rogi писал(а): ↑01-12-2022 06:24:25
На ВАМА этих зенитных абшуссмельдунгов 10000 тонн вывалили.
Свен Карлсен об этом мне сообщил в середине ноября, и даже прислал несколько документов по Восточной Пруссии, включая про как бы сбитый «Ла-5» 7.08.44. Только сразу выяснилось, что часть документов он самостоятельно сфотографировал во Фрайбурге и прислал ещё в 2020 году. Так что, из "10000 тонн зенитных абшуссмельдунгов" по Восточной Пруссии явно только небольшая кучка, а с остальными пусть разбираются "историки" из МО РФ: у них большинство лётчиков продолжает числиться "не вернувшимися с задания/пропавшими без вести".
Кроме того, зенитная артиллерия – дело тёмное. Так сказать, литературный пример:
Дитер Нолль "Приключения Вернера Хольта"
К вечеру, как обычно, к ним в барак «Дора» заглянул Земцкий. Его очень скоро произвели в младшие писари при командном пункте, и поскольку он ночью обслуживал телефонные линии, соединяющие все батареи подгруппы, то был хорошо осведомлён о местных событиях.
— Только что передавали из подгруппы, — сообщил он: — «Хэндли-Пэйдж-Галифакс», которого подбили во вторник ночью, присуждён истребителям.
— Как истребителям? — возмутился Феттер. — Вот подлость!
За последнее время в окрестности были подбиты три четырехмоторных бомбардировщика. И каждый раз между батареями возникали жестокие споры, причём Кутшера не отстаивал прав своей батареи.
— А это потому, что наш командир, майор Белинг, они нашего капитана терпеть не могут, — комментировал Шмидлинг. Нескончаемые споры между батареями приводили, как правило, к тому, что стоявшие по соседству соединения истребителей предъявляли свои претензии и сбитые самолёты относили на их счёт.
На этот раз заволновался и Вольцов. Он, как и все, мечтал о значке зенитчика, которым награждались батареи за шесть сбитых самолётов.
— Чёрт знает, что такое! — пищал Земцкий. Он откашлялся и продолжал, стараясь говорить басом, — Готтескнехт как-то поставил ему «плохо» за «неподобающий военному жидкий голосок»: — Я во вторник нёс службу воздушного наблюдения. Истребители уже с час как убрались, когда упал «Галифакс».
— Сволота! — не утерпел Вольцов.
А вот аналогичный пример из документов от Свена Карлсена.
Как-то в теме
https://www.forum-kenig.ru/viewtopic.php?p=94630#p94630
Schreiber писал(а):
№ 3
16.08.44. Oblt. Klenk Jasta: i.Führer-Kür.St. Pe-2 15 N/US-3.8: at 8.000 m. 10.14 Film C. 2035/II Anerk: Nr.
"Пе-2", 47-й гв. орап ГК КА – не вернулся с задания. Экипаж пропал без вести:
пилот - ?
гв. лт. Мищенко Владимир Федорович, летчик-наблюдатель
гв. серж. Батраченко Михаил Дмитриевич, в/стрелок
За это время выяснилось, что пилот — это гвардии лейтенант Бурдыкин Юрий Васильевич 1921.
Но, оказывается, зенитная группа "Данциг" даже мухи не пропустит
Зенитная подгруппа "Данциг-Норд"
Командный пункт, 16.8.44
387-й тяжёлый зенитный батальон (дивизион)
командир
Заявление командира батальона (дивизиона) о сбитом самолёте 16.08.44 в 10.13.
