистр (1782-96), писатель. Провел судебную реформу (1782) в ходе которой все три городских суда объединили в королевский городской суд, где руководящие посты заняли чиновники Его величества. Его регламентом от 28 июня 1783 года магистрат был сокращён до 12 человек, было упрощено делопроизводство и чётче определены компетенции. В 1796 купил земли на территории современного Центрального парка культуры и отдыха и проложил по ним хорошую дорогу. Анонимно издал две книги социально-критического содержания, вызвавшие большой интерес: «О браке» и «О бюргерском улучшении женщины», автор лирических стихов (под псевдонимами), романов «Жизненные пути по восходящей линии», «Зигзаги в жизни рыцаря от A до Z». Масон, член ложе «Трех корон». Похоронен на профессорском кладбище в Народном парке (сейчас зеленая зона между ул. Генерала Галицкого и Гвардейским проспектом.
_____________________________________________
В 1809 Гердауэн освободился от зависимости рода фон Шлибен и стал муниципальным образованием, правда, еще без городского статуса. В этот же год в Гердауэне по королевскому указу была проведена 4-я Прусская ярмарка. Наконец в 1822 в городе стали проводить политику «осовременивания»: засыпали городской ров, улицы привели в соответствие с требованием времени. К счастью, город избежал сноса средневековых строений, и любой житель области может, приехав в Железнодорожный, и сейчас прикоснуться к 600-летней старине.
Полученный (точнее, возвращенный) 1831 статус города принес свои изменения в жизнь Гердауэна. Город был включен в ряд экскурсионных маршрутов. Замок продан полковнику барону фон Ромбергу. Сын полковника Макс фон Ромберг поступил в духе нашего времени – снес в 1872 все средневековые строения и построил на их месте жилой дом. (Ну, ни свинья ли?). От орденского замка сохранились лишь старые подвалы. В 1882 имение на месте замка приобрел некто Альфред фон Янсон.
В 1872 закончили строительство железной дороги Инстербург (Черняховск) - Алленштайн (Ольштын), прошедшей через Гердауэн. Именно тогда Гердауэн стал «железнодорожным», но еще с маленькой буквы в написании.
Первая мировая война не обошла стороной Гердауэн. Центр города был сильно повреждён, некоторые дома горели. Требовали капремонта 75 домов, но не один из них не был снесён, а все были восстановлены. К 1921 году в городе уже нельзя было обнаружить следов войны. Каждый город Восточной Пруссии, подвергнутый разрушениям в ходе военных действий, имел своего города-покровителя в центральной Германии, помогавшего другому в послевоенные годы. Для Гердауэна это был город Рендсбург.
Обязательно нужно рассказать о зелёном наряде города. Поскольку центр оставался средневековым, то на узких улочках деревья не высаживались, озеленять город было очень сложно. Озеленены были только новые улицы, но в городской черте были созданы два лесопарковых массива: на западе Штадтфорст, 666 га, на востоке Киндерхофвальд с примыкающим замковым парком, (Kinderhofwald, Schlosspark) 1394 га. В 1917 году было закончено строительство узкоколейки (кляйнбана) в Растенбург.
К 1939 году в Гердауэне проживало 5118 жителей.
Вторая мировая война особого ущерба Гердауэну не нанесла. Все разрушения в городе нанесла не война, а произвол властей и равнодушие местных жителей к историческим памятникам. Сразу после войны в бывшей церкви был устроен склад, потом была снята черепица, затем пожар уничтожил деревянные перекрытия. Сейчас это место облюбовали гробокопатели да местные мальчишки, которые лазают внутри башни. Местные жители - любители истории разбирают на кирпичи уникальный памятник архитектуры XIV века.
Еще не поздно подремонтировать фахверковые дома на площади, еще не поздно превратить посёлок в туристический центр, возможно даже европейского масштаба. Очень и очень жаль, что пока состоянию уникальнейших памятников архитектуры остаётся желать лучшего. В свое время это отразила телепередача «Вокруг света». С тех пор ничего не изменилось…
© Matrasoff
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Информация блестяще выложена в полном объеме Александром,поэтому я дополню только фотографиями...
Старый Гердауен...
Замок Гердауен(после перестроики в усадьбу).

Вид сверху.


Открытка.

Старый Гердауен...
Замок Гердауен(после перестроики в усадьбу).

Вид сверху.


Открытка.

У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
И наконец современный поселок Железнодорожный...
Кирха...

Закладное клеймо на стене кирхи...

Надгробная плита...(находилась внутри кирхи...сказали что увезли в музей,но в какой никто не знает...)

Не тронутая советским гением строительства улочка (надо признать,таких там большинство)

Кирха...

Закладное клеймо на стене кирхи...

Надгробная плита...(находилась внутри кирхи...сказали что увезли в музей,но в какой никто не знает...)

Не тронутая советским гением строительства улочка (надо признать,таких там большинство)

У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Паркетный завод...(у немцев был заводом по изготовлению кирпича)


Внутри помещения...(человек,который там работает,сказал что белые пятна на потолке-это следы от стоявших там труб...)