Я был на позиции тяжёлой батареи в Брезен (Brzeźno), когда самолёт-разведчик подошёл к району действий батареи со стороны Цоппота на большой высоте. Его обстреляла зенитная батарея из Готенхафена, и поэтому его можно было легко обнаружить. Разрывы снарядов батареи Готенхафена ложились за машиной. Батарея 235/I открыла огонь с замедлением взрывателя 20 секунд; разрывы залпов накрыли цель. Примерно через 30-40 секунд открыла огонь батарея 4./387. 11 залпов по 6 снарядов в каждом легли кучно и так близко к машине, что однозначно следует предполагать попадание. Пока батарея 4./387 ещё вела стрельбу, дальномерщик батареи заметил клубы дыма из правого двигателя и чуть позже падения машины.
Я сам следил за машиной через прибор Kdo Gerät (ПУАЗО) батареи 235/I и могу подтвердить эту информацию. На мой взгляд, в поражении самолёта в основном участвовали батареи 4./387, 235/I и 237/I. За нашим истребителем, о котором доложил один из наблюдателей батареи, я не наблюдал.
Майор и командир батальона (дивизиона).
Abschußmeldung/
Отчёт о стрельбе
1.) Время (день, час, минута) и район падения:
16 августа 1944 г., 10:15 в 2 км к северо-западу от Порденау, примерно в 10 км к северо-востоку от Диршау. US 6-4. Высота 7600 м
2.) Каким подразделением велась стрельба?
4./114 (о) (RAD)
3.) Тип сбитого самолёта:
ПЕ-2
4.) Национальная принадлежность:
СССР
Заводской номер. Бортовой номер:
не определено
5.) Тип разрушения:
попадание в конструкцию
а) Пламя с темным дымом,
пламя со светлым дымом
б) Детали отлетели, разобраны (объясните тип деталей) разорваны на части:
1 двигатель оторван
в) вынужденная посадка (с этой или с той стороны фронта, плавная или жёсткая)
г) подожжён за линией фронта на земле
6.) Дополнительная информация (только если это можно было наблюдать):
а) по эту или по другую сторону фронта
б) падение: вертикально, пологий угол, удар со взрывом, пылевое облако
в)
не наблюдалось, почему?
Не удалось наблюдать из-за пересечённой местности.
7.) Судьба пассажиров (погибли, спрыгнули с парашютом, не замечены):
1 человек спрыгнул с парашютом, 2 человека погибли (сгорели в самолете)
8.) Боевой отчёт:
Кроме боевого донесения командира батареи, части должны доложить следующее:
а)
День 16.08.1944 г.
б) Время начала стрельбы (по радио)
10.15.
в) Направление полёта цели (по сигналу воздушной тревоги):
полёт 5-6
г) Координаты положения батареи (взвода),
листы карты ТС 81а; г 43655,57 ч 21801,84
д) Способ стрельбы:
оптическая наводка с Kdo. Ger.40 (ПУАЗО)
f) Тип огня и использование боеприпасов:
беглая групповая стрельба, 20 выстрелов.
ж) точные сведения о поведении цели при обстреле (определения терминов - обратите внимание внимательно):
сначала машина кувыркалась почти вертикально, но затем её стало невозможно наблюдалось.
0.U., den 16.8.1944.
Oberleutnant Heinz Oschkinat.
Zeugenbericht zum Flugzeugabschuß am 16.8.1944/
Показания свидетеля о сбитом самолёте 16.08.1944 г.
16 августа 1944 года между 9:45 и 10:30 я находился на железнодорожной линии Данциг-Диршау с целью проверки путей. Около 10 часов 10 минут, когда я был на станции Гутехерберге, я услышал стрельбу зенитной артиллерии и вскоре смог разглядеть один самолёт. Из-за большой высоты, по моим оценкам около 7-8000 м, я не смог определить его тип.
Минуты через 2-3 зенитный огонь прекратился, и я тоже потерял машину из виду. Примерно через 1 минуту зенитный огонь возобновился, по-видимому, с одной батареи, двумя или тремя залпами. Сразу после того, как в небе появились последние разрывы, я заметил вертикально опускающийся столб дыма и снова увидел машину. При падении она один раз повернулся вокруг своей оси на высоте около 3000 м. После этого этот шлейф дыма разделился на две части. Одна часть быстро продолжала падать вертикально, а меньшая часть, по-видимому, часть крыла, неоднократно мелькала на солнце и развалились. С моей точки зрения, это произошло в юго-юго-восточном направлении, примерно в 10-12 км.