В части где лежит "отработка" стоит немецкий станок...



Внутри помещения...(человек,который там работает,сказал что белые пятна на потолке-это следы от стоявших там труб...)

В части где лежит "отработка" стоит немецкий станок...

У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Замковая мельница...(выкуплена частным лицом...однако навести порядок или начать делать ремонт владелец не торопится...зато поторопился выстроить домик сразу за ней(мельницей)...)

Механиз подачи воды из озера и ее перекрытия...

Водопад под мостом перед мельницей...


Механиз подачи воды из озера и ее перекрытия...

Водопад под мостом перед мельницей...

У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- пруссак
- Собиратель
- Сообщения: 408
- Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
- Откуда: только что из архива
- Благодарил (а): 46 раз
- Поблагодарили: 128 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
судя по надписи, это нивелирная точкаCHERNAYA писал(а):И наконец современный поселок Железнодорожный...
Закладное клеймо на стене кирхи...
ein schuß gesunden wahnsinns
- пруссак
- Собиратель
- Сообщения: 408
- Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
- Откуда: только что из архива
- Благодарил (а): 46 раз
- Поблагодарили: 128 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
вокзал в гердауэне инойCHERNAYA писал(а):Железнодорожный вокзал..

ein schuß gesunden wahnsinns
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
сорри...совсем невнимательная стала...пруссак писал(а):вокзал в гердауэне инойCHERNAYA писал(а):Железнодорожный вокзал..

Вокзал вот...

а это здание(точно не знаю что там располагалось)стоит южнее центральной площади(ну или по-просту где автобус останавливается)мне очень и очень стыдно...

У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Еще фото...
Мешок...

Ворота...

Усадьба...точнее вид с ее крыши...

Усадьба на открытке...(размеры оцените)

Мешок...

Ворота...

Усадьба...точнее вид с ее крыши...

Усадьба на открытке...(размеры оцените)

У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Пивной завод до сноса всей правой чати...

Владельцы завода и усадьбы...

Мельница...

И оцените какой чудесный фахверк...


Владельцы завода и усадьбы...


Мельница...

И оцените какой чудесный фахверк...

У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
-
- Сообщения: 42
- Зарегистрирован: 15-12-2009 17:57:58
- Откуда: Московская область
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Фото мешка - на ум приходит легендарный слоган: ГЕРМАНИЯ - КАЧЕСТВО БЕЗ КОМПРОМИССОВ! 

- МёбиуС
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6243
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Откуда: Gumbinnen, Ostpreussen
- Благодарил (а): 3426 раз
- Поблагодарили: 2069 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Ну до кучи сюда ещё и план замка
пыщ-пыщ трололо, я тут быдло и фуйло!
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Саш,поправлю...на твоем плане не замок,а усадьба...МёбиуС писал(а):Ну до кучи сюда ещё и план замка
1831г-Гердауен получает статус города,замок продан полковнику барону фон Ромбергу.
1872г-Сын полковника Макс фон Ромберг снес остатки средневекового замка и построил на их месте жилой дом(усадьбу).От орденского замка сохранились лишь старые подвалы.
1882г-имение приобрел Альфред фон Янсон.
Заблуждение о "замке" пошло от переселенцев(окрестивших так усадьбу,что в принципе оправдано...она(усадьба)поражала размерами)
У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- preussen
- Краевед
- Сообщения: 1115
- Зарегистрирован: 15-11-2005 12:28:59
- Откуда: Koenigsberg
- Благодарил (а): 269 раз
- Поблагодарили: 750 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Пара видов кирхи...
"Калининград - это продолжение города другими средствами" (Карл Шлёгель)
- logo
- Архивариус
- Сообщения: 5833
- Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
- Откуда: НН
- Благодарил (а): 1306 раз
- Поблагодарили: 1230 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Денис, сохранившийся дом в Железнодорожном с фахверковой конструкцией - на твоем фото справа? 

- МёбиуС
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6243
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Откуда: Gumbinnen, Ostpreussen
- Благодарил (а): 3426 раз
- Поблагодарили: 2069 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Подпись на фото, в левом верхнем углу - Замок ГердауэнCHERNAYA писал(а):Саш,поправлю...на твоем плане не замок,а усадьба...МёбиуС писал(а):Ну до кучи сюда ещё и план замка
1831г-Гердауен получает статус города,замок продан полковнику барону фон Ромбергу.
1872г-Сын полковника Макс фон Ромберг снес остатки средневекового замка и построил на их месте жилой дом(усадьбу).От орденского замка сохранились лишь старые подвалы.
1882г-имение приобрел Альфред фон Янсон.
Заблуждение о "замке" пошло от переселенцев(окрестивших так усадьбу,что в принципе оправдано...она(усадьба)поражала размерами)
пыщ-пыщ трололо, я тут быдло и фуйло!
- preussen
- Краевед
- Сообщения: 1115
- Зарегистрирован: 15-11-2005 12:28:59
- Откуда: Koenigsberg
- Благодарил (а): 269 раз
- Поблагодарили: 750 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Нет, на старом фото жилой дом, а сохранился фахверковый склад.logo писал(а):Денис, сохранившийся дом в Железнодорожном с фахверковой конструкцией - на твоем фото справа?
"Калининград - это продолжение города другими средствами" (Карл Шлёгель)
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
я видела,но позволю не согласится...усадьба в некоторых случаях на карте подписана как Gut,Dom,(всего не помню,было еще что-то по моему...),а Schloss действительно переводится как замок,но в некоторых случаях трактуется как имение...МёбиуС писал(а):Подпись на фото, в левом верхнем углу - Замок ГердауэнCHERNAYA писал(а):Саш,поправлю...на твоем плане не замок,а усадьба...МёбиуС писал(а):Ну до кучи сюда ещё и план замка
1831г-Гердауен получает статус города,замок продан полковнику барону фон Ромбергу.
1872г-Сын полковника Макс фон Ромберг снес остатки средневекового замка и построил на их месте жилой дом(усадьбу).От орденского замка сохранились лишь старые подвалы.
1882г-имение приобрел Альфред фон Янсон.
Заблуждение о "замке" пошло от переселенцев(окрестивших так усадьбу,что в принципе оправдано...она(усадьба)поражала размерами)
У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Вот,кстати,это здание я изначально подписала как вокзал,это здание городской ратушей было при немцахsveko писал(а):Сейчас это школа.
У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- viktoria39
- Читатель
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: 05-11-2009 01:07:36
- Откуда: Кёнигсберг
- Благодарил (а): 23 раза
- Поблагодарили: 12 раз
- Контактная информация:
- viktoria39
- Читатель
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: 05-11-2009 01:07:36
- Откуда: Кёнигсберг
- Благодарил (а): 23 раза
- Поблагодарили: 12 раз
- Контактная информация:
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Бутылки из под минеральной воды XVIII в.
было так...

то что удаалось склеить...хотябы фрагментами...кусочков не хватило))))


Если будет клеится дальше (по мере выимки материала) буду данное сообщение дополнять.
было так...

то что удаалось склеить...хотябы фрагментами...кусочков не хватило))))


Если будет клеится дальше (по мере выимки материала) буду данное сообщение дополнять.
У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Конюшни усадьбы Gerdauen. (сейчас вет. клиника)


Вентиляция...

Орденские подвалы со времен постройки замка.








Вентиляция...

Орденские подвалы со времен постройки замка.






У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- МёбиуС
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6243
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Откуда: Gumbinnen, Ostpreussen
- Благодарил (а): 3426 раз
- Поблагодарили: 2069 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Друже, специально для тебя нашёл )))Ulrich Schulz писал(а):Господа!
Просьба помочь с информацией по Gerdauen (Железнодорожный). В частности интересует информация о ведении боевых действий в этом районе в период Мировых войн, а также о наличии каких-либо укреплений. Есть абстрактные данные о том, что кирха Гердауэна пострадала в ходе военных действий в 1914г и впоследствии была реконструирована - никакой конкретики.
пыщ-пыщ трололо, я тут быдло и фуйло!
-
- Исследователь
- Сообщения: 634
- Зарегистрирован: 09-02-2010 11:31:17
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 352 раза
- Поблагодарили: 377 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Очень красивые фото Железнодорожного и др.
http://antenario.livejournal.com/tag/До ... ательности
http://antenario.livejournal.com/tag/До ... ательности
- Кальтер
- Интересующийся
- Сообщения: 245
- Зарегистрирован: 24-12-2007 19:07:14
- Откуда: Московская область
- Благодарил (а): 120 раз
- Поблагодарили: 48 раз
- Контактная информация:
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
У себя нашёл такую фотку. Подписана, как Гердауен.
Надеюсь, так оно и есть.
Надеюсь, так оно и есть.
Ich bin, die gibt es nicht, aber mich! (Полтергейст)
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Ulrich Schulz писал(а):
Господа!
Просьба помочь с информацией по Gerdauen (Железнодорожный). В частности интересует информация о ведении боевых действий в этом районе в период Мировых войн, а также о наличии каких-либо укреплений. Есть абстрактные данные о том, что кирха Гердауэна пострадала в ходе военных действий в 1914г и впоследствии была реконструирована - никакой конкретики.
Вот фото кирхи в Гердауэне. Датировано как 1914 год.

У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5089
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2365 раз
- Поблагодарили: 3659 раз
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 522
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 257 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Вот еще парочка фотографий...
Город после 1 мировой...

Солдаты на фоне кирхи...

Вид кирхи изнутри...

Город после 1 мировой...

Солдаты на фоне кирхи...

Вид кирхи изнутри...

У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- Valentin
- Краевед
- Сообщения: 851
- Зарегистрирован: 26-10-2010 20:24:31
- Откуда: Metgethen (Лесное, поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 1125 раз
- Поблагодарили: 429 раз
Re: Gerdauen (Железнодорожный)
Вот по этим ссылкам много разных фотографий http://picasaweb.google.com/cheemailru/GerdauenRu# http://ru.trekearth.com/gallery/Asia/Ru ... 057128.htm и ещё фото