За все время наблюдения не было слышно никакого другого шума авиационных двигателей, кроме машины, которую я видел и которую атаковала зенитная артиллерия.
Flakgruppe Westpreußen/
Зенитная группа "Западная Пруссия"
Flakregiment 62/
62-й зенитный полк
Ib (отдел тыла)
Gef.-Stand (Командный пункт),
17.8.1944.
Betr.: Abschuss 1 "Pe 2" am 16.8.1944 bei Danzig/
Сбитый "Пе-2" 16.08.1944 в районе Данцига.
Bezug (ссылка): без
Anl. (Anlage приложение) -41-
Кёнигсберг (Пруссия)
Зенитная группа "Западная Пруссия" представляет в приложении сообщения о стрельбе следующих подразделений:
235/I, 237/I, 218/I, 4./387 = зенитной подгруппы "Данциг-Норд"
и 4./114 зенитной подгруппы "Данциг-Зюйд"
К донесениям о стрельбе прилагаются отчеты о стрельбе зенитных батарей, эскизы траекторий стрельбы и показания очевидцев.
При изучении документации становится ясно, что батарея 4./114 зенитной подгруппы "Данциг-Зюйд" начала обстрел только после того, как батареи подгруппы "Данциг-Норд" прекратили огонь. Свидетельские показания обер-лейтенанта Ошкинат из штаба зенитной группы "Западная Пруссия" утверждают, что только после обстрела этой батареи вражеская машина начала гореть. Таким образом, зенитная группа приписывает успех этой батарее (4./114).
Немецкий истребитель (FW-190) был замечен в непосредственной близости от вражеской машины только после того, как она загорелась. Поэтому можно предположить, что точка зрения командира зенитной подгруппы "Данциг-Норд", согласно которой вражеская машина, подбитая истребителем, уже была обстреляна зенитной артиллерией, соответствует действительности.
Падение "Пе-2" произошло в 10:16 между Франгенау и Порденау недалеко от Нойтайха в Данцигской низменности. Машина сгорела, экипаж погиб.
11. Flakbrigade (o) /
11-я стационарная зенитная бригада
Gef. St. (Командный пункт) 18.08.44
Ic – Az. (дело/папка) 7
Luftflottenkommando 6 (Командованию 6-го Воздушного флота)
Betr.: Abschußmeldung einer Pe 2/
Отчёт о стрельбе по "Пе-2"
Bezug: ohne
Anlg.: 42
An
Gen. Kdo. II. Flakkorps/
Командованию 2-го зенитного корпуса
В сводке будет представлено донесение зенитной артиллерии о сбитом "Пе-2" 16.08.44 в 10.16 между Франгенау и Порденау недалеко от Нойтайха в Данцигской низменности.
На перехват также поднимался немецкий истребитель ("ФВ-190" из "Курьерской эскадрильи фюрера", аэродром Растенбург, обер-лейтенант Венк), тоже сделавший заявку на победу.
Поэтому по приказу командования аэродромного узла 2/I Эльбинг авиабазе Лангфур было поручено эвакуировать (изучить?) обломки машины.
Участвующие в стрельбе зенитные батареи (4./114, 235/I, 237/I, 218/I, 4./387) просят засчитать сбитый самолёт им.
В документе неточность: фамилия пилота "ФВ-190" Кленк, Готтхольд (Klenk, Gotthold). До перевода в курьерскую эскадрилью летал на бомбардировщике "Хе-111". Имел 2 победы. Сбит и погиб 14.01.45 западнее Одера в 3 км к северу от Фалькенберга.
В качестве итога: бумаги извели много, но ясно только, что ничего не ясно